Особенности рынка труда в России (УР), его регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 22:53, курсовая работа

Краткое описание

Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.
Считалось, что поступательное развитие советской экономики дает неограниченные возможности для полной занятости в общественном производстве, и задача состоит лишь в том, чтобы вовлечь в него все трудоспособное население по принципу.

Оглавление

Введение 3
1. Характеристика экономики Удмуртской Республики 6
1.1 Показатели социально-экономического развития 6
1.2 Характеристика трудовых ресурсов 12
2. Теоретические основы рынка труда 15
2.1 Определение рынка труда 15
2.2 Типология и структура рынка труда 18
2.3 Особенности рынка труда 23
2.4 Регулирование рынка труда 230
2.5 Особенности российского рынка труда 34
3. Анализ рынка труда в Удмуртской Республике 37
3.1 Анализ занятости населения 37
3.2 Виды безработицы, анализ ее уровня 39
3.3 Управление занятостью населения 43
Заключение 48
Список литературы 50
Приложение 51

Файлы: 1 файл

Особенности рынка труда в УР, его регулирование.docx

— 214.51 Кб (Скачать)

Рабочая сила представляет собой товар особого  рода, производственные созидательные  качества которого целиком определяют эффективность конкурентной экономики, ее возможности создания высокосортных  товаров и комфортных услуг, масштабы и темпы научно-технических и  организационных преобразований. Поэтому  подготовка и выпуск на рынок труда  образованной и творчески активной рабочей силы, обеспечение ее квалификационной и территориальной мобильности  является одной из первооснов жизнедеятельности  народного хозяйства. И чем выше общий уровень развития экономики, чем более сложные задачи ей приходится решать, тем значительнее потребность  в рабочей силе высшей квалификации. Подобной рабочей силе в развитых странах мира в эпоху НТР абсолютное большинство работодателей и  государственные органы стремятся  создать наилучшие производственные и жизненные условия, гарантируя по возможности и социальную защищенность на рынке труда.

Рабочая сила – товар особого рода еще  и потому, что она сама в первую очередь является, как правило, наиболее заинтересованной стороной в развитии своих созидательных возможностей, реализуемых в народном хозяйстве  и выражающих индивидуальные, особенно творческие, способности личности.

Преобладающая общность интересов «товара» рабочей  силы и ее потребителей – экономики  и государства – является важнейшей  социально – экономической чертой рыночной экономики, создающей прочную  гуманистическую основу развития народного  хозяйства и всего общества. Несомненно, что организованный, во многом управляемый  государством и поддерживаемый предприятиями  товарной экономики, постоянно совершенствуемый по мере развития народного хозяйства  рынок рабочей силы является одним из ключевых, жизненно важных звеньев социально – экономической системы любой страны.

Конечной  целью рынка труда является, во-первых, удовлетворение профессионально –  трудовых и жизненных интересов  экономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечение  народного хозяйства нужными  ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности  в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п.

Одной из принципиальных особенностей современного западного рынка труда является значительная распространенность предпринимательской  деятельности. Примерно каждый десятый  работающий в США, Франции, Великобритании, каждый седьмой в Японии, каждый пятый в Италии является предпринимателем. Почти 2/3 из них возглавляют средние  и мелкие предприятия, а каждый четвертый  ведет дело, в котором занято 20 и менее человек.

Труд  в условиях частной собственности, когда она является не враждебным и противостоящим человеку понятием, а полным или частичным личным достоянием, формирует особо важные качества рабочей силы, которые высоко ценятся на рынке труда и быстрее  всего закрепляются в людях, облаченных ответственностью предпринимателя. Личное владение утверждает в человеке сознание и чувство ответственности за принадлежащую ему частицу национального  богатства, развивает в нем социальный инстинкт сбережения материальных и  духовных ценностей, желание их развивать  и укреплять. Около 80 % занятых в  западных странах в той или  иной форме выступают владельцами  или совладельцами семейного  дела, мелких, средних и крупных  предприятий, обладателями акций фирм и корпораций.

Общий уровень  квалификации трудовых ресурсов сегодня  таков, что предпринимательством успешно  занимаются представители практически  всех профессий, причем рабочие в  данном отношении держат пальму первенства.

Реальные  основания для участия в развитии производства, независимо от профессионального  статуса, имеют, прежде всего, получившие современное среднее специальное, высшее и научное образование, которое  во всех своих звеньях обычно в  первую очередь направлено на выявление  и развитие творческих способностей учащихся. Указанное образование, не считая подавляющего большинства специалистов с высшим и средним специальным  образованием и административно  – управленческого персонала.

Чрезвычайно благоприятно на рынке труда сказывается  развитие другого важного процесса – увеличение предприятий с коллективной формой собственности. Практика показывает, что предприятия с коллективной формой собственности имеют выше среднеотраслевых показатели качества продукции и производительности труда. Рабочие и служащие с большим  воодушевлением участвуют в совершенствовании  производства и, вместе с тем, в случае необходимости, легче соглашаются  на компромиссы в области зарплаты и временного увеличения длительности рабочей недели. Подобные производственные коллективы успешнее участвуют в  конкурентной борьбе и устойчивее в  периоды конъюнктурных рыночных колебаний. Внимательнее и гуманнее решаются проблемы переквалификации, повышения профессионального уровня, сокращения штатов. С целью социальной защиты рабочих и служащих создаются  дополнительные цеха, конкурентоспособные  дочерние предприятия.

Для современного интеллектуального рынка труда  не характерно авантюрно-эксплуатационное, минутно-потребительское отношение к человеку, его возможностям, как совершенно не оправдавшее себя на практике. В масштабе экономики господствует многократно проверенный международной практикой, поощряемый во всех странах передовыми процветающими корпорациями принцип: «прежде чем с человека спрашивать, ему многое нужно дать». И потому современный рынок труда имеет мощную корневую систему. Он опирается на гигантские организационные структуры, охватывающие не только экономику, но и многочисленные государственные, общественные и частные институты, включая национальную систему образования, в том числе принадлежащую фирмам, учреждения культуры, здравоохранения, различные некоммерческие социальные организации, институт семьи.

 

Еще совсем недавно рабочая сила в нашей  стране не рассматривалась в качестве товара. Несомненно, однако, что в  реальной жизни, не очень сопряженной  с политэкономическими представлениями, миллионы людей вступали и вступают в отношения найма. Но, несомненно, и то, что существовавший (да во многом существующий и поныне) рынок труда  был в нашей стране своего рода квазирынком, порождением административной экономики, отягощенным многочисленными  диспропорциями.

Главное, что отличает наш рынок труда  от реального – это наличие административных, правовых и экономических ограничений, все еще препятствующих свободной продаже рабочей силы на наиболее выгодных условиях для большинства работников. Это и наличие регистрации, формально заменившей прописку, и отсутствие реального рынка жилья при его огромном дефиците, и неразвитость механизмов государственного регулирования и социальной поддержки в сфере занятости. Существует также неудовлетворенный спрос на отдельные категории специалистов при растущей безработице в большинстве профессиональных категорий рабочей силы.

 Несмотря  на все эти трудности, можно  надеяться, что с нынешним квазирынком  достаточно скоро будет покончено.  Все это, однако, может быть  реализовано только при создании  подлинно конкурентной среды  на основе приватизации, при отмене  регистрации, препятствующей свободному  передвижению рабочей силы, при  создании рынка жилья и действенной  системы содействия найму.

Переход России к рыночной экономике  вызвал превращение рабочей силы в товар и привел к формированию специфического рынка – рынка труда. Характерным признаком регулируемого рынка труда является развитая инфраструктура, которая позволяет использовать различные организационные формы и методы, создающие условия для его развития.

 

 

    1.    Регулирование рынка труда

 

 

Современный рынок труда испытывает на себе ощутимое государственное воздействие. Законодательная  деятельность государства охватывает всю гамму трудовых отношений. Оно  не  только предъявляет спрос  на рабочую силу в государственном  секторе экономики, но и регулирует его в частном секторе, определяя  основные параметры найма в масштабах  национальной экономики. Большое влияние  на рынок труда оказывают государственные  социальные программы (помощь малоимущим, пособия по безработице, различные  социальные выплаты, пенсионное обеспечение  и прочие.) Эти программы содействуют  определенной стабилизации социально-экономического положения трудящихся в зонах  повышенного рыночного риска, смягчают болезненные рывки рыночного  механизма. В результате появляется особый элемент цены труда, напрямую не связанный с функционированием рынка труда и образующийся на внерыночных принципах.

 

Значительна и посредническо-вспомогательная роль государства на рынке труда. Оно частично берет на себя функцию поиска и предоставления рабочих мест, а также создания общенациональной сети по трудоустройству. Государственные системы обучения и переобучения рабочей силы содействуют максимально быстрой адаптации последствий и меняющихся требований рынка.

 

 

 

Основные функции государственного регулирования рынка труда можно  свести в таблицу (табл. 4).

Таблица 4

Основные функции государственного регулирования рынка труда

Название функции

Содержание функции

Адаптационная

 обеспечивает приспособляемость трудовых ресурсов ко всем изменениям, происходящим в экономической системе (через социальные пособия и льготы, минимальный размер оплаты труда, нормативно-правовую защищенность определенных категорий населения)


Стабилизационная

 обеспечивает устойчивость функционирования рынка труда через его инфраструктурное, нормативно-правовое и финансовое регулирование


Интеграционная

 обеспечивает социально-экономическую взаимосвязь между трудовыми ресурсами (населением) и институтами экономической системы (работодателями, посредниками)


Регулирующая

 стимулирует и регламентирует занятость в отраслях, наиболее значимых для экономики страны (через развитие и поддержку профессионального образования, а также ГУП и МУП)



 

На рис. 1 представлены направления регулирования рынка труда государством.

 

Рис. 1 Направления государственного регулирования рынка труда в России

 

Видное  место в регулировании рынка  труда занимает биржа труда. Биржа  труда – учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и  предпринимателями при совершении сделки купли - продажи рабочей силы и регистрацию безработных. Первые биржи труда были открыты в первой половине  XIX века. В России биржи труда возникли в начале ХХ века. Они создавались городскими управами в крупных промышленных центрах, таких как Москва, Петербург, Рига, Одесса. Наряду с биржами труда в России до 1917 года получили широкое распространение платные частные посреднические конторы. В настоящее время функции биржи труда выполняют в основном государственные биржи труда, так называемые бюро занятости, подчиненные министерством труда. В задачу государственного бюро занятости входит, во-первых, оказание посреднических услуг при трудоустройстве безработных лиц, желающих переменить работу, во-вторых, изучение спроса  и предложения рабочей силы, в-третьих, предоставление информации о требующихся профессиях, в- четвертых, профориентация молодежи. Деятельность бирж труда оказывает не очень большое влияние на рынок труда, направления выдаваемые биржами труда, не являются обязательными для предпринимателей. Многие предприниматели нанимают работников непосредственно через отделы кадров своих предприятий, что позволяет особенно квалифицированным работникам не пользоваться услугами бирж труда, а связываются напрямую с предприятиями. В середине 80-х годов в регулировании рынка труда произошли значительные изменения. Они связаны с практическим воплощением в жизнь теоретических концепций неоконсерватизма во многих развитых странах Запада. Теоретические взгляды неоконсерваторов исходят из того, что вследствие зарегулированности рынка труда он настолько потерял гибкость, что по существу перестал быть рынком. Ему присуще состояние хронического не равновесия, связанное с масштабным вмешательством регулирующих субъектов в его механизм.

В результате экономическая жизнь стала характеризоваться  слабым повышением эффективности производства, устойчивой и массовой безработицей. Ситуация обострилась еще и потому, что новые формы и ускорение  научно-технического прогресса, структурная  перестройка экономики, обострение конкуренции  на внутреннем и внешних рынках предъявили особые требования к совокупной рабочей силе, которая в новых условиях должна отличаться повышенной профессиональной, квалификационной и региональной, а также международной мобильностью. Такая мобильность, по мнению неоконсерваторов, немыслима в условиях «блокирования» рынка государством и профсоюзами. Выходом из положения является, как считают неоклассики, известное дерегулирование, фексибилилизация рынка труда, т.е. повышение его гибкости, приспособляемости к современным требованиям, что не может быть достигнуто без существенного усиления конкурентного механизма. Фексибилилизация рынка труда предполагает введение гораздо более гибкой, чем прежде системы оплаты труда, которая должна базироваться не на методе аналитической оценки рабочих мест, который применялся в 60-80-х годов, а на принцип индивидуальных ставок заработной платы. Возрастет роль единовременных выплат, причем последние часто увязываются не с текущим трудовым вкладом работника, а с его общей компетентностью, потенциально возможными способностями и дифференциацией трудовых функций, ростом квалификации. Используются и такие формы материального вознаграждения, как участие в прибыли предприятия. Возрастает роль работника в свободном выборе форм оплаты труда, социальных выплат, продолжительности рабочего времени и форм занятости. Получают распространение нестандартные виды занятости – надомничество, временная работа по индивидуальному контракту, частичная занятость. В рамках дерегулирования рынка труда все более отчетливо проявляются требования о пересмотре и частичном устранении законодательных положений, относящихся к регламентации этого рынка, равно как и об ослаблении системы социальных гарантий в целях восстановления на рынке конкурентных начал. Важнейшей формой регулирования рынка труда должно стать не трудовое законодательство, а индивидуальное трудовое соглашение.

 

2.5 Особенности российского  рынка труда

 

Современная ситуация в России характеризуется  значительными диспропорциями в  структуре занятости, ставок заработной платы на рынке труда и деформацией  мотивационного механизма трудовой деятельности. Выделяются особенности рынка труда в России.

1. Изменение распределения рабочей силы по секторам экономики. Значительным потребителем рабочей силы в современных условиях стал частный сектор экономики. Относительно широкое распространение получила вторичная занятость, возникло немало рабочих мест, не требующих особой квалификации. При этом промышленные предприятия сталкиваются с трудностями на пути поиска оптимальной численности и подбора работников необходимых специальностей и квалификации.

Информация о работе Особенности рынка труда в России (УР), его регулирование