Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:53, курсовая работа
Цель данной работы – выявить основные причины и предложить способы ограничения роста теневого сектора в экономике России. Для достижения цели необходимо решить задачи:
1. Дать анализ уровня развития теневого сектора в российской экономике.
2. Выявить формы теневых операций.
3. Раскрыть негативный эффект “теневой” деятельности на экономику России.
4. Выявить пути ограничения роста “теневой” деятельности в России.
Введение.............................................................................................................. 3
Глава 1. Анализ уровня развития “теневой” экономики в России..............5
1.1. Причины развития “теневой” экономики..............................................5
Глава 2. Формы “теневой” деятельности......................................................8
2.1. Виды “теневой” экономики, связанные с особенностями экономической либерализации в России..........................................................9
2.2. Условия формирования “теневой” экономики....................................14
2.3. Формирование “теневой” экономики в финансовой и
банковской сфере………………………………………………………….....15
2.4. Рынок ценных бумаг............................................................................17
2.5. Пенсионное обеспечение..................................................................... 17
Глава 3. Оценка влияния “теневой” деятельности на экономику России…………………………………………………………………………....19
3.1. Основные причины ухода предприятий в теневую экономику.... ....19
3.2. Факторы увеличения объема “теневой” экономики........................... 19
3.3. Негативные последствия экономики переходного периода............... 21
3.4. Стабилизирующее влияние “теневой” экономики............................. 23
3.5. Дестабилизирующее влияние “теневой” экономики.......................... 24
3.6. Что сильнее - факторы стабилизации или дестабилизации?............. 26
3.7. Структура “теневой” экономики......................................................... 27
3.8. Понятие отмывания денег, полученных преступным путем.............. 29
3.9. Основные цели легализации доходов, полученных преступным путем …………………………………………………………………………….31
3.10. Операции, подобные отмыванию денег............................................ 31
3.11. “теневая” экономика и налоговая преступность............................. 32
3.12. Неучтенные операции....................................................................... 33
3.13. Сокрытие части оборота................................................................... 34
3.14. Псевдооперации................................................................................ 34
Глава 4. Пути ограничения роста “теневой” деятельности на экономику России 36
4.1. Практикуемые подходы к “высветлению” “теневой” экономики ….36
4.2. Проблемы ослабления “теневой” экономики.................................... 38
4.3. Создание правовых экономических условий по сокращению “теневой” экономики...................................................................................................... 47
Заключение.................................................................................................. 50
Список использованной литературы.....................................
3.13. Сокрытие части оборота
Ко второй группе теневых
операций относятся такие коммерческие
сделки, которые намеренно исполняются
и отражаются в первичных и
в бухгалтерских документах только
частично, в итоге создаются неучтенная
продукция или выручка. Для доказательства
того, что создание неучтенной продукции
является именно целью сделки, а
не последствием сокрытия от налогообложения
результатов реальной сделки, необходимо,
чтобы сокрытая часть оборота
была выведена из того оборота, в котором
она непосредственно
В бухгалтерских счетах или
первичных счетах могут также
не отражаться эпизоды сделок. Многие
контракты заключаются, например, при
помощи посредников и передаются
на исполнение третьим организациям.
Но при этом не оформляется в письменной
форме с соответствующими изменениями
и дополнениями, хотя посредники получают
вознаграждение от 3% до 6%, которые фактически
уходят в “тень“. Вывод сокрытой
выручки из легального оборота и
свидетельствует о теневом
3.14. Псевдооперации
Этот вид “теневой” операции осуществляется посредством заключения фиктивного контракта – псевдосделки. Суть этого способа состоит в следующем: оформляется фиктивная сделка, благодаря которой денежные средств или товар, предусмотренный к продаже, формально отражены в учете какой-либо фирмы, а реально оказываются выведенными в “теневой” оборот или вновь легализуются в другом финансово-хозяйственном обороте. При этом инициатор сделки уходит от любой предусмотренной законодательством ответственности. Ведь факта налогового преступления или правонарушения нет: сделка учтена, перечисленные средства или поставленный товар отражены в дебиторской задолженности предприятия, с произведенной сделки начислены или могут быть начислены все необходимые налоги. А то, что средств для уплаты налогов не оказалось, - проблема налоговых органов, благо существующая законодательство “позволяет“ сделать подобный вывод.
Заключение одной псевдосделки – проявление простой псевдооперации. На практике нередко встречаются случаи, когда в целях создания дополнительных трудностей при отслеживании финансовых потоков и снятия с себя ответственности за уклонение от уплаты налогов в схемах поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) и расчетов руководителями хозяйствующих субъектов часто используются либо подставные фирмы.
Схемы сокрытия доходов при
помощи подставных фирм и фиктивных
документов иногда разрабатываются
высокопрофессиональными
Глава
4. Пути ограничения роста “теневой”
деятельности на экономику России
4.1. Практикуемые подходы к “высветлению” “теневой” экономики
В государственных властных структурах, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем “теневой” экономики.
Первый — радикально-
Второй — репрессивный — подход возник как своеобразная реакция на социальные негативы описанного либерального. Он предполагает: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов РФ; улучшение взаимодействия спецслужб в рассматриваемом отношении, формирование системы тотального контроля и доносительства: общее ужесточение законодательства, направленного против “теневой”“ экономики, усиление мер наказания. В качестве одной из попыток реализации репрессивного подхода можно рассматривать принятие Государственной Думой в первом чтении представленного Минфином РФ законопроекта “О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам“.
Идея проекта, казалось бы, естественна: поскольку государству не удается зарегистрировать доходы, следует поставить под контроль расходы граждан (от 500 до 1000 минимальных окладов в течение года) и подобным путем, во-первых, выявить действительные доходные параметры состоятельных групп населения, во-вторых, принудить их раскрыть источники сокрытых средств, в-третьих, собрать недовыплаченные налоги. Однако для достоверного прогнозирования последствий проектируемых действий необходимо вернуться к причинам разбухания “теневой” части экономики. Их много, но главные замыкаются на сложившиеся общие условия хозяйствования. Последние подавляют отечественное производство, вынуждают предпринимателей укрывать доходы от неподъемных налогов и выводить капитал из производства в финансовую сферу и за границу, криминализируют общество. Не только богатый мировой опыт (в том числе примеры латиноамериканских стран), но и практика преобразований в России свидетельствуют: “теневая“ экономика есть реакция хозяйствующих субъектов и граждан на систему, которая поставила их в положение жертв правового и экономического беспредела (чего стоит недавнее публичное признание председателем Верховного суда РФ того, что судебные решения исполняют криминальные структуры).
Реализация рассматриваемого законопроекта лишь ужесточит эту систему. Под пресс попадут прежде всего мелкие и средние предприниматели, а также те трудящиеся, которым удалось получить некоторые денежные средства сверх мизерных окладов (у воротил же бюрократическо-криминальной экономики, в руках которых как раз и сосредоточена основная масса не контролируемых государством доходов, особых проблем не возникнет: их регистрируемые доходы, образующие “надводную часть айсберга“, настолько велики, что достаточны для оправдания любой текущей покупки, сколь значительной бы она ни была). Причем поведение этих “накрываемых“ карающими статьями закона лиц спрогнозировать несложно: чтобы не “засвечиваться“, они или отложат на время кампании крупные покупки (что безусловно снизит общую хозяйственную активность), или постараются обойти закон (к примеру, подкупать возможных осведомителей, оформлять торговые сделки по частям или вообще их не документировать). Приближенные же к власти имеют высокие шансы обрести благодаря законопроекту эффективные экономические и политические рычаги для шантажа и устранения конкурентов (внешне мотивы задействования этих рычагов будут самыми благовидными — наказание за сокрытие доходов). Став фактором поощерения тотального доносительства, подобный закон не дал бы никаких гарантий от утечки соответствующей информации от чиновников уголовному миру.
В общем, поскольку в законопроекте упор сделан на преследование людей, а не на устранение условий, препятствующих превращению “теневой”“ деятельности в легальную, экономические результаты его принятия окажутся во многом противоположными декларируемым: вместо расширения налоговой базы — ее сужение, вместо подавления криминальных тенденций — их усиление.
Не более благоприятными будут, пожалуй, и социальные результаты использования преимущественно репрессивных методов. Проводя этот курс, власти столкнутся с сопротивлением не только “теневиков“ - хозяйственников, ставших, как уже отмечалось жертвой губительных для производства общих условий хозяйствования, но и значительной части рабочих, которым “теневая“ экономика помогает своевременно получать заработную плату и избегать безработицы. Поддержка же подобных мер со стороны сравнительно слабых ныне групп рядовых бюджетников, пенсионеров, рабочих и служащих “лежащих на боку” предприятий, как представляется, не позволит создать оптимального баланса сил в обществе. Уровень поддержки населением властей при использовании комплекса репрессивных мер оценивается экспертами как “относительно низкий”, а уровень сопротивления властям — как “относительно высокий”. В общем, задействование репрессивных методов, не сулящее перспектив существенного обогащения государственной казны, чревато ростом социального напряжения: всплеском безработицы, ослаблением кадрового потенциала руководящего звена экономики (в связи с возможным бегством способных хозяйственников за границу и вывозом капитала) и т.п.
Существует мнение о том, что предлагаемый вариант легализации теневого капитала желателен, но нереалистичен, ибо “теневики“ - хозяйственники этого не захотят. Однако в этой дискуссии важно принять во внимание следующие очевидные обстоятельства.
Предприниматели рассматриваемой категории постоянно находятся под “дамокловым мечом”, причем угрозы идут и от государства, и от криминальных элементов. Уходя от налогов, “теневик“ - хозяйственник не избегает поборов: взяток чиновникам-коррупционерам и платы криминалитету. Экономические последствия этих поборов ддя предпринимателей те же самые, что и результаты жесткого налогового прессинга, однако соответствующие средства выплачиваются государственным и частным рэкетирам, а значит, налицо состав преступления. Такое положение комфортным не назовешь, и с накоплением минимально достаточного капитала у его субъекта (особенно с увеличением возраста и появлением перспективы передачи денег по наследству) резко нарастает стремление “спать спокойно”.
Однако это лишь морально-психологическая сторона дела. А есть и чисто экономические факторы, связанные, в частности, с тем, что любая сфера, в том числе “теневая”, имеет свои пределы поглощения капитала, и раньше или позже “теневики“ - хозяйственники оказываются перед необходимостью выхода за границы занятой ниши.
Наиболее активными критиками
идеи легализации “теневого“ капитала
являются представители
4.2. Проблемы ослабления “теневой” экономики
До какого уровня возможно реально снизить гигантские размеры “теневой” экономики? Поскольку полностью ликвидировать последнюю просто невозможно, то обоснованным параметром в стратегии должен стать ее удельный вес, не превышающий 10% валового внутреннего продукта. Этого уровня государство должно достичь путем резкого сокращения теневых операций олигархических структур, коррупции и взяточничества госаппарата. Необходимо принять меры для легализации значительной части вынужденной внелегальной экономики.
Важными стратегическими направлениями борьбы с экономической преступностью следует считать: совершенствование правовой основы и формирование здоровой регулируемой рыночной экономики, условия которой стали бы невыгодными для теневого бизнеса; более либеральное налоговое законодательство; упрощение системы регистрации для малого и среднего бизнеса; ужесточение наказания за использование служебного положения в личных целях; приравнивание коррупции и взяточничества к наиболее тяжким преступлениям.
Не менее важными
При выборе механизмов реализации стратегических целей важно найти оптимальное соотношение между экономическими и административными мерами государственного воздействия на теневую экономику.
Практически ни у кого не
вызывает сомнения, что существующая
налоговая система - это тормоз для
дальнейших финансово-экономических
преобразований. НЭП в свое время
легализовал скрытые капиталы. Существенную
роль при этом сыграла разумная налоговая
политика: налог составлял 25% дохода
частника. Это позволило ему
Информация о работе Пути ограничения роста “теневой” деятельности на экономику России