Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:31, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
1. Определить научно-теоретические основы проблемы развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Выявить особенности связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи в сравнении с нормой.
Введение_________________________________________________________2
Глава I. Научно – теоретические основы изучения проблемы развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи
1.1 Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи____7
1.2 Онтогенез развитие детской речи_________________________________15
1.3 Особенности связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи____________________________________________________________22
1.4 Развитие связной речи в норме __________________________________28
1.5. Методические подходы к проблеме преодоления недостатков связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи____________________36
Глава II. Организация экспериментального исследования
2.1 Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента_________43
2.2 Методика констатирующего исследования________________________44
2.3 Результаты экспериментального изучения связной речи детей дошкольного возраста при общем недоразвитии речи__________________51
Глава III. Анализ результатов констатирующего эксперимента по изучению связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
3.1 Анализ контрольного эксперимента по результатам обучения________64
Заключение _____________________________________________________70
Библиографический список________________________________________72
Приложение_____________________________________________________77
При составлении рассказов
наблюдались отдельные
Отмечалась большая степень
самостоятельности при
Выделение указанных групп имеет значение в плане дифференцированного подхода к детям при проведении коррекционной работы по формированию связной речи. Кроме того, комплексное исследование детей с использованием различных видов заданий дало нам возможность установить, в каких видах исследуемой речи у каждого ребенка отмечаются наибольшие затруднения и на какие виды можно опираться в процессе коррекционного обучения.
На основании проведенных исследований я сделала следующие выводы:
У детей дошкольного возраста
с ОНР отмечается значительное
отставание в формировании навыков связной
речи по сравнению с нормально развивающимися
детьми. Это указывает на необходимость
целенаправленной коррекционной работы
по развитию данного вида речевой деятельности.
Проведенные исследования с использованием
различных видов заданий выявили ряд особенностей,
характеризующих состояние связной речи
детей с ОНР, которые необходимо учитывать
при проведении коррекционной работы.
Комплексное исследование связной речи
детей позволило получить дополнительные
данные о степени их готовности к школьному
обучению. По данным обследования состояния
связной речи у дошкольников экспериментальной
и контрольной групп были составлены диаграммы
1. (см. рис. 3.1.)
Таблица 3. 1.
Уровень и баллы сформированности фразовых высказываний
Экспериментальная группа
Контрольная группа
Сравнительный анализ показал, что многие дети с речевым недоразвитием (экспериментальная группа) испытывали трудности в самостоятельном составлении высказываний на уровне простой законченной фразы, в связи, с чем возникла необходимость в дополнительном вопросе, требующем назвать изображенное действие, а дети контрольной группы с заданием справились.
Уровень и баллы сформированности пересказа, рассказа по серии сюжетных картинок, рассказа из личного опыта
Экспериментальная группа
Контрольная группа
Сравнительные исследования показали, что рассказы детей с речевым недоразвитием и детей контрольной группы резко различались Исследование выявило преобладание низкого уровня фразовой речи, используемой у детей экспериментальной группы. Дети контрольной группы достаточно успешно справились с заданием.
Таблица 3.3.
Уровень и баллы сформированности рассказа-описания, рассказа на тему или продолжение рассказа по заданному началу
Экспериментальная группа
Контрольная группа
Сравнительный анализ показал, что дети с речевым недоразвитием значительно отстают от нормально развивающихся детей по уровню владения средствами фразовой речи, что существенно ограничивает их возможности в составлении информативно полноценного сообщения. Существенные различия между детьми двух групп были выявлены по показателям связности и последовательности повествования.
Заключение
Связная речь является
смысловым развернутым
Общее недоразвитие речи – системное недоразвитие речи, проявляется в нарушении всех компонентов речи: фонетико-фонематической стороны, лексико-грамматического строя. В ходе исследования нами были изучены особенности связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. По результату констатирующего эксперимента мною было выявлено, что дети с общим недоразвитием речи испытывают серьезные затруднения в самостоятельном планировании сюжета, в создании связного контекста, в самостоятельном оперировании лексико-грамматическими категориями, в грамматическом оформлении речевого материала. Поэтому обучение связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи, имеющих первый и второй уровень речевого развития, практически невозможно до выхода на третий уровень речевого развития и прочного закрепления соответствующих третьему уровню навыков.
Была изучена и проанализирована связная устная речь детей с общим недоразвитием речи. На основании этого предложена коррекционная работа по проведению коррекции речи детей с общим недоразвитием речи. Организуя работу, необходимо помнить, что речевой дефект проявляется обычно на фоне своеобразной личности. Поэтому необходимо учитывать не только специфику речевого недоразвития, но и особенности личности ребенка - его интересы, возможности, способности; устранять травмирующее ребенка воздействие окружающей среды, выбирать правильное отношение ребенка к своему речевому недоразвитию и к логопедической работе по его преодолению. Речь совершенствуется также в комплексе с развитием сенсорных и общедвигательных возможностей.
У детей с общим недоразвитием речи обычно в начале обучения возможности общения с окружающими крайне ограниченны, вследствие недостаточности несвязной речи, а также затруднения в понимании речи.
Важно сформировать у ребенка мотивационную основу для высказывания, развивать речевую и психическую активность, функции подражательной и отраженной речи.
Рабочая гипотеза мною доказана. Действительно, изучение особенностей формирования всех компонентов речи детей с общим недоразвитием речи в сравнении со среднестатистической нормой позволило обеспечить дифференцированный подход к коррекции речи.
Проведенный констатирующий эксперимент в дошкольных группах МДОУ Детском саду №25 «Аленушка» г. Ржева Тверской области, позволяет сказать, что дети с ОНР испытывают значительные трудности, овладевая связной речью, и в результате появляется большое количество ошибок при усвоении данных знаний, что заставляет задуматься о поисках более новых актуальных методов коррекционной работы с детьми ОНР.
Изученные и предложенные мною методики дали положительные результаты при их апробации у детей дошкольного возраста и могут быть предложены для практического применения в коррекционной работе по связной устной речи.
60. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. -–М.: АРКТИ, 2002
61. Ушакова
О.С., Смирнова Е.А. Обучение
62. Ушакова, О.С. Развитие связной речи /Психолого педагогические
вопросы развития речи в
Тема "Составление рассказов об игрушках" (Кошка, собака, лиса).
Цель: Формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и действия. Формировать умение составлять совместный с мамой описательный рассказ об игрушках. Закрепить правила обращения с игрушками. Развивать сосредоточенность внимания.
Материал: Игрушки (Собака, кошка, лиса).
Ход занятия.
1. Игра "Принеси игрушку, какую захочешь".
Посмотри как
много у нас игрушек! Я предлагаю
взять любую игрушку и
(После игры стол с игрушками убирается из поля зрения детей).
2. Рассматривание игрушек.
("В описании
всегда должно быть начало - называние
объекта; середина - микротемы: перечисление
признаков, действий предмета; конец
- оценка описываемого объекта.
Поэтому вопросы при
Давайте рассмотрим игрушку. Как она называется? Лиса какая? Что есть у лисы? Что умеет делать лиса? Чем тебе нравится эта игрушка? (Последний вопрос предполагает несколько вариантов ответов).
Аналогично проводится рассматривание собаки, кошки.
3. Составление рассказов об игрушках.
Сейчас мы будем учиться рассказывать об игрушках. Я буду начинать предложение, а ты заканчивать его.
Это... (лиса). Она... (рыжая, пушистая, мягкая). У лисы ... ( длинный хвост, зелёные глаза). Лиса умеет ... (бегать, ловить мышей, заметать хвостом следы). Мне нравится лиса потому, что ... (она красивая).
Аналогичным образом дети привлекаются к совместному с педагогом рассказу о других игрушках.
4. Ситуация общения "Правильно - неправильно".
Незнайка говорит:
"Можно ломать игрушки";
"Нельзя убирать игрушки на место";
"Нельзя делиться игрушками с друзьями";
"Можно пачкать игрушки".
(Педагог задает
наводящие вопросы и побуждает
малыша к активным
5. Занятие завершается. Мы рассмотрели игрушки, а теперь нужно убрать их на место. (Ребенок расставляет игрушки на место).
Тема "Пересказ сказки "Репка".
Цель: Формировать умение пересказывать знакомую сказку вместе с педагогом. Развивать внимание, память. Воспитывать умение слушать друг друга, внимательно следить за повествованием.
Материал: Карточки с изображением героев знакомых сказок, а также героев сказки "Репка" или книга сказок.
Ход занятия.
1. Беседа с ребенком.
Когда я была маленькой, мои мама и папа рассказывали мне сказки, которые узнали от своих мамы с папой, а моих дедушек и бабушек. Откуда их узнали дедушки и бабушки, я не знаю, но думаю, что и они когда-то в древности были маленькими, и им их мама с папой так же рассказывали сказки, и так продолжается с тех пор до наших дней.
Когда-нибудь и тебе надо будет какому-нибудь малышу рассказать сказку. Давай поучимся? Она тебе хорошо знакома. Это сказка называется "Репка". 2. Найди героев сказки "Репка".
Перед тобой карточки, на которых изображены герои знакомых сказок. Тебе нужно быстро выбрать те из них, на которых изображены герои сказки "Репка". (Ребенок по одному выбирает карточки и откладывает их в сторону).
3. "Расскажи сказку по цепочке".
Сегодня мы будем учиться рассказывать сказку "Репка" по цепочке. Для этого тебе нужно будет выбрать карточку, на которой изображено начало сказки, показать картинку и начать рассказывать самый первый отрывок из сказки. После того, как ты завершишь свой рассказ, нужно будет найти следующую карточку, и продолжить сказку, и так до самого конца.
Будь внимательным: постарайся ни разу не ошибиться при рассказывании сказки и выстроить правильную цепочку, в которой все герои будут расположены в правильной последовательности, друг за другом.
4. "Исправь ошибку".
А теперь проверим, как работает твое внимание. Педагог специально переставляет героев сказки местами, а ребенок должен будет найти и исправить ошибку.
Приложение
Книжка-раскраска для детей "РЕПКА"
Тема "Пересказ сказки "Теремок".
Цель: Формировать
представление о такой