Особенности рынка труда в России (УР), его регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 22:53, курсовая работа

Краткое описание

Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.
Считалось, что поступательное развитие советской экономики дает неограниченные возможности для полной занятости в общественном производстве, и задача состоит лишь в том, чтобы вовлечь в него все трудоспособное население по принципу.

Оглавление

Введение 3
1. Характеристика экономики Удмуртской Республики 6
1.1 Показатели социально-экономического развития 6
1.2 Характеристика трудовых ресурсов 12
2. Теоретические основы рынка труда 15
2.1 Определение рынка труда 15
2.2 Типология и структура рынка труда 18
2.3 Особенности рынка труда 23
2.4 Регулирование рынка труда 230
2.5 Особенности российского рынка труда 34
3. Анализ рынка труда в Удмуртской Республике 37
3.1 Анализ занятости населения 37
3.2 Виды безработицы, анализ ее уровня 39
3.3 Управление занятостью населения 43
Заключение 48
Список литературы 50
Приложение 51

Файлы: 1 файл

Особенности рынка труда в УР, его регулирование.docx

— 214.51 Кб (Скачать)

- развитие территориальной трудовой  мобильности населения Удмуртской  Республики.

Общий объем финансирования Программы  – 293 020 тыс. рублей, в том числе: субсидия федерального бюджета – 274 215 тыс. рублей; средства бюджета Удмуртской Республики – 18 805 тыс. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:

- опережающее профессиональное  обучение 2322 работников, находящихся  под угрозой увольнения, и работников  организаций производственной сферы,  осуществляющих реструктуризацию  и модернизацию производства  в соответствии с инвестиционными  проектами, с последующей стажировкой  152 человек; 

- опережающее профессиональное обучение 42 женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с целью их вывода с вредного производства;

- профессиональная подготовка, переподготовка  и повышение квалификации 203 женщин, находящихся в отпуске по уходу  за ребенком до трех лет,  планирующих возвращение к трудовой  деятельности;

- профессиональная переподготовка 95 врачей в соответствии с программами  модернизации здравоохранения субъектов  Российской Федерации на 2011-2012 годы;

- создание 2430 временных рабочих  мест в рамках организации  общественных работ, временного  трудоустройства работников системообразующих  и градообразующих предприятий,  находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном  порядке безработными граждан  и граждан, ищущих работу, проживающих  в монопрофильных населенных  пунктах с напряженной ситуацией  на рынке труда;

- прохождение стажировки 897 выпускников  образовательных учреждений в  целях приобретения ими опыта  работы с привлечением 292 наставников;

- содействие трудоустройству 396 незанятым инвалидам, родителям,  воспитывающих детей-инвалидов,  многодетным родителям;

- содействие развитию самозанятости  1438 безработным гражданам;

- создание безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных  рабочих мест для трудоустройства  1350 безработных граждан;

- оказание адресной поддержки  30 гражданам, обратившимся в органы  службы занятости в целях поиска  работы, включая организацию их  переезда в другую местность  для замещения рабочих мест.

 

Осуществляется организация временного трудоустройства работников, находящихся  под угрозой увольнения. В настоящее  время заключено 44 договора на 3630 человек. Организация общественных работ  для признанных в установленном  порядке безработных граждан  и граждан, ищущих работу. Заключено 59 договоров с предприятиями и организациями на 727 человек.

В 2011 году было проведено 212 выездов Мобильных центров занятости населения. Благодаря работе Мобильных центров государственные услуги в сфере занятости населения получили 4570 граждан и 393 работодателя. С появлением Мобильных центров в отдалённых сельских районах республики у граждан появилась возможность получить полный спектр государственных услуг по подбору подходящей работы. Специалисты, участвующие в работе Мобильных центров, помогают подобрать вариант подходящей работы, информируют о ситуации на рынке труда, о направлениях Ведомственной целевой программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Удмуртской Республики. Выезды специалистов осуществляются также на предприятия городов и районов республики для заключения договоров по специальным программам занятости, в школы, где проводятся профориентационные мероприятия, решаются вопросы по организации общественных работ и опережающего обучения. Все выезды Мобильных центров занятости населения проходят по запланированному графику.

 

Таким образом, региональная политика содействия занятости ориентирована  в основном на поддержку малого предпринимательства, самозанятости, временной занятости, занятости низкоконкурентных групп населения. Однако основой для улучшения ситуации с занятостью в регионе (во всяком случае, на данном этапе) является создание и сохранение рабочих мест па крупных и средних предприятиях материального производства.

Один из главных путей взаимодействия региональных властей с этими  предприятиями – формирование профессионально-квалификационной структуры рабочей силы, соответствующей потребностям экономики, через соответствующее регулирование системы профессионального образования. В этом заинтересованы обе стороны. В настоящее время это, пожалуй, наиболее актуальная задача в сфере занятости. Поскольку этот процесс требует значительного времени, здесь очень важны научно обоснованные прогнозы. Для того, чтобы мониторинг и прогнозирование социально-трудовой сферы региона выполняли серьезные функции, должна быть разработана адекватная система показателей. Роль текущих показателей состоит в том, чтобы отслеживать текущую ситуацию и сравнивать фактическое положение в динамике с сопоставимыми объектами, а также с заранее заданными стандартами, отражающими объективные задачи и цели. Мониторинг, не опирающийся на такие стандарты, является неполным.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В ходе выполнения курсовой работы были рассмотрены особенности рынка труда, его регулирование сначала в теоретической части, а затем на примере Удмуртской Республики.

В результате можно сделать следующие  выводы.

1. В рыночной экономике существует специфический «рынок труда». Он является составной частью структуры рыночных отношений и функционирует наряду с рынками денег, капитала, благ. Рынок труда – это совокупность социально-трудовых отношений между покупателями и продавцами по поводу условий найма и использования рабочей силы. Центральным отношением, выражающим сущность данной совокупности, выступает отношение по поводу обмена функционирующей рабочей силы на жизненные средства, т.е. на реальную заработную плату (номинальную зарплату с учетом цен на товары, представленные в жизненных средствах).

Реализация этого отношения  происходит на основе действия механизмов спроса-предложения товаров рабочей силы и жизненных средств. В этом процессе участвует государство. Оно устанавливает минимальную заработную плату и продолжительность рабочего дня, величину пособий по безработице и некоторые другие параметры. Механизм реализации социально-трудовых отношений в целом выступает как государственно-рыночный. В результате достигается определенный баланс интересов трудящихся, работодателей и государства.

2. Основные особенности рынка труда в России: значительный потребитель рабочей силы в современных условиях – частный сектор экономики; широкое распространение получила вторичная занятость; промышленные предприятия сталкиваются с трудностями на пути поиска оптимальной численности и подбора работников необходимых специальностей и квалификации; появление мигрантов на рынке труда; неэффективное использование трудового потенциала общества; дифференциация занятости по территориальному принципу; расширение теневой занятости в экономике; высокий уровень монополизации рынка труда.

3. В ходе анализа рынка труда  Удмуртии были выявлены следующие  тенденции:

- В настоящий момент в Удмуртской Республике ситуация на рынке труда стабильна. Напряженность на рынке труда республики снизилась более чем в три раза. Наилучшая ситуация – в Ижевске. Здесь на одну заявленную вакансию претендует менее одного официального безработного. Более 60 тысяч жителей республики при содействии службы занятости в прошлом году были устроены на работу или занялись предпринимательской деятельностью.

Этих достаточно весомых результатов  удалось добиться благодаря государственной  поддержке, которая была реализована  в течение двух лет в рамках Ведомственной целевой программы  дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке  труда УР. Программа продолжена и в 2012 году. В рамках программы осуществляются:

- стимулирование сохранения и создания рабочих мест;

- разработка посткризисных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Удмуртской Республики, в том числе поддержание занятости населения монопрофильных населенных пунктов с напряженной ситуацией на рынке труда;

- содействие трудоустройству незанятых  инвалидов, родителей, воспитывающих  детей-инвалидов, многодетных родителей;

- содействие трудоустройству выпускников образовательных учреждений;

-    содействие самозанятости безработных граждан;

- развитие территориальной трудовой  мобильности населения Удмуртской  Республики.

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости  населения в Российской Федерации».

2. Постановление Правительства Российской  Федерации от 14 декабря 2009 года  № 1011 «О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального  бюджета бюджетам субъектов Российской  Федерации на реализацию дополнительных  мероприятий, направленных на  снижение напряженности на рынке  труда субъектов Российской Федерации».

3. Ашмаров И.А. Рынок труда и его особенности в переходной экономике //. 2009. Т. 9.

4. Баскин А.С. Стратегия развития республики: взгляд с позиций концепции рефлексивности // Вестник Удмуртского университета. 2010. № 2-1.

5. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. - М.: «Экономист», 2004 г.

6. Кибанов А.Я. Экономика и социология труда: Учебное пособие. – М.: ИНФПА-М, 2007.

7. Кочетков А.А. Основы экономической теории: Учебник. – М.: Дашков и К, 2005.

8. Нижегородцев Р. Рынок труда: иллюзии равновесия и проблемы переходной экономики // Проблемы теории и практики управления, №4, 2004г.

9. Чепурин М.Н. Курс экономической теории: Учебное пособие. – Киров: АСА , 2008.

10. Экономическая теория: Макроэкономика: Учебно-методический комплекс. – М.: 2008.

11. http://www.gks.ru/

12. http://www.izh.ru/

13. http://udmstat.gks.ru/

14. http://udmurt.regiontrud.ru

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Состав  граждан, обратившихся за содействием  в поиске подходящей работы

 

Обратилось за содействием в поиске подходящей работы

Нашли работу (доходное занятие)

 

Всего, чел.

из них женщины

Всего, чел.

из них женщины

Численность граждан, обратившихся за содействием  в поиске подходящей работы

Численность граждан, обратившихся за содействием  в поиске подходящей работы

40762

19734

28719

13413

из них:

       

граждане Российской Федерации

40749

19731

28711

13411

иностранные граждане и лица без гражданства

13

3

8

2

по категориям занятости:

       

незанятые граждане

32950

16041

22172

10375

занятые граждане

7812

3693

6547

3038

по профессионально-квалификационному  составу:

       

работавшие(ющие) по профессии рабочего

21721

9119

14774

5946

работавшие(ющие) на должности специалиста  или служащего

8555

5469

6210

3880

ранее не работавшие, ищущие работу впервые

10486

5146

7735

3587

по отдельным категориям граждан:

       

граждане, в возрасте 14-29 лет

20766

10667

14598

7169

из них: в возрасте 14-17 лет

7058

3302

5826

2683

в возрасте 18-20 лет из числа выпускников  учреждений начального и среднег  профессионального образования, ищущие работу впервые

255

130

147

67

учащиеся, желающие работать в свободное  от учебы время

6993

3286

5875

2725

граждане предпенсионного возраста (за два года до наступления пенсионного  возраста)

1579

903

913

499

уволенные с военной службы

579

4

372

3

освобожденные из учреждений, исполняющих  наказание в виде лишения свободы

331

58

143

22

относящиеся к категории инвалидов

1125

415

620

219

относящиеся к категории пенсионеров

788

533

400

259

относящиеся к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения  родителей

269

129

145

67

беженцы и вынужденные переселенцы

3

2

2

1

подвергшиеся воздействию радиации вследстие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф

15

0

4

0

уволенные в связи с ликвидацией  организации, либо сокращением численности  или штата работников организации

2221

1321

1136

707

прекратившие индивидуальную предпринимательскую  деятельность

217

137

1136

707

стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва

5734

2765

4022

1751

отчисленные за виновные действия из числа  направленных органами службы занятости  на профессиональное обучение

5

4

2

2

обратившиеся после окончания  сезонных работ

2

1

1

0



Информация о работе Особенности рынка труда в России (УР), его регулирование