Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:06, курсовая работа
Китай - удивительная страна больших возможностей. Китай интересует мир с разных сторон, своей древней историей, богатой культурой, политикой, географией, экономикой.
Сегодня я хотела бы рассмотреть Китай с экономической точки зрения. Точнее – его внешнеэкономическую политику, а также политику рынка в период кризиса 2008-2009гг.
Модернизация политики Пекина в Африке в последние полтора десятилетия включила в совместные декларации понятия полицентричного и гармоничного мира, мирного сосуществования различных цивилизаций и их равноправного диалога, соразвития, демократизации международных отношений, совместного управления международными делами на основе принципов плюрализма и механизмов многостороннего регулирования.
На XVII съезде КПК (октябрь 2007 г.) отношениям Китая с развивающимися странами и их международному положению уделялось намного больше внимания, чем на предыдущих партийных форумах. Ху Цзиньтао обозначил твердое намерение Китая с помощью собственного развития «стимулировать развитие мира; поддерживать мировое сообщество в оказании помощи «третьему миру» для его самостоятельного развития и сокращения разрыва между Севером и Югом; крепить сотрудничество с развивающимися странами, оказывать им помощь и защищать их справедливые требования»37.
Продолжая причислять себя к развивающимся странам, Китай получает экономические выгоды и политические дивиденды в странах Африки. Образ Китая начала XXI века, как усиливающейся великой державы и одновременно члена развивающегося мира, несомненно, находит отклик в странах Африки38. В какой-то мере активность КНР компенсирует утрату интереса к Африке после распада «биполярного мира» со стороны других великих держав или же стимулирует их «возвращение» на континент.
Модернизация политики в отношении развивающихся стран идет и по линии китайской стратегии «выхода за рубеж». Суть стратегии заключается в более активном, практически ориентированном и масштабном участии в международном экономическом сотрудничестве. Сопоставимость нынешнего экономического присутствия Китая в Африке с ролью других государств позволяет лидерам континента расширять сферу маневрирования и в политике, и в хозяйственной сфере.
После иракских событий 2003 г. в арабских странах Африки авторитет КНР существенно вырос. В арабском мире, отмечал египетский социолог А. Абдель-Малек, в мирной китайской экспансии видят уважение суверенитета и невмешательства во внутренние дела, а «китайские эксперименты с экономической либерализацией и постепенными политическими реформами рассматриваются как пример для подражания»39.
Низкая эффективность неолиберальной модели экономического развития в большинстве стран Африки стала, как видно из приведенной выше цитаты, еще одним аргументом в пользу Китая. Дополнительные очки принес Пекину и финансовый кризис 2008-2009 гг., который экономика КНР пережила лучше других, в том числе спровоцировавших кризис США. Характерно, что во время лекции в Народном университете Китая в 2010 г. президент ЮАР Зума призвал Китай использовать свое положение второй экономики мира, чтобы добиться реформирования международных институтов, таких как Всемирный банк, ВТО, МВФ и Совет Безопасности ООН, с учетом потребностей развивающихся стран.
Некоторые эксперты уверены, что перенос китайской модели на африканскую почву невозможен. Э.Е. Лебедева считает, что причинами этому являются «коррумпированность элиты и отсутствие у нее политической воли, слабость и неэффективность африканского государства, его неспособность сочетать социальный контроль над населением с обеспечением стимулов для развития частного капитала, не говоря уже об определенной цивилизационной специфике африканских народов»40.
Не вдаваясь в обсуждение этого вопроса, можно, однако, заметить, что невозможность или сложность такого переноса41 не мешает африканским лидерам разыгрывать «китайскую карту» в отношениях с другими партнерами. Кроме того, доверие к Китаю в африканских странах повышает факт еще исторически недавнего пребывания этой страны в числе бедных государств.
Определенную положительную роль играет в двусторонних отношениях позиция Китая в ООН. Будучи постоянным членом Совета Безопасности, КНР всегда была на стороне стран континента, поддерживала проведение в жизнь их требований и разумных предложений (например, предоставить Африке постоянное место в Совете Безопасности ООН).
В Китае основные принципы сотрудничества с континентом закреплены в ряде партийных и правительственных документов. Одним из них является «Документ о политике Китая в отношении Африки», опубликованный китайским правительством в январе 2006 г. В нем китайско-африканское стратегическое партнерство характеризуется как триединство «равенства и взаимного доверия в политике, взаимовыгодного сотрудничества в экономике, взаимных обменов и заимствований в области культуры»42.
Масштабный рост китайского присутствия в Африке в новом веке вызывает и критику. КНР обвиняют в проведении неоколониалистской политики в Африке, в разграблении ее богатств, в наводнении рынков континента низкосортной продукцией, в провоцировании экологической катастрофы, в поддержке тоталитарных режимов. Негативной оценке подвергается тактика действий китайских компаний, при которой правительство КНР под видом займов и инвестиций дает госзаказы своим же компаниям.
Характерны заголовки материалов ведущих западных СМИ о политике КНР на континенте: «Why Africa Welcomes the ‘New Colonialism’?» и «China`s New Colonialism»43.
В них не скрывается раздражение расширением влияния Китая в Африке, в том числе получением доступа к природным ресурсам континента. Об этом пишет, в частности, британский исследователь Йен Тэйлор: «Китай пришел в Африку, потому что другие регионы были для него закрыты. На Ближнем Востоке, столь богатом углеводородами, доминируют американцы, поэтому Пекину ничего не оставалось, кроме как искать регион, в котором мало кто был на самом деле заинтересован. Ему пришлось идти в Африку и договариваться как с демократами, так и с диктаторами. И сейчас, когда Китай здесь усилился, это вызывает серьезные опасения в Вашингтоне и в европейских столицах, которые привыкли к тому, что именно они оказывают влияние на дела в Африке. А тут появляется третья сила, из-за которой весь геополитический расклад меняется»44.
Упрекать Китай в «новом колониализме» вряд ли корректно. Такая реакция, скорее, вызвана самими масштабами китайского присутствия в Африке, ростом цен на сырье, очевидными неудачами политики самих западных держав на континенте. Более адекватным ситуации представляется термин «экспансия».
К западной критике китайско-африканского сотрудничества иногда присоединяются и сами африканцы. Так, указывается на противоречия экономического характера между КНР и ЮАР. Китайские компании составляют серьезную конкуренцию южноафриканским в сферах, в которых те прежде были традиционными региональными лидерами45. Это вооружение, текстильное производство, строительство, автомобильная промышленность и бытовая техника.
В
свое оправдание Китай указывает, что,
не обусловливая свое торгово-экономическое
сотрудничество с африканскими странами
какими-либо требованиями, он тем
самым демонстрирует
Все чаще вместо оборонительной реакции на обвинения в «новом колониализме», Пекин переключается на целенаправленную наступательную работе по формированию позитивного имиджа страны в Африке. В качестве конкретных мер можно отметить увеличение помощи странам континента, ограничение экспорта некоторых видов китайской продукции, отмену пошлин на импорт в Китай африканской продукции.
Важной датой в истории политики Китая в Африке стал 2000 г. Именно тогда Пекин предложил странам континента создать новый механизм взаимоотношений под названием «Форум китайско-африканского сотрудничества». Новый формат сотрудничества, аналогичный саммиту «Франция – Африка», Токийской международной конференции по развитию Африки (ТИКАД), форуму «Африка – ЕС», вызвал одобрение лидеров африканских государств и стал важным рычагом внешней политики КНР. На первом форуме, состоявшемся в октябре 2000 г. в Пекине, присутствовали министры и представители 48 африканских государств. Были приняты два документа: «Пекинская декларация» и «Программа китайско-африканского сотрудничества в экономическом и социальном развитии».
Первый документ содержит призыв к установлению нового справедливого мирового порядка и реализации программы стратегического партнерства. Отмечается необходимость диверсификации форм сотрудничества и совершенствования его механизмов, важность опоры на конечный результат46. Второй документ предусматривал значительное увеличение китайской помощи странам Африки и списание долгов более чем 30 странам континента на 1,27 млрд. долл.
В июле 2001 г. в Замбии была выработана Процедура механизма контроля над осуществлением решений форумов сотрудничества. Этот документ предполагал созыв форума каждые три года попеременно в КНР и в Африке. Между ними с интервалом в один год было запланировано проведение двух встреч на высоком уровне. Для реализации принятых решений китайская сторона создала в декабре 2000 г. комитет, в состав которого вошли представители 21 министерства; аналогичные комитеты были созданы в ряде африканских стран.
По итогам второго форума, который прошел столице Эфиопии в 2003 г., КНР и 45 африканских стран подписали «План действий Аддис-Абебы». Согласно этому документу, Китай обязался активнее участвовать в миротворческих операциях в Африке, а также оказать финансовую помощь Совету мира и безопасности Африканского Союза.
Принятая форумом Программа действий на 2004-2006 гг. включала ряд инвестиционных проектов, в том числе строительство сахарного завода и фармацевтической лаборатории в Нигерии, сахарного и цементного завода в Эфиопии, цементного завода в Руанде, хлопкового завода в Уганде, линии электропередач и ГЭС в Судане и т.д.
Третий по счету саммит форума «Китай – Африка» в ноябре 2006 г. стал крупнейшим внешнеполитическим мероприятием за всю историю КНР. Собрать почти всех африканских руководителей в одном месте в одно время – такого не удавалось добиться ни СССР, ни США. В Пекин прибыли делегации 48 из 53 стран континента, 35 делегаций возглавляли главы государств. Риторика китайских лидеров была прежней, однако, планы Пекина удивили своими масштабами. Саммит был посвящен, главным образом, экономическому сотрудничеству. В ходе его работы между КНР и странами Африки было заключено инвестиционных соглашений на 1,9 млрд. долл. Среди них строительство алюминиевого комбината в Египте, строительство шоссе в Нигерии, реконструкция медеплавильного завода в Замбии.
По итогам саммита Китай взял на себя большие обязательства перед африканскими партнерами. Программа сотрудничества на 2006-2009 гг. («Восемь шагов в поддержку Африки») предполагала следующие меры:
1) увеличение объемов помощи в два раза;
2) предоставление
странам Африки льготных
3) создание
китайско-африканского фонда
4) дальнейшее открытие китайского рынка для Африки, расширение перечня товаров беспошлинного ввоза в Китай для самых бедных стран со 190 до 440 позиций;
5) создание от 3 до 5 зон экономического сотрудничества;
6) подготовку
15 тысяч специалистов, строительство
30 больниц и предоставление 300 млн.
юаней для обеспечения
В ходе подготовки к 4-му Форуму сотрудничества Китай-Африка в конце 2009 г. в Шарм-Эль-Шейхе (Египет), официальные представители КНР объявили, что Пекин «собирается выступить с новыми, более соответствующими реальным требованиям африканских стран предложениями. Они предусматривают расширение инвестиций китайских компаний в экономику Африки, увеличение объема африканского импорта, содействие континенту в развитии сельского хозяйства, борьбе с заболеваниями, в освоении людского потенциала, в снабжении чистой энергией и в строительстве объектов инфраструктуры»48.
Китайско-африканское сотрудничество в области образования имеет давнюю историю, соответствующие соглашения Пекин заключил с 50 странами континента. После Форума сотрудничества Китай-Африка 2003 г. Министерство образования КНР создало специальные центры образовательной помощи Африке. В 2003-2004 гг. были открыты четыре таких центра: в Тяньцзинском техническом университете, в Чжэцзянском и Цзилиньском педагогических университетах, а также в северо-Восточном университете. В 2004-2006 гг. китайская сторона выполнила обязательства по подготовке 10 тыс. специалистов, принятые в рамках второго саммита форума сотрудничества. В 2005 г. Китай обещал подготовить за три года еще 30 тыс. специалистов и предоставить 18 тыс. стипендий для учебы африканцев в Китае. На континент было направлено более 700 преподавателей из КНР49. Ширятся межвузовские обмены. Стоит отметить, что у африканцев, получивших образование в КНР, есть хорошие шансы устроиться в многочисленные китайские фирмы, работающие у них на родине. Этот факт придает дополнительный престиж дипломам вузов Китая. У Пекина в этой области обширные планы. В 2006 г. предполагалось до 2020 г. обучить в китайских вузах 150 тыс. студентов из африканских стран50.
Информация о работе Нефтяная и газовая промышленность КНР в странах Африки