РФ на мировом рынке труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 09:52, курсовая работа

Краткое описание

Приходится констатировать, что в настоящее, переходное время ни в одном вопросе нашей внутренней политики нет таких принципиальных расхождений между существом проблемы и методами ее решения, между разумной теорией и конъюнктурной практикой, как в вопросе о государственном регулировании территориального развития. Это вполне естественно, поскольку дореформенная модель отношений государства и регионов себя изжила не менее, а по ряду позиций и более радикально, чем модель отношений экономических.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 1
Региональная политика: основные понятия, цели, задачи 2
Заключение 14
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 16

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИ1.docxРегион.docx

— 35.57 Кб (Скачать)

Стратегия и тактика современной  социальной политики Российской Федерации  содержится в программе социальных реформ:

В ней выделены следующие  стратегические цели социальной политики:

- достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей;

- обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;

- гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;

- переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;

- нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста;

- существенное улучшение социальной инфраструктуры.

Необходимыми условиями  достижения указанных целей, являются:

- Восстановление роли доходов от трудовой деятельности как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула развития производства и повышения трудовой активности работников.

- Обеспечение справедливого распределения доходов, на основе использования новой системы налогового законодательства, введение эффективного контроля за реальными доходами, получаемыми населением.

- Стимулирование использования доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, доходов от собственности для инвестирования и кредитования социально-значимых программ, направленных на формирование базовых условий жизнедеятельности: улучшение жилищных условий, медицинское обслуживание, получение образования.

- Проведение взвешенной политики занятости, намечающей с одной стороны, недопущение массовой безработицы, а с другой, - не препятствовать высвобождению излишков рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики.

- Усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан на основе учета материального положения семей и заявительского принципа назначения пособий.

- Создание полноценных условий жизнедеятельности семьи, женщин, молодежи, улучшение условий жизнеобеспечения детей.

- Повышение роли социального страхования как важнейшего механизма защиты граждан при утрате заработка в случае безработицы, болезни, других социальных и профессиональных рисков.

- Стабильное финансирование отраслей социальной инфраструктуры и социальных программ, гарантирование всем гражданам доступность медицинской помощи, социального обслуживания, образования, культуры и спорта.

В соответствии с программой социальных реформ в России, намеченные цели социальной политики планируется  достигнуть в два этапа¹.

Главные задачи первого этапа: стабилизация уровня жизни населения, постепенное сокращение масштабов  бедности, уменьшение разрыва в уровне жизни между различными категориями  населения, недопущение массовой безработицы, усиление защиты трудовых и социальных прав граждан. Решению этих задач  должна способствовать реализация таких  мер как: ликвидация и недопущение  в дальнейшем задолженности по выплате  заработной платы, пенсий и пособий; упорядочение действующей системы  льгот и компенсаций, повышение  обоснованности их предоставления; формирование системы государственных минимальных  социальных стандартов; законодательное  закрепление порядка определения  и использования показателя величины прожиточного минимума, уточнение методики его расчета, исходя из реально складывающихся расходов на продовольственные и  непродовольственные товары, жилищно-коммунальные, транспортные, бытовые, медицинские  и другие услуги; предотвращения массовой безработицы в регионах с критической  ситуацией на рынке труда.

Второй этап должен протекать  в более благоприятных экономических  условиях. Имеются предпосылки, что  российская экономика начнет динамично  развиваться, в результате чего появятся: материальные и финансовые возможности для увеличения расходов на социальные нужды; предпосылки для реального роста денежных доходов населения, искоренения массовой бедности, обеспечения оптимального уровня занятости¹. На этом этапе намечается решить следующий комплекс задач: повысить минимальные государственные гарантий заработной платы и трудовых пенсий до уровня прожиточного минимума соответствующих групп населения, ввести новый стандарт оплаты труда - часовую тарифную ставку; на основе социального партнерства внедрить механизм тарифного регулирования заработной платы во внебюджетном секторе экономики, приблизить уровень оплаты труда работников бюджетной сферы к уровню заработной платы в производственных отраслях, пересмотрев в этих целях Единую тарифную сетку; изменить систему налогообложения индивидуальных денежных доходов населения в направлении, обеспечивающем более справедливое распределение доходов и уменьшение их дифференциации; начать реализацию комплексной программы создания и сохранения рабочих мест; создать полноценную систему защиты трудовых прав граждан на основе нового Трудового кодекса; приступить к широкомасштабной пенсионной реформе.

В социальной политике региона  выделяется несколько чрезвычайно  важных аспектов, по которым и осуществляется регулирование социальных процессов, происходящих в обществе.

К ним относятся:

- Политика в сфере доходов и личного потребления семей.

- Политика в сфере общественного благосостояния.

- Политика в сфере воспроизводства населения рабочей силы и занятости.

- Политика по поддержке «слабых групп» в обществе.

- Политика по развитию отраслей социальной инфраструктуры.

Политика в сфере доходов  и личного потребления семей  имеет своим объектом оплату труда  лиц, работающих по найму. Ее главной  целью является содействие стимулированию результатов трудовой деятельности, профессиональной и территориальной  мобильности населения, сокращение необоснованно высокой в настоящее  время дифференциации размеров оплаты труда, восстановление и поддержание  роли минимальной оплаты труда в  качестве законодательной гарантии защиты работников наемного труда¹.

Политика в сфере общественного  благосостояния предусматривает:

а) разработку и использование  как важного инструмента социальной политики минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума) и механизма  социальной защиты населения от инфляции; б) поддержку со стороны государства  нерыночного сектора национальной экономики, т.е. тех отраслей и видов  деятельности, которые в принципе не могут ориентироваться на коммерческие критерии.

Основное содержание политики в области труда и занятости  составляют мероприятия по созданию новых рабочих мест, обеспечению  функционирования служб и Фонда  содействия занятости, выплаты пособий  по безработице, организации оплаты общественных работ для временно незанятых, разработке программ создания, сохранения и развития рабочих мест.

Политика по поддержке  социально незащищенных групп населения  предусматривает постоянное совершенствование  пенсионной системы на основе: а) обеспечения  соответствия размера минимальной  пенсии величине прожиточного минимума пенсионера; б) периодической индексации пенсий с учетом роста потребительских  цен и динамики среднемесячной заработной платы в стране; в) использования  механизма осовременивания заработка  для начисления и пересчета пенсий, позволяющего более объективно учитывать  трудовой вклад каждого работника; г) содействие развитию негосударственных  пенсионных фондов.

Политика в отношении  отраслей социальной инфраструктуры представляет собой комплекс мероприятий, направленных на: создание возможностей для полноценной  государственной поддержки гуманитарной сферы; своевременное выделение  в полном объеме бюджетных ассигнований на всех уровнях хозяйственной системы  страны; приоритетное выделение средств  на реализацию федеральных целевых  программ образования, здравоохранения, системы социальной защиты населения  и культуры, укрепление их материально-технической  базы; расширение жилищного строительства; совершенствование коммунального  хозяйства¹.

Все перечисленные аспекты  социальной политики государства могут  быть воплощены в практической деятельности общества по регулированию происходящих в нем процессов, с помощью  особого механизма решения социальных проблем, важным структурным элементом  которого является стратегическое планирование.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Региональная политика - очень важная составляющая практически  любой политики как на федеральном, так и на субфедеральном и местном  уровнях. Хотя говорить о региональной политике только как о части какой-либо другой политики неверно. Региональная политика - самостоятельная и необходимая  часть политической и правовой основы общества и всего государства.

Будущее России во многом определяется именно проводимой сейчас в нашей  стране региональной политикой. Только при разумной, целостной и учитывающей  интересы государства, регионов и населения  региональной политике можно вообще говорить об этом будущем России как  единой и процветающей страны¹. К  сожалению, современная региональная политика Российской Федерации редко  отвечает хотя бы одному из этих критериев.

Поэтому назрела необходимость  проведения не только различных экономических  и социально-экономических реформ в нашей стране, но также и единой и комплексной ''региональной'' реформы. В перспективе эта реформа  должна быть направлена на сохранение единого как в социальном, экономическом  так и политическом аспектах государства, выравнивание уровней развития регионов, повышение уровня жизни населения, дальнейшее развитие региональных и  общегосударственной экономик, превращение  России в развитое правовое демократическое  федеративное государство.

Федеральный центр в России должен выступать не только как управляющий  и перераспределяющий финансовые ресурсы  орган Федерации, но скорее как координирующий отношения между регионами и  являющийся гарантом сохранения единого  экономико-социально-политико-правового  пространства. Регионы же не должны ограничиваться только своими сугубо региональными проблемами, но должны играть активную роль в политической и экономической жизни всего  государства, а роль Совета Федерации  как органа государственной власти должна быть повышена. Кроме того равноправие  субъектов Федерации из фактически фикции, закрепленной в Конституции РФ, должно стать реальностью, а разделение страны по фактическим правам на ''республики'', ''области'', ''округа'' - анахронизм, место которому в истории. Федеральный центр не должен бояться передать некоторые права и свои функции в ведение субъектов Федерации (например, вопросы владения, распоряжения и пользования землей).

Россия - особое государство. Нахождение ее на стыке Востока и  Запада, а также огромная территория не позволяют применить в полной мере опыт других стран. Поэтому нужно  искать не универсальную ''формулу'' выхода из кризиса, а ''формулу'', учитывающую  специфику России. Региональная политика должна во многом способствовать этому¹.

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997.

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации // Полный сборник Кодексов РФ. – М.: 2002. – С. 9-129.

3. Комментарий к гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Отв. ред. О.Н. Садиков. – М.: 1997. – 448 с.

4. О финансовых основах местного самоуправления Российской Федерации: Федеральный закон от 25 сентября 1997 года № 126-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 39. – Ст. 4464.

5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 35. – Ст. 3506.

6. Федерального закона № 131 от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

7. Абалки, Л.Н. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. - // Вопросы экономики. –2008. - №6. – С. 3-12

8. Авдашева, С.И. Промышленная и конкурентная политика: проблемы взаимодействия и уроки для России. // Вопросы экономики. 2009, №9, С. 18-32.

9. Баликоев, В.З. Общая экономическая теория. Учебник. – М.: Перспектива, 2009. – 287 с.

10. Васильев, А.А. Основы территориального общественного самоуправления: Научно-методическое (практическое) пособие. / А.А. Васильев, Н.Н.; ИП Гладкова О.В., 2004.-202 с.

11. Градов, А.П. Национальная экономика. - М.: Финансы и статистика, 2009.- 345 с.

12. Камаев, В.Д. Учебник по основам экономической теории, Москва, "Владос", 2009. – 311 с.

13. Официальный Интернет-сервер Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации http://economy.gov.ru/

14. Информационный сервер по материалам федеральных целевых программ Минэкономразвития РФ. http://www.programs-gov.ru/

15. Федеральный бюджет Российской федерации. http://www.budgetrf.ru/.Размещено


Информация о работе РФ на мировом рынке труда