Проблемы развития свободных экономических зон в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2014 в 00:16, курсовая работа

Краткое описание

Создание СЭЗ рассматриваются их учредителями как важное звено в реализации принципов открытой экономики. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. Экономика СЭЗ имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режим благоприятен для внешних и внутренних инвестиций. Помимо привлечения иностранного капитала, задействованного для активизации экономических процессов внутри страны, создание производственных свободных экономических зон увязывают с тремя основными задачами: стимулирование промышленного экспорта и получение на этой основе валютных средств, рост занятости, превращение зон в полигон по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста национального хозяйства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..3

1 СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ…………………..……………………….....5

1.1 Понятие СЭЗ………………………………………………………………...5

Роль свободных экономических зон в развитии экономики……………..10

Цели и задачи СЭЗ. Виды деятельности на территории СЭЗ…………….11

1.4 Зарубежный опыт: методы привлечения инвестиций………………….....12

2 СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………….15

2.1 СЭЗ на территории Республики Беларусь………………………………….15

2.2 Проблемы развития свободных экономических зон в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….....................29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ….…….....................

Файлы: 1 файл

makroekonomika.docx

— 95.33 Кб (Скачать)

Площадь  СЭЗ  “Гомель-Ратон” составляет  4300 га.  Несмотря  на  то,  что  Указ  Президента  Республики  Беларусь  и  Положение  о  свободной  экономической  зоне  “Гомель-Ратон”  были  приняты  в  1998 г., активная  регистрация  резидентов  СЭЗ  на  основании  конкурсной  основы  началась  по  существу  в  1999 г.

По  состоянию  на  1.01.2000 г.  в  СЭЗ  “Гомель-Ратон” в качестве резидентов  зарегистрировано  23  предприятия ,  в  том  числе  13 – с  иностранными  инвестициями  Это  составляет  8 %  от  общего  числа  функционирующих  предприятий  с  иностранными  инвестициями,  зарегистрированными  в  Гомельской  области.  Из  23  предприятий-резидентов  в  1998 г.  зарегистрированы  17, в  1999 г. – 6 субъектов  хозяйствования.

Основные  виды  деятельности  СЭЗ  достаточно  разнообразны :  продукция  общепризнанного  назначения,  потребительские  товары,  производство  швейных  машин,  мебели,  торгового  оборудования,  радиотелефонных  средств,  эмалированных  проводов,  программной  продукции,  основанной  на  новых  и  высоких  технологиях.  В  качестве  основных  направлений  использования  производимой  продукции  предусматривается  ее  экспорт  и  импортозамещение.  В  частности,  при  производстве  эмалированных  проводов,  кабеля  будет  направлено  на  импортозамещение  95 %  выпускаемой  продукции; торгового  оборудования ,  офисной   и  бытовой  мебели  (импортозамещение – 100 %,  экспорт – 70 %),  при  обработке  драгоценных  камней  и  драгоценных  металлов – 70 %  на  экспорт.

В  составе  СЭЗ  “Гомель-Ратон”  предусматривается  создание  так  называемых  функциональных  субзон:  свободной  международной  торговли,  свободной  финансовой  и  трастово-управленческой  деятельности,  приграничной  торговли,  технопарка  (технополиса),  экологической.

Рассмотрим итоги работы СЭЗ Республики Беларусь за период 1996-2001 гг., что позволит сделать некоторые выводы о реализации целей и задач, поставленных  при  их  создании (в  анализ  не  включены СЭЗ “Могилев”  и “Гродно-инвест”, созданные Указами Президиума Республики Беларусь соответственно от 31.01 2002 г. № 66 и от 16.04 2002 г № 208).

Согласно отчетов «1-СЭЗ», представляемых резидентами свободных экономических зон количество резидентов СЭЗ к 1.01 2002 г. достигло 207, из них предпринимательскую деятельность осуществляли 186. Следует отметить, что в последние годы наметилась тенденция увеличения удельного веса.  Реально работающих предприятий. Так, если в 1999 г. их доля составляла 83,9%, а в 2000 г. - 85,2%, то в 2001 г. достигла 89,9%, что, несомненно, свидетельствует об улучшении качественного состава резидентов СЭЗ.

                                                                                                                                                                                                                                                      .

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.1 - Распределение резидентов по свободным экономическим  зонам  Республики

 

Беларусь (по состоянию на конец 2001 г.)               
Из 186  работающих предприятий 131 - с иностранными  инвестициями. Увеличивается роль промышленных предприятий. Их доля в 2001 г. возросла на 4,7% по сравнению с предыдущим годом и достигла 86,6 % от общего количества работающих резидентов СЭЗ.  Наибольшее количество резидентов  зон специализируется  на  производстве  пищевых  продуктов  (25), мебели (19),  химических продуктов  (16),  резиновых  изделий  и пластмасс (15),  машин  и оборудования (14), изделий из древесины; на деревообработке (12).

Распределение  резидентов  по свободным экономическим зонам Республики Беларусь  и  по составу участников  представлено  на рис. 1, 2. Из  приведенных диаграмм  следует,  что около половины  всех  резидентов  СЭЗ приходится   на  СЭЗ  “Брест”,  а  численность резидентов СЭЗ с  участием  иностранных  инвесторов растет более динамично, чем остальных.

На 1.01 2002 г. общая сумма сформированного уставного  капитала предприятий - резидентов, созданных белорусскими собственниками ,  составила  13,2  млрд. руб.,  или  95,7 %  от  заявленного.  Причем  10,6  млрд.  руб.  принадлежат  крупным  отечественным  конверсионным  предприятиям   СЭЗ  “Гомель - Ратон”.  В  СЭЗ  “Брест”  доля  уставного  фонда  таких  предприятий  составляет  0,3  млрд. руб.

Что  касается  предприятий  с  иностранными  инвестициями ,  то  сумма  заявленного ими  уставного  капитала  достигла   36,1  млн. долларов  США ,  а сформированного – 28,5  млн. (78,9 %) . Всего в  СЭЗ привлечено с  момента  их  образования  40,6  млн. долларов  из  25  стран  мира .  Самые  крупные  денежные  взносы  (свыше  800 млн. руб.)  в  уставные  фонды  принадлежат  Великобритании и  Германии.

 



 

Замечание:  черным цветом показана динамика  за  2001 г., серым – за 2000 г.

Рисунок 2.2 - Распределение резидентов СЭЗ по составу участников за 2000 и 2001 г.г.

 

Число рабочих мест на конец 2001 г. достигло 13 511 и увеличилось по сравнению с1999 г. практически в 2 раза. При этом если в 2000 г. в свободных экономических зонах было создано 1099 рабочих мест, то в 2001 г. эта цифра выросла до 3921, из них совместными предприятиями создано 1710 рабочих мест, предприятиями со 100%-м иностранным капиталом - 1274, предприятиями без иностранных инвестиций - 937. Основная масса работающих занята в промышленности, причем их удельный вес в общей численности работников в последние годы увеличивается. Так, если в 2000 г. этот показатель составлял 89,3%, то в 2001 г. - 92,2%.

Хотя в СЭЗ республики имеются довольно существенные расхождения в среднемесячной заработной плате на одного работника, однако положительным моментом является то, что по сравнению с 2000 г. средняя зарплата в СЭЗ «Брест» увеличилась в 2 раза, в СЭЗ «Минск» - в 1,5 раза. Пока ниже, чем по всем СЭЗ, среднемесячная заработная плата в СЭЗ «Витебск».

Более высоким по сравнению с иностранными и белорусскими предприятиями уровень заработной платы был на совместных предприятиях. В то же время отмечен значительный рост заработной платы по сравнению с 2000 г. на иностранных (в 2,2 раза) и белорусских предприятиях (в 1,7 раза).

Снижению социальной напряженности способствовал рост количества  дополнительно созданных рабочих мест, число которых в 2001 г. составило 3921. Почти 56,8% общего прироста рабочих мест приходится на СЭЗ «Брест».

В определенной степени о финансовом состоянии свободных экономических зон можно судить по рентабельности от реализации продукции (товаров), работ, услуг. Среди всех СЭЗ наибольший уровень рентабельности (31,1%) в СЭЗ «Брест».

Следует, однако, отметить, что тенденция снижения уровня рентабельности продолжается. За анализируемый период в целом по всем СЭЗ она снизилась с 32,3 до 20,0%. Значительно (в 4,1 раза) уменьшилась рентабельность в СЭЗ «Гомель-Ратон», несколько меньше (в 1,5 раза) - в СЭЗ «Минск» и «Брест». Еще совсем незначительна рентабельность продукции в СЭЗ «Витебск».

Если рассматривать рентабельность реализации продукции резидентами в разрезе форм собственности, то ее самый высокий уровень -27,6% - был в 2001 г. среди совместных предприятий. Однако на иностранных предприятиях она снизилась по сравнению с 2000 г. почти в 4,5 раза. Подобная тенденция прослеживается и на прочих предприятиях, где рентабельность снизилась в 1,5 раза. В целом такое положение обусловлено, с одной стороны, тем, что затраты на производство и реализацию продукции в 1,3-1,6 раза растут быстрее, чем прибыль от ее реализации. Значительно усугубилась ситуация с рентабельностью производства на СЭЗ «Гомель- Ратон» и в целом по иностранным предприятиям, где затраты на производство и реализацию увеличились в 2,5 и 3,6 раза соответственно при сокращении прибыли от реализации продукции соответственно на 38,3 и 18,8%. Возможно, такое положение обусловлено в определенной степени еще и тем, что в СЭЗ недостаточно внимания уделяется снижению материале- и энергоемкости производства, внедрению новых и высоких технологий

Как негативный момент в деятельности СЭЗ следует отметить рост кредиторской задолженности по оплате труда, которая увеличилась в целом и по отдельным СЭЗ в пределах 2,7-2,9 раза. В наибольшей степени (4,6 раза) увеличилась задолженность по оплате труда на иностранных предприятиях, на совместных и прочих предприятиях - соответственно в 2,4 и 2,9 раза.

Увеличиваются налоги, сборы и другие отчисления, уплаченные резидентми СЭЗ в бюджетные и внебюджетные фонды, — в целом за 2001 г. в 3,5 раза . Наибольшая их доля приходится на СЭЗ «Брест» (более 47%). В разрезе форм собственности 52,7% общей суммы налогов приходится на совместные предприятия.

За 2001 г. в бюджет свободных экономических зон уплачено налогов почти в 3.2 раза больше, чем в 2000 г.. в том числе в СЭЗ «Гомель-Ратон» - в 2,2, СЭЗ «Брест» - в 3.9 и СЭЗ «Минск» - в 2,8 раза. Структура налогов, уплаченных в бюджет свободных экономических зон в целом по всем СЭЗ, а также в СЭЗ «Брест» и «Минск» практически идентична. Наибольшее влияние на формирование бюджета свободных экономических зон оказывает налогообложение добавленной стоимости (в пределах 90-97%). Налоги на доходы и прибыль, а также акцизы решающего значения для формирования бюджета СЭЗ не имеют.

Задачи наращивания экспорта и развития импортозамещающих производств, поставленные перед СЭЗ республики, предопределяют особую важность анализа внешнеэкономической деятельности резидентов СЭЗ.

В 2001 г. по сравнению с 2000 г. экспорт товаров в стоимостном выражении в целом, в том числе в страны СНГ, вырос в 1,6 раза, в страны вне СНГ - в 1,9 раза.

Характер динамики экспорта резидентов СЭЗ практически полностью обусловлен его развитием со странами СНГ, доля которых в общем объеме экспорта составила 94,1%. Доминирующее положение в экспорте резидентов СЭЗ в страны СНГ занимает Россия, удельный вес которой в общем объеме экспортируемой резидентами СЭЗ продукции составил 90,5%. Следует отметить, что на общем фоне увеличения объемов экспорта в страны СНГ наблюдается ориентация резидентов СЭЗ исключительно на российские рынки. Что касается экспорта в страны вне СНГ, то здесь прослеживается положительная тенденция его роста (в 1,9 раза). Вместе с тем доля экспортных поставок резидентов СЭЗ в дальнее зарубежье еще незначительна: в 2001 г. - всего 5,9%. В определенной степени это обусловлено тем, что качество производимой в СЭЗ продукции и ее новизна еще не в полной мере удовлетворяют требованиям рынка стран дальнего зарубежья.

Наибольший удельный вес в экспортных потоках, как в целом, так и в страны СНГ занимает СЭЗ «Брест» (52,1%). Доля СЭЗ «Гомель-Ратон» в целом и в страны СНГ составила 28,8%, в страны вне СНГ-31,2%. Вклад СЭЗ «Минск» в экспорт в целом и в страны СНГ достиг 16,8%, а в страны вне СНГ- 17,2%.

Импорт резидентов СЭЗ в 2001 г. увеличился по сравнению с 2000г. более чем в 1,7 раза. Большую часть (55%) всего импорта резиденты СЭЗ ввозили из стран дальнего зарубежья - Польши, Германии, Бельгии, Норвегии, США, Чехии, Литвы, Австрии, Нидерландов, Италии, Португалии, России.

Импорт из стран СНГ увеличился  почти в 1,3 раза и формировался в основном за счет поставок из России.

Превышение темпов  роста импорта  над экспортом обусловило отрицательное сальдо торгового баланса, которое увеличилось по сравнению с 2000 г. в 2,3 раза.

Анализ экспортно-импортных потоков предприятий-резидентов СЭЗ республики в разрезе товарной номенклатуры свидетельствует об ее узком ассортименте. В структуре экспорта еще незначителен удельный вес высокотехнологичной  продукции.

Оценка реального положения в производственной, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности действующих четырех СЭЗ отражает довольно скромный их вклад в экономику республики. Объем произведенной продукции резидентами СЭЗ составляет менее одного процента в ВВП республики, прибыль от реализации продукции, экспорт товаров и услуг - в пределах 1,7-2,1 %. Более ощутимо влияние СЭЗ на региональном уровне: создаются новые рабочие места, развивается инфраструктура территории, в определенной степени формируются благоприятные условия для привлечения инвестиций и передового зарубежного опыта. Из всех рассмотренных свободных экономических зон наиболее значителен вклад в экономику региона вносят СЭЗ «Брест» и СЭЗ «Гомель-Ратон»

В настоящее время имеется ряд проблем в условиях функционирования СЭЗ, сдерживающих их дальнейшее развитие.

Все еще достаточно сложным и многостадийным остается процесс регистрации резидентов, выделения земельных участков под строительство. Решающим здесь является фактор времени.

Привлечению иностранного капитала препятствуют неотработанность нормативно-законодательной базы в отношении сертификации продукции, ценообразования, таможенного и валютного регулирования, а также несогласованность нормативных актов по РБ и по действующим в СЭЗ.

Активизации привлечения инвестиций препятствуют также низкий уровень использования имеющегося научного потенциала, слабое развитие высокотехнологичных ресурсосберегающих производств, отсутствие развитой деловой и производственной инфраструктуры (дорожной, энергетической сети, банков, связи, сервисного обслуживания), отвечающей мировым стандартам.

Эффективное управление зонами требует четко налаженной информационной базы, включающей систему показателей и дающей комплексную характеристику деятельности СЭЗ.

Двух-, трехлетний период функционирования СЭЗ позволил выявить проблемные аспекты их деятельности. Основные из них обусловлены, с одной стороны, специфичностью функционально-пространственной организации самой СЭЗ, в частности, СЭЗ "Минск" (восемь площадок с различной степенью обеспеченности территории инфраструктурными элементами; наличие участков, свободных для освоения и имеющих уже созданные производственные мощности; многофункциональная направленность развития зоны), с другой – объективным отсутствием необходимого нормативно-методического сопровождения процесса принятия решений на уровне администрации СЭЗ. Последнее относится как к созданию новых, так и к адаптации действующих на территории республики (региона) норм и правил рассмотрения конкретных проблем производственного, технического, финансового и организационного характера и пр. Важной проблемой остается неопределенность в сроках и этапах освоения площадок СЭЗ в условиях дефицита бюджетных средств и ожидания притока инвестиций.

Информация о работе Проблемы развития свободных экономических зон в Республике Беларусь