Научно – теоретические основы изучения проблемы развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
1. Определить научно-теоретические основы проблемы развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Выявить особенности связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи в сравнении с нормой.

Оглавление

Введение_________________________________________________________2
Глава I. Научно – теоретические основы изучения проблемы развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи
1.1 Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи____7
1.2 Онтогенез развитие детской речи_________________________________15
1.3 Особенности связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи____________________________________________________________22
1.4 Развитие связной речи в норме __________________________________28
1.5. Методические подходы к проблеме преодоления недостатков связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи____________________36
Глава II. Организация экспериментального исследования
2.1 Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента_________43
2.2 Методика констатирующего исследования________________________44
2.3 Результаты экспериментального изучения связной речи детей дошкольного возраста при общем недоразвитии речи__________________51
Глава III. Анализ результатов констатирующего эксперимента по изучению связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
3.1 Анализ контрольного эксперимента по результатам обучения________64
Заключение _____________________________________________________70
Библиографический список________________________________________72
Приложение_____________________________________________________77

Файлы: 1 файл

Диплом по логопедии.doc

— 486.50 Кб (Скачать)

  При составлении рассказов  наблюдались отдельные специфические  нарушения (в логико-смысловом  построении сообщения, на уровне  программирования и контроля за реализацией высказывания). Были выявлены недостатки в языковом оформлении сообщении – нерезко выраженные нарушения связности повествования, лексические затруднения, различные аграмматизмы. В отличии от детей первой группы более или менее выраженные недостатки речи у этих детей проявлялись избирательно, в некоторых видах заданий (пересказ, составление рассказа по наглядному сюжету и др.).

  Отмечалась большая степень  самостоятельности при выполнении  всех видов заданий. Наибольшие трудности у детей этой группы вызывало выполнение заданий творческого характера.

  Выделение указанных групп  имеет значение в плане дифференцированного подхода к детям при проведении коррекционной работы по формированию связной речи. Кроме того, комплексное исследование детей с использованием различных видов заданий дало нам возможность установить, в каких видах исследуемой речи у каждого ребенка отмечаются наибольшие затруднения и на какие виды можно опираться в процессе коррекционного обучения.

  На основании проведенных исследований я сделала следующие выводы:

  У детей  дошкольного возраста  с ОНР отмечается значительное отставание в формировании навыков связной речи по сравнению с нормально развивающимися детьми. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию данного вида речевой деятельности. Проведенные исследования с использованием различных видов заданий выявили ряд особенностей, характеризующих состояние связной речи детей с ОНР, которые необходимо учитывать при проведении коррекционной работы.   Комплексное исследование связной речи детей позволило получить дополнительные данные о степени их готовности к школьному обучению. По данным обследования состояния связной речи у дошкольников экспериментальной и контрольной групп были составлены диаграммы  1. (см. рис. 3.1.)                                                                                                                                                                 

 

Таблица 3. 1.            

Уровень и баллы сформированности  фразовых высказываний

Экспериментальная группа

 

Контрольная группа

            Сравнительный анализ показал, что многие дети с речевым недоразвитием (экспериментальная группа) испытывали трудности в самостоятельном составлении высказываний на уровне простой законченной фразы, в связи, с чем возникла необходимость в дополнительном вопросе, требующем назвать изображенное действие, а дети контрольной группы с заданием справились.      

 

 

                                                                                                                                Таблица 3.2.

Уровень и баллы сформированности пересказа, рассказа по серии сюжетных картинок, рассказа из личного опыта

Экспериментальная группа

 

Контрольная группа

 

Сравнительные исследования показали, что рассказы детей с речевым недоразвитием и детей контрольной группы резко различались Исследование выявило преобладание низкого  уровня фразовой речи, используемой у детей экспериментальной  группы. Дети контрольной группы достаточно успешно справились с заданием.

                                                                                                

                            Таблица 3.3.

Уровень и баллы сформированности рассказа-описания, рассказа на тему или продолжение рассказа по заданному началу

 

Экспериментальная группа

Контрольная группа

  Сравнительный анализ показал, что дети с речевым недоразвитием значительно отстают от нормально развивающихся детей по уровню владения средствами фразовой речи, что существенно ограничивает их возможности в составлении информативно полноценного сообщения. Существенные различия между детьми двух групп были выявлены по показателям связности и последовательности повествования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Связная речь является смысловым развернутым высказыванием, которое обеспечивает общение и  взаимопонимание людей. Формирование связной речи, изменение ее функций  является следствием усложняющейся  деятельности ребенка и зависит  от содержания, условий и форм общения ребенка с окружающими. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления, они неразрывно связаны с содержанием, которое ребенок отражает посредством языка.

Общее недоразвитие речи – системное недоразвитие речи, проявляется в нарушении всех компонентов речи: фонетико-фонематической стороны, лексико-грамматического строя. В ходе исследования нами были изучены особенности связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. По результату констатирующего эксперимента мною было выявлено, что дети с общим недоразвитием речи испытывают серьезные затруднения в самостоятельном планировании сюжета, в создании связного контекста, в самостоятельном оперировании лексико-грамматическими категориями, в грамматическом оформлении речевого материала. Поэтому обучение связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи, имеющих первый и второй уровень речевого развития, практически невозможно до выхода на третий уровень речевого развития и прочного закрепления соответствующих третьему уровню навыков.

Была изучена  и проанализирована связная устная речь детей с общим недоразвитием речи. На основании этого предложена коррекционная работа по проведению коррекции речи детей с общим недоразвитием речи.         Организуя работу, необходимо помнить, что речевой дефект проявляется обычно на фоне своеобразной личности. Поэтому необходимо учитывать не только специфику речевого недоразвития, но и особенности личности ребенка - его интересы, возможности, способности; устранять травмирующее ребенка воздействие окружающей среды, выбирать правильное отношение ребенка к своему речевому недоразвитию и к логопедической работе по его преодолению. Речь совершенствуется также в комплексе с развитием сенсорных и общедвигательных возможностей.

У детей с общим недоразвитием речи обычно в начале обучения возможности общения с окружающими крайне ограниченны, вследствие недостаточности несвязной речи, а также затруднения в понимании речи.

Важно сформировать у ребенка мотивационную основу для высказывания, развивать речевую и психическую активность, функции подражательной и отраженной речи.

Рабочая гипотеза мною доказана. Действительно, изучение особенностей формирования всех компонентов речи детей с общим недоразвитием речи в сравнении со среднестатистической нормой позволило обеспечить дифференцированный подход к коррекции речи.

Проведенный констатирующий эксперимент в дошкольных группах МДОУ Детском саду №25 «Аленушка» г. Ржева Тверской области, позволяет сказать, что дети с ОНР испытывают значительные трудности, овладевая связной речью, и в результате появляется большое количество ошибок при усвоении данных знаний, что заставляет задуматься о поисках более новых актуальных методов коррекционной работы с детьми ОНР.

Изученные и  предложенные мною методики дали положительные результаты при их апробации у детей дошкольного возраста и могут быть предложены для практического применения в коррекционной работе по связной устной речи.

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Аксенова А. К., Якубовская Э. В. Развитие связной устной речи у умственно отсталых учащихся на специальных уроках.// Дефектология. -  1987. -  № 6.
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М., 1999.
  3. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2001.
  4. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. - М., 1991.
  5. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981.
  6. Борякова Н. Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний детьми 7-8 лет с ЗПР с опорой на сюжетные картинки// Дефектология. -  1982. - № 5.
  7. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997.
  8. Волкова Л.С. Логопедия. М., Просвещение, 1999.
  9. Выгодский Л. С. Мышление и речь.- М.: Лабиринт, 1996.
  10. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992.
  11. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: 1961.
  12. Гербова В. В. Занятия по развитию речи. - М., 1984.
  13. Глухов В. П. Исследование состояния связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР// Дефектология. -  1986. -  №6.
  14. Глухов В. П. Методика формирования связной монологической речи у дошкольников с ОНР. - М.: МГОПУ, 1996.
  15. Глухов В. П. Особенности обучения рассказыванию по картинке детей дошкольного возраста с ОНР// Дефектология. -  1986. -  №3.
  16. Глухов В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — Автореф. канд. дис. — М., 1987.
  17. Глухов В. П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения пересказу //  Дефектология. -  1989. - №1.
  18. Глухов В. П. Методика формирования связной монологической речи у дошкольников с ОНР. - М.: МГОПУ, 1996.
  19. Грибова О. Е., Бессонова Т. П. Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. М., 1999.
  20. Гриншпун В. М., Селиверстов В. И. Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью// Дефектология. -  1988. - № 3.
  21. Гусарова Н. Н. Беседы по картинке. Времена года.- СПб.: Детство-Пресс, 1998.
  22. Ерастов Н.П. Культура связной речи. — Ярославль. 1982.
  23. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1996.
  24. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998.
  25. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. М., 1999.
  26. Жукова Н.С. Формирование устной речи. М., 1999.
  27. Жукова Н.С., Мастюкова Е. М. Если Ваш ребенок отстает в развитии. М., 1999.
  28. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичёва Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
  29. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.В. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М., 1999.
  30. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1963.
  31. Зееман М. Расстройство речи в детском возрасте. - М., 1999.
  32. Зимняя И А. Лингвопсихология речевой деятельности. — М.,2001.
  33. Изучение аномальных школьников / Под ред. Виноградова А.Д. и др. - Л., 1981.
  34. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М.: Просвещение, 1985..
  35. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. - М., 1998.
  36. Кобзарева Л.Г., Кузьмина. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция. – Воронеж, 2000.
  37. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. - Л., 1994.
  38. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 2002.
  39. Колесникова Е.В., Телышева Е.П. Развитие интереса и способности к чтению у детей 6-7 лет. – М., 1998.
  40. Комаров К. В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М., 1992.
  41. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи: Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР («Осень», «Зима», «Весна»). - М.: Гном и Д, 2000-2001.
  42. Коноваленко В. В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР. (I, II, III периоды).- М.: Гном-Пресс, 1999.
  43. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН). – М., 1998.
  44. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи: Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР ( «Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна»). – М.: Гном и Д, 2000-2001.
  45. Коноваленко В. В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – М.: Гном и Д, 2001.
  46. Коноваленко В. В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. – М., 1998.
  47. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию.  М.: Просвещение, 1982.
  48. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Гаркуша Ю.Ф. – М.: Секачев В.Ю., 2000.
  49. Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. - М., 2000.
  50. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М., 2000.
  51. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического изучения нарушений развития речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1999.
  52. Левина Р.В. Опыт изучения неговорящих детей - алаликов. - М., 1990.
  53. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М., 1998.
  54. Леонтъев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М.: Наука, 1969.
  55. Логопедия. Учебное пособие для студентов./ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. -М., 1998
  56. Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей в норме и патологии. - М.: Педагогика, 1978.
  57. Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. - М.: МГУ, 1975.
  58. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. М., Владос, 1999.
  59. Мастюкова Е.М. Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алалии // Дефектология. - 1981, №6.
  60. Мирова С. А. Развитие речи у дошкольников на логопедических занятиях. — М.: Просвещение, 1991.
  61. Мирясова В. И., Коноваленко С. В. Родная природа в стихах и загадках. - М.: Гном и Д, 1999.
  62. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников/ Под общ. ред. Т.В. Волосовец. – М.: Институт общегуманитарных исследований, В.Секачев, 2002.

60.   Фотекова  Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика  речевых нарушений               школьников с использованием нейропсихологических методов. -–М.: АРКТИ, 2002

61.    Ушакова  О.С., Смирнова Е.А. Обучение старших  дошкольников рассказыванию по  серии сюжетных картин // Дошкольное  воспитание. – 1987. - №12. – с.16

      62.        Ушакова, О.С. Развитие связной речи /Психолого педагогические

                   вопросы развития речи в детском  саду. – М.,1987.

 

 

 

 

 

Приложения

Тема "Составление рассказов об игрушках" (Кошка, собака, лиса).

Цель: Формировать  умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и действия. Формировать умение составлять совместный с мамой описательный рассказ об игрушках. Закрепить правила обращения с игрушками. Развивать сосредоточенность внимания.

Материал: Игрушки (Собака, кошка, лиса).

Ход занятия.

1. Игра "Принеси  игрушку, какую захочешь".

Посмотри как  много у нас игрушек! Я предлагаю  взять любую игрушку и поставить  на стол, называя её. Правило: игрушки  не должны повторяться.

(После игры  стол с игрушками убирается  из поля зрения детей).

2. Рассматривание  игрушек. 

("В описании  всегда должно быть начало - называние  объекта; середина - микротемы: перечисление  признаков, действий предмета; конец  - оценка описываемого объекта.  Поэтому вопросы при рассматривании  должны задаваться в определённом порядке...")

Давайте рассмотрим игрушку. Как она называется? Лиса какая? Что есть у лисы? Что умеет  делать лиса? Чем тебе нравится эта  игрушка? (Последний вопрос предполагает несколько вариантов ответов).

Аналогично  проводится рассматривание собаки, кошки.

3. Составление  рассказов об игрушках.

Сейчас мы будем  учиться рассказывать об игрушках. Я буду начинать предложение, а ты заканчивать его.

Это... (лиса). Она... (рыжая, пушистая, мягкая). У лисы ... ( длинный хвост, зелёные глаза). Лиса умеет ... (бегать, ловить мышей, заметать хвостом следы). Мне нравится лиса потому, что ... (она красивая).

Аналогичным образом  дети привлекаются к совместному  с педагогом рассказу о других игрушках.

4. Ситуация общения  "Правильно - неправильно".

Незнайка говорит:

"Можно ломать  игрушки";

"Нельзя убирать  игрушки на место";

"Нельзя делиться  игрушками с друзьями";

"Можно пачкать  игрушки".

(Педагог задает  наводящие вопросы и побуждает  малыша к активным высказываниям).

5. Занятие завершается.  Мы рассмотрели игрушки, а теперь нужно убрать их на место. (Ребенок расставляет игрушки на место).

Тема "Пересказ сказки "Репка".

Цель: Формировать  умение пересказывать знакомую сказку вместе с педагогом. Развивать внимание, память. Воспитывать умение слушать друг друга, внимательно следить за повествованием.

Материал: Карточки с изображением героев знакомых сказок, а также героев сказки "Репка" или книга сказок.

Ход занятия.

1. Беседа с  ребенком.

Когда я была маленькой, мои мама и папа рассказывали мне сказки, которые узнали от своих мамы с папой, а моих дедушек и бабушек. Откуда их узнали дедушки и бабушки, я не знаю, но думаю, что и они когда-то в древности были маленькими, и им их мама с папой так же рассказывали сказки, и так продолжается с тех пор до наших дней.

Когда-нибудь и  тебе надо будет какому-нибудь малышу рассказать сказку. Давай поучимся? Она тебе хорошо знакома. Это сказка называется "Репка". 2. Найди героев сказки "Репка".

Перед тобой  карточки, на которых изображены герои  знакомых сказок. Тебе нужно быстро выбрать те из них, на которых изображены герои сказки "Репка". (Ребенок по одному выбирает карточки и откладывает их в сторону).

3. "Расскажи  сказку по цепочке".

Сегодня мы будем  учиться рассказывать сказку "Репка" по цепочке. Для этого тебе нужно будет выбрать карточку, на которой изображено начало сказки, показать картинку и начать рассказывать самый первый отрывок из сказки. После того, как ты завершишь свой рассказ, нужно будет найти следующую карточку, и продолжить сказку, и так до самого конца.

Будь внимательным: постарайся ни разу не ошибиться при  рассказывании сказки и выстроить  правильную цепочку, в которой все  герои будут расположены в  правильной последовательности, друг за другом.

4. "Исправь  ошибку".

А теперь проверим, как работает твое внимание. Педагог специально переставляет героев сказки местами, а ребенок должен будет найти и исправить ошибку.

Приложение

Книжка-раскраска  для детей "РЕПКА"

Тема "Пересказ сказки "Теремок".

Цель: Формировать  представление о такой особенности народных сказок, как наблюдательность. Формировать умение пересказывать знакомую сказку с помощью моделей. Формировать умение подбирать предметы-заместители на основе отличительного признака (величины), характерного для внешнего вида персонажа. Упражнять в умении отгадывать загадки, опираясь на зрительный образ животных, аргументировать свой ответ.

Информация о работе Научно – теоретические основы изучения проблемы развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи