Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:11, лабораторная работа
В своей работе я постараюсь рассмотреть формы и методы прогнозирования формирования поступлений и расходов государственных финансовых ресурсов в условиях рыночной экономики, описать источники доходов и каналы расходов государства и привести примеры расчетов, делая акцент на специфике России.
1. Введение…………………………………………………………..3
2. Основная часть…………………………………………………...5
a. Доходы и расходы государства: источники формирования и направления использования……………………………………..5
b. Теоретический аспект формирования и использования финансовых ресурсов государства в рыночной экономике…...9
c. Прогнозирование доходов и расходов государства в России и его специфика…………………………………………………...14
3. Заключение……………………………………………………...19
4. Список литературы……………………………………………..20
Метод экстраполяции
может осуществляться в форме
составления функций регрессии,
надежность которых повышается при
построении многошаговых корреляционных
моделей, ставящих прогнозируемые бюджетные
показатели в зависимость от нескольких
переменных. В связи с этим, прогнозирование
бюджетных показателей
При разработке регрессионных моделей недостаточно только определить вид функции, отдельную задачу составляет нахождение значений независимых переменных в прогнозируемом периоде. Для ее решения используются прогнозные расчеты данных показателей. Кроме того, изучаются темпы развития исследуемых показателей, их взаимные соотношения, расчеты среднегодовых темпов исследуемых явлений по годам и сопоставление их развития с темпами других экономических величин. Необходимость проведения настолько детального анализа обусловлена тесной взаимосвязью бюджета с реальной экономической ситуацией, и поэтому быстро реагирует на изменения в любой отрасли народного хозяйства, связан также с политикой в области социальной защиты населения, изменениями в порядке финансирования основных затрат государства и т.д.
Прогнозирование
развития территориальных бюджетов
происходит также с помощью построения
регрессионных моделей, однако базируется
на иных показателях. Большое внимание
в нем уделяется, в частности,
анализу перспектив демографических
изменений, поскольку рост населения
и изменение его структуры
оказывают непосредственное влияние
на развитие всех отраслей регионального
хозяйства. Так, функциональная зависимость
объема территориальных бюджетов от
роста численности населения
описывается уравнениями: У = а0
+ а1х; У = ах2, где У – объем
территориального бюджета, х – численность
населения соответствующей административно-
С помощью регрессионной модели можно спрогнозировать и величину расходов на просвещение и здравоохранение. В данном случае функция имеет вид: У = а1х1 + а2х2, где У – расходы на социально-культурные мероприятия, х1 – расходы на просвещение, х2 – расходы на здравоохранение, аi – коэффициент регрессии. Модель такого вида может применяться при расчете прогнозных показателей расходов на содержание общеобразовательных школ, медицинских учреждений и т.п.
Таким образом, бюджетное прогнозирование имеет очень большое значение: как база бюджетного планирования; для расчета объема финансовых ресурсов в целом по стране с определением размера их возможной централизации в распоряжении государства и местного самоуправления и др.
Прогнозные
показатели доходной и расходной
частей государственного бюджета РФ
формируются на основе Прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации. Это
документ, содержащий систему научно-обоснованных
представлений о направлениях и
результатах социально-
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации дает оценку следующих показателей:
Прогнозные показатели доходов и расходов бюджета во многом исходят из данных Прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу. Причина этого заключается в том, что в данном документе приводятся все необходимые прогнозные данные для формирования прогноза бюджета. Помимо показателей, задаются конкретные цели и направления деятельности государства, что так же влияет на прогнозные данные относительно показателей бюджета. Рассмотрим некоторые из них.
1. Налоговая
политика. В Прогнозе социально-
Следующим источником дохода государства являются таможенные пошлины и сборы. В этом отношении прогнозный показатель определяется с учетом следующих данных Прогноза экономического развития: в связи со вступлением России в ВТО должны быть понижены тарифные ставки в отношении ряда товарных позиций, увеличение же ни по каким импортируемым товарам не предусматривается. В последующих периодах также планируется дальнейшее снижение тарифных ставок, следовательно, доходы бюджета будут уменьшаться.
Еще одной
немаловажной статьей доходов являются
нефтегазовые доходы. Прогноз социально-
Расходная
часть бюджета также
% ВВП |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Расходы бюджетной системы |
38,9 |
39,2 |
38,2 |
37,3 |
Процентные расходы |
0,7 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
Непроцентные расходы |
38,2 |
38,4 |
37,4 |
36,5 |
Общегосударственные вопросы |
2,7 |
2,7 |
2,6 |
2,2 |
Национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
6,2 |
6,4 |
6,3 |
6,4 |
Национальная экономика |
5,1 |
5,1 |
4,7 |
4,4 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
2,0 |
2,0 |
1,9 |
2,0 |
Охрана окружающей среды |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
Образование |
4,1 |
4,1 |
4,0 |
3,8 |
Культура, кинематография и средства массовой информации |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,6 |
Здравоохранение и спорт |
4,1 |
4,3 |
4,3 |
4,1 |
Социальная политика |
13,1 |
12,9 |
12,4 |
12,0 |
Пенсионное обеспечение |
8,3 |
8,5 |
8,4 |
8,3 |
Другие расходы в области |
4,8 |
4,5 |
4,0 |
3,7 |
Условно-утвержденные расходы |
0,5 |
1,0 |
Таким образом, исходя из указанных данных ФЗ «О федеральном бюджете» устанавливает прогнозируемый объем расходов на 2013 год в сумме 12 705 859 982,0 тыс. рублей и на 2014 год в сумме 14 091 831 089,0 тыс. рублей. Безусловно, прогнозные показатели расходов госбюджета определяются не только на основе приведенных выше данных. Прогноз социально-экономического развития России приводит подробные данные по непрямым экономическим показателям, а также по возможной динамике факторов экономического роста, которые также влияют на прогнозируемые статьи государственного бюджета.
Что касается доходов и расходов государственных внебюджетных фондов, то данная информация в прогнозе социально-экономического развития нешироко раскрыта, за исключением изменения тарифов страховых взносов для компаний с преобладающим применением интеллектуального труда. Также прогнозируется небольшое увеличение доходов внебюджетных фондов. Прогнозируемая величина взносов, таким образом, определяется исходя из действующей ставки 30%.
В конце стоит отметить важность прогнозирования формирования и использования финансовых ресурсов государства как неотъемлемой части управления государственными финансами. Именно на его основе в дальнейшем строятся плановые показатели государственного бюджета. Наиболее эффективным методом прогнозирования, на мой взгляд, является сочетание метода экстраполяции с применением регрессионных функций и метода экспертных оценок. Основным источником информации для осуществления прогноза показателей доходов и расходов бюджета является прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, составляемый Минэкономразвития России. В нем утверждаются прогнозные величины ВВП, инфляции, показателей развития мировой экономики, динамики мировых цен на важнейшие для нашей страны с точки зрения импорта товары, в первую очередь, это природные ресурсы. Прогноз социально-экономического развития устанавливает направления бюджетной, социальной и налоговой политики государства, определяя тем самым прогнозные значения доходов и расходов бюджета. Однако, следует отметить, что прогнозных данных по поступлениям и расходам государственных внебюджетных фондов данный документ практически не содержит, поэтому расчет прогнозных показателей в этом аспекте осуществляется на основе косвенных данных: прогнозируемой реальной заработной платы, демографической ситуации в стране, а также определенной ставке, в соответствии с которой соответствующие взносы уплачиваются в государственные внебюджетные фонды.
Информация о работе Прогнозирование доходов и расходов государства в рыночной экономике