Основные принципы создания штатного расписания и системы оплаты труда в учреждениях культуры и искусств

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 23:14, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – ознакомиться, систематизировать и изложить основные отраслевые правила регулирования труда в учреждениях культуры и искусств, а также практику их применения; размеров ставок, окладов и других условий оплаты труда на каждый вид исполнительской деятельности.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

      Особые правила оплаты труда установлены за гастрольные выступления в ведущей партии (роли) в спектаклях драматического театра, музыкальной комедии, театра оперы и балета.

      Размеры вознаграждения в этих  случаях дифференцируются в зависимости  от значения театра и размера  должностного оклада по месту основной работы. Предусматриваются дополнительное повышение оплаты за мастерство. В размеры вознаграждения не включаются командировочные расходы, которые возмещаются согласно законодательству о труде.

      Особым видом материального стимулирования является выплата гастрольной надбавки. Ее размер зависит от значения театра и уровня должностного оклада по месту основной работы, от дальности и трудности передвижения, количества гастрольных спектаклей, их рентабельности.

      Дирекция театра не вправе увольнять работника или предоставлять без его согласия отпуск без сохранения содержания в связи с невозможностью использовать его в гастрольной поездке.

    Режиссерам, дирижерам, балетмейстерам и художникам, которым установлены годовые  нормы постановок, а также заведующим литературной частью театра заработная плата сохраняется полностью за все время гастрольной поездки независимо от их участия в ней.

      При покупке проездных билетов  работникам, выезжающим на гастроли  или выездные спектакли, расходы по комиссионным сборам, по оплате постельных принадлежностей и бронированию гостиниц относятся за счет театра. во время гастрольных поездок и выездных спектаклей утреннего и вечернего, при переездах в ночное время к месту работы администрация обязана предоставить работникам помещение для отдыха за счет театра.

Организация и оплата труда  в художественно-постановочной  части театра

      Опыт работы различных подразделений  художественно-постановочной части  говорит о том, что недостаточно  качественная и эффективная деятельность некоторых из них – в определенной степени следствие несовершенства системы экономического стимулирования. В сложившейся ситуации вполне оправданным стал поиск наиболее приемлемых методов организации заработной платы и материального поощрения сотрудников художественно-постановочной части.

      Как известно, при оплате труда  рабочих любых подразделений  народного хозяйства используются  сдельная и повременная формы.  Первая характеризуется тем, что  оплата производится в зависимости от количества единиц выпущенной продукции или выполненных работ, а вторая предполагает зависимость заработка от отработанного времени.

      При оплате труда работников  машинно-декорационных участков  нередко применяется обычная  повременно-премиальная система без всяких отклонений от установленных канонов. Она рассчитана на то, чтобы премиальными выплатами стимулировать заинтересованность работников в улучшении дисциплины и качества труда.

      Однако практика показала, что  предложенный порядок материального стимулирования не достигает желаемых результатов. Почти совместно премии стали обычной прибавкой к заработной плате или способом, с помощью которого руководители театрально-зрелищных предприятий пытаются приостановить текучесть кадров, избавиться от многих недостатков, существующих в организации работы постановочной части.

      В результате сложилась ситуация, когда работник порой не понимает, что он получает премию. Естественно,  ни о какой заинтересованности  в подобном случае не может  быть и речи. Причем стимулирующее значение потеряла и премия, и основной тариф.

      Несостоятельность повременно-премиальной  системы подтолкнула некоторые  театры к переходу на сдельную  систему заработной платы. Эта  система в машинно-декорационных  участках очень специфична и резко отличается от применяемой в различных отраслях народного хозяйства. По сути дела, в театрально-зрелищных предприятиях существует своеобразный симбиоз двух форм оплаты труда. Причину такого положения следует искать в особенностях труда работников машинно-декорационного участка. Их рабочий день в зависимости от выполняемых заданий делится на две части. Обычно в первой половине дня производятся различные подсобные, вспомогательные работы, обслуживается репетиционный процесс. Набор заданий здесь, как правило, не носит систематического характера, следовательно, в данном случае возможно применение лишь повременной формы оплаты труда.

      Вторая часть рабочего дня  почти всегда используется для  подготовки и проведения спектаклей  текущего репертуара. Комплекс работ, с этим связанных, характерен для обслуживания любого спектакля и систематически повторяется (подноска и установка декораций, работа во время хода спектакля, разборка, вынос декораций, погрузка и разгрузка вещественного оформления и т.п.). Поскольку все указанные операции могут быть пронормированы и расценены, для их оплаты можно использовать сдельную форму.

      Для того, чтобы воспользоваться  сдвоенной формой оплаты труда  работников машинно-декорационного  участка, необходимо установить  нормы времени и численности на каждую операцию того или иного спектакля текущего репертуара театра. Нормы определяются так называемым опытно – статистическим путем, на основе существующих данных отчетности по труду. Рассчитывать их следует исходя из штатной, а не фактической численности рабочих. Трудоемкость каждой операции определяется в человеко-часах путем умножения нормы времени на норму численности. Сумма результатов по определенному названию покажет трудоемкость или, точнее, постановочную сложность спектакля в целом.

      После того как все операции  пронормированы, на каждую из  них устанавливаются сдельные  расценки. Однако, прежде всего определяется часть фонда заработной платы, предназначенная для оплаты, предназначенная для оплаты по ним. Исходя из сложившегося распределения времени (3 часа днем и 4 часа вечером), для повременной оплаты необходимо выделить 3/7 или 43% фонда заработной платы фактического персонала машинно-декорационного участка. При таком делении фонд сдельной оплаты рассчитывается следующим образом:

Фсд = Фшт – Фф х 0,43  или Фсд = Фшт – Фп

Фшт – фонд заработной платы по штату;

Фф – фонд заработной платы фактического персонала;

Фп – фонд повременной оплаты. 

      Другим этапом при определении  расценок является расчет стоимости  одного человека-часа сдельных  работ. Для этого весь репертуар  театра следует разбить на  три-четыре группы, в зависимости от постановочной сложности спектаклей. Затем рассчитывается (в виде средней арифметической) средняя сложность для каждой группы и, опираясь на статистику предыдущего сезона, определяется среднемесячный прокат каждой группы спектаклей. Теперь, подставив имеющиеся данные в формулу: 

Ф = П1 х С1 + П2 х С2 + … П х С

Ф –  среднемесячный фонд человеко-часов;

П –  среднемесячный прокат спектаклей соответствующей  группы;

С –  средняя постановочная сложность  спектаклей соответствующей группы, 

Можно получить среднемесячный фонд человеко-часов. Затем путем деления на него месячного фонда заработной платы выводится стоимость одного человека-часа.

      Вот так выглядит, например, расчет среднемесячного фонда человеко-часов. Предположим, что в зависимости от постановочной сложности весь репертуар разбит на три группы: I  – спектакли со сложностью до 70 человеко-часов, II группа – 70-90 и III – более 90. Путем расчета установлено, что средняя сложность в I группе – 60, во II – 80 и в III – 100 человеко-часов. Из отчетности за предыдущий сезон очевидно, что названия из I группы показывались в среднем 7 раз в месяц, а из II и III – по 10 раз. В таком случае среднемесячный фонд будет равен: 

60 х 7 + 80 х 10 + 100 х 10 = 2220 (человеко-часов). 

      Непосредственно сдельные расценки определяются путем умножения стоимости одного человеко-часа на трудоемкость каждой операции по всем названиям. На этом подготовку к переходу на сдельную форму оплату труда можно считать законченной. Следует только учитывать, что рассчитывая фонд сдельной оплаты, можно направить часть выделяемых средств (естественно, до установления расценок) на премирование. Тем самым театр обеспечивает возможность для материального поощрения рабочих.

      Поскольку часть фонда заработной  платы выделена на повременные выплаты, 43% тарифной ставки работник ежемесячно получает за нерасцененные ненормируемые работы. Все остальные виды его деятельности оплачиваются сдельно в соответствии с фактически выполненными операциями. Если группа работников машинно-декорационного цеха выполнила задание по обслуживанию спектакля, то их заработок будет равен сумме расценок на соответствующие операции данного названия. Выполнение работ оформляется нарядом.

      Заработок полностью распределяется  между работниками пропорционально их тарифным ставкам по следующей формуле: 

Та

За =         х Зо

Т 

За – заработок работника А;

Зо – общий заработок всей бригады;

Та – тарифная ставка работника А;

Т – сумма  тарифных ставок работающих на данном спектакле.

      Для удобства расчетов Та можно заменить тарифным коэффициентом, определяемым как отношение тарифной ставки данного работника к минимальной тарифной ставке, принятой за единицу.

      Таков в общих чертах порядок  мероприятий по разработке и  внедрению сдельной оплаты труда в машинно-декорационном участке постановочной части театра. предложенная методика сложилась на основе обобщения результатов работы ряда ленинградских театров. Как показал опыт, ее применение приносит много пользы и театру, и его труженикам. Стимулируя более эффективную и качественную деятельность сценических цехов, способствуя заинтересованности тружеников в своей работе.

      Следует оговориться, что применение  предложенной формы оплаты труда  возможно в театрах, где не  полностью укомплектованы штаты  по машинно-декорационному участку, так как лишь при сокращенной численности рабочих и совмещении обязанностей создаются материальные предпосылки для реального стимулирования.

      Конечно, необходимо повысить  эффективность деятельности не  только машинно-декорационного участка, но и всех сценических цехов, более рационально использовать трудовые ресурсы на работах по обслуживанию спектаклей. Одним из путей решения этой проблемы может быть создание комплексной сценической бригады, члены которой должны выполнять различные монтировочные, осветительские и другие работы. За счет повышения квалификации и совмещения профессий появляются предпосылки для сокращения численности работающих и распределения средств экономии фонда заработной платы между членами комплексной бригады.

Оплата  труда работников концертных организаций, музыкальных и  танцевальных коллективов

      Оплата труда концертных исполнителей, в том числе и дирижеров  концертных организаций. Производится  согласно действующему Положению  об оплате артистов за выступления в концертах и за гастрольные выступления в спектаклях, исходя из концертных ставок за выступления в смешанном концерте, за выступления с сольным концертом в двух отделениях и месячных окладов.

      Установлен поквартальный учет заработной платы концертных исполнителей как состоящих в штате, так и работающих по договору. В общую сумму заработка включаются вознаграждения за выступления в смешанных и сольных концертах, по радио и телевидению; гастрольные надбавки и другие виды заработной платы артиста.

      Работникам концертных организаций  музыкальных и танцевальных коллективов  устанавливаются месячные должностные  оклады, а если они приняты  для работников с неполным  рабочим днем, - соответствующая  часть должностного оклада.

      Если артист или дирижер музыкального или танцевального коллектива в течение учитываемого периода выступит сверх суммированной охранной нормы, ему за каждое выступление выплачивается дополнительное вознаграждение из расчета месячного оклада, деленного на месячную норму. Если же режиссер, балетмейстер, дирижер или художник в течение календарного года перевыполнит годовую норму постановок, то за каждую постановку сверх нормы он получает дополнительное вознаграждение из расчета годового оклада, деленного на установленную годовую норму.

Информация о работе Основные принципы создания штатного расписания и системы оплаты труда в учреждениях культуры и искусств