Нефтяная и газовая промышленность КНР в странах Африки

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:06, курсовая работа

Краткое описание

Китай - удивительная страна больших возможностей. Китай интересует мир с разных сторон, своей древней историей, богатой культурой, политикой, географией, экономикой.
Сегодня я хотела бы рассмотреть Китай с экономической точки зрения. Точнее – его внешнеэкономическую политику, а также политику рынка в период кризиса 2008-2009гг.

Файлы: 1 файл

Негосударственное образовательное учреждение2.doc

— 527.00 Кб (Скачать)

     С другой стороны, не стоит полностью  исключить тот вариант событий, при котором надежды на «большую нефть» с казахстанского участка шельфа Каспийского моря окажутся преувеличенными. Заметим, что китайские компании, активно скупающие последние два года нефтяные активы по всему миру, не спешат вкладывать средства в освоение шельфа Каспия, а сами сроки начала поступления на рынок нефти с казахстанских морских участков (в том числе «Кашагана») неоднократно откладывались.

     Китай обладает длительным и богатым опытом работы в развивающихся государствах. Он накапливался со времен реализации программ технико-экономического содействия развивающимся странам, начатым еще в 50-е годы ХХ в.

     К тому же КНР в настоящее время  входит в число мировых лидеров  в подрядном строительстве за рубежом, оказывая сравнительно дешевые  строительно-инженерные услуги практически  во всех видах транспортной и сельскохозяйственной инфраструктуры, энергетики и коммуникаций. В 2008 г. за рубежом были выполнены контракты на сумму 56,6 млрд. долл. В 2009 г. этот показатель составил 77,7 млрд. долл., за 9 месяцев 2010 г. – 59,3 млрд. долл.24

  По накопленным прямым инвестициям Китая на первом месте стоит Азии, на втором – Европа, на третьем – африканские страны. По притоку ПИИ из Китая в 2009 г. африканские страны, опередив Северную Америку, оказались, впрочем, лишь на пятом месте после Азии, Латинской Америки, Европы и Океании. Однако эти цифры не учитывают приобретений КНР в Африке, совершенных в результате получения контроля над неафриканскими компаниями, имеющими активы на континенте.

     Успехи  КНР в энергетическом сотрудничестве с зарубежными странами достигнуты благодаря гибкому экономическому курсу. Его органичной частью является последовательная и достаточно эффективная энергетическая стратегия, имеющая во внешнеэкономической части свое собственное лицо. Механизмы и мотивы, лежащие в основе стратегии, определяют главным образом внутренние экономические и исторические условия страны. В то же время на инструментальном уровне китайские корпорации следуют общепринятым в мире правилам.

     Инвесторы из КНР предпочитают вкладывать средства в реальный сектор, в зарубежных капиталовложениях намного выше удельный вес вновь создаваемых объектов. Все чаще, впрочем, приобретаются и крупные пакеты акций зарубежных производителей сырья и топлива.

     Итоги 2009 г. показали, что глобальный финансовый кризис благоприятствовал реализации этой стратегии: пострадавшие от глобальной рецессии и сильно нуждавшиеся в деньгах западные акционеры были вынуждены продавать китайцам свои доли в добывающих компаниях. Заключив в течение года несколько крупных сделок (только в нефтегазовую отрасль китайские компании вложили не менее 13 млрд. долл.25), Китай значительно увеличил свои зарубежные сырьевые резервы.

     Основными действующими лицами внешнеэкономической  экспансии Китая выступают в  настоящее время государственные  корпорации и банки, работающие в тесной координации с государственными органами.

     Китайские кредиты преимущественно направляются в развивающиеся страны Юго-Восточной  Азии, Африки, Латинской Америки, а  также в государства СНГ для  финансирования проектов с участием китайских компаний. Часто льготные кредиты предоставляются иностранным государствам в обмен на доступ китайских компаний в добывающие отрасли (Судан, Ангола и др.).

     В целом современный Китай отличает высокий инвестиционный настрой. Оценивая нынешнее состояние дел в мировой экономике, китайские специалисты отмечают, что «данный финансовый кризис – сильнейший за последнее столетие, поэтому ожидаются редкие возможности»26.  

Глава 2. Нефтяная отрасль в китайско-африканских связях 

2.1. История отношений  и политика КНР  в регионе  

      Мировая нефтяная отрасль, как и энергетика в целом, находится  в центре взаимодействия целого ряда политических, военно-стратегических, транспортно-технологических и экономических  факторов. В начале нынешнего века это взаимодействие существенно  усложнилось, в том числе по причине появления новых активно действующих субъектов в лице усиливающихся развивающихся стран (включая Китай) и их корпораций27. Они уверенно теснят старых гигантов отрасли.

     Современная экономическая экспансия Китая  в Африке опирается на комплекс взаимных отношений, в основном сформировавшийся в последние пятьдесят лет. Идеология взаимных связей, их политические и стратегические аспекты, сотрудничество в гуманитарной области и военно-технические контакты, меняясь вслед за переменами в мире, сохраняют черты преемственности. Их важно учитывать в оценках и прогнозах текущей ситуации в экономической и энергетической сфере.

     О связях Китая с Африкой известно с древности. К VII в. н.э. между китайским государством и африканским континентом уже было установлено прямое морское сообщение. В хрониках периода династии Тан есть упоминания о людях с темным цветом кожи. В Средние века роль посредников между Китаем и Африкой взяли на себя арабские и персидские купцы. Они привозили в Китай пряности, коренья, шкуры зверей, слоновую кость, а в обратную сторону везли шелк и фарфор28. Китайская посуда и монеты династии Сун встречаются при раскопках в Египте, на Занзибаре, в Сомали.

     С 1417 по 1433 гг.  морские экспедиции знаменитого китайского мореплавателя  Чжэн Хэ (династия Мин) достигали восточного побережья Африки (территория современных  Сомали, Кении и Танзании).

     По  мнению специалистов, возникновение первых китайских колоний в Африке относится к концу XIV в. Именно тогда было положено начало поселениям китайцев на Мадагаскаре (ныне эта колония насчитывает примерно 15 тыс. человек), в Мозамбике (3 тыс.), на Маврикии (60-70 тыс.), Реюньоне (12-15 тыс.)29.

     В период колонизации Африки торговые связи с континента с Китаем чаще осуществлялись уже через европейских  посредников. Китайские кули строили  железные дороги в Сенегале и работали на рудниках Трансвааля30.

     Отношения Китая со странами Африки получили новый импульс после образования в 1949 г. Китайской Народной Республики и стали набирать силу в процессе постепенного освобождения Африканского континента от колониального господства.

     Начало  политического взаимодействия можно  отнести к 1950-м годам. Весной 1955 г. в индонезийском городе Бандунг 29 азиатских и африканских стран, которые незадолго до этого обрели независимость, приняли участие в Конференции стран Азии и Африки. На Бандунгской конференции, помимо азиатских стран, присутствовали представители Египта, Ливии, Либерии, Эфиопии и неофициальные посланцы колониальных территорий.

     Это была первая международная конференция  высокого уровня, на которой отсутствовали  представители колониальных держав. Обсуждение касалось проблем противостояния империализму и колониализму, борьбы за национальную независимость и ее сохранение. В документах форума высказывалась решительная поддержка прав народов на самоопределение и независимость, а также подчеркивалась необходимость укрепления экономического взаимодействия между странами Азии и Африки.

     Китайскую делегацию в Бандунге возглавлял  тогдашний премьер Госсовета  КНР Чжоу Эньлай. Позиция КНР, которая  вместе с Индией инициировала знаменитые «пять принципов» отношений между  государствами («Панча шила»), произвела благоприятное впечатление на африканцев и во многом облегчила в дальнейшем признание Китая странами континента31.

     Встречи Чжоу Эньлая с лидерами африканских  стран во время конференции положили начало первым прямым контактам. В частности, беседы с президентом Египта Насером, способствовали укреплению взаимопонимания между двумя странами. В августе 1955 г., после национализации Суэцкого канала правительства АРЕ и КНР подписали торговый договор сроком на три года, согласно которому Китай экспортировал прокат, а взамен получал египетский хлопок. В январе-феврале 1956 г. стороны открыли торговые представительства. В мае 1956 г. Египет объявил о признании КНР, став первой страной африканского континента, установившей дипломатические отношения с Пекином.

      Бандунгская конференция и Суэцкий кризис ускорили продвижение африканских стран к политической независимости. Поддержка Китаем Египта и Алжирского национально-освободительного фронта повысили авторитет страны в Африке. Аналогичную роль сыграла продовольственная помощь Китая Гвинее после провозглашения независимости в конце 1958 г. и введения Францией экономической блокады этой страны.

     Вскоре  после этого началась первая «полоса  признания» КНР в Африке. Второй страной континента, установивший дипломатические  отношения с новым Китаем стало Марокко, это произошло в 1958 г.  В 1959 г. отношения с КНР установили Судан и Гвинея, в 1960 г. – Гана, Мали и Сомали. Получили активное развитие межгосударственные связи. Если в 1958 г. Китай посетили 18 африканских делегаций, то в 1960 г. – уже 8832.

     После этого, однако, сближение Китая и  Африки замедлилось. Новые суверенные государства в начале 1960-х годов  часто с опаской смотрели на КНР  и устанавливали дипломатические  отношения с гоминьдановским  Тайванем, который являлся членом ООН и находился в хороших отношениях с развитыми странами.

     В сложившейся ситуации важной вехой  в становлении китайско-африканских  отношений явилась поездка в  Африку премьера Госсовета КНР Чжоу Эньлая, состоявшийся в конце 1963 –  начале 1964 гг. Подтвердив основные принципы отношений, в том числе уважение к суверенитету африканских государств и невмешательства в их внутренние дела, премьер КНР способствовал второй «полосе признания». В 1965 г. дипломатические отношения с КНР имели уже 18 африканских государств33. Однако 14 африканских государств поддерживали отношения с Тайванем.

     Развернувшаяся  во второй половине 1960-х годов в  КНР «культурная революция», а  также поддержка КПК оппозиционных  движений в некоторых странах  Африки негативно повлияли на китайско-африканские отношения. Дипломатические отношения с КНР прервали Бурунди, Дагомея и ЦАР, приостановила Гана. Российские исследователи считают, что «хотя китайско-африканские отношения оказались менее подвержены влиянию внутриполитических перемен в Китае, чем его отношения с другими регионами, эти перемены сказались и на них»34.

     На  рубеже 1960-х – 1970-х годов связи  Китая с Африкой улучшились. В 1970-1972 гг. Экваториальная Гвинея, Эфиопия, Нигерия, Камерун, Сьерра-Леоне, Руанда, Сенегал, Судан, Мадагаскар, Того и Чад устанавливают дипотношения с КНР. Бурунди и  Гана их восстанавливают. Из 42 стран континента 25 имели в 1972 г. дипломатические отношения с КНР.

     Если  на ХIII сессии ГА ООН за решение предоставить КНР место в ООН, занимаемого  Тайванем, высказались лишь 14 из 42 стран континента (21 против), то на ХХV сессии (1971) – уже 21 государство (17 против)35. В достижении КНР окончательного международного признания велика роль именно африканских стран. Добавим, что к концу 1970-х годов отношения с КНР имели уже 44 африканских государства. Лишь бывшие страны Южно-африканского Союза сохранили официальные связи с Тайбэем36.

      В 1980-е годы заметным событием стал визит  на континент премьера Госсовета  КНР Чжао Цзыяна. Он посетил в 1984 г. 11 стран, подтвердив приверженность Китая общим целям развивающихся стран, включая борьбу за новый международный экономический порядок (НМЭП).

      В последние два десятилетия визиты китайских руководителей на континент  стали частым явлением. Цзян Цзэминь  посещал африканские страны четыре раза, Ху Цзиньтао – шесть раз (дважды в ранге заместителя председателя КНР). Одно это обстоятельство выгодно отличает китайскую политику в Африке от курса многих развитых стран, и добавим, России, и в какой-то мере способствует «демаргинализации» региона.

      КНР, в свою очередь, располагает в  африканских столицах устойчивой внешнеполитической поддержкой, облегчающей реализацию интересов Пекина в международных  организациях. Усиление Китая в мировой  экономике и политике в новом  веке благожелательно воспринимается большинством государств региона. При этом идеологемы, положенные в основу двустороннего сотрудничества, а также совместных выступлений на мировой арене, накопившиеся за полвека достаточно тесных отношений, не воспринимаются в качестве анахронизмов и придают взаимным связям ощущение устойчивости и преемственности.

      Принципы  «Панча Шила», борьба против диктата  сильных государств за экономическую  независимость и установление нового справедливого и рационального  международного порядка, констатации  общности исторического прошлого и современных интересов и задач стран «третьего мира», а также важности сотрудничества «Юг – Юг» формируют достаточно надежную концептуальную базу сотрудничества.

     Тезис о невмешательстве во внутренние дела играет позитивную роль в концепции взаимоотношений Китая со странами Африки. Подчеркивая, что сотрудничество с Африкой не обусловлено никакими требованиями относительно политики той или иной страны, соблюдения в ней демократических принципов и прав человека, Китай получает некоторые преимущества перед странами Запада и международными финансовыми организациями.

Информация о работе Нефтяная и газовая промышленность КНР в странах Африки