Органы и агенты валютного контроля в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 22:42, курсовая работа

Краткое описание

Основополагающим звеном указанной системы является информационное взаимодействие между органами и агентами валютного контроля при осуществлении возложенных на них полномочий. Валютным законодательством предусмотрено, что органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении валютного законодательства лицом, осуществляющим валютные операции, передают ее органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу.

Оглавление

Введение. …………………………………………………………………..3

I Глава: Органы и агенты валютного контроля в России.

1. 1. Органы и агенты валютного контроля в Российской Федерации…..5

1. 2. Таможенные органы в системе органов валютного контроля …….11

1. 3. Взаимодействие органов и агентов валютного контроля в Российской Федерации………………………………………………………….15

Заключение ………………………………………………………………24

Список литературы ………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

валютн конт курс.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

    а) проверять все документы, связанные  с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, а также изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере валютного законодательства;

    б) приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае непредставления упомянутых в настоящей статье документов и информации;

    в) приостанавливать действие или лишать резидентов, включая уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий и разрешений на право осуществления  валютных операций;

    г) на другие права, предусмотренные законодательством  Российской Федерации.

    Органы  валютного контроля и их должностные  лица в случае ненадлежащего осуществления  возложенных на них обязанностей могут привлекаться к ответственности  в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

    1.2. Таможенные органы в системе органов валютного контроля

    На территории РФ, таможенные органы являются агентами валютного контроля (часть 3 ст. 22 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле") и осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле (ст. 94 ТК ТС). Валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, заключается в проверке таможенными органами соблюдения сроков перечисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки, подписавшие паспорта сделки по соответствующим внешнеторговым контрактам.

    Таможенные  органы Российской Федерации осуществляют валютный контроль в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом применительно к таможенному контролю. На них возложены обязанности за:

  • полнотой и своевременностью поступления выручки от экспорта товаров;
  • обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров;
  • эквивалентностью и соблюдением сроков встречных поставок при исполнении внешнеторговых бартерных сделок;
  • законностью операций неторгового характера: перемещением наличной иностранной валюты РФ, внутренних ценных бумаг в документарной форме и валютных ценностей;
  • соблюдением валютного законодательства при реализации других внешнеторговых сделок в пределах своей компетенции.

    Функции по осуществлению валютного контроля реализуются:

    - в ФТС РФ – Управлением валютного  контроля;

    - в региональном таможенном управлении – отделом валютного контроля;

    - на таможне – отделом (отделением) валютного контроля или отделом  валютного контроля и таможенной  стоимости;

    - на таможенном посту – сотрудниками, ответственными за осуществление  соответствующего этапа таможенного оформления.

    При этом вышестоящий таможенный орган  полномочен принимать решения по вопросам осуществления валютного  контроля, относящимся к компетенции  нижестоящего таможенного органа.

    Управление  валютного контроля осуществляет общее  методическое руководство и координацию деятельности таможенных органов по осуществлению валютного контроля, контроль за выполнением таможенными органами функций агентов валютного контроля, организацию информационного обмена (в том числе межведомственного).

    Отдел валютного контроля регионального таможенного управления организует и координирует деятельность и методологическое руководство подразделениями валютного контроля нижестоящих таможенных органов по вопросам валютного контроля, контроля за совершением внешнеторговых бартерных сделок и исполнения обязательств по ним и контроля за перемещением валюты и валютных ценностей.

    Отдел валютного контроля таможни осуществляет мероприятия по обеспечению выполнения таможней и участниками ВЭД требований законодательства РФ о валютном регулировании и валютном контроле, законодательства РФ о государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок, законодательства РФ об административных правонарушениях, указов и распоряжений Президента РФ, решений Правительства РФ, приказов и распоряжений ФТС РФ, РТУ, таможни по вопросам валютного контроля.

    Основными задачами отделов таможенного оформления и таможенного контроля являются:

    - таможенное оформление товаров  при их ввозе на таможенную  территорию РФ либо вывозе  с нее;

    - контроль за операциями по перемещению юридическими лицами через таможенную границу валютных ценностей, валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ.

    Отделы  таможенного оформления и таможенного  контроля осуществляют документальный контроль, т.е. проверяют соответствие установленным требованиям документов, необходимых для валютного контроля (внешнеторговый договор, паспорт сделки, ГТД/ТД и др.), и выявляют на этом этапе нарушения валютного и таможенного законодательства.

    При выявлении таможенными органами Российской Федерации в ходе осуществления валютного контроля нарушений валютного законодательства Российской Федерации, являющихся одновременно нарушениями таможенных правил, либо правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации, лица несут ответственность в соответствии с Таможенным кодексом.

    В иных случаях ответственность за нарушения валютного законодательства Российской Федерации, выявленные таможенными  органами Российской Федерации, наступает  в соответствии с валютным и другим законодательством Российской Федерации.

    Статьей 183 Таможенного кодекса Таможенного  союза (ТК ТС) установлено, что при  таможенном декларировании необходимо представлять документ, подтверждающий соблюдение требований в области  валютного контроля - паспорт сделки (ПС). Происходить это должно в соответствии с валютным законодательством государств - членов ТС. На территории РФ участники ВЭД при требовании таможенных органов о предоставлении ПС должны руководствоваться Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (Закон N 173-ФЗ).

    Планом  мероприятий по оптимизации процедур в сфере таможенного администрирования  и валютного контроля, связанных  с экспортом и временным вывозом  высокотехнологичной продукции, одобренным протоколом заседания правительственной комиссии по проведению административной реформы от 21.04.2010 N 100, предусмотрено внесение изменений в нормативные правовые акты Банка России в части увеличения суммы договора, с которой у резидентов возникает обязанность по оформлению паспорта сделки, до 20 тыс. долларов в эквиваленте; увеличения сроков представления справки о валютных операциях при списании денежных средств с транзитного валютного счета до 15 дней. Оба положения давно заслуживают утверждения на законодательном уровне. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.3. Взаимодействие органов и агентов валютного контроля в Российской Федерации

    Согласно  изменениям, внесенным в Федеральный Закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", при обмене информацией Банк России должен осуществлять взаимодействие с Росфиннадзором и координацию взаимодействия уполномоченных банков (как агентов валютного контроля) с органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля. Уполномоченные банки как агенты валютного контроля должны передавать таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Банком России. Исключения составляют случаи, указанные в части 13 статьи 23 Закона N 173-ФЗ, в которых определено, что уполномоченные банки и Внешэкономбанк передают таможенным и налоговым органам по их запросам в целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, открытием и ведением счетов имеющиеся в их распоряжении копии документов, заверенные надлежащим образом.

    Законом N 173-ФЗ определен перечень документов, связанных с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, которые агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов. С 16 февраля 2011 года перечень дополнен требованием о предоставлении не только документов, которые являются основанием для проведения валютных операций, то есть договоров (соглашений, контрактов), но и дополнений и (или) изменений к ним. К документам, оформляемым и выдаваемым кредитными организациями, добавлено требование о предоставлении ведомости банковского контроля.

    Закон N 173-ФЗ установил, что органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством России коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую известной им при осуществлении их полномочий. По новой редакции Закона N 173-ФЗ к тайнам, которые необходимо сохранять, причислена и налоговая информация. Причем часть 8 статьи 23 Закона N 173-ФЗ дополнена абзацем о том, что представление и передача документов и информации, связанных с проведением резидентами и нерезидентами валютных операций, открытием и ведением счетов, одним органом валютного контроля другому органу валютного контроля, органом валютного контроля агенту валютного контроля, агентами валютного контроля органам валютного контроля не являются нарушением коммерческой, банковской, налоговой и служебной тайны.

    Уполномоченные банки и Внешэкономбанк по запросам таможенных и налоговых органов должны передавать имеющиеся в их распоряжении копии документов, заверенных надлежащим образом. Они должны запрашиваться исключительно в целях осуществления валютного контроля проводимых резидентами валютных операций, открытием и ведением счетов. При этом запрос о представлении копий документов должен включать информацию о содержании предполагаемого нарушения актов валютного законодательства РФ или актов органов валютного регулирования. Кроме того, должны быть указаны соответствующие нормативные правовые акты и известные сведения, достаточные для идентификации конкретной валютной операции (предполагаемого нарушения), а также информация, необходимая для идентификации резидента. Срок исполнения запроса не может составлять менее 7 рабочих дней со дня, следующего за днем его получения.

    В свою очередь ФТС России должна передавать уполномоченным банкам и Внешэкономбанку (исключительно по их запросам) информацию о соответствии или несоответствии сведений в представленных резидентами таможенных декларациях на товары, перемещаемые через границу РФ, сведениям о совершении таможенных операций по товарам, имеющимся в распоряжении таможенных органов. Таким образом, должностным лицам ФТС России необходимо будет производить сравнительный анализ сведений, предоставленных резидентами, с информацией, которой они располагают. Срок исполнения запроса ФТС России не может составлять более 14 рабочих дней со дня, следующего за днем его получения.

    Федеральная налоговая служба передает уполномоченным банкам и Внешэкономбанку по их запросам в целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, открытием и ведением счетов информацию, подтверждающую уведомление (неуведомление) налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории России. В случае открытия резидентом счета (вклада) в зарубежном банке агенты валютного контроля могут узнать или подтвердить эту информацию с помощью налогового органа по месту учета резидента. Срок исполнения запроса не может составлять более 14 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса.

    Обмен информацией осуществляется в электронном виде. Это достаточно оперативно и не требует дополнительных затрат. С вступлением в силу изменений в Закон N 173-ФЗ российским участникам ВЭД стало понятно, как органы и агенты валютного контроля взаимно информируют друг друга, а также в каких случаях и какую информацию можно считать коммерческой, банковской, налоговой или служебной тайной.

    Представление в уполномоченный орган валютного контроля необходимых для осуществления его функций документов и информации осуществляется Центральным банком Российской Федерации (его территориальными учреждениями), Федеральной налоговой службой (ее территориальными органами), Федеральной таможенной службой (ее территориальными органами), уполномоченными банками (их филиалами), подотчетными Центральному банку Российской Федерации (далее - уполномоченные банки (их филиалы)), государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (ее филиалами), а также не являющимися уполномоченными банками профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в том числе держателями реестра (регистраторами), подотчетными федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг (далее - участники рынка ценных бумаг).

Информация о работе Органы и агенты валютного контроля в России