Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2014 в 00:16, курсовая работа
Создание СЭЗ рассматриваются их учредителями как важное звено в реализации принципов открытой экономики. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. Экономика СЭЗ имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режим благоприятен для внешних и внутренних инвестиций. Помимо привлечения иностранного капитала, задействованного для активизации экономических процессов внутри страны, создание производственных свободных экономических зон увязывают с тремя основными задачами: стимулирование промышленного экспорта и получение на этой основе валютных средств, рост занятости, превращение зон в полигон по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста национального хозяйства.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..3
1 СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ…………………..……………………….....5
1.1 Понятие СЭЗ………………………………………………………………...5
Роль свободных экономических зон в развитии экономики……………..10
Цели и задачи СЭЗ. Виды деятельности на территории СЭЗ…………….11
1.4 Зарубежный опыт: методы привлечения инвестиций………………….....12
2 СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………….15
2.1 СЭЗ на территории Республики Беларусь………………………………….15
2.2 Проблемы развития свободных экономических зон в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….....................29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ….…….....................
В Японии научно-технологические центры получили название технополисов. Под технополисом понимается город и прилегающие к нему территория, где размещены органически взаимодействующие предприятия высокотехнологичных отраслей промышленности, научно-исследовательские институты, вузы, готовящие для технополиса научные и инженерные кадры. Программа создания технополисов преследовала следующие цели: перераспределение промышленности из центра на периферию; интенсификация научных разработок за счет активизации деятельности местных университетов; переориентация промышленности на развитие наукоемких и энергосберегающих технологий; ускорение внедренческого процесса.
Богатая мировая практика показала, что приоритет стал постепенно смещаться в сторону создания комплексных СЭЗ, соединяющих в себе несколько функций, перед которыми ставится сразу несколько задач . Эти зоны обладают практически всеми чертами уже отмеченных типов зон . В них сочетаются торговые , таможенные , производственные и научно-исследовательские функции , образующие в зоне комплексность и многопрофильность деятельности инвесторов . Комплексные зоны характерны для Китая (“Шэньчжень”), Бразилии (“Макаус”) , Великобритании, США (предпринимательские зоны) и т. д.
Наибольшее распространение в развивающихся странах получили экспортно-производственные зоны (ЭПЗ). Развитие экспортного производства на анклавной территории какой-либо страны обеспечивает рост объема ее экспорта, повышение уровня занятости, проведение промышленной модернизации и ускорения освоения новых технологий. Эти достижения и обусловили тот интерес, который проявили многие страны к организации на своей территории ЭПЗ. Особенно распространены ЭПЗ в государствах Азии, которые используют опыт экспортно-производственной зоны “Шеннон”.
В 70-е гг. во многих регионах мира стали возникать сервисные зоны.
Они представляют собой территории с льготным режимом для фирм и учреждений, занятых оказанием различных видов финансовых и нефинансовых услуг. К сервисным зонам относятся так называемые оффшорные образования. В оффшорных зонах фирмы не ведущие хозяйственной деятельности, пользуются упрощенным режимом регистрации . Составными элементами льготного режима в оффшорных зонах являются низкий уровень уставного капитала , отсутствие таможенных сборов и пошлин для иностранных инвесторов , свободный вывоз прибылей , отсутствие валютных ограничений и др. Кроме того , оффшорные предприятия либо вообще не подлежат налогообложению , либо облагаются небольшим налогом .
Оффшорные компании сосредотачивают свою деятельность в банковском , страховом деле , в экспортно-импортных операциях , а также в операциях с недвижимостью и морском судоходстве . По имеющимся данным , в сфере оффшорной деятельности сосредоточен капитал в размере 500 млрд. долл.[9. С.191]. Наибольшее распространение оффшорные зоны получили в странах Британского содружества . Однако создаются и в других странах мира – Лихтенштейне , Панаме , Швейцарии и т. д.
Такой тип зон , как интернациональные
зоны , возник сравнительно
недавно . Ему предшествовало
региональное экономическое сотрудничество
сопредельных стран . Тенденция
к созданию региональных структур
является доминирующей характеристикой
нынешней мировой системы хозяйства
. В преддверии ХХI века
в мире действовало 85 региональных
торговых и экономических соглашений
. Однако реальные интеграционные
процессы имеют место лишь
в Западной Европе (Европейский
союз) и Северной Америке
(Нафта) . Они являются интернациональными
зонами . Региональная интеграция
, идущая рядом с процессом
глобализации , вносит новое
содержание в механизм образования
свободных экономических зон:
СЭЗ выходит за рамки экономически
национального государства и
становится интернациональной.
В Европе появились новые интеграционные
процессы, воспроизводящие специфические
модели свободных экономических
зон. Речь идет о региональном
сотрудничестве , которое обеспечивает
прозрачность внутри европейских
межгосударственных границ и
активизирует местные экономические
связи . Важнейшей формой развития
приграничного сотрудничества
являются еврорегионы, которых
в Европе насчитывается 50.
Еврорегион представляет собой
ограниченное географо-экономическое
пространство, которое состоит
из приграничных административно-
1.2 Роль свободных экономических зон в развитии экономики
Свободные экономические зоны успешно действуют во всех странах мира. Они функционируют как в промышленно развитых странах (США, Япония, Германия, Англия , Канада и др.) так и в развивающихся. Многолетняя позитивная практика зарубежных стран по созданию и функционированию свободных экономических зон свидетельствует об эффективности такого метода оздоровления экономики .
Уже к середине 90-х годов двадцатого столетия в мире существовало более 4 тыс. СЭЗ с численностью работающих в них более 3 млн. человек .
В странах с развитой рыночной экономикой СЭЗ создаются, как правило, в застойных районах, страдающих безработицей, имеющих недоразвитую инфраструктуру. Для их создания и развития используется преимущественно национальный частный капитал и работают они в большинстве своем на внутренний рынок. В промышленно развитых странах (США, Великобритания) СЭЗ создавались для реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах. В развивающихся странах в основном ориентированы они на внешний рынок , поскольку , только наращивая экспорт , эти страны могут решать задачи оздоровления национальной экономики . Отсюда вытекает и особенность СЭЗ – более преференциальный инвестиционный климат государство устанавливает для иностранных инвесторов .
Вводя на части своей территории особый режим внешнеэкономической деятельности, страны решают такие задачи, как повышение конкурентоспособности национального производства, увеличение притока валюты как от экспорта товаров и услуг, так и в виде иностранных инвестиций, ускоренное освоение производства новых товаров и услуг. В развитых странах с помощью таких зон упрощается выход национальных фирм на внешние рынки, увеличивается прибыльность внешнеторговых и связанных с ними операций. С помощью создания свободных экономических зон того или иного типа различные государства "третьего мира" пытаются решать разнообразные по своей природе задачи. В обобщенном виде они могут быть сведены к следующим целям:
Практика функционирования свободных экономических соперничества между ними за привлечение иностранного капитала привели к унификации условий , на которых в зону приглашаются инвесторы . Каждому типу зон соответствует свой стандартный набор базовых льгот и стимулов , которые дополняются специальными формами поощрений . Последние направлены либо на решение конкретных задач (например , ускоренное создание транспортной инфраструктуры), либо на стимулирование отдельных видов деятельности (переработка местного сырья на экспорт , банковские услуги и т. п.) , либо на привлечение в зону инвесторов определенного типа (мелкий или крупный бизнес) .
1.3 Цели и задачи СЭЗ. Виды деятельности на территории СЭЗ
На территории Республики Беларусь могут создаваться СЭЗ разных функциональных типов. Цели и задачи каждой из СЭЗ определяются в зависимости от функционального типа СЭЗ, устанавливаемого соответствующим положением о СЭЗ. В основном целями и задачами СЭЗ является привлечение и эффективное использование иностранных и национальных инвестиций для создания и развития ориентированных на экспорт производств, основанных на современных и высоких технологиях, а также эффективное использование имеющихся производственных площадей. Тем не менее, есть и специфические цели. Например, для СЭЗ "Гомель-Ратон" - это вовлечение в производственную деятельность нетрадиционных ресурсов и источников энергии; для СЭЗ "Минск" - повышение загрузки аэропорта "Минск-2" и дальнейшее развитие воздушного сообщения; для СЭЗ "Витебск" и "Могилев" - развитие и обеспечение эффективного использование имеющейся инженерной и транспортной инфраструктуры, для СЭЗ "Гродноинвест" и "Брест" - внедрение в экономике региона передовых ресурсо- и энергосберегающих технологий. В СЭЗ могут развиваться производственные, научно-технологические, экспортные, торговые, туристическо-рекреационные, страховые, банковские и иные виды деятельности.
Осуществление отдельных видов деятельности на территории СЭЗ запрещено.
Согласно Закону и нормам Положений о СЭЗ к ним относятся следующие виды:
- хозяйственно-коммерческая
- производство, переработка, хранение, обеззараживание, продажа опасных и радиоактивных материалов;
- производство, переработка, хранение,
продажа наркотиков, наркотических
и иных сильнодействующих
- производство, переработка, хранение, продажа культур, содержащих наркотические, сильнодействующие и ядовитые вещества;
- производство водки, ликера и других алкогольных напитков, за исключением шампанских, игристых, сухих, полусухих, виноградных крепленых вин, пива;
- производство табачных изделий;
- производство ценных бумаг, денежных знаков и монет, почтовых марок;
- организация лотерей, игорный бизнес;
- подготовка и трансляция радио-
и телепередач, за исключением
технического обслуживания
- деятельность, связанная с вопросами внешней трудовой миграции;
- некоторые другие виды
Отдельные виды деятельности могут осуществляться резидентами СЭЗ только на основании специальных разрешений (лицензий).
Рассмотрим методы привлечения инвестиций на примере СЭЗ Китая . В настоящее время совершает переход не только к рыночной экономике, но и к положению мировой сверхдержавы . Китай – самый большой получатель прямых иностранных капиталовложений среди развивающихся стран и второй в мире - после Соединенных штатов.
В ходе реформ , создателем которых является Дэн Сяопин , Китаю постепенно удалось осуществить плавный переход от стратегии несбалансированного к стратегии сбалансированного роста .Реформа началась в деревне . Индустриализация ее предполагала создание поселково-волостных промышленных предприятий (ПВП) . Каждое вновь созданное ПВП на 2-3 года освобождалось от налогов , а за высококачественную либо экспортную продукцию удостаивается налоговых льгот . В начале 80-х годов экономические преобразования начали проводиться и в городе , в сфере промышленного производства . Промышленные предприятия наделялись широкими правами самостоятельной хозяйственной деятельности .
Составной частью экономических реформ Китая стала ’’политика открытости’’ (кайфан) . Эта политика привлечения иностранного капитала в китайскую экономику в виде займов , прямых инвестиций , организации совместных предприятий с зарубежными партнерами и привлечение капиталов через специальные экономические зоны . Последние стали создаваться в конце 70-х годов в приморских регионах Китая .
Первая такая зона была организована в 1979 г. в деревушке Шэньчжень . Не прошло и десяти лет , как Шэньчжень превратилась в современный город с населением в два миллиона человек , вобравшего в себя многочисленные новейшие предприятия с участием иностранного капитала . Около двух тысяч из них были совместными китайско-иностранными , а 354 – полностью владел зарубежный капитал . Это заводы и фабрики , туристические агентства .Для улучшение инвестиционных условий создан центр услуг зарубежным инвесторам и центр содействия инвестициям , которые представляют комплексные услуги отечественным и зарубежным инвесторам, включая рассмотрение проектов , консультации по законодательству .
Информация о работе Проблемы развития свободных экономических зон в Республике Беларусь