Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:29, курсовая работа
Цель данного исследования – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях.
В соответствии с указанной целью, основными задачами исследования являются:
- дать определение, рассмотреть основные черты рынка труда в России;
- сделать сравнительный анализ рынка труда России и других стран;
- раскрыть структуру и типологию рынка труда;
- проанализировать правовое регулирование рынка труда в России;
- выявить основные проблемы функционирования рынка труда в экономике современной России.
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Понятие и характеристика рынка труда ..…………………………………….5
1.1 Сущность и структура рынка труда …………………………………………5
1.2 Особенности функционирования рынка труда ..……………………………9
2. Состояние рынка труда России ...……………………………………………16
2.1 Оценка численности и состава населения РФ …………………………….16
2.2 Анализ движения трудовых ресурсов РФ …………………………………24
3. Правовое регулирование и развитие рынка труда …………………………30
3.1 Правовое регулирование рынка труда в РФ ………………………………30
3.2 Перспективы развития рынка труда в РФ …………………………………32
Заключение ………………………………………………………………………36
Список использованной литературы ....………………………………………..38
Приложения ...…………………………………………………………………...40
В 2011 г. численность населения сократилась в 56 субъектах Российской Федерации. Наиболее заметное сокращение сложилось в Чукотском автономном округе (на 1,9%), Псковской и Магаданской областях (на 1,1%). На 0,8% уменьшилось число жителей в Смоленской, Новгородской, Тульской и Тамбовской областях, республиках Коми и Мордовия; на 0,7% - в Кировской, Сахалинской, Мурманской, Владимирской и Тверской областях; на 0,6%-0,5% - в Ивановской, Архангельской, Курской, Брянской, Костромской, Рязанской, Курганской, Орловской, Нижегородской, Ульяновской, Пензенской, Липецкой областях и Республике Карелия.
В 27 субъектах Российской Федерации в 2011 г. наблюдался рост числа жителей (в 2008 г. – в 24, 2007 г. – в 23, 2006 г. – в 14 субъектах Российской Федерации).
Таблица 2
ГРУППИРОВКА
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТЕПЕНИ ВЛИЯНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННОГО
ДВИЖЕНИЯ И
МИГРАЦИИ НА ИЗМЕНЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
в 2011 году
Число |
Субъекты Российской
Федерации, | |
Число субъектов Российской Федерации, в которых население сократилось | ||
Всего |
56 |
|
в том числе за счет: |
||
естественной убыли и |
20 |
Республики Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия; Алтайский, Пермский и Приморский края; Амурская, Архангельская, Волгоградская, Кировская, Костромская, Курганская, Магаданская, Мурманская, Омская, Псковская, Сахалинская, Ульяновская области; Еврейская автономная область. |
превышения естествен- |
27 |
Чувашская Республика; Хабаровский край; Брянская, Владимирская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Кемеровская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Нижегородская, Новгородская, Орловская, Пензенская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Челябинская и Ярославская области; |
превышения миграци- |
9 |
Республики Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Саха (Якутия), Северная Осетия – Алания и Удмуртская; Забайкальский и Камчатский края; Иркутская область; Чукотский автономный округ |
Число субъектов Российской Федерации, в которых население увеличилось | ||
Всего |
27 |
|
в том числе за счет: |
||
естественного и |
9 |
Республики Башкортостан, Ингушетия и Хакасия; Красноярский край; Астраханская, Томская и Тюменская области; Ненецкий и Ханты-Мансийский - Югра автономные округа |
превышения естествен- |
7 |
Республики Алтай, Бурятия, Дагестан, Кабардино-Балкарская, Тыва и Чеченская; Ямало-Ненецкий автономный округ |
превышения миграци- |
11 |
Республики Адыгея и Татарстан; Краснодарский и Ставропольский края; Белгородская, Калининградская, Московская, Новосибирская и Оренбургская области; г.Москва и г.Санкт-Петербург. |
Изменения численности населения в 2010 г. практически не повлияли на структуру расселения. Более четверти (26%) россиян проживают в Центральном федеральном округе, где плотность населения наибольшая и составляет 57 человек на 1 кв. км. (в среднем по России плотность населения – 8,3 человека на 1 кв. км.). Почти также плотно заселен Северо-Кавказский федеральный округ, плотность населения которого 54 человека на 1 кв.км. Самыми малонаселенными к 1 января 2011 г. были Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Магаданская область, Ненецкий, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа, где плотность населения составляла менее 1 человека на 1 кв. км.
Численное превышение женщин
над мужчинами в составе
В Новгородской, Ивановской, Тульской, Ярославской, Тверской, Владимирской, Смоленской, Нижегородской областях, г.Санкт-Петербурге на 1000 мужчин приходится 1246-1221 женщин. Только в Камчатском крае и Чукотском автономном округе женщин меньше: на 1000 мужчин приходится 986-949 женщин.
Согласно международным критериям население считается старым, если доля людей в возрастах 65 лет и более во всем населении превышает 7%. В настоящее время почти каждый восьмой россиянин, т.е. 12,9% жителей страны, находится в возрасте 65 лет и более.
Процесс демографического старения населения в гораздо большей степени характерен для женщин. В структуре населения вышеуказанных возрастов женщины составляют более двух третей (68,7%).
Средний возраст жителей страны составляет 38,9 лет (в 2010 г. – 38,8 лет), мужчин соответственно 36,2 лет (36,1), женщин – 41,2 год (41,1). Средний возраст населения свыше 40 лет отмечается в 28 субъектах Российской Федерации, самый высокий он в регионах Европейской части России: в Тульской, Рязанской, Тамбовской, Воронежской, Псковской, Тверской, Пензенской, гг. Санкт-Петербурге и Москве – 42,2 – 41,1 года.
Каждый пятый житель России (30,7 млн. человек на 1 января 2011г.) – в пенсионном возрасте. Численность детей и подростков до 16 лет на 7,9 млн. человек, или на 25,6% меньше, чем лиц старше трудоспособного возраста. Перевес людей старшего возраста имеет место в 62 субъектах Российской Федерации, наибольший: в Тульской области и г. Санкт-Петербурге - в 2 раза, Рязанской и Воронежской областях – в 1,9 раза, Тамбовской, Ленинградской, Ивановской, Пензенской, Псковской, Ярославской областях, г.Москве – в 1,8 раза.
Численность населения в возрасте 0-15 лет на протяжении 18 лет (1990-2007гг.) сокращалась. В 2008 г. вследствие роста числа родившихся численность этой возрастной группы несколько увеличилась - на 44 тыс., или на 0,2%, в 2009 году – на 313 тыс. или 1,4%.
Самая низкая доля детей в возрасте 0-15 лет в общей численности населения наблюдается в г.Москве и г.Санкт-Петербурге – 13,0-12,9% (в целом по России – 16,1%).
Численность населения в трудоспособном возрасте, по сравнению с началом 2009 г. снизилась на 0,9 млн. или на 1,0% (в 2008 году на 0,4 млн. или 0,5%) и составила к началу 2011 г. 88,4 млн. человек. Показатель демографической нагрузки увеличился до 606 человек на 1000 населения трудоспособного возраста (в 2010г. – соответственно 590), в т.ч. нагрузка детьми – 259 (253), и людьми пенсионного возраста – 347 (337).
Возрастно-половая структура населения |
Возраст, лет |
Тыс. человек |
|
2.2 Анализ движения трудовых ресурсов
Региональные рынки труда
очень тесно связаны с
Миграция населения.
Внутренние миграции населения являются доминирующим компонентом в миграционных процессах регионов страны, их объемы и направления оказывают заметное влияние на перераспределение численности населения субъектов Российской Федерации. Передвижения внутри страны, связанные со сменой места жительства, в общем миграционном обороте в 2009 г. составляли 85%. На переселения из одного субъекта Российской Федерации в другой приходится 45% внутрироссийских миграций.
По данным текущего учета после Всероссийской переписи населения (за 2003-2009 гг.) во внутрироссийских миграциях участвовало почти 15 млн. человек или каждый десятый житель России.
В 2001-2008 гг. передвижения внутри страны практически стабилизировались на уровне 1,9 - 2 млн. человек. Однако в 2009 г. число мигрантов, сменивших место жительства в пределах страны, сократилось по сравнению с 2008 г. на 227 тысяч человек, или на 12% и составило 1,7 млн. человек. В 2008 г. во внутренних миграциях участвовало на 63,6 тыс. человек (на 3,2%) меньше, чем в 2007 г. (в 2007 г. – на 62,3 тыс. человек или на 3,2% больше, чем в 2006 г.).
Во внутренних миграциях поток ориентирован с севера и востока в центр. В отличие от прошлого межпереписного периода, когда привлекательными для жителей России были также юго-западные территории, в последние 8 лет положительный миграционный прирост сложился в Северо-Западном федеральном округе. Два округа образуют миграционные полюса – Центр, который стягивает население со всей территории страны, и Дальний Восток, который во все регионы население отдает. В 2003-2009 гг. на Центральный округ приходилось 86% населения, перераспределенного между округами. При этом практически весь положительный миграционный прирост, получаемый округом во внутрироссийских миграциях, аккумулируют Москва и Московская область (93%). Сибирь и Дальний Восток потеряли более 350 тыс. своих жителей, что составляет более половины (52%) перераспределенного между округами населения. Почти 70% общего сокращения численности населения Дальневосточного федерального округа и 40% - Сибирского федерального округа сложилось за счет миграционного обмена населением между округами.
Внешняя миграция в 2009 г. составляла всего 15% от общего миграционного оборота, однако именно она оказывает влияние на изменение численности населения России в целом.
На учитываемые статистикой объемы международной миграции в большой степени сказываются изменения в законодательстве. В частности, резкое сокращение числа прибывших в 2001 г., по-видимому, объясняется введенными ограничениями приема граждан стран СНГ. В последующие годы в статистический учет попадали все граждане России, прибывшие на постоянное жительство из-за пределов страны и иностранные граждане и лица без гражданства, получившие вид на жительство.
Такая ситуация привела к минимизации
потоков учитываемых
Среди всех иммигрантов в 2009 г. около 93% (261,5 тыс. человек) составляли бывшие жители стран-участников СНГ, из них почти половина - выходцы из Украины, Узбекистана и Казахстана (соответственно 45,9 тыс.человек, 42,5 тыс. и 38,8 тыс. человек).
Наиболее привлекательными для таких иммигрантов в 2009 г. стали Сибирский и Дальневосточный федеральные округа. Среди прибывших из-за пределов России на постоянное место жительства в регионы этих округов – 99% выходцы из стран - участников СНГ. Северо-Кавказский и Южный федеральные округа наиболее привлекательны для иммигрантов из дальнего зарубежья, где их доля составляет соответственно 12,6% и 7,8%. При этом следует учитывать, что существенный поток иммигрантов в эти федеральные округа составляют прибывшие из Грузии, которая в настоящее время не является членом Содружества Независимых Государств.
Учтенная эмиграция на протяжении двух десятилетий ежегодно уменьшается. При этом ее структура по странам предполагаемого проживания существенно меняется. В начале 1990-х годов число выбывших в страны – участники СНГ превышало число выбывших в страны дальнего зарубежья в 3-5 раз, в 2001-2005 гг. их численность была практически одинаковой, начиная с 2006 г. эмигрантов в страны СНГ в 2 раза больше, чем в другие зарубежные страны.
Для регулирования миграции населения, в том числе движения трудовых ресурсов, недостаточно общего роста экономики, нужна специальная политика, учитывающая воздействие демографических и социальных факторов, — создание рабочих мест в слаборазвитых регионах с растущей численностью населения, миграционные программы, система профессиональной переподготовки. Все это требует не только денег, но и регионально дифференцированных мер, значительных организационных усилий, что пока нашей социальной политике не свойственно.
3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЫНКА ТРУДА
Изменение экономической ситуации в РФ, широкое развитие негосударственного сектора экономики, утрата государством функции основного работодателя, признание многообразия форм собственности – всё это потребовало изменения действующего законодательства о труде. Определенные инновации в трудовом законодательстве уже были закреплены федеральными законами о порядке разрешения коллективных трудовых споров и о внесении изменений и дополнений в КЗоТ от 23.11.1995г. Однако это не снимает вопроса о том, что необходимо всеобъемлющее реформирование всего законодательства о труде. Оно должно быть глубоко продуманным, опирающимся на положения основного Закона государства РФ, отечественный опыт в данном вопросе и максимально учитывать реалии сегодняшней экономической ситуации.
Информация о работе Особенности функционирования рынка труда в РФ