Прогнозирование доходов и расходов государства в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:11, лабораторная работа

Краткое описание

В своей работе я постараюсь рассмотреть формы и методы прогнозирования формирования поступлений и расходов государственных финансовых ресурсов в условиях рыночной экономики, описать источники доходов и каналы расходов государства и привести примеры расчетов, делая акцент на специфике России.

Оглавление

1. Введение…………………………………………………………..3
2. Основная часть…………………………………………………...5
a. Доходы и расходы государства: источники формирования и направления использования……………………………………..5
b. Теоретический аспект формирования и использования финансовых ресурсов государства в рыночной экономике…...9
c. Прогнозирование доходов и расходов государства в России и его специфика…………………………………………………...14
3. Заключение……………………………………………………...19
4. Список литературы……………………………………………..20

Файлы: 1 файл

Laboratornaya_po_makrotetke.docx

— 107.11 Кб (Скачать)

Метод экстраполяции  может осуществляться в форме  составления функций регрессии, надежность которых повышается при  построении многошаговых корреляционных моделей, ставящих прогнозируемые бюджетные  показатели в зависимость от нескольких переменных. В связи с этим, прогнозирование  бюджетных показателей необходимо начинать с выявления факторов, влияющих на формирование бюджета, таких как  развитие производительных сил страны, наличие общегосударственных финансовых ресурсов, демографические изменения, развитие отраслей хозяйства и т.д. Так, например, для расчетов основных показателей федерального бюджета  могут быть использованы регрессии, описывающие зависимость доходов  бюджета от произведенного национального  дохода и валовой продукции промышленности и сельского хозяйства, а также  связь между налогом на прибыль  и этими показателями. При прогнозировании  объема ресурсов бюджета на перспективу  следует обратиться к экономическому и статистическому анализу сложившихся  тенденций, что позволит с определенной степенью вероятности нивелировать влияние множества факторов, выявить  наиболее общее в совокупности тенденций. Уравнения регрессии с указанными выше двумя переменными величинами имеют линейный вид: У=а01х, где У – прогнозируемый объем ресурсов федерального бюджета, х – в первом случае произведенная в отраслях народного хозяйства продукция, а во втором – произведенный национальный доход, а0, а1 – коэффициенты регрессии, определяющие конкретный вид функции в зависимости от исходных данных.

 При разработке регрессионных моделей недостаточно только определить вид функции, отдельную задачу составляет нахождение значений независимых переменных в прогнозируемом периоде. Для ее решения используются прогнозные расчеты данных показателей. Кроме того, изучаются темпы развития исследуемых показателей, их взаимные соотношения, расчеты среднегодовых темпов исследуемых явлений по годам и сопоставление их развития с темпами других экономических величин. Необходимость проведения настолько детального анализа обусловлена тесной взаимосвязью бюджета с реальной экономической ситуацией, и поэтому быстро реагирует на изменения в любой отрасли народного хозяйства, связан также с политикой в области социальной защиты населения, изменениями в порядке финансирования основных затрат государства и т.д.

Прогнозирование развития территориальных бюджетов происходит также с помощью построения регрессионных моделей, однако базируется на иных показателях. Большое внимание в нем уделяется, в частности, анализу перспектив демографических  изменений, поскольку рост населения  и изменение его структуры  оказывают непосредственное влияние  на развитие всех отраслей регионального  хозяйства. Так, функциональная зависимость  объема территориальных бюджетов от роста численности населения  описывается уравнениями: У = а0 + а1х; У = ах2, где У – объем территориального бюджета, х – численность населения соответствующей административно-территориальной единицы, аi – коэффициент регрессии. В первом случае приведена линейная модель, во втором – параболическая. С помощью этих моделей рассчитываются не только размеры общих расходов территориального бюджета, но и расходов на народное хозяйство, социально-культурные мероприятия.

С помощью  регрессионной модели можно спрогнозировать  и величину расходов на просвещение  и здравоохранение. В данном случае функция имеет вид: У = а1х1 + а2х2, где У – расходы на социально-культурные мероприятия, х1 – расходы на просвещение, х2 – расходы на здравоохранение, аi – коэффициент регрессии. Модель такого вида может применяться при расчете прогнозных показателей расходов на содержание общеобразовательных школ, медицинских учреждений и т.п.

Таким образом, бюджетное прогнозирование имеет очень большое значение: как база бюджетного планирования; для расчета объема финансовых ресурсов в целом по стране с определением размера их возможной централизации в распоряжении государства и местного самоуправления и др.

 

Прогнозирование доходов и расходов государства в России его специфика

Прогнозные  показатели доходной и расходной  частей государственного бюджета РФ формируются на основе Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Это  документ, содержащий систему научно-обоснованных представлений о направлениях и  результатах социально-экономического развития России на прогнозируемый период: среднесрочный или долгосрочный. Он составляется Министерством экономического развития России и разрабатывается  по вариантам, отражающим изменения  внешних и внутренних условий, постановку среднесрочных и долгосрочных целей  и ориентиров развития страны, основных направлений их достижения.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации дает оценку следующих  показателей:

    • Уровня и условий социально-экономического развития;
    • Показателей демографического и научно-технического развития;
    • Показателей состояния окружающей среды и природных ресурсов;
    • Основных показателей развития мировой экономики;
    • Факторов и ограничений социально-экономического развития;
    • Макроэкономического эффекта от реализации долгосрочных целевых программ;
    • Основных показателей развития по отдельным секторам экономики;
    • Показателей развития транспортной и энергетической инфраструктуры и др.

Прогнозные  показатели доходов и расходов бюджета  во многом исходят из данных Прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу. Причина  этого заключается в том, что  в данном документе приводятся все  необходимые прогнозные данные для  формирования прогноза бюджета. Помимо показателей, задаются конкретные цели и направления деятельности государства, что так же влияет на прогнозные данные относительно показателей бюджета. Рассмотрим некоторые из них.

1. Налоговая  политика. В Прогнозе социально-экономического  развития достаточно большое  место отводится различным аспектам  налогообложения. В частности,  в Прогнозе на среднесрочную  перспективу выделяются следующие  направления реформирования налоговой  политики: введение определенных  льгот для малого и среднего  бизнеса, а также для компаний  с преобладающим применением  интеллектуального труда; выделение  ряда граждан, для которых будут  действовать новые льготы по  налогу на доходы физических  лиц, с целью налогового стимулирования  человеческого капитала; значительное  повышение ставок акцизов на  большинство видов подакцизных  товаров; усиление режима налогообложения  престижного потребления; оптимизация  налоговых льгот (то есть отмена  ряда уже существующих льгот); уменьшение налогообложения приоритетных  направлений добычи полезных  ископаемых, с одной стороны, и  увеличение налогов на добычу  полезных ископаемых вообще –  с другой. Такое разнонаправленное  воздействие на систему налогообложения  влияет на прогноз налоговых  поступлений – определяющего  источника доходов государства. 

Следующим источником дохода государства являются таможенные пошлины и сборы. В  этом отношении прогнозный показатель определяется с учетом следующих  данных Прогноза экономического развития: в связи со вступлением России в ВТО должны быть понижены тарифные ставки в отношении ряда товарных позиций, увеличение же ни по каким  импортируемым товарам не предусматривается. В последующих периодах также  планируется дальнейшее снижение тарифных ставок, следовательно, доходы бюджета  будут уменьшаться.

Еще одной  немаловажной статьей доходов являются нефтегазовые доходы. Прогноз социально-экономического развития предусматривает их снижение в среднесрочной перспективе  с 10,5 до 8,5% ВВП к 2015 году, что, безусловно, влияет на расчет прогнозного показателя доходов. С другой стороны, прогнозируется рост ненефтегазовых доходов бюджета, в первую очередь за счет роста поступлений по налогу на добавленную стоимость, налогу на имущество и акцизов. Величина ненефтегазовых доходов составит 29,4% ВВП в 2015 году против 28,4% ВВП в 2012. Таким образом, согласно Прогнозу доходы бюджета в целом уменьшатся с 38,9% ВВП в 2012 г. до 37,9% в 2015. В связи с этим, ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» устанавливает прогнозное значение доходов в 2013 году, равное 12 705 859 982,0 тыс. рублей, исходя из прогнозируемого объема ВВП 64 803 млрд рублей, а для 2014 года - 14 091 831 089,0 тыс. рублей, исходя из прогнозируемого ВВП 72 493,0 млрд. рублей.

Расходная часть бюджета также прогнозируется на основе показателей, приведенных  в Прогнозе социально-экономического развития РФ. Так, по данному документу, расходы бюджетной системы в 2012-2015 гг в % к ВВП (согласно умеренно-оптимистичному варианту) составят:

% ВВП

2012

2013

2014

2015

Расходы бюджетной системы

38,9

39,2

38,2

37,3

Процентные расходы

0,7

0,8

0,8

0,8

Непроцентные расходы

38,2

38,4

37,4

36,5

Общегосударственные вопросы

2,7

2,7

2,6

2,2

Национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность

6,2

6,4

6,3

6,4

Национальная экономика

5,1

5,1

4,7

4,4

Жилищно-коммунальное хозяйство

2,0

2,0

1,9

2,0

Охрана окружающей среды

0,1

0,1

0,1

0,1

Образование

4,1

4,1

4,0

3,8

Культура, кинематография и средства массовой информации

0,7

0,7

0,7

0,6

Здравоохранение и спорт

4,1

4,3

4,3

4,1

Социальная политика

13,1

12,9

12,4

12,0

Пенсионное обеспечение

8,3

8,5

8,4

8,3

Другие расходы в области социальной политики

4,8

4,5

4,0

3,7

Условно-утвержденные расходы

   

0,5

1,0


 

Таким образом, исходя из указанных данных ФЗ «О федеральном  бюджете» устанавливает прогнозируемый объем расходов на 2013 год в сумме  12 705 859 982,0 тыс. рублей и на 2014 год в сумме 14 091 831 089,0 тыс. рублей. Безусловно, прогнозные показатели расходов госбюджета определяются не только на основе приведенных выше данных. Прогноз социально-экономического развития России приводит подробные данные по непрямым экономическим показателям, а также по возможной динамике факторов экономического роста, которые также влияют на прогнозируемые статьи государственного бюджета.

Что касается доходов и расходов государственных  внебюджетных фондов, то данная информация в прогнозе социально-экономического развития нешироко раскрыта, за исключением  изменения тарифов страховых  взносов для компаний с преобладающим  применением интеллектуального  труда. Также прогнозируется небольшое  увеличение доходов внебюджетных фондов. Прогнозируемая величина взносов, таким  образом, определяется исходя из действующей  ставки 30%.

 

Заключение

В конце стоит отметить важность прогнозирования формирования и использования финансовых ресурсов государства как неотъемлемой части управления государственными финансами. Именно на его основе в дальнейшем строятся плановые показатели государственного бюджета. Наиболее эффективным методом прогнозирования, на мой взгляд, является сочетание метода экстраполяции с применением регрессионных функций и метода экспертных оценок. Основным источником информации для осуществления прогноза показателей доходов и расходов бюджета является прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, составляемый Минэкономразвития России. В нем утверждаются прогнозные величины ВВП, инфляции, показателей развития мировой экономики, динамики мировых цен на важнейшие для нашей страны с точки зрения импорта товары, в первую очередь, это природные ресурсы. Прогноз социально-экономического развития устанавливает направления бюджетной, социальной и налоговой политики государства, определяя тем самым прогнозные значения доходов и расходов бюджета. Однако, следует отметить, что прогнозных данных по поступлениям и расходам государственных внебюджетных фондов данный документ практически не содержит, поэтому расчет прогнозных показателей в этом аспекте осуществляется на основе косвенных данных: прогнозируемой реальной заработной платы, демографической ситуации в стране, а также определенной ставке, в соответствии с которой соответствующие взносы уплачиваются в государственные внебюджетные фонды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Информация о работе Прогнозирование доходов и расходов государства в рыночной экономике