Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:06, курсовая работа
Китай - удивительная страна больших возможностей. Китай интересует мир с разных сторон, своей древней историей, богатой культурой, политикой, географией, экономикой.
Сегодня я хотела бы рассмотреть Китай с экономической точки зрения. Точнее – его внешнеэкономическую политику, а также политику рынка в период кризиса 2008-2009гг.
С другой стороны, не стоит полностью исключить тот вариант событий, при котором надежды на «большую нефть» с казахстанского участка шельфа Каспийского моря окажутся преувеличенными. Заметим, что китайские компании, активно скупающие последние два года нефтяные активы по всему миру, не спешат вкладывать средства в освоение шельфа Каспия, а сами сроки начала поступления на рынок нефти с казахстанских морских участков (в том числе «Кашагана») неоднократно откладывались.
Китай обладает длительным и богатым опытом работы в развивающихся государствах. Он накапливался со времен реализации программ технико-экономического содействия развивающимся странам, начатым еще в 50-е годы ХХ в.
К тому же КНР в настоящее время входит в число мировых лидеров в подрядном строительстве за рубежом, оказывая сравнительно дешевые строительно-инженерные услуги практически во всех видах транспортной и сельскохозяйственной инфраструктуры, энергетики и коммуникаций. В 2008 г. за рубежом были выполнены контракты на сумму 56,6 млрд. долл. В 2009 г. этот показатель составил 77,7 млрд. долл., за 9 месяцев 2010 г. – 59,3 млрд. долл.24
По накопленным прямым инвестициям Китая на первом месте стоит Азии, на втором – Европа, на третьем – африканские страны. По притоку ПИИ из Китая в 2009 г. африканские страны, опередив Северную Америку, оказались, впрочем, лишь на пятом месте после Азии, Латинской Америки, Европы и Океании. Однако эти цифры не учитывают приобретений КНР в Африке, совершенных в результате получения контроля над неафриканскими компаниями, имеющими активы на континенте.
Успехи КНР в энергетическом сотрудничестве с зарубежными странами достигнуты благодаря гибкому экономическому курсу. Его органичной частью является последовательная и достаточно эффективная энергетическая стратегия, имеющая во внешнеэкономической части свое собственное лицо. Механизмы и мотивы, лежащие в основе стратегии, определяют главным образом внутренние экономические и исторические условия страны. В то же время на инструментальном уровне китайские корпорации следуют общепринятым в мире правилам.
Инвесторы из КНР предпочитают вкладывать средства в реальный сектор, в зарубежных капиталовложениях намного выше удельный вес вновь создаваемых объектов. Все чаще, впрочем, приобретаются и крупные пакеты акций зарубежных производителей сырья и топлива.
Итоги 2009 г. показали, что глобальный финансовый кризис благоприятствовал реализации этой стратегии: пострадавшие от глобальной рецессии и сильно нуждавшиеся в деньгах западные акционеры были вынуждены продавать китайцам свои доли в добывающих компаниях. Заключив в течение года несколько крупных сделок (только в нефтегазовую отрасль китайские компании вложили не менее 13 млрд. долл.25), Китай значительно увеличил свои зарубежные сырьевые резервы.
Основными
действующими лицами внешнеэкономической
экспансии Китая выступают в
настоящее время
Китайские
кредиты преимущественно
В
целом современный Китай
Глава
2. Нефтяная отрасль в китайско-африканских
связях
2.1.
История отношений
и политика КНР
в регионе
Мировая
нефтяная отрасль, как и энергетика
в целом, находится в центре взаимодействия
целого ряда политических, военно-стратегических,
транспортно-технологических и
Современная экономическая экспансия Китая в Африке опирается на комплекс взаимных отношений, в основном сформировавшийся в последние пятьдесят лет. Идеология взаимных связей, их политические и стратегические аспекты, сотрудничество в гуманитарной области и военно-технические контакты, меняясь вслед за переменами в мире, сохраняют черты преемственности. Их важно учитывать в оценках и прогнозах текущей ситуации в экономической и энергетической сфере.
О связях Китая с Африкой известно с древности. К VII в. н.э. между китайским государством и африканским континентом уже было установлено прямое морское сообщение. В хрониках периода династии Тан есть упоминания о людях с темным цветом кожи. В Средние века роль посредников между Китаем и Африкой взяли на себя арабские и персидские купцы. Они привозили в Китай пряности, коренья, шкуры зверей, слоновую кость, а в обратную сторону везли шелк и фарфор28. Китайская посуда и монеты династии Сун встречаются при раскопках в Египте, на Занзибаре, в Сомали.
С 1417 по 1433 гг. морские экспедиции знаменитого китайского мореплавателя Чжэн Хэ (династия Мин) достигали восточного побережья Африки (территория современных Сомали, Кении и Танзании).
По мнению специалистов, возникновение первых китайских колоний в Африке относится к концу XIV в. Именно тогда было положено начало поселениям китайцев на Мадагаскаре (ныне эта колония насчитывает примерно 15 тыс. человек), в Мозамбике (3 тыс.), на Маврикии (60-70 тыс.), Реюньоне (12-15 тыс.)29.
В период колонизации Африки торговые связи с континента с Китаем чаще осуществлялись уже через европейских посредников. Китайские кули строили железные дороги в Сенегале и работали на рудниках Трансвааля30.
Отношения Китая со странами Африки получили новый импульс после образования в 1949 г. Китайской Народной Республики и стали набирать силу в процессе постепенного освобождения Африканского континента от колониального господства.
Начало политического взаимодействия можно отнести к 1950-м годам. Весной 1955 г. в индонезийском городе Бандунг 29 азиатских и африканских стран, которые незадолго до этого обрели независимость, приняли участие в Конференции стран Азии и Африки. На Бандунгской конференции, помимо азиатских стран, присутствовали представители Египта, Ливии, Либерии, Эфиопии и неофициальные посланцы колониальных территорий.
Это была первая международная конференция высокого уровня, на которой отсутствовали представители колониальных держав. Обсуждение касалось проблем противостояния империализму и колониализму, борьбы за национальную независимость и ее сохранение. В документах форума высказывалась решительная поддержка прав народов на самоопределение и независимость, а также подчеркивалась необходимость укрепления экономического взаимодействия между странами Азии и Африки.
Китайскую делегацию в Бандунге возглавлял тогдашний премьер Госсовета КНР Чжоу Эньлай. Позиция КНР, которая вместе с Индией инициировала знаменитые «пять принципов» отношений между государствами («Панча шила»), произвела благоприятное впечатление на африканцев и во многом облегчила в дальнейшем признание Китая странами континента31.
Встречи Чжоу Эньлая с лидерами африканских стран во время конференции положили начало первым прямым контактам. В частности, беседы с президентом Египта Насером, способствовали укреплению взаимопонимания между двумя странами. В августе 1955 г., после национализации Суэцкого канала правительства АРЕ и КНР подписали торговый договор сроком на три года, согласно которому Китай экспортировал прокат, а взамен получал египетский хлопок. В январе-феврале 1956 г. стороны открыли торговые представительства. В мае 1956 г. Египет объявил о признании КНР, став первой страной африканского континента, установившей дипломатические отношения с Пекином.
Бандунгская конференция и Суэцкий кризис ускорили продвижение африканских стран к политической независимости. Поддержка Китаем Египта и Алжирского национально-освободительного фронта повысили авторитет страны в Африке. Аналогичную роль сыграла продовольственная помощь Китая Гвинее после провозглашения независимости в конце 1958 г. и введения Францией экономической блокады этой страны.
Вскоре после этого началась первая «полоса признания» КНР в Африке. Второй страной континента, установивший дипломатические отношения с новым Китаем стало Марокко, это произошло в 1958 г. В 1959 г. отношения с КНР установили Судан и Гвинея, в 1960 г. – Гана, Мали и Сомали. Получили активное развитие межгосударственные связи. Если в 1958 г. Китай посетили 18 африканских делегаций, то в 1960 г. – уже 8832.
После
этого, однако, сближение Китая и
Африки замедлилось. Новые суверенные
государства в начале 1960-х годов
часто с опаской смотрели на КНР
и устанавливали
В
сложившейся ситуации важной вехой
в становлении китайско-
Развернувшаяся
во второй половине 1960-х годов в
КНР «культурная революция», а
также поддержка КПК
На рубеже 1960-х – 1970-х годов связи Китая с Африкой улучшились. В 1970-1972 гг. Экваториальная Гвинея, Эфиопия, Нигерия, Камерун, Сьерра-Леоне, Руанда, Сенегал, Судан, Мадагаскар, Того и Чад устанавливают дипотношения с КНР. Бурунди и Гана их восстанавливают. Из 42 стран континента 25 имели в 1972 г. дипломатические отношения с КНР.
Если на ХIII сессии ГА ООН за решение предоставить КНР место в ООН, занимаемого Тайванем, высказались лишь 14 из 42 стран континента (21 против), то на ХХV сессии (1971) – уже 21 государство (17 против)35. В достижении КНР окончательного международного признания велика роль именно африканских стран. Добавим, что к концу 1970-х годов отношения с КНР имели уже 44 африканских государства. Лишь бывшие страны Южно-африканского Союза сохранили официальные связи с Тайбэем36.
В 1980-е годы заметным событием стал визит на континент премьера Госсовета КНР Чжао Цзыяна. Он посетил в 1984 г. 11 стран, подтвердив приверженность Китая общим целям развивающихся стран, включая борьбу за новый международный экономический порядок (НМЭП).
В
последние два десятилетия
КНР, в свою очередь, располагает в африканских столицах устойчивой внешнеполитической поддержкой, облегчающей реализацию интересов Пекина в международных организациях. Усиление Китая в мировой экономике и политике в новом веке благожелательно воспринимается большинством государств региона. При этом идеологемы, положенные в основу двустороннего сотрудничества, а также совместных выступлений на мировой арене, накопившиеся за полвека достаточно тесных отношений, не воспринимаются в качестве анахронизмов и придают взаимным связям ощущение устойчивости и преемственности.
Принципы «Панча Шила», борьба против диктата сильных государств за экономическую независимость и установление нового справедливого и рационального международного порядка, констатации общности исторического прошлого и современных интересов и задач стран «третьего мира», а также важности сотрудничества «Юг – Юг» формируют достаточно надежную концептуальную базу сотрудничества.
Тезис о невмешательстве во внутренние дела играет позитивную роль в концепции взаимоотношений Китая со странами Африки. Подчеркивая, что сотрудничество с Африкой не обусловлено никакими требованиями относительно политики той или иной страны, соблюдения в ней демократических принципов и прав человека, Китай получает некоторые преимущества перед странами Запада и международными финансовыми организациями.
Информация о работе Нефтяная и газовая промышленность КНР в странах Африки