Особенности функционирования рынка труда в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях.
В соответствии с указанной целью, основными задачами исследования являются:
- дать определение, рассмотреть основные черты рынка труда в России;
- сделать сравнительный анализ рынка труда России и других стран;
- раскрыть структуру и типологию рынка труда;
- проанализировать правовое регулирование рынка труда в России;
- выявить основные проблемы функционирования рынка труда в экономике современной России.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Понятие и характеристика рынка труда ..…………………………………….5
1.1 Сущность и структура рынка труда …………………………………………5
1.2 Особенности функционирования рынка труда ..……………………………9
2. Состояние рынка труда России ...……………………………………………16
2.1 Оценка численности и состава населения РФ …………………………….16
2.2 Анализ движения трудовых ресурсов РФ …………………………………24
3. Правовое регулирование и развитие рынка труда …………………………30
3.1 Правовое регулирование рынка труда в РФ ………………………………30
3.2 Перспективы развития рынка труда в РФ …………………………………32
Заключение ………………………………………………………………………36
Список использованной литературы ....………………………………………..38
Приложения ...…………………………………………………………………...40

Файлы: 1 файл

Экономика труда 2.docx

— 168.85 Кб (Скачать)

Условия трудовых отношений, возникающих в процессе производства, отражаются на всех сторонах жизни  конкретного человека и предполагают особый характер регулирования, вытекающий из приоритета человеческой личности. Анализ конституционных норм позволяет  сделать вывод о равной защите прав на трудовую (в рамках трудового  договора) и предпринимательскую  деятельность. Соответственно, трудовое законодательство должно предусматривать  равноправие, взаимный учет прав и интересов  сторон трудового договора. Однако, будучи в юридически равном положении  с работодателем, работник фактически является более слабой стороной трудовых отношений, во многом зависит от работодателя, что дает ему возможность навязывать работнику свою волю. Реально противостоять  этому работники могут, лишь объединившись в профсоюз. Однако и он сам по себе не может обеспечить принцип равноправия, поэтому решающую роль здесь играет государственное законодательное регулирование, содержащее механизмы защиты прав сторон трудового договора при реальном их исполнении.

Формирующееся в условиях экономической свободы и конкуренции  трудовое право РФ не может игнорировать опыт регулирования трудовых отношений  других стран, прежде всего с развитой рыночной экономикой. Такое изучение крайне полезно, т.к. сущность взаимоотношений  наемных работников и работодателей  в принципе везде одинакова. Освоение этого опыта позволит избежать повторения тех ошибок, которые допускались  ранее другими странами и разработать  специфические концепции защиты труда, пригодные в российских условиях.

Скорее всего, для Российской Федерации наиболее приемлемой будет  европейская модель трудового законодательства, отличающаяся гораздо большей степенью вмешательства государства в  трудовые отношения, поскольку слабость частных предпринимательских структур в правовом плане не позволяет  передать регулирование большинства  вопросов, связанных с трудовыми  отношениями, на уровень организации. Немаловажным является и психология самих работников, обращающих все  свои требования по привычке государству, считая, что именно им должны решаться все вопросы регулирования трудовых отношений.

Вместе с тем особенностью современной государственной политики Российской Федерации является децентрализация регулирования трудовых отношений. Государство, оставаясь фактически гарантом трудовых прав граждан, практически утратило функции всеобщего работодателя и всевластие в трудовых отношениях, что предполагает более тесное участие работодателей и профсоюзов в принятии социально-экономических решений и определении условий труда и передачу решения многих вопросов на уровень конкретных сторон. (Приложение 1)

С учетом изложенного, к основным принципам регулирования трудовых отношений можно отнести следующие:

- признание правового  равенства сторон трудовых отношений  и выработка механизма защиты  более слабой стороны – работника;

- учет интересов работников  и работодателей, государственная  защита их интересов;

- гуманистический характер  трудовых отношений, признание  приоритета личности перед интересами  производства;

- учет особенностей специфических  категорий трудящихся и характера  отдельных видов работ при  разработке механизма регулирования  трудовых отношений;

- установление действенных  мер ответственности за нарушение  трудового законодательства.

В заключение следует отметить, что само по себе наличие должным  образом подготовленного закона не достаточно, чтобы заметно повлиять на общественное сознание. Хороший  закон может просто не применяться, и не действовать эффективно (в  современных условиях массовые нарушения  прав работников связаны часто не с отсутствием законодательных актов, а с простым неисполнением закона). Условия реального исполнения законов о труде, их действенности требуют особого рассмотрения, однако в целом необходимо отметить, что гарантированные государством права работников должны защищаться, прежде всего, путем обеспечения для гражданина доступа к подлинному правосудию без многомесячных и унизительных ожиданий.

 

3.2 Перспективы рынка труда в России

 

Основываясь на принципе преемственности  стратегической цели, государственная  политика в области регулирования рынка труда будет направлена на создание правовых, экономических и институциональных условий для повышения эффективности занятости населения.

Основными задачами государственной  политики в области регулирования  рынка труда являются:

содействие в реализации прав граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду  и достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии;

обеспечение реализации прав граждан на защиту от безработицы;

обеспечение соблюдения прав в области охраны труда и его  оплаты, а также предотвращение нарушений  прав трудящихся, в том числе дискриминации  в сфере труда;

содействие обеспечению  работодателей рабочей силой  в необходимом количестве и требуемой  квалификации.

Решение задач по содействию занятости населения и обеспечению  экономики и социальной сферы  квалифицированными трудовыми ресурсами  предусматривается обеспечить путем  повышения эффективности функционирования рынка труда при соблюдении трудовых прав и гарантий для граждан Российской Федерации.

С этой целью предполагается проведение модернизации механизмов реализации государственной политики на рынке  труда и внедрение инновационных  методов государственного регулирования  в области содействия занятости  населения.

Приоритетными направлениями  государственной политики в области  регулирования рынка труда являются:

совершенствование законодательства Российской Федерации в области  содействия занятости населения;

совершенствование системы  мониторинга и прогнозирования  ситуации на рынке труда;

обеспечение сбалансированности профессионального образования  и спроса на рабочую силу;

развитие региональных рынков труда и повышение территориальной  мобильности рабочей силы;

развитие кадрового потенциала;

оптимизация привлечения  иностранной рабочей силы;

стимулирование экономической  активности населения;

повышение качества рабочих  мест.

Совершенствование законодательства Российской Федерации в области  содействия занятости населения  должно отвечать современным тенденциям в социально-трудовой сфере в  связи с углублением различий в содержании труда и формах его  организации в различных секторах экономики, обусловленных диверсификацией  производства, проведением структурных  реформ, а также созданием высокотехнологичных  производств и объектов инфраструктуры.

Расширение гибких форм организации  труда, способствующее спросу на рабочую  силу и сокращению неформального  сектора экономики, предусматривается  одновременно подкреплять мерами по обеспечению соблюдения законодательных  норм.

Совершенствование законодательства Российской Федерации в области  содействия занятости населения  будет осуществляться по следующим  приоритетным направлениям:

гармонизация законодательства Российской Федерации в области  содействия занятости населения  с международными нормами;

совершенствование законодательства Российской Федерации в целях  повышения гибкости российского  рынка труда, включая законодательное  регулирование возникающих новых  форм трудовых отношений;

совершенствование разграничения  полномочий в сфере регулирования  рынка труда между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов  Российской Федерации и органами местного самоуправления;

совершенствование механизма  реализации государственных гарантий по трудоустройству безработных  граждан, обладающих недостаточной  конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности при трудоустройстве, включая инвалидов и женщин, имеющих малолетних детей;

нормативно-правовое обеспечение  внедрения профессиональных стандартов;

реформирование системы  государственной социальной поддержки  безработных граждан с целью  стимулирования их к активному поиску работы.

С учетом прогнозов спроса и предложения рабочей силы на рынке труда предусматривается  осуществлять планирование мероприятий  по реализации государственной политики в области регулирования рынка  труда, включая мероприятия по повышению  территориальной мобильности трудовых ресурсов страны и привлечению иностранных  работников, уточнение стратегий  и планов развития профессионального  образования, разработку программ профессиональной ориентации населения. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе мы дали анализ как научно-теоретического, так и  практического аспекта деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда. Я  думаю, что из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть  в одной работу все стороны  этой проблемы. Однако, исходя из всего  вышесказанного, можно сделать некоторые  выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.

В первой главе мы дали целостное  представление о рынке труда  как динамичной системе, в основе которой выступают отношения  спроса и предложения труда, взаимосвязи  между занятостью и безработицей, факторы формирования и функционирования рабочей силы, ее конкурентоспособность  и мобильность.

Из второй главы курсовой работы можно сделать вывод, что  для эффективного решения задач  по обеспечению экономики трудовыми  ресурсами и содействию занятости  населения необходимо совершенствовать государственное управление в сфере  занятости населения, предусматривающее  более широкое участие субъектов  Российской Федерации в регулировании  рынка труда. В целях повышения  гибкости рынка труда заинтересованным органам исполнительной власти всех уровней необходимо способствовать дальнейшему развитию форм и методов  оказания услуг по содействию занятости  населения и обеспечению работодателей  рабочей силой, координации деятельности органов службы занятости и негосударственных  организаций, оказывающих услуги в  сфере занятости населения, а  также содействовать формированию единого информационного пространства и утверждению стандартов качества оказания услуг в области содействия занятости населения. Также повышение  гибкости рынка труда будет способствовать расширению возможностей реализации прав граждан на достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии. На предложение труда может действовать такие факторы, как падение уровня жизни в результате инфляции (при прочих равных условиях предложение труда растет); появление альтернативных источников дохода у определенной части населения (при прочих равных условиях предложение труда сокращается); естественные темпы прироста трудовых ресурсов; миграция населения; демографическая и социальная политика государства.

Как показал анализ, формирующийся  в России рынок труда имеет  сложную структуру. Происходит углубление его сегментации по ряду критериев: формам собственности, трудоемкости производства, особенностям технологии производства, квалификации занятых, уровню разделения и обобществления труда, исторически  сложившимся формам организации  и стимулирования труда, традициям  в мотивационном поведении трудящихся. Лучше понять структуру рынка, выявить  его устойчивую сегментацию и  соответственно выработать дифференцированные способы его регулирования позволит комплексный анализ действия факторов, обуславливающих сегментацию.

Чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала  реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни  общества.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации. Государственные символы России. Ст. 37, п. 1. Новосибирск: изд-во Сиб. унив., 2011. С.64.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации. М., 2012. С. 5, 32.
  3. Конвенция МОТ от 15 июня 1960 г. N 111 "О дискриминации в области труда и занятий" // Дискриминация вне закона. М.: Юристъ, 2012. С. 256 - 258.
  4. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2901)
  5. Белокрылова О. С, Михалкина Е. В. Экономика труда: Конспект лекций. — Ростов-на Дону: Феникс, 2012, С. 154;
  6. Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права. Т. 1. М., 2012.
  7. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред, П.В. Шеметова. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2010. - 312 с.
  8. Обзор занятости в России. Вып. 1 (2009—2011 гг.). — М.:ГЕИС, 2011, С.14;
  9. Основные показатели деятельности органов Государственной службы занятости РФ в январе—декабре 2011 года. Стат. сборник. — М.: Государственная служба занятости, 2012. С. 4—5;
  10. Рофе А, И., Жуков А. Л. Теоретические основы экономики социологии труда: Учебник. — М.: МИК, 2011, С. 254;
  11. Руденко Г. Г. и др. Рынок труда: учебник для вузов.- М., 2010
  12. Якубович В. Институты, социальные сети и рыночный обмен: подбор работников и рабочих мест в России /пер с англ. Р.А. Громова // Экономическая социология: новые подходы к институциональному и сетевому анализу. Под ред. В.В. Радаева. М.: РОССПЭН, 2012. С.210-251.
  13. Яппаров Д.А., Ишманова М.С. Теоретические основы управле-ния занятостью населения на региональном уровне. Препринт. - Екатерин-бург-Ижевск, 2011, ИЭ УрО РАН. - 3,1 п.л. (авт. 2,1 п.л.).
  14. Яппаров Д.А., Ишманова М.С. Оценка уровня занятости населе-ния на региональном рынке труда. Препринт. - Екатеринбург-Ижевск, 2012, ИЭ УрО РАН. - 2,6 п.л. (авт. 1,8 п.л.).
  15. Яппаров Д.А. Регулирование уровня занятости населения на ре-гиональном уровне // Проблемы региональной экономики.- Ижевск: Изд-во Института экономики и управления УдГУ, 2010. № 3-4. - 0,6 п.л. 

Информация о работе Особенности функционирования рынка труда в РФ