Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 09:52, курсовая работа
Приходится констатировать, что в настоящее, переходное время ни в одном вопросе нашей внутренней политики нет таких принципиальных расхождений между существом проблемы и методами ее решения, между разумной теорией и конъюнктурной практикой, как в вопросе о государственном регулировании территориального развития. Это вполне естественно, поскольку дореформенная модель отношений государства и регионов себя изжила не менее, а по ряду позиций и более радикально, чем модель отношений экономических.
ВВЕДЕНИЕ 1
Региональная политика: основные понятия, цели, задачи 2
Заключение 14
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 16
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 1
Региональная политика: основные понятия, цели, задачи 2
Заключение 14
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 16
Все государства мира более свободны от ответственности за дела и судьбу хозяйствующих субъектов, чем от обязательств перед территориальными сообществами. Все большее число государств может позволить себе (хотя никогда не позволяет) полностью отказаться от вмешательства в деятельность свободных субъектов рынка, ограничиваясь косвенным регулированием через систему налогов, экологических, антимонопольных и прочих правовых ограничений, через законы о труде и государственно разрешенную деятельность профсоюзов и других общественных организаций. Но ни одно государство в мире, как бы не декларировало и не обеспечивало оно самостоятельность своих территориальных единиц, не может и, главное, не имеет права уйти от ответственности за территориальную целостность страны, за недопущение экологических, экономических, этнических и иных региональных кризисов, за развитие всех территорий государства как среды жизнеобеспечения всего народа.
Все это - обычная норма политики каждого государства в относительно спокойной фазе его существования. Но эта норма превращается в приоритетную функцию государства в периоды коренной ломки прежних и формирования новых общественных устоев¹.
Приходится констатировать,
что в настоящее, переходное время
ни в одном вопросе нашей
Нестабильность обстановки
не оставляет места для реализации
долгосрочной региональной стратегии
и понуждает государственную
власть к чрезвычайным действиям. Это,
во многом вынужденная политика, но
именно она, временно приглушая внутри-
и межрегиональные проблемы, постоянно
их воспроизводит. Создается своеобразный
"заколдованный круг", и выход
из него возможен только при сильной
политической воле к упорядочению государственного
регулирования территориального развития.
Результатом этого
Указанные механизмы реализуются
в различных формах государственной
селективной поддержки
Это - специально организуемые органами государственной власти действия политического, правового, социального, финансового, экономического или иного характера.
Региональная политика –
система мер, направленных на регулирование
развития регионов ради достижения заданных
целей. Важно учитывать, что региональная
политика "субъективна" и динамична.
Собственно региональная политика –
это политика, проводимая в отношении
регионов федеральными властями¹. Ее сутью
является частичное перераспределение
ресурсов между регионами в целях
сглаживания территориальных
Основными элементами региональной политики являются следующие.
Налоговая политика – определение
налоговых платежей и льгот, определяющих
налоговую систему региона и
режим налогообложения
Бюджетная политика – механизм
формирования и использования
Ценовая политика – государственное
регулирование цен и тарифов,
способы и формы этого
Инвестиционная политика
– мера по поддержке инвестиционной
активности хозяйствующих субъектов,
распределению бюджетных
Структурная политика – система мер по поддержке и реструктуризации предприятий.
Институциональная политика
– реорганизация отношений
Социальная политика –
определение условий и
Выделяют такие уровни региональной политики:
Федеральный – определение
«объективных» критериев
Региональный – выбор модели поведения региональных властей: «либеральная» модель, предполагающая отказ от вмешательства власти в хозяйственную деятельность, и "консервативная" модель, предполагающая сохранение в той или иной форме государственного контроля.
Под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации¹. Под регионом понимается часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации.
Основными целями региональной политики в Российской Федерации являются²:
- обеспечение экономических,
социальных, правовых и организационных
основ федерализма в
- обеспечение единых
- выравнивание условий
социально-экономического
- предотвращение загрязнения
окружающей среды, а также
приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;
- максимальное использование
природно-климатических
- становление и обеспечение
гарантий местного
Региональная политика в
России определяется системой целей
и задач органов
Государственное регулирование развития регионов осуществляется на различных уровнях управления - республиканском и региональном. Оно включает, с одной стороны, регулирование республиканскими органами развития областей, районов, городов; а с другой стороны - регулирование местными органами власти развития соответствующих регионов.
Переход экономики к рыночным
отношениям меняет формы и методы
взаимодействия территориальных органов
управления с республиканскими органами,
а также с хозяйственными субъектами
рыночной системы. Необходимо четкое разграничение
функций государственных
Каждый регион имеет право
самостоятельно использовать свои ресурсы,
созданный научно-технический
Государство должно способствовать поддержанию экономической, социальной и политической стабильности в каждом регионе, обеспечению эффективного взаимодействия регионов, сочетанию конкретных подходов к решению проблем в отдельных регионах и единства общих принципов функционирования рынка на всей территории. Основные параметры регионального развития задаются центром в виде законодательных и нормативных актов. Это касается порядка и механизма приватизации, ценообразования, налоговой политики и др. Центр должен вырабатывать единую научно-техническую политику, которая стала бы фактором стабилизации экономики в регионах; формировать интеллектуальный и кадровый потенциал, особенно это касается фундаментальной науки.
Основными направлениями
социально-экономического развития России
на предстоящий период определена главная
цель региональной политики - рациональное
использование социально-
- максимально задействовать внутренний потенциал каждого региона;
- сократить неоправданный разрыв в уровнях социально-экономического развития регионов;
- удержать в социально безопасных рамках безработицу в крупных городах.
В ближайшей перспективе важнейшими направлениями региональной политики являются:
- формирование региональных систем социальной и производственной инфраструктуры;
- обеспечение экологической безопасности проживания населения;
- социально-экономическая реабилитация территорий, пострадавших от чернобыльской катастрофы;
- формирование и развитие региональных рынков трудовых ресурсов, потребительских товаров и др.
Региональная политика должна
быть направлена на создание в каждом
регионе ресурсно-финансового
В системе внутренней политики регионов особое место занимает социальная политика¹.
Социальная политика - особый аспект внутренней политики, целью и содержанием которого является регулирование всего комплекса социальных процессов и отношений, форм общения между людьми.
Социальные отношения возникают и развиваются между людьми в процессе их общения между собой. Это общение приобретает различные формы: а) между социальными группами; б) между классами; в) между нациями; г) внутри социальных групп, классов и наций; д) между семьями и внутри них.
Все виды политики государства
тесно связаны между собой. Особое
значение для развития общества имеет
диалектическая взаимосвязь между
экономической и социальной политикой.
Она находит свое конкретное появление
в следующих двух моментах: а) экономическая
политика имеет своим конечным итогом
регулирования деятельности людей
по созданию материальных и духовных
благ как важнейшего условия роста
народного благосостояния; б) социальная
политика связана с воздействием
на отношения между людьми по использованию
ими материальных и духовных благ,
т.е. по использованию условий жизни
и всестороннего
В условиях рыночной экономики социальная политика имеет целью создание необходимых предпосылок для удовлетворения населением страны его основных потребностей и обеспечение социального мира в обществе, консенсуса между его различными социальными группами, классами и нациями¹. Без эффективной реализации этой стратегической задачи невозможно нормальное функционирование рыночного хозяйства, предотвращение и сглаживание социальных конфликтов в обществе.
Для того чтобы социальная
политика региона могла быть полностью
реализована, она должна разрабатываться
на основе учета требований следующих
основополагающих принципов: во-первых,
на принцип экономической свободы
человека и признания права