Особенности функционирования рынка труда в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях.
В соответствии с указанной целью, основными задачами исследования являются:
- дать определение, рассмотреть основные черты рынка труда в России;
- сделать сравнительный анализ рынка труда России и других стран;
- раскрыть структуру и типологию рынка труда;
- проанализировать правовое регулирование рынка труда в России;
- выявить основные проблемы функционирования рынка труда в экономике современной России.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Понятие и характеристика рынка труда ..…………………………………….5
1.1 Сущность и структура рынка труда …………………………………………5
1.2 Особенности функционирования рынка труда ..……………………………9
2. Состояние рынка труда России ...……………………………………………16
2.1 Оценка численности и состава населения РФ …………………………….16
2.2 Анализ движения трудовых ресурсов РФ …………………………………24
3. Правовое регулирование и развитие рынка труда …………………………30
3.1 Правовое регулирование рынка труда в РФ ………………………………30
3.2 Перспективы развития рынка труда в РФ …………………………………32
Заключение ………………………………………………………………………36
Список использованной литературы ....………………………………………..38
Приложения ...…………………………………………………………………...40

Файлы: 1 файл

Экономика труда 2.docx

— 168.85 Кб (Скачать)

В 2011 г. численность населения сократилась в 56 субъектах Российской Федерации. Наиболее заметное сокращение сложилось в Чукотском автономном округе (на 1,9%), Псковской и Магаданской областях (на 1,1%). На 0,8% уменьшилось число жителей в Смоленской, Новгородской, Тульской и Тамбовской областях, республиках Коми и Мордовия; на 0,7% - в Кировской, Сахалинской, Мурманской, Владимирской и Тверской областях; на 0,6%-0,5% - в Ивановской, Архангельской, Курской, Брянской, Костромской, Рязанской, Курганской, Орловской, Нижегородской, Ульяновской, Пензенской, Липецкой областях и Республике Карелия.

В 27 субъектах Российской Федерации в 2011 г. наблюдался рост числа жителей (в 2008 г. – в 24, 2007 г. – в 23, 2006 г. – в 14  субъектах Российской Федерации).

Таблица 2

ГРУППИРОВКА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  
ПО СТЕПЕНИ ВЛИЯНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ И  
МИГРАЦИИ НА ИЗМЕНЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ  
в 2011 году

 

Число  
субъектов в группе

Субъекты Российской Федерации,  
входящие в группу

Число субъектов Российской Федерации, в которых население  сократилось

Всего

56

 

в том числе за счет:

   

естественной убыли и 
миграционного оттока  
населения

20

Республики Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия; Алтайский, Пермский и Приморский края; Амурская, Архангельская, Волгоградская,  Кировская, Костромская, Курганская, Магаданская, Мурманская, Омская, Псковская, Сахалинская, Ульяновская  области; Еврейская автономная область.

превышения естествен- 
ной убыли над мигра- 
ционным приростом

27

Чувашская Республика; Хабаровский  край; Брянская, Владимирская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Кемеровская,  Курская, Ленинградская, Липецкая, Нижегородская, Новгородская, Орловская, Пензенская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Челябинская и Ярославская области;

превышения миграци- 
онного оттока над есте- 
ственным приростом

9

Республики Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Саха (Якутия), Северная Осетия – Алания и Удмуртская; Забайкальский и  Камчатский края; Иркутская область; Чукотский автономный округ

Число субъектов Российской Федерации, в которых население  увеличилось

Всего

27

 

в том числе за счет:

   

естественного и  
мигра ционного  
приростов

9

Республики Башкортостан, Ингушетия и Хакасия; Красноярский край; Астраханская, Томская и Тюменская  области; Ненецкий и Ханты-Мансийский - Югра автономные округа

превышения естествен- 
ного прироста над ми- 
грационным оттоком

7

Республики Алтай, Бурятия, Дагестан, Кабардино-Балкарская, Тыва и Чеченская; Ямало-Ненецкий автономный округ

превышения миграци- 
онного прироста над  
естественной убылью

11

Республики Адыгея и Татарстан; Краснодарский и Ставропольский края; Белгородская, Калининградская, Московская, Новосибирская и Оренбургская области; г.Москва и г.Санкт-Петербург.


 

Изменения численности населения в 2010 г. практически не повлияли на структуру расселения. Более четверти (26%) россиян проживают в Центральном федеральном округе, где плотность населения наибольшая и составляет 57 человек на 1 кв. км. (в среднем по России плотность населения – 8,3 человека на 1 кв. км.). Почти также плотно заселен Северо-Кавказский федеральный округ, плотность населения которого 54 человека на 1 кв.км. Самыми малонаселенными к 1 января 2011 г. были Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Магаданская область, Ненецкий, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа, где плотность населения составляла менее 1 человека на 1 кв. км.

Возрастной  состав населения.

Возрастной состав населения России характеризуется существенной гендерной диспропорцией. Численность мужчин составила на 1 января 2011 года  65,6 млн. человек, женщин – 76,3 млн. человек (на 10,7 млн. человек, или на 16,2% больше). Соотношение полов за прошедший год не изменилось: к началу 2011 г. на 1000 мужчин приходилось 1162 женщин.

Численное превышение женщин над мужчинами в составе населения  отмечается с 29 лет и с возрастом увеличивается. Такое неблагоприятное соотношение сложилось из-за сохраняющегося высокого уровня преждевременной смертности мужчин.

В Новгородской, Ивановской, Тульской, Ярославской, Тверской, Владимирской, Смоленской, Нижегородской областях, г.Санкт-Петербурге на 1000 мужчин приходится 1246-1221 женщин. Только в Камчатском крае и Чукотском автономном округе женщин меньше: на 1000 мужчин приходится 986-949 женщин.

Согласно международным  критериям население считается  старым, если доля людей в возрастах 65 лет и более во всем населении  превышает 7%. В настоящее время  почти каждый восьмой россиянин, т.е. 12,9% жителей страны, находится в возрасте 65 лет и более.

Процесс демографического старения населения в гораздо большей  степени характерен для женщин. В структуре населения вышеуказанных возрастов женщины составляют более двух третей (68,7%).

Средний возраст жителей  страны составляет 38,9 лет (в 2010 г. – 38,8 лет), мужчин соответственно 36,2 лет (36,1), женщин – 41,2 год (41,1). Средний возраст населения свыше 40 лет отмечается в 28 субъектах Российской Федерации, самый высокий он в регионах Европейской части России: в Тульской, Рязанской, Тамбовской, Воронежской, Псковской, Тверской, Пензенской, гг. Санкт-Петербурге и Москве – 42,2 – 41,1 года.

Каждый пятый житель России (30,7 млн. человек на 1 января 2011г.) – в пенсионном возрасте. Численность детей и подростков до 16 лет на 7,9 млн. человек, или на 25,6% меньше, чем лиц старше трудоспособного возраста. Перевес людей старшего возраста имеет место в 62 субъектах Российской Федерации, наибольший: в Тульской области и г. Санкт-Петербурге - в 2 раза, Рязанской и Воронежской областях – в 1,9 раза, Тамбовской, Ленинградской, Ивановской, Пензенской, Псковской, Ярославской областях, г.Москве – в 1,8 раза.

Численность населения в  возрасте 0-15 лет на протяжении 18 лет (1990-2007гг.) сокращалась. В 2008 г. вследствие роста числа родившихся численность этой возрастной группы несколько увеличилась - на 44 тыс., или на 0,2%, в 2009 году – на 313 тыс. или 1,4%.

Самая низкая доля детей  в возрасте 0-15 лет в общей численности  населения наблюдается в г.Москве и г.Санкт-Петербурге – 13,0-12,9% (в целом по России – 16,1%).

Численность населения в  трудоспособном возрасте, по сравнению  с началом 2009 г. снизилась на 0,9 млн. или на 1,0% (в 2008 году на 0,4 млн. или 0,5%) и составила к началу 2011 г. 88,4 млн. человек. Показатель демографической нагрузки увеличился до 606 человек на 1000 населения трудоспособного возраста (в 2010г. – соответственно 590), в т.ч. нагрузка детьми – 259 (253), и людьми пенсионного возраста – 347 (337).

Возрастно-половая  структура населения 

Возраст, лет

Тыс. человек

                                перепись 2011 г.                                                             на 1 января 2011 г.


 

2.2 Анализ движения  трудовых ресурсов

 

Региональные рынки труда  очень тесно связаны с состоянием экономики региона, но эта связь  двусторонняя. На рынке труда есть не только спрос на работников со стороны  работодателей, прямо зависящий  от ситуации в экономике, но и предложение  рабочей силы. Оно зависит от динамики численности трудоспособного населения, его мобильности, квалификации и  образования, трудовой активности женщин и мужчин, традиционного распределения  занятий между разными этническими  группами и т.д. У нас в России именно демографические факторы чаще всего формируют высокую безработицу и препятствуют ее сокращению в периоды экономического роста, потому что предложение на рынке труда растет быстрее спроса (новых рабочих мест). Такая ситуация типична для республик Северного Кавказа, Калмыкии и Тувы, не завершивших демографический переход, в них на рынок труда ежегодно выходит все больше молодежи трудоспособного возраста. В регионах Севера и в монопрофильных городах со значительным спадом производства риски безработицы увеличиваются из-за другого социального фактора — невысокой мобильности населения.

Миграция населения.

Внутренние миграции населения  являются доминирующим компонентом в миграционных процессах регионов страны, их объемы и направления оказывают заметное влияние на перераспределение численности населения субъектов Российской Федерации. Передвижения внутри страны, связанные со сменой места жительства, в общем миграционном обороте в 2009 г. составляли 85%. На переселения из одного субъекта Российской Федерации в другой приходится 45% внутрироссийских миграций.

По данным текущего учета после  Всероссийской переписи населения (за 2003-2009 гг.) во внутрироссийских миграциях участвовало почти 15 млн. человек или каждый десятый житель России.

В 2001-2008 гг. передвижения внутри страны практически стабилизировались на уровне 1,9 - 2 млн. человек. Однако в 2009 г. число мигрантов, сменивших место жительства в пределах страны, сократилось по сравнению с 2008 г. на 227 тысяч человек, или на 12% и составило 1,7 млн. человек. В 2008 г. во внутренних миграциях участвовало на 63,6 тыс. человек (на 3,2%) меньше, чем в 2007 г. (в 2007 г. – на 62,3 тыс. человек или на 3,2% больше, чем в 2006 г.).

Во внутренних миграциях поток  ориентирован с севера и востока  в центр. В отличие от прошлого межпереписного периода, когда привлекательными для жителей России были также юго-западные территории, в последние 8 лет положительный миграционный прирост сложился в Северо-Западном федеральном округе. Два округа образуют миграционные полюса – Центр, который стягивает население со всей территории страны, и Дальний Восток, который во все регионы население отдает. В 2003-2009 гг. на Центральный округ приходилось 86% населения, перераспределенного между округами. При этом практически весь положительный миграционный прирост, получаемый округом во внутрироссийских миграциях, аккумулируют Москва и Московская область (93%). Сибирь и Дальний Восток потеряли более 350 тыс. своих жителей, что составляет более половины (52%) перераспределенного между округами населения. Почти 70% общего сокращения численности населения Дальневосточного федерального округа и 40% - Сибирского федерального округа сложилось за счет миграционного обмена населением между округами.

Внешняя миграция в 2009 г. составляла всего 15% от общего миграционного оборота, однако именно она оказывает влияние на изменение численности населения России в целом.

На учитываемые статистикой  объемы международной миграции в  большой степени сказываются изменения в законодательстве. В частности, резкое сокращение числа прибывших в 2001 г., по-видимому, объясняется введенными ограничениями приема граждан стран СНГ. В последующие годы в статистический учет попадали все граждане России, прибывшие на постоянное жительство из-за пределов страны и иностранные граждане и лица без гражданства, получившие вид на жительство.

Такая ситуация привела к минимизации  потоков учитываемых иммигрантов  – в 2004 г. их численность была наименьшей за последние 50 лет. С начала 2007 г. в статистический учет попадают иностранные граждане и лица без гражданства, впервые получившие разрешение на временное проживание. В результате число иммигрантов увеличилось более, чем на 100 тыс. человек, или на 54%. При этом в 1,5 раза возросли как потоки из стран – участников СНГ (на 96,7 тыс. человек), так и из стран дальнего зарубежья (на 3,9 тыс. человек).

Среди всех иммигрантов в 2009 г. около 93% (261,5 тыс. человек) составляли бывшие жители стран-участников СНГ, из них почти половина - выходцы из Украины, Узбекистана и Казахстана (соответственно 45,9 тыс.человек, 42,5 тыс. и 38,8 тыс. человек).

Наиболее привлекательными для  таких иммигрантов в 2009 г. стали Сибирский и Дальневосточный федеральные округа. Среди прибывших из-за пределов России на постоянное место жительства в регионы этих округов – 99% выходцы из стран - участников СНГ. Северо-Кавказский и Южный федеральные округа наиболее привлекательны для иммигрантов из дальнего зарубежья, где их доля составляет соответственно 12,6% и 7,8%. При этом следует учитывать, что существенный поток иммигрантов в эти федеральные округа составляют прибывшие из Грузии, которая в настоящее время не является членом Содружества Независимых Государств.

Учтенная эмиграция на протяжении двух десятилетий ежегодно уменьшается. При этом ее структура по странам  предполагаемого проживания существенно  меняется. В начале 1990-х годов  число выбывших в страны – участники  СНГ превышало число выбывших в страны дальнего зарубежья в 3-5 раз, в 2001-2005 гг. их численность была практически одинаковой, начиная с 2006 г. эмигрантов в страны СНГ в 2 раза больше, чем в другие зарубежные страны.

Для регулирования миграции населения, в том числе движения трудовых ресурсов, недостаточно общего роста экономики, нужна специальная политика, учитывающая воздействие демографических и социальных факторов, — создание рабочих мест в слаборазвитых регионах с растущей численностью населения, миграционные программы, система профессиональной переподготовки. Все это требует не только денег, но и регионально дифференцированных мер, значительных организационных усилий, что пока нашей социальной политике не свойственно.

 

3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЫНКА ТРУДА

 

    1. Правовое регулирование рынка труда в РФ

 

Изменение экономической  ситуации в РФ, широкое развитие негосударственного сектора экономики, утрата государством функции основного  работодателя, признание многообразия форм собственности – всё это  потребовало изменения действующего законодательства о труде. Определенные инновации в трудовом законодательстве уже были закреплены федеральными законами о порядке разрешения коллективных трудовых споров и о внесении изменений и дополнений в КЗоТ от 23.11.1995г. Однако это не снимает вопроса о том, что необходимо всеобъемлющее реформирование всего законодательства о труде. Оно должно быть глубоко продуманным, опирающимся на положения основного Закона государства РФ, отечественный опыт в данном вопросе и максимально учитывать реалии сегодняшней экономической ситуации.

Информация о работе Особенности функционирования рынка труда в РФ