Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 18:52, курсовая работа
В процессе планирования производства и продажи продукции должен достигаться компромисс между возможностями выпуска и сбыта товаров, способностью новой продукции замещать старую, расходами на хранение и транспортировку ресурсов, инвестициями и доходами, издержками и прибылью, потенциалом развития и капиталовложениями, освоением новых услуг и риском. Поэтому в процессе разработки планов производства необходимо выработать общие цели и стимулировать контакты между отдельными подразделениями, привлекать к планированию специалистов, соединяющих воедино технические, маркетинговые и экономические цели, создавать межфункциональные рабочие группы плановиков, разрабатывать комплексные программы развития производства с учетом конкретных задач каждого подразделения.
Ведение ………………………………………………………………….... 3
Глава 1. Сущность и содержание планирования производства……….. 7
§ 1.1. Содержание плана производства…………………………………. 7
§ 1.2. Основные показатели плана производства ………………….…... 9
§ 1.3. Последовательность формирования производственной программы ………………………………………………………………... 12
Глава 2. Анализ и оценка производственной деятельности предприятия …………………………………………………………........ 14
§ 2.1. Анализ объема производства и реализации продукции ………... 14
§ 2.2. Анализ финансовых результатов и рентабельности предприятия …………………………………………………………........ 34
Глава 3. Предложения по совершенствованию производственной программы ………………………………………………………………. 42
§ 3.1. Стратегическое и текущее планирование на ЗАО «Фарфор Вербилок» …………………………………………………………...….. 42
§ 3.2 Позиционирование товара и реклама……………………………. 45
Заключение ……………………………………………………………… 49
Список используемой литературы……………
В приведенном примере отклонение фактического выпуска фарфора от прошлого года имеет небольшую величину +11,75%, а фактического выпуска от плана всего 5%.
Оперативный анализ выпуска продукции осуществляется на основе данных за день, декаду, месяц, квартал нарастающим итогом с начала года.
Среднегодовой темп роста (прироста) можно рассчитать по сред негеометрической или средневзвешенной. Например, расчет по среднегеометрической в нашем случае будет:
В приведенном примере за пять лет объем производства валовой продукции увеличился на 50% при среднегодовом темпе роста 9,5%.
Для обеспечения более полного удовлетворения потребностей населения необходимо не только выполнение плана по общему объему выпуска, но и по номенклатуре и в ассортименте.
Номенклатура-перечень наименований изделий с указанием кодов, установленных для соответствующих видов продукции в действующем на территории СНГ общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), а также шифров или порядковых номеров изделий по плану.
Ассортимент-перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них. Различают полный, групповой, внутригрупповой ассортимент.
Оценка выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным видам, включенным в номенклатуру.
Анализ
выполнения плана по ассортименту (см.
табл. 3) осуществляется либо по методу
наименьшего процента, либо среднего процента.
При этом изделия, выпущенные сверх плана
или не предусмотренные планом, в расчет
выполнения плана по ассортименту не принимаются6.
Таблица 3
Ассортимент | Выпуск продукции по | Выполнение плана, % | Факт. объем, засчитываемый в выполнение плана по ассортименту | |||
плану | факту | |||||
тыс. руб | в % к итогу | тыс. руб | в % к итогу | |||
Чашки | 850 | 35,8 | 850,8 | 35,6 | 100,1 | 850 |
Блюдца | 900 | 37,9 | 890,1 | 37,3 | 98,9 | 890,1 |
Тарелки | 255 | 10.7 | 340,5 | 14,3 | 133,5 | 255 |
Сахарницы | 369,3 | 15.6 | 304,8 | 13,8 | 82,5 | 304,8 |
Итого | 2374,3 | 100,0 | 2386,2 | 100,0 | 100,5 | 2299,9 |
Процент выполнения плана по ассортименту составляет: по способу наименьшего процента 82,5%; по среднему проценту 2299,9:2374,3 * 100 = 96,9%.
Далее определяют причины недовыполнения плана по ассортименту. Они могут быть: внешними - конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции и внутренними - простои оборудования, низкая культура производства, недостатки в системе управления производством.
Анализ структуры продукции. Структура продукции - это соотношение удельных весов отдельных изделий в общем объеме ее выпуска. Выполнить план по структуре значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Невыполнение плана по номенклатуре и ассортименту изделий приводит к структурным сдвигам в составе продукции. Сдвиги в структуре, в свою очередь, оказывают влияние на величину производительности труда, себестоимости и прибыли продукции. Для расчета влияния структурных сдвигов на экономические показатели используются различные методы: метод прямого счета, метод средних цен, метод цепных подстановок. При использовании средних цен расчет производится по формуле:
Фактический
выпуск продукции при плановой структуре
рассчитывается путем умножения
планового выпуска каждого
Анализ ритмичности производства.
Ритмичная работа является
Коэффициент ритмичности определяется отношением фактического (но не выше планового задания) выпуска продукции (или ее удельного веса) (ВПф) к плановому выпуску (удельному весу) (ВПпл):
где ВПплi-плановый выпуск продукции за i периоды; ВПнi- недовыполнение плана по выпуску продукции в iм периоде.
Коэффициент
вариации (Квар.) определяется как отношение
среднеквадратического
Отрицательные последствия влекут за собой не только недовыполнение или несвоевременное выполнение плановых заданий, но в некоторых случаях и перевыполнение. Поэтому при оценке ритмичности учитывают как отрицательные отклонения от плана, так и положительные. Для этого определяются числа аритмичности (в долях единицы) путем суммирования положительных и отрицательных отклонений от планового выпуска продукции (табл.4).
Таблица 4
Определение
числа аритмичности
Декады месяца | Среднесуточный выпуск продукции | Уровень выполнения плана (коэфф.) | Отклонение в долях единицы от плана в связи | ||
по плану | фактически | с невыполнен. | с перевып. | ||
I | 480 | 454,5 | 0,9469 | 0,0531 | - |
II | 525 | 484,8 | 0,9234 | 0,0766 | - |
III | 495 | 575,7 | 1,1630 | - | 0,163 |
Итого | - | - | - | 0,1297 | 0,163 |
Общее
число аритмичности рано 0,2927. Чем менее
ритмично работает предприятие, тем больше
сумма чисел аритмичности. В заключение
анализа ритмичности определяют упущенную
возможность путем умножения разности
между наибольшим и наименьшим среднесуточным
выпуском продукции на соответствующее
количество суток в анализируемом периоде,
при этом из фактического выпуска продукции
исключают продукцию, выработанную за
сверхурочное время.
Анализ качества продукции.
Качество продукции - совокупность свойств продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Качество продукции характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия..По фарфору качество характеризуется сортом. Рассчитывается доля продукции каждого сорта в общем объеме производства. Средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях.
Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами
а) отношением количества продукции 1 сорта к общему количеству;
б) отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене 1 сорта.
Таблица 5
Анализ
качества продукции
Сорт продукции | Цена за ед., руб | Выпуск продукции | Стоимость выпуска, тыс. руб. | ||||
план | факт. | план | факт. | по цене 1 сорта | |||
план | факт. | ||||||
I | 600 | 3000 | 4000 | 18000 | 24000 | 18000 | 24000 |
II | 500 | 2000 | 1000 | 10000 | 5000 | 12000 | 6000 |
III | 250 | 1000 | 400 | 2500 | 1000 | 6000 | 2400 |
Итого | 6000 | 5400 | 30500 | 30000 | 36000 | 32400 |
Отсюда
коэффициент сортности равен: по
плану – 30500: 36000 = 0,847; фактически 30000:32400
= 0, 926. Выполнение плана по качеству 109%
(0,926 : 0,847). Кроме этого определяют, увеличился
ли удельный вес аттестованной продукции,
экспортной, произошло ли снижение забракованной
и зарекламированной продукции и определяют
факторы, повлиявшие на качество выпускаемой
продукции.
Анализ
трудовых ресурсов предприятия.
Анализ трудовых ресурсов один из основных разделов анализа работы предприятия. ЗАО «Фарфор Вербилок» Достаточная обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов производства.
Основными задачами анализа трудовых ресурсов являются:
-объективная оценка использования рабочей силы, рабочего времени, производительности труда;
-определение факторов и количественное влияние их на изменение трудовых показателей;
-выявление резервов более полного и эффективного использования трудовых ресурсов.
Обеспеченность
Удельный вес каждой категории работников меняется с развитием техники и организации производства7. В процессе анализа изучают изменения в составе рабочих по возрасту, стажу, образованию. Важным этапом в анализе обеспеченности предприятия рабочей силой является анализ движения рабочей силы, в процессе которого рассчитывают следующие показатели:
- коэффициент оборота по приему рабочих:
Рабочие подразделяются на основных, занятых непосредственно изготовлением основной продукции, и вспомогательных. Анализируется соотношение между основными и вспомогательными рабочими, устанавливается тенденция изменения этого соотношения, и если оно не в пользу основных, то необходимо осуществить мероприятия по устранению негативной тенденции8.
От того, насколько полно и рационально используется рабочее время, зависят эффективность работы, выполнение всех технико-экономических показателей. Поэтому анализ использования рабочего времени является составной частью аналитической работы на предприятии. ЗАО «Фарфор Вербилок».
Основными единицами учета рабочего времени являются человеко-часы и человеко-дни. Полноту использования трудовых ресурсов оценивают по количеству отработанных дней и часов одним работником за анализируемый период времени, а также по степени использования фонда рабочего времени. Фонд рабочего времени (ФР) зависит от численности рабочих (ЧР), количества отработанных дней одним рабочим в среднем за год ( Д) и средней продолжительности рабочего дня (П):