Проблемы развития свободных экономических зон в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2014 в 00:16, курсовая работа

Краткое описание

Создание СЭЗ рассматриваются их учредителями как важное звено в реализации принципов открытой экономики. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. Экономика СЭЗ имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режим благоприятен для внешних и внутренних инвестиций. Помимо привлечения иностранного капитала, задействованного для активизации экономических процессов внутри страны, создание производственных свободных экономических зон увязывают с тремя основными задачами: стимулирование промышленного экспорта и получение на этой основе валютных средств, рост занятости, превращение зон в полигон по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста национального хозяйства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..3

1 СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ…………………..……………………….....5

1.1 Понятие СЭЗ………………………………………………………………...5

Роль свободных экономических зон в развитии экономики……………..10

Цели и задачи СЭЗ. Виды деятельности на территории СЭЗ…………….11

1.4 Зарубежный опыт: методы привлечения инвестиций………………….....12

2 СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………….15

2.1 СЭЗ на территории Республики Беларусь………………………………….15

2.2 Проблемы развития свободных экономических зон в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….....................29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ….…….....................

Файлы: 1 файл

makroekonomika.docx

— 95.33 Кб (Скачать)

Первыми  инвесторами  СЭЗ  “Шэньчжень”  были  предприниматели  Гонконга,  Тайваня,  Южной  Кореи  и  Японии.  В  начале  1999  года  в  зоне  насчитывалось  13  тысяч  предприятий  различных  инвесторов  из  60  стран  мира .  Их  капиталовложения  превышают  10  млрд.  долларов.  Вслед  за   “Шэньчженем”  были  созданы  и  другие  специальные  экономические  зоны.

Важным  стимулом  для  притока  капитала  в  СЭЗ  является  намного  более  низкая,  чем  в  целом  по  Китаю ,  ставка  налогообложения,  равная  15 %  прибыли .  Сняты  налоги  на  экспорт  и  его  лицензирование.  Способствует  притоку  иностранных  капиталов  в  зону  и  свободный  валютный  режим .

Первыми  СЭЗ  Китая  были  сделаны  первые  шаги  к  открытости  экономики  этой  страны .  Однако  реформатор  Дэн  Сяонин  разработал  концепцию  многоступенчатой  открытости ,  суть  которой  в  максимальном  использовании  конкретных  условий  и  ресурсов  различных  регионов  страны .  В  результате  на  втором  плане  был  создан  еще  один  тип  специальных  экономических  зон – приморские  открытые  зоны .  Территория  этих  зон  относится  к  сельскохозяйственным  районам ,  и  создание  там  льготного  инвестиционного  режима  говорит  о  том ,  что  власти  Китая  переносят  политику  “открытых  дверей”  из  городских  районов  в  сельские .  Следует  заметить ,  что  капитал  направляется  не  только  но  развитие  сельского  хозяйства ,  но  и  на  развитие  туризма  и  сферы  услуг .Чтобы  привлечь  инвестиционный  капитал  в  зону  комплексного  назначения  на  острове  Хайнань,  была  разработана  и  представлена  в  пользу  инвесторов  целая  система  скидок :

  • при  аренде  горных  и  неосвоенных  участков (5-10 %) ;
  • при  осуществлении  высокотехнологических  проектов  (5-10 %) ;
  • при  строительстве  транспортной  инфраструктуры ,  угольных  шахт ,  электростанций ,  водохранилищ ,  учреждений  образования  и  культуры  (10-15 %) ;
  • при  осуществлении  сельскохозяйственных  проектов  и  аренде  горных  и  неосвоенных  участков  (10-15 %) ;
  • инвесторам  китайской  диаспоры  предоставляются  дополнительные  льготы .

В  поощрении  и  привлечении  отечественных  и  зарубежных  инвесторов  местные  организации  на  уровне  провинций ,  городов , уездов  и  Комитета  по  управлению  зоны  вырабатывают ,  помимо  правительственных ,  дополнительные  льготы .  Рассмотрим  эти  льготы  на  примере  китайского  города  Харбина ,  где  предприятия  в  зоне  освоения  новых  высоких  технологий  уже  с  даты  аккредитации  полностью  освобождаются  от  подоходного  налога  на  3  года ,  а  затем  в  последующие  3  года  платят  половину  налога  (по  тарифу  7,5 %) .  После  истечения  указанного  шестилетнего  срока ,  т. е.  с  седьмого  года ,  платят  подоходный  налог  полностью  (по  тарифу  15 %) .  А  предприятия ,  более  половины  валовой  продукции  которых  идет  на  экспорт ,  оплачивают  налог  по  тарифу  10 %  (после  получения  утверждения  местного  налогового  бюро) .СЭЗ  и  открытость  экономики  обеспечивают  в  Китай  постоянный  приток  иностранных  инвестиций .  К  концу  первого  полугодия  1998  года  в  стране  зарегистрировано  91166  новых  совместных  предприятий  с  общим  объемом  инвестиций  28,9  млрд.  долл. ,  на  начало  1999  года  общий  объем   иностранных  инвестиций  составил  770,8  млрд.  долларов [4. С.150].

 

2 СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1 СЭЗ на территории Республики Беларусь

Свободные экономические зоны (СЭЗ) как институт рыночной экономики занимают особое место в правовой системе Республики Беларусь. Внимание, которое уделяется государством совершенствованию законодательства о СЭЗ, свидетельствует о том, что их развитие является одним из приоритетных направлений государственной инвестиционной политики. Сегодня каждый областной центр Беларуси может предложить как иностранному, так и отечественному инвестору привлекательные условия для инвестирования на территории СЭЗ.

Цели и задачи создания СЭЗ в Республике Беларусь:

  • увеличение притока иностранных инвестиций, улучшение инвестиционного климата и привлечение стратегических инвесторов;
  • обеспечение дополнительных благоприятных условий для привлечения новых и высоких технологий, передового зарубежного опыта;
  • содействие международной интеграции и сотрудничеству;
  • стимулирование экспорта и импортозамещающих производств;
  • создание новых рабочих мест, повышение загрузки имеющихся производственных мощностей;
  • развитие и расширение сферы работ и услуг;
  • развитие инфраструктуры территорий, эффективное использование имеющихся;
  • получение практических результатов функционирования СЭЗ в целях дальнейшего их использования для проведения реформ в республике.

Правовые и организационные основы создания, деятельности и ликвидации СЭЗ на территории Республики Беларусь установлены Законом Республики Беларусь "О свободных экономических зонах" от 07.12.1998 г. (далее - "Закон"), Указом Президента Республики Беларусь от 20.03.1996 г. № 114 "О свободных экономических зонах на территории Республики Беларусь" (далее - "Указ № 114"), Указом Президента Республики Беларусь от 09.06.2005 г. № 262 "О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь" (далее - "Указ № 262"). [11].

В соответствии со ст. 1 Закона СЭЗ - это часть территории республики с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.

Резидентом СЭЗ признается зарегистрированное администрацией СЭЗ юридическое лицо или (в качестве индивидуального предпринимателя) физическое лицо, на которое распространяется правовой режим, действующий в СЭЗ. В своей деятельности резидент СЭЗ должен руководствоваться Законом, положением о СЭЗ, другими нормативными актами, а также договором с администрацией СЭЗ об условиях предпринимательской деятельности в СЭЗ. Согласно ст. 6 Закона резидент СЭЗ также вправе на общих основаниях заниматься предпринимательской деятельностью за пределами СЭЗ. Решение о создании СЭЗ принимается Президентом Республики Беларусь на основе предложения Совета Министров. Президент также вправе продлить срок действия СЭЗ либо принять решение о досрочной ликвидации СЭЗ, если цели ее создания не были достигнуты или ее дальнейшее существование противоречит экономическим и другим государственным интересам Республики Беларусь.

На сегодняшний день в Республике Беларусь функционируют шесть СЭЗ:

СЭЗ "Брест" - создана Указом Президента Республики Беларусь от 20.03.1996 г. № 114 "О свободных экономических зонах на территории Республики Беларусь" сроком на 50 лет. Положение о свободной экономической зоне "Брест" утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.11.2006 г. № 1481;

СЭЗ "Минск" - создана Указом Президента Республики Беларусь от 02.03.1998 г. № 93 "О создании свободных экономических зон "Минск" и "Гомель-Ратон" сроком на 30 лет. Положение о свободной экономической зоне "Минск" утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.05.1998 г № 749;

СЭЗ "Гомель-Ратон" - создана Указом Президента Республики Беларусь от 02.03.1998 г. № 93 "О создании свободных экономических зон "Минск" и "Гомель-Ратон" сроком на 50 лет. Положение о свободной экономической зоне "Гомель-Ратон" утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.05.1998 г. № 773;

СЭЗ "Витебск" - создана Указом Президента Республики Беларусь от 04.08.1999. № 458 "О создании свободной экономической зоны "Витебск" сроком на 30 лет. Положение о свободной экономической зоне "Витебск" утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.10.1999 г. № 1554;

СЭЗ "Могилев" - создана Указом Президента Республики Беларусь от 31.01.2002 г. № 66 "О создании свободной экономической зоны "Могилев" сроком на 30 лет. Положение о свободной экономической зоне "Могилев" и ее администрации утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.04.2002 г. № 445;

СЭЗ "Гродноинвест" - создана Указом Президента Республики Беларусь 16.04.2002 г. № 208 "О создании свободной экономической зоны "Гродноинвест" сроком на 30 лет. Положение о свободной экономической зоне "Гродноинвест" и ее администрации утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.06.2002 г. № 789.[11].

 Каждая из белорусских  СЭЗ имеет отличительные черты.

Брестская  свободная экономическая зона была образована на чистой территории, при отсутствии привлекательных  стартовых  условий  для резидентов. Повышенный  интерес к СЭЗ  "Брест"  проявляют преимущественно  представители  малого и   среднего бизнеса (зарубежного и отечественного). При  этом  превалируют проекты в таких отраслях, как торговля, строительные материалы, лекарственные средства и деревообрабатывающая промышленность  [6. С.21.].

Минская  свободная  экономическая зона более обеспечена с позиций развития инфраструктуры, коммуникаций, большого  количества пока не задействованных  производственных  площадей.  Важнейшая  задача  ее функционирования - создание и развитие экспорто-ориентированных производств, основанных на новых и высоких технологиях.

Гомельская  свободная  экономическая  зона,   образованная  на базе научно-производственного  объединения "Ратон",  основывается  на  высокотехнологическом  производстве. Отличительной  чертой  ее  функционирования  является привлечение  инвестиций  в  инновационную сферу. Реализация   этого проекта позволит привлечь инвестиции в  наукоемкие  и  высокотехнологические  отрасли .

СЭЗ  “Брест” – была  создана  Указом  Президента  № 114  в  марте  1996  г.  Указом  предусматривалось  обеспечение  благоприятных  условий  для  экономического развития регионов  Республики  Беларусь,  привлечение  зарубежных  инвестиций,  создание  новых  рабочих  мест ,  ускорение  научно-технического  прогресса ,  развитие  торгово-экономического  сотрудничество  с  другими  государствами .

Основные  направления  деятельности  предприятий  зоны  в  разрезе  областей  промышленности – это  лесная  и  деревообрабатывающая  промышленность,  машиностроение  и  металлообработка,  промышленность  строительных  материалов,  пищевая,  мукомольно-крупяная  и  комбикормовая  отрасли,  прочие  промышленные  производства.  Производственная   деятельность  зоны  связана  также  с  оказанием  транспортных  и  строительных  услуг,  производством  продукции  сельского  хозяйства ,  торгово-закупочной  деятельностью .  Расширение  видов  деятельности  СЭЗ  обусловлено  комплексным  характером  ее  функций  -  промышленной,  свободной  таможенной,  банковской,  страховой,  туристско-рекреационной.

На  начало  1999  г.  статус  резидента  свободной  экономической  зоны  “Брест”  получили  45  субъектов  хозяйствования ,  в  том  числе  12  иностранных  фирм  и  9  совместных  предприятий.

Объем  заявленных  инвестиций  составил:  1063  тыс.  немецких  марок ,   900  тыс.  долларов  США,  2,4млрд.  белорусских  рублей.  Из  зарубежных  инвесторов  лидируют  инвесторы  Германии  (60 %  от  заявленных  инвестиций) ,  Италия – 18 %,  Польша – 3 %,  Чехия – 2 %.

Основной  удельный  вес  занимают  инвестиции  в  развитие  транспортных  услуг  (36 %  от  общего  объема),  производство мебели  и  изделий  из  древесины  (18 %) ,  в  изготовление  лекарственных  средств  (16 %),  остальные – это  выпуск  товаров  народного  потребления  и  сельскохозяйственной  продукции ,  а  также  строительства ,  маркетинговые  и  другие  виды  услуг.

Число  занятых  на  данных  предприятиях  превышает  700  человек.

Резиденты  СЭЗ  “Брест”  производят :

ПКФ  “Никор”  ООО – пиломатериалы ,столярные  изделия;

ИП  “АГ – МАР –БЕЛ2” – корпусную  мебель ;

ИП  “Леспром” – пиломатериалы ;

ИП  “Кондор” – водно-дисперсионные  краски;

СП  “Дельфа-Буг”  все  для  окон :  карнизы ,  шторы ,  жалюзи ;

СП   “Белорусская  кофейная  компания” – шоколад  горький ,  молочный,  десертный .

Находясь  на  белорусско-польской  границе ,  Брест  всегда  испытывал  воздействие  “польского  фактора”  (имеется  в  виду  экономические  и  технические  условия  транзита  через  территорию  Польши ,  пропускная  способность  пограничных  станций  и  переходов  и  т. п.).  В  связи  с  созданием  СЭЗ  “Брест”  польский  фактор  приобретает  новое  значение. Речь  идет  о  возможной  заинтересованности  польского  бизнеса  в  свободной  зоне.  Потенциальной  ее  конкуренции  (или  взаимодействии)   с  беспошлинной  зоной  в  Тереспле .  Несомненно,  существуют  предпосылки  для  сотрудничества  и  взаимодействия  Брестского  и  Тереспольского  узлов  и ,  соответственно,  зон .

Свободная  экономическая  зона  “Минск”  определена  как  производственная ,  экспортная  и  свободная  таможенная  зона .  Она  занимает  площадь  размером  13,9  кв. км.,  или  6 %  территории  Минска.

Прединвестиционный  этап  развития  СЭЗ  “Минск”  можно  охарактеризовать  следующим  образом.  По  состоянию  на  1.01.2000 г.  В  качестве  резидентов  свободной  экономической  зоны  “Минск”  зарегистрировано  17  предприятий ,  в  том  числе  12 – с  иностранными  капиталом.  Девять предприятий-резидентов  СЭЗ  получило  данный  статус  в  1998 г. ,  4  объекта – в  первом  полугодии  1999 г.,  4 – в  третьем  квартале  1999 г.     По  итогам  1999 г.  объем  произведенной  продукции  (работ ,  услуг)  составил  2559,7 млрд. руб.  против  173,9 млрд. руб.  по  итогом  1998 г.  Лидерами  по  выпуску  продукции  выступили  СП  “Унибокс”  (производство  кроненпробки)  и  ООО   “Унимод”  (производство  ведущих  мостов).

Основные  отрасли  специализации  промышленного  производства  СЭЗ “Минск” – лесная,  деревообрабатывающая  и  целлюлозно-бумажная  промышленность,  пищевая ,  машиностроение  и  металлообработка,  промышленность  строительных  материалов ,  полиграфическая.

На  пяти  из  17  предприятий-резидентов  СЭЗ  “Минск” выпуск  продукции  основан  на  исключительном  использовании  местного  сырья.

Среднесписочная  численность  работников  СЭЗ  увеличилась  с  момента  ее  создания  на  675  человек – со  127  в  1998 г.  до  802  по  итогам  1999 г.  На  1.01.2000 г.  на  территории  свободной  экономической  зоны  “Минск”  создано  237  новых  рабочих  мест.

В  числе  зарубежных  инвесторов  СЭЗ – фирмы  из  Англии,  Италии,  Чехии,  России,  Литвы.

Информация о работе Проблемы развития свободных экономических зон в Республике Беларусь