Объективная необходимость и содержание стратегического планирования в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 23:43, реферат

Краткое описание

Планирование – есть предопределение будущего, построение активного образа модели желаемого и намечаемого в будущем состояния экономики при одновременном установлении путей, способов, средств и сроков достижения этих состояний и намечаемых целей.
Планы всегда ориентированы на достижение определенных целей, на решение конкретных задач стоящих перед экономикой, что находит свое отражение в показателях плана, числовых параметрах фиксирующих меру, степень решений социально-экономических задач, этапы движения к конечной цели. Плановые показатели отражают также направленность экономических действий, промежуточные результаты, виды и объемы затрачиваемых ресурсов.

Оглавление

Введение 3
1. Сущность стратегического планирования 4
2. Особенности планирования в рыночной экономике 5
2.1 Принципы стратегического планирования 6
2.2 Объекты планирования 7
2.3 Формы государственного регулирования экономики 7
2.4. Значение стратегического планирования в условиях рыночной экономики 8
3. Анализ состояния и перспективы развития стратегического планирования на микроуровне 12
3.1 Этапы стратегического планирования организации 12
3.2. Принципы стратегического планирования 16
3.3 Выгоды стратегического планирования 17
3.4. Необходимость стратегического планирования на предприятиях России 19
Вывод 21
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

Объективная необходимость и содержание стратегического планирования в рыночной экномике.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

·        Обеспечение достижимости поставленных целей и точное выполнение взятых на себя обязательств. Для этого реальные события регулярно сверяются с ожидаемыми, и осуществляется необходимая корректировка планов с учетом продвижения к цели;

·        Предшествование планирования другим управленческим функциям, а именно, организации, мотивации и контролю;

·        Экономичность, суть этого принципа достижение поставленных целей наиболее рациональным способом, с учетом всех расходов, возможных потерь, непредвиденных ситуаций, последствий от неправильно принятых решений. 
Основное условие планирования это гибкость, т.к. план в рыночной экономике должен своевременно пересматриваться и корректироваться.

3.3 Выгоды стратегического планирования

Отсутствие  стратегического планирования на предприятии:

Отсутствие  планирования ставит фирмы в такое  положение, когда они:

не понимают будущих задач,

не умеют  рассматривать хозяйствование как  непрерывный процесс, где текущие  действия органически связаны с  будущими,

теряют  ориентацию в хозяйственном мире, так как руководствуются только краткосрочными интересами и не понимают общего смысла происходящих событий,

не в  состоянии определить основные потребности  рынка,

оказываются в более слабой позиции по сравнению  с другими участниками рыночной деятельности.

Преимущества  применения стратегического  планирования на предприятии.

Применение  планирования деятельности фирм и их деловых отношений создает следующие  важные преимущества [3, c 176]:

• делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;

• проясняет  возникающие проблемы;

• подготавливает фирму к внезапным изменениям во внешней среде;

• стимулирует  управляющих к реализации своих  решений в дальнейшей работе,

• улучшает координацию действий в организации;

• создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров;

• увеличивает  возможности в обеспечении фирмы  необходимой информацией;

• способствует более рациональному распределению  ресурсов;

• четко  формализует обязанности и ответственность  участников фирм;

• улучшает контроль в организации.

Заманчиво было бы предположить, что планирование ведет к достижению фирмой такого экономического успеха, который может  быть выражен в высоких величинах  оборота, прибыли, роста и других впечатляющих финансовых показателях. Некоторые специалисты по планированию пытаются найти конкретные примеры, которые могли бы проиллюстрировать такую взаимозависимость. Однако дальше отдельных предположений дело не идет.

Напротив, как показывает опыт, быстрый рост и большой успех фирмы очень часто не связаны с формальным планированием, а, скорее, являются следствием предпринимательского таланта, энергичного и решительного руководства фирмой. Более того, многие предприятия, в том числе российские, начинают применять планирование в тот период своего развития, когда уже прошел этап бурного роста, когда появляются проблемы в закреплении достигнутого успеха, обеспечении стабильности.

3.4. Необходимость стратегического планирования на предприятиях России

Для российских предприятий можно очертить 2 сферы, нуждающиеся в применении стратегического планирования.

1. Вновь  возникшие частные фирмы. Бурный  процесс накопления капитала  привел к увеличению и усложнению  деятельности многих из этих  форм, а также к возникновению  других факторов, создающих потребность в формах планирования, адекватных современному рыночному хозяйству.

Главная проблема, связанная с применением  планирования в этой сфере - недоверие  к формальному планированию, основанному  на мнении, что бизнес - это умение «крутиться», правильно ориентироваться в текущей обстановке, а отсюда недостаточное внимание даже к не очень отдаленному будущему. Тем не менее, многие из крупных частных фирм начали создавать подразделения планирования или, по крайней мере, вводить должность плановика.[4, c 301]

2. Государственные  и бывшие государственные, ныне  приватизированные, предприятия.  Для них функция планирования  является традиционной. Однако их  опыт планирования относится  в основном к периоду централизованно  управлявшейся экономики. Отсюда  планирование на этих предприятиях носило вторичный характер, отражало плановую деятельность на центральном и отраслевом уровне, а следовательно, не предполагало серьезного умения анализировать и предвидеть, определять собственные цели развития.

Поэтому, как и организациям первого типа, государственным и приватизированным предприятиям необходимо заново осваивать опыт внутрифирменного планирования.

Современный рынок предъявляет особые требования к фирмам. Сложность и высокая  подвижность внутрифирменных и  рыночных процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. Определим основные факторы возрастающей роли планирования в условиях современного рыночного хозяйства.

   
  Вывод

Стратегическое  планирование - это процесс осуществления  совокупности систематизированных и взаимосвязанных работ по определению долгосрочных целей и направлений деятельности предприятий. 

Стратегическое  планирование - это то звено, ухватившись  за которое можно вытянуть всю  цепь предприятий России, включая средние и малые предприятия. Главное - использовать его последовательно, сообразуясь как с внешними обстоятельствами, так и внутренней средой, ее особенностями. Но при этом нельзя забывать, что предприятия не существуют вне экономики и в значительной мере определяют ее состояние. В свою очередь и экономика предъявляет к предприятиям все более серьезные требования. Будущее любого предприятия прямо и непосредственно зависит от того, насколько адекватно отвечают его действия потребностям рыночной экономики. Вовремя и правильно ответить на эти запросы, и есть главная задача предприятий и, в то же время гарантия их преуспевания 

Таким образом, менеджмент и стратегическое планирование деятельности предприятия  необходимы в любой сфере хозяйственной  деятельности. Вместе с тем, здесь еще имеется множество проблем и существенных недостатков, требующих скорейшего разрешения, что, в свою очередь, позволит российской экономике достичь стабилизации и поступательного развития.

 

Список  использованной литературы:

1. Стратегическое управление в городском хозяйстве: Учебник/ СПбГИЭУ; В.С.Чекалин, М.А.Любарская, Т.В.Малеева, Т.Ю.Семенова.- СПб.: СПбГИЭУ, 2007.- 235 с

2. Петров А. Н. Стратегическое планирование развития предприятия: учебное пособие. – СПб.: Издательство СПбУЭФ, 2007.– 254 c.

3.   Гусев Ю. В. Стратегия развития предприятий. – СПб.: Издательство СПбУЭФ, 2005.– 215 c.

4.  Ансофф И. Стратегическое управление. – М.: Экономика, 2009.– 345 c.

5.  Клиланд У. Стратегическое планирование в организациях. — М., 2008. – 367 с.

6. Руденко А. И. Экономика предприятия. – Минск, 2005. – 320 с.

7. Паркинсон, С. Нортког, Рустомжи М.К. Искусство управления, М., 2002 – 262 c.

8. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ "Банки и биржи", 2004– 115 c.

9. Кохно П.А. / Микрюков В.А./ Коморов С.Е. Менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2003 – 98 c.

10. В. Хойер. Как делать бизнес в Европе. М.: Издательство "Прогресс", 2010– 35 c.

11. Организация, планирование, управление деятельностью промышленных предприятий: учебник для вузов. / С.Е. Каменипера, Ф.М. Русинова - М.: Высшая школа, 1998, стр. 335.

Информация о работе Объективная необходимость и содержание стратегического планирования в рыночной экономике