Позитивные и негативные аспекты рыночной системы. Развитие рыночной системы и переход к смешанному типу экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 09:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – рынок, его функции, виды и противоречия.
Данная тема широко и многогранно освещена в экономической литературе, но ей до сих пор продолжают уделять большое внимание современные экономисты.

Оглавление

Введение………………………………………………………………2-3
Глава 1.Общая характеристика рыночной системы.
1.1 Понятие и сущность рынка и рыночной экономики……………4-9
1.2 Виды рынков……………………………………………………....9-20
1.3.Функции рынка…………………………………………………..20-23
1.4.Роль частной собственности в рыночной экономике……….....23-26
Глава 2. Позитивные и негативные аспекты рыночной системы. Развитие рыночной системы и переход к смешанному типу экономики.
2.1 Позитивные аспекты рынка………………………………………28-30
2.2 Негативные аспекты рыночной системы………………………....30-32
2.3. Необходимость совершенствования рыночной системы и переход к смешанному типу экономики…………………………………………32-43
Заключение……………………………………………………………43-44
Список используемой литературы…………………………………45

Файлы: 1 файл

курсовик по микре рынок его позитивные и негативные аспекты.doc

— 219.00 Кб (Скачать)

задачей государства, а не рынка.

Во всех  вышеперечисленных  случаях  государство  вправе  вмешаться  в

перераспределение доходов, ибо  то,  что  справедливо  с  позиции  рыночного механизма , несправедливо с общечеловеческих  норм  морали,  нарушает  право человека на достойное существование в обществе. Государство берет на себя задачу обеспечения правовой базы и некоторых важнейших  услуг,  являющихся  предпосылкой  эффективного  функционирования рыночной экономики. Необходимая правовая база предполагает такие  меры,  как предоставление законного  статуса  частным  предприятиям,  определение  прав частной собственности и гарантирование соблюдения контрактов.  Правительство устанавливает также законные "правила игры", регулирующие  отношения между предприятиями,   поставщиками   ресурсов   и   потребителями.   На    основе законодательства   государство   выполняет   функции   арбитра   в   области экономических  связей.   Основные   услуги,   обеспечиваемые   государством, включают применение милицейских сил для поддержания  общественного  порядка, введение стандартов измерения веса и качества продуктов,  создание  денежной системы, облегчающий обмен товаров и услуг.

Конкуренция служит основным регулирующим  механизмом  в  экономике.

При конкуренции  индивидуальные производители  и  поставщики  ресурсов  могут лишь приспосабливаться к  желаниям  покупателей,  которые  рыночная  система регистрирует и доводит до сведения продавцов. Конкурирующих  производителей, подчиняющихся воле рыночной системы, ждут прибыль и  упрочение  их  позиций; уделом же тех, кто нарушает законы  рынка,  являются  убытки  и  в  конечном счете банкротство.

Рост  монополий  резко  изменяет  эту  ситуацию.  Государство  пытается

регулировать ситуацию  двумя способами.  Оно образовывает государственные комиссии для регулирования цен и устанавливает стандарты на  предоставляемые услуги. Федеральное правительство также использует антимонопольные законы.

Механизм  рынка не реализует автоматически право на труд для  тех,  кто

может и  хочет  работать.  Заметим,  что  обеспечение  указанного  права  не

аналогично  наделению всех трудоспособных  членов  общества  гарантированными рабочими местами. Для эффективной работы рынка требуется оптимальный  резерв рабочей силы, по ряду причин в рыночной системе неизбежна  безработица,  что ставит  перед  государством  немало  сложных   проблем.   Его   обязанностью становится  регулирование   рынка   рабочей   силы   с   целью   поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей,  утративших рабочие места.

-Монополизм и инфляция  -  это  две  тяжелые  “хронические  болезни”

рыночной  экономики,  которая  нуждается  в  проведении  антимонопольной   и антиинфляционной профилактики. Суть  государственной антициклической  политики,  или  регулирования хозяйственной  конъюнктуры,  состоит  в  том,  чтобы  во  время  кризисов  и депрессий  стимулировать  спрос  на  товары  и  услуги,  капиталовложения  и занятость.  Для  этого  частному  капиталу  предоставляются   дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные  расходы  и  инвестиции.  В условиях длительного и бурного подъема в экономике страны  могут  возникнуть опасные явления – рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую  силу  над  предложением  и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой  ситуации  задача государственного  регулирования  экономики  –  притормозить   рост   спроса, капиталовложений   и   производства,   чтобы   по   возможности    сократить перепроизводство  товаров  и  перенакопление  капиталов  и,  таким  образом, уменьшить  глубину  и  продолжительность  возможного   спада   производства, инвестиций и занятости в будущем.

-Развитие  фундаментальных  научных  исследований  с   длительными сроками окупаемости, высокой степенью риска и неопределенностью в  отношении прибыли практически не  под  силу  рыночному  механизму.  Здесь  государство стимулирует структурную политику и научно-технический прогресс. Да  и  рынок более эффективно работает  при  коммерческом  освоении  перспективных  видов новой техники и технологии.

Государство   проводит   региональную   политику,   решая   вопросы,

возникающие   при   воздействии  на   рыночную   экономику    исторических, национальных, демографических и  других  нерыночных  факторов. Региональная политика осуществляется при помощи  финансовых стимулов  и государственных капиталовложений, которые обеспечивают    привилегированное    положение отдельным  отраслям  и  регионам.  В  одних  случаях  поддержка  оказывается отраслям и территориальным единицам,  находящимся  в  состоянии  затяжного кризиса; в других – поощряется развитие новых отраслей и видов производств –  носителей научно  -  технического  прогресса,  призванных   привести   к прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, между отраслями  и  во всем  народном  хозяйстве  в  целом,  к  повышению   его  эффективности   и конкурентоспособности.  В  то   же   время   могут   приниматься   меры   по притормаживанию чрезмерной концентрации производства.

-Реализация национальных интересов в  мировой   экономике (регулирование   внешнеэкономических   связей)    предполагает   проведение государством   соответствующей   внешнеторговой   политики,   контроль   над международной миграцией капиталов и рабочей силы,  воздействие  на  валютные курсы, управление платежными балансами.

Планирование  –  предопределение  будущего,  построение  моделей намечаемого  будущего  состояния  экономики,  способов,  средств  и   сроков достижения их состояния.  Планы  почти  всегда  ориентируются  на  цели,  на решение задач, которые необходимо решить экономике, что находит отражение  в показателях плана, его числовых параметров. Для того чтобы достигнуть  целей делают прогноз, то есть строят вариантные гипотезы  возможных  экономических траекторий. С помощью планирования и прогнозирования  государство  достигает своей цели, хотя при этом, сталкиваясь на пути с  различными  препятствиями, которые могут привести к негативным последствиям.

Современные  экономисты  не  переоценивают  роль государства в экономике,  но  государственные  органы  могут  принимать неверные решения.  Сторонники теории  общественного  выбора  приходят  к  выводу,  что  в силу чрезмерного вмешательства государства в рыночные процессы возможно  принятие невыгодных с точки зрения экономической эффективности общественных  решений. Хотя они и не отрицают положительной роли  государства,  которое  исправляет несовершенства рыночного механизма  в  определенных  рамках.  Но  сторонники сходятся  во  мнении,  что  именно  государственное   вмешательство   вносит неопределенность в экономическую систему. На их взгляд,  государство  внесет наибольший  вклад  в  достижение  экономической  стабильности,  если   будет поменьше вмешиваться в экономику. Теоретически кто осознал роль государства  в  рыночной  экономике,  был английский экономист Дж. Кейнс. Он доказал, что  экономика  не  в  состоянии решить проблемы в  период  спада  производства  или  кризиса,  необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать  совокупный спрос и совокупное предложение, выводит экономику из  кризисного  состояния, содействовать  ее  дальнейшей  стабилизации.  Позиции  Кейнса   противостоят принципам   неоконсерваторов,   которые   придерживались    мнения,    чтобы государство не вмешивалось  в  деятельность  предприятий,  что  система  цен представляет    собой     механизм,     способный     обеспечивать     общую сбалансированность хозяйства без управления  из  центра.  Они  считали,  что именно  этот  механизм  способен  регулировать  национальную  экономику.  Но современные  экономисты  считают,  что  в  целях  улучшения   управления экономики разумнее  применять  смешанный  тип  управления.

Термин  «смешанная  экономика»  настолько  был запрещен  в  советский  период,  настолько   же  активно  приобретает  права гражданства  на  современном  этапе   общественного  развития.  Причем  этот термин нередко используется не  по  назначению.  К примеру,  присутствуя в названии  журнальной  статьи,  он  не  упоминается  в  тексте.  Для   других смешанная экономика- синоним переходной экономики, а  теперь  и  транзитной.

Для третьих  смешанная экономика – это "разнообразие  и  взаимодействие  форм собственности"'.   Для   четвертых   –   "экономика   переходного    периода характеризуется  одновременным   функционированием   плановых   и   рыночных механизмов и состоит, соответственно, из двух секторов:

- государственного;

-рыночного, в силу чего ее можно назвать смешанной”.

Авторы  отдельных теорий  формирования  смешанной  экономики  выводят  ее  из следующего положения.

"В  развитых странах складывается  смешанная,  отличная от классического капитализма, цивилизация".  Можно  было  бы  согласиться  с приведенными последующими положениями, но понятие “смешанная экономика” – не

порождение только сегодняшнего дня. О смешанной экономике начали  писать ровно 100 лет назад и их авторами были  А. Шеффле  и  А.Вагнер.  Для  них основой  высказывания  о формировании  смешанной  экономики послужила наметившаяся практика государственного вмешательства в частнопредпринимательскую деятельность. А  для  сегодняшних  авторов  теории смешанной  экономики  такой  основой   служит   “...многосложность   системы экономических интересов и наличие альтернативных вариантов их реализации  на базе   высокой   технологичности,   гибкости,   плюрализма   и    постоянной диверсификации производства и индивидуализации  производства".  Авторы  этих строк, как  и  А.  Шеффле,  А.  Вагнер,  А.Зомбарт  выводят  понятие  не  из внутренних закономерностей функционирования  общественного  производства,  а из  внешней видимости.  Соответственно  и  рекомендации   по   формированию

смешанной экономики носят поверхностный, разноплановый характер, который  не имеет логической последовательности, генетически проистекающей  из  действий органов власти. Почти все  авторы  различных  концепций  видят  в  смешанной экономике внешнюю форму, выражающуюся в "разрешении общественных  и  частных интересов",  в   "сочетании   государственного   и   частного   начала",   в “государственной и частной собственности".  Но  что  движет  и  подвигает  к этому? К сожалению, ответов на этот вопрос у них нет. Более того,  некоторые

авторы считают, что "содержание формирования рыночной  экономики  смешанного типа нацелено... на  более  эффективную  социально-экономическую  систему  и связано с трансформацией плановой  экономики  в  рыночную".  Здесь  желаемое выдано за действительное и наворочено  в  такой  степени,  что  видимо  надо сначала  разбираться  в  содержании   терминов,   а   затем   переходить   к содержательной части цитаты.

Во-первых,  смешанная  экономика  -  это  не  субъект,  а  объективная

экономическая   реальность.   Следовательно,    смешанная    экономика

закономерно функционирует, не нацеливаясь на что-то.

Во-вторых, она  не  связана  с  трансформацией  плановой  экономики  в

рыночную, ибо как объективное экономическое  явление она имела место не

только  в  постсоветский,  но  и  досоветский  период,  и  не  следует

связывать ее с развалом СССР и переходом  от так называемой плановой  к

рыночной  экономике.  Это  субъекты  в  лице  государства   и   людей,

работающих  во  властных  органах,  которые   стремятся   сформировать

рыночную  экономику,  ломая  и   уничтожая   командно-административную

систему. Здесь законы смешанной экономики  объективно заставляют  людей

следовать закономерностям эволюции общественного  производства.

В-третьих, переходная  экономика  -  понятие,  присущее  экономическим

отношениям, проявляющимся при переходе от одного способа  производства

к другому  в рамках одной формы общественного  производства.  Например,

от  рабовладельческих  к  феодальным,  в  основе  которых   находилось

натуральное производство.

В-четвертых, смешанная экономика – не  поверхностное  явление,  и  эту

сторону отмечают почти все, кто пишет  по этой  проблеме  и  волей  или

неволей  указывают  на  связь  ее  с  собственностью.  Соответственно,

смешанная экономика не есть переходная экономика, не  есть  переходный

Информация о работе Позитивные и негативные аспекты рыночной системы. Развитие рыночной системы и переход к смешанному типу экономики