Отчёт по практике в ОАО «Веста»

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 00:58, отчет по практике

Краткое описание

Целью указанной практики является закрепление теоретических знаний по дисциплинам специальности в условиях торгового предприятия. Основными же задачами такой практики являются следующие: непосредственное ознакомление с торговым предприятием, его торгово-хозяйственной деятельностью, структурными подразделениями, правилами внутреннего распорядка, функциональными обязанностями специалистов, основными нормативными документами, а также торгово-технологическим оборудованием, технологией реализации, ассортиментом и качеством товаров.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3

1. Краткая характеристика торгового предприятия ОАО «Веста»…………… 4

2. Ознакомление с деятельностью структурных подразделений ОАО «Веста». Изучение функциональных обязанностей специалистов……………………….8.

3.Ознакомление с основными нормативными документами, используемыми в деятельности предприятия………………………………………………………14

4. Характеристика торгово-технологического оборудования и условий его эксплуатации………………………………………………………………………20 5. Ознакомление с ассортиментом и качеством товаров………………………23

6. Индивидуальное задание: Структура ассортимента кондитерских изделий. Основные поставщики.……………………………………………………………28

Заключение…………………………………………………………………….31.

Литература…………………………………………………………………….33

Файлы: 1 файл

Отчёт. Витебск.docx

— 85.58 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 
 
УО «ВИТЕБСКИЙ ГОСУРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
КАФЕДРА «КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 
 
ОТЧЁТ  
 
ПО ПЕРВОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ НА ОАО «Веста» 
 
Исполнитель: 
 
студентка гр. 5Тэ – 2 
 
Пратащик В. В.  
 
Руководитель от университета: 
 
Лобацкая Е. М. 
Руководитель от предприятия: 
 
Падрез В. В. 
 
Витебск, 
 
2007 
Содержание: 
 
Введение……………………………………………………………………………3 
 
1. Краткая характеристика торгового предприятия ОАО «Веста»…………… 4 
 
2. Ознакомление с деятельностью структурных подразделений ОАО «Веста». Изучение функциональных обязанностей специалистов……………………….8. 
 
3.Ознакомление с основными нормативными документами, используемыми в деятельности предприятия………………………………………………………14 
 
4. Характеристика торгово-технологического оборудования и условий его эксплуатации………………………………………………………………………20 5. Ознакомление с ассортиментом и качеством товаров………………………23 
 
6. Индивидуальное задание: Структура ассортимента кондитерских изделий. Основные поставщики.……………………………………………………………28 
 
Заключение…………………………………………………………………….31. 
 
Литература…………………………………………………………………….33 
 
Приложение А…………………………………………………………………34 
 
Введение 
В соответствии с учебным планом подготовки специалистов по специальности «Товароведение и экспертиза товаров» первая технологическая практика проводится на торговом предприятии ОАО «Веста» в 8 семестре. Данная практика даёт общее представление о профессиональной деятельности товароведов на торговых предприятиях различных форм собственности, в частности на ОАО «Веста». 
 
Целью указанной практики является закрепление теоретических знаний по дисциплинам специальности в условиях торгового предприятия. Основными же задачами такой практики являются следующие: непосредственное ознакомление с торговым предприятием, его торгово-хозяйственной деятельностью, структурными подразделениями, правилами внутреннего распорядка, функциональными обязанностями специалистов, основными нормативными документами, а также торгово-технологическим оборудованием, технологией реализации, ассортиментом и качеством товаров. 
 
Что же касается торгового предприятия «Веста», то оно заслуженно пользуется успехом у населения города Витебска. Занимаясь, в основном, торгово-закупочной деятельностью, данное предприятие стремится всегда соответствовать рыночным требованиям, использовать только прогрессивные и современные технологии. Результатом такого стремления является то, что ОАО «Веста» занимает лидирующую позицию среди прочих торговых предприятий.  
 
В то же время хорошая организация труда и подбор высококвалифицированных специалистов помогает «Весте» в достижении общей цели и подталкивает предприятие к дальнейшему совершенствованию. При этом ОАО «Веста» не просто стремится быть современным с точки зрения моды, но и достаточно эффективным с точки зрения покупателей. 
 
Таким образом, торговое предприятие ОАО «Веста» является достаточно конкурентным предприятием, которое самостоятельно достигло таких результатов. Рассмотрим его деятельность подробнее 
 
^ 1 Ознакомление с предприятием, его торгово-хозяйственной деятельностью и его структурными подразделениями. 
Торговое предприятие ОАО «Веста» было создано 2 октября 1992 г. Магазин № 150 ОАО «Веста» - лишь одна из структурных единиц данного предприятия, основным и единственным видом деятельности которого является розничная торговля. Магазин юридическим лицом не является и не обладает его правами, предусмотренными законодательством. 
 
Магазин расположен на проспекте Строителей, 1а. Работает круглосуточно и без выходных. По специализации магазин универсальный, т.к. реализует широкий ассортимент товаров, а именно: весь ассортимент продовольственных товаров, в т.ч. полуфабрикаты (т.к. имеет свой собственный пекарный цех по их изготовлению); и достаточно широкий ассортимент промышленных товаров.  
 
Магазин находится в отдельно стоящем здании. Это в большей мере обеспечивает удобную планировку и компоновку помещения, рациональное направление покупательских потоков, возможности для механизации торгово-технологического процесса. Такое здание имеет лучшие транспортные пути, позволяет изолировать хозяйственный двор от жилых домов. 
 
Здание магазина занимает общую площадь 3415  , включая 600   торговой площади под продовольственные товары, 400   – непродовольственные товары, 98   – кафетерий и 26   – пункт приема стеклотары. Здание состоит из двух этажей. На первом этаже находятся зал продовольственных товаров и кафетерий, на втором – зал непродовольственных товаров. С тыльной стороны здания находится пункт приема стеклотары. 
 
Самые высокие торговые показатели магазина обеспечиваются во многом за счет того, что магазин имеет хорошее расположение, т.к. находится рядом с остановкой, где совершается большое количество пересадок, хороший транспортный доступ: все виды транспорта. Самое главное, что в данном районе нет подобных магазинов с таким широким ассортиментом товаров, культурой обслуживания и круглосуточным режимом работы. С точки зрения покупателя, также имеются свои удобства: подъездные дорожки для детских колясок и инвалидов-колясочников, большая автомобильная стоянка. 
 
Для характеристики торгово-финансовой деятельности магазина ОАО «Веста» №150 проводится анализ показателей, перечень которых представлен в таблице 1.1. 
 
Таблица 1.1 Основные технико-экономические показатели магазина «Веста» №150 за 2005 и 2006 годы

 
Показатели

 
Единица измерения

 
2005 год

 
2006 год

 
Темп роста, %

 
Отклоне-ние

 
Розничный товарооборот без налога с продаж

 
тыс. руб.

 
14 464 855

 
18 869 600

 
130,5

 
4 404 745

 
Розничный товарооборот с налогом  с продаж

 
тыс. руб.

 
14 726 482

 
19 214 746

 
130,5

 
4 488 264

 
Розничный товарооборот в сопоставимых ценах

 
тыс. руб.

 
14 726 482

 
17 703 227

 
120,2

 
2 976 745

 
Валовый товарооборот с налогом  с продаж

 
тыс. руб.

 
15 821 442

 
20 097 059

 
127,0

 
4 275 617

 
Валовый товарооборот в сопоставимых ценах

 
тыс. руб.

 
15 821 442

 
19 156 476

 
121,1

 
3 335 034

 
Доходы, всего

 
тыс. руб.

 
2 269 672

 
2 930 259

 
129,1

 
660 587

 
Издержки обращения

 
тыс. руб.

 
1 701 038

 
2 085 573

 
122,6

 
384 535

 
Прибыль от реализации

 
тыс. руб.

 
474 513

 
752 314

 
158,5

 
277 801

 
Балансовая прибыль

 
тыс. руб.

 
555 980

 
849 678

 
152,8

 
293 698

 
Среднесписочная численность персонала

 
чел.

 
128

 
128

 
100

 
0

 
Средняя заработная плата

 
руб.

 
412 259

 
517 231

 
125,5

 
104 972


 
 
Непродовольственные товары составляют 8% от общего товарооборота (таблица 1.2). 
 
Таблица 1.2 Структура товарооборота

 
Период 

 
Товарооборот приходящийся на продовольственные  товары, тыс.руб.

 
Товарооборот приходящийся на непродовольственные  товары, тыс.руб.

 
2005

 
13 644 493,44

 
1 178 118,56

 
2006

 
17 677 566,32

 
1 537 179,68


 
 
Таким образом, из представленных данных очевидна тенденция предприятия  к росту основных показателей. 
 
Управление трудовым персоналом, кооперация и разделение труда влияет на повышение эффективности работы предприятия в условиях рыночной экономики. Немаловажное значение в управлении деятельностью предприятия имеет функциональное разделение, которое предполагает обособление отдельных функций и выделение работников для их выполнения. С учетом этого признака весь торговый персонал подразделяется на категории: управленческий, основной или торгово-оперативный, оперативно-вспомогательный, технический и вспомогательный. Должностные инструкции (Приложение А) 
 
Управленческий персонал состоит из работников, обеспечивающий управление торгово-технологическими и трудовым процессом. К ним относятся директор (заведующий), заместитель директора (заведующего), администратор, товароведы, заведующие секциями, старший бухгалтер, бухгалтеры и т.д.  
 
Общее руководство магазином принадлежит директору (заведующему).  
 
Заместитель директора (заведующего) магазина руководит коммерческой деятельностью, в его ведение находится вопросы организации технологических операций и хозяйственного обслуживания. 
 
Администратор следит за состоянием выкладки товара и рекламного оформления торгового зала, за соблюдением правил торговли, принимает решение по претензиям покупателей и т.д. 
 
Товароведы выполняют функции по изучению спроса, заключению договоров с поставщиками контроль за их выполнением, организуют доставку товаров в магазин, внедряют современные методы продажи товаров и т.д. 
 
Заведующие товарными отделами (секциями) организуют работу своих отделов (секций).  
 
Основной (торгово-оперативный) персонал – это продавцы, контролеры-кассиры, кассиры, т.е. работники, занятые обслуживанием покупателей в торговом зале. 
 
Таблица 1.2 Перечень должностей персонала магазина Веста №150 

 
№ п/п

 
Наименование должностей

 
Количество, чел

 
Заведующий магазином

 
1

 
Заместитель заведующего магазином

 
1

 
Заведующий секцией товарной

 
12

 
Товаровед 2 категории

 
2

 
Бухгалтер

 
1

 
Кассир

 
2

 
Контролер-кассир 1 категории

 
3

 
Продавец непродовольственных товаров 1 категории

 
1

 
Продавец непродовольственных товаров 2 категории

 
12

 
Продавец непродовольственных товаров 3 категории

 
1

 
Продавец продовольственных товаров 1 категории

 
43

 
Продавец продовольственных товаров 3 категории

 
6

 
Оператор ЭВМ

 
5

 
Контролер

 
8

 
Комплектовщик

 
5

 
Уборщик помещений

 
8

 
Грузчик

 
8

 
Подсобный рабочий

 
3

 
Мойщик посуды

 
3

 
Приемщик товаров

 
1

 
Дворник

 
1

 
Электромеханик по торговому и  холодильному оборудованию 4 разряда

 
1


 
 
Каждый из персонала выполняет  свои обязанности в полной мере. Этот магазин считается самым  лучшим по культуре и качеству обслуживания.[1,287-289] 
 
^ 2 Ознакомление с ассортиментом и качеством товаров 
Товарный ассортимент – это определенная совокупность разнообразных товаров, входящих в состав торговли. 
 
При формировании ассортимента розничных торговых организаций используются два подхода, соответствующие современному состоянию экономики: на основе ассортиментного перечня и на основе потребительского комплекса. 
 
Ассортиментный перечень предполагает наличие в продаже стандарта товарного предложения, заявленного в обязательном ассортиментном перечне. Он ориентирован на удовлетворение твердо сформулированного спроса. По товарам, вырабатываемым отечественными производителями в объемах, достаточных для удовлетворения покупательского спроса, аналогичный ассортимент импортного производства не должен превышать 30% от количества разновидностей по данной группе товаров, имеющихся в продаже. 
 
Ассортиментный перечень товаров, рекомендуемый для всех торговых объектов, разрабатывается Министерством торговли Республики Беларусь (или уполномоченной ей организацией), согласовывается с заинтересованными сторонами, утверждается решением коллегии и доводится до органов управления торговлей облисполкомов, Минского горисполкома, организаций торговли (объединений) республиканского союза потребительских обществ. 
 
Органы управления торговлей облисполкомов, Минского горисполкома, Белкоопсоюз направляют ассортиментный перечень, разработанный Министерством торговли Республики Беларусь (или уполномоченной организацией), горисполкомам, райисполкомам, облпотребсоюзам или собственникам торговых объектов, которые разрабатывают и доводят ассортиментные перечни до торговых объектов.  
 
В ассортиментных перечнях для торговых объектов собственником указывается: наименование товара, количество видов и разновидностей по каждому наименованию, которые должны быть в продаже (таблица 2.1). [2] 
 
Таблица 2.1 Обязательный ассортиментный перечень продовольственных товаров на 2006-2007 годы 

 
№ п.п.

 
Ассортимент

 
Количест-во разно-видностей

 
Молоко

 
3

 
Кисломолочная продукция

 
2

 
Сырково-творожные изделия

 
5

 
Сметана

 
3

 
Масло животное

 
3

 
Сыры всех видов

 
10

 
Мороженое

 
10

 
Мясо говядины, свинины

 
2

 
Мясные полуфабрикаты

 
4

 
Мясо птицы, полуфабрикаты из птицы (в промышленной потребительской  упаковке)

 
4

 
Котлеты

 
2

 
Пельмени

 
5

 
Колбасные изделия вареные включая  сосиски

 
10

 
Колбасные изделия п/копч., тв/копч.

 
10

 
Копчености

 
5

 
Мясные консервы

 
5

 
Молочные консервы

 
5

 
Яйца

 
1

 
Маргариновая продукция

 
5

 

 

 
В т.ч. маргарин мягкий

 
1

 
Майонез

 
5

 
Рыба свежемороженная

 
5

 
Рыба соленая и пряная, копченая

 
7

 
Рыба прудовая

 
1

 
Рыбные консервы

 
10

 
Плодоовощные консервы

 
40

 
Соки

 
20

 
Сахар

 
2

 
Конфеты 

 
15

 
Карамель

 
14

 
Зефир, мармелад

 
5

 
Драже, ирис

 
1

 
Шоколад, ОАО «Коммунарка», СП ОАО  «Спартак»

 
20

 
Мучные кондитерские изделия СП ОАО «Спартак» 

 
5

 
Мучные кондитерские изделия ОАО  «Слодыч»

 
5

 
Кондит. изделия ВКК «Витьба» (печенье, вафли) 

 

 

 

 

 
в т.ч. вафли, вафельные батончики

 
15

 

 

 
Продолжение таблицы 2.1

 

 

 
Торты

 
2

 

 

 
Печенье

 
2

 
Торты, пирожные

 
5

 
Мука пшеничная

 
2

 
Крупа

 
6

 
Макаронные изделия

 
10

 

 

 
в т.ч. ОАО «Боримак»

 
6

 
Хлеб из муки ржаной, ржано-пшеничный

 
4

 
Булочные изделия из муки в/с и 1 с.

 
5

 
Сухарно-бараночные изделия

 
5

 
Крупобобовые концентраты

 
6

 
Сухие завтраки ВКК «Витьба»

 
10

 
Горчица

 
1

 
Уксус, лимонная кислота

 
2

 
Специи и приправы

 
10

 
Соль

 
3

 

 

 
в т.ч. йодированная

 
1

 
Минеральная вода

 
6

 
Безалкогольные напитки

 
7

 
Пиво

 
10

 

 

 
в т.ч. предприятия области

 
6

 
Водка и ликероводочные изделия

 
15

 
Вино плодовое

 
5

 

 

 
в т.ч. ОАО «Витвин»

 
3

 
Шампанское, игристые вина

 
3

 
Продукты детского питания

 

 

 

 

 
в т.ч. сухие молочные смеси

 
7

 

 

 
Плодоовощные консервы

 
15

 

 

 
Консервы мясные, мясораст., рыборастительные

 
10

 
Табачные изделия: всего

 
25

 

 

 
РПУП Гродненская табачная фабрика  «Нёман» (включая Минск золотой, Магнат люкс, Премьер люкс)

 
18

 
Спички

 
1

 
Презервативы

 
3

 
Овощи

 
5

 

 

 
в т.ч. картофель

 
1

 

 

 
Свекла

 
1

 

 

 
Морковь

 
1

 

 

 
Капуста

 
1

 

 

 
Лук репчатый

 
1

 
Фрукты

 
5

 
Дрожжи

 
1

 

 

 
Продолжение таблицы 2.1

 
Масло растительное

 
3

 
Кофе натуральный и растворимый

 
4

 
Чай

 
10

 
Вино виноградное

 
20

 
Коньяк

 
3


 
 
Ассортиментный перечень для торгового  объекта разрабатывается собственником  на основании обязательного минимального ассортиментного перечня, рекомендуемого Министерством торговли Республики Беларусь, с учетом типизации, специализации, месторасположения торгового объекта, регионального (местного) производства товаров, наличия торговых площадей и контингента обслуживаемого населения. При этом разработчик руководствуется  Рекомендациями по разработке и утверждению  обязательных минимальных ассортиментных перечней товаров для торговых объектов, утвержденными Министерством торговли Республики Беларусь 7 июля 2003г. (№ 34).[2,130] 
 
Перечень вывешивается на видном для покупателей месте и называется «информация для покупателя». 
 
Контроль за полнотой и стабильностью ассортимента может осуществляться как на уровне самого предприятия, так и вышестоящими контролирующими органами и организациями, имеющими на это право. Целый ряд несоответствий по вопросам ассортимента товаров относятся к грубым нарушениям законодательства о торговле и при их установлении субъект хозяйствования может быть лишен лицензии. К числу таких нарушений относят следующие: 
 
- продажа товаров без сертификата качества и сертификата соответствия (для товаров, подлежащих сертификации), приведшая к угрозе гибели покупателя или нанесению ущерба здоровью; 
 
- непринятие мер по установлению ранее имевших место нарушений при приостановлении лицензии; 
 
- реализация товаров без документов, подтверждающих их поступление; 
 
- неоднократная продажа товаров с истекшим сроком реализации; 
 
- нарушение порядка применения и формирования цен; 
 
- отсутствие технического паспорта на проданные сложно-технические товары; 
 
- отсутствие на фасованных в магазине товарах реквизитов: наименования, сорта, массы, цены за единицу стоимости отвеса; 
 
- неоднократное отсутствие в продаже товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем.  
 
Магазин № 150 ОАО «Веста» при формировании ассортимента использует ассортиментный перечень. Как и положено, в магазине он вывешен на видном покупателям месте (на специальном информационном стенде). В перечне перечислен минимальный перечень товаров, которые обязательно должны присутствовать в магазине. Однако руководство магазина считает, что чем больше ассортимент товаров, представленных на прилавках, тем лучше, поэтому количество видов товаров по различным наименованиям и группам, представленным в магазине, превышает количество, указанное в ассортиментном перечне. 
 
ОАО «Веста» №150 является магазином смешенного типа: непродовольственные товары и продовольственные. На втором этаже предлагаются покупателю следующие виды товаров: 
 
- хозяйственные товары; 
 
- с/х и садоводческий инструмент; 
 
- электротовары; 
 
- инструменты; 
 
- посуда; 
 
- товары бытовой химии; 
 
- стирально-моющие средства. 
 
-теле и радио товары; 
 
-игрушки; 
 
-бумажно-беловые товары и канцтовары; 
 
-часы; 
 
-галантерейные товары; 
 
-парфюмерно-косметические товары; 
 
-электротовары. 
 
На первом этаже расположен зал продовольственных товаров и кафетерий. 
 
Качество товара – одна из основополагающих характеристик товара, которая оказывает решающее влияние на создание потребительских предпочтений и формирование конкурентоспособности. Качество – совокупность свойств товара, обуславливающий его способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с его назначением. Согласно законодательству определенному уровню качества подтверждается сертификатом соответствия. 
 
В магазине № 150 представлен широкий ассортимент товаров, несколько отличающихся по качественному признаку, а, следовательно, и по ценовому, что связано с тем, что покупателями ОАО «Веста» являются люди с различным уровнем достатка. Удельный вес товаров с невысоким качеством в общем объеме товаров требует внимательного изучения, чем и занимается товаровед, исследующий спрос на товары.[3] 
 
^ 3 Ознакомление с основными техническими, нормативными и правовыми документами, используемые в работе магазина ОАО «Веста» №150 
 
Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом и законодательством Республики Беларусь. Основным учредительным документом является Устав. Устав содержит в себе наименование общества, его местонахождение и срок деятельности предприятия, его ответственность по своим обязательствам, информацию об уставном фонде, распределение прибыли и возмещении убытков. 
 
В Республике Беларусь правовую осуществления торговой деятельности, а так же ее государственного регулирования определяет Закон Республики Беларусь «О Торговле» № 231 от 28 июня 2003.  
 
Одной из основных форм государственного регулирования торговли является лицензирование в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.  
 
Магазин ОАО «Веста» № 150 имеет лицензию на право осуществления розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественного питания, лицензию на торговлю алкогольными и табачными изделиями, зарегистрированную Витгоркомитетом сроком на 5 лет. 
 
Основной документ, которым пользуется руководство магазина, является «Основные правила торговли». При приемке товаров применяют стандарт 0098, а также Положение о приемке товаров по количеству и качеству. При формировании цены для правильного определения размеров налогов и торговой надбавки применяют прейскурант цен.[4] 
 
^ Общие условия приемки товаров по количеству и качеству. 
 
Приемка товаров по количеству и качеству может осуществляться на складе покупателя, на складе продавца или ином месте в соответствии с требованиями нормативно-технической документации и правилами, с данными маркировками, с данными сопроводительных и транспортных документов. О несоответствии количества и качества товаров этим документам покупатель должен уведомить продавца. 
 
В уведомлении указывается: 

Информация о работе Отчёт по практике в ОАО «Веста»