Пути ограничения роста “теневой” деятельности на экономику России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – выявить основные причины и предложить способы ограничения роста теневого сектора в экономике России. Для достижения цели необходимо решить задачи:
1. Дать анализ уровня развития теневого сектора в российской экономике.
2. Выявить формы теневых операций.
3. Раскрыть негативный эффект “теневой” деятельности на экономику России.
4. Выявить пути ограничения роста “теневой” деятельности в России.

Оглавление

Введение.............................................................................................................. 3
Глава 1. Анализ уровня развития “теневой” экономики в России..............5
1.1. Причины развития “теневой” экономики..............................................5
Глава 2. Формы “теневой” деятельности......................................................8
2.1. Виды “теневой” экономики, связанные с особенностями экономической либерализации в России..........................................................9
2.2. Условия формирования “теневой” экономики....................................14
2.3. Формирование “теневой” экономики в финансовой и
банковской сфере………………………………………………………….....15
2.4. Рынок ценных бумаг............................................................................17
2.5. Пенсионное обеспечение..................................................................... 17
Глава 3. Оценка влияния “теневой” деятельности на экономику России…………………………………………………………………………....19
3.1. Основные причины ухода предприятий в теневую экономику.... ....19
3.2. Факторы увеличения объема “теневой” экономики........................... 19
3.3. Негативные последствия экономики переходного периода............... 21
3.4. Стабилизирующее влияние “теневой” экономики............................. 23
3.5. Дестабилизирующее влияние “теневой” экономики.......................... 24
3.6. Что сильнее - факторы стабилизации или дестабилизации?............. 26
3.7. Структура “теневой” экономики......................................................... 27
3.8. Понятие отмывания денег, полученных преступным путем.............. 29
3.9. Основные цели легализации доходов, полученных преступным путем …………………………………………………………………………….31
3.10. Операции, подобные отмыванию денег............................................ 31
3.11. “теневая” экономика и налоговая преступность............................. 32
3.12. Неучтенные операции....................................................................... 33
3.13. Сокрытие части оборота................................................................... 34
3.14. Псевдооперации................................................................................ 34
Глава 4. Пути ограничения роста “теневой” деятельности на экономику России 36
4.1. Практикуемые подходы к “высветлению” “теневой” экономики ….36
4.2. Проблемы ослабления “теневой” экономики.................................... 38
4.3. Создание правовых экономических условий по сокращению “теневой” экономики...................................................................................................... 47
Заключение.................................................................................................. 50
Список использованной литературы.....................................

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 132.63 Кб (Скачать)

Сосредоточение у ФСНП полномочий по борьбе с “теневой”  экономикой, в том числе и через  выявление и пресечение “организованных  налоговых преступлений”, повысило бы статус федеральных органов налоговой  полиции в системе правоохранительных органов и позволило бы более  эффективно выполнять данную работу.  

Для борьбы с теневыми операциями создана комплексная система  контроля за экономикой, построенная по принципу сбора и анализа информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятий и физических лиц с последующим обменом ею между заинтересованными государственными органами. Установление действенного и постоянного декларативного контроля за доходами и расходами граждан должно осуществляться государственными органами, а не коммерческими банками. МВД России как головному правоохранительному органу бесспорно должна принадлежать роль общего координатора деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью в целом как единым явлением. 

При сложившейся ситуации между центром и регионами  особую значимость приобретает правоохранительная структура, подчиненная только центральной  власти, то есть некий аналог Федерального бюро расследований. Российский аналог ФБР должен заниматься расследованиями  сложных преступлений, в том числе  экономических и связанных с  коррупцией в государственных органах.  

Однако если, наконец, встанет  вопрос о создании “отечественного  ФБР”, то можно не сомневаться –  против этого выступят весьма могущественные силы. И руководству страны, действительно озабоченному масштабами коррупции, желающему твердо, решительно пресечь разграбление казны, потребуется проявить политическую волю для обуздания государственного криминала, разрушающего экономику и власть.  

Важным направлением является судебная реформа. Кстати, в России до сих пор собственность –  на уровне закона – так и не делится  на федеральную, региональную и муниципальную. В таких условиях особо важно, чтобы арбитражные суды были арбитрами в хозяйственных спорах, а не политической или экономической дубинкой в руках конкретных региональных лидеров.  

Если нынешняя центральная  власть сумеет выстроить грамотную  систему арбитражных судов, от которых  в немалой степени зависит  обеспечение базовых гарантий неприкосновенности частной собственности в России, – только за одно это власть может считать свою миссию выполненной! 

Другим элементом судебной реформы стало создание административных судов. Верховный суд России инициировал  создание фактически новой ветви  судебной власти. 

Практика показывает, что  из-за несоответствия численности специалистов, обладающих необходимой компетенцией, количеству предприятий, подлежащих контролю, возникает серьезная проблема бесконтрольного  отчуждения активов предприятий. 

Разумной альтернативой  увеличению штата чиновников могло  бы стать привлечение к процедурам управления госсобственностью как  физических лиц, обладающих необходимой  квалификацией и положительным  опытом в управлении предприятиями, так и компаний, которые выступают  на рынке в качестве консультантов  по управлению. 

Особую проблему стала  представлять криминогенность в околотаможенной среде. Каждый год происходит большое количество нарушений таможенных правил. К ним в первую очередь следует отнести незаконное перемещение важных товаров, алкогольной и табачной продукции, морепродуктов, валютных ценностей, легковых автомобилей, невозврат в Россию валютной выручки от экспортных операций. Растет масштабы контрабанды. Расследования, проведенные в таможенных органах, свидетельствуют, что практически к каждому второму нарушению прямо или косвенно причастны посредники-декларанты на основе договора, по вине которых федеральный бюджет ежегодно недополучает миллиарды рублей. Проблема заключается в том, что с таможней имеют дело десятки тысяч различных хозяйствующих субъектов, их непрофессиональных представителей и многочисленных посредников с сомнительной репутацией. Вероятно, назрела необходимость в создании института таможенных брокеров, который должен стать частью единой системы обеспечения экономической безопасности и развития внешнеэкономической деятельности России. 

Международное сотрудничество российских правоохранительных органов  по борьбе с экономической преступностью  выходит на новый уровень, и к  этому процессу все чаще стали  подключаться соответствующие ведомства  на уровне регионов. 

Воздействие государства  на теневую экономику осуществляется на основе законодательства с помощью  государственного аппарата. За последнее  десятилетие общее число работников органов госуправления значительно возросло и к концу 90-х гг. превысило 1 млн. человек, причем более 970 тыс. – госчиновники, работающие в органах исполнительной власти. Одно из важнейших направлений административных реформ – реформирование корпуса госслужащих. Но эффективность государственного воздействия на теневую экономику определяется не численностью чиновников, а качественной стороной системы государственного управления, то есть ее организационной структурой и профессионализмом корпуса госслужащих.

Для борьбы с коррупцией и взяточничеством необходимы более  глубокие преобразования. В первую очередь, следует обратить внимание на то, что именно разрешительные и  распределительные функции чиновника, унаследованные от советской эпохи, порождают процесс коррупции. Разрешительно-распределительные  функции чиновничества должны быть сведены к минимуму. Современный  чиновник должен быть, прежде всего, высокопрофессиональным технократом. Надо задуматься не только о том, что чиновнику следует  платить больше, но и о том, за что ему платить.

Применительно к “теневой”  экономике особенно актуальны усилия банковского сообщества по борьбе с  отмыванием денег. Одиннадцать крупнейших мировых банков затеяли новый  поход против отмывания денег. Официальное  объявление борьбы “грязным” деньгам  и странам, замеченном в активном их отмывании, состоялось в Цюрихе, неофициальной столице мира номерных счетов и неприкосновенной доселе банковской тайны. Альянс банков, поставивших подписи под кодексом банковского поведения, выглядит так: DBS, Barclay’s, City-group, Deutsche Bank, HSBC, JP Morgan, Chase Manhattan, Societe Generale, Bankers Trust, Banco Santander Oedif Suisse. Именно эти банки определяют финансовый климат Европы и Америки, они управляют в сумме более чем половиной вкладов мира. Между тем объем “грязных денег”, вращающихся в мировой финансовой системе, по некоторым оценкам, составляет 590 млрд. долларов. А среди стран, замеченных в активном отмывании, значится и Россия. Последнее обстоятельство гарантирует российским капиталам, увы, пристрастное внимание.

“Общие правила противодействия  отмыванию денег”, выработанные группой  экспертов, собравшихся в швейцарском  городе Вольфсберг на берегу Боденского озера, включают пять ключевых позиций: противодействие открытию номерных или именных счетов не установленным владельцам счета и владельцу средств на нем; клиенту из страны повышенного риска (Россия занимает одно из первых мест в этом “почетном” списке); открытие счетов офшорным компаниям, активам, деятельность которых одновременно могла бы быть использована для отмывания денег; открытию счетов лицам, которые занимают или занимали государственные должности, их родственникам и близким знакомым.

Подозрительными будут считаться  движения денег по счетам, которые  не соответствуют первоначально  задекларированным намерениям владельца  счета и которые связаны с  наличными деньгами, своего рода сквозным операциям типа “пришли-ушли”. 

Для выявления “подозрительных  операций” используются наблюдения движния по счету с помощью специальных компьютерных программ и контактов с клиентом.

4.3. Создание  правовых экономических условий  по сокращению “теневой” экономики

Практически ни у кого не вызывает сомнения, что существующая налоговая система - это тормоз для  дальнейших финансово-экономических  преобразований. НЭП в свое время  легализовал скрытые капиталы. Существенную роль при этом сыграла разумная налоговая  политика: налог составлял 25% дохода частника. Это позволило ему развернуться, причем прежде всего в сферах, работающих на потребителя. Когда же власть решила вытеснить частника, налоги стали повышаться: сначала до 30%, а затем, с переходом к индустриализации и массовой коллективизации, до 90% и более.

Оппоненты налоговой реформы  часто приводят такой пример: уменьшим налоги - завалим бюджет. К сожалению, они не замечают, что именно из-за высоких налогов бюджет пустой. К  тому же, кроме налогов, есть и другие источники пополнения казны.

Следует вспомнить, как много  надежд возлагалось еще недавно  на приватизацию. Безвозмездная приватизация заведомо не могла обеспечить должный  приток средств для инвестирования, финансовой стабилизации и решения социальных проблем. Но сегодня возможен переход к денежной форме приватизации с привлечением инвестиций. Где же их взять? Из легализованных теневых источников.

Так, например, в п.2 Указа  Президента от 20 февраля 1996 года “О передаче субъектам РФ находящихся в федеральной  собственности акций Акционерных  Обществ, образованных в процессе приватизации”  в качестве покупателей акций  справедливо указываются в первую очередь граждане. Но если бы к этому  добавить, что их средства могут  быть инвестированы без представления  доходных деклараций и с налогом  не выше 25%, скажем, в акции сельского  хозяйства, строительства и стройматериалов, пищевой, легкой промышленности, то это безусловно, дало бы импульс притоку солидных средств в эти отрасли.

Нельзя не видеть, что  вопрос о декларациях -  исходный вопрос практического осуществления легализации. Минфином был представлен в правительство законопроект “О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам”. По замыслу создателей это должен быть эффективный рычаг контроля властей над соответствием расходов граждан получаемым доходам, в первую очередь при покупке транспорта и недвижимости.

В принципе, документ правильный, соответствует мировым стандартам. Есть в нем определенная логика. Однако практика его применения без  учреждающих изменений правохозяйственных условий, без программы репартации капиталов, ушедших за рубеж, может быть такова, что данный закон расширит масштабы “теневой” экономики.

Аналогичный вывод напрашивается  и по законопроектам по легализации  доходов, полученных преступным путем.

Как представляется, проблема легализации теневого капитала должна базироваиться на следующих принципах:

-     благоприятные для бизнеса изменения правохозяйственных условий (налоговая политика, приватизация, внеэкономическая деятельность), причем изменения, носящие упреждающий характер к необходимому усилению карательных мер;

-     четкое разграничение капиталов криминальных элементов и теневиков-хозяйственников и учет данного разделения в законодательных актах по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, о легализации преступных доходов, в Уголовном Кодексе.

-     формирование нового отношения к отечественным предпринимателям, в том числе к “новым русским”, проживающим за рубежом, отношения на основе эффективной программы репартации капиталов и превращения их в инвестиционный ресурс России;

-     укрепление доверия к власти, предполагающего в качестве одной из мер демонстрацию эффективной защиты населения от финансовых мошенничеств, защиты сбережений, капиталов и самого института частной собственности;

-     Установление общественного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах правового поля. Механизм такого контроля должен быть основан на данных о правонарушениях в сфере экономики, что облегчает выбор партнера в деловых отношениях.

Отмывание “грязных” денег  и легализация теневых капиталов - это отнюдь не одинаковые процессы, хотя криминалисты зачастую их отождествляют, понимая под криминальным доходом  любую экономическую выгоду, полученную в результате нарушений. “Грязный”  бизнес захлестнул российскую экономику. Свыше трех тысяч организованных преступных группировок специализируются на “отмывании” доходов, половина из них организовала для этого  собственные легальные хозяйственные  структуры. В этих целях путем  насилия и шантажа установлен контроль над десятками тысяч  субъектов рынка. Современные теневики получают доходы не только от преступной деятельности, но и в результате совершения хозяйственных, финансовых, таможенных нарушений.

Уголовная ответственность  за легализацию незаконных доходов  находится над нами уже с 1 января 1997 года, времени вступления в силу нового Уголовного Кодекса Российской Федерации. Но его статья 174 не в полной мере отражает многообразие и опасность  такого рода операций. Кроме того, одних  уголовно-правовых мер явно не достаточно. Необходимы, как показывает международный  опыт, согласованные меры административного  и финансового контроля за денежными  и имущественными операциями юридических  и физических лиц и соответствующее  законодательство.

Информация о работе Пути ограничения роста “теневой” деятельности на экономику России