Проблемы развития свободных экономических зон в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2014 в 00:16, курсовая работа

Краткое описание

Создание СЭЗ рассматриваются их учредителями как важное звено в реализации принципов открытой экономики. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. Экономика СЭЗ имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режим благоприятен для внешних и внутренних инвестиций. Помимо привлечения иностранного капитала, задействованного для активизации экономических процессов внутри страны, создание производственных свободных экономических зон увязывают с тремя основными задачами: стимулирование промышленного экспорта и получение на этой основе валютных средств, рост занятости, превращение зон в полигон по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста национального хозяйства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..3

1 СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ…………………..……………………….....5

1.1 Понятие СЭЗ………………………………………………………………...5

Роль свободных экономических зон в развитии экономики……………..10

Цели и задачи СЭЗ. Виды деятельности на территории СЭЗ…………….11

1.4 Зарубежный опыт: методы привлечения инвестиций………………….....12

2 СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………….15

2.1 СЭЗ на территории Республики Беларусь………………………………….15

2.2 Проблемы развития свободных экономических зон в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….....................29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ….…….....................

Файлы: 1 файл

makroekonomika.docx

— 95.33 Кб (Скачать)

Свободная экономическая зона "Витебск" (СЭЗ "ВИТЕБСК") - это часть территории Республики Беларусь с точно определенными границами, на которой действует специальный правовой режим налогообложения, валютного, таможенного и иного регулирования.

Свободная экономическая зона "Витебск" является комплексной зоной, включающей производственную, экспортную и свободную таможенную зоны.

Свободная экономическая зона "Витебск" ставит перед собой следующие задачи:

  • обеспечение благоприятных условий для привлечения новых и высоких технологий и передового зарубежного опыта в производстве товаров и услуг;
  • стимулирование экспорта и развитие импортозамещающих производств.

По состоянию на 14.05.2009 г. на территории СЭЗ "Витебск" успешно осуществляется 34 инвестиционных проектов с участием капитала из следующих стран: Германии, Польши, США, Чехии, России, Великобритании, Болгарии, Литвы, Канады, Беларуси.

Основные производственные направления реализуемых инвестиционных проектов включают:

  • Топливная промышленность;
  • Ветеринарная промышленность;
  • Химическая промышленность;
  • Машиностроение;
  • Наука и научное обслуживание;
  • Легкая промышленность;
  • Пищевая промышленность;
  • Электроника.

Кроме того, на территории СЭЗ "Витебск" действует филиал ОАО "Белинвестбанк" - который обслуживает прежде всего резидентов СЭЗ.[10].

Как показывает накопленный опыт работы с инвесторами, едва ли не решающим фактором при принятии решения о создании и размещении того или иного производства в СЭЗ является наличие не только, а иногда и не столько льгот и преференций, сколько стабильной нормативно-правовой базы. В настоящее время в республике в основном сформирована нормативно-правовая база для создания специальных экономических зон. Принят закон о свободных экономических зонах, имеются соответствующие указы Президента, постановления правительства республики, другие нормативные акты. Кроме таможенных проблем, в СЭЗ предстоит отрегулировать земельные и имущественные отношения, вопросы ценовой и тарифной политики и др.

Для повышения престижности влияния на поведение инвесторов необходимо наряду с формированием и совершенствованием правовой базы для их успешного и эффективного функционирования разработать государственную программу создания и развития СЭЗ на территории Республики Беларусь с указанием  перечня создаваемых зон, определением задач и целей, этапов становления, приоритетных отраслей, объемов инвестиций и источников их привлечения. Она должна предусматривать конкретные меры по повышению привлекательности зон для широкого круга инвесторов, снижению рисков инвестирования конкретных проектов. Это в свою очередь позволит снизить негативные оценки инвестиционной привлекательности Беларуси. Именно через СЭЗ может быть повышен  рейтинг  Беларуси  среди  иностранных  инвесторов.

2.2 Проблемы развития свободных экономических зон в Республике Беларусь

Развитие СЭЗ в Республике Беларусь сопряжено с рядом проблем, которые можно условно подразделить на глобальные и проблемы, связанные с функционированием конкретной СЭЗ. К общим вопросам можно отнести следующие:

Имеет место точка зрения, что при создании СЭЗ достаточно предоставить налоговые, таможенные и другие льготы, и иностранный капитал рекой польется в страну, что позволит решить насущные проблемы региона и страны в целом. При этом часто упускается из вида необходимость разработки механизма функционирования каждой конкретной зоны, без чего достижение поставленных перед зоной целей и задач невозможно.

Отсутствует Программа создания и развития СЭЗ в Республике Беларусь, в которой, помимо перечня создаваемых зон, для каждой СЭЗ были бы четко указаны задачи и цели, этапы становления, приоритетные отрасли, объем инвестиций и источники их привлечения.

Также отсутствует и методика расчета эффективности создания и функционирования СЭЗ. Подобная методика должна включать в себя расчет затрат (объем необходимых инвестиций, снижение доходов бюджета, связанное с предоставлением налоговых и таможенных льгот, и т. д.), доходов от функционирования СЭЗ (рост валютных поступлений, рост объемов экспортно-импортных операция, объем привлечения иностранных инвестиций, рост доходов в перспективе и т. д.), а также интегральных показателей эффективности.

В то время как необходимость создания СЭЗ в Республике Беларусь редко вызывает сомнения, наличие подобных проблем позволяет усомниться в целесообразности создания и получении ожидаемого эффекта от той или иной СЭЗ. Так, например, мировой опыт показывает, что для того, чтобы привлечь $1 иностранных инвестиций в СЭЗ, необходимо вложить в развитие зоны около $4 собственных средств, а первоначальные затраты на одно рабочее место составляют $5 тысяч. На первых порах на это, как правило, расходуются бюджетные средства. Возникает вопрос: справится ли бюджет Республики Беларусь с такой дополнительной нагрузкой в расходной части?

Помимо глобальных проблем, процесс функционирования СЭЗ выявил следующие проблемы:

Налоговые и таможенные льготы. Основными налоговыми льготами в зоне являются: уплата всего 7 налогов и сборов резидентами зоны; сниженные на 50% ставки налога на доход и прибыль и НДС; освобождение от налогов приоритетных по профилю деятельности предприятий; освобождение от налога на прибыль при реализации продукции собственного производства на протяжении 5 лет; установление ставки налога на прибыль при реализации на экспорт не менее 70% продукции собственного производства. Что касается таможенных пошлин, то, в соответствии с Законом Республики Беларусь о свободных экономических зонах, при ввозе не территорию СЭЗ иностранных и отечественных товаров ничего, кроме платы за таможенное оформление, не взимается. При вывозе с территории СЭЗ за пределы Республики Беларусь налоги, таможенные пошлины не взимаются, за исключением сбора за таможенное оформление, если товар происходит с территории Республики Беларусь. Если же товар не происходит с территории Республики Беларусь, то все налоги и таможенные пошлины взимаются в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Вместе с тем отмечается, что для успешного функционирования этих льгот явно не хватает, так как они:

  • Не подкрепляются гарантиями свободного изъятия капитала.
  • Не достаточно проработаны с точки зрения реинвестиции прибыли.
  • Не достаточно распространяются на участие национального капитала.

Кроме того, есть и другая сторона проблемы. Поскольку эти льготы также распространяются на те виды деятельности, которые хорошо развиты в стране, возникает опасность конкуренции товаров, производимых резидентами СЭЗ, с товарами, отечественных производителей. Так, например, из 43 резидентов СЭЗ, 6 занимается производством мебели.

Валютное регулирование. На территориях СЭЗ следует установить отличный от остальной территории Республики Беларусь порядок валютного регулирования. Ограничения в очередности платежей, валюты платежа, купли-продажи валюты по рыночному курсу недопустимы в условиях СЭЗ.

Страховое и банковское регулирование. На сегодняшний день резиденты могу самостоятельно выбирать страховую компанию. Что касается финансовых посредников, то на территории зоны действует пока только филиал Национального банка, функции которого, по определению, не соответствуют целям СЭЗ. Для создания коммерческой инфраструктуры необходимо создать условия (решить вопросы создания обязательных резервов банков, минимального размера уставного капитала, соотношения собственных и привлеченных средств банков и т. д.) для привлечения в зону банков, страховых компаний, финансовых компаний и других финансовых посредников, что позволит обеспечить доступ резидентов к финансовому (в том числе и иностранному) капиталу. Эта проблема особенно актуальна в свете того, что мировой тенденцией развития СЭЗ является ориентация большинства из них на оказание банковских, страховых и других финансовых услуг.

Источники финансирования СЭЗ. В соответствии с Законом Республики Беларусь о свободных экономических зонах, СЭЗ имеет самостоятельный бюджет, который входит в состав республиканского бюджета отдельной строкой. Что касается финансирования создания и развития СЭЗ, то оно осуществляется за счет средств бюджета СЭЗ, который формируется из республиканского бюджета и других источников, причем в законе эти источники не указаны. Представляется необходимым разработать принципы и порядок формирования бюджета СЭЗ в части доходов и расходов, что связано с определением и формированием соответствующих статей. Кроме этого, Кабинет Министров Республики Беларусь утвердил положение о создании фонда развития СЭЗ. Однако анализ доходных статей этого фонда показывает, что объемы привлеченных средств в этот фонд, по крайней мере, на стадии становления и развития СЭЗ, будут более чем скромными. Отсутствует также процедура привлечения заемных средств. Анализ показывает, что основным источником финансирования зоны, особенно в период становления, следует считать бюджет. Опыт также показывает, что широко используются льготные кредиты (под 6-10% в валюте), налоговые кредиты, средства местных бюджетов, средства резидентов зоны, а также средства предприятий, созданных с участием отечественных производителей за пределами СЭЗ. Средства иностранных инвесторов, даже в сформировавшихся СЭЗ, составляют всего лишь от 1/5 до 1/3 от общего объема инвестиций.

Собственность на землю и рентные отношения. Например, администрация СЭЗ “Брест” имеет право заключать договор об аренде земельного участка сроком на 99 лет, в то время как срок функционирования зоны определен в 50 лет. Кроме того, СЭЗ может быть ликвидирована по решению Президента Республики Беларусь. Все это, без сомнения, отпугивает потенциальных инвесторов. Представляется целесообразным введение в зоне собственности на землю. Вообще, в модели рентных отношений, как рычага привлечения капитала, следует учитывать следующие факторы: размер земельного участка, направление землепользования, направление деятельности резидентов, величину и вид инвестиций, осуществляемых инвестором, и т. д. Для придания большей уверенности инвесторам, можно было бы ввести также верхнее ограничение на ставку арендной платы за землю.

Решение этих проблем будет, несомненно, способствовать процессу экономически эффективного создания и функционирования СЭЗ в Республике Беларусь.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На  основе  вышеизложенного  можно  сделать  следующие  выводы.

Свободные  экономические  зоны  призваны  выполнять  свою  специфическую  роль,  концентрируя  экспортоориентированное  и  импортозамещающее  производство,  стимулируя  внешнеэкономические  связи,  представляя  собой  “ловушки”  для  иностранных  инвестиций.  Они  также должны  стимулировать  сосредоточение  технико-технологических  инноваций ,  способствовать  освоению  современного  рыночного  механизма  хозяйствования.

Создание  свободных  экономических  зон – эффективнейший  метод  привлечения  капитала  в  производство.  Различные  налоговые  льготы  очень  привлекательны  для  зарубежных  инвесторов,  стремящихся  к  наиболее  выгодному  вложению  своих  капиталов,  тем  самым  способствуя  введению  новых  технологий  и  развитию  производства ,  оживлению  бизнеса,  повышению  уровня  экономического  роста  и  развитию  экономики  в  целом.

Что  касается  Беларуси,  то  пока  очень  трудно  сказать  об  эффективной  деятельности  СЭЗ  на  ее  территории.  Препятствием  динамичному  развитию  СЭЗ  является  переменность  различных  проблем,  касающихся  в  первую  очередь  правового  режима  СЭЗ  и  ее  правоприменительной  практики,  валютного  регулирования  и  ценообразования  на  территории  свободных  экономических  зон.  Однако  время  существования  СЭЗ  на  территории  нашей  республики  невелико.  Свободные  экономические  зоны  Беларуси  находятся  еще  пока  на  стадии  своего  становления.  Результаты  функционирования  еще  незначительны,  однако  существуют  и  положительные  моменты:  число  рабочих  мест  понемногу  увеличивается,  привлекаются  зарубежные  инвестиции,  внедряются  новые  технологии.

Создание  у  нас  СЭЗ  может  стать,  как  и  во  многих  странах  мира,  одним  из  эффективных  способов  привлечения  иностранных  инвестиций,  катализатором  развития  внешнеэкономических  связей  и  экономики  страны  в  целом.  Но  для  этого  политика  их  формирования  должна  быть  продуманной  и  последовательной.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Бык  В.Ф.  Свободная  экономическая  зона  “Гомель-Ратон”:  этапы  развития // Белорусская  экономика:  анализ,  прогноз,  регулирование.  Экономический  бюллетень  НИЭИ  Министерства  экономики  Республики  Беларусь.-2000.-№11.-С.35.

2.Бык  В.Ф.  Свободные  экономические  зоны  Республики  Беларусь:  состояние  и  перспективы  развития //  Белорусский  экономический  журнал.-2002.-№3.-С.66.

3.Гордейчик  В.К.  Свободные  экономические  зоны:  проблемы  функционирования  и  развития //  Белорусская  экономика:  анализ,  прогноз,  регулирование.  Экономический  бюллетень  НИЭИ  Министерства  экономики  Республики  Беларусь.-2000.-№4.-С.3.

4.Друзик  Я.С.  Свободные  экономические  зоны  в  системе  мирового  хозяйства.-  Мн.:  ФУА-информ,-2000.

5.Костромичева  Э.В.,  Гордейчик  В.К.  Функционирование  свободных  экономических  зон  Республики  Беларусь  в  2000  году .// Белорусская  экономика:  анализ,  прогноз,  регулирование.  Экономический  бюллетень  НИЭИ  Министерства  экономики  Республики  Беларусь.-2001.-№4.-С.19.

6.Абрамчук С. Анклаву необходима нормативная база // Финансы, учет, аудит. - 1998. - № 6

7. Международные  экономические  отношения / Под  ред.  С. Сутырина, В.      Харламовой. СПб.,1996.

8.Надузик  К. СЭЗ “Могилев” за  работой //Могилевская  правда.-2002.-№8.-С.4.

9.Семенов  К.А.  Международные  экономические  отношения:  Курс  лек-ций.- М.: Гардарика,1998

10.http://www.fez-vitebsk.com

11.Закон РБ «о свободных экономических зонах» от 7 декабря 1998, №213-3


Информация о работе Проблемы развития свободных экономических зон в Республике Беларусь