Проблемы развития свободных экономических зон в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2014 в 00:16, курсовая работа

Краткое описание

Создание СЭЗ рассматриваются их учредителями как важное звено в реализации принципов открытой экономики. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. Экономика СЭЗ имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режим благоприятен для внешних и внутренних инвестиций. Помимо привлечения иностранного капитала, задействованного для активизации экономических процессов внутри страны, создание производственных свободных экономических зон увязывают с тремя основными задачами: стимулирование промышленного экспорта и получение на этой основе валютных средств, рост занятости, превращение зон в полигон по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста национального хозяйства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..3

1 СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ…………………..……………………….....5

1.1 Понятие СЭЗ………………………………………………………………...5

Роль свободных экономических зон в развитии экономики……………..10

Цели и задачи СЭЗ. Виды деятельности на территории СЭЗ…………….11

1.4 Зарубежный опыт: методы привлечения инвестиций………………….....12

2 СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………….15

2.1 СЭЗ на территории Республики Беларусь………………………………….15

2.2 Проблемы развития свободных экономических зон в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….....................29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ….…….....................

Файлы: 1 файл

makroekonomika.docx

— 95.33 Кб (Скачать)

В  Японии  научно-технологические  центры  получили  название  технополисов.  Под  технополисом  понимается  город  и  прилегающие  к  нему  территория,  где  размещены  органически  взаимодействующие  предприятия  высокотехнологичных  отраслей  промышленности,  научно-исследовательские  институты,  вузы,  готовящие  для  технополиса  научные  и  инженерные  кадры.  Программа  создания  технополисов  преследовала  следующие  цели:  перераспределение  промышленности  из  центра  на  периферию;  интенсификация  научных  разработок  за  счет  активизации  деятельности  местных  университетов;  переориентация  промышленности  на  развитие  наукоемких  и  энергосберегающих  технологий;  ускорение  внедренческого  процесса.

Богатая  мировая  практика  показала,  что  приоритет  стал  постепенно  смещаться  в  сторону  создания  комплексных  СЭЗ,  соединяющих  в  себе  несколько  функций,  перед  которыми  ставится  сразу  несколько  задач .  Эти  зоны  обладают  практически  всеми  чертами  уже  отмеченных  типов  зон .  В  них  сочетаются  торговые ,  таможенные ,  производственные  и  научно-исследовательские  функции , образующие  в  зоне комплексность  и  многопрофильность  деятельности  инвесторов .  Комплексные  зоны  характерны  для  Китая  (“Шэньчжень”),  Бразилии  (“Макаус”) ,  Великобритании,  США  (предпринимательские  зоны)  и  т. д.

Наибольшее распространение  в  развивающихся  странах  получили  экспортно-производственные зоны  (ЭПЗ).  Развитие  экспортного  производства  на  анклавной  территории  какой-либо  страны  обеспечивает  рост  объема  ее  экспорта,  повышение  уровня  занятости,  проведение  промышленной  модернизации  и  ускорения  освоения  новых  технологий.  Эти  достижения  и  обусловили  тот  интерес,  который  проявили  многие  страны  к  организации  на  своей  территории  ЭПЗ.  Особенно  распространены  ЭПЗ  в  государствах  Азии,  которые  используют  опыт  экспортно-производственной  зоны  “Шеннон”.

В  70-е  гг.  во  многих  регионах  мира  стали  возникать  сервисные  зоны. 

Они  представляют  собой  территории  с  льготным  режимом  для  фирм  и  учреждений,  занятых  оказанием  различных  видов  финансовых  и  нефинансовых  услуг.  К  сервисным  зонам  относятся  так  называемые  оффшорные  образования. В  оффшорных  зонах  фирмы  не  ведущие  хозяйственной  деятельности,  пользуются  упрощенным  режимом  регистрации .  Составными  элементами  льготного  режима  в  оффшорных  зонах  являются  низкий  уровень  уставного  капитала ,  отсутствие  таможенных  сборов  и  пошлин  для  иностранных  инвесторов ,  свободный  вывоз  прибылей ,  отсутствие  валютных  ограничений  и  др.  Кроме  того ,  оффшорные  предприятия  либо  вообще  не  подлежат  налогообложению ,   либо  облагаются  небольшим  налогом .

Оффшорные  компании  сосредотачивают  свою  деятельность  в  банковском ,  страховом  деле ,  в  экспортно-импортных  операциях ,  а  также  в  операциях  с  недвижимостью  и  морском  судоходстве .  По  имеющимся  данным ,  в  сфере  оффшорной  деятельности  сосредоточен  капитал  в  размере  500  млрд.  долл.[9. С.191]. Наибольшее  распространение  оффшорные  зоны  получили  в  странах  Британского  содружества .  Однако  создаются  и  в  других  странах  мира – Лихтенштейне ,  Панаме ,  Швейцарии  и  т. д.

Такой  тип  зон ,  как  интернациональные  зоны ,  возник  сравнительно  недавно .  Ему  предшествовало  региональное  экономическое  сотрудничество  сопредельных  стран .  Тенденция  к  созданию  региональных  структур  является  доминирующей  характеристикой  нынешней  мировой  системы  хозяйства .  В  преддверии  ХХI  века  в  мире  действовало  85  региональных  торговых  и  экономических  соглашений .  Однако  реальные  интеграционные  процессы  имеют  место  лишь  в  Западной  Европе  (Европейский  союз)  и  Северной  Америке  (Нафта) .  Они  являются  интернациональными  зонами .  Региональная  интеграция ,  идущая  рядом  с  процессом  глобализации ,  вносит  новое  содержание  в  механизм  образования  свободных  экономических  зон:  СЭЗ  выходит  за  рамки  экономически  национального  государства  и  становится  интернациональной.  В  Европе появились  новые  интеграционные  процессы,  воспроизводящие  специфические  модели  свободных  экономических  зон.  Речь  идет  о  региональном  сотрудничестве ,  которое  обеспечивает  прозрачность  внутри  европейских   межгосударственных  границ  и  активизирует  местные  экономические  связи .  Важнейшей  формой  развития  приграничного  сотрудничества  являются  еврорегионы,  которых  в  Европе  насчитывается  50.  Еврорегион  представляет  собой  ограниченное  географо-экономическое  пространство,  которое  состоит  из  приграничных  административно-территориальных  единиц  государств ,  добровольно  согласившихся  на  хозяйственное ,  научное ,  культурное  и  другое  сотрудничество .  К  примеру,  еврорегион  “Маас-Рейн”  с  населением  3,7  млн.  чел.  состоит  из  провинциальных  территорий  сопредельных  государств  Бельгии ,  Нидерландов  и  Германии .

1.2 Роль  свободных экономических зон  в развитии экономики

Свободные экономические зоны  успешно  действуют  во  всех  странах  мира.  Они  функционируют  как  в  промышленно  развитых  странах  (США,  Япония,  Германия,  Англия ,  Канада  и  др.)  так  и  в  развивающихся.  Многолетняя  позитивная  практика  зарубежных  стран  по  созданию  и  функционированию  свободных  экономических  зон  свидетельствует  об  эффективности  такого  метода  оздоровления  экономики .

Уже  к  середине  90-х  годов  двадцатого  столетия  в  мире  существовало  более  4  тыс.  СЭЗ  с  численностью  работающих  в  них  более  3  млн.  человек . 

В  странах  с  развитой  рыночной  экономикой  СЭЗ  создаются,  как  правило,  в  застойных  районах, страдающих  безработицей,  имеющих  недоразвитую  инфраструктуру.  Для их  создания  и  развития  используется  преимущественно  национальный  частный  капитал и  работают  они  в  большинстве  своем  на  внутренний  рынок. В  промышленно  развитых  странах (США,  Великобритания)  СЭЗ  создавались  для  реализации  региональной  политики,  направленной  на  оживление  мелкого  и  среднего  бизнеса  в  депрессивных  районах.    В  развивающихся  странах  в  основном  ориентированы  они  на  внешний  рынок ,  поскольку , только  наращивая  экспорт ,  эти  страны  могут  решать  задачи  оздоровления  национальной  экономики .  Отсюда  вытекает  и  особенность  СЭЗ – более  преференциальный  инвестиционный  климат  государство  устанавливает  для  иностранных  инвесторов .

Вводя на части своей территории особый режим внешнеэкономической деятельности, страны решают такие задачи, как повышение конкурентоспособности национального производства, увеличение притока валюты как от экспорта товаров и услуг, так и в виде иностранных инвестиций, ускоренное освоение производства  новых  товаров  и  услуг. В развитых странах с помощью таких зон упрощается выход национальных фирм на внешние рынки, увеличивается прибыльность внешнеторговых и связанных с ними операций.  С помощью создания свободных экономических зон того или иного типа различные государства "третьего мира" пытаются решать разнообразные по своей природе задачи. В обобщенном виде они могут быть сведены к следующим целям:

  • росту доходов страны в свободно конвертируемой валюте, расширению экспорта готовой продукции, рационализации импорта;
  • росту притока иностранного производительного капитала;
  • стимулированию технического развития, изменению структуры производства, ускорению инновационных и внедренческих процессов;
  • сокращению безработицы;
  • подготовке квалифицированных специалистов.

Практика  функционирования  свободных  экономических  соперничества  между  ними  за  привлечение  иностранного  капитала  привели  к  унификации  условий ,  на  которых  в  зону  приглашаются инвесторы .    Каждому  типу  зон  соответствует  свой  стандартный  набор  базовых  льгот  и  стимулов ,  которые  дополняются  специальными  формами  поощрений .  Последние  направлены  либо  на  решение  конкретных  задач  (например ,  ускоренное  создание  транспортной  инфраструктуры),  либо  на  стимулирование  отдельных  видов  деятельности  (переработка  местного  сырья  на  экспорт ,  банковские  услуги  и  т. п.) ,  либо  на  привлечение  в  зону  инвесторов  определенного  типа  (мелкий  или  крупный  бизнес) .

1.3 Цели и задачи СЭЗ. Виды деятельности на территории СЭЗ

На территории Республики Беларусь могут создаваться СЭЗ разных функциональных типов. Цели и задачи каждой из СЭЗ определяются в зависимости от функционального типа СЭЗ, устанавливаемого соответствующим положением о СЭЗ. В основном целями и задачами СЭЗ является привлечение и эффективное использование иностранных и национальных инвестиций для создания и развития ориентированных на экспорт производств, основанных на современных и высоких технологиях, а также эффективное использование имеющихся производственных площадей. Тем не менее, есть и специфические цели. Например, для СЭЗ "Гомель-Ратон" - это вовлечение в производственную деятельность нетрадиционных ресурсов и источников энергии; для СЭЗ "Минск" - повышение загрузки аэропорта "Минск-2" и дальнейшее развитие воздушного сообщения; для СЭЗ "Витебск" и "Могилев" - развитие и обеспечение эффективного использование имеющейся инженерной и транспортной инфраструктуры, для СЭЗ "Гродноинвест" и "Брест" - внедрение в экономике региона передовых ресурсо- и энергосберегающих технологий. В СЭЗ могут развиваться производственные, научно-технологические, экспортные, торговые, туристическо-рекреационные, страховые, банковские и иные виды деятельности.

Осуществление отдельных видов деятельности на территории СЭЗ запрещено.

Согласно Закону и нормам Положений о СЭЗ к ним относятся следующие виды:

- хозяйственно-коммерческая деятельность, связанная с обеспечением охраны  и обороны государства, а также  с производством, переработкой, хранением  и продажей оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ;

- производство, переработка, хранение, обеззараживание, продажа опасных  и радиоактивных материалов;

- производство, переработка, хранение, продажа наркотиков, наркотических  и иных сильнодействующих материалов;

- производство, переработка, хранение, продажа культур, содержащих наркотические, сильнодействующие и ядовитые  вещества;

- производство водки, ликера и  других алкогольных напитков, за  исключением шампанских, игристых, сухих, полусухих, виноградных крепленых  вин, пива;

- производство табачных изделий;

- производство ценных бумаг, денежных  знаков и монет, почтовых марок;

- организация лотерей, игорный  бизнес;

- подготовка и трансляция радио- и телепередач, за исключением  технического обслуживания типографий, радио и телевидения;

- деятельность, связанная с вопросами  внешней трудовой миграции;

- некоторые другие виды деятельности.

Отдельные виды деятельности могут осуществляться резидентами СЭЗ только на основании специальных разрешений (лицензий).

    1. Зарубежный опыт: методы привлечения инвестиций

Рассмотрим методы привлечения инвестиций на примере СЭЗ  Китая .  В настоящее время  совершает  переход  не  только  к  рыночной  экономике,  но  и  к  положению мировой сверхдержавы . Китай – самый  большой  получатель прямых  иностранных капиталовложений  среди  развивающихся  стран  и  второй в  мире - после  Соединенных  штатов.

В  ходе реформ , создателем  которых  является  Дэн  Сяопин ,  Китаю  постепенно  удалось  осуществить  плавный  переход  от  стратегии  несбалансированного  к  стратегии  сбалансированного  роста .Реформа  началась  в  деревне .  Индустриализация  ее  предполагала  создание  поселково-волостных  промышленных  предприятий  (ПВП) .  Каждое  вновь  созданное  ПВП  на  2-3  года  освобождалось  от  налогов ,  а  за  высококачественную  либо  экспортную  продукцию  удостаивается  налоговых  льгот .  В  начале  80-х  годов  экономические  преобразования  начали  проводиться  и  в  городе ,  в  сфере  промышленного  производства .  Промышленные  предприятия  наделялись  широкими  правами  самостоятельной  хозяйственной  деятельности .

Составной  частью экономических  реформ  Китая  стала  ’’политика  открытости’’  (кайфан) .  Эта  политика  привлечения  иностранного  капитала  в  китайскую  экономику  в  виде  займов ,  прямых  инвестиций ,  организации  совместных  предприятий  с  зарубежными  партнерами  и  привлечение  капиталов  через  специальные  экономические  зоны .  Последние  стали  создаваться  в  конце  70-х  годов  в  приморских  регионах  Китая .

Первая  такая  зона  была  организована  в  1979 г.  в  деревушке  Шэньчжень .  Не  прошло  и  десяти  лет ,  как  Шэньчжень  превратилась  в  современный  город  с  населением  в  два  миллиона  человек ,  вобравшего  в  себя  многочисленные  новейшие  предприятия  с  участием  иностранного  капитала .  Около  двух  тысяч  из  них  были  совместными  китайско-иностранными ,  а  354 – полностью  владел  зарубежный  капитал .  Это  заводы  и  фабрики ,     туристические  агентства .Для  улучшение  инвестиционных  условий создан  центр  услуг  зарубежным  инвесторам  и  центр  содействия  инвестициям ,  которые  представляют  комплексные  услуги  отечественным  и  зарубежным  инвесторам,  включая  рассмотрение  проектов ,  консультации  по  законодательству . 

Информация о работе Проблемы развития свободных экономических зон в Республике Беларусь