Объективная необходимость и содержание стратегического планирования в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 23:43, реферат

Краткое описание

Планирование – есть предопределение будущего, построение активного образа модели желаемого и намечаемого в будущем состояния экономики при одновременном установлении путей, способов, средств и сроков достижения этих состояний и намечаемых целей.
Планы всегда ориентированы на достижение определенных целей, на решение конкретных задач стоящих перед экономикой, что находит свое отражение в показателях плана, числовых параметрах фиксирующих меру, степень решений социально-экономических задач, этапы движения к конечной цели. Плановые показатели отражают также направленность экономических действий, промежуточные результаты, виды и объемы затрачиваемых ресурсов.

Оглавление

Введение 3
1. Сущность стратегического планирования 4
2. Особенности планирования в рыночной экономике 5
2.1 Принципы стратегического планирования 6
2.2 Объекты планирования 7
2.3 Формы государственного регулирования экономики 7
2.4. Значение стратегического планирования в условиях рыночной экономики 8
3. Анализ состояния и перспективы развития стратегического планирования на микроуровне 12
3.1 Этапы стратегического планирования организации 12
3.2. Принципы стратегического планирования 16
3.3 Выгоды стратегического планирования 17
3.4. Необходимость стратегического планирования на предприятиях России 19
Вывод 21
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

Объективная необходимость и содержание стратегического планирования в рыночной экномике.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

Содержание

      

   

 

 Введение

     Планирование      –       есть предопределение будущего, построение активного образа  модели желаемого и намечаемого  в будущем состояния экономики  при одновременном установлении путей, способов, средств и сроков достижения этих состояний и намечаемых целей.

Планы всегда ориентированы на достижение определенных целей, на решение конкретных задач стоящих перед экономикой, что находит свое отражение в  показателях плана, числовых параметрах фиксирующих меру, степень решений социально-экономических задач, этапы движения к конечной цели. Плановые показатели отражают также направленность экономических действий, промежуточные результаты, виды и объемы затрачиваемых ресурсов.

План  фиксирует показатели, характеризующие  состояние системы в конце планового периода, определяет пути и способы достижения желаемых результатов и необходимые для этого ресурсы. Вся работа по разработке и составлению планов, а также их практическое осуществление представляют собой систему планирования.

Весь  процесс планирования в экономической  организации можно разделить  на две основные стадии: разработка стратегии деятельности фирмы (стратегическое планирование) и определение тактики  реализации выработанной стратегии (оперативное, или, что то же самое, тактическое планирование).

Понятие «стратегия» греческого происхождения. Первоначально оно имело военное  значение и означало «искусство генерала»  находить правильные пути к достижению победы.

 

 1. Сущность стратегического планирования

Стратегическое  планирование - видение предприятия в будущем, его места и роли в экономике и общественно-экономическом устройстве страны, а также основных путей и средств достижения этого нового состояния. Речь идет о формах и методах выполнения принятых стратегических решений на основе их увязки друг с другом, соответствующего ресурсного обеспечения и выбора оптимальных способов их реализации, рассчитанных на длительный период времени. Из изложенного следует, что стратегическое планирование - организационная система методов реализации стратегических решений на предприятии. Оно характеризуется, во-первых, тем, что по сроку своего действия оно носит "обозримый" характер, во-вторых, предметом его планирования являются основные базисные процессы развития предприятия, направленные на наращивание его социально-экономического потенциала. Обозримый характер стратегического планирования обусловливается как развитием внешней среды, так и наступлением каких-то внутренних событий, которые существенно меняют стратегическую обстановку функционирования предприятия.

Стратегическое  планирование - порождение рыночной системы  хозяйствования. Это обусловливается  многими обстоятельствами. Назовем  основные [2, c 135]:

  • конкуренция, присущая рыночной системе хозяйствования, обусловливающая необходимость выработки соответствующей направленности развития экономики предприятия. Это достигается путем принятия стратегических установок развития предприятия, а само стратегическое планирование направлено на увязку ресурсов со стратегическими установками и определением путей их реализации. Последнее позволяет предприятию не только избежать рисков или, по крайней мере, ослабить их негативные последствия, но и обеспечить дальнейший рост;
  • динамичное развитие научно-технического прогресса, приводящее к коренным преобразованиям производства и способствующее усилению его влияния на конкурентоспособность предприятия. Оно требует предвидеть его результаты и заблаговременно осуществлять мероприятия по их использованию или переориентированию деятельности предприятия.

  2. Особенности планирования в рыночной экономике

Стратегическое  планирование на макроуровне, в условиях рыночной экономики, существенно отличается по содержанию от всех существующих ранее видов планирования и особенно от директивного планирования командно - административной системы.

Директивное планирование полностью исключает  воздействие рынка на экономику  и выносит на макроуровень почти все микроэкономические решения. Отсутствует автономия предприятия и исключается анализ микроэкономических точек при принятии решения. На месте рынка находится план, на месте цены – объем, на месте кредитов – финансирование, на месте товарного обмена – агрегирование и дезагрегирование, на месте спроса и предложения – баланс.

В условиях рыночной экономики на макроуровне планирование представляет

сочетание рыночного механизма с саморегулированием и плановым управлением.

Определяющей  формой управления становится рынок.

В распределяемой форме управления действует принцип  минимальной достаточности. Каждый уровень ставит и решает те задачи, которые выполнимы в пределах его компетенции.

Директивному  планированию командно-административной системы характерна сквозная система планирования, объединяющая все уровни хозяйствования в жесткую систему. В рыночной экономике это отсутствует. Здесь функция управления распределена по следующим уровням:

1) Базовый  (микроуровень)  –  предприятия,  мелкие хозяйствующие единицы.

2)Средний (мегауровень) – корпорации, ассоциации, министерства, ведомства.

3)Высший (макроуровень) – государственные органы управления, парламент, аппарат президента. [4, c 112]

Стратегическое  планирование на макроуровне является необходимым инструментом рыночного хозяйствования. Планирование носит взаимовыгодный характер, с точки зрения как цели экономического и социального развития, так и средств достижения конечных результатов деятельности предприятия. При этом обязательно соблюдение интересов центра и самостоятельность предприятия. Планирование в рыночной экономике осуществляется преимущественно экономическими методами, а основными экономическими регуляторами являются налоги, таможенная и финансовая политики.

    2.1      Принципы стратегического планирования

Современный рыночный механизм планирования отталкивается  от принципов демократизации, самопланирования и форм собственности.

Принцип демократизации планирования заключается в том, что планово- управленческие решения формируются, в основном, снизу, на свободной основе при минимально необходимом уровне централизации.

Принцип самопланирования заключаются в том, что каждый субъект хозяйственной деятельности самостоятельно разрабатывает свой план, который не нужно утверждать в вышестоящих органах.

Принцип первичности форм собственности предусматривает то, что право планирования объектов собственности, принадлежат собственнику, который

сам решает делегировать или нет эту функцию распорядительным органам, планирующим от его лица.

Планирование  должно быть основано на применении научных  прогнозов, целевых программ, балансовых расчетах и методах оптимизации плановых решений для определения и выбора стратегических целей и тактических задач в области экономики и социального развития. Такое планирование предполагает сознательное использование объективных законов развития производственных отношений при определении структурных и качественных сдвигов в экономике. [6, c 215]

     2.2      Объекты планирования

Централизованное  планирование распространяет свое воздействие  только на объекты государственной собственности (государственные предприятия и имущество, финансы, ценные бумаги, принадлежащие обществу природные богатства, предприятия и организации, находящиеся в распоряжении государства).

Государственное планирование распространяется только на общественно необходимый общественный конечный продукт – результат осуществления планов [11, c 198].

Планирование  происходит в виде целевых, социальных, экономических, научно- технических программ, создания объектов общегосударственного назначения, реализации международных проектов, разработки и производства основных видов оборонной техники.

     2.3      Формы государственного регулирования экономики

Государственные плановые органы анализируют структуру  и объем затрат на

достижение  общегосударственных целей и  выделяют из государственного бюджета необходимые ресурсы.

Государственные плановые органы доводят на договорной основе до предприятий государственный заказ, как правило, на каждый такой заказ объявляется конкурс, предприятия выигравшие его, получает финансовое обеспечение данного заказа. Само предприятие формирует план, направление расходования средств, кооперационные связи и разрабатывает производственную программу.

Только  в отдельных случаях государственный  заказ для предприятия обязателен (стихийное бедствие, военные действия). Часть государственных ресурсов, выделенных на государственные программы, передаются непосредственно конечному потребителю, как правило, это предприятия военно-промышленного комплекса и предприятия выпускающие стратегическую продукцию.

Предприятия, функционирующие на основе акционерной, коллективной или частной собственности находятся вне действия государственного плана, поскольку работники и трудовой коллектив сами планируют свою деятельность и распоряжаются своими ресурсами, но это не исключает выполнение ими государственного заказа. [9, c 78]

Для сельскохозяйственных предприятий государство гарантирует  фиксированные цены на закупку зерна. Централизованно установленные экономические нормативы сменяются установлением налоговых ставок и платы за ресурсы. Планы формируются с учетом применяемых форм налогообложения. Размер ставок устанавливается законодательным образом, а налоговые льготы могут реизмерятся в соответствии с нормативами, установленными законами. Финансовые планы и бюджет формируются в соответствии с нормативами, утвержденными законодательно.

Сейчас  государственный план может формироваться  суммарно, в виде самостоятельных планов предприятий и регионов. За государством остается сведение этих планов в единый отраслевой план.

     2.4.  Значение стратегического планирования в условиях рыночной экономики

Важность  государственного планирования состоит  в реизмерении системы экономических отношений. Роль плана в экономическом и социальном развитии государства, регионов и предприятий.

Перспективы планирования национальной экономики (надо восстанавливать адекватное рынку централизованное планирование, государственное прогнозирование, государственный заказ и предельный уровень отношения цен в базовых отраслях, а также систему социальных гарантий работникам и населению страны в целом).

Программирование

Программирование  – это система государственного воздействия на экономику соединяющую прогнозирование с длительным числовым регулированием. [8, c 88]

Функции программирования:

-   Анализ текущего состояния экономики;

-   Разработка прогноза на будущее;

-   Определение рационального, с  точки зрения

государства, варианта развития экономики;

-    Разработка и реализация мер  по достижению намеченных целей.

В рыночной экономике программирование носит  рекомендательный характер. При разработке программ необходимо пройти следующие этапы:

·       Предпрограммное прогнозирование;

·      Формирование целевой функции, здесь в действие вступают механизмы принятия политических решений, с их помощью определяется очередность целей и желательный уровень развития;

·      Формирование пакетов вариантов  экономической политики,

обеспечивающих  достижение цели программы;

·     Балансирование ресурсов по всем направлениям программы, составление бюджетов, определение системы управления и контроля за реализацией программы;

·   Формирование пакетов вариантов  с целью определения критерия и выбора одного из самых оптимальных вариантов;

· Включение  в программу резервных вариантов, позволяющих своевременно скорректировать экономическую политику с учетом возможных изменений внутренних и внешних условий развития национальной экономики, которые препятствовали бы достижению намеченной цели (в случаях смещения высших должностных лиц, военных конфликтов, экологических катастрофах, распада и возникновения государств, конъюнктурные повороты в мировой экономике, прорыв в НТП и т.д.).

Информация о работе Объективная необходимость и содержание стратегического планирования в рыночной экономике