Основные принципы создания штатного расписания и системы оплаты труда в учреждениях культуры и искусств

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 23:14, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – ознакомиться, систематизировать и изложить основные отраслевые правила регулирования труда в учреждениях культуры и искусств, а также практику их применения; размеров ставок, окладов и других условий оплаты труда на каждый вид исполнительской деятельности.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

      Правилами внутреннего трудового распорядка работников театров предусмотрено, что назначение артистов на роли (партии) производится по представлению постановщика спектакля главным режиссером (дирижером - в опере, балетмейстером - в балете). Директор театра утверждает эти назначения. Артист не имеет права отказываться от порученной ему роли (партии).

      Для повышения художественного уровня спектаклей и уплотнения рабочего дня администрация театра вправе поручать без какой-либо дополнительной оплаты артистам (в музыкальных театрах - солистам) всех тарифных категорий исполнение любых ролей (партий), в том числе эпизодических, а также двух ролей (партий) в одном спектакле, артистам кукольных театров всех тарифных категорий - не более четырех ролей в одном спектакле.

      Расписание ежедневных репетиций и текущий репертуар (с составом исполнителей), графики смен и дежурств, распоряжения дирекции помещаются на видном месте на специальных досках объявлений. Расписание спектаклей и репетиций вывешивается заблаговременно (не позднее, чем за 2-3 дня).

      Репертуарная часть извещает каждого участника спектакля или репетиции лишь в случае первого вызова на репетицию; первого вызова на репетицию артиста, ранее в этой пьесе не занятого или не исполнявшего роль в течение длительного периода, а также при замене спектакля или репетиции и изменении в составе исполнителей. В остальных случаях участники спектаклей должны знакомиться с расписанием репетиций, прикрепленным на специальных досках.

      Объявления о замене спектакля, репетиций и изменении в составе исполнителей вывешиваются не позднее чем за 1 час до окончания репетиционного времени, накануне того дня, в котором предусмотрены указанные изменения. Об этом следует сообщить заведующим структурными подразделениями. Экстренные замены спектакля производятся дирекцией театра не позднее, чем за 2 часа до начала спектакля. В этих случаях вызовы сообщаются лично каждому участнику спектакля.

      Работники театров обязаны заблаговременно ознакомиться с расписанием репетиций и репертуаром и следить за возможными изменениями в них. Никто не имеет права ссылаться на незнание расписания репетиций. Если лица, непосредственно связанные с проведением спектакля или репетиций, не могут явиться в театр по уважительной причине, они должны известить об этом дирекцию не позднее 12 часов того дня, на который назначен вечерний спектакль, и не позднее 20 часов накануне дневного спектакля (генеральной репетиции) с последующим представлением больничного листка или других документов о причинах неявки. Остальные в случае невозможности своевременно выйти на работу обязаны известить администрацию за один час до начала работы и представить затем документы о причинах неявки. В экстренных случаях работник извещает администрацию театра немедленно.

      Репетицией руководят режиссер-постановщик, дирижер, балетмейстер – постановщик спектакля или их помощники (режиссеры, ассистенты). Уход с репетиции допускается лишь с разрешения указанных руководителей. Они же объявляют об окончании репетиции. Присутствие других лиц кроме исполнителей, допускается только с разрешения руководства театра.

      Во время подготовительной работы (репетиции, занятия, тренаж) предоставляются перерывы для отдыха, включаемые в рабочее время. Перерывы устанавливаются руководителем в зависимости от характера репетиционной работы. При общесценических или прогонных репетициях продолжительность непрерывной работы устанавливается руководителем в каждом случае в индивидуальном порядке. Необходимо планировать параллельные репетиции таким образом, чтобы артисты не имели перерывов между ними.

      Ответственным за проведение спектакля является помощник режиссера. Указания и распоряжения его обязательны для всех. Он осуществляет контроль за своевременным выходом артиста на сцену. Проверяет наличие всех артистов, занятых в данном акте или картине, и после этого дает сигнал к открытию занавеса. Все замечания о ходе спектакля, недостатках, о случаях нарушения дисциплины и т.п. помощник режиссера заносит в журнал и доводит до сведения директора и главного режиссера.

      Артисты сами следят за ходом репетиции и спектакля. Они должны быть готовы выйти на сцену без напоминания и вызова ведущего спектакль. Не допускаются изменения и добавления утвержденного текста роли, принятого рисунка роли (мизансцены, ритм, грим, костюм), самовольное привлечение вместо себя других исполнителей (в оркестре, массовых сценах и т.д.).

      В соответствии с правилами внутреннего трудового порядка работников театра перед началом спектакля и каждого акта за кулисами даются звонки: первый предупредительный  звонок – за 20 минут до начала спектакля. В антрактах первый дается за 7-10 минут до начала акта; второй, извещающий о готовности сцены и обязывающий участников немедленно идти на сцену, - за 5 минут; третий извещает, что акт начинается. Между картинами дается только один  звонок. Если картина меняется без закрытия занавеса, звонков за кулисами не дается. Артисты оркестра должны быть на своих местах ко второму звонку.

      Настройка инструментов оркестра производится в специально отведенном помещении.

      Оформление сцены заканчивается за 30 минут до начала спектакля. Установка оформления к каждому акту, подача реквизита должны быть закончены ко второму звонку. Перед началом спектакля заведующие участками или их заместители обязаны лично проверить оборудование, аппаратуру (осветительную, монтировочную, шумовую, сигнализацию и т.п.) как на сцене, так и во всем помещении театра.

      Во время спектакля или репетиции за кулисами могут присутствовать артисты, занятые в этом акте, работники постановочной части, пожарной охраны, дежурный режиссер и помощник режиссера; кроме того, директор театра, его заместитель, главный режиссер (дирижер), режиссер спектакля, заведующий музыкальной частью, балетмейстер, хормейстер, заведующий постановочной частью, заведующий репертуаром. Вход за кулисы без специального разрешения дирекции остальным работникам театра, а также посторонним лицам категорически запрещается. Во время антрактов на сцене находятся только работники, занятые установкой декораций и оформлением данного акта.

      Артисты, занятые в спектакле, не имеют права появляться в помещениях, где находится публика.

      Отъезд из города в период работы допускается только с письменного разрешения директора театра. Также необходимо письменное разрешение директора для артистов, режиссеров, художников, дирижеров, хормейстеров и балетмейстеров на осуществление постановки в другом театре, участие в спектаклях, концертах, киносъемках, в телепередачах и на другие работы независимо от того. Носят они длительный или разовый характер.

Оплата  труда, гарантии и  компенсации

      Для творческих работников театров установлены должностные оклады и премирование за активное участие в создании полноценного в идейно-художественном отношении репертуара, высокое качество спектаклей и перевыполнение производственно-финансовых планов.

      С конкретными размерами должностных окладов и ставок в зависимости от вида театрально-зрелищного учреждения, жанра и тарифной категории можно ознакомиться по месту работы.

      В данном разделе рассматриваются порядок оплат отклонении от обычных норм и формы компенсации, связанные со специфическими условиями организации труда в театре (переработка норм, разовые выступления, работа в праздничные дни, гастроли и т.п.).

      Главным режиссерам, главным дирижерам,  главным балетмейстерам, главным  художникам из расчета должностного  оклада и норм постановок, установленных при тарификации как режиссеру-постановщику, дирижеру высшей категории, балетмейстеру-постановщику, художнику-постановщику. Расчет за переработку годовой нормы постановок и капитальных возобновлений производится по окончании календарного года.

      Штатным режиссерам-постановщикам  и режиссерам, балетмейстерам-постановщикам  и балетмейстерам, художникам-постановщикам  и художникам, дирижерам переработка  оплачивается из установленных  при тарификации должностных  окладов и годовой нормы постановок.

      Оплата выступлений артистов  сверх нормы производится по  окончании учетного периода по  ставке, определяемой путем деления  месячного оклада работника на  установленную месячную норму  выступлений.

      По желанию артиста, дирижера, суфлера и помощника режиссера взамен денежной компенсации им может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае все выступления и участия в спектаклях в праздничные дни засчитываются в месячную норму. Указанный порядок компенсации применяется и при гастрольных поездках театра, и при выездных спектаклях.

      Время простоя, происшедшего по  вине работника (например, при  аварийном ремонте зданий, стихийном  бедствии, отсутствии света), оплачивается  из расчета 50% оклада, но не  ниже установленного минимума заработной платы.

      Особой формой вознаграждения  является оплата за разовые  постановки и выступления. Такое  вознаграждение получают артисты  за разовое выступление в спектакле,  постановщики за разовые постановки, художественно-руководящий и административно-руководящий персонал за выступления в отдельных спектаклях в качестве артистов. Оплачиваются также отдельные постановки спектаклей, осуществляемые штатными артистами театров.

      Главные режиссеры, главные дирижеры, главные балетмейстеры и главные художники, а также режиссеры, дирижеры, балетмейстеры, художники, приглашенные в театры для разовых постановок, получают вознаграждение из расчета оклада по занимаемой должности и норм постановок, предусмотренных для этой категории работников по основному месту работы. Если работник приглашен в театр, в котором установлена оплата труда более высокая, чем по месту основной работы, размер вознаграждения за разовую постановку определяется из расчета действующих в этом театре должностных окладов.

      Размер оплаты артистам, приглашенным для разовых выступлений в спектаклях, определяется из расчета месячных должностных окладов, установленных им при тарификации, и действующих месячных норм выступлений. В случае приглашения актеров (в том числе артистов оркестра) для разовых выступлений им выплачивается сверх заработка вознаграждение за каждое участие в репетиции, назначенной дирекцией театра, общий размер вознаграждения за участие в репетициях и спектаклях (при условии выступления в пределах установленной месячной нормы) не может превышать соответствующего должностного оклада.

      В зависимости от художественно-творческой целесообразности разрешается занимать в качестве артистов главных режиссеров, режиссеров-постановщиков, режиссеров, главных балетмейстеров, балетмейстеров-постановщиков, балетмейстеров, дирижеров, помощников режиссеров и других работников художественно-руководящего и административно-руководящего персонала. В этих случаях сверх заработной платы по основной должности им выплачивается разовая поспектакльная ставка артиста соответствующей квалификации. При этом количество выступлений в месяц не должно превышать 50% установленной нормы выступлений артистов данного жанра и категории. Дополнительная оплата за участие в репетициях не производится.

     Отдельная постановка спектакля, осуществленная штатными артистами театра, оплачивается дополнительно сверх получаемой зарплаты из расчета годовой заработной платы режиссера-постановщика, балетмейстера-постановщика или режиссера, балетмейстера соответствующей квалификации, деленной на годовую норму постановок. Если работник в связи с постановкой спектакля в этот период частично освобождается от участия в утвержденных по репертуарному плану спектакля, то, помимо разовой оплаты за постановку как режиссеру (балетмейстеру), ему выплачивается вознаграждение, за фактическое количество выступлений исходя из разовой поспектакльной ставки, но не менее 50% месячного оклада артиста.

      Рассмотрим отдельные  виды оплаты, применяемые  для творческих  работников театров.

      Дополнительное  вознаграждение  за сложность выступления в  студиях телевидения выплачивается  работникам, участвующим в телевизионных  передачах, в соответствии с  действующим Положением об оплате  труда артистического, художественно-руководящего  и производственно-технического персонала театрально-зрелищных предприятий независимо от выполнения норм исходя из установленных разовых концертных ставок.

      В тех случаях, когда артист или дирижер не имеет концертной ставки, размер оплаты определяется путем деления оклада артиста (дирижера) по месту основной работы на установленную месячную норму выступлений в спектаклях. Вознаграждение должно быть не менее ставки концертного исполнителя третьей категории и не более ставки концертного исполнителя высшей категории соответствующего жанра. Сольное пение, сольные танцы для артистов драмы и игра на музыкальных инструментах, если это не входит в роль (в том числе эпизодическую). Оплачиваются дополнительно по договоренности дирекции с артистом.

      Концертмейстеры-пианисты музыкальных театров за выступление в концертах, организуемых театром, в качестве аккомпаниаторов, а также за игру в оркестре получают дополнительно в разовом порядке за каждое выступление компенсацию. За исполнение артистами всех жанров (кроме театров кукол) технических шумов им выплачивается дополнительное вознаграждение.

      В связи с большим количеством  доплат, с учетом которых складывается  общий уровень заработной платы  творческих работников театров,  часто возникают вопросы о  включении тех или иных видов вознаграждений в средний заработок для исчисления размеров пенсии и оплаты за время отпуска.

Информация о работе Основные принципы создания штатного расписания и системы оплаты труда в учреждениях культуры и искусств