Образование в мире: виды, уровень и расходы в различных регионах мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 01:09, реферат

Краткое описание

Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями. Так же это социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре.

Оглавление

Введение.
Система образовательных учреждений.
Высшие учебные заведения Мира.
Современное мировое образовательное пространство.
Заключение.
Список использованной литературы и источников.

Файлы: 1 файл

Мировая экономика.docx

— 75.34 Кб (Скачать)
 

       Таблица 2. Расходы на образование стран  мира.

    Расчет  сделан, как % от ВВП. 

№ п.п. Страна (% ВВП)  Дата информации
    1
    Кирибати
    17.80
    2002
    2
    Куба
    13.60
    2008
    3
    Лесото
    12.40.
    2008
    4
    Маршалловы  острова
    12.30.
    2004
    5
    Палау
    10.30.
    2002
    6
    Сент-Киттс и Невис
    9.90.
    2005
    7
    Узбекистан
    9.40.
    1991
    8
    Джибути
    8.70.
    2007
    9
    Молдова
    8.20.
    2008
    10
    Ботсвана
    8.10.
    2007
    11
    Мальдивы
    8.10.
    2008
    12
    Дания
    7.90.
    2006
    13
    Свазиленд
    7.90.
    2008
    14
    Коморские острова
    7.60.
    2008
    15
    Исландия
    7.50.
    2007
    16
    Микронезия, Объединенные государства
    7.30.
    2000
    17
    Бурунди
    7.20.
    2008
    18
    Тунис
    7.20.
    2007
    19
    Кипр
    7.10.
    2007
    20
    Тимор-Leste
    7.10.
    2008
    21
    Кения
    7.00
    2006
    22
    Сент-Винсент  и Гренадины
    7.00
    2007
    23
    Намибия
    6.90.
    2008
    24
    Вануату
    6.90.
    2008
    25
    Танзания
    6.80.
    2008
    26
    Барбадос
    6.70.
    2008
    27
    Норвегия
    6.70.
    2007
    28
    Швеция
    6.70.
    2007
    29
    Кыргызстан
    6.60.
    2007
    30
    Израиль
    6.40.
    2007
    31
    Боливия
    6.30.
    2006
    32
    Сент-Люсия
    6.30.
    2008
    33
    Фиджи
    6.20.
    2004
    34
    Ямайка
    6.20.
    2008
    35
    Новая Зеландия
    6.20.
    2007
    36
    Бельгия
    6.10.
    2007
    37
    Гайана
    6.10.
    2007
    38
    Судан
    6.00
    1991
    39
    Кабо-Верде
    5.70.
    2008
    40
    Марокко
    5.70.
    2008
    41
    Саудовская  Аравия
    5.70.
    2008
    42
    Франция
    5.60.
    2006
    43
    Соединенное Королевство
    5.60.
    2007
    44
    Эфиопия
    5.50.
    2007
    45
    Нидерланды
    5.50.
    2006
    46
    Соединенные Штаты
    5.50.
    2007
    47
    Австрия
    5.40.
    2007
    48
    Венгрия
    5.40.
    2006
    49
    Южная Африка
    5.40.
    2009
    50
    Самоа
    5.40.
    2008
    51
    Финляндия
    5.40.
    2007
    52
    Гана
    5.40.
    2005
    53
    Швейцария
    5.30.
    2007
    54
    Украина
    5.30.
    2007
    55
    Вьетнам
    5.30.
    2008
    56
    Белоруссия
    5.20.
    2007
    57
    Словения
    5.20.
    2007
    58
    Гренада
    5.20.
    2003
    59
    Гвинея-Бисау
    5.20.
    1999
    60
    Йемен
    5.20.
    2008
    61
    Бразилия
    5.20.
    2007
    62
    Белиз
    5.10.
    2007
    63
    Бутан
    5.10.
    2008
    64
    Сенегал
    5.10.
    2008
    65
    Монголия
    5.10.
    2007
    66
    Коста-Рика
    5.00
    2008
    67
    Латвия
    5.00
    2007
    68
    Эстония
    5.00
    2007
    69
    Сейшельские острова
    5.00
    2006
    70
    Мозамбик
    5.00
    2006
    71
    Аргентина
    4.90.
    2007
    72
    Иордания
    4.90.
    1999
    73
    Ирландия
    4.90.
    2007
    74
    Аруба
    4.90.
    2007
    75
    Канада
    4.90.
    2007
    76
    Таиланд
    4.90.
    2008
    77
    Сирия
    4.90.
    2007
    78
    Польша
    4.90.
    2007
    79
    Доминиканская республика
    4.80.
    2008
    80
    Иран
    4.80.
    2008
    81
    Мальта
    4.80.
    2004
    82
    Мексика
    4.80.
    2007
    83
    Австралия
    4.70.
    2007
    84
    Тонга
    4.70.
    2004
    85
    Литва
    4.70.
    2007
    86
    Буркина-Фасо
    4.60.
    2007
    87
    Зимбабве
    4.60.
    2000
    88
    Чешская Республика
    4.60.
    2006
    89
    Кот-д'Ивуар
    4.60.
    2008
    90
    Малайзия
    4.50.
    2007
    91
    Сербия
    4.50.
    2007
    92
    Германия
    4.40.
    2006
    93
    Испания
    4.40.
    2007
    94
    Румыния
    4.40.
    2007
    95
    Мавритания
    4.40.
    2008
    96
    Португалия
    4.40.
    2008
    97
    Монако
    4.40.
    2004
    98
    Алжир
    4.30.
    2008
    99
    Италия
    4.30.
    2007
    100
    Корея, Юг
    4.20.
    2007
    101
    Малави
    4.20.
    2003
    102
    Тринидад и  Тобаго
    4.20.
    2002
    103
    Болгария
    4.10.
    2007
    104
    Руанда
    4.10.
    2008
    105
    Греция
    4.00
    2005
    106
    Парагвай
    4.00
    2008
    107
    Оман
    4.00
    2006
    108
    Антигуа и Барбуда
    3.90.
    2002
    109
    Россия
    3.90.
    2006
    110
    Туркмения
    3.90.
    1991
    111
    Колумбия
    3.90.
    2008
    112
    Хорватия
    3.90.
    2004
    113
    Египет
    3.80.
    2008
    114
    Сьерра-Леоне
    3.80.
    2005
    115
    Панама
    3.80.
    2008
    116
    Непал
    3.80.
    2008
    117
    Мали
    3.80.
    2008
    118
    Кувейт
    3.80.
    2006
    119
    Гондурас
    3.80.
    1991
    120
    Габон
    3.80.
    2000
    121
    Бруней
    3.70.
    2000
    122
    Венесуэла
    3.70.
    2007
    123
    Того
    3.70.
    2007
    124
    Нигер
    3.70.
    2008
    125
    Люксембург
    3.70.
    2001
    126
    Япония
    3.70.
    2007
    127
    Багамы,
    3.60.
    2000
    128
    Сальвадор
    3.60.
    2008
    129
    Словакия
    3.60.
    2007
    130
    Бенин
    3.60.
    2007
 

       Технополисы впечатляют своими масштабами, научным, образовательным и техническим потенциалом. В формировании таких технопарков ведущая роль принадлежит высшим учебным заведениям. Например, в Японии 2/3 всех научных кадров страны (около 80 исследовательских и учебных заведений), где обучаются сотни тысяч студентов из 50 стран мира, сосредоточено в таком центре, объединяющем в себе как фирмы, так и высшие учебные заведения и НИИ, в которых проводятся фундаментальные и прикладные исследования. На базе ряда университетов на юге Франции сосредоточен крупный научный потенциал — «Дорога высокой технологии».

       Формированию  единого мирового образовательного пространства способствует развитие дистанционных  форм обучения. Системы дистанционного обучения основаны на использовании  компьютерной сети и спутниковой  связи. Они позволяют решать образовательные  задачи в масштабах целых континентов. Так реализуется проект единой Европейской  обучающей среды. Шведский Балтийский университет, объединяющий более чем 50 университетов десяти стран балтийского  региона, служит примером использования  дистанционных методов. В США (по данным середины 1990-х годов) в программе  дистанционного обучения участвуют  более 1 млн студентов. В мире функционируют глобальные системы дистанционного обучения: «Глобальный лекционный зал», «Университет мира», «Международный электронный университет», обеспечивая обмен информацией в оперативном режиме. Именно в связи с развитием методов дистанционого обучения мировое образование получило один из мощных инструментов формирования своего единого пространства. Теперь оно способно вовлекать множество стран в интеграционные процессы в сфере образования и подготовки специалистов выравнивать качественное состояние составляющих мирового образовательного пространства.

       В России за последние двести лет сформировалась уникальная система школьного и  высшего образования. К концу XX века она насчитывает свыше 900 вузов  всех форм собственности (федеральные, региональные и частные). Профессорско-преподавательский  состав российской высшей школы составляет 240 тыс. человек, из которых около 20 тыс. докторов и около 120 тыс. кандидатов наук. Число российских преподавателей составляет 25 % от численности преподавателей вузов всего мира. Студенческий контингент российских вузов сохраняется в течение последних лет неизменным (2,7 млн человек). По своему объему это сопоставимо с численностью студентов вузов Великобритании, Бельгии, Нидерландов, Швеции и Польши вместе взятых. По числу студентов в расчете на 10 тыс. населения Россия стоит в одном ряду с Францией, Японией, Германией, Италией. Однако она почти втрое отстает от США и вчетверо от Канады. При этом только Европейская часть России концентрирует 1/4 часть общего числа вузов России и такую же долю студенческого контингента.

       По  данным 1995 года, число государственных  общеобразовательных yчреждений в России составило 70 200, более 500 негосударственных школ и около 200 частных высших учебных заведений. В среднем по стране на одного учителя государственной общеобразовательной школы приходится 14 учащихся, частной школы — 4 человека, на одного преподавателя государственного вуза — 11человек. В России насчитывается 252 детских дома, около 2000 школ-интернатов, 5530 внешкольных учреждений.

       Для мирового образования характерны весьма важные тенденции, особенно ярко проявляющиеся в конце XX века.

       Первая  тенденция это повсеместная ориентация большинства стран на переход от элитного образования к высококачественному образованию для всех.

       Вторая  тенденция заключается в углублении межгосударственного сотрудничества в области образования. Активность развития данного процесса зависит от потенциала национальной системы образования и от равных условий партнерства государств и отдельных участников. 

       Третья  тенденция предполагает существенное увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей в целом, а также за счет введения новых человеко ориентированных научных и учебных дисциплин: политологии, психологии, социологии, культурологии, экологии, эргономики, экономики. 

       Еще одной важной тенденцией в развитии мирового образования является значительное распространение нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций и национальной идентичности стран и регионов. Поэтому пространство становится поликультурным и социально-ориентированным на развитие человека и цивилизации в целом, более открытым для формирования международной образовательной среды, наднациональным по характеру знаний и приобщению человека к мировым ценностям.

       Наряду  с вышеозначенными моментами  в мировом образовании набирает силу «рыночный» и сугубо «деловой» подход.

       ЮНЕСКО  осуществляет организационное регулирование  процесса развития мирового образовательного пространства. Данная организация разрабатывает  для всех стран международно-правовые акты как глобального, так и регионального  характера. Активно способствуя  развитию интеграционных процессов  в сфере образования, нормотворческая  деятельность ЮНЕСКО ориентирована  на:

       • создание условий для расширения сотрудничества народов в области  образования, науки и культуры;

       • обеспечение всеобщего уважения законности и прав человека;

       • вовлечение большего числа стран  в процесс подготовки правовых основ для международной интеграции в сфере образования;

       • исследование состояния образования  в мире, включая отдельные регионы  и страны; прогнозирование самых  эффективных путей развития и  интеграции;

       • пропаганду принятых конвенций и  рекомендаций;

       • сбор и систематизацию отчетов государств о состоянии образования на каждый год.

       Отчеты  ЮНЕСКО публикуются как специальные  издания. Например, «Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования» (1960 год), «Конвенция о правах ребенка» (1989 год), «Конвенция о техническом и профессиональном образовании» (1989 год), «Конвенция о признании учебных курсов, дипломов, свидетельств, ученых степеней для районов Средиземноморья, арабских государств, Африки, Латинской Америки, Азиатско-тихоокеанского региона» (1970 год), «Рекомендации о положении учителей» (1966 год), «Рекомендации о развитии образования взрослых» (1976 год). ЮНЕСКО подтверждает международную значимость образования в качестве важнейшей составляющей экономического, социального и культурного развития современного общества. Международные правовые акты ЮНЕСКО глобализируют современное образование, выводя на уровень первостепенных задач: воспитание людей в духе мира, демократии и гуманизма, уважения прав человека, культурных ценностей и традиций других народов, сохранения окружающей среды.

       К настоящему времени в мире сложились  следующие образовательные модели.

       Американская модель: младшая средняя школа — средняя школа — старшая средняя школа — колледж двухгодичный — колледж четырехгодичный в структуре университета, а далее магистратура, аспирантура.

       Французская модель: единый коллеж — технологический, профессиональный и общеобразовательный лицей — университет, магистратура, аспирантура.

       Немецкая модель: общая школа — реальное училище, гимназия и основная школа — институт и университет, аспирантура.

       Английская модель: объединенная школа — грамматическая и современная школа-колледж — университет, магистратура, аспирантура.

       Российская модель: общеобразовательная школа — полная средняя школа, гимназия и лицей-колледж — институт, университет и академия — аспирантура — докторантура. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

       Пространственная  структура мирового образования  воплощает территориальные и  статистические пропорции в развитии национальной системы каждой страны, отдельных регионов и континентов, глобального взаимодействия между  системами образования отдельных  стран и регионов.

       Для мирового образовательного пространства характерны такие свойства, как динамичность, интернациональность и разная плотность  связей между составляющими и  концентрации образовательных систем.

       В результате мировых интеграционных процессов к концу XX века сформировались отдельные типы регионов. Последние  организовались по признаку международного сотрудничества в области образования  и степени влияния на развитие образования других стран и регионов. К ним относятся регион Западной Европы, США и Канады, Латинской  Америки, Африки (кроме ЮАР), Азиатско-Тихоокеанский  и регион бывшего СССР и Восточной  Европы.

       Функцию нормативно-правовой поддержки процесса развития мирового образовательного пространства выполняет ЮНЕСКО.

       В мире известны разные модели образования. Поиск новых моделей образования  продолжается, и этот процесс непрерывен. Эффективность определенной модели образования подтверждает практика. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  использованной литературы и источников.

  1. http://biznes-ukraina.com/
  2. http://www.p-lib.ru/
  3. Мировая экономика. (Учебник)  Ломакин В.К. (2007, 3-е изд., 672с.)   
  4. Мировая экономика. (Учебное пособие) Под ред. Николаевой И.П. (2006, 510с.) 
  5. Мировая экономика (Учебник) Падалкина Л.С. и др. Под ред. Николаевой И.П. (2007, 240с.)
  6. Мировая экономика. (Учебник) Раджабова З.К. (2006, 336с.)
  7. Мировая экономика. (Учебно-метод. компл.) Хмелев И.Б. (ЕАОИ; 2009, 360с.)
  8. Мировая экономика в век глобализации. (Учебник) Богомолов О.Т. (2007, 359с.) 
  9. Мировая экономика. Конспект лекций.  Писарева М.П. (2008, 160с.) 
  10. Мировая экономика и международные экономические отношения. (Уч. пос.) Батманова Е.С, Томилов П.С. (УГТУ, 2005, 111с.)
  11. Мировая экономика и международный бизнес. (Учебник) Под ред. Полякова В.В., Щенина Р.К. (2008, 688с.) 
  12. Мировая экономика. Международные экономические отношения. Глобалистика. (Учебник) Суэтин А.А. (2008, 320с.) 
  13. Мировая экономика. Шпаргалки.  Смирнов П.Ю. (2009, 64с.)

Информация о работе Образование в мире: виды, уровень и расходы в различных регионах мира