Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 09:57, курсовая работа
Цель исследования – рынок, его функции, виды и противоречия.
Данная тема широко и многогранно освещена в экономической литературе, но ей до сих пор продолжают уделять большое внимание современные экономисты.
Введение………………………………………………………………2-3
Глава 1.Общая характеристика рыночной системы.
1.1 Понятие и сущность рынка и рыночной экономики……………4-9
1.2 Виды рынков……………………………………………………....9-20
1.3.Функции рынка…………………………………………………..20-23
1.4.Роль частной собственности в рыночной экономике……….....23-26
Глава 2. Позитивные и негативные аспекты рыночной системы. Развитие рыночной системы и переход к смешанному типу экономики.
2.1 Позитивные аспекты рынка………………………………………28-30
2.2 Негативные аспекты рыночной системы………………………....30-32
2.3. Необходимость совершенствования рыночной системы и переход к смешанному типу экономики…………………………………………32-43
Заключение……………………………………………………………43-44
Список используемой литературы…………………………………45
Рынок инвестиций.
В рыночной экономике происходит изменения, как источников финансирования инвестиционных объектов, так и способов материализации денежного капитала. Дополнительными источниками инвестирования здесь становятся:
- банковские кредиты;
- частный капитал средства одних предприятий, вкладываемые в развитие других. Это могут быть либо прямые ссуды, либо приобретение акций, либо вложения средств для участия в прибылях. Но во всех случаях здесь имеет место значительно большее расширение инвестиционных возможностей предприятия или организации. Основной признак, главное качество рынка инвестиций определяется не только расширением объемов и источников финансирования капитальных вложений и зон их приложения.
Рынок инвестиций гораздо более широкое понятие, он часть общего экономического рынка. Благодаря ему значительно облегчается воплощение капитальных вложений в денежном выражении в материальные информационные, научно-технические объекты.
Рынок инвестиций по своему содержанию есть рынок капитала, вкладываемого в производство, а точнее, в дело. Как только возникает капитал, его владелец, носитель становится капиталистом.
Рынок денег, валюты, ценных бумаг.
Как было сказано выше, рынок инвестиционного капитала сам по себе представляет денежный рынок особой природы. Он связан с превращением денег в идеи, проекты, нововведения, строительство объектов, технические и социальные усовершенствования. Однако в рыночной экономике возникают денежные рынки в чистом виде, где, образно говоря, деньги продаются и покупаются же за деньги. Рынок денег в принципе может существовать даже при наличии в стране только единственной денежной единицы. В этом случае он распространяет свое действие на кредитование, предоставление денежных средств взаймы, т.е. на операции по возможному обмену "сегодняшних" денег на "завтрашние" деньги. Если же вводится параллельная валюта в виде, скажем, золотого рубля или возникают республиканские валюты, то рыночные отношения обретают гораздо более широкие возможности в виде покупок и продаж одной валюты за другую.
Рынок валюты, под которой понимается уже не только национальная, но и иностранная валюта, означает еще большую возможность купли, продажи, обмена по определенному валютному курсу (мировому, государственному, плавающему, свободному) денег одной страны на деньги другой. Естественно, что активность валютного рынка и диапазон его действия во многом зависят от конвертируемости валюты.
Конечно, разделение рынка на валютный и денежный до некоторой степени условно. В общем случае валютный рынок одновременно является денежным, а денежный - валютным.
Однотипным с ними по природе, но все же самостоятельным стал рынок ценных бумаг. Последние представляют собой особый вид денежных или имущественных документов, которые либо обладают определенной, выраженной в денежных единицах стоимостью, либо предоставляют владельцу имущественное право, которое ,в конечном счете может быть сведено к денежному выражению. К наиболее типичным видам ценных бумаг относятся:
- акции и облигации;
- чеки и аккредитивы;
- векселя и сертификаты.
Рынок инноваций.
К инновациям
принято относить технические и
социально-экономические
Рынок духовного, интеллектуального продукта.
Кроме инновационного продукта есть множество других видов интеллектуальной продукции, результатов духовного творчества, способных попасть в зону рыночных отношений. В широком смысле слова следовало бы говорить о рынке информационного продукта как первичного итога мыслительной деятельности человека. Но под информацией принято понимать только сведения, сообщения, данные. Духовный продукт гораздо более широк, он включает:
- идеи;
-замыслы;
- творческую информацию, представленную не только в форме цифр и слов, но и в виде:
- образов;
-звуков;
- изображений;
-моделей;
- образцов - все это интеллектуальная собственность.
По проявлению конкуренции:
Монополистическая конкуренция.
Рынок
с монополистической
что один продавец продает товар, имеющий товары-заменители. В результате у покупателей есть выбор между товаром монополиста и другими товарами, способными удовлетворять ту же потребность. Конкуренция на таком рынке, как правило, носит неценовой характер, большую роль в ней играет реклама, через которую продавец, пытается внушить покупателям мысль о незаменимости его товара. С помощью рекламы монополии нередко стараются сформировать «свой» круг покупателей.
Олигополическая конкуренция.
Олигопольный - рынок характеризуется наличием нескольких продавцов и покупателей какого-то товара. Он, в свою очередь, как и монопольный, может быть рынком с простой, или чистой, и дифференцированной олигополией, так как несколько продавцов могут продавать товары, не имеющие заменителей, и товары, имеющие заменители.
Конкуренция с двойной олигополией.
Рынок
с двойной олигополией
Монопольная конкуренция.
Монопольный рынок - рынок с наличием одного продавца какого-то товара. В свою очередь, этот рынок может быть рынком с чистой монополией и рынком с монополистической конкуренцией. Рынок с простой или чистой монополией характеризуется тем, что один продавец продает товар, не имеющий заменителей. Так что этот товар не испытывает конкуренции со стороны других товаров, способных удовлетворять ту же потребность. Доступ на такой рынок затруднен. Такие рынки нередко обеспечивают предприятия, обладающие естественной монополией.
Монопсония.
Рынок с наличием монопсонии - это рынок с одним покупателем. Им может быть государство, которому продают товары, различные фирмы. Это может быть крупная фирма, выступающая в роли покупателей продукции мелких фирм.
Конкуренция с двойной монополией.
Рынок с двойной монополией характеризуется тем, что одному продавцу какого-то товара противостоит один покупатель, как правило, сам являющийся товаропроизводителем. Например, продавцом является производитель какого-то сырья, а покупателем фирма, производящая из этого сырья какую-то продукцию. Таким единственным покупателем может быть и государство как заказчик какой-то продукции.
По географическому положению:
-Местный и Региональный;
-Национальный и мировой.
По объему продаж:
-Оптовый.
Оптовая торговля предполагает куплю-продажу товаров крупными, средними и мелкими партиями. Поскольку даже мелкооптовая торговля предполагает наличие определенного торгового капитала, то именно оптовая торговля предстает как сфера бизнеса и предпринимательской деятельности
-Розничный.
По механизму регулирования:
Совершенная конкуренция.
Совершенный рынок характеризуется тем, что вход и выход на него свободен для всех, никому не запрещено заниматься производством и продажей данного товара, впрочем, как и прекратить его производство и продажу. На рынке нет каких-то препятствий или трений, мешающих работе рыночного механизма. На нем нет ни рэкета, ни государства с его пошлинами, ни сговора продавцов и т.п. На таком рынке отсутствует какая-либо дискриминация, как в отношении продавцов, так и в отношении покупателей. Наконец, совершенный рынок отличается тем, что все его субъекты обладают всей информацией о состоянии данного рынка. Обзор свойств совершенного рынка показывает, что этот рынок
близок к идеальному, так как в реальной жизни найти подобный рынок непросто.
Регулируемый (под контролем государства).
Несовершенная конкуренция.
Если
есть, отсутствие хотя бы одного свойства
совершенного рынка, то он становится
несовершенным. Таким образом, рынок как
развитая система отношений товарного
обмена представляет собой систему
отдельных рынков, как бы
элементов единого большого рынка.
Это, прежде всего, рынки ресурсов, а также
другие. В свою очередь, эти рынки разбиваются
на более узкие и т.д.
Можно
сказать и о том, что рынок
выполняет ряд существенных
функций: информационную, посредническую,
ценообразующую, регулирующую и санирующую.
1.3.Функции рынка.
Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций:
-Информационную и посредническую;
- Ценообразующую и регулирующую;
-Санирующую.
Информационная.
Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки, на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, в ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.
Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
Посредническая.
Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и
обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически
невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика, (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, после сбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.
Ценообразующая.
Поступающие обычно на рынок продукты и услуги одного назначения содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Следовательно, здесь формируется отражение общественной стоимости, рассчитать которую не способна ни одна ЭВМ. Благодаря этому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, потребностях, конъюнктуре.