Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:17, реферат
Структура и содержание курсовой работы предугадывает освещение более принципиальных тем и вопросов. Материал выстроен в определённой последовательности. В первой главе можно ознакомиться с определением и сущностью теневой экономики. Во второй главе упор делается на предпосылки и последствия теневой экономики. В третьей главе даются рекомендации по решению данной трудности.
Введение
Глава 1. Определение и сущность теневой экономики
1. Понятие теневой экономики
2. Структура теневой экономики
Глава 2 предпосылки и последствия теневой экономики
1. предпосылки возникновения теневой экономики
2. Эволюция теневой экономической деятельности
3. Социально-экономические последствия теневой и криминальной экономической деятельности
Глава 3. способы борьбы с теневой экономикой
3.1 Социально-правовой контроль над экономической преступностью в России
3.2 Подходы к «высветлению» теневой экономики
Литература……………………………….
Содержание: Введение Глава 1. Определение и сущность теневой экономики 1. Понятие теневой экономики 2. Структура теневой экономики
Глава 2 предпосылки
и последствия теневой 1. предпосылки возникновения теневой экономики 2. Эволюция теневой экономической деятельности 3. Социально-экономические
последствия теневой и
Глава 3. способы борьбы с теневой экономикой 3.1 Социально-правовой
контроль над экономической 3.2 Подходы к «высветлению» теневой экономики
Литература……………………………….
Введение
В экономической науке есть
много неисследованного. Но, пожалуй,
тяжело отыскать другой
Теневая экономика
Теневая экономика
Актуальность заморочек,
В условиях криминализованной
экономики растет потребность
в комплексном исследовании
Структура и содержание
Глава 1. Определение и сущность теневой экономики 1. Понятие теневой экономики
Трудности теневой экономики
завлекли внимание исследователей еще
в 30- х годах. В конце 70-х годов возникли
серьезные исследования данной сферы. Рассмотрим главные подходы
к определению интересующего нас понятия. В состав производительной
части теневой экономики, включаемой в
ВВП, включаются следующие элементы: . деятельность
некорпорированных (то есть . деятельность некорпорированных компаний с неформальной занятостью (временные бригады строителей
и т.П.). А) легальные виды деятельности, которыми занимаются нелегально (к примеру, без лицензий и особых разрешений); Б) нелегальная деятельность,
представляющая собой запрещенные законом
создание и распространение продуктов
и услуг, на которые имеется эффективный
рыночных спрос (создание и распространение
наркотиков, проституция, контрабанда). Рассмотрим классификацию теневых
экономических явлений по разным основаниям. 1. производительную, вносящую настоящий вклад в создание валового государственного продукта; 2. перераспределительную,
не связанную с настоящим . теневое создание; . теневое распределение
(скрытое от учета . теневой обмен
(реализация нелегально . теневое потребление
(потребление продукции . теневой рынок; . неформальную экономику; . властно-насильственный
механизм, связанный в большей
степени с применением либо
опасностью внедрения насилия. . теневые экономические
дела на рынках . на рынках инвестиционных продуктов; . на денежных рынках; . на рынке труда; . остальных рынках (информации, технологий, интеллектуальной принадлежности).
1.2 Структура
теневой экономики
Глава 2. Предпосылки и последствия теневой экономики
2.1 Предпосылки возникновения теневой экономики. Предпосылки теневой экономики различны для всех регионов мира, но, комплекс обстоятельств существования теневого бизнеса при рынке будет более разнообразным, в особенности, если иметь в виду не самые устоявшиеся отрасли рыночной экономики. традиционно выделяют три группы факторов, которые способствуют развитию теневой экономики: 1. Экономические
причины: высокие налоги (на прибыль,
подоходный налог и т.д.); 2. Социальные причины: маленький уровень жизни населения, что способствует развитию укрытых видов экономической деятельности; высокий уровень безработицы и ориентация части населения на получение доходов хоть каким методом; возрастающая безработица, сгусток беженцев, невыплаты заработной платы и т. д. являются прелестной "питательной средой" для теневой экономики. Люди, потерявшие работу либо не получающие долгими месяцами заработную плату, соглашаются на все условия нелегальной, теневой занятости: дела с работодателем тотчас основываются лишь на устной договоренности, никакие больничные и отпускные не оплачиваются, увольнение может быть без всяких социальных гарантий и тем более без предупреждения. Для работодателей такие дела более чем выгодны: работники оказываются очень заинтересованными в том, чтоб теневой бизнес "владельца" оставался таким; работодатели владеют неконтролируемой властью над наемными работниками; прямые денежные выгоды заключаются уже в том, что никаких налогов на фонд оплаты труда платить не нужно. 3. Правовые
причины: несовершенство законодательства;
недостаточная деятельность правоохранительных
структур по пресечению незаконной и криминальной
экономической деятельности; несовершенство
механизма координации по борьбе с экономической
преступностью. Этот фактор также, как и "незащищенность прав принадлежности", провоцирует и развивает психологию временщика. Так как неизвестно, что будет завтра, все средства хороши для приумножения капитала. Принципиально отметить, что если в периоды политической нестабильности теневая экономика развивается совсем динамично, то официальная, напротив, замирает. Причем её размер миниатюризируется не лишь за счет "затенения", но и по причине элементарного свертывания деятельности "до наилучших времен". В зависимости от развития рыночных отношений, состояния экономики в целом обстоятельств существования теневой экономики будет больше либо меньше, степень влияния различных из них будет варьироваться. Также на развитие теневой экономики влияют экономическая свобода, граничащая со вседозволенностью деформация морально этических требований.
2.2 Эволюция теневой экономической деятельности Сравнение результатов исследований, проведенных социологическим центром академии с разрывом в 10 лет (в мае 1990 г. И в феврале 2001 г.), дозволяет судить об конфигурациях, которые произошли за эти годы в теневой экономике. Первый бесспорный факт состоит в резком увеличении доли населения, осуществляющего теневую деятельность. По данным опроса, в 1990 г. наряду с работой по официальному месту занятости подрабатывали на теневом рынке труда около 8% трудоспособного населения. В 2001 г. доля населения, совмещающего работу в официальной экономике с теневой деятельностью, составила 41% от количества опрошенных. Из их числа треть (34%) занимается незарегистрированным делом, а 66% – работают по найму на теневом рынке труда. Не считая этого, много людей, которые порвали с официальной экономикой и заняты лишь на нелегальном рынке труда. С учетом того, что в теневой экономике реализуются интересы большой массы населения, требуется наибольшая продуманность мер государственного действия на нее. В ином случае неизбежен рост социальной и политической напряженности в обществе.
Второй значимый аспект выражается в том,
что за годы реформ теневая экономика
заняла в нашем обществе отменно иную
нишу. Ранее она была в роли антагониста
идеологической системы и командной экономики,
хотя и компенсировала изъяны последней.
Сейчас же она и официальная экономика
имеет общую рыночную базу и в известной
мере общую идеологическую базу. Третья принципиальная сторона трудности связана с тем, что теневая экономика выросла до масштабов параллельной экономики. До этого она была лишь спутником официальных товарно–денежных отношений и занимала несколько процентов ВВП. Роль в ней выражалось в приписках размеров работ и продукции, в мелкой спекуляции, в различных видах нелегального ремесленничества и т. п.. В настоящее время её удельный вес, по оценкам экономистов, достигает 20 – 30%, а то и 40% ВВП. Она срослась с официальной экономикой и частенько конкурирует с ней в использовании трудовых, материальных и денежных ресурсов.
Четвертая изюминка развития ситуации
проявляется в том, что теневая экономика
образует симбиоз с теневой деятельностью
представителей органов власти и активно
утверждается в социальной и духовно–психологической
сферах общества. Проникновение теневых
отношений в органы правопорядка, юстиции
и нелегальная коммерциализация бюджетных
учреждений таковы, что вряд ли стоит рассчитывать
на их самоочищение. Во–первых,
в разных структурах гос службы пустила
глубочайшие корешки чуток ли не отлаженная
система поборов; во–вторых, при, в принципе,
самом нехорошем отношении общества к
поборам многие граждане предпочитают
откупаться при решении жизненно принципиальных
вопросов. В то же время в обществе имеются социально–психологические предпосылки восстановления нравственных ограничителей и правовых табу, так как в массовом сознании нарастает недовольство действиями морального упадка и даже демонстративной вседозволенности. К примеру, 73,9% опрошенного населения считают совсем недопустимым уклонение от уплаты налогов и денежные махинации в крупном бизнесе. Вызывает огромное раздражение у многих людей, в особенности у управляющих компаний, вымогательство средств в медицинских учреждениях и учебных заведениях, в дорожно–патрульной службе и криминальной милиции, в судах и прокуратуре, в целом в органах власти. В массовом сознании растет понимание того, что теневая экономика наносит обществу больше вреда, чем полезности.
2.3 Социально-экономические
последствия теневой и экономической деятельности Теневая и криминальная экономика является сейчас составным элементом хозяйственной системы. Нехорошие последствия присущи всем видам и проявлением криминальной и теневой экономики. Но в ряде случаев некие теневые процессы оказывают также и некое положительное действие. Эти немногочисленные ситуации рассматриваются в последней части пункта. Тут рассматриваются в большей степени нехорошие последствия криминализованной теневой экономической деятельности, неразрывно связанной с совершением общественно вредных незаконных деяний. При определенных условиях криминальная экономика преобразуется в доминирующий, системообразующий сектор экономических отношений, определяющий направленность развития всей социально-экономической системы и создающий условия для собственного функционирования. В более сложных вариантах криминализации подвергаются и государственные университеты, органы власти и управления, демократические учреждения, контролирующая, правоохранительная система. Известны случаи, когда криминальная экономическая деятельность становится основой интернациональной специализации, определяющей место страны в международном разделении труда. Конкретные социально-экономические последствия криминальной экономики очень многообразны, как многообразна и разнопланова самая эта деятельность. Рассмотрим более важные её последствия.
Нехорошие последствия теневой и криминальной
экономической деятельности появляются
в разных социально-экономических деформациях: 4. действие на кредитно-денежную
сферу; 8. влияние на состояние природной
среды; 11. влияние на систему интернациональных экономических отношений; 12. положительные стороны теневой экономики. |
Не менее принципиальным результатом
сокращения государственных расходов
является сокращение и недофинансирование
социальных программ. Это происходит в
тот период, когда уровень социальной
дифференциации населения достиг критической
величины и значимая часть населения живет
ниже уровня бедности. Таковым образом,
высокая социальная стоимость реформ
усугубляется неэффективной социальной
политикой.
Недофинансирование государственных
расходов является одной из важнейших
обстоятельств кризиса неплатежей, охватившего
российскую экономику. 3. Влияние на эффективность
макроэкономической политики проявляется
в возрастании ошибок макроэкономического
регулирования. Оно связано, как правило,
с отсутствием достоверных данных о масштабах,
структуре и динамике скрытой части производительной
деятельности в легальном и нелегальном
секторе. Можно выделить следующие обычные
ситуации. - искажение настоящего состояния платежного баланса, вызываемые неконтролируемым движением через границу продуктов и капиталов; - завышение удельных характеристик налогового давления и государственных расходов в силу того, что они определяются по отношению к заниженному ВВП, не учитывающего продукты и сервисы в нелегальном секторе; .-погрешности в оценке распределения
доходов.
Манипуляции с валютой, которые осуществляют
организованные преступные группировки
с целью отмывания средств либо для получения
незаконных доходов, могут оказывать пагубное
влияние на обменные курсы и банковские
системы во многих странах. Не считая того,
наличие больших, полученных незаконным
методом средств в отдельной стране создает
зависимость, которую преступные элементы
охотно готовы употреблять. Частенько
результатом описанного выше положения
может стать инфляция. Преступные организации также
представляют собой серьезную опасность
существованию денежных и коммерческих
учреждений как на государственном, так
и на международном уровнях. Внедрение
в учреждения, специализирующиеся законной
деятельностью, запугивание их владельцев,
извращение целей их функционирования
до таковой степени, что они уже не могут
служить ни интересам общества, ни интересам
акционеров, и ослабление управления таковыми
учреждениями могут привести к злоупотреблению
публичными средствами.
Необыкновенную опасность представляют
организованные формы криминальной экономической
деятельности для развивающихся стран.
Организованная преступность подрывает
усилия в области развития, поскольку
скудные ресурсы приходится отвлекать
от остальных проектов и направлять на
борьбу с преступной деятельностью. Не
считая того, коррупция, которая сопутствует
организованной преступности, понижает
"готовность населения идти на жертвы,
связанные с политикой развития", и
наносит вред принятию оптимальных решений
государственными органами..
Сокрытие обычной экономической деятельности
от контроля, как правило, ограничивает
способности привлечения инвестиционных
ресурсов со стороны, в особенности иностранных.
Возможна и противоположная ситуация.
Так, в современной России, по мнению неких
исследователей, экономический спад в
легальном секторе перекрыт подъемом
в секторе теневой деятельности. Оценка действия организованной
преступности на инвестиционный процесс
также неоднозначна. С одной стороны,
существует точка зрения, согласно которой
организованная преступность представляет
собой транснациональное явление в период
скопления капитала. Фавориты преступных
группировок важны для развития экономики.
Для экономического развития в целом это
может иметь и положительные последствия
поскольку несмотря на преступной происхождение
средств ускоряется процесс концентрации
капитала и не ослабляется инвестиционный
процесс. Организованная криминальная деятельность в России подрывает также иностранные инвестиции и торговлю вследствие роста риска капиталовложений. В особенности подвержены действию организованной преступности малые инвесторы. Многие компании не стремятся торговать в странах бывшего СССР, потому что они не могут конкурировать с незаконной деятельность организованной преступности. Иностранные бизнесмены , заинтригованные в интернациональной торговле нефтью и сырьем, не могут избежать коррупции в данной сфере. Международные компании обязаны давать взятки чиновникам, которые имеют право выдавать лицензии на экспорт нефти и драгоценных материалов. Бессчетные вновь основанные экспортные компании контролируются организованной преступностью. Таковым образом, американские формы обязаны нарушать правовые нормы США, если они желают войти на русский рынок. Высокий уровень риска в России
способствует специфичному естественному
отбору инвесторов, способных противостоять
враждебной среде. Результаты
влияния на режим конкуренции
нелегальной экономики зависит
от взаимоотношений нелегальных
и легальных компаний, от того, являются ли они конкурирующими. А). Легальные и нелегальные компании конкурируют в отношении одних и тех же продуктов и услуг. Более высокая рентабельность
подпольных компаний, не выплачивающих
налоги, приводит к перераспределению
капиталов и рабочей силы в пользу подпольной
экономики. В итоге нарушения правил конкуренции
некие легальные компании теряют рынки
сбыта, несут убытки и разоряются. Такое
перераспределение ресурсов может длиться
до тех пор, пока незапятнанная доходность
легальных компаний (за вычетом налоговых
и остальных отчислений) не сравняется
с показателями нелегального сектора. б). При отсутствии прямой конкуренции
легального и нелегального секторов искажается
соотношение цен и остальных пропорций
в областях производства и потребления,
что не имело бы места, если бы вся экономики
была легальной. В условиях полной занятости
итог является отрицательным, поскольку
продукция легального сектора, высоко
оцениваемая потребителями, заменяется
более низко оцениваемой продукцией нелегального
сектора. Некие экономисты полагают, что
умеренное внедрение нелегальной работы
может позитивно влиять на уровень всей
экономики и стать средством компенсации
отдельных утрат с точки зрения эффективности
экономики. Положительные последствия таковой экономической деятельности этим не ограничиваются. Получатели нелегальных доходов, расходуя свои средства, создают спрос на блага, производимые легально с уплатой всех предусмотренных налогов и платежей. Таковым образом, нелегальные доходы создают своеобразный мультипликативный эффект роста дохода и налоговых платежей в смежных отраслях. Это - наглядный пример экономического правонарушения, имеющего следствием Парето-улучшение. Что касается остальных форм
криминальной экономической деятельности,
и до этого всего, экономической и организованной
преступности, то их влияние на режим конкуренции
однозначно деструктивно. Экономические
последствия монополизации были подробно
проанализированы при исследовании курса
экономической теории. Посреди конкретных
форм криминальной экономической деятельности,
нарушающих правила конкуренции, особо
выделяются злоупотребление доминирующим
положением на рынке, незаконное использование
авторскими правами, интеллектуальной
собственностью, средствами индивидуализации
продукции юридического лица, коммерческий
подкуп. Особо деструктивно влияние на
режим конкуренции организованной преступности,
одной из ключевых целей которой является
установление монопольного контроля над
рынками и сферами деятельности. Способность
организованной преступности создавать
крупные капиталы и проникать в законный
бизнес и с помощью контроля над ценами
разорять конкурентов представляет собой
серьезную опасность будущему хоть какого
общества. Крупные незаконные
суммы, проникая в мировую экономику,
дестабилизируют финансово- Организованная преступность
в силу собственной природы склонна к
нарушению государственных границ. В итоге
её деятельности страны сохраняют суверенитет
в формальном смысле этого слова, но, если
они не методы поставить под контроль
ввоз орудия, людей и наркотиков на свою
местность, то суверенитет утрачивает
многое из собственного настоящего значения. Теневая экономика оказывает в ряде случаев и
положительное действие на экономические
процессы. Это присуще, до этого всего,
некрминализованной её части. К примеру,
это может относиться к положительной
экономической деятельности, скрываемой
от учета и налогообложения и вносящей
вклад в создание ВВП. Некие социологи разглядывают нелегальный сектор как реакцию на безразличие и враждебность к человеку в современном обществе. Этому сектору, в различие от легального свойственна меньшая отчужденность, а сделки носят более личностный характер. Клиент и торговец сами ищут контакты, поскольку опасность разоблачения не дозволяет торговцу предложить свои сервисы обыденным методом. Деловые дела, не считая того, требуют личного доверия. Работающий нелегально постоянно обязан быть уверен, что работодатель не скажет контрольные сведения властям. А тот, кто платит без квитанции, вряд ли сумеет обратиться в трибунал, если продукт либо качество труда окажутся не на уровне. В заключение можно отметить,
что все же крупная часть исследователей
считают подпольную работу в основном
нехорошим феноменом. Нелегальная деятельность
может дать некие достоинства практикующим
её компаниям На восьмом Конгрессе ООН по
предупреждению преступности и обращению
с правонарушителями отмечено, что организованная
преступность время от времени глубоко
проникает в государственную администрацию
и политические структуры, включая вооруженные
силы. Она подрывает демократический процесс,
размывает этические нормы и являет предпосылкой
покорности, а её последствия пронизывают
все аспекты жизни общества. В руководстве
для дискуссии на девятом
Глава 3. Способы борьбы с теневой экономикой
3.1 Социально-правовой
контроль над экономической Социально-правовой контроль представляет собой деятельность по контролю над противоправным поведением в сфере экономики, осуществляемую государственными органами и институтами гражданского общества, преследующую мишень эффективного действия на криминогенные причины, детерминанты экономической преступности. Сущностью социально-правового контроля над экономической преступностью в самом общем виде является установление правового порядка в жизни и деятельности общества. Он не связан, как правило, с применением уголовно-правовых норм. Уголовно-правовая составляющая находится тут только в той мере, в какой выполняет предупредительную функцию при неэффективности остальных мер. Большинством криминологов признается, что конкретно социально-правовой контроль является главным в общей системе контроля над экономической преступностью. Его антикриминогенная роль подтверждается международными исследованиями. Как отмечает В.В. Лунеев, "…коэффициент корреляции меж углублением социально- правового контроля и удержанием преступности на терпимом уровне выше, чем меж социально-экономическим развитием и уровнем преступности". Забугорные и отечественные
криминологи отмечают взаимосвязь и взаимообусловленность
меж гражданскими, административными
правонарушениями и преступлениями. В
особенности это касается правонарушений
и преступлений в сфере экономики. Они
имеют общие детерминанты противоправного
поведения, общую правовую природу, схожесть
механизма формирования личности преступника
и пикантной личности, совершаются в одинаковых
обычных условиях, порождены сходными
причинами и имеют единую направленность.
Поэтому эффективная борьба с менее опасными
видами правонарушениями - административными,
гражданско-правовыми, финансовыми, которую
осуществляют контролирующие органы,
является эффективным средством предупреждения
преступности в сфере экономики. - банковский контроль - его субъектами выступают коммерческие банки; - страховой контроль - осуществляется страховыми организациями при страховании ответственности, а также при неких видах имущественного страхования и страхования предпринимательских рисков; - потребительский контроль - осуществляется потребителями и обществами защиты прав потребителей. -аудиторский (независящий) контроль - осуществляется специализированными негосударственными аудиторскими организациями; - контроль, осуществляемый специализированными негосударственными организациями на договорной базе (частные охранные, консалтинговые и остальные организации на рынке услуг сохранности экономической деятельности). Внутренний контроль - осуществляется подразделениями
внутреннего контроля хозяйствующих субъектов:
подразделения внутреннего аудита, ревизионные
комиссии, службы экономической сохранности
организаций. - денежный контроль (в том числе - налоговый, валютный, бюджетный, аудиторский и т.п.) - финарегистрационный контроль - контроль за соблюдением законодательства при регистрации субъектов предпринимательской деятельности; - лицензионный контроль и надзор - контроль за соблюдением законодательства при осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию; - антимонопольный контроль - контроль за соблюдение антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, органами гос власти и местного самоуправления; - контроль соблюдения законодательства о защите прав потребителей; - контроль за соблюдением законодательства в отдельных сферах экономики и на отдельных рынках, в том числе - на рынке ценных бумаг, в сфере страхования, негосударственного пенсионного обеспечения, в сфере торговли, в сфере оборота алкогольной продукции. Регистрационный контроль. Это вид государственного контроля, осуществляемого гос регистрационной палатой. Этот орган производит регистрацию компаний разных организационно-правовых форм.Законом РФ "О местном самоуправлении в русской Федерации" возможности по регистрации предпринимательской деятельности предоставлены также районной, городской и районной в городе администрации (и. 5 Ст. 57, И. 5 Ст. 68, И. 3 Ст. 78). Разрешительный метод возникновения
юридических лиц является средством контроля
за надлежащим их образованием, который
дозволяет осуществлять предварительный
контроль до фактического начала их деятельности.
Контроль при разработке компаний имеет
целью исключить либо воспрепятствовать
осуществлять незаконную экономическую
деятельность. В частности, в интересах
борьбы с коррупцией не могут быть зарегистрированы
в качестве предпринимателей и работать
по совместительству в коммерческих структурах
должностные лица органов гос власти и
управления и государственные служащие. Специалистами предложены ряд
мер по усилению регистрационного контроля
предпринимательской деятельности. К
ним, в частности, относятся - установление
ответственности за нарушение порядка
регистрации как для возможных управляющих
регистрируемых компаний, так и для должностных
лиц регистрирующих органов; предугадать
правовые основания для отказа в регистрации
неким категориям лиц (к примеру, ранее
судимым за корыстные либо корыстно-насильственные
преступления, в отношении которых возбуждены
уголовные дела или имеются другие достоверные
данные об их противоправной деятельности). . лицензирование; . надзор за
соблюдением лицензиатами . приостановление деяния лицензий; . возобновление деяния лицензий; . переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий; . формирование
и ведение реестра лицензий. . проводить
проверки деятельности . запрашивать
и получать от лицензиата . составлять
на основании результатов . выносить решения,
обязывающие лицензиата . выносить предупреждение лицензиату; . осуществлять
другие предусмотренные Принятый 22 марта 1991 г. закон
РФ "О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках" определил
организационные и правовые базы предупреждения,
ограничения и пресечения правонарушений,
связанных с монополистической деятельностью
и нарушением прав потребителей. Государственным
органом, осуществляющим контроль в данной
сфере является Министерство РФ по антимонопольной
политике и поддержке предпринимательства.
Положение о Министерстве РФ по антимонопольной
политике и поддержке предпринимательства
утверждено постановлением Правительства
РФ от 12 июля 1999 г. N 793. Статья 6. Соглашения (согласованные деяния) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию. Статья 7. Акты и
деяния федеральных органов Статья 8. Соглашения
(согласованные деяния) федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти
субъектов русской Таможенный
контроль. Осуществляется Государственным
таможенным комитетом . обеспечение
в пределах собственной РФ; . защита экономических интересов РФ; . организация
внедрения и улучшение средств
таможенного регулирования . организация и улучшение таможенного дела в РФ; . обеспечение
соблюдения законодательства . роли в мероприятиях
по поиску носителей и . направления
(передачи) материалов, в которых
усматриваются признаки . производства
документальных ревизий, . использования
профессионалов этих организаци . выдачи справок,
документов и дачи Рассмотрим её на примере МВД РФ. Одним из направлений
деятельности подразделений по экономическим
преступлениям является контроль за
воплощением . беспрепятственно
входить в помещения, . проводить
с ролью собственника . изымать нужные документы на материальные ценности, денежные средства, кредитные и денежные операции, а также эталоны сырья и продукции; опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, средств и товарно-материальных ценностей; . проводить
контрольные закупки; . получать от
их управляющих и материально
ответственных лиц сведения и
объяснения по фактам Требование о выявлении обстоятельств и условий, способствующих совершению преступлений, закреплено и в нормах уголовно-процессуального законодательства (ст. 21, 21', 21'', 68, 140, 213,321, 355 УПК РФ). Предупредительная
деятельность органов внутренних дел
осуществляется также через взаимодействие
со специализированными
Важнейшим направлением социально-правового контроля является усиление разных видов контроля за социально-экономическими и политическими действиями, за финансовыми и товарными потоками (бюджетного, банковского, валютного, таможенного и остальных). Необходимо последовательно вводить ограничения на совмещение должностей в системе гос службы и в акционерных обществах с долей государственного роли. В настоящее время такое совмещение вполне законно. Так, Указом Президента РФ "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных компаний" (1992 г.) Утвержден перечень важнейших отраслей индустрии, где разрешается поручать на контрактной базе представлять интересы страны в советах директоров должностным лицам органов государственного управления за соответствующее вознаграждение. Пользуясь этим, многие высокопоставленные чиновники министерств и ведомств входят в советы директоров разных акционерных обществ. Этот парадокс представляет собой не что другое как узаконенную коррупцию. Нуждается в правовой регламентации процесс перехода государственных служащих на должности управляющих коммерческих компаний. Нужно закрепить реально действующие формы коррупции в уголовном законодательстве. К ним, в частности, относятся: коррупционный лоббизм, фаворитизм, протекционизм, взносы на политические цели, взносы на проведение выборов, предоставление конфиденциальной информации, традиции перехода государственных чиновников на должности знатных президентов компаний и частных компаний, инвестирование коммерческих структур за счет бюджета, перевод государственного имущества в акционерные общества, обучение детей за рубежом за счет спонсоров и многие остальные опасные завуалированные формы коррупции. Принципиальной антикриминогенной мерой является скорейшее законодательное решение вопроса о предоставлении государственными должностными лицами сведений об имущественном положении членов семей. Денежный контроль за доходами и имуществом должностных лиц и их семей существует во всех цивилизованных странах. Это нашло отражение в Международном кодексе поведения государственных должностных лиц. Нужно принятие законов "О борьбе с коррупцией", "О борьбе с организованной преступностью" и "О борьбе с отмыванием доходов, полученных незаконным методом". Ввести обязательную криминолого-экономическую экспертизу проектов криминологически важных законодательных и других правовых актов в целях недопущения в них положений (пробелов, исключений и других недостатков), прямо либо косвенно способствующих совершению преступлений в сфере экономики. Проект положения о криминологической экспертизе был разработан по распоряжению Совета сохранности РФ более двух лет тому назад, но так и не был принят, тогда как Положение об экологической экспертизе принято. Принципиальным направлением социально-правового контроля над экономической преступностью является эффективное внедрение гражданско-правовых инструментов. Не будучи связанным с применением уголовно- процессуального законодательства эти меры разрешают на совсем легитимной базе, без внедрения сомнительных репрессивных действий значительно подорвать финансово-экономическую базу более опасных видов преступности, в том числе коррупционной.
3.2 Подходы
к «высветлению» теневой В государственных властных структурах, публичных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению заморочек «теневой» экономики. Первый —радикально-либеральный,
реализуемый с конца 1991 — начала 1992 г.
И связанный с целевыми установками на
сверхвысокие темпы начального скопления
капитала. Печальные итоги воплощения
данного подхода налицо: отмеченные выше
критические масштабы «теневой» составляющей
отечественной экономики и образование
массивных финансово-производственных
кланов, проникающих в высшие эшелоны
власти, с одной стороны, угнетение обычной
предпринимательской деятельности, до
этого всего малого бизнеса, — с другой. Мысль проекта, казалось бы, естественна: поскольку государству не удается зарегистрировать доходы, следует поставить под контроль расходы людей (от 500 до 1000 малых окладов в течение года) и схожим методом, во-первых, выявить действительные доходные характеристики состоятельных групп населения, во-вторых, принудить их раскрыть источники сокрытых средств, в-третьих, собрать недовыплаченные налоги. Но для достоверного прогнозирования последствий проектируемых действий нужно возвратиться к причинам разбухания теневой части экономики. Их много, но главные замыкаются на сложившиеся общие условия хозяйствования. Последние подавляют отечественное создание, вынуждают предпринимателей укрывать доходы от неподъемных налогов и выводить капитал из производства в финансовую сферу и за границу, криминализируют общество. Практика преобразований в России свидетельствуют: «теневая» экономика есть реакция хозяйствующих субъектов и людей на систему, которая поставила их в положение жертв правового и экономического беспредела (чего стоит недавнее общественное признание председателем Верховного суда РФ того, что судебные решения исполняют криминальные структуры). Реализация рассматриваемого
законопроекта только ужесточит эту систему. В общем, поскольку в законопроекте упор сделан на преследование людей, а не на устранение условий, препятствующих превращению «теневой» деятельности в легальную, экономические результаты его принятия окажутся во многом противоположными декларируемым: вместо расширения налоговой базы — её сужение, вместо угнетения криминальных тенденций — их усиление. Не более благоприятными будут, пожалуй, и социальные результаты использования в большей степени репрессивных способов. Проводя этот курс, власти столкнутся с сопротивлением не лишь «теневиков»-хозяйственников, ставших, как уже отмечалось жертвой губительных для производства общих условий хозяйствования, но и значимой части рабочих, которым «теневая экономика» помогает своевременно получать заработную плату и избегать безработицы. Существует мировоззрение о том, что предлагаемый вариант легализации теневого капитала желателен, но нереалистичен, ибо «теневики»-хозяйственники этого не захочут. Итак, какую же политику и деяния
проводить государству? Следует учитывать,
что база теневого оборота и роста преступности
–неучтенные доходы экономических агентов
и неисполнение ими же собственных обязательств. Реализация предполагаемых
мер приведет к понижению размера кредитных
и фондовых операций при обеспечении их
эффективности и надежности. Нет нужды обосновывать, что
криминальное общество не в силах обеспечить
внедрение инноваций и экономический
рост; ужаснее того, разрушая систему снабжения
населения социальными благами (до этого
всего образования, здравоохранения, общественного
обеспечения), оно обрекает себя на деградацию. Программа интеграции тенового капитала с легальным — только одна, но обязательная составляющая нового курса в экономической политике, суть которого — во всемерном поощрении российского товаропроизводителя. В настоящее время легализация
теневых капиталов, направляемых в легальную
экономику — чуть ли не единственный (в
смысле настоящей способности мобилизации)
источник крупномасштабного инвестирования
в народное хозяйство. Правительство загнало
бизнесмена «в тень», и сейчас должно предоставить
последнему возможность из нее выйти.
Литература
1) Е г о р ш и н В.М., К о л е с н и к о в В.В. Преступность в сфере экономической деятельности. СПб.: Фонд “Университет”, 2000 2) К у д р я в ц е в В.Н., Л у н е е в В.В., Н а у м о в А.В. Организованная преступность и коррупция в России (1997 – 1999). М.: ИНИОН, 2000. 3) К л я м к и н И.М., Т и м о ф е е в Л.М. Теневая Россия: Экономико- социологическое исследование. М.: РГГУ, 2000 4) Косалс
Л. Теневая экономика как Вопросы экономики. - 1998 5) Л а т о в Ю.В. Экономика вне закона. Очерки по теории и истории теневой экономики. М.: МОНФ, 2001 6) С
к о б л и к о в П.А.
Имущественные споры и России. М.: Дело, 2001. 344 с 7) С
а т у е в Р.С., Ш р а
е р Д.А., Я с ь к о в
а Н.Ю. Экономическая 8) С е р г е е в Е. Теневики. Борьба с дельцами теневой экономики. М.: ООО “Фирма “Хельга””, 2000. 9) С
и г о в В.И., С м и р
н о в А.А. Теневая экономика:
генезис, современные М.: Русская
экономическая школа, 1999 Ставрополь,
1999. РГГУ,
2000. ”Дашков
и К”, России»,
Вопросы экономики №9, 1998г Ведомости,
8.08.97 21) К о с а л с Л. Теневая
экономика как изюминка русского капитализма.
- |
Министерство
науки и образования Российской
Федерации
Волгоградский Государственный Технический
Университет
ВолгГТУ
Кафедра «Менеджмент, маркетинг и органицазия
производства»
Реферат по Экономической теории
на тему:
«теневая экономика России»
Выполнил: ст. гр.
ММОП-11
Колесникова П.А.
Проверила: доц.,к.э.н. Пескова О.С.
Волгоград 2011г.