РФ на мировом рынке труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 09:52, курсовая работа

Краткое описание

Приходится констатировать, что в настоящее, переходное время ни в одном вопросе нашей внутренней политики нет таких принципиальных расхождений между существом проблемы и методами ее решения, между разумной теорией и конъюнктурной практикой, как в вопросе о государственном регулировании территориального развития. Это вполне естественно, поскольку дореформенная модель отношений государства и регионов себя изжила не менее, а по ряду позиций и более радикально, чем модель отношений экономических.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 1
Региональная политика: основные понятия, цели, задачи 2
Заключение 14
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 16

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИ1.docxРегион.docx

— 35.57 Кб (Скачать)

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 1

Региональная политика: основные понятия, цели, задачи 2

Заключение 14

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 16

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Все государства мира более  свободны от ответственности за дела и судьбу хозяйствующих субъектов, чем от обязательств перед территориальными сообществами. Все большее число  государств может позволить себе (хотя никогда не позволяет) полностью  отказаться от вмешательства в деятельность свободных субъектов рынка, ограничиваясь  косвенным регулированием через  систему налогов, экологических, антимонопольных  и прочих правовых ограничений, через  законы о труде и государственно разрешенную деятельность профсоюзов и других общественных организаций. Но ни одно государство в мире, как  бы не декларировало и не обеспечивало оно самостоятельность своих  территориальных единиц, не может  и, главное, не имеет права уйти от ответственности за территориальную  целостность страны, за недопущение  экологических, экономических, этнических и иных региональных кризисов, за развитие всех территорий государства как  среды жизнеобеспечения всего народа.

Все это - обычная норма  политики каждого государства в  относительно спокойной фазе его  существования. Но эта норма превращается в приоритетную функцию государства  в периоды коренной ломки прежних  и формирования новых общественных устоев¹.

Приходится констатировать, что в настоящее, переходное время  ни в одном вопросе нашей внутренней политики нет таких принципиальных расхождений между существом  проблемы и методами ее решения, между  разумной теорией и конъюнктурной  практикой, как в вопросе о  государственном регулировании  территориального развития. Это вполне естественно, поскольку дореформенная  модель отношений государства и  регионов себя изжила не менее, а по ряду позиций и более радикально, чем модель отношений экономических.

Нестабильность обстановки не оставляет места для реализации долгосрочной региональной стратегии  и понуждает государственную  власть к чрезвычайным действиям. Это, во многом вынужденная политика, но именно она, временно приглушая внутри- и межрегиональные проблемы, постоянно  их воспроизводит. Создается своеобразный "заколдованный круг", и выход  из него возможен только при сильной  политической воле к упорядочению государственного регулирования территориального развития. Результатом этого упорядочения, основанного на непротиворечивых представлениях о предмете, смысле и содержании государственного регулирования, должна стать система организационно-правовых механизмов, способных реально воздействовать на процессы территориального развития в интересах России, ее регионов и ее народа.

Указанные механизмы реализуются  в различных формах государственной  селективной поддержки субъектов  федерации и муниципальных образований¹.

Это - специально организуемые органами государственной власти действия политического, правового, социального, финансового, экономического или иного  характера.

Региональная политика: основные понятия, цели, задачи

Региональная политика –  система мер, направленных на регулирование  развития регионов ради достижения заданных целей. Важно учитывать, что региональная политика "субъективна" и динамична. Собственно региональная политика –  это политика, проводимая в отношении  регионов федеральными властями¹. Ее сутью  является частичное перераспределение  ресурсов между регионами в целях  сглаживания территориальных различий и на этой основе оптимизации территориальной  структуры общества.

Основными элементами региональной политики являются следующие.

Налоговая политика – определение  налоговых платежей и льгот, определяющих налоговую систему региона и  режим налогообложения предпринимательской  деятельности.

Бюджетная политика – механизм формирования и использования государственных  финансовых ресурсов и их перераспределения  между регионами.

Ценовая политика – государственное  регулирование цен и тарифов, способы и формы этого регулирования.

Инвестиционная политика – мера по поддержке инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, распределению бюджетных капиталовложений.

Структурная политика –  система мер по поддержке и  реструктуризации предприятий.

Институциональная политика – реорганизация отношений собственности, управление государственной собственностью в регионах, взаимодействие с негосударственным  сектором.

Социальная политика –  определение условий и требований к хозяйствующим субъектам ради достижения внеэкономических целей.

Выделяют такие уровни региональной политики:

Федеральный – определение  «объективных» критериев отношения  центра к регионам разного типа в  сочетании с системой «индивидуальных» мер, направленных на решение конкретных региональных проблем;

Региональный – выбор  модели поведения региональных властей: «либеральная» модель, предполагающая отказ от вмешательства власти в  хозяйственную деятельность, и "консервативная" модель, предполагающая сохранение в  той или иной форме государственного контроля.

Под региональной политикой  в Российской Федерации понимается система целей и задач органов  государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации¹. Под регионом понимается часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации.

Основными целями региональной политики в Российской Федерации  являются²:

- обеспечение экономических,  социальных, правовых и организационных  основ федерализма в Российской  Федерации, создание единого экономического  пространства;

- обеспечение единых минимальных  социальных стандартов и равной  социальной защиты, гарантирование  социальных прав граждан, установленных  Конституцией Российской Федерации,  независимо от экономических  возможностей регионов;

- выравнивание условий  социально-экономического развития  регионов;

- предотвращение загрязнения  окружающей среды, а также ликвидация  последствий ее загрязнения, комплексная  экологическая защита регионов;

приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;

- максимальное использование  природно-климатических особенностей  регионов;

- становление и обеспечение  гарантий местного самоуправления.

Региональная политика в  России определяется системой целей  и задач органов государственной  власти по управлению социально-экономическим  развитием внутриреспубликанских  регионов, а также механизмом их реализации.

Государственное регулирование  развития регионов осуществляется на различных уровнях управления - республиканском  и региональном. Оно включает, с  одной стороны, регулирование республиканскими органами развития областей, районов, городов; а с другой стороны - регулирование  местными органами власти развития соответствующих  регионов.

Переход экономики к рыночным отношениям меняет формы и методы взаимодействия территориальных органов  управления с республиканскими органами, а также с хозяйственными субъектами рыночной системы. Необходимо четкое разграничение  функций государственных республиканских  и местных органов управления, их прав и сфер деятельности при  обеспечении наиболее благоприятных  условий и возможностей для самоуправления регионов¹. Это обусловлено, прежде всего, децентрализацией процессов  управления, переносом ряда направлений  реформы на региональный уровень, особенно в малом предпринимательстве, социальной сфере, охране природы и использовании  природных ресурсов, а также усилением  ответственности региональной администрации  за ход экономической реформы.

Каждый регион имеет право  самостоятельно использовать свои ресурсы, созданный научно-технический и  социально-экономический потенциал  для ускорения территориального развития. Должна проводиться дифференцированная региональная политика в зависимости  от местных условий. Вместе с тем  необходимо обеспечение экономической  целостности экономики республики, единства экономической системы. Следует  учитывать при этом неодинаковые стартовые условия вхождения  в рынок различных регионов, ограниченные возможности самообеспечения и  самофинансирования¹.

Государство должно способствовать поддержанию экономической, социальной и политической стабильности в каждом регионе, обеспечению эффективного взаимодействия регионов, сочетанию  конкретных подходов к решению проблем в отдельных регионах и единства общих принципов функционирования рынка на всей территории. Основные параметры регионального развития задаются центром в виде законодательных и нормативных актов. Это касается порядка и механизма приватизации, ценообразования, налоговой политики и др. Центр должен вырабатывать единую научно-техническую политику, которая стала бы фактором стабилизации экономики в регионах; формировать интеллектуальный и кадровый потенциал, особенно это касается фундаментальной науки.

Основными направлениями  социально-экономического развития России на предстоящий период определена главная  цель региональной политики - рациональное использование социально-экономического и экологического потенциалов регионов объективных преимуществ территориального разделения труда для создания благоприятных  условий жизни населения во всех регионах страны. Для её достижения необходимо:

- максимально задействовать внутренний потенциал каждого региона;

- сократить неоправданный разрыв в уровнях социально-экономического развития регионов;

- удержать в социально безопасных рамках безработицу в крупных городах.

В ближайшей перспективе  важнейшими направлениями региональной политики являются:

- формирование региональных систем социальной и производственной инфраструктуры;

- обеспечение экологической безопасности проживания населения;

- социально-экономическая реабилитация территорий, пострадавших от чернобыльской катастрофы;

- формирование и развитие региональных рынков трудовых ресурсов, потребительских товаров и др.

Региональная политика должна быть направлена на создание в каждом регионе ресурсно-финансового потенциала, достаточного для решения основных задач социально-экономического развития: обеспечение комплексного развития региональных инфраструктурных систем, сокращение разрыва в уровне и  качестве жизни в городах различных  категорий.

В системе внутренней политики регионов особое место занимает социальная политика¹.

Социальная политика - особый аспект внутренней политики, целью  и содержанием которого является регулирование всего комплекса  социальных процессов и отношений, форм общения между людьми.

Социальные отношения  возникают и развиваются между  людьми в процессе их общения между  собой. Это общение приобретает  различные формы: а) между социальными  группами; б) между классами; в) между  нациями; г) внутри социальных групп, классов  и наций; д) между семьями и  внутри них.

Все виды политики государства  тесно связаны между собой. Особое значение для развития общества имеет  диалектическая взаимосвязь между  экономической и социальной политикой. Она находит свое конкретное появление  в следующих двух моментах: а) экономическая  политика имеет своим конечным итогом регулирования деятельности людей  по созданию материальных и духовных благ как важнейшего условия роста  народного благосостояния; б) социальная политика связана с воздействием на отношения между людьми по использованию  ими материальных и духовных благ, т.е. по использованию условий жизни  и всестороннего совершенствования  всех членов общества исходя из принципов  социальной справедливости. Таким образом, то, что для одной политики является итогом, то для другой - исходным пунктом.

В условиях рыночной экономики  социальная политика имеет целью  создание необходимых предпосылок  для удовлетворения населением страны его основных потребностей и обеспечение социального мира в обществе, консенсуса между его различными социальными группами, классами и нациями¹. Без эффективной реализации этой стратегической задачи невозможно нормальное функционирование рыночного хозяйства, предотвращение и сглаживание социальных конфликтов в обществе.

Для того чтобы социальная политика региона могла быть полностью  реализована, она должна разрабатываться  на основе учета требований следующих  основополагающих принципов: во-первых, на принцип экономической свободы  человека и признания права предпринимателей, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию, базирующейся на социальном партнерстве; во-вторых, на принцип доверия к регулирующей роли рынка (спрос и предложение, свободное ценообразование и  конкуренция определяют положение  на рынке); в-третьих, на принцип ответственности  государства за игру рыночных сил, за выработку и соблюдение правил игры, за создание соответствующих условий  для упорядочения течения экономической  и социальной жизни; в-четвертых, на принцип большей загрузки наиболее трудоспособных, чтобы помочь менее  трудоспособным; в-пятых, на принцип  участия работников в управлении производством, общественной и государственной  жизнью¹.

Информация о работе РФ на мировом рынке труда