Теневая экономика в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:17, реферат

Краткое описание

Структура и содержание курсовой работы предугадывает освещение более принципиальных тем и вопросов. Материал выстроен в определённой последовательности. В первой главе можно ознакомиться с определением и сущностью теневой экономики. Во второй главе упор делается на предпосылки и последствия теневой экономики. В третьей главе даются рекомендации по решению данной трудности.

Оглавление

Введение
Глава 1. Определение и сущность теневой экономики
1. Понятие теневой экономики
2. Структура теневой экономики
Глава 2 предпосылки и последствия теневой экономики
1. предпосылки возникновения теневой экономики
2. Эволюция теневой экономической деятельности
3. Социально-экономические последствия теневой и криминальной экономической деятельности
Глава 3. способы борьбы с теневой экономикой
3.1 Социально-правовой контроль над экономической преступностью в России
3.2 Подходы к «высветлению» теневой экономики
Литература……………………………….

Файлы: 1 файл

Теневая экономика в России.doc

— 197.50 Кб (Скачать)
 

Содержание:

Введение

Глава 1. Определение  и сущность теневой экономики

1. Понятие теневой экономики

2. Структура  теневой экономики

 

Глава 2 предпосылки  и последствия теневой экономики

1. предпосылки  возникновения теневой экономики

2. Эволюция теневой  экономической деятельности

3. Социально-экономические  последствия теневой и криминальной  экономической деятельности

 

Глава 3. способы  борьбы с теневой экономикой

3.1 Социально-правовой  контроль над экономической преступностью в России

3.2 Подходы к  «высветлению» теневой экономики

 

Литература……………………………….

 

 

Введение

        В экономической науке есть  много неисследованного. Но, пожалуй,  тяжело отыскать другой таковой  пример, когда масштабы экономического  явления и степень его изученности  были бы так несопоставимы. Эта неувязка теневой экономики, которая обхватывает все сферы жизнедеятельности общества.

        Теневая экономика представляет  собой совсем тяжелый для исследования  предмет; это парадокс, который  относительно просто найти, но  нереально точно измерить, т.К. Фактически вся информация, которую удается получить ученому-экономисту, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.

        Теневая экономика представляет  энтузиазм, до этого всего с  точки зрения всего влияния  на протекание большинства обыденных, “нормальных”, экономических явлений действий: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом. Это влияние теневых отношений в России так велико, что представляет опасность для экономической сохранности и суверенитета страны в целом и совсем очевидна необходимость их анализа.

         Актуальность заморочек, выбранной  мною курсовой работы, не нуждается  в особом обосновании. Удельный  вес и влияние криминального  сектора в экономике приблизились  к той черте, за которой вероятна утрата обществом контроля за направленностью социально-экономических и политических действий.

        В условиях криминализованной  экономики растет потребность  в комплексном исследовании теневой,  скрытой от регистрации и противоправной экономической деятельности как с позиции криминологии, криминалистики, уголовного права, так и экономических наук.

         Структура и содержание курсовой  работы предугадывает освещение  более принципиальных тем и  вопросов. Материал выстроен в  определённой последовательности. В первой главе можно ознакомиться с определением и сущностью теневой экономики. Во второй главе упор делается на предпосылки и последствия теневой экономики. В третьей главе даются рекомендации по решению данной трудности.

 

 

Глава 1. Определение и сущность теневой экономики

1. Понятие теневой экономики

        Трудности теневой экономики завлекли внимание исследователей еще в 30- х годах. В конце 70-х годов возникли серьезные исследования данной сферы. 
        Одной из первых серьезных работ в данной области является работа П.Гутманна 
(США) "Подпольная экономика" (1977 г.), В которой обращалось внимание на недопустимость игнорирования её масштабов и роли.В 1983 году в г. Белефелде была проведена первая интернациональная конференция по теневой экономике, на которой было представлено около 40 докладов, затрагивавших трудности теневой экономики в условиях разных хозяйственных систем. В отечественной науке и экономической практике энтузиазм к проблемам теневой экономике отчетливо проявился в 80-е годы. Это было обусловлено как социально-экономическими причинами, связанными с возрастанием её роли в народном хозяйстве и криминализацией, так и с идеологическим причинами. Последние проявились в стимулировании управлением страны научных исследований, направленных на выявление деформаций и дискредитацию командной социально-экономической системы государственного социализма.В настоящее время одного общепринятого универсального понятия теневой экономики не сформулировано. Обилие позиций обусловлено, как правило, различиями в характере решаемых авторами теоретических и прикладных задач, а также в методологии и методике исследования.

         Рассмотрим главные подходы к определению интересующего нас понятия. 
Исследователи при исследовании теневой экономики управляются в основном следующими целями: базовый теоретический анализ, статистическая оценка, оптимизация социально-экономической политики, улучшение правоохранительной деятельности, обеспечение экономической сохранности. 
         Учетно-статистический подход. При учетно-статистическом подходе главным критерием выделения теневых экономических отношений выступает их неучитываемость, то есть отсутствие фиксации официальной статистикой. 
         Более последовательным и развитым является учетно-статистический подход на базе методологии системы государственных счетов (СНС) ООН. Понятие теневой экономики определяется исходя из основной цели СНС - очень чёткого учета всех видов экономической деятельности, обеспечивающих настоящий вклад в создание валового внутреннего продукта (ВВП). 
        В согласовании с методологией СНС все проявления теневой экономики разделяются на две группы: 
а) продуктивные виды деятельности, результаты которых учитываются в составе ВВП; | 
б) преступления против личности и имущества, не включаемые в состав ВВП и фиксируемые на особом счете для уменьшения статистических погрешностей.

        В состав производительной части теневой экономики, включаемой в ВВП, включаются следующие элементы: 
1. характеристики законной деятельности, скрываемой либо приуменьшаемой производителями в целях уклонения от уплаты налогов либо выполнения остальных обязательств; 
2. характеристики неформальной (неофициальной легальной) деятельности, в том числе:

. деятельность  некорпорированных (то есть конкретно  принадлежащих одному владельцу, частенько - семейных) компаний, работающих для собственных нужд, то есть создание продуктов и услуг, сделанных в домашних хозяйствах и ими же потребленных;

. деятельность  некорпорированных компаний с  неформальной занятостью

(временные бригады строителей и т.П.). 
3. характеристики неофициальной нелегальной деятельности, в том числе:

А) легальные виды деятельности, которыми занимаются нелегально (к примеру, без лицензий и особых разрешений);

Б) нелегальная деятельность, представляющая собой запрещенные законом создание и распространение продуктов и услуг, на которые имеется эффективный рыночных спрос (создание и распространение наркотиков, проституция, контрабанда). 
          Преимуществом данного подхода является возможность количественной оценки скрытой части производительной экономической деятельности на базе общепринятой методологии СНС, использования результатов расчетов при формировании экономической политики и интернациональных сопоставлений. 
           Результаты расчетов характеристик теневой экономики по методологии СНС являются только ценными для формирования социально-экономической политики, в особенности в сложившейся в России ситуации, когда неувязка контроля над теневой экономикой перешла из категории чисто полицейских в разряд экономико-политических.

          Рассмотрим классификацию теневых экономических явлений по разным основаниям. 
В зависимости от характера результата выделяют теневую экономическую деятельность:

1. производительную, вносящую настоящий вклад в  создание валового государственного продукта;

2. перераспределительную,  не связанную с настоящим созданием  экономических благ, но перераспределяющую  доходы и имущество. 
         По отношению к официальной экономике различают внутреннюю и параллельную экономику. 
         Под внутренней экономикой понимаются интегрированные в официальную экономику теневые дела, связанные с официальным статусом их участников. Другими словами, теневая экономика трактуется с данной точки зрения как нерегистрируемая деятельность тех же самых агентов, которые действуют и в регистрируемой части экономики. Данный подход последовательно реализуется Д. Макаровым. 
          Параллельная (вторгающаяся) экономика - теневые дела, не связанные с официальным экономическим статусом их участников. Данной позиции при характеристике теневой экономики держится Гинзбург В. (Ginsburgh V.), который разглядывает её как особенный сектор с особой производственной функцией, где занята без официальной регистрации часть рабочей силы4. 
          В зависимости от стадий воспроизводственного цикла выделяют:

. теневое создание;

. теневое распределение  (скрытое от учета распределение  доходов, экономические преступления);

. теневой обмен  (реализация нелегально произведенной  продукции, правонарушения в сфере  потребительского рынка, реализация незаконно полученных ценностей);

. теневое потребление  (потребление продукции собственного  производства, ублажение деструктивных, асоциальных потребностей). 
           Подходы к определению теневой экономики различаются также и в зависимости от принимаемых во внимание устройств координации её отдельных сфер и секторов. Выделяют в связи с этим:

. теневой рынок;

. неформальную  экономику;

. властно-насильственный  механизм, связанный в большей  степени с применением либо  опасностью внедрения насилия. 
          Если исследование теневого рынка как неотъемлемого элемента теневой экономики является общим правилом, то неформальный сектор ряд авторов в состав теневой экономики не включают. Властно-насильственный механизм как элемент теневой экономики признается только не многими исследователями. 
          По видам рынков и находящихся в обороте экономических ресурсов выделяют:

. теневые экономические  дела на рынках потребительских  продуктов и услуг;

. на рынках  инвестиционных продуктов;

. на денежных рынках;

. на рынке  труда;

. остальных  рынках (информации, технологий, интеллектуальной  принадлежности).

 

1.2 Структура  теневой экономики 
          В структуре теневой экономики с известной степенью условности могут быть выделены следующие главные сферы либо блоки. 
Производительный сектор (нелегальная экономика), обеспечивающий настоящий вклад в создание валового внутреннего продукта/ 
Перераспределительный сектор теневой экономики включает разные преступления экономической направленности. В литературе для обозначения отдельных частей этого сектора теневой экономики употребляется разные понятия. 
         Существую два особых сектора экономики, которые также являются неконтролируемыми и нерегламентированными, не отражаемыми, как правило, в статистическом учете. Это сектор домашней и сектор общинной экономики. 
Домашняя экономика представлена сферой общественно-нужного производительного домашнего труда, который не оплачивается и находится вне сферы товарного обмена. В домашнюю экономику включается трудовая деятельность по производству товаров, которые заменяют продукты, приобретаемые за средства в сфере официальной экономики. 
Признаками домашней экономики являются: производительный характер, отсутствие учета, официальной регламентации, не противоправный характер, отсутствие обмена в рыночной и нерыночной формах. 
Общинная экономика представлена системой производства и реализации благ и услуг, которая базирована на обмене в не денежной форме. Она действует в рамках сообществ, складывающихся на базе разных форм социальных связей: родственных, соседских, дружественных отношений, близости культур, религиозных взглядов, профессии, идеологической ориентации. 
          Признаками общинной экономики являются: производительный, не противоправный, характер, обмен в не денежной форме, несоблюдение принципа эквивалентности, нерегламентированность, не учитываемый характер. 
Данные сектора не следует относить к теневой экономике. 
Связано это с тем, что сокрытие от учета и налогообложения в этих сферах не происходит. Обязанности официальной регистрации и уплаты налогов законодательство не предугадывает. Данная деятельность не носит, как правило, противоправного характера.

 

 

Глава 2. Предпосылки и последствия теневой экономики

 

2.1 Предпосылки возникновения теневой экономики.

           Предпосылки теневой экономики различны для всех регионов мира, но, комплекс обстоятельств существования теневого бизнеса при рынке будет более разнообразным, в особенности, если иметь в виду не самые устоявшиеся отрасли рыночной экономики.

традиционно выделяют три группы факторов, которые способствуют развитию теневой экономики:

1. Экономические  причины: высокие налоги (на прибыль, подоходный налог и т.д.); 
Официально доля всех налоговых постановлений в России была в 1993-1995 гг. На уровне 30-33% ВВП. Это практически столько же, сколько и в США, но еще меньше по сравнению, к примеру, со скандинавскими странами (в Швеции -61%). 
Есть различные оценки доли изымаемой у предприятии прибыли: от 60 до 80- 
90%. Как понятно, налоговое изъятие свыше 50% прибыли лишает предприятие стимулов к активной производственной деятельности. 
           Уход экономики в "тень" является следствием общего состояния экономики. При плачевном состоянии официальной экономики работа в её теневом секторе может иметь множество преимуществ. 
          С другой стороны, кризисное состояние экономики вынуждает предпринимателей находить более привлекательные ниши для собственной деятельности. Одной из них и является теневой сектор.

2. Социальные  причины: маленький уровень жизни населения, что способствует развитию укрытых видов экономической деятельности; высокий уровень безработицы и ориентация части населения на получение доходов хоть каким методом;

возрастающая  безработица, сгусток беженцев, невыплаты  заработной платы и т. д. являются прелестной "питательной средой" для теневой экономики. Люди, потерявшие работу либо не получающие долгими месяцами заработную плату, соглашаются на все условия нелегальной, теневой занятости: дела с работодателем тотчас основываются лишь на устной договоренности, никакие больничные и отпускные не оплачиваются, увольнение может быть без всяких социальных гарантий и тем более без предупреждения.

           Для работодателей такие дела более чем выгодны: работники оказываются очень заинтересованными в том, чтоб теневой бизнес "владельца" оставался таким; работодатели владеют неконтролируемой властью над наемными работниками; прямые денежные выгоды заключаются уже в том, что никаких налогов на фонд оплаты труда платить не нужно.

3. Правовые  причины: несовершенство законодательства; недостаточная деятельность правоохранительных структур по пресечению незаконной и криминальной экономической деятельности; несовершенство механизма координации по борьбе с экономической преступностью. 
         Незащищенность прав принадлежности порождает у предпринимателей психологию временщика. Соответствующее хозяйственное поведение исходит из того, что если права принадлежности могут быть рано либо поздно нарушены и имеющееся законодательство и правоприменительная практика отнюдь не гарантируют их надежную защиту, нужно употреблять имеющиеся способности по максимуму. Если можно избежать уплаты налогов, максимизировать всеми методами свою прибыль, то это нужно делать. 
        Политическая нестабильность.

Этот фактор также, как и "незащищенность прав принадлежности", провоцирует и развивает психологию временщика. Так как неизвестно, что будет завтра, все средства хороши для приумножения капитала. Принципиально отметить, что если в периоды политической нестабильности теневая экономика развивается совсем динамично, то официальная, напротив, замирает. Причем её размер миниатюризируется не лишь за счет "затенения", но и по причине элементарного свертывания деятельности "до наилучших времен".

          В зависимости от развития рыночных отношений, состояния экономики в целом обстоятельств существования теневой экономики будет больше либо меньше, степень влияния различных из них будет варьироваться. Также на развитие теневой экономики влияют экономическая свобода, граничащая со вседозволенностью деформация морально этических требований.

 

2.2 Эволюция теневой экономической деятельности

          Сравнение результатов исследований, проведенных социологическим центром академии с разрывом в 10 лет (в мае 1990 г. И в феврале 2001 г.), дозволяет судить об конфигурациях, которые произошли за эти годы в теневой экономике.

          Первый бесспорный факт состоит в резком увеличении доли населения, осуществляющего теневую деятельность. По данным опроса, в 1990 г. наряду с работой по официальному месту занятости подрабатывали на теневом рынке труда около 8% трудоспособного населения. В 2001 г. доля населения, совмещающего работу в официальной экономике с теневой деятельностью, составила 41% от количества опрошенных. Из их числа треть (34%) занимается незарегистрированным делом, а 66% – работают по найму на теневом рынке труда. Не считая этого, много людей, которые порвали с официальной экономикой и заняты лишь на нелегальном рынке труда. С учетом того, что в теневой экономике реализуются интересы большой массы населения, требуется наибольшая продуманность мер государственного действия на нее. В ином случае неизбежен рост социальной и политической напряженности в обществе.

            Второй значимый аспект выражается в том, что за годы реформ теневая экономика заняла в нашем обществе отменно иную нишу. Ранее она была в роли антагониста идеологической системы и командной экономики, хотя и компенсировала изъяны последней. Сейчас же она и официальная экономика имеет общую рыночную базу и в известной мере общую идеологическую базу. 
           Но конкретные противоречия меж ними, в центре которых находится правительство, стали более существенными. В повседневной практике это выражается в том, что энтузиазм страны состоит в пополнении денежных ресурсов за счет налогоплательщиков. А вектор энтузиазма компаний и населения развернут прямо противоположно. На этом и держится теневая экономика, сокращающая налогооблагаемую базу, а то и прямо торпедирующая "бремя" налоговых и остальных выплат. В сегодняшних условиях, при которых официальная экономика выживает с огромным трудом, не способна обеспечить эффективную трудовую занятость и приемлемый жизненный уровень людей, теневая экономика, как говорится, обречена на дальнейшее развитие.

           Третья принципиальная сторона трудности связана с тем, что теневая экономика выросла до масштабов параллельной экономики. До этого она была лишь спутником официальных товарно–денежных отношений и занимала несколько процентов ВВП. Роль в ней выражалось в приписках размеров работ и продукции, в мелкой спекуляции, в различных видах нелегального ремесленничества и т. п.. В настоящее время её удельный вес, по оценкам экономистов, достигает 20 – 30%, а то и 40% ВВП. Она срослась с официальной экономикой и частенько конкурирует с ней в использовании трудовых, материальных и денежных ресурсов.

          Четвертая изюминка развития ситуации проявляется в том, что теневая экономика образует симбиоз с теневой деятельностью представителей органов власти и активно утверждается в социальной и духовно–психологической сферах общества. Проникновение теневых отношений в органы правопорядка, юстиции и нелегальная коммерциализация бюджетных учреждений таковы, что вряд ли стоит рассчитывать на их самоочищение.    Во–первых, в разных структурах гос службы пустила глубочайшие корешки чуток ли не отлаженная система поборов; во–вторых, при, в принципе, самом нехорошем отношении общества к поборам многие граждане предпочитают откупаться при решении жизненно принципиальных вопросов. 
Но неувязка столь остра, что противодействие её разрастанию просит решительных мер. Бюрократическое вмешательство в экономику, инициируемое с целью наживы, глушит легальную экономическую деятельность, провоцирует развитие теневых отношений и превращает в фарс борьбу страны с их распространением. Не считая того, наличие теневых отношений в системе государственных учреждений, в здравоохранении, образовании, науке, культуре резко ускоряют процесс утраты правовых и нравственных ограничителей в обществе. Неслучайно в 1990 г. однозначно осуждали "левую" работу в рабочее время 71% опрошенного населения, в настоящее время – лишь 28,2%. ранее торговлю вне магазинов считали зазорной 85%, сейчас – 42,2% населения и т. д. 
              Самопроизвольное оздоровление публичной морали и правового сознания маловероятно. Лобовые призывы к популяции от имени налогового ведомства типа "Уплати налоги и спи тихо" недостаточны, чтоб исправить ситуацию.

             В то же время в обществе имеются социально–психологические предпосылки восстановления нравственных ограничителей и правовых табу, так как в массовом сознании нарастает недовольство действиями морального упадка и даже демонстративной вседозволенности. К примеру, 73,9% опрошенного населения считают совсем недопустимым уклонение от уплаты налогов и денежные махинации в крупном бизнесе. Вызывает огромное раздражение у многих людей, в особенности у управляющих компаний, вымогательство средств в медицинских учреждениях и учебных заведениях, в дорожно–патрульной службе и криминальной милиции, в судах и прокуратуре, в целом в органах власти. В массовом сознании растет понимание того, что теневая экономика наносит обществу больше вреда, чем полезности.

 

2.3 Социально-экономические  последствия теневой и криминальной

экономической деятельности

           Теневая и криминальная экономика является сейчас составным элементом хозяйственной системы. Нехорошие последствия присущи всем видам и проявлением криминальной и теневой экономики. Но в ряде случаев некие теневые процессы оказывают также и некое положительное действие. Эти немногочисленные ситуации рассматриваются в последней части пункта.

           Тут рассматриваются в большей степени нехорошие последствия криминализованной теневой экономической деятельности, неразрывно связанной с совершением общественно вредных незаконных деяний. При определенных условиях криминальная экономика преобразуется в доминирующий, системообразующий сектор экономических отношений, определяющий направленность развития всей социально-экономической системы и создающий условия для собственного функционирования. В более сложных вариантах криминализации подвергаются и государственные университеты, органы власти и управления, демократические учреждения, контролирующая, правоохранительная система. Известны случаи, когда криминальная экономическая деятельность становится основой интернациональной специализации, определяющей место страны в международном разделении труда. Конкретные социально-экономические последствия криминальной экономики очень многообразны, как многообразна и разнопланова самая эта деятельность. Рассмотрим более важные её последствия.

            Нехорошие последствия теневой и криминальной экономической деятельности появляются в разных социально-экономических деформациях: 
1. деформация налоговой сферы;  
2. деформация бюджетной сферы;  
3. влияние на эффективность макроэкономической политики;

4. действие на кредитно-денежную сферу;  
5. деформация структуры экономики;  
6. влияние на экономический рост и развитие;  
7. влияние на инвестиционный процесс;

8. влияние на состояние природной среды;  
9. деформация структуры потребления;  
10. влияние на режим конкуренции и эффективность рыночного механизма;

11. влияние на систему интернациональных экономических отношений;

12. положительные стороны теневой экономики. |

 
1. Деформация налоговой сферы находит проявление во влиянии на распределение налоговой перегрузки и, как следствие, сокращении бюджетных расходов и деформация её структуры. 
            Сокрытие экономической деятельности от контроля и уклонение от уплаты налогов приводит к возрастанию налогообложения доходов, получаемых законопослушными налогоплательщиками. Возрастание налоговой перегрузки провоцирует дальнейшее сокрытие доходов от налогообложения, увеличивает неоправданную дифференциацию доходов и принадлежности. Последствием нелегальной занятости является вытеснение из сферы общественно-полезного труда легальных работников. Общий размер производства не возрастает, а официальная его часть становится меньше, что приводит к понижению налоговых поступлений. Таковым образом, сокрытие даже разрешенной законом экономической деятельности вызывает перераспределение доходов и принадлежности методом деформации налоговой политики и налоговых отношений. 
2. Деформация бюджетной сферы проявляется в сокращении расходов государственного бюджета и деформация его структуры. 
           Сокращение доходов бюджета является предпосылкой недофинансирования государственных институтов регулирования экономики (контролирующих, правоохранительных органов), их ослабление и деградация в тот период, когда более сильна потребность в обеспечении прав и законных интересов участников экономических отношений. Расходы федерального бюджета на реализацию Программы борьбы с преступностью в 1996 году профинансированы лишь на 29% от утвержденного годового показателя за счет средств, выделяемых МВД России на основную деятельность. В первом квартале 1997 г. Данная программа не финансировалась. Ни в 1996, ни в 1997 году средства в государственный фонд борьбы с преступностью не поступали.

            Не менее принципиальным результатом сокращения государственных расходов является сокращение и недофинансирование социальных программ. Это происходит в тот период, когда уровень социальной дифференциации населения достиг критической величины и значимая часть населения живет ниже уровня бедности. Таковым образом, высокая социальная стоимость реформ усугубляется неэффективной социальной политикой. 
          В бедных странах сокращение средств, предназначенных для воплощения социальных программ и инвестиций в целях развития, ставит под опасность социальную стабильность и прогресс. 
          Резкое сокращение государственных расходов обострило структурный кризис, поставив в тяжелое экономическое положение компании военно-промышленного комплекса и остальных отраслей обрабатывающей индустрии, где сосредоточены высокие технологии и более квалифицированный трудовой потенциал.

              Недофинансирование государственных расходов является одной из важнейших обстоятельств кризиса неплатежей, охватившего российскую экономику. 
              Невыполнение бюджетом собственных обязательств является одной из обстоятельств обострения трудности неплатежей, ухудшает финансовое положение компаний настоящего сектора, лишая их оборотного капитала и побуждая к использованию экстремальных, а порой и противоправных стратегий выживания

3. Влияние на эффективность макроэкономической политики проявляется в возрастании ошибок макроэкономического регулирования. Оно связано, как правило, с отсутствием достоверных данных о масштабах, структуре и динамике скрытой части производительной деятельности в легальном и нелегальном секторе. Можно выделить следующие обычные ситуации. 
А) Если нелегальная экономика растет более стремительными темпами, чем легальная, и этот факт не отражается в статистике, то правительство может продолжать политику стимулирования экономического роста посредством расширения денежной массы и действия на спрос (рост государственных расходов, смягчение кредитно-денежной политики) в то время, как в этом нет необходимости. Результатом схожей политики может стать "перегрев" экономики, сопровождающийся повышением темпов инфляции. 
Если, при более динамичном развитии нелегальной экономики, продукты и сервисы, предлагаемые в ней, оказываются дешевле, возникает риск завышенной оценки темпов инфляции. 
          Возможен также вариант, когда темпы инфляции занижаются, так как в расчет не берутся цены нелегального рынка, масштабы которого могут возрастать при дефиците продуктов на официальном рынке. 
Б) Отсутствие адекватного учета масштабов нелегальной экономики может плохо отразиться на политике занятости. Если занятые в нелегальной экономике учитываются как безработные, то оценка уровня безработицы окажется выше настоящей. Это может подтолкнуть правительства проводить экспансионистскую политику в условиях, когда в этом нет необходимости. 
              Другими словами, политика будет ориентирована на увеличение совокупного спроса, подъем уровня производства и увеличение занятости методом смягчения денежно- кредитной политики, а также роста государственных расходов. Итог тот же - возникновение нехватки рабочей силы и рост инфляции. 
В) Ошибки при разработке экономического курса могут возникать и по иным причинам, связанным с недооценкой последствий нелегальной экономики:

- искажение настоящего состояния платежного баланса, вызываемые неконтролируемым движением через границу продуктов и капиталов;

- завышение удельных характеристик налогового давления и государственных расходов в силу того, что они определяются по отношению к заниженному

ВВП, не учитывающего продукты и сервисы в нелегальном секторе;

.-погрешности в оценке распределения доходов. 
Г) Сопоставление размеров денежной массы с заниженным официальным ВВП может внести искажение в денежную политику страны. Если доходы, получаемые от нелегальной экономической деятельности, растут быстрее, чем ВВП, темпы роста денежной массы, рассчитываемые на базе официальных экономических характеристик, окажутся меньше тех, которые определяются настоящими потребностями экономики. 
Эффективность макроэкономической политики снижается также вследствие коррупции, незаконных форм лоббистской деятельности, влияющих на формирование и распределение бюджетных ресурсов. 
4. Влияние на кредитно-денежную сферу проявляется в деформации структуры платежного оборота, стимулировании инфляции, деформации кредитных отношений и увеличении инвестиционных рисков, нанесении вреда кредитным институтам, инвесторам, вкладчикам, акционерам, обществу в целом.

            Манипуляции с валютой, которые осуществляют организованные преступные группировки с целью отмывания средств либо для получения незаконных доходов, могут оказывать пагубное влияние на обменные курсы и банковские системы во многих странах. Не считая того, наличие больших, полученных незаконным методом средств в отдельной стране создает зависимость, которую преступные элементы охотно готовы употреблять. Частенько результатом описанного выше положения может стать инфляция.  
           Криминальная экономическая деятельность оказала негативное действие и на валютный рынок за счет массовой конвертации преступных доходов в иностранную валюты и вывоз её за предел. Криминальные структуры при посредничестве неких коммерческих банков скупали валюту по самому высокому курсу на похищенные средства.

           Преступные организации также представляют собой серьезную опасность существованию денежных и коммерческих учреждений как на государственном, так и на международном уровнях. Внедрение в учреждения, специализирующиеся законной деятельностью, запугивание их владельцев, извращение целей их функционирования до таковой степени, что они уже не могут служить ни интересам общества, ни интересам акционеров, и ослабление управления таковыми учреждениями могут привести к злоупотреблению публичными средствами. 
            Одной из более драматических страниц криминального использования денежных учреждений является деятельность денежных пирамид в России в 1993-1995 гг., Когда в итоге денежных преступлений частным инвесторам был нанесен вред, размер которого оценивается в 20 трлн. неденоминированных рублей. Одним из результатов этих злоупотреблений явилось резкое падение доверия к кредитным учреждениям. 
5. Деформация структуры экономики. Криминальная экономическая деятельность является не лишь следствием деформаций экономической структуры, но и её фактором. Это касается фактически всех её видов. Начиная от сокрытия разрешенной законом экономической деятельности и заканчивая более опасными формами организованной преступности. Рассмотрим некие аспекты этого влияния. Во-первых, криминальная экономическая деятельность, как правило, способствует возрастанию инвестиционных рисков и понижает инвестиционную активность, что понижает спрос на инвестиционные продукты и провоцирует спад в отраслях инвестиционного комплекса. Во-вторых, криминальная экономическая деятельность сосредоточена в большей степени в спекулятивном финансовом и торгово-посредническом секторах экономики, стимулируя их развитие в вред реальному производству. В-третьих, криминальная экономическая деятельность все в значимой степени нацелена на развитие сферы незаконных продуктов и услуг, спрос на которые в странах с переходной экономикой не удовлетворен. В ряде случаев экономика становится зависимой от нелегальных видов экономической деятельности, которые определяют роль страны в международном разделении труда. В-четвертых, структура экономики дрейфует в сторону возрастания удельного веса топливно-энергетической и сырьевой ориентации внешнеэкономических связей. Это обусловлено массовым незаконным вывозом за предел стратегически принципиальных сырьевых продуктов. В-пятых, из всех колоссальных размеров доходов, извлекаемых из незаконной экономической деятельности, только незначительная часть расходуется на поддержание фактически преступной деятельности. Основная масса доходов инвестируется в легальную экономику. 
               Результатом является развитие видов деятельности, используемых для облегчения воплощения криминальной деятельности (предоставление информационных, транспортных, распределительных и других услуг), а также тех, что обеспечивают получение стремительной прибыли. В-шестых, криминализация экономики вызывает возрастание издержек на обеспечение сохранности и охраны, отвлекая экономические ресурсы от производства остальных благ. Издержки данной группы включаются во многих странах в издержки преступности. 
6. Влияние криминальной экономики на экономический рост и развитие не является однозначно деструктивным. Действие является разнонаправленным. 
              Так, сокрытие разрешенной законом хозяйственной деятельности от государственного контроля, несмотря на сокращение налоговых поступлений, в ряде случаев оказывает положительное действие на экономический рост. Это происходит в условиях необоснованной жесткости государственного регулирования, консервативности и неэффективности официальных институтов. 
             В других вариантах, сокрытие экономической деятельности плохо отражается на экономическом развитии, снижая налоговые поступления и вызывая цепь обрисованных выше последствий. Организованная преступность также не непременно препятствует экономическому развитию. Она ограничивает развитие неких законных форм инвестиций и открытых рынков.

             Необыкновенную опасность представляют организованные формы криминальной экономической деятельности для развивающихся стран. Организованная преступность подрывает усилия в области развития, поскольку скудные ресурсы приходится отвлекать от остальных проектов и направлять на борьбу с преступной деятельностью. Не считая того, коррупция, которая сопутствует организованной преступности, понижает "готовность населения идти на жертвы, связанные с политикой развития", и наносит вред принятию оптимальных решений государственными органами.. 
7. Влияние на инвестиционный процесс. Это один из более важных результатов влияния криминальной экономической деятельности на экономическое развитие и может быть очень разным в зависимости от вида, формы криминальной активности, а также социально-экономических условий.

              Сокрытие обычной экономической деятельности от контроля, как правило, ограничивает способности привлечения инвестиционных ресурсов со стороны, в особенности иностранных. Возможна и противоположная ситуация. Так, в современной России, по мнению неких исследователей, экономический спад в легальном секторе перекрыт подъемом в секторе теневой деятельности. 
             Причем обеспечивается он методом сокрытия источника происхождения инвестиций. 
Сокрытие истинных инвесторов является способом страхования инвестиционных рисков.

Оценка действия организованной преступности на инвестиционный процесс  также неоднозначна. С одной стороны, существует точка зрения, согласно которой организованная преступность представляет собой транснациональное явление в период скопления капитала. Фавориты преступных группировок важны для развития экономики. Для экономического развития в целом это может иметь и положительные последствия поскольку несмотря на преступной происхождение средств ускоряется процесс концентрации капитала и не ослабляется инвестиционный процесс. 
             В неких отраслях русской экономики организованная преступность также провоцирует инвестиционный процесс. Это показывает динамичный, но криминализованный рынок недвижимости. Но в целом русский опыт развития организованной преступности не подтверждает справедливость данной точки зрения. 
значимая часть коммерческой деятельности организованной преступности в 
России связана с экспортом стратегических материалов и военного оборудования. Это лишает правительство ресурсов и принципиальных источников дохода. 
Россия теряет капитал, нужный для инвестиций и восстановления производства. 
                Деятельность организованной преступности редко влечет появление новейших производств. Она стремится к получению прибыли в очень короткие сроки, а не к её стабильному росту. Крупная часть прибыли вывозится, лишая страну инвестиционных ресурсов.

               Организованная криминальная деятельность в России подрывает также иностранные инвестиции и торговлю вследствие роста риска капиталовложений. В особенности подвержены действию организованной преступности малые инвесторы. Многие компании не стремятся торговать в странах бывшего СССР, потому что они не могут конкурировать с незаконной деятельность организованной преступности. Иностранные бизнесмены , заинтригованные в интернациональной торговле нефтью и сырьем, не могут избежать коррупции в данной сфере. Международные компании обязаны давать взятки чиновникам, которые имеют право выдавать лицензии на экспорт нефти и драгоценных материалов. Бессчетные вновь основанные экспортные компании контролируются организованной преступностью.

Таковым образом, американские формы обязаны нарушать правовые нормы США, если они желают войти на русский рынок.

                Высокий уровень риска в России способствует специфичному естественному отбору инвесторов, способных противостоять враждебной среде. 
В качестве таковых инвесторов все почаще выступает иностранная организованная преступность, которая владеет механизмами защиты капиталовложений и готова подвергнуться риску во враждебной среде. В то же время легальные западные компании не приходят на рынок из-за опасности вымогательства, а также невозможности получать прибыль легальными методами. 
8. Влияние на состояние природной среды. Преступные организации могут нанести серьезный экологический вред, в особенности слаборазвитым странам. Они не заботятся об окружающей среде. Деятельность организованной преступности уже привела к уменьшению численности осетровых рыб в Каспийском море вследствие браконьерской ловли с целью добычи икры и оптовым заготовкам леса без мероприятий по восстановлению. 
9. Деформация структуры потребления является закономерным следствием криминальных форм перераспределения доходов и принадлежности и расширения рынков нелегальных продуктов и услуг. Имеет место перераспределение ВВП в пользу паразитического потребления. Деформация структуры потребления порождает деформацию отраслевой структуры экономики, стимулируя развитие секторов, обслуживающих обладателей криминальных сверхдоходов. Результатом криминальной экономической деятельности является увеличение расходов узенького круга лиц на предметы роскоши в условиях, когда существует острая необходимость в более широком распределении ресурсов в рамках общества. 
            Отрасли, обеспечивающие ублажение потребностей большинства населения не развиваются и приходят в упадок. 
             Принципиальной тенденцией в изменении структуры потребления является увеличение размера продуктов и услуг, направленных на ублажение и эксплуатацию деструктивных потребностей и влечений. К таким можно отнести наркорынок, эксплуатацию проституции, нелегальный игорный бизнес и остальные. 
10. Влияние на режим конкуренции и эффективность рыночного механизма.

Результаты  влияния на режим конкуренции  нелегальной экономики зависит  от взаимоотношений нелегальных  и легальных компаний, от того, являются ли они конкурирующими. 
            Компании конкурирующей части нелегального сектора экономики наносят вред сравнимо более эффективным компаниям легального сектора и понижают из за собственной относительной неэффективности общее создание и потребление в стране. По этим же причинам деятельность нелегального сектора ведет к увеличению потребительских цен и понижению свойства потребления. 
            Б.Свенссон разглядывает два обычных варианта действия нелегального сектора экономики на легальный:

А). Легальные и нелегальные компании конкурируют в отношении одних и тех же продуктов и услуг.

            Более высокая рентабельность подпольных компаний, не выплачивающих налоги, приводит к перераспределению капиталов и рабочей силы в пользу подпольной экономики. В итоге нарушения правил конкуренции некие легальные компании теряют рынки сбыта, несут убытки и разоряются. Такое перераспределение ресурсов может длиться до тех пор, пока незапятнанная доходность легальных компаний (за вычетом налоговых и остальных отчислений) не сравняется с показателями нелегального сектора. 
Занятие нелегальной деятельностью может не обеспечить сверхприбыли подходящим лицам

б). При отсутствии прямой конкуренции легального и нелегального секторов искажается соотношение цен и остальных пропорций в областях производства и потребления, что не имело бы места, если бы вся экономики была легальной. В условиях полной занятости итог является отрицательным, поскольку продукция легального сектора, высоко оцениваемая потребителями, заменяется более низко оцениваемой продукцией нелегального сектора. Некие экономисты полагают, что умеренное внедрение нелегальной работы может позитивно влиять на уровень всей экономики и стать средством компенсации отдельных утрат с точки зрения эффективности экономики. 
               Предположим, что работодатель намерен нанять работника для выполнения определенной работы. Самая высокая стоимость, которую он готов заплатить, равна выгоде от таковой работы. Для работника самая низкая стоимость, за которую он соглашается произвести работу, составляет компенсацию за сокращение его свободного времени. Если установленная почасовая заработная плата 10 руб. в час, социальные платежи - 39%, подоходный налог - 12%. Это значит, что за час легальной работы работник может бросить себе 8,8 руб. Для работодателя цена работы будет составлять 13,9 руб. за час. Таковым образом, работа будет выполнена легально, если выгода работодателя буде выше выгоды работника в 1,58 (139:88) раз. С публичной точки зрения будет целесообразно трудовое соглашение, где работник, оценивающий свое время дороже 8,8 руб., выполнит работу, которую работодатель оценивает дешевле 13,9 руб. в час. Наибольший эффект будет достигнут, если всем работникам и работодателям удастся заключить соглашение за плату в пределах меж 13,9 и 8,8 руб. за час. Если за счет уклонения от уплаты налогов будут расширены рамки обмена, то есть заключены дополнительные сделки о выполнении работ, которые не были бы выполнены легально, то такие нелегальные сделки могут быть оценены с экономической точки зрения положительно. Общество при этом не теряет налогов, поскольку в легальном режиме работы выполнены не будут.

              Положительные последствия таковой экономической деятельности этим не ограничиваются. Получатели нелегальных доходов, расходуя свои средства, создают спрос на блага, производимые легально с уплатой всех предусмотренных налогов и платежей. Таковым образом, нелегальные доходы создают своеобразный мультипликативный эффект роста дохода и налоговых платежей в смежных отраслях. Это - наглядный пример экономического правонарушения, имеющего следствием Парето-улучшение.

            Что касается остальных форм криминальной экономической деятельности, и до этого всего, экономической и организованной преступности, то их влияние на режим конкуренции однозначно деструктивно. Экономические последствия монополизации были подробно проанализированы при исследовании курса экономической теории. Посреди конкретных форм криминальной экономической деятельности, нарушающих правила конкуренции, особо выделяются злоупотребление доминирующим положением на рынке, незаконное использование авторскими правами, интеллектуальной собственностью, средствами индивидуализации продукции юридического лица, коммерческий подкуп. Особо деструктивно влияние на режим конкуренции организованной преступности, одной из ключевых целей которой является установление монопольного контроля над рынками и сферами деятельности. Способность организованной преступности создавать крупные капиталы и проникать в законный бизнес и с помощью контроля над ценами разорять конкурентов представляет собой серьезную опасность будущему хоть какого общества. 
компании, обретенные лицами, входящими в организованные преступные группировки, как правило, имеют достоинства перед соблюдающими законы соперниками, которые обязаны заботиться о размере получаемых доходов, издержках производства и выплате займов банкам. Проникновение организованной преступности в законную экономику практически безизбежно ведет к нарушению естественного деяния рыночных сил. В конце концов это сказывается на расходах потребителей, которые прямо либо косвенно обязаны платить более высокие цены.. 
           В неких вариантах криминальная экономическая деятельность может оказать положительное действие на развитие конкуренции, развиваясь в тех отраслях, которые имеют тенденцию к монополизации. 
11.Влияние на систему интернациональных экономических отношений.

Крупные незаконные суммы, проникая в мировую экономику, дестабилизируют финансово-кредитную  систему, деформируют структуру  платежного баланса стран, деформируют цены и плохо влияют на доходы частных компаний. Специалисты ООН полагают, что нельзя недооценивать действие "отмытого" капитала на международную экономику. По оценкам, средства, которые в 80-х годах были вовлечены лишь в незаконный оборот наркотиков, составляли порядка 3-5 триллионов баксов. По оценкам неких профессионалов, эти суммы еще выше. Журнальчик South утверждал в 1984 году, что незаконный оборот наркотиков составляет от 8 до 9 процентов общей мировой торговли. Эти масштабы разрешают незаконным преступным группировкам оказывать влияние на мировую финансовую систему.

           Организованная преступность в силу собственной природы склонна к нарушению государственных границ. В итоге её деятельности страны сохраняют суверенитет в формальном смысле этого слова, но, если они не методы поставить под контроль ввоз орудия, людей и наркотиков на свою местность, то суверенитет утрачивает многое из собственного настоящего значения. 
12.Положительные стороны теневой экономики.

Теневая экономика оказывает в ряде случаев и положительное действие на экономические процессы. Это присуще, до этого всего, некрминализованной её части. К примеру, это может относиться к положительной экономической деятельности, скрываемой от учета и налогообложения и вносящей вклад в создание ВВП. 
              К числу положительных сторон скрытой экономической деятельности можно отнести возможность предотвращения банкротства частного лица либо компании и обеспечение занятости части населения.

             Некие социологи разглядывают нелегальный сектор как реакцию на безразличие и враждебность к человеку в современном обществе. Этому сектору, в различие от легального свойственна меньшая отчужденность, а сделки носят более личностный характер. Клиент и торговец сами ищут контакты, поскольку опасность разоблачения не дозволяет торговцу предложить свои сервисы обыденным методом. Деловые дела, не считая того, требуют личного доверия. Работающий нелегально постоянно обязан быть уверен, что работодатель не скажет контрольные сведения властям. А тот, кто платит без квитанции, вряд ли сумеет обратиться в трибунал, если продукт либо качество труда окажутся не на уровне.

            В заключение можно отметить, что все же крупная часть исследователей считают подпольную работу в основном нехорошим феноменом. Нелегальная деятельность может дать некие достоинства практикующим её компаниям 
(увеличение прибыли), работникам (получение способности трудиться) либо потребителям (возможность получить продукты и сервисы по более низким ценам). 
            Нелегальная деятельность не вносит усовершенствований в систему регулирования экономики, а только приводит к усилению борьбы за раздел имеющихся рынков. Развитие нелегального сектора наносит вред государственному бюджету и косвенно - иным экономическим агентам, работающим в рамках закона. Посреди всех форм криминальной экономической деятельности наибольшую опасность представляет сейчас деятельность организованной преступности. Последствия её деятельности не ограничиваются социально-экономической сферой и затрагивают фактически все стороны публичной жизни.

            На восьмом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями отмечено, что организованная преступность время от времени глубоко проникает в государственную администрацию и политические структуры, включая вооруженные силы. Она подрывает демократический процесс, размывает этические нормы и являет предпосылкой покорности, а её последствия пронизывают все аспекты жизни общества. В руководстве для дискуссии на девятом 
Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями отмечено следующее: "Организованная преступность создает прямую опасность государственной и интернациональной сохранности и стабильности и представляет собой фронтальную атаку на политические и законодательные власти, а также создает опасность самой государственности. Она нарушает обычное функционирование социальных и экономических институтов компрометирует их, что приводит к утрате доверия к демократическим действиям. Она подрывает процесс развития и сводит на нет достигнутые успехи. Она ставит в положение жертвы популяция целых государств и эксплуатирует человеческую уязвимость, извлекая при этом доходы. Она обхватывает, опутывает и даже закабаляет целые слои общества, в особенности женщин и детей, и вовлекает их в разные и взаимосвязанные преступные компании, в частности в проституцию".

 

Глава 3. Способы борьбы с теневой экономикой

 

3.1 Социально-правовой  контроль над экономической преступностью  в России

             Социально-правовой контроль представляет собой деятельность по контролю над противоправным поведением в сфере экономики, осуществляемую государственными органами и институтами гражданского общества, преследующую мишень эффективного действия на криминогенные причины, детерминанты экономической преступности.     Сущностью социально-правового контроля над экономической преступностью в самом общем виде является установление правового порядка в жизни и деятельности общества. Он не связан, как правило, с применением уголовно-правовых норм. Уголовно-правовая составляющая находится тут только в той мере, в какой выполняет предупредительную функцию при неэффективности остальных мер. Большинством криминологов признается, что конкретно социально-правовой контроль является главным в общей системе контроля над экономической преступностью. Его антикриминогенная роль подтверждается международными исследованиями. Как отмечает В.В. Лунеев, "…коэффициент корреляции меж углублением социально- правового контроля и удержанием преступности на терпимом уровне выше, чем меж социально-экономическим развитием и уровнем преступности".

Забугорные и отечественные криминологи отмечают взаимосвязь и взаимообусловленность меж гражданскими, административными правонарушениями и преступлениями. В особенности это касается правонарушений и преступлений в сфере экономики. Они имеют общие детерминанты противоправного поведения, общую правовую природу, схожесть механизма формирования личности преступника и пикантной личности, совершаются в одинаковых обычных условиях, порождены сходными причинами и имеют единую направленность. Поэтому эффективная борьба с менее опасными видами правонарушениями - административными, гражданско-правовыми, финансовыми, которую осуществляют контролирующие органы, является эффективным средством предупреждения преступности в сфере экономики. 
          Объектами социально-правового контроля являются материальные и денежные средства, экономическая деятельность разных субъектов экономических отношений. В зависимости от субъектов контроля различают следующие его виды: 
Государственный контроль - осуществляется государственными органами. 
Контроль негосударственных организаций. В зависимости от конкретного субъекта можно выделить:

- банковский контроль - его субъектами выступают коммерческие банки;

- страховой контроль - осуществляется страховыми организациями при страховании ответственности, а также при неких видах имущественного страхования и страхования предпринимательских рисков;

- потребительский контроль - осуществляется потребителями и обществами защиты прав потребителей.

-аудиторский (независящий) контроль - осуществляется специализированными негосударственными аудиторскими организациями;

- контроль, осуществляемый специализированными негосударственными организациями на договорной базе (частные охранные, консалтинговые и остальные организации на рынке услуг сохранности экономической деятельности).

Внутренний контроль - осуществляется подразделениями внутреннего контроля хозяйствующих субъектов: подразделения внутреннего аудита, ревизионные комиссии, службы экономической сохранности организаций. 
В зависимости от предмета и сферы контроля различают:

- денежный контроль (в том числе - налоговый, валютный, бюджетный, аудиторский и т.п.)

- финарегистрационный контроль - контроль за соблюдением законодательства при регистрации субъектов предпринимательской деятельности;

- лицензионный контроль и надзор - контроль за соблюдением законодательства при осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию;

- антимонопольный контроль - контроль за соблюдение антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, органами гос власти и местного самоуправления;

- контроль соблюдения законодательства о защите прав потребителей;

- контроль за соблюдением законодательства в отдельных сферах экономики и на отдельных рынках, в том числе - на рынке ценных бумаг, в сфере страхования, негосударственного пенсионного обеспечения, в сфере торговли, в сфере оборота алкогольной продукции.

Регистрационный контроль. Это вид государственного контроля, осуществляемого гос регистрационной палатой. Этот орган производит регистрацию компаний разных организационно-правовых форм.Законом РФ "О местном самоуправлении в русской Федерации" возможности по регистрации предпринимательской деятельности предоставлены также районной, городской и районной в городе администрации (и. 5 Ст. 57, И. 5 Ст. 68, И. 3 Ст. 78).

            Разрешительный метод возникновения юридических лиц является средством контроля за надлежащим их образованием, который дозволяет осуществлять предварительный контроль до фактического начала их деятельности. Контроль при разработке компаний имеет целью исключить либо воспрепятствовать осуществлять незаконную экономическую деятельность. В частности, в интересах борьбы с коррупцией не могут быть зарегистрированы в качестве предпринимателей и работать по совместительству в коммерческих структурах должностные лица органов гос власти и управления и государственные служащие. 
            Юридический статус хоть какое предприятие приобретает лишь в итоге гос регистрации. При внесении конфигураций и дополнений в уставные документы учредитель должен представить их на перерегистрацию. В процессе перерегистрации регистрационная палата и местная администрация осуществляют текущий контроль за их деятельностью. Несовершенство работающего законодательства о регистрации компаний в определенной степени способствует криминализации экономики. Гражданский кодекс РФ (ст. 51) По этому вопросу делает отсылку на закон о регистрации юридических лиц, который не принят.

             Специалистами предложены ряд мер по усилению регистрационного контроля предпринимательской деятельности. К ним, в частности, относятся - установление ответственности за нарушение порядка регистрации как для возможных управляющих регистрируемых компаний, так и для должностных лиц регистрирующих органов; предугадать правовые основания для отказа в регистрации неким категориям лиц (к примеру, ранее судимым за корыстные либо корыстно-насильственные преступления, в отношении которых возбуждены уголовные дела или имеются другие достоверные данные об их противоправной деятельности). 
Лицензионный контроль и надзор. Лицензирование разных видов деятельности регулируется Федеральным законом РФ от 25 сентября 1998 года N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с переменами от 26 ноября 
1998 г., 22 декабря 1999 г.) 
             Целью лицензирования является обеспечение защиты интересов потребителей, повышение свойства обслуживания населения, соблюдение градостроительных, экологических и санитарных норм, правил торговли. 
             Лицензирующие органы осуществляют следующие возможности:

. лицензирование;

. надзор за  соблюдением лицензиатами лицензионных  требований и условий;

. приостановление  деяния лицензий;

. возобновление  деяния лицензий;

. переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;

. формирование  и ведение реестра лицензий. 
               Надзор за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется государственными надзорными и контрольными органами, лицензирующими органами. 
             Лицензирующие органы имеют право:

. проводить  проверки деятельности лицензиата  на предмет соответствия осуществляемой  лицензиатом деятельности лицензионным  требованиям и условиям;

. запрашивать  и получать от лицензиата нужные  объяснения и справки по вопросам, возникающим при проведении проверок;

. составлять  на основании результатов проверок  акты (протоколы) с указанием конкретных  нарушений;

. выносить решения,  обязывающие лицензиата устранить  выявленные нарушения, устанавливать  сроки устранения таковых нарушений;

. выносить предупреждение  лицензиату;

. осуществлять  другие предусмотренные законодательством  возможности. 
                Государственные надзорные и контрольные органы, другие органы гос власти при выявлении нарушений лицензионных требований и условий докладывают об этом лицензирующему органу. 
               Контроль за соблюдением лицензионных условий осуществляют лицензирующие органы. В случае грубых либо систематических нарушений условий лицензирования лицензия аннулируется либо её действие приостанавливается. 
За воплощение предпринимательской деятельности, подлежащей лицензированию, без лицензии, а также за нарушение установленных условий лицензирования предприниматели привлекаются к административной либо уголовной ответственности (ст. 171 УК РФ). 
Антимонопольный контроль и контроль за соблюдением законодательства о правах потребителей.

              Принятый 22 марта 1991 г. закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" определил организационные и правовые базы предупреждения, ограничения и пресечения правонарушений, связанных с монополистической деятельностью и нарушением прав потребителей. Государственным органом, осуществляющим контроль в данной сфере является Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Положение о Министерстве РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства утверждено постановлением Правительства РФ от 12 июля 1999 г. N 793. 
              Министерство является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, развития предпринимательства и конкуренции на товарных рынках, обеспечения контроля за соблюдением законодательства 
русской Федерации о защите прав потребителей и о рекламе, о регулировании и контроле деятельности субъектов естественных монополий в области связи и на транспорте. 
               Под монополистической деятельностью понимаются деяния (бездействие) хозяйствующих субъектов либо органов власти и управления, направленные на недопущение, ограничение либо устранение конкуренции и (либо) причиняющие вред потребителю. В статьях 5-8 Закона содержатся запреты на совершение разных действий и соглашений, ограничивающих конкуренцию. 
Статья 5. Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке

Статья 6. Соглашения (согласованные деяния) хозяйствующих  субъектов, ограничивающие конкуренцию.

Статья 7. Акты и  деяния федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов русской Федерации  и органов местного самоуправления, направленные на ограничение конкуренции.

Статья 8. Соглашения (согласованные деяния) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов русской 
Федерации и органов местного самоуправления, ограничивающие конкуренцию. 
В статье 10 вышеуказанного Закона запрещены недобросовестная конкуренция в разных её формах. 
              Должностные лица хозяйствующего субъекта, не выполнившие в срок законное предписание Антимонопольного комитета, привлекаются к административной ответственности. Задачки, функции, права Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства определены подходящим Положением. Монополистическая деятельность и ограничение конкуренции влечет в согласовании с работающим законодательством уголовную ответственность (ст. 178 УК РФ). 
Торговый контроль. Важнейшими государственными органами, осуществляющими контроль в данной криминогенной сфере экономики являются: 
Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт 
России), Госторгинспекции МВЭС России, Государственный санитарный надзор 
России, Министерство сельского хозяйства и продовольствия (Минсельхозпрод 
России), Государственный таможенный комитет РФ, Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Таможенный  контроль. Осуществляется Государственным таможенным комитетом 
РФ. Его задачками являются:

. обеспечение  в пределах собственной компетенции  экономической сохранности

РФ;

. защита экономических  интересов РФ;

. организация  внедрения и улучшение средств  таможенного регулирования хозяйственной  деятельности исходя из ценностей  развития экономики РФ и необходимости сотворения благоприятных условий для роли России в мирохозяйственных связях;

. организация  и улучшение таможенного дела  в РФ;

. обеспечение  соблюдения законодательства по  таможенному делу и другого  законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы РФ; обеспечение роли РФ в международном сотрудничестве по таможенным вопросам. 
Функции, права таможенных органов в осуществлении таможенного контроля закреплены Положение о Государственном Таможенном Комитете русской 
Федерации. 
Наряду с этим указанные органы федеральной исполнительной власти оказывают органам внутренних дел содействие в выявлении и раскрытии преступлений в сфере экономики методом:

. роли в мероприятиях  по поиску носителей и источников  информации, свидетельствующих о совершенных грехах;

. направления  (передачи) материалов, в которых  усматриваются признаки преступлений;

. производства  документальных ревизий, исследований, разных проверок и обследований;

. использования  профессионалов этих организаций для роли в процессуальных и других действиях;

. выдачи справок,  документов и дачи консультаций  по разным вопросам производственно-хозяйственной  деятельности и др. 
Предупредительная деятельность органов уголовной юстиции.

Рассмотрим  её на примере МВД РФ.

Одним из направлений  деятельности подразделений по экономическим  преступлениям является контроль за воплощением предпринимательской  деятельности. Для выполнения возложенных  на них обязанностей органам внутренних дел, в том числе и подразделениям по экономическим преступлениям, при наличии данных о влекущем уголовную либо административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, предоставлены нужные права (п. 25 Ст. 11 Закона РФ "О милиции"):

. беспрепятственно  входить в помещения, занимаемые  предприятиями;

. проводить  с ролью собственника имущества  или его представителей осмотр  производственных, складских и остальных  служебных помещений;

. изымать нужные  документы на материальные ценности, денежные средства, кредитные и денежные операции, а также эталоны сырья и продукции; опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, средств и товарно-материальных ценностей;

. проводить  контрольные закупки; требовать обязательного проведения проверок, инвентаризаций и ревизий производственной и финансово- хозяйственной деятельности компаний;

. получать от  их управляющих и материально  ответственных лиц сведения и  объяснения по фактам нарушения  законодательства. 
полиция в целях предупреждения экономических преступлений наделена законодательством также и другими правами (ст. 11 Закона РФ "О милиции"). 
Органы предварительного следствия и дознания получают полученные в ходе расследования уголовных дел сведения, имеющие значение для предупреждения преступлений. При производстве предварительного следствия и дознания они выявляют предпосылки и условия, способствующие совершению преступлений (п. 1 Ст. 10 Закона РФ "О милиции"), и вносят в соответствующие органы и должностным лицам представления о принятии мер к их устранению (п. 13 Ст. 
11 Закона РФ "О милиции").

Требование  о выявлении обстоятельств и  условий, способствующих совершению преступлений, закреплено и в нормах уголовно-процессуального  законодательства (ст. 21, 21', 21'', 68, 140, 213,321, 355 УПК РФ).

Предупредительная деятельность органов внутренних дел  осуществляется также через взаимодействие со специализированными контролирующими  государственными органами. Так, в целях  содействия стабилизации обстановки на потребительском рынке и обеспечения взаимодействия министерств и ведомств РФ по вопросам защиты прав потребителей создан Межведомственный совет по защите прав потребителей, который возглавляет председатель Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства

           

            Важнейшим направлением социально-правового контроля является усиление разных видов контроля за социально-экономическими и политическими действиями, за финансовыми и товарными потоками (бюджетного, банковского, валютного, таможенного и остальных).

            Необходимо последовательно вводить ограничения на совмещение должностей в системе гос службы и в акционерных обществах с долей государственного роли. В настоящее время такое совмещение вполне законно. Так, Указом Президента РФ "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных компаний" (1992 г.) Утвержден перечень важнейших отраслей индустрии, где разрешается поручать на контрактной базе представлять интересы страны в советах директоров должностным лицам органов государственного управления за соответствующее вознаграждение. Пользуясь этим, многие высокопоставленные чиновники министерств и ведомств входят в советы директоров разных акционерных обществ. Этот парадокс представляет собой не что другое как узаконенную коррупцию.

             Нуждается в правовой регламентации процесс перехода государственных служащих на должности управляющих коммерческих компаний.

             Нужно закрепить реально действующие формы коррупции в уголовном законодательстве. К ним, в частности, относятся: коррупционный лоббизм, фаворитизм, протекционизм, взносы на политические цели, взносы на проведение выборов, предоставление конфиденциальной информации, традиции перехода государственных чиновников на должности знатных президентов компаний и частных компаний, инвестирование коммерческих структур за счет бюджета, перевод государственного имущества в акционерные общества, обучение детей за рубежом за счет спонсоров и многие остальные опасные завуалированные формы коррупции.

            Принципиальной антикриминогенной мерой является скорейшее законодательное решение вопроса о предоставлении государственными должностными лицами сведений об имущественном положении членов семей. Денежный контроль за доходами и имуществом должностных лиц и их семей существует во всех цивилизованных странах. Это нашло отражение в Международном кодексе поведения государственных должностных лиц.

            Нужно принятие законов "О борьбе с коррупцией", "О борьбе с организованной преступностью" и "О борьбе с отмыванием доходов, полученных незаконным методом".

           Ввести обязательную криминолого-экономическую экспертизу проектов криминологически важных законодательных и других правовых актов в целях недопущения в них положений (пробелов, исключений и других недостатков), прямо либо косвенно способствующих совершению преступлений в сфере экономики. Проект положения о криминологической экспертизе был разработан по распоряжению Совета сохранности РФ более двух лет тому назад, но так и не был принят, тогда как Положение об экологической экспертизе принято.

            Принципиальным направлением социально-правового контроля над экономической преступностью является эффективное внедрение гражданско-правовых инструментов. Не будучи связанным с применением уголовно- процессуального законодательства эти меры разрешают на совсем легитимной базе, без внедрения сомнительных репрессивных действий значительно подорвать финансово-экономическую базу более опасных видов преступности, в том числе коррупционной.

 

3.2 Подходы  к «высветлению» теневой экономики

              В государственных властных структурах, публичных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению заморочек «теневой» экономики.

              Первый —радикально-либеральный, реализуемый с конца 1991 — начала 1992 г. И связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы начального скопления капитала. Печальные итоги воплощения данного подхода налицо: отмеченные выше критические масштабы «теневой» составляющей отечественной экономики и образование массивных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, угнетение обычной предпринимательской деятельности, до этого всего малого бизнеса, — с другой. 
             Второй — репрессивный — подход появился как своеобразная реакция на социальные негативы описанного либерального. Он предполагает: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой милиции и Министерства денег РФ; улучшение взаимодействия спецслужб в рассматриваемом отношении, формирование системы полного контроля и доносительства: общее ужесточение законодательства, направленного против «теневой» экономики, усиление мер наказания. В качестве одной из попыток реализации репрессивного подхода можно разглядывать принятие гос Думой в первом чтении представленного Минфином РФ законопроекта «О государственном контроле за соответствием больших расходов на потребление практически получаемым физическими лицами доходам».

              Мысль проекта, казалось бы, естественна: поскольку государству не удается зарегистрировать доходы, следует поставить под контроль расходы людей (от 500 до 1000 малых окладов в течение года) и схожим методом, во-первых, выявить действительные доходные характеристики состоятельных групп населения, во-вторых, принудить их раскрыть источники сокрытых средств, в-третьих, собрать недовыплаченные налоги. Но для достоверного прогнозирования последствий проектируемых действий нужно возвратиться к причинам разбухания теневой части экономики. Их много, но главные замыкаются на сложившиеся общие условия хозяйствования. Последние подавляют отечественное создание, вынуждают предпринимателей укрывать доходы от неподъемных налогов и выводить капитал из производства в финансовую сферу и за границу, криминализируют общество. Практика преобразований в России свидетельствуют: «теневая» экономика есть реакция хозяйствующих субъектов и людей на систему, которая поставила их в положение жертв правового и экономического беспредела (чего стоит недавнее общественное признание председателем Верховного суда РФ того, что судебные решения исполняют криминальные структуры).

              Реализация рассматриваемого законопроекта только ужесточит эту систему. 
Под пресс попадут до этого всего маленькие и средние предприниматели, а также те трудящиеся, которым удалось получить некие денежные средства сверх мизерных окладов.

             В общем, поскольку в законопроекте упор сделан на преследование людей, а не на устранение условий, препятствующих превращению «теневой» деятельности в легальную, экономические результаты его принятия окажутся во многом противоположными декларируемым: вместо расширения налоговой базы — её сужение, вместо угнетения криминальных тенденций — их усиление.

             Не более благоприятными будут, пожалуй, и социальные результаты использования в большей степени репрессивных способов. Проводя этот курс, власти столкнутся с сопротивлением не лишь «теневиков»-хозяйственников, ставших, как уже отмечалось жертвой губительных для производства общих условий хозяйствования, но и значимой части рабочих, которым «теневая экономика» помогает своевременно получать заработную плату и избегать безработицы.

            Существует мировоззрение о том, что предлагаемый вариант легализации теневого капитала желателен, но нереалистичен, ибо «теневики»-хозяйственники этого не захочут.

             Итак, какую же политику и деяния проводить государству? Следует учитывать, что база теневого оборота и роста преступности –неучтенные доходы экономических агентов и неисполнение ими же собственных обязательств. 
             Поэтому нужно сделать налично-денежный оборот и неуплату налогов экономически невыгодными и юридически наказуемыми. Примерная программа действий следующая: 
             Следует всячески провоцировать безналичный денежный оборот. К примеру, гражданам, получившим доходы на банковский счет и не обезналичивающим их, можно учесть половину уплаченного ими НДС. Таковым образом, НДС, акцизы и подоходные налоги при этом будут «отсасывать» средства из теневого оборота; 
. нужно запретить бесконтрольное представление и привлечение кредитов, отчуждение принадлежности и принятия на себя обязательств неплатежеспособными предприятиями и гражданами; 
. принципиально децентрализовать, укрепить судебную и правоохранительные органы, закрепив за соответствующими институтами часть налоговых доходов; 
. нужно перевоплотить защиту прав акционеров, инвесторов и кредиторов в государственный ценность.

             Реализация предполагаемых мер приведет к понижению размера кредитных и фондовых операций при обеспечении их эффективности и надежности. 
Многократно возрастут масштабы безналичных расчетов – это для денежной элиты. Правительство получит прирост бюджетных доходов и расходов. Менеджеры обретут перспективу упрочения собственного положения легальным образом вместо вынужденной тактики разворовывания остатков имущества компании. 

               Нет нужды обосновывать, что криминальное общество не в силах обеспечить внедрение инноваций и экономический рост; ужаснее того, разрушая систему снабжения населения социальными благами (до этого всего образования, здравоохранения, общественного обеспечения), оно обрекает себя на деградацию. 
В то же время таковая система может быть относительно устойчива лишь при задействовании внешних источников со всеми вытекающими негативными последствиями.

             Программа интеграции тенового капитала с легальным — только одна, но обязательная составляющая нового курса в экономической политике, суть которого — во всемерном поощрении российского товаропроизводителя.

            В настоящее время легализация теневых капиталов, направляемых в легальную экономику — чуть ли не единственный (в смысле настоящей способности мобилизации) источник крупномасштабного инвестирования в народное хозяйство. Правительство загнало бизнесмена «в тень», и сейчас должно предоставить последнему возможность из нее выйти. 
            Карательные меры к теневикам-бизнесменам приведут к безвозвратной потере для страны больших капиталов, в создание которых тем либо другим методом вложен труд фактически каждого россиянина. Вынудить эти средства работать для общего дела — задачка, достойная истинных реформаторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

 

1) Е  г о р ш и н В.М., К о  л е с н и к о в В.В.  Преступность в сфере экономической деятельности. СПб.: Фонд “Университет”, 2000

2) К  у д р я в ц е в В.Н., Л у н е е в В.В., Н а  у м о в А.В. Организованная преступность и коррупция в России (1997 – 1999). М.:

ИНИОН, 2000.

3) К  л я м к и н И.М., Т и  м о ф е е в Л.М. Теневая Россия: Экономико- социологическое исследование. М.: РГГУ, 2000

4) Косалс  Л. Теневая экономика как изюминка  русского капитализма. -

Вопросы экономики. - 1998

5) Л  а т о в Ю.В. Экономика  вне закона. Очерки по теории  и истории теневой экономики.  М.: МОНФ, 2001

6) С  к о б л и к о в П.А.  Имущественные споры и криминал  в современной

России. М.: Дело, 2001. 344 с

7) С  а т у е в Р.С., Ш р а  е р Д.А., Я с ь к о в  а Н.Ю. Экономическая преступность  в финансово-кредитной сфере.  М.: Центр экономики и маркетинга, 2000.

8) С  е р г е е в Е. Теневики. Борьба с дельцами теневой  экономики. М.:

ООО “Фирма “Хельга””, 2000.

9) С  и г о в В.И., С м и р  н о в А.А. Теневая экономика:  генезис, современные тенденции,  стратегия и тактика вытеснения  из государственного хозяйства  России: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбУЭиФ, 1999. 
10) С л и н ь к о И.А. Вторичная занятость, задолженности по заработной плате, уклонение от налогов и предложение на русском рынке труда.

М.: Русская  экономическая школа, 1999 
11) С в е н с с о н Б. Экономическая преступность, - М.: Прогресс, 1997 
12) П и н к е в и ч Т.В. Преступления в сфере экономической деятельности: уголовно-правовая черта, система, особенности квалификации.

Ставрополь, 1999. 
13) П а н о в а Е.И. “Теневой” сектор и экономический рост. М.: Русская экономическая школа, 1998 
14) Т и м о ф е е в Л.М. Институциональная коррупция: Очерки теории. М.:

РГГУ, 2000. 
15) Ш е с т а к о в А.В. Теневая экономика: Учеб. Пособие. М.: Издат. Дом

”Дашков и К”, 
16) Исправников В., Куликов В.: «Как «высветлить» реформируемую экономику», РЭЖ №5-6, 1997 г. 
17) К у з н е ц о в а Т.: «Некоторые аспекты исследования неформальной экономики в

России», Вопросы экономики №9, 1998г 
18) М а т в е е в А.: «Экономика и жизнь» Январь 1999 № 01 (8747) 
19) Т е л е ш у н С.: «Теневая политика - явление не постоянно отрицательное»,

Ведомости, 8.08.97 
20) Ш м е л е в Н. Неплатежи - неувязка номер один русской экономики//Вопросы экономики. 1997. №4. с. 28.

21) К о с а л с Л. Теневая экономика как изюминка русского капитализма. - 
Вопросы экономики. - 1998. - № 10. - С. 76-77. 
22) С в е н с с о н Б. Экономическая преступность, - М.: Прогресс, 1997, - С. 72-73. 
23) Л у н е е в В.В. Углубление общественного контроля преступности (Материалы круглого стола). - правительство и право, 1999, № 9. - С. 63.

 

 

Министерство  науки и образования Российской Федерации 
Волгоградский Государственный Технический Университет 
ВолгГТУ 
 
 
 
 
Кафедра «Менеджмент, маркетинг и органицазия производства» 
 
 
 
 
 
Реферат по Экономической теории 
 
на тему:  
«теневая экономика России» 

 

 

 

   

 

 

 

Выполнил: ст. гр. ММОП-11 
Колесникова П.А. 
Проверила: доц.,к.э.н. Пескова О.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград 2011г.


Информация о работе Теневая экономика в России