Прогнозирование доходов и расходов государства в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:11, лабораторная работа

Краткое описание

В своей работе я постараюсь рассмотреть формы и методы прогнозирования формирования поступлений и расходов государственных финансовых ресурсов в условиях рыночной экономики, описать источники доходов и каналы расходов государства и привести примеры расчетов, делая акцент на специфике России.

Оглавление

1. Введение…………………………………………………………..3
2. Основная часть…………………………………………………...5
a. Доходы и расходы государства: источники формирования и направления использования……………………………………..5
b. Теоретический аспект формирования и использования финансовых ресурсов государства в рыночной экономике…...9
c. Прогнозирование доходов и расходов государства в России и его специфика…………………………………………………...14
3. Заключение……………………………………………………...19
4. Список литературы……………………………………………..20

Файлы: 1 файл

Laboratornaya_po_makrotetke.docx

— 107.11 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образование

Финансовый университет

 при Правительстве  Российской Федерации

 

Кафедра макроэкономики и макроэкономического регулирования

 

Предмет «Макроэкономическое планирование и прогнозирование»

 

Лабораторная работа

 

Тема «Прогнозирование доходов и расходов государства в рыночной экономике»

 

 

 

Выполнил: студент IV курса

Факультета «Финансы и кредит»

группы ФР4-15

Казьмин Никита

 

Проверил: к.э.н., доцент

Чупрякова Л.М.

 

 

 

 

 

Москва 2012

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………..3
  2. Основная часть…………………………………………………...5
    1. Доходы и расходы государства: источники формирования и направления использования……………………………………..5
    2. Теоретический аспект формирования и использования финансовых ресурсов государства в рыночной экономике…...9
    3. Прогнозирование доходов и расходов государства в России и его специфика…………………………………………………...14
  3. Заключение……………………………………………………...19
  4. Список литературы……………………………………………..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Несмотря  на все преимущества рыночной экономики, в условиях нашей страны и многих других стран необходимо вмешательство в экономику государства. Государство управляет финансовыми ресурсами, полученными из различных источников, распределяя их на необходимые цели: экономические,  социальные, политические, правовые и т.д. Данная задача решается с помощью составления государственного бюджета – сметы доходов и расходов государства за определенный период времени, составленной с указанием источников поступления государственных доходов и путей расходования средств. Несмотря на то, что, как правило, государственный бюджет составляется на год, опыт показал, что необходимо принимать проект государственного бюджета и на среднесрочную перспективу – на три года, как это сейчас и происходит в нашей стране. Это объясняется необходимостью учета в финансовом планировании долгосрочных эффектов от принимаемых решений в области налогообложения, расходных обязательств, учета влияния на потребности в государственном финансировании долгосрочных внешних факторов, таких как социальные, демографические, экономические, а также возможности осуществлять целенаправленную политику, что может быть особенно важным при решении приоритетных государственных задач..

Первоначальным средством определения объемов финансовых ресурсов государства является макроэкономическое прогнозирование. Без него не возможен процесс составления государственного бюджета страны. Оно представляет собой выявление и анализ закономерностей и тенденций развития национальной экономики, предсказание изменений в нем и создание научной базы для экономической политики и государственного регулирования. Обычно составляют три варианта прогноза, а именно: пессимистичный, оптимистичный и сдержанный, последний из которых, как правило, оказывается наиболее верным. Это связано с тем, что некоторые факторы экономики спрогнозировать очень сложно, а подчас практически невозможно. В этом заключается один из принципов макроэкономического прогнозирования - его альтернативность.

В своей  работе я постараюсь рассмотреть формы и методы прогнозирования формирования поступлений и расходов государственных финансовых ресурсов в условиях рыночной экономики, описать источники доходов и каналы расходов государства и привести примеры расчетов, делая акцент на специфике России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная  часть

Доходы и расходы государства: источники формирования и направления использования

Все источники  поступления денежных средств в  бюджет можно разделить на две группы: налоговые и неналоговые. Помимо этого, в доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

Налоговые доходы имеют наибольший удельный вес  в структуре всех доходов государства  и включают в себя предусмотренные  налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и  сборы, а также пени и штрафы. Налоговые  доходы делятся на две группы: прямые и косвенные. При этом основную часть  налоговых поступлений в бюджет составляют косвенные налоги – от 70 до 90%. К таким налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и сборы. Прямые же налоги включают в себя налог  на прибыль, налог на доходы физических лиц и другие.

Группу  неналоговых доходов составляет достаточно широкий перечень поступлений, к которым относятся:

- доходы  от использования государственной  или муниципальной собственности:  арендная плата за сдачу такого  имущества во временное пользование,  проценты по остаткам бюджетных  средств на счетах в кредитных  организациях, а также прибыль,  приходящаяся на доли в уставных  капиталах хозяйственных обществ,  или дивиденды по акциям, принадлежащим  Российской Федерации, ее субъектам  и муниципальным образованиям;

- доходы  от продажи государственной или  муниципальной собственности;

- доходы  от платных услуг, оказываемых  органами государственной власти  и местного самоуправления;

- штрафы, компенсации;

- доходы, полученные от бюджетов других  уровней бюджетной системы в  виде финансовой помощи и бюджетных  ссуд.

Также доходы государства можно классифицировать на собственные и регулирующие. К  первому виду относятся доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или  частично за соответствующими бюджетами. Ко второму виду принадлежать федеральные  и региональные налоги, по которым  устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты субъектов Федерации  или местные бюджеты на очередной финансовый год.

Рассмотренные источники поступления денежных средств составляют доходную часть  бюджета страны. Однако необходимо помнить о том, что финансовые ресурсы государства формируются  не только в рамках государственного бюджета, но и в государственных  внебюджетных фондах. Таким образом, к источникам формирования финансовых ресурсов государства можно также  отнести обязательные и добровольные взносы граждан на медицинское и  социальное страхование, а также  в Пенсионный фонд РФ.

 

Государство реализует свои функции воздействия  на экономическое и социальное развитие и состояние общества посредством  осуществления расходов государственного бюджета, а также государственных  внебюджетных фондов. Расходование средств  при этом производится по направлениям и в размерах, определяемых федеральным  законодательством, законами и другими  нормативно-правовыми актами субъектов  государственной власти.

Расходы бюджетов всех уровней делятся на текущие и капитальные. К текущим  относятся расходы, обеспечивающие функционирование органов государственной  власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений. К капитальным  – расходы на инновационную и  инвестиционную деятельность. Они включают в себя расходы на инвестиции в  соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые  в качестве бюджетных кредитов юридическим  лицам, расходы на проведение капитального ремонта объектов государственной  собственности, а также расходы, связанные с расширенным воспроизводством.

Выделяют  различные формы осуществления  расходов бюджетов. Среди них такие, как ассигнования на содержание бюджетных  учреждений; средства на оплату товаров, работ и услуг по государственным  или муниципальным контрактам, трансферты населению, бюджетные кредиты, субвенции  и субсидии, инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь  создаваемых юридических лиц, кредитов иностранным государствам, средств  на обслуживание и погашение долговых обязательств.

Расходы государственного бюджета можно  разделить на осуществляемые из федерального бюджета и финансируемые совместно  из федерального бюджета, бюджетов субъектов  Федерации и муниципальных бюджетов. Из федерального бюджета финансируются  расходы на содержание органов власти, национальную оборону, финансирование науки, финансирование реального сектора, образование госрезервов, обслуживание и погашение внутреннего и внешнего госдолга, а также регулирование финансового потенциала субъектов государства. Совместно из бюджетов различных уровней осуществляются расходы на господдержку отраслей промышленности, обеспечение правоохранительной деятельности, обеспечение противопожарной безопасности, а также науку и социально-культурные мероприятия.

Следует отметить, что основным принципом  разграничения расходов между бюджетами  является их адекватность полномочиям, закрепленным за соответствующим уровнем  власти.

Характер  расходов, осуществляемых из государственных  внебюджетных фондов, зависит от целевого назначения конкретного фонда. Так, из Пенсионного фонда финансируется  выплата пенсий и доплат к ним  различным категориям граждан, из Фонда  обязательного медицинского страхования  – мероприятия в области здравоохранения, расходы на проведение диспансеризации  граждан, дотации на выполнение территориальных  программ обязательного медицинского страхования и т.п., из Фонда социального  страхования – социальная политика, социальное обеспечение, пособия, компенсации, единовременные страховые выплаты  и другие.

 

Теоретический аспект формирования и использования финансовых ресурсов государства в рыночной экономике

Успешное  ведение хозяйства невозможно без  управления им. Управлять – значит предвидеть конкретные результаты деятельности и изыскивать меры по их достижению. В связи с этим огромную роль играет прогнозирование. Прогнозы поступлений  и распределения денежных средств  государства составляются в рамках бюджетного прогнозирования. Под прогнозом  развития бюджета понимается комплекс вероятностных оценок возможных  путей развития его доходной и  расходной частей. Целью бюджетного прогнозирования является определение  и обоснование оптимальных путей  развития бюджета на основе сложившихся  тенденций, конкретных социально-экономических  условий и бюджетных оценок, а  также формирование и выдвижение предложений по его укреплению. Принятие каких бы то ни было эффективных  мер в финансовой политике государства  невозможно без своевременного учета  результатов бюджетного прогнозирования.

Бюджетное прогнозирование является сравнительно молодой отраслью финансовой науки. В нашей стране оно связано  с распространением в 70-е годы практики разработки перспективных комплексных  планов экономического и социального  развития территорий, в которых необходимо было производить прогнозные расчеты  бюджетных показателей как основы планирования финансового обеспечения  мероприятий, предусмотренных этими планами.

Бюджетное прогнозирование включает в себя прогнозирование на ближайшую перспективу (в пределах трех лет) объемов доходов  и расходов с детализацией по статьям  и видам. При этом основой его  служат соответствующие расчеты  как по планируемым доходам, так  и по расходам. Бюджетное прогнозирование  строится на тщательном изучении информации о состоянии бюджета на определенный момент времени, разработках в соответствии с выявленными закономерностями разных вариантов достижения предлагаемых бюджетных показателей, нахождении в результате анализа наилучшего варианта развития бюджетных отношений.

Существует  два базовых метода, с помощью  которых могут быть спрогнозированы  бюджетные показатели:

  1. Генетический - прогнозирование ведется от настоящего к будущему на основе установления причинно-следственных связей;
  2. Нормативно-целевой, при котором определяются перспективная цель и ориентиры движения к ней по действующим нормативам, исследуются возможные события и меры, которые необходимо предпринять для достижения в будущем (т.е. в перспективе) заданного результата.

Расчет  прогнозируемых бюджетных показателей  основан на иных методологических подходах, нежели расчет показателей годового бюджета. Это связано с отсутствием  необходимых статистических и отчетных данных, которые используются при  определении показателей бюджета. В самом процессе прогнозирования  бюджетных показателей могут  быть использованы следующие основные методы:

    1. Метод экстраполяции, который подразумевает составление перспективы исходя из практики предшествующих периодов. Этот метод применяется при прогнозировании тех статей доходов и расходов бюджета, которые имеют относительно стабильный характер;
    2. Метод экспертных оценок, под которым понимается составление прогноза на базе оценок, сделанных и обоснованных компетентными специалистами. Основным недостатком данного метода является его субъективизм и зависимость прогноза от компетентности и профессионализма эксперта;
    3. Смешанный метод – применение метода экстраполяции в части определения объективных тенденций развития и метода экспертных оценок в части прогнозирования показателей, которые не носят стабильного характера.

Информация о работе Прогнозирование доходов и расходов государства в рыночной экономике