Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 01:09, реферат
Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями. Так же это социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре.
Введение.
Система образовательных учреждений.
Высшие учебные заведения Мира.
Современное мировое образовательное пространство.
Заключение.
Список использованной литературы и источников.
К крупным международным проектам относятся:
• ЭРАЗМУС, цель которого заключается в том, чтобы обеспечить мобильность студентов Европейского Совета (например, в рамках программы до 10% студентов должны пройти обучение в вузе другой европейской страны);
• ЛИНГВА — это программа повышения эффективности изучения иностранных языков, начиная с младших классов;
• ЭВРИКА, задача, которого состоит в том, чтобы осуществлять координацию исследований со странами Восточной Европы;
• ЭСПРИТ — проект, предполагающий объединение усилий европейских университетов, НИИ, компьютерных фирм в создании новых информационных технологий;
• ЕИПДАС — это программа в области совершенствования планирования и управления образованием в арабских странах;
• ТЕМПУС представляет собой общеевропейскую программу, ориентированную на развитие мобильности университетского образования;
• ИРИС — это система проектов, направленная на расширение возможностей профессионального образования женщин.
Появляются
новые организационные
Полиструктурность мирового образования позволяет осуществить анализ метаблоков, макрорегионов и состояния образования в отдельных странах.
В мире выделяют типы регионов по признаку взаимного сближения и взаимодействия образовательных систем (А. П. Лиферов).
Первый тип составляют регионы, которые выступают генераторами интеграционных процессов. Самым ярким примером такого региона может служить Западная Европа. Идея единства стала стержнем всех образовательных реформ 1990-х годов в западноевропейских странах. Стремление к утверждению «европейской идентичности» и «гражданственности» подкреплено целым рядом европейских проектов в таких областях образования и культуры, как популяризация национальных литератур, расширение обучения иностранным языкам, увеличение сети библиотек, проект «Европейский город культуры».
Значение
европейских интеграционных процессов
не исчерпывается территорией
К
первому типу регионов можно также
отнести США и Канаду, но их интеграционные
усилия в сфере образования
В мире формируется новый, Азиатско-тихоокеанский регион (АТР) -генератор интеграционных процессов.
В него входят следующие страны: Республика Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг, а также Малайзия, Таиланд, Филиппины и Индонезия. Для всех этих стран характерна стратегия повышенных требований к качеству обучения и подготовке кадров.
В основе «азиатского экономического чуда» стран АТР лежит ряд факторов. Один из решающих факторов заключается в финансовом приоритете образования.
В
большинстве стран АТР
Государственные расходы на образование в развитых странах составляют около 950 млрд долларов США в год, а на образование одного учащегося всех ступеней в среднем—1620 долларов.
Ко второму типу относятся регионы, позитивно реагирующие на интеграционные процессы. В первую очередь это страны Латинской Америки.
Как
в процессе истории, так и в
настоящее время Латинская
Страны
Латинской Америки
Латинская
Америка реализует программу
под названием «Основной проект
ЮНЕСКО по образованию для стран
Латинской Америки и Карибского
бассейна». В ее рамках к 2000 году, предполагается
полностью ликвидировать
Общеамериканский уровень развития интеграции образования находится в процессе зарождения и во многом будет определяться задачами формирующегося экономического пространства Западного полушария и преодолением политико-культурной экспансии со стороны США. Все современные модели латиноамериканского образования представляют собой прототипы американских или их модификации. Среди латиноамериканских стран Бразилия и Аргентина уже давно ориентируются на американскую модель образования. Мексика и Коста-Рика ищут другие пути развития образовательной системы, опираясь на тесный контакт с Европой. Развивающаяся сеть «открытых» университетов также способствует уменьшению влияния США. Такие университеты действуют при университете г. Бразилиа, Национальном автономном университете Мексики, при университетах Коста-Рики и Колумбии. Латиноамериканские государства (особенно Мексика и Чили) в вопросах образования и культуры развивают сотрудничество с Японией и странами Азиатско-тихоокеанского региона.
Государственные расходы на образование в странах Латинской Америки и государств Карибского бассейна в среднем составляют около 50 млрд. долларов в год, а расходы на образование одного ученика соответственно составляют около 500 долларов.
К третьему типу относятся те регионы, которые инертны к интеграции образовательных процессов.
В эту группу входят большая часть стран Африки к югу от Caxapы (кроме ЮАР), ряд государств Южной и Юго-Восточной Азии, небольшие островные государства бассейнов Тихого и Атлантического океанов. Продолжительность школьного обучения в целом ряде африканских стран ниже минимального – 4 года. В данных регионах преобладает неграмотное население. Например, около 140 млн африканцев, проживающих южнее Сахары, остаются безграмотными. Самая низкая продолжительность школьного обучения в Нигерии — 2,l года затем в Буркина-Фасо — 2,4 года, в Гвинее — 2,7 года, в Джибути — 3,4года. По данным ЮНЕСКО, в начальных школах таких стран, как Нигерия или Гвинея, учебники есть только у 30% детей. Материальная база образования чрезвычайно низка. Соотношение «учащийся—учитель» (среднее число учащихся на 1 учителя) в странах этого региона является одним из самых высоких в мире. Например, в Бурунди этот показатель равен 49, в Кении — 39, в Намибии — 38; при среднемировом показателе — 16, а в развитых странах мира — 23.
В
данных регионах нет предпосылок
для формирования жизнеспособных национальных
систем высшего образования. Реальную
возможность поддержки связей стран
данного региона с мировым
научным и образовательным
К
концу XX века выделяются регионы, в
которых по ряду экономических, политических,
социальных причин нарушается последовательность
образовательных и
В
арабских странах наблюдается стремление
к выделению четырех
В странах Восточной Европы и бывшего СССР в связи с политической нестабильностью, экономическим кризисом и общественной дезинтеграцией наблюдается спад в развитии образования. Последнее финансируется по остаточному принципу при тенденции к диверсификации источников финансирования средней и высшей школы. Влияние США и других стран привело к поэтапному переходу высшей школы на многоуровневую систему образования и подготовки специалистов. Системы образования стран Восточной Европы и бывшего СССР осуществили «перестройку», основывающуюся на стремлении к демократизации. В 1980-90-е годы в России сформировалось массовое инновационное движение в области школьного образования. Оно проявилось в поисках нового: моделей школы, содержания образования, образовательных технологий.
Несмотря на медленную внутрирегиональную реинтеграцию, страны Восточной Европы и бывшего СССР сохраняют общие элементы инфраструктуры образования, пригодные для использования в интеграционных процессах разного уровня и масштаба. Данные страны отдают приоритет связям с учебными заведениями Запада или со своими «заграничными» историческими соседями. Усиливаются международные контакты с образовательными системами США и других развитых государств как стремление войти в мировое образовательное пространство.
В
процессе международной оценки уровня
развития системы высшего образования
(по данным начала 1990-х годов) были выделены
группы стран по следующим показателям:
ВНП (валовой национальный продукт)
на душу населения страны и численность
студентов в расчете на 100000 жителей
(см. табл. 1). На основании полученных
данных можно сделать вывод, что
в практически неограниченный доступ
к высшему образованию
К концу XX века численность учащихся во всем мире составляет около 1060 млн человек, а доля грамотного населения в возрасте более 15 лет — лишь 75 %. По сравнению с данными 1960-х годов, к началу 1990-х число иностранных студентов, аспирантов и стажеров во всех странах мира возросло почти в восемь раз и превысило 1 млн 200 тыс. человек. Фактически в мире два из каждых ста, получающих высшее образование, иностранные студенты. Значительная доля всего международного студенческого обмена приходится на Европу.
Для
педагогических систем развитых стран
характерна тенденция синтеза науки,
образования и производства через
создание крупнейших технополисов.
Таблица 1. Результаты международной оценки уровня системы высшего образования.
Группа, № | Показатель валового национального продукта на душу населения, тыс. долларов | Страна | Количество студентов на 100 000 жителей | |
1. | 20 | США | 5600 | |
Канада | 5100 | |||
Норвегия | 3370 | |||
Финляндия | 3330 | |||
Франция | 3000 | |||
ФРГ | 2810 | |||
Австрия | 2670 | |||
Япония | 2330 | |||
Швеция | 2250 | |||
Швейцария | 2050 | |||
Исландия | 2050 | |||
ОАЭ | 642 | |||
2. | 10-20 | Испания | 3000 | |
Нидерланды | 3000 | |||
Израиль | 2800 | |||
Бельгия | 2730 | |||
Италия | 2500 | |||
Багамские острова | 2190 | |||
Великобритания | 2170 | |||
Катар | 1560 | |||
Кувейт | 1250 | |||
Гонконг | 1200 | |||
Сингапур | 1000 | |||
3. | 5-10 | Республика Корея | 3900 | |
Ирландия | 2600 | |||
Греция | 2000 | |||
Барбадос | 1660 | |||
Ливия | 1550 | |||
4. | 3-5 | Португалия | 1890 | |
Бывшая Югославия | 1400 | |||
Бывшая ЧССР | 1200 | |||
Суринам | 1000 | |||
5. | 1-3 | Перу | 3450 | |
Аргентина | 3300 | |||
Болгария | 2100 | |||
Чили | 1940 | |||
Таиланд | 1770 | |||
Мексика, Колумбия, Сальвадор, Польша,Турция | 1500 | |||
Алжир, Бразилия, Иран, Венгрия, Румыния,Тунис | 1000 | |||
6. | Менее 1 | Ливан | 3000 | |
Филиппины | 2800 | |||
Египет, Боливия, Эквадор, Монголия, Сирия | 2000 |
Информация о работе Образование в мире: виды, уровень и расходы в различных регионах мира