Нефтяная и газовая промышленность КНР в странах Африки

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:06, курсовая работа

Краткое описание

Китай - удивительная страна больших возможностей. Китай интересует мир с разных сторон, своей древней историей, богатой культурой, политикой, географией, экономикой.
Сегодня я хотела бы рассмотреть Китай с экономической точки зрения. Точнее – его внешнеэкономическую политику, а также политику рынка в период кризиса 2008-2009гг.

Файлы: 1 файл

Негосударственное образовательное учреждение2.doc

— 527.00 Кб (Скачать)

     В начале 1970-х годов размеры помощи значительно увеличились: в одном только 1970 г. обязательства, принятые Пекином, составили 450 млн. долл. В число новых реципиентов в 1972 г. вошли Бурунди, Дагомея, Маврикий, Руанда, Сьерра-Леоне, Того и Тунис. В 1973 г. к ним прибавились Заир, Камерун, Малагасийская Республика, Верхняя Вольта и Чад.

      Всего к концу 1975 г. Китай принял обязательства  на сумму более 2 млрд. долл. перед 32 странами континента.

      Механизм  предоставления экономической помощи отличался своеобразием. Как и  другие доноры, КНР направляла в  африканские страны оборудование и специалистов для монтажа и пуска оборудования. В то же время местные расходы по сооружению объектов (оплата труда африканских работников, стройматериалы, электроэнергия) оплачивались за счет реализации на внутренних рынках стран-реципиентов товаров народного потребления, ввозившихся из КНР. Как следствие, Китай расширял внешние рынки сбыта. Погашение кредитов осуществлялось в валюте или экспортными товарами. Сроки погашения кредитов (как правило, беспроцентных) составляли от 10 до 40 лет60.

     Кроме того, на сооружение объектов технико-экономического содействия Китай направлял довольно значительное число работников невысокой квалификации. Так, число работавших в Африке китайцев увеличилось с 5,5 тыс. в 1969 г. до 22 тыс. в 1972 г. в связи со строительством железной дороги Танзам (Танзания – Замбия).

      Помимо  инфраструктурных объектов (порты, шоссе, железные дороги, тоннели, дамбы, плотины), экономическая помощь КНР странам  Африки включала строительство мелких и средних предприятий по производству стройматериалов, керамики, а также обувных, табачных и спичечных фабрик. Оказывалось содействие в проведении геологоразведки, организации ферм и плантаций. В какой-то мере китайское технико-экономическое содействие структурно дополняло экономическую помощь со стороны стран Запада и СЭВ, представленную более крупными и технологически сложными проектами.

      Сооружение  крупных инфраструктурных объектов, подобных Танзаму (ключевой транспортной артерии в Восточной Африке протяженностью свыше 1800 км и сданной в эксплуатацию в 1975 г.), стало одной из важных черт китайского содействия африканским государствам. По мере динамичного развития экономики Китая в годы реформ данное направление сотрудничества приобрело очень значительные масштабы. Это обстоятельство экономисты КНР в наши дни трактуют и как важный фактор усиления конкурентоспособности страны на внешних рынках: «Инвестирование в строительство инфраструктуры большинства развивающихся стран имеет большой потенциал»61.

     Один  только Экспортно-импортный банк Китая  на конец 2006 г. предоставил 33 африканским странам кредиты на строительство свыше 200 проектов инфраструктуры: водохранилищ, железных дорог, ГЭС и ТЭС, железных и автомобильных дорог.

     За  последнее десятилетие практически  в каждой африканской стране КНР  построила несколько крупных сооружений, реализуя так называемую цементную дипломатию. Среди осуществленных проектов Дворец народов в Джибути на Коморских островах, Дворец съездов в Бенине, здания МИД в Джибути, Уганде и Мозамбике. Упомянем также Дворец культуры в Кот-д’Ивуаре, здание Национального собрания в Габоне, стадионы в Бенине, Мали, Джибути, ЦАР, кольцевую дорогу в Аддис-Абебе, дороги в Экваториальной Гвинее, аэропорты в Мали и Алжире, порт в Мавритании, три дамбы в Марокко, отель «Шератон» в Алжире, штаб-квартиру Африканского союза в Аддис-Абебе. В Каире китайские компании приступили к строительству метро.

      Льготные  и коммерческие условия сотрудничества часто переплетаются, образуя весьма специфический «пакет» китайского экономического присутствия в африканских странах. Сочетание сравнительно дешевых кредитов и относительно недорогих услуг строительных организаций с поставками комплектного оборудования, по-видимому, оказывается решающим обстоятельством для африканских партнеров.

     Успешную  деятельность китайских компаний можно объяснить и невысокими требованиями к уровню прибыльности. В то время как большинство западных компаний заявляют ожидаемую прибыль в 15-20%, китайские фирмы соглашаются на 10%, а иногда их устраивает и 3-5%. К примеру, китайские строители выиграли тендер на строительство шоссе в Эфиопии, потребовав 3% прибыли, в то время как западные компании, не соглашались меньше, чем на 15%62.

     Правительство КНР последовательно поощряет китайские  предприятия, обладающие необходимой  техникой и опытом, развивать сотрудничество с африканскими странами. Вслед за этим растет доля контрактов на строительные подряды в Африке в общем объеме такого рода зарубежных контрактов Китая: в 2001 г. она составляла 14,5, в 2007 г. – 26,8%63.

     Крупными  зарубежными подрядами КНР являются контракты с Нигерией о строительстве железной дороги (8,3 млрд. долл.) и с Алжиром на строительство скоростной магистрали (6,3 млрд. долл.), которые были подписаны в 2006 г.

     Стоит особо выделить контракт в Нигерии китайской компании China Civil Engineering Construction Corporation (CCECC), которым она будет заниматься в течение 20 лет. Он хорошо «встроен» в инвестиционную политику внутри Китая, где в конце 2000-х годов развернуто беспрецедентное по масштабам железнодорожное строительство.

     Всего в сотрудничестве с африканским континентом участвуют свыше 600 китайских строительных компаний. Одна только China Road and Bridge Corporation реализует в Африке порядка 500 проектов.

     В НРК с 2007 г. реализуется комплексный  мегапроект, включающий капиталовложения КНР в добычу меди, кобальта и никеля в размере 3 млрд. долл. Втрое большие средства планируется направить на строительство и реконструкцию железных дорог и шоссе общей протяженностью свыше 6 тыс. км, сооружение электростанций, высоковольтных линий, а также объектов социальной инфраструктуры. Суммарная стоимость проекта – 12 млрд. долл. При этом учтена критика в адрес китайского содействия: по соглашениям лишь каждый пятый из занятых в проекте может быть гражданином КНР, предусмотрены инвестиции в защиты окружающей среды.

     По  оценкам специалистов, Китай уже  инвестировал в развитие инфраструктуры Африки больше, чем бывшие метрополии за всю историю пребывания в Африке64.

     Списание  долгов является важной составной частью помощи Китая странам Африки. Списанию обычно подвергаются долги беднейших стран региона. По условиям договоренностей, достигнутых на пекинском форуме «Китай – Африка», с 2006 по 2008 гг. КНР списала 31 африканской стране 156 задолженностей на сумму 1,4 млрд. долл.65

      Безвозмездные субсидии обычно направляются китайской стороной в социальную сферу: здравоохранение, образование, подготовку местных специалистов, в том числе в Китае. По некоторым оценкам, доля «грант-элемента» в содействии КНР странам Африки имеет тенденцию к росту66.

      С другой стороны, нельзя не заметить, что основными партнерами Китая в Африке являются богатые ресурсами Ангола, Судан, Нигерия и Замбия, а также важные с геополитической и стратегической точки зрения ЮАР, Эфиопия, Египет и ДРК.

      Структура сотрудничества Китая с африканскими странами, отражая растущий технический уровень китайского хозяйства и его импортные потребности, с одной стороны, индивидуальный профиль стран континента, с другой, постоянно диверсифицируется, охватывая все новые отрасли.

     Так, в Мавритании китайская компания «Zhongxing Telecommunication Equipment» (ZTE) завершает создание мобильной сети для местного оператора связи. По плану сеть станет первой масштабной коммерческой реализацией технологии в Мавритании и на всем африканском континенте; в дальнейшем этот проект распространится и на другие африканские страны. Аналогичный контракт заключен с Эфиопией. В апреле 2008 г. КНР и Алжир подписали два соглашения об использовании ядерной энергии в мирных целях. В мае 2007 г. Китай успешно запустил в космос первый нигерийский спутник связи.

     Не  забыты и отрасли, с которых начиналось экономическое сотрудничество. КНР  продолжает вкладывать средства в сельское хозяйство и легкую промышленность – ключевые для многих стран Африки. В 2009 г. в Малави начата реализация крупнейшего сельскохозяйственного проекта Китая в Африке, стоимость которого составит 19 млн. долл.

     Либерализация инвестиционного климата в африканских  странах, развернувшаяся в ходе глобализации, в том числе под внешним  нажимом, оказалась выгодной КНР. Многие давние партнеры приняли меры для улучшения инвестиционного климата. Например, Ангола приняла новый закон о частных инвестициях, в ДРК принят закон, устраняющий различные административные барьеры, инвестиционные реформы провели Замбия и Бенин. В ряде стран упрощаются правила привлечения инвестиций и устанавливаются более прозрачные режимы их использования. 

      Китай в конце 1990-х активно включился  в процесс либерализации условий  деятельности на африканском континенте своих инвесторов на двустороннем уровне. Были подписаны десятки соглашений о защите и гарантиях инвестиций, избежании двойного налогообложения, льготах для совместных предприятий и т.п. Итогом этих усилий стала активизация прямых инвестиций китайских компаний в Африке и рост количества инвестиционных проектов.

     Число официально зарегистрированных предприятий  с китайским капиталом в Африке выросло до 1,6 тыс. к концу 2008 г., составив почти 13% от общего числа всех зарубежных предприятий КНР (12 тыс.). Основными  инвесторами пока выступают полностью государственные компании, но доля компаний с ограниченной ответственностью и частным капиталом быстро растет.

     В то же время количественные показатели прямых зарубежных инвестиций КНР в  африканские страны остаются достаточно скромными на общем фоне. Накопленные на конец 2008 г. инвестиции в этом регионе составили 7,8 млрд. долл. или 4,2% от общей суммы прямых зарубежных инвестиций КНР. При этом основная часть инвестиций была реализована в течение 2008 г. и составила 5,5 млрд. долл. (рост в 3,5 раза по отношению к 2007 г.). В годовом объеме прямых инвестиций за рубеж из КНР доля Африки выглядела достаточно внушительно, достигнув почти 10%. Доля Китая в общем притоке ПИИ в страны континента в 2008 г. составила более 12%.

       Заметим также, что главным  получателем прямых китайских инвестиций на континенте была ЮАР, в экономику которой в 2008 г. поступило 4,8 млрд. долл. На порядок меньшие суммы пришлись на Замбию (214 млн. долл.) и Нигерию (163 млн. долл.). Далее в списке получателей ПИИ из КНР следовали Мадагаскар, Алжир, Гана, Маврикий, НРК67.

     По  некоторым оценкам, в 2009 г. китайские  ПИИ в экономику стран Африки существенно превысили уровень  предыдущего года68.

     Важным  элементом двустороннего сотрудничества станут, по-видимому, специальные торгово-экономические зоны, где будут сконцентрированы крупные китайские инвестиции. О создании этих зон в ряде африканских стран правительство КНР объявило в 2007 г.

     Так, в зоне торгово-экономического сотрудничества в горнорудном центре Замбии, открытой лично председателем КНР Ху Цзиньтао во время турне по африканским странам в феврале 2007 г., действует 10 предприятий. Намечено привлечь более 700 млн. долл. инвестиций, создано 6 тыс. новых рабочих мест. В 2008 г. было подписано соглашение о создании аналогичной зоны на Маврикии. Речь идет о создании 40 тыс. рабочих мест69.

     В ноябре 2009 г. во время четвертого саммита  форума «Китай – Африка» КНР достигла договоренности об открытии торгово-экономических  зон в Нигерии, Египте и Танзании.

     Для современных китайских оценок перспектив инвестиций сотрудничества со странами континента характерен весьма оптимистичный настрой. Так, приводя данные министерства торговли США об окупаемости инвестиций в странах Африки южнее Сахары (24-30% против среднего по развивающимся странам показателя 16-18%), авторы из КНР констатируют, что «Африка является выгодным регионом для инвестирования»70.

     Такие оценки совпадают и с официальными заявлениями. В долгосрочные планы  Пекина уже в середине десятилетия  вошло увеличение объемов инвестиций в Африку к 2020 г. до 100 млрд. долл. (для сравнения: в Россию КНР тогда намеревалась вложить 20 млрд. долл.)71.

     В сотрудничестве с ЮАР заметным компонентом  стали прямые инвестиции в китайскую  экономику. Сферами их приложения были в середине десятилетия нефтехимия, машиностроение, пищевая промышленность, индустрия развлечений и производство слабоалкогольной продукции.

      В целом быстрый прогресс двусторонних связей в экономической области  в новом веке легко объясним. Сотрудничество с КНР дает африканским странам  следующие, достаточно очевидные, преимущества:

  1. доступ к дешевым финансовым ресурсам, технологиям разного уровня;
  2. насыщение потребительского рынка относительно дешевыми товарами;
  3. создание инфраструктурных объектов при минимальных собственных затратах;
  4. подготовка местной рабочей силы;
  5. устойчивый долгосрочный сбыт сырьевых и топливных товаров;
  6. поддержка малого и среднего бизнеса в зонах экономического сотрудничества и строительства инфраструктурных объектов;
  7. доступ на перспективный внешний рынок сбыта.

Информация о работе Нефтяная и газовая промышленность КНР в странах Африки