Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2012 в 19:15, отчет по практике
История Сбербанка России началась 170 лет назад, в XIX веке. Почти за два столетия банк завоевал статус крупнейшего финансового института страны.
История возникновения и развития Сбербанка……………………… 3
Роль и задачи Сбербанка………………………………………………...6
Основные направления деятельности, функции и операции Сбербанка…………………………………………………………………8
Организационная структура Сбербанка……………………………….11
Основные показатели работы Сбербанка за последние 5 лет………..13
Перспективы развития Сбербанка……………………………………..15
Содержание
1.История возникновения и развития Сбербанка
История Сбербанка России началась 170 лет назад, в XIX веке. Почти за два столетия банк завоевал статус крупнейшего финансового института страны.
В 1841 году император России Николай I своим указом повелел учредить сберегательные кассы при Московской и Петербургской сохранных казнах – именно этот год и ознаменовал возникновение старейшего банка России – Сбербанка.
Самым первым клиентом первого банка страны стал надворный советник Николай Антонович Кристофари, на свой счет он внес внушительную по тем временам сумму в 10 рублей и стал обладателем сберегательной книжки под номером 1.
Сбербанк России изначально взял курс на масштабную работу со всеми слоями населения страны: среди его вкладчиков были крестьяне, дворянство, купцы, военные, чиновники и даже духовенство.
Расцвет банковского дела в России пришелся на 1865 – 1895 гг. За этот период количество сберегательных касс на всей территории страны увеличилось с 47 до 3875, а число выданных сберегательных книжек превысило 2 миллиона штук.
1 июня 1895 года стало
поворотной датой в истории
российского банковского
Начало XX века ознаменовалось для России бурными и масштабными потрясениями: Первая мировая война, революция, Гражданская война. Однако ни одно из этих событий не смогло замедлить активного и устойчивого развития Сбербанка.
В кризисные для страны времена Сбербанк смог сохранить вложения своих вкладчиков, объявив их неприкосновенными. Но не обошлось и без негативных последствий – коммерческая тайна, фактически, была упразднена: правительство издало указ, обязывающий сберегательные кассы предоставлять государственным органам информацию о состоянии счета любого вкладчика.
Великая Отечественная война и первое послевоенное время считаются одними из тяжелейших периодов в истории России. Тем не менее, Сбербанк продолжал развиваться и содействовать обществу и в это время. Для привлечения средств он организовывал лотереи для населения и занимался размещением государственных займов.
Важнейшим видом деятельности
Сбербанка в 1941–1945 и последующие
годы является сотрудничество с государством
в сфере атомной и ядерной
промышленности. Помощь Сбербанка в
привлечении средств и
Несмотря на сложность первых послевоенных лет, начиная уже с 50-ых годов, Сбербанк продолжил свое стремительное и устойчивое развитие. За 30 лет количество сберегательных касс увеличилось вдвое (с 40 тысяч до 79 тысяч), количество клиентов банка возросло в 12 раз, а сумма их вкладов показала рекордные темпы роста, увеличившись в 100 раз.
Сбербанк активно
участвовал в восстановлении разрушенной
войной инфраструктуры страны – были
заново построены и отремонтированы
дороги и трассы федерального значения.
Сегодня Сбербанк, сохраняя традиции,
продолжает развивать программы
дорожного строительства в
В 1987 году в рамках перестроечных реформ сберегательные кассы были реорганизованы в Сберегательный Банк СССР – так знакомый нам финансовый институт получил известное на весь мир название. Уже в 1989 году начал работать первый банкомат Сбербанка и в том же году банк стал членом Всемирного института сберегательных банков.
1991 год ознаменовался
распадом СССР, но Сбербанк сохранил
свои функции и остался
В период с 1991 года по 2008 год Сбербанк России претерпел существенные изменения, пережил кризис и окончательно сформировался как современный и универсальный банк, открытый для работы со всеми группами клиентов, опора и поддержка Российской экономики.
В декабре 2009 года Группа «Сбербанк» приобретает контрольный пакет ОАО «БПС-Банк».
Сбербанк стал победителем в ряде номинаций ежегодного мероприятия «Российские лидеры в сфере корпоративного управления».
Идет активное развитие благотворительной деятельности банка, выпущена «Социальная карта» Сбербанка.
Сбербанк стал генеральным
партнером Олимпийских игр «
В 2010 году продолжилось устойчивое развитие Сбербанка, был заключен ряд стратегически важных договоров, проведена аттестация и оценка работающего персонала, приняты дополнительные меры по улучшению качества обслуживания граждан, реализованы социально-значимые и экономические проекты.
Открыты представительства банка в крупнейших социальных сетях «ВКонтакте» и Facebook.
Заключен договор между Сбербанком и профсоюзом, где зафиксированы принципы социальной ответственности банка за своих сотрудников.
2. Роль и задачи Сбербанка
Роль и положение
Сбербанка в банковской системе
и экономике России сложно переоценить.
Давайте посмотрим на этот вопрос с точки
зрения сравнения с другими странами.
Например, на Украине есть Национальный
банк Украины, государственные банки (которые,
кстати, стали государственными после
кризиса), и коммерческие.
В России ситуация
тоже подобная – есть государственные
Центробанки, и коммерческие. Сбербанк
же более чем наполовину принадлежит государству,
поэтому можно утверждать, что он является
не столько коммерческой структурой, ориентированной
именно на получение прибыли, а банком,
первоначальная задача которого – не
просто получение прибыли, а помощь населению.
После
понимания этого становится понятной
роль Сбербанка в экономике России, а именно
– стабилизация текущей обстановки на
финансовом рынке. Роль Сбербанка в банковской
системе – предоставление выгодных и
доступных кредитов и депозитов для самых
разных слоев населения.
Если уж так посмотреть, то кредиты Сбербанка
нельзя назвать самыми выгодными и доступными
для населения. Но именно в этом и суть
– воспитать такую категорию плательщиков
по долгами, которые действительно были
бы плательщиками, а не злостными нарушителями
законодательства, за которыми гоняются
коллекторские агентства.
Стратегическая цель банка — выйти на качественно новый уровень
обслуживания
клиентов, сохранить позиции современного
первоклассного конкурентоспособного
крупнейшего банка Восточной
Европы. Это предполагает создание системы,
устойчивой к возможным экономическим
потрясениям в России и за рубежом, путем
оптимального распределения пропорций
между тремя основными направлениями
деятельности — работой с физическими
лицами, юридическими лицами и государством.
Для достижения этой цели необходимо решить
следующие задачи:
- внедрить новую идеологию работы с клиентом,
основанную на сочетании стандартных
технологий с индивидуальным подходом
к каждому клиенту;
- обеспечить внедрение эффективных методов
работы с клиентами и повышение качества
их обслуживания;
- сохранить лидирующую роль на розничном
рынке страны;
- усилить
работу с корпоративными клиентами;
- обеспечить максимальную помощь государству
в реализации государственных инвестиционных
программ и программ поддержки отечественного
экспорта;
- повысить удельный вес непроцентных
доходов в структуре общих доходов банка
за счет развития услуг, предоставляемых
клиентам.
- обеспечить
долю комиссионных доходов в чистом операционном
доходе не менее 15%;
- достигнуть роста капитала, позволяющего
расширить инвестиции банка в экономику
России;
- обеспечить отношение прибыли к капиталу
не менее 20%;
- создать гибкую, адекватную быстроменяющейся
обстановке систему управления банком,
основанную на экономических рычагах
управления и оптимальной системе распределения
полномочий.
- повысить управляемость банком путем
расширения самостоятельности территориальных
банков и совершенствования технологии
принятия решений.
- оптимизировать филиальную сеть банка
с учетом как экономических, так и социальных
факторов.
3. Основные направления деятельности, функции и операции Сбербанка
Сбербанк России — универсальный коммерческий банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре качественных банковских услуг на всей территории России. Действуя в интересах вкладчиков, клиентов и акционеров, Банк стремится эффективно инвестировать привлеченные средства частных и корпоративных клиентов в реальный сектор экономики, кредитует граждан, способствует устойчивому функционированию российской банковской системы и сбережению вкладов населения.
Основные направления деятельности Банка:
Сберегательный
банк России создан с целью привлечения
временно свободных денежных средств
населения и предприятий, и их
эффективного размещения на условиях
возвратности, платности, срочности, в
интересах вкладчиков банка и
в интересах развития народного
хозяйства. По форме организации
Сберегательный банк России представляет
собой акционерное кредитное
учреждение, осуществляющее деятельность
на основе Устава (приказ Центробанка
от 21.03.91 г). Уставной капитал Сбербанка
на текущий момент составляет -700, 1 млр.
рублей. Акционерами банка являются
более 245 тыс. юридических и физических
лиц. Крупнейшим акционером -Центральный
банк РФ, который владеет контрольным
пакетом акций (54, 6%). Структура акционеров
Сбербанка на сегодня характеризуется
следующими данными :
-60% банковский сектор (включая Центробанк)
-18% инвестиционные компании.
-11% юридические лица
-11% физические лица.
Деятельность
Сбербанка регулируется и контролируется
Собранием акционеров, а в промежутках
между собраниями - Советом банка. Исполнительным
органом банка является Совет директоров,
состоящий из Президента, 15- ти членов
совета директоров и 4-х вице-президентов.
Основным структурным
элементом системы Сбербанка России выступают
отделения. Они могут иметь операционные
отделы, филиалы, агентства. Возглавляются
территориальные банки Сбербанка России
Председателями, назначенными президентом,
а отделения банков - Управляющими, назначенными
председателями. Все учреждения системы
Сбербанка осуществляют свою деятельность
в соответствии с положением о соответствующих
подразделениях. К основным функциям Сбербанка
относятся:
-мобилизация Временно свободных денежных
средств населения и предприятий ;
-размещение привлеченных средств в экономику
и в операции с ценными бумагами ;
-кредитно- расчетное обслуживание предприятий
и организаций ;
-кредитование потребительских нужд населения
;
-осуществление денежных расчетов и платежей
в хозяйстве и с населением;
-выпуск, покупка, продажа и хранение векселей,
чеков, сертификатов и других ценных бумаг;
-консультирование и предоставление экономической
и финансовой информации ;
-оказание коммерческих услуг(факторинг,
лизинг) ;
-совершение валютных операций и международных
расчетов ;
-учредительная функция.
Сбербанк России выполняет
активные и пассивные операции. Пассивные
операции отражают привлечение средств
предприятий и населения, а активные -
использование этих средств на кредитной
основе.
К пассивным операциям
банка относятся операции: по приему и
хранению вкладов населения и предприятий,
выполнению расчетов граждан и предприятий
по их финансовым обязательствам различного
рода (платежи в бюджет, в пользу торговых,
коммунальных, транспортных, общественных
и иных организаций и учреждений ) ; продажа
и покупка государственных и иных ценных
бумаг.
Активные операции
Сберегательного банка связаны с предоставлением
кредитов банкам, организациям и населению
в пределах имеющегося в его распоряжении
ресурсов. Также к активным операциям
относятся все виды операций с ценными
бумагами.
Наряду с перечисленными
операциями Сберегательный банк РФ выполняет
следующие услуги: представляет интересы
предприятий, организаций, финансовых
и хозяйственных органов; осуществляет
расчеты по поручениям клиентов и банков
-корреспондентов их кассовое обслуживание,
а также услуги по инкассации; ведет счета
клиентов и банков корреспондентов; проводит
операции по обмену валюты, валютные аукционы
и другие валютные операции по лицензии
Центрального банка России, оказывает
брокерские, консультативные и другие
виды услуг.
4. Организационная струкрура Сбербанка
Сбербанк России является юридическим лицом и со своими филиалами (территориальные банки и отделения) и их внутренними структурными подразделениями составляет единую систему Сбербанка России.
Филиальная сеть Сбербанка России расположена на всей территории страны. По состоянию на 24 января 2009г. сеть Сбербанка России состояла из 17 территориальных банков, 1511 отделений, 20250 внутренних структурных подразделений.
Филиалы Сбербанка России не наделены правами юридических лиц и действуют на основании Положений, утверждаемых Правлением Сбербанка России, имеют баланс, который входит в баланс Сбербанка России, имеют символику Сбербанка России.
Отделения Сбербанка России |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|