Организация коммерческой деятельности на предприятии (на примере ООО Уралхимсервис)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 08:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания курсовой работы состоит в следующем:
- систематизация, закрепление и расширение полученных теоретических и практических знаний по дисциплинам «Коммерческая деятельность» и «Организация производства на предприятиях торговли и общественного питания»;
- развитие навыков проведения самостоятельной работы и овладение методами исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых в курсовой работе проблем и вопросов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1 Характеристика предприятия ООО «Уралхимсервис»……………..…5
1.1 Организационно-правовая форма, структура управления и основные виды деятельности предприятия…………………………………..……………………5
1.2 Месторасположение предприятия, потребители товаров и услуг………..10
1.3 Характеристика товаров и оказываемых услуг:…………………...............13
1.4 Торгово-технологический процесс на предприятии…………………..…..14
Глава 2 Организация коммерческой деятельности на предприятии………....20
2.1 Сущность и задачи коммерческой деятельности………………………….20
2.2 Анализ рыночной конъюнктуры……………………………………………23
2.3 Анализ организации коммерческой деятельности по закупке товаров….35
2.4 Анализ конкурентных позиций предприятия………………………….......34
2.5 Анализ организации коммерческой деятельности по продаже товаров 35
Глава 3 Экономический анализ деятельности предприятия……………….....48
3.1Анализ товарооборота предприятия ………………………………………..48
3.2 Анализ издержек обращения………………………………………………..49
3.3 Анализ прибыли и рентабельности ………………………………………..56
Глава 4 Рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности предприятия……………………………………………………………………56
4.1 Проблемы организации коммерческой деятельности и рекомендации….56
Заключение………………………………………………………………………60
Список литературы……………………………………………………………61

Файлы: 1 файл

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ.орг ком деят.docx

— 162.72 Кб (Скачать)

          Процесс продажи в магазине «Хозяйка» организуется следующим образом. Данный магазин строился именно из расчета системы самообслуживания покупателей. Значительный экономический эффект при самообслуживании достигается за счет увеличения пропускной способности магазина, роста его товарооборота и валового дохода, ощутимого сокращения численности торговых работников и повышения производительности их труда, снижения уровня издержек обращения. К числу преимуществ метода самообслуживания следует отметить его универсальность. Методом самообслуживания можно продавать подавляющее большинство непродовольственных товаров.

При входе в магазин  покупатель берет инвентарную корзину  для отбора товаров и проходит в торговый зал, ориентируясь в зале с помощью различных средств «немой справки». Отобрав товар, покупатель проходит в зону расчета и предъявляет при выходе из торгового зала контролеру-кассиру самостоятельно отобранные товары и товары, приобретенные через прилавок обслуживания. Контролер-кассир рассчитывается с покупателем.

Согласно основным правилам работы данного магазина работникам магазина самообслуживания не разрешается при входе покупателей в зал обязывать их оставлять свои личные вещи. При желании покупателя оставить хозяйственную сумку, рюкзак, портфель, чемодан магазин обязан обеспечить их сохранность, для чего устанавливается соответствующее оборудование (стеллажи, полки и др.). Не разрешается также требовать от покупателей предъявления при входе в торговый зал товаров, приобретенных в других магазинах, ставить на них штампы или делать другие отметки.

          Контролеры-кассиры, ведущие расчет с покупателями, должны хорошо знать ассортимент продаваемых товаров, розничные цены, порядок получения денег за проданный товар, правила эксплуатации и ухода за кассовыми машинами, уметь пользоваться прейскурантом.

           При расчете покупатель ставит инвентарную корзину с отобранными товарами на кассовый прилавок, контролер-кассир проверяет их цену и стоимость, перекладывает товар в пустую корзину, постоянно находящуюся на кассовом прилавке, регистрирует на кассовой машине стоимость покупки, четко называет ее стоимость и сумму полученных денег, которые кладет на виду у покупателя, выдает сдачу и чек одновременно и после окончательного расчета кладет полученные от покупателя деньги в денежный ящик.

          Расчет за все товары, приобретаемые в магазине  «Хозяйка», в том числе и за отпущенные через прилавки обслуживания, производится только в едином узле расчета. Не разрешается требовать от покупателей предварительной оплаты товаров, продаваемых через прилавки обслуживания (с продавцами).

                    Одно из важнейших принципов организации процесса продажи в магазине «Хозяйка» – сочетание доверия к покупателям с умелой организацией контроля. На покупателя отрицательно воздействует чрезмерный контроль, поэтому все работники торгового зала должны выкладывать товар, поправлять ценники, консультировать покупателей, одновременно осуществляя общий контроль за торгово-оперативным процессом.

Глава 2 Организация  коммерческой деятельности на предприятии

 

2.1. Сущность и задачи коммерческой деятельности

 

Коммерческая деятельность – это комплекс коммерческих процессов  и операций, направленных на эффективность  купли-продажи с ориентацией на спрос и получение реальной прибыли.

Функции коммерческой деятельности:

1. Формирование коммерческой  политики организации:

- усиление влияния предприятия  на рынке;

- выявление и заполнение  новых рыночных ниш;

- совершенствование товарной  номенклатуры предприятия;

- повышение конкурентоспособности.

2.Коммерческий подход  предприятия к коммерческой работе:

- связь с поставщиками  и покупателями

- купля-продажа товаров  зависимости от структуры рыночного  спроса;

- выбор наиболее выгодных  методов продвижения товаров  на рынке.

3. управление процессами  купли-продажи.

4. Выявление потенциальных  возможностей расширения рынка  с учетом спроса и предложения.

5. Учет издержек связанных  с коммерческими процессами и  операциями.

У каждого предприятия  функционирующего на рынке существует главная цель-получение прибыли, для достижения которой предприятие  было организовано и функционирует.

 Стратегия – план действий, комплекс мероприятий, позволяющий  достичь главной цели организации,  предприятия.

 Формирование стратегии начинается  с изучения внутренней среды,  путем изучения ключевых факторов  успеха. В предприятиях сферы  оказания услуг, а предприятия торговли таковыми являются, выделяются следующие ключевые факторы успеха:

  1. удобство расположения предприятия;

2. удобство подъезда и парковки;

3. качество предлагаемых товаров;

4. надежность и безопасность  оказываемой услуги;

5. своевременность услуги;

6. атмосфера предприятия;

7. интерьер;

8. организация рекламы.

 Путем системного подхода  и многоуровневой системы оказываемой  услуги, предприятие торговли по  значимости ключевых факторов  успеха раскладывается на 4 уровня (4–х уровневая интегральная модель): где, основная задача 1 уровень  – удовлетворение потребностей  потребителя; далее следует 2 уровень  – место расположения предприятия,  режим работы, ассортимент, качество  предлагаемой продукции, надежность  и безопасность услуги; 3 уровень  – качество сервиса, атмосфера  предприятия, интерьер, персонал, своевременность  оказания услуги и 4 уровень  – имидж предприятия, степень  приверженности к нему потребителей.



 

      


 


 

Рисунок 3 - Факторы успеха предприятия

 

Как можно увидеть из рисунка, основным из факторов успеха предприятия является его месторасположение, ассортимент, качество предлагаемой продукции. Если для вновь строящегося или вновь открываемого предприятие это место можно удачно подобрать, то для функционирующего предприятия это проблема.

В данном случае предприятию следует  делать основной упор на другие основные факторы успеха: режим работы, ассортимент, качество покупаемых товаров, надежность и безопасность оказываемой услуги. Не стоит забывать и про работу с персоналом, так как в сфере  оказания услуг – служащие –  часть продаваемого товара и одна из главных задач – развивать  культуру обслуживания, культуру сервиса  персонала.

 Исходя, из главной цели предприятия  и для ее достижения формируются  более низкие по уровню. Целей  должно быть 4-6. Построение дерева  стратегических целей призвано  отражать общую цель предприятия  и то есть поэтапные действия, которые позволяют реализовать  данную цель.

 Главной целью ООО «Уралхимсервис» является получение реальной прибыли в долгосрочный период за счет увеличения реализации товаров, внешним потребителям (завоевание новой доли рынка) и оптимизации издержек обращения.

Пути достижения цели представлены на построенном дереве стратегических целей это:

  1. следование за модными тенденциями рынка торговли;
  2. формирование оптимального ассортимента;
  3. применение гибкой системы ценообразования;
  4. расширение услуг, предоставляемых покупателям;
  5. выбор рационального канала закупки товаров;

Все вышеперечисленное позволит предприятию расти и процветать.

 

 

 

2.2. Анализ рыночной  конъюнктуры

 

   

          Российский парфюмерно-косметический рынок является одним из крупнейших потребительских рынков в Европе и продолжает динамично развиваться. Он занимает 8% европейского рынка и находится на шестом месте по объемам продаж парфюмерно-косметической продукции после таких стран как Франция, Германия, Великобритания, Испания и Италия. В последние несколько лет объемы российского рынка достигли цифр, сопоставимых с объемами европейских стран. 
           Развитию рынка парфюмерно-косметической продукции способствует рост платежеспособности населения и развитие инфраструктуры. Кроме этого, россияне являются самыми активными по сравнению с западными потребителями парфюмерно-косметической продукции, они готовы тратить большую долю своего дохода на эту продукцию. 
           Сейчас на долю российских производителей приходится около 47% рынка. Доля российских компаний в товарном выражении, как правило, превышает долю рынка в стоимостных показателях. 
Согласно оценкам аналитиков, в 2007 г. самая большая доля в объеме продаж косметики в России приходится на средства по уходу за волосами (19,6%). Следующие по величине сегменты парфюмерии (18,4%), и средств по уходу за кожей лица и тела (13,9%). Большими темпами растут сегменты средств-депиляторов (до 25%). Стабильно высоким остается прирост в парфюмерии (20%) и средств ухода за телом (20%).

  Также наблюдается увеличение интенсивности потребления некоторых категорий косметики (солнцезащитная косметика, уход за кожей, средства для укладки волос и др.) и происходит активное освоение новых сегментов отрасли (мужской, антивозрастной, детской косметики). Значительное влияние на рост и структуру рынка оказывает тенденция к постепенному переходу потребления косметической продукции от дешевых марок к продукции среднего ценового уровня. 
       Особенность потребления в России заключается в том, что россияне не склонны экономить на красоте. Российские потребители активно пользуются продукцией люксовых марок, а расходы на дорогую парфюмерию и косметику не всегда соответствуют уровню их доходов. Рост данного сегмента рынка достигается не только благодаря потребителям с высоким уровнем доходов, но и тем, чья зарплата находится на среднем или даже ниже среднего уровня. 
В то же время рост уровня жизни населения и увеличение доли среднего класса в еще большей степени способствует превращению люксовых марок в продукт массового потребления. Доступность люксовых товаров также повышают розничные сети, применяющие дисконтные системы, которые позволяют постоянным покупателям экономить от 5 до 25% стоимости товара.

Наиболее активно по сравнению  с показателями по рынку в целом, развивается парфюмерно-косметическая  розница. По данным ЭМГ "Старая крепость", наибольшую долю по числу продаж парфюмерно-косметической  продукции занимают универмаги и  специализированные магазины (30% и 24% соответственно). Эти дистрибуторы активно ведут  борьбу за покупателя, используя рекламу  и PR, а также программы привлечения  и удержания клиентов.

         Преимущество универмагов для потребителя – возможность закупить в одном месте все необходимое.  
По данным федеральной службы статистики России, в 2007 г. среди товаров химической промышленности ввоз парфюмерно-косметических товаров увеличился на 35%. В среднем в 2007 г. импорт парфюмерно-косметических товаров, мыла и моющих веществ из стран дальнего зарубежья (согласно данным официальной статистики) составлял порядка $234 млн. в месяц, или $2,8 млрд. в год. Как известно, декларирование стоимости ввозимого товара производится согласно специально разработанным таблицам, где указана минимальная, так называемая статистическая стоимость продукта, которая не может быть ниже рассчитанной и указанной в таблице, даже при наличии справки от производителя. По самым скромным оценкам экспертов, в 2007 г. объем парфюмерии и косметики зарубежного производства на российском рынке составил около $5 млрд.

         Тем не менее, эта оценка весьма условна. В связи с ростом контрактного производства многие крупные зарубежные компании производят продукцию на территории РФ, крупные же российские производители импортируют косметические средства под собственной маркой из стран ближнего зарубежья.

        Последние годы выявляют тенденцию продвижения парфюмерно-косметических сетей в регионы, поэтому у потребителя появляется выбор: приобретать продукцию через каталоги сетевых распространителей или в магазинах.

          Постепенно у российских покупателей формируется культура потребления. Рыночная структура становится аналогичной западным и мировым стандартам. Дистрибуторы в связи с этим обращают внимание на более четкое позиционирование и продуманную ассортиментную политику, повышение качества работы с потребителем, подбор и обучение персонала, рациональное использование площади, интерьер, способы организация товара, а также стимулирование сбыта на месте продажи. 
           В настоящий момент российский рынок парфюмерно-косметической продукции характеризуется переходом к цивилизованным формам торговли, когда на долю открытых рынков остается не более 16% объема продаж. Динамично развиваются специализированные парфюмерно-косметические розничные сети, прирост которых достигает 30-40% в год. Одновременно с усилением позиций розницы происходит ослабление влияния на рынок дистрибьюторского бизнеса.

          В последние несколько лет идет процесс перераспределения каналов дистрибуции косметики и парфюмерии в пользу универмагов, специализированных магазинов, магазинов возле дома. Наиболее острая борьба за покупателя ведется среди специализированных магазинов и универмагов, которая сопровождается высокими темпами роста расходов на рекламу и PR, на программы привлечения и удержания клиентов. Наблюдается тенденция к популяризации формата drugstore, когда косметика реализуется через аптечные сети.

           По данным Российской парфюмерно-косметической ассоциации, до 2010 г. средние темпы роста рынка составят 9,8%, а в 2011-2017 гг. снизятся до 6%. К 2016-2017 годам потенциальная емкость российского рынка достигнет $15-18 млрд. Данный рост возможен благодаря увеличению благосостояния бедных слоев населения и выхода их в средний класс. Эта тенденция выйдет за пределы крупных городов и будет заметна и в регионах. В результате этого, по прогнозам, уровень затрат на парфюмерно-косметические средства в 2014 г. приблизится к $100 на человека в год.

          Кроме этого, в ближайшие годы эксперты прогнозируют постепенное "размывание" деления масс-маркета на нижний, средний и высокий уровень, останется сегмент массовой косметики и люксовой. Часть потребителей будет переходить на люксовый сегмент, обеспечивая его неуклонное развитие. Таким образом, потребление люксовой косметики в России будет также расти, но ежегодный показатель прироста будет снижаться с изменением отношения к парфюмерно-косметической продукции как покупкам статусным и импульсивным. Исключительно важным для роста рынка является развитие дистрибьюторских региональных сетей. Перспективным форматом продаж считаются магазины типа "дрогери", а также формат "drugstore", когда парфюмерно-косметическая продукция реализуется через аптечные сети. Новые форматы постепенно отбирают у специализированных магазинов масс-маркета часть потребителей. Все это свидетельствует о формировании в России современных форматов торговли, приближении отечественного рынка к мировым стандартам. Ожидается, что уровень потребления в России будет сближаться с европейским, и в ближайшие десять лет россияне будут увеличивать долю парфюмерно-косметических средств в потребительской корзине. 
          Российские производители, уловив мировую тенденцию, активно разрабатывают как многофункциональные, так и специальные косметические средства. Причем, если одни компании, помимо основных линий по уходу, создают серии специализированных средств, предназначенных для проведения различных салонных процедур, то другие, напротив, концентрируются исключительно на специальных средствах. Розничный потенциал многофункциональных и специализированных средств на российском рынке, по оценкам специалистов, неравнозначен.

          В России сейчас выпускаются продукты, которые наряду со своей основной функцией могут иметь две-три добавочные, однако производители и косметологи указывают, что это побочное, дополнительное действие таких продуктов. Они удобны, но для достижения максимального эффекта в каждой конкретной области – увлажнения, защиты – необходимо использовать специализированные средства. 
        Именно поэтому в России растут продажи специализированных средств. Но усиление в рознице специализированной продукции не дает высоких результатов в первую очередь из-за ограниченности в средствах большей части населения, поскольку стоимость ее будет такая же, как и универсальной.

Другим перспективным  сектором является продукция для  детей и подростков. Участники  российского косметического рынка  единодушны во мнении, что детская  и подростковая косметика – одно из самых интересных направлений  для отечественных производителей, и в нашей стране развитие этой ниши весьма перспективно. В последнее  время на детской и подростковой косметике стало специализироваться достаточно много компаний в Европе и ряде других стран. Предложения  для тинейджеров и детская косметика в последнее время стали главными в деятельности российских производителей.

 
   
   




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Анализ организации коммерческой деятельности по закупке товаров

 

2.3.1. Анализ поставщиков

 

Дифференцированность продукта можно объяснить существованием так называемых дилерских или дистрибьюторских договоров. Такие договоры заключаются между предприятием-поставщиком и покупателем, в данном случае компания ООО «Уралхимсервис». Дистрибьюторский договор предоставляет компании-клиенту дистрибьюторские полномочия, а также определяет территорию продаж. Компании-дистрибьютору выставляется минимальный дистрибьюторский объем, при выполнении которого она получает свою дистрибьюторскую скидку. Выставляется также план по закупкам (обычно на 1 квартал) и/или план по представленности, за выполнение которого предоставляются дополнительные бонусы. Компания-дистрибьютор также может иметь специальные условия по отсрочке платежа. В свою очередь дистрибьютор обязуется держать цены не ниже определенной в договоре границы, а также соблюдать соглашение о клиентской базе, по которому он имеет право работать только с отведенными ему торговыми точками и сетями. За нарушения договора поставщик имеет право применять к компании-дистрибьютору различные штрафные санкции. Дистрибьюторские договоры у компании ООО «УралХимСервис» заключены с такими крупными российскими и зарубежными компаниями как ПКФ «Весна», ОАО Концерн «Калина», «Арнест», «Невская косметика», ЗАО «Нэфис Косметикс», «Бенкизер», «Colgate», «Unilever», «Henkel», «Хайджин Кинетикс».

Следует также заметить, что на одной территории может  быть не один дистрибьютор, в этом случае происходит деление клиентской базы. Например по таким товарным группам как «Калина», «Colgate», «Бенкизер», «ОЛА», «Unilever» дистрибьюторский договор с поставщиками заключен и у предприятия ООО «Уралхимсервис», и у ТК «Оптима».

              2.3.2. Анализ каналов товародвижения

 

          Магазин "Хозяйка"  №35 не имеет возможности самостоятельно выбирать себе поставщиков. Всю деятельность по выбору поставщиков и дальнейшему сотрудничеству осуществляет специальные службы ООО «Уралхимсервис»: отдел маркетинга и отдел снабжения.

          Основной задачей, стоящей перед каждым предприятием, занимающимся торговой деятельностью является выявление и превращение покупательной способности потребителя в реальный спрос на определенный товар и полное удовлетворение этого спроса для обеспечения намеченных фирмой прибыли.

Организация торговой деятельности ООО «Уралхимсервис» состоит из следующих этапов:

1. Закуп товара у поставщиков и его доставка на базу и склады;

Информация о работе Организация коммерческой деятельности на предприятии (на примере ООО Уралхимсервис)