Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:31, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
1. Определить научно-теоретические основы проблемы развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Выявить особенности связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи в сравнении с нормой.
Введение_________________________________________________________2
Глава I. Научно – теоретические основы изучения проблемы развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи
1.1 Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи____7
1.2 Онтогенез развитие детской речи_________________________________15
1.3 Особенности связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи____________________________________________________________22
1.4 Развитие связной речи в норме __________________________________28
1.5. Методические подходы к проблеме преодоления недостатков связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи____________________36
Глава II. Организация экспериментального исследования
2.1 Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента_________43
2.2 Методика констатирующего исследования________________________44
2.3 Результаты экспериментального изучения связной речи детей дошкольного возраста при общем недоразвитии речи__________________51
Глава III. Анализ результатов констатирующего эксперимента по изучению связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
3.1 Анализ контрольного эксперимента по результатам обучения________64
Заключение _____________________________________________________70
Библиографический список________________________________________72
Приложение_____________________________________________________77
Дальнейшая работа над совершенствованием фразы продолжается на следующих этапах в процессе непосредственной работы по формированию связной речи:
- преобразование деформированной фразы;
- составление предложений по опорным словам;
- составление предложений с данным словом;
- распространение предложений по вопросам и путем наращивания слов по цепочке;
- преобразование предложений путем изменения лица, числа, времени, замены слов синонимами и т.д.
Оптимальный возраст для формирования диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи - четыре-пять лет, оптимальный уровень речевого развития третий.
Поэтому работа
над диалогической речью
Ефименкова Л.Н. считает, что основной задачей работы с детьми третьего уровня речевого развития является формирование связной речи. В работах Ефименковой Л.Н. вся коррекционная работа делится на три этапа. На каждом этапе проводится работа по развитию словаря, фразовой речи и выходу в связную речь. Формирование связной речи – основная задача третьего этапа.
Начинается
работа с пересказа (подробного, выборочного,
творческого). Подробный пересказ воспитывает
навык последовательного и
Любому виду пересказа должен предшествовать анализ текста с точки зрения смысловой и выразительной. Это поможет детям овладеть всеми причинно-следственными отношениями, без чего правильный пересказ невозможен. Упражнения в творческом пересказе граничат с составлением устных сочинений. Сочинения — это верхняя ступень развития связной речи детей. Здесь концентрируются наблюдательность, память, творческое воображение, логическое и образное мышление, находчивость, умение увидеть общее в частном.
Наиболее легкой формой являются сочинения по серии сюжетных картинок с предварительным расположением их по рассказу. Затем дети учатся составлению рассказов по сюжетной картинке с выделением основной идеи и выражением временной связи. Завершается работа над связной речью воспитанием у детей навыка рассказа на основании собственного опыта.
Т.А. Ткаченко, автор трудов по использованию моделирования в целях развития связной (описательной) речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи, обратила внимание на факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Одним из них является использование наглядности. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. Вторым фактором является создание плана высказывания. Наше внимание привлекли схемы модели для составления описательных рассказов [5]. Схемы модели рассматриваются как основа для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, диких и домашних животных и птицах, временах года, профессиях. Составные части схем отражают основные свойства объектов (цвет, форма, величина, материал, действия с объектами, части объекта). Логопед практик рекомендует усложнять выбор описываемых предметов. Так, вначале можно предлагать детям описать пирамидку, матрешку, коробочку с мозаикой, коляску для кукол. Позже, когда дети хорошо освоят схему, можно предлагать им игрушки, при описании которых используются не все пункты, например, мяч, скакалку, кубик, мишку, куклу.
Упражнения
располагаются в порядке
пересказ рассказа по наглядному действию;
рассказ по следам наглядного (демонстрируемого) действия;
пересказ рассказа с использованием фланелеграфа;
пересказ рассказа по серии сюжетных картин;
пересказ рассказа по сюжетной картине;
рассказ по сюжетной картине.
Особенностью данной системы работы является то, что последовательно применяя этапы обучения, удается формировать связную речь у тех детей, которые изначально не владели развернутыми смысловыми высказываниями. (45)
При оценке готовности к творчеству детей учитываются следующие моменты:
правильно ли передается замысел, тема;
какова степень точности в обрисовке персонажей;
какова самостоятельность и логическая последовательность изложения;
какие используются художественные средства, характерные для сказок;
использование выразительности голоса (смысловых пауз, ударений, интонационной окраски).
Формирование навыков построения связных развернутых высказываний требует применения всех речевых и познавательных возможностей детей, одновременно способствуя их совершенствованию. Следует отметить, что овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Поэтому на решение задач формирования связной речи ребенка должна быть направлена и речевая работа по развитию лексических и грамматических языковых навыков. [49]
Глава II. Организация экспериментального исследования
2.1.Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента
При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие связной речи как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, развития логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.
Мною проводилось изучение состояния связной речи дошкольников 6 лет с общим речевым недоразвитием в дошкольных группах при МДОУ Детского сада №25 «Аленушка» г.Ржева Тверской области . Исследование было направлено на выявление возможностей детей в использовании различных видов связных высказываний.
Целью констатирующего эксперимента является исследование уровня развития связной речи дошкольников с ОНР.
В эксперименте выделялись следующие задачи:
1. Изучить и определить методы исследования.
2. Сформировать экспериментальную и контрольную группы.
3. Провести констатирующий
4.Выявить и систематизировать
преобладающие нарушения в
5.Проанализировать и оформить
результаты произведенного
6.Сделать соответствующие
В констатирующем эксперименте
принимали участие
Проведение исследования уровня развития связной речи детей с общим недоразвитием речи было необходимо для того, чтобы впоследствии констатировать какие-либо изменения в уровне развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Исследование состояния
Для исследования уровня развития связной монологической речи была применена методика бальной оценки В.П.Глухова [16].
2.2 Методика констатирующего исследования
В.П.Глухов [16] предлагает систему обучения рассказыванию, состоящую из нескольких этапов. Дети овладевают навыками монологической речи в следующих формах: составление высказываний по наглядному восприятию, воспроизведение прослушанного текста, составление рассказа-описания, рассказывание с элементами творчества.
Для изучения состояния связной речи детей дошкольного возраста с ОНР используются следующие методы.
— обследование словарного запаса по специальной схеме;
— исследование связной речи с помощью серии заданий;
— наблюдения за детьми в процессе учебной, предметно-практической, игровой и обиходно-бытовой деятельности в условиях детского образовательного учреждения;
— изучение медико-педагогической документации (данные анамнеза, медицинских и психологических исследований, педагогические характеристики и заключения и т.п.); использование данных бесед с родителями, воспитателями и детьми.
Я остановлюсь на исследовании связной речи с помощью серии заданий, опираясь на методику В.П.Глухова.
При этом использовался наглядный материал из соответствующих пособий Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой и А.В. Соболевой, О.Е. Грибовой и Т.П. Бессоновой, О.Н. Усановой и др.
В целях комплексного исследования связной речи детей использовались серии заданий, которые включали:
— составление предложений по отдельным ситуационным картинкам;
— составление предложения по трем картинкам, связанным тематически;
— пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);
— составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок;
— сочинение рассказа на основе личного опыта,
— составление рассказа-описания.
С учетом индивидуального уровня речевого развития ребенка программа обследования была дополнена доступными заданиями с элементами творчества:
— окончание рассказа по заданному началу;
— придумывание рассказа на заданную тему.
Определялась способность детей к передаче содержания знакомого литературного текста, зрительно воспринимаемой сюжетной ситуации, а также своих жизненных впечатлений и собственного замысла.
Для выявления степени
Примерная схема оценки уровня выполнения заданий на составление фразовых высказываний (по В. П. Глухову)
Уровень выполнения задания |
Составление фраз по картинкам с изображением простых действий |
Составление фраз-высказываний по 3-м предметным картинкам |
Оценка в баллах |
«удовлетворительный» |
Ответ на вопрос-задание
в виде грамматически правильно постро |
Фраза составлена с учетом предметного содержания всех предложенных картинок, представляет собой адекватное по смыслу, грамматически правильно оформленное, достаточно информативное высказывание. Также оценивается вариант отображения вероятной предметной ситуации в виде короткого текста. |
5 баллов |
«Средний» |
Адекватная по смыслу фраза имеет один из перечисленных недостатков: а) недостаточно информативна; б) отмечаются ошибки в употреблении словоформ (в выборе нужной грамматической формы слова), нарушающие связь слов в предложении; в) нарушение нормативного порядка слов в словосочетаниях; г) длительные паузы с поиском нужного слова |
Имеются отдельные недостатки (см. в графе слева) в построении фразы, адекватной по смыслу и соответствующей вероятной предметной ситуации |
4 балла |
«Недостаточный» |
Сочетание указанных недостатков информативности и лексико-грамматического структурирования фразы при выполнении всех (или большинства) вариантов задания |
Фраза составлена на основе предметного содержания только 2-х картинок. При оказании помощи (указание на пропуск) ребенок составляет адекватное по содержанию высказывание |
3 балла |
«Низкий» |
Адекватная фраза-высказывание составлена с помощью дополнительного вопроса, указывающего на выполняемое субъектом действие. Не все варианты задания выполнены |
Ребенок не смог составить фразу-высказывание с использованием всех 3 картинок, несмотря на оказываемую помощь. Отмечаются ошибки в языковом оформлении высказывания |
2 балла |
Задание выполнено неадекватно |
Отсутствие адекватного фразового ответа с помощью дополнительного вопроса. Составление фразы подменяется перечислением предметов, изображенных на картинке |
Предложенное задание не выполнено. Ребенок правильно называет изображенные на картинках предметы, но составить фразу-высказывание с их 1 использованием не может |
1 балл |
Схема оценки уровня выполнения пересказа, рассказа по сюжетным картинкам и рассказа из личного опыта (по В. П. Глухову)
Уровень выполнения задания |
Пересказ |
Рассказ по серии сюжетных картинок |
Рассказ из личного опыта |
I – «хороший» ( 4 балла) |
Пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. При переск5азе в основном соблюдаются грамматические нормы родного языка. |
Самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отображающий изображенный сюжет. Соблюдается последовательность в передаче событий и связь между фрагментами-эпизодами. Рассказ построен в соответствии тс грамматическими нормами языка ( с учетом возраста детей). |
Рассказ содержит достаточно
информативные ответы на все вопросы.
Все его фрагменты представляют
связные развернутые |
I I-«удовлетворительный» ( 3 балла) |
Пересказ составлен
с некоторой помощью (побуждение,
стимулирующие вопросы); |
Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку; достаточно полно отражено содержание картинок (возможны пропуски отдельных моментов действия, в целом ненарушающие смыслового соответствия рассказа). Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности повествования; единичные ошибки в построение фраз. |
Рассказ составлен в соответствии с вопросным планом задания. Большая часть фрагментов представляет связные высказывания. Отмечаются отдельные морфолого-синтаксические нарушения (ошибки в построение фраз, в употреблении глагольных форм и т .д.) |
III «недостаточный» ( 2 балла) |
Используются повторные
наводящие вопросы).Связность |
Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов .Резко нарушена связность повествования. Отмечаются пропуски существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету. Встречаются смысловые ошибки. Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках. |
Отсутствуют один или два фрагмента рассказа. Большая его часть представляет собой простое перечисление предметов и информативность рассказа недостаточна. В большей части фрагментов нарушена связность высказывания. Отмечаются нарушения структуры фраз и другие аграмматизмы. |
IV «низкий» (1 балл) |
Пересказ составлен
по наводящим вопросам. Отмечаются
пропуски отдельных моментов действия
или целого фрагмента, неоднократные
нарушения связного воспроизведения
текста, единичные смысловые |
Рассказ составлен с припме6нением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку/конкретную деталь. Нарушена связность повествования. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия, отдельные смысловые несоответствия. |
В рассказе отражены все вопросы задания. Отдельные его фрагменты представляют собой простое перечисление предметов и действий ( без детализации);отмечается крайняя бедность содержания; нарушение связности речи; грубые лексико-грамматические недостатки, затрудняющие восприятие рассказа. |