Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2014 в 00:16, курсовая работа
Создание СЭЗ рассматриваются их учредителями как важное звено в реализации принципов открытой экономики. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. Экономика СЭЗ имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режим благоприятен для внешних и внутренних инвестиций. Помимо привлечения иностранного капитала, задействованного для активизации экономических процессов внутри страны, создание производственных свободных экономических зон увязывают с тремя основными задачами: стимулирование промышленного экспорта и получение на этой основе валютных средств, рост занятости, превращение зон в полигон по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста национального хозяйства.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..3
1 СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ…………………..……………………….....5
1.1 Понятие СЭЗ………………………………………………………………...5
Роль свободных экономических зон в развитии экономики……………..10
Цели и задачи СЭЗ. Виды деятельности на территории СЭЗ…………….11
1.4 Зарубежный опыт: методы привлечения инвестиций………………….....12
2 СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………….15
2.1 СЭЗ на территории Республики Беларусь………………………………….15
2.2 Проблемы развития свободных экономических зон в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….....................29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ….…….....................
Площадь СЭЗ “Гомель-Ратон” составляет 4300 га. Несмотря на то, что Указ Президента Республики Беларусь и Положение о свободной экономической зоне “Гомель-Ратон” были приняты в 1998 г., активная регистрация резидентов СЭЗ на основании конкурсной основы началась по существу в 1999 г.
По состоянию на 1.01.2000 г. в СЭЗ “Гомель-Ратон” в качестве резидентов зарегистрировано 23 предприятия , в том числе 13 – с иностранными инвестициями Это составляет 8 % от общего числа функционирующих предприятий с иностранными инвестициями, зарегистрированными в Гомельской области. Из 23 предприятий-резидентов в 1998 г. зарегистрированы 17, в 1999 г. – 6 субъектов хозяйствования.
Основные виды деятельности СЭЗ достаточно разнообразны : продукция общепризнанного назначения, потребительские товары, производство швейных машин, мебели, торгового оборудования, радиотелефонных средств, эмалированных проводов, программной продукции, основанной на новых и высоких технологиях. В качестве основных направлений использования производимой продукции предусматривается ее экспорт и импортозамещение. В частности, при производстве эмалированных проводов, кабеля будет направлено на импортозамещение 95 % выпускаемой продукции; торгового оборудования , офисной и бытовой мебели (импортозамещение – 100 %, экспорт – 70 %), при обработке драгоценных камней и драгоценных металлов – 70 % на экспорт.
В составе СЭЗ “Гомель-Ратон” предусматривается создание так называемых функциональных субзон: свободной международной торговли, свободной финансовой и трастово-управленческой деятельности, приграничной торговли, технопарка (технополиса), экологической.
Рассмотрим итоги работы СЭЗ Республики Беларусь за период 1996-2001 гг., что позволит сделать некоторые выводы о реализации целей и задач, поставленных при их создании (в анализ не включены СЭЗ “Могилев” и “Гродно-инвест”, созданные Указами Президиума Республики Беларусь соответственно от 31.01 2002 г. № 66 и от 16.04 2002 г № 208).
Согласно отчетов «1-СЭЗ», представляемых резидентами свободных экономических зон количество резидентов СЭЗ к 1.01 2002 г. достигло 207, из них предпринимательскую деятельность осуществляли 186. Следует отметить, что в последние годы наметилась тенденция увеличения удельного веса. Реально работающих предприятий. Так, если в 1999 г. их доля составляла 83,9%, а в 2000 г. - 85,2%, то в 2001 г. достигла 89,9%, что, несомненно, свидетельствует об улучшении качественного состава резидентов СЭЗ.
Рисунок 2.1 - Распределение резидентов по свободным экономическим зонам Республики
Беларусь (по состоянию на конец 2001 г.)
Из 186 работающих предприятий 131 - с
иностранными инвестициями. Увеличивается
роль промышленных предприятий. Их доля
в 2001 г. возросла на 4,7% по сравнению с предыдущим
годом и достигла 86,6 % от общего количества
работающих резидентов СЭЗ. Наибольшее
количество резидентов зон специализируется
на производстве пищевых продуктов
(25), мебели (19), химических продуктов
(16), резиновых изделий и пластмасс
(15), машин и оборудования (14), изделий
из древесины; на деревообработке (12).
Распределение резидентов по свободным экономическим зонам Республики Беларусь и по составу участников представлено на рис. 1, 2. Из приведенных диаграмм следует, что около половины всех резидентов СЭЗ приходится на СЭЗ “Брест”, а численность резидентов СЭЗ с участием иностранных инвесторов растет более динамично, чем остальных.
На 1.01 2002 г. общая сумма сформированного уставного капитала предприятий - резидентов, созданных белорусскими собственниками , составила 13,2 млрд. руб., или 95,7 % от заявленного. Причем 10,6 млрд. руб. принадлежат крупным отечественным конверсионным предприятиям СЭЗ “Гомель - Ратон”. В СЭЗ “Брест” доля уставного фонда таких предприятий составляет 0,3 млрд. руб.
Что касается предприятий с иностранными инвестициями , то сумма заявленного ими уставного капитала достигла 36,1 млн. долларов США , а сформированного – 28,5 млн. (78,9 %) . Всего в СЭЗ привлечено с момента их образования 40,6 млн. долларов из 25 стран мира . Самые крупные денежные взносы (свыше 800 млн. руб.) в уставные фонды принадлежат Великобритании и Германии.
Замечание: черным цветом показана динамика за 2001 г., серым – за 2000 г.
Рисунок 2.2 - Распределение резидентов СЭЗ по составу участников за 2000 и 2001 г.г.
Число рабочих мест на конец 2001 г. достигло 13 511 и увеличилось по сравнению с1999 г. практически в 2 раза. При этом если в 2000 г. в свободных экономических зонах было создано 1099 рабочих мест, то в 2001 г. эта цифра выросла до 3921, из них совместными предприятиями создано 1710 рабочих мест, предприятиями со 100%-м иностранным капиталом - 1274, предприятиями без иностранных инвестиций - 937. Основная масса работающих занята в промышленности, причем их удельный вес в общей численности работников в последние годы увеличивается. Так, если в 2000 г. этот показатель составлял 89,3%, то в 2001 г. - 92,2%.
Хотя в СЭЗ республики имеются довольно существенные расхождения в среднемесячной заработной плате на одного работника, однако положительным моментом является то, что по сравнению с 2000 г. средняя зарплата в СЭЗ «Брест» увеличилась в 2 раза, в СЭЗ «Минск» - в 1,5 раза. Пока ниже, чем по всем СЭЗ, среднемесячная заработная плата в СЭЗ «Витебск».
Более высоким по сравнению с иностранными и белорусскими предприятиями уровень заработной платы был на совместных предприятиях. В то же время отмечен значительный рост заработной платы по сравнению с 2000 г. на иностранных (в 2,2 раза) и белорусских предприятиях (в 1,7 раза).
Снижению социальной напряженности способствовал рост количества дополнительно созданных рабочих мест, число которых в 2001 г. составило 3921. Почти 56,8% общего прироста рабочих мест приходится на СЭЗ «Брест».
В определенной степени о финансовом состоянии свободных экономических зон можно судить по рентабельности от реализации продукции (товаров), работ, услуг. Среди всех СЭЗ наибольший уровень рентабельности (31,1%) в СЭЗ «Брест».
Следует, однако, отметить, что тенденция снижения уровня рентабельности продолжается. За анализируемый период в целом по всем СЭЗ она снизилась с 32,3 до 20,0%. Значительно (в 4,1 раза) уменьшилась рентабельность в СЭЗ «Гомель-Ратон», несколько меньше (в 1,5 раза) - в СЭЗ «Минск» и «Брест». Еще совсем незначительна рентабельность продукции в СЭЗ «Витебск».
Если рассматривать рентабельность реализации продукции резидентами в разрезе форм собственности, то ее самый высокий уровень -27,6% - был в 2001 г. среди совместных предприятий. Однако на иностранных предприятиях она снизилась по сравнению с 2000 г. почти в 4,5 раза. Подобная тенденция прослеживается и на прочих предприятиях, где рентабельность снизилась в 1,5 раза. В целом такое положение обусловлено, с одной стороны, тем, что затраты на производство и реализацию продукции в 1,3-1,6 раза растут быстрее, чем прибыль от ее реализации. Значительно усугубилась ситуация с рентабельностью производства на СЭЗ «Гомель- Ратон» и в целом по иностранным предприятиям, где затраты на производство и реализацию увеличились в 2,5 и 3,6 раза соответственно при сокращении прибыли от реализации продукции соответственно на 38,3 и 18,8%. Возможно, такое положение обусловлено в определенной степени еще и тем, что в СЭЗ недостаточно внимания уделяется снижению материале- и энергоемкости производства, внедрению новых и высоких технологий
Как негативный момент в деятельности СЭЗ следует отметить рост кредиторской задолженности по оплате труда, которая увеличилась в целом и по отдельным СЭЗ в пределах 2,7-2,9 раза. В наибольшей степени (4,6 раза) увеличилась задолженность по оплате труда на иностранных предприятиях, на совместных и прочих предприятиях - соответственно в 2,4 и 2,9 раза.
Увеличиваются налоги, сборы и другие отчисления, уплаченные резидентми СЭЗ в бюджетные и внебюджетные фонды, — в целом за 2001 г. в 3,5 раза . Наибольшая их доля приходится на СЭЗ «Брест» (более 47%). В разрезе форм собственности 52,7% общей суммы налогов приходится на совместные предприятия.
За 2001 г. в бюджет свободных экономических зон уплачено налогов почти в 3.2 раза больше, чем в 2000 г.. в том числе в СЭЗ «Гомель-Ратон» - в 2,2, СЭЗ «Брест» - в 3.9 и СЭЗ «Минск» - в 2,8 раза. Структура налогов, уплаченных в бюджет свободных экономических зон в целом по всем СЭЗ, а также в СЭЗ «Брест» и «Минск» практически идентична. Наибольшее влияние на формирование бюджета свободных экономических зон оказывает налогообложение добавленной стоимости (в пределах 90-97%). Налоги на доходы и прибыль, а также акцизы решающего значения для формирования бюджета СЭЗ не имеют.
Задачи наращивания экспорта и развития импортозамещающих производств, поставленные перед СЭЗ республики, предопределяют особую важность анализа внешнеэкономической деятельности резидентов СЭЗ.
В 2001 г. по сравнению с 2000 г. экспорт товаров в стоимостном выражении в целом, в том числе в страны СНГ, вырос в 1,6 раза, в страны вне СНГ - в 1,9 раза.
Характер динамики экспорта резидентов СЭЗ практически полностью обусловлен его развитием со странами СНГ, доля которых в общем объеме экспорта составила 94,1%. Доминирующее положение в экспорте резидентов СЭЗ в страны СНГ занимает Россия, удельный вес которой в общем объеме экспортируемой резидентами СЭЗ продукции составил 90,5%. Следует отметить, что на общем фоне увеличения объемов экспорта в страны СНГ наблюдается ориентация резидентов СЭЗ исключительно на российские рынки. Что касается экспорта в страны вне СНГ, то здесь прослеживается положительная тенденция его роста (в 1,9 раза). Вместе с тем доля экспортных поставок резидентов СЭЗ в дальнее зарубежье еще незначительна: в 2001 г. - всего 5,9%. В определенной степени это обусловлено тем, что качество производимой в СЭЗ продукции и ее новизна еще не в полной мере удовлетворяют требованиям рынка стран дальнего зарубежья.
Наибольший удельный вес в экспортных потоках, как в целом, так и в страны СНГ занимает СЭЗ «Брест» (52,1%). Доля СЭЗ «Гомель-Ратон» в целом и в страны СНГ составила 28,8%, в страны вне СНГ-31,2%. Вклад СЭЗ «Минск» в экспорт в целом и в страны СНГ достиг 16,8%, а в страны вне СНГ- 17,2%.
Импорт резидентов СЭЗ в 2001 г. увеличился по сравнению с 2000г. более чем в 1,7 раза. Большую часть (55%) всего импорта резиденты СЭЗ ввозили из стран дальнего зарубежья - Польши, Германии, Бельгии, Норвегии, США, Чехии, Литвы, Австрии, Нидерландов, Италии, Португалии, России.
Импорт из стран СНГ увеличился почти в 1,3 раза и формировался в основном за счет поставок из России.
Превышение темпов роста импорта над экспортом обусловило отрицательное сальдо торгового баланса, которое увеличилось по сравнению с 2000 г. в 2,3 раза.
Анализ экспортно-импортных потоков предприятий-резидентов СЭЗ республики в разрезе товарной номенклатуры свидетельствует об ее узком ассортименте. В структуре экспорта еще незначителен удельный вес высокотехнологичной продукции.
Оценка реального положения в производственной, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности действующих четырех СЭЗ отражает довольно скромный их вклад в экономику республики. Объем произведенной продукции резидентами СЭЗ составляет менее одного процента в ВВП республики, прибыль от реализации продукции, экспорт товаров и услуг - в пределах 1,7-2,1 %. Более ощутимо влияние СЭЗ на региональном уровне: создаются новые рабочие места, развивается инфраструктура территории, в определенной степени формируются благоприятные условия для привлечения инвестиций и передового зарубежного опыта. Из всех рассмотренных свободных экономических зон наиболее значителен вклад в экономику региона вносят СЭЗ «Брест» и СЭЗ «Гомель-Ратон»
В настоящее время имеется ряд проблем в условиях функционирования СЭЗ, сдерживающих их дальнейшее развитие.
Все еще достаточно сложным и многостадийным остается процесс регистрации резидентов, выделения земельных участков под строительство. Решающим здесь является фактор времени.
Привлечению иностранного капитала препятствуют неотработанность нормативно-законодательной базы в отношении сертификации продукции, ценообразования, таможенного и валютного регулирования, а также несогласованность нормативных актов по РБ и по действующим в СЭЗ.
Активизации привлечения инвестиций препятствуют также низкий уровень использования имеющегося научного потенциала, слабое развитие высокотехнологичных ресурсосберегающих производств, отсутствие развитой деловой и производственной инфраструктуры (дорожной, энергетической сети, банков, связи, сервисного обслуживания), отвечающей мировым стандартам.
Эффективное управление зонами требует четко налаженной информационной базы, включающей систему показателей и дающей комплексную характеристику деятельности СЭЗ.
Двух-, трехлетний период функционирования СЭЗ позволил выявить проблемные аспекты их деятельности. Основные из них обусловлены, с одной стороны, специфичностью функционально-пространственной организации самой СЭЗ, в частности, СЭЗ "Минск" (восемь площадок с различной степенью обеспеченности территории инфраструктурными элементами; наличие участков, свободных для освоения и имеющих уже созданные производственные мощности; многофункциональная направленность развития зоны), с другой – объективным отсутствием необходимого нормативно-методического сопровождения процесса принятия решений на уровне администрации СЭЗ. Последнее относится как к созданию новых, так и к адаптации действующих на территории республики (региона) норм и правил рассмотрения конкретных проблем производственного, технического, финансового и организационного характера и пр. Важной проблемой остается неопределенность в сроках и этапах освоения площадок СЭЗ в условиях дефицита бюджетных средств и ожидания притока инвестиций.
Информация о работе Проблемы развития свободных экономических зон в Республике Беларусь