Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 09:52, курсовая работа
Приходится констатировать, что в настоящее, переходное время ни в одном вопросе нашей внутренней политики нет таких принципиальных расхождений между существом проблемы и методами ее решения, между разумной теорией и конъюнктурной практикой, как в вопросе о государственном регулировании территориального развития. Это вполне естественно, поскольку дореформенная модель отношений государства и регионов себя изжила не менее, а по ряду позиций и более радикально, чем модель отношений экономических.
ВВЕДЕНИЕ 1
Региональная политика: основные понятия, цели, задачи 2
Заключение 14
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 16
Стратегия и тактика современной социальной политики Российской Федерации содержится в программе социальных реформ:
В ней выделены следующие стратегические цели социальной политики:
- достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей;
- обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
- гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;
- переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;
- нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста;
- существенное улучшение социальной инфраструктуры.
Необходимыми условиями достижения указанных целей, являются:
- Восстановление роли доходов от трудовой деятельности как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула развития производства и повышения трудовой активности работников.
- Обеспечение справедливого распределения доходов, на основе использования новой системы налогового законодательства, введение эффективного контроля за реальными доходами, получаемыми населением.
- Стимулирование использования доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, доходов от собственности для инвестирования и кредитования социально-значимых программ, направленных на формирование базовых условий жизнедеятельности: улучшение жилищных условий, медицинское обслуживание, получение образования.
- Проведение взвешенной политики занятости, намечающей с одной стороны, недопущение массовой безработицы, а с другой, - не препятствовать высвобождению излишков рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики.
- Усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан на основе учета материального положения семей и заявительского принципа назначения пособий.
- Создание полноценных условий жизнедеятельности семьи, женщин, молодежи, улучшение условий жизнеобеспечения детей.
- Повышение роли социального страхования как важнейшего механизма защиты граждан при утрате заработка в случае безработицы, болезни, других социальных и профессиональных рисков.
- Стабильное финансирование отраслей социальной инфраструктуры и социальных программ, гарантирование всем гражданам доступность медицинской помощи, социального обслуживания, образования, культуры и спорта.
В соответствии с программой социальных реформ в России, намеченные цели социальной политики планируется достигнуть в два этапа¹.
Главные задачи первого этапа:
стабилизация уровня жизни населения,
постепенное сокращение масштабов
бедности, уменьшение разрыва в уровне
жизни между различными категориями
населения, недопущение массовой безработицы,
усиление защиты трудовых и социальных
прав граждан. Решению этих задач
должна способствовать реализация таких
мер как: ликвидация и недопущение
в дальнейшем задолженности по выплате
заработной платы, пенсий и пособий;
упорядочение действующей системы
льгот и компенсаций, повышение
обоснованности их предоставления; формирование
системы государственных
Второй этап должен протекать
в более благоприятных
В социальной политике региона выделяется несколько чрезвычайно важных аспектов, по которым и осуществляется регулирование социальных процессов, происходящих в обществе.
К ним относятся:
- Политика в сфере доходов и личного потребления семей.
- Политика в сфере общественного благосостояния.
- Политика в сфере воспроизводства населения рабочей силы и занятости.
- Политика по поддержке «слабых групп» в обществе.
- Политика по развитию отраслей социальной инфраструктуры.
Политика в сфере доходов
и личного потребления семей
имеет своим объектом оплату труда
лиц, работающих по найму. Ее главной
целью является содействие стимулированию
результатов трудовой деятельности,
профессиональной и территориальной
мобильности населения, сокращение
необоснованно высокой в
Политика в сфере
а) разработку и использование
как важного инструмента
Основное содержание политики в области труда и занятости составляют мероприятия по созданию новых рабочих мест, обеспечению функционирования служб и Фонда содействия занятости, выплаты пособий по безработице, организации оплаты общественных работ для временно незанятых, разработке программ создания, сохранения и развития рабочих мест.
Политика по поддержке
социально незащищенных групп населения
предусматривает постоянное совершенствование
пенсионной системы на основе: а) обеспечения
соответствия размера минимальной
пенсии величине прожиточного минимума
пенсионера; б) периодической индексации
пенсий с учетом роста потребительских
цен и динамики среднемесячной заработной
платы в стране; в) использования
механизма осовременивания
Политика в отношении
отраслей социальной инфраструктуры представляет
собой комплекс мероприятий, направленных
на: создание возможностей для полноценной
государственной поддержки
Все перечисленные аспекты
социальной политики государства могут
быть воплощены в практической деятельности
общества по регулированию происходящих
в нем процессов, с помощью
особого механизма решения
Региональная политика - очень важная составляющая практически любой политики как на федеральном, так и на субфедеральном и местном уровнях. Хотя говорить о региональной политике только как о части какой-либо другой политики неверно. Региональная политика - самостоятельная и необходимая часть политической и правовой основы общества и всего государства.
Будущее России во многом определяется именно проводимой сейчас в нашей стране региональной политикой. Только при разумной, целостной и учитывающей интересы государства, регионов и населения региональной политике можно вообще говорить об этом будущем России как единой и процветающей страны¹. К сожалению, современная региональная политика Российской Федерации редко отвечает хотя бы одному из этих критериев.
Поэтому назрела необходимость
проведения не только различных экономических
и социально-экономических
Федеральный центр в России
должен выступать не только как управляющий
и перераспределяющий финансовые ресурсы
орган Федерации, но скорее как координирующий
отношения между регионами и
являющийся гарантом сохранения единого
экономико-социально-политико-
Россия - особое государство. Нахождение ее на стыке Востока и Запада, а также огромная территория не позволяют применить в полной мере опыт других стран. Поэтому нужно искать не универсальную ''формулу'' выхода из кризиса, а ''формулу'', учитывающую специфику России. Региональная политика должна во многом способствовать этому¹.
1. Конституция Российской Федерации – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации // Полный сборник Кодексов РФ. – М.: 2002. – С. 9-129.
3. Комментарий к гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Отв. ред. О.Н. Садиков. – М.: 1997. – 448 с.
4. О финансовых основах местного самоуправления Российской Федерации: Федеральный закон от 25 сентября 1997 года № 126-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 39. – Ст. 4464.
5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 35. – Ст. 3506.
6. Федерального закона № 131 от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
7. Абалки, Л.Н. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. - // Вопросы экономики. –2008. - №6. – С. 3-12
8. Авдашева, С.И. Промышленная и конкурентная политика: проблемы взаимодействия и уроки для России. // Вопросы экономики. 2009, №9, С. 18-32.
9. Баликоев, В.З. Общая экономическая теория. Учебник. – М.: Перспектива, 2009. – 287 с.
10. Васильев, А.А. Основы территориального общественного самоуправления: Научно-методическое (практическое) пособие. / А.А. Васильев, Н.Н.; ИП Гладкова О.В., 2004.-202 с.
11. Градов, А.П. Национальная экономика. - М.: Финансы и статистика, 2009.- 345 с.
12. Камаев, В.Д. Учебник по основам экономической теории, Москва, "Владос", 2009. – 311 с.
13. Официальный Интернет-сервер Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации http://economy.gov.ru/
14. Информационный сервер по материалам федеральных целевых программ Минэкономразвития РФ. http://www.programs-gov.ru/
15. Федеральный бюджет Российской
федерации. http://www.budgetrf.ru/.Размещ