Научно – теоретические основы изучения проблемы развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
1. Определить научно-теоретические основы проблемы развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Выявить особенности связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи в сравнении с нормой.

Оглавление

Введение_________________________________________________________2
Глава I. Научно – теоретические основы изучения проблемы развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи
1.1 Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи____7
1.2 Онтогенез развитие детской речи_________________________________15
1.3 Особенности связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи____________________________________________________________22
1.4 Развитие связной речи в норме __________________________________28
1.5. Методические подходы к проблеме преодоления недостатков связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи____________________36
Глава II. Организация экспериментального исследования
2.1 Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента_________43
2.2 Методика констатирующего исследования________________________44
2.3 Результаты экспериментального изучения связной речи детей дошкольного возраста при общем недоразвитии речи__________________51
Глава III. Анализ результатов констатирующего эксперимента по изучению связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
3.1 Анализ контрольного эксперимента по результатам обучения________64
Заключение _____________________________________________________70
Библиографический список________________________________________72
Приложение_____________________________________________________77

Файлы: 1 файл

Диплом по логопедии.doc

— 486.50 Кб (Скачать)

Дальнейшая  работа над совершенствованием фразы  продолжается на следующих этапах в процессе непосредственной работы по формированию связной речи:

-    преобразование  деформированной фразы;

-    составление  предложений по опорным словам;

-    составление  предложений с данным словом;

-  распространение  предложений по вопросам и путем наращивания слов по цепочке;

-    преобразование  предложений путем изменения  лица, числа, времени, замены слов  синонимами и т.д.

Оптимальный возраст  для формирования диалогической  речи у детей с общим недоразвитием  речи - четыре-пять лет, оптимальный уровень речевого развития третий.

Поэтому работа над диалогической речью предшествует формированию речи монологической, подготавливая  базу, почву для последней. (59, с. 146)

Ефименкова  Л.Н. считает, что основной задачей работы с детьми третьего уровня речевого развития является формирование связной речи. В работах Ефименковой Л.Н. вся коррекционная работа делится на три этапа. На каждом  этапе проводится работа по развитию словаря, фразовой речи и выходу в связную речь. Формирование связной речи – основная задача третьего этапа.

Начинается  работа с пересказа (подробного, выборочного, творческого). Подробный пересказ воспитывает  навык последовательного и полного  изложения мысли. Выборочный пересказ формирует умение отделить более  узкую тему от текста. Творческий пересказ воспитывает воображение, учит детей использовать впечатления из собственного жизненного опыта и определять свое отношение к теме.

Любому виду пересказа должен предшествовать анализ текста с точки зрения смысловой  и выразительной. Это поможет детям овладеть всеми причинно-следственными отношениями, без чего правильный пересказ невозможен. Упражнения в творческом пересказе граничат с составлением устных сочинений. Сочинения — это верхняя ступень развития связной речи детей. Здесь концентрируются наблюдательность, память, творческое воображение, логическое и образное мышление, находчивость, умение увидеть общее в частном.

Наиболее легкой формой являются сочинения по серии  сюжетных картинок с предварительным  расположением их по рассказу. Затем дети учатся составлению рассказов по сюжетной картинке с выделением основной идеи и выражением временной связи.       Завершается работа над связной речью воспитанием у детей навыка рассказа на основании собственного опыта.

Т.А. Ткаченко, автор трудов по использованию моделирования в целях развития связной (описательной) речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи, обратила внимание на факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Одним из них является использование наглядности. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. Вторым фактором является создание плана высказывания. Наше внимание привлекли схемы модели для составления описательных рассказов [5]. Схемы модели рассматриваются как основа для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, диких и домашних животных и птицах, временах года, профессиях. Составные части схем отражают основные свойства объектов (цвет, форма, величина, материал, действия с объектами, части объекта). Логопед практик рекомендует усложнять выбор описываемых предметов. Так, вначале можно предлагать детям описать пирамидку, матрешку, коробочку с мозаикой, коляску для кукол. Позже, когда дети хорошо освоят схему, можно предлагать им игрушки, при описании которых используются не все пункты, например, мяч, скакалку, кубик, мишку, куклу.

Упражнения  располагаются в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием  наглядности  и « свертыванием»  плана высказывания. В результате обозначается следующий порядок работы:

пересказ рассказа по наглядному действию;

рассказ по следам наглядного (демонстрируемого) действия;

пересказ рассказа с использованием фланелеграфа;

пересказ рассказа по серии сюжетных картин;

пересказ рассказа по сюжетной картине;

рассказ по сюжетной картине.

Особенностью  данной системы работы является то, что последовательно применяя этапы  обучения, удается формировать связную  речь у тех детей, которые изначально не владели развернутыми смысловыми высказываниями. (45)

При оценке готовности к творчеству детей учитываются  следующие моменты:

правильно ли передается замысел, тема;

какова степень  точности в обрисовке персонажей;

какова самостоятельность  и логическая последовательность изложения;

какие используются художественные средства, характерные для сказок;

использование выразительности голоса (смысловых  пауз, ударений, интонационной окраски).          

Формирование  навыков построения связных развернутых  высказываний требует применения всех речевых и познавательных возможностей детей, одновременно способствуя их совершенствованию. Следует отметить, что овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Поэтому на решение задач формирования связной речи ребенка должна быть направлена и речевая работа по развитию лексических и грамматических языковых навыков. [49]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Организация экспериментального исследования

2.1.Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента

  При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие связной речи как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, развития логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.

  Мною проводилось изучение состояния связной речи дошкольников 6 лет с общим речевым недоразвитием в дошкольных группах при МДОУ Детского сада №25 «Аленушка» г.Ржева Тверской области . Исследование было направлено на выявление возможностей детей в использовании различных видов связных высказываний.

   Целью констатирующего эксперимента является исследование уровня развития связной речи дошкольников с ОНР.

В эксперименте выделялись следующие задачи:

1. Изучить и определить методы  исследования.

2. Сформировать экспериментальную и контрольную группы.

3. Провести констатирующий эксперимент.

4.Выявить и систематизировать  преобладающие нарушения в связной  речи детей экспериментальной  группы.

5.Проанализировать и оформить  результаты произведенного исследования.

6.Сделать соответствующие выводы.

    В констатирующем эксперименте  принимали участие подготовительные  группы детей с ОНР.   

Проведение исследования уровня развития связной речи детей с общим  недоразвитием речи было необходимо для того, чтобы впоследствии констатировать какие-либо изменения в уровне развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Исследование состояния связной  речи начинается с изучения имеющейся  на ребенка медицинской  и педагогической документации, дополнительных анамнестических сведений. Изучение связной речи с помощью серии заданий проводится по окончании исследования словаря. Все задания выполняются последовательно, в разные дни и в утренние часы.

Для исследования уровня развития связной монологической речи была применена методика бальной оценки В.П.Глухова [16].

 

2.2 Методика констатирующего исследования

 

В.П.Глухов [16] предлагает систему обучения рассказыванию, состоящую из нескольких этапов. Дети овладевают навыками монологической речи в следующих формах: составление высказываний по наглядному восприятию, воспроизведение прослушанного текста, составление рассказа-описания, рассказывание с элементами творчества.

Для изучения состояния связной  речи детей дошкольного возраста с ОНР используются следующие методы.

— обследование словарного запаса по специальной схеме;

— исследование связной речи с  помощью серии заданий;

— наблюдения за детьми в процессе учебной, предметно-практической, игровой и обиходно-бытовой деятельности в условиях детского образовательного учреждения;

— изучение медико-педагогической документации (данные анамнеза, медицинских и психологических исследований, педагогические характеристики и заключения и т.п.); использование данных бесед с родителями, воспитателями и детьми.

Я остановлюсь на исследовании связной речи с помощью серии заданий, опираясь на методику В.П.Глухова.

При этом использовался наглядный материал из соответствующих пособий Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой и А.В. Соболевой, О.Е. Грибовой и Т.П. Бессоновой, О.Н. Усановой и др.

В целях комплексного исследования связной речи детей использовались серии заданий, которые включали:

— составление предложений по отдельным  ситуационным картинкам;

— составление предложения по трем картинкам, связанным тематически;

— пересказ текста (знакомой сказки или  короткого рассказа);

— составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок;

— сочинение рассказа на основе личного  опыта,

— составление рассказа-описания.

С учетом индивидуального уровня речевого развития ребенка программа обследования была дополнена доступными заданиями с элементами творчества:

— окончание рассказа по заданному  началу;

— придумывание рассказа на заданную тему.

Определялась способность детей к передаче содержания знакомого литературного текста, зрительно воспринимаемой сюжетной ситуации, а также своих жизненных впечатлений и собственного замысла.

Для выявления степени сформированности у детей навыков употребления отдельных (фразовых) высказываний могут  быть также использованы задания  на составление предложений по демонстрируемым действиям, по опорным словам (данным в «нейтральной» грамматической форме). Включение в комплексное исследование заданий на составление фразовых высказываний по наглядной опоре позволяет выявить индивидуальные речевые возможности детей с ОНР. Построение таких фраз-высказываний является необходимым речевым действием при составлении развернутых речевых сообщений (целого текста) — рассказов-описаний по картинкам, по их сериям, рассказов из опыта и др. [22, 32]. Результаты выполнения заданий на составление отдельных высказываний по картинкам фиксируются в протоколы на основании схем оценки уровня выполнения заданий.

 

Примерная схема оценки уровня выполнения заданий на составление   фразовых высказываний (по В. П. Глухову)

 

Уровень

выполнения

задания

Составление фраз по

картинкам с  изображением

простых действий

Составление фраз-высказываний по 3-м предметным   картинкам

Оценка

в баллах

«удовлетворительный»

Ответ на вопрос-задание  в виде грамматически правильно построенной фразы, адекватной по смыслу содержанию предложенной картинки, полно и точно отображающей ее предметное содержание. Все варианты задания (5 или 6 фраз) выполнены на уровне, соответствующем указанным характеристикам.

Фраза составлена с учетом предметного содержания всех предложенных картинок, представляет собой адекватное по смыслу, грамматически правильно оформленное, достаточно информативное высказывание. Также оценивается вариант отображения вероятной предметной ситуации в виде короткого текста.

5 баллов

«Средний»

Адекватная по смыслу фраза имеет один из перечисленных  недостатков:

а) недостаточно информативна;

б) отмечаются ошибки

в употреблении словоформ (в выборе нужной грамматической формы слова), нарушающие связь слов в предложении;

в) нарушение нормативного порядка слов

в словосочетаниях;

г) длительные паузы с  поиском нужного слова

Имеются отдельные недостатки (см. в графе слева) в построении фразы, адекватной по смыслу и соответствующей вероятной предметной ситуации

4 балла

«Недостаточный»

Сочетание указанных  недостатков информативности и лексико-грамматического структурирования фразы при выполнении всех (или большинства) вариантов задания

Фраза составлена на основе предметного содержания только 2-х  картинок. При оказании помощи (указание на пропуск) ребенок составляет адекватное по содержанию высказывание

3 балла

 «Низкий»

Адекватная фраза-высказывание составлена с помощью дополнительного  вопроса, указывающего на выполняемое  субъектом действие.

Не все варианты задания  выполнены

Ребенок не смог составить фразу-высказывание с использованием всех 3 картинок, несмотря на оказываемую помощь. Отмечаются ошибки в языковом оформлении высказывания               

2 балла

Задание выполнено неадекватно

Отсутствие адекватного  фразового ответа с помощью дополнительного вопроса.

Составление фразы подменяется  перечислением предметов, изображенных на картинке

Предложенное задание  не выполнено. Ребенок правильно  называет изображенные на картинках  предметы, но составить фразу-высказывание с их 1 использованием не может

1 балл


   

 

Схема оценки уровня выполнения  пересказа, рассказа по сюжетным картинкам  и рассказа из личного опыта (по В. П. Глухову)

 

Уровень

выполнения

задания

Пересказ

Рассказ по серии  сюжетных картинок

Рассказ из личного  опыта

  I – «хороший»

( 4 балла)

Пересказ составлен  самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность  и последовательность изложения. Употребляются  разнообразные языковые средства в  соответствии с текстом произведения. При переск5азе в основном соблюдаются грамматические нормы родного языка.

Самостоятельно составлен  связный рассказ, достаточно полно  и адекватно отображающий изображенный сюжет. Соблюдается последовательность в передаче событий и связь  между фрагментами-эпизодами. Рассказ  построен в соответствии тс грамматическими нормами языка ( с учетом возраста детей).

Рассказ содержит достаточно информативные ответы на все вопросы. Все его фрагменты представляют связные развернутые высказывания. Применение  лексико-грамматических средств соответствует возрасту.

  I I-«удовлетворительный»

( 3 балла)

Пересказ составлен  с некоторой помощью (побуждение, стимулирующие вопросы);полностью  передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения  связного воспроизведения  текста, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений.

Рассказ составлен с  некоторой помощью (стимулирующие  вопросы, указания на картинку; достаточно полно отражено содержание картинок (возможны пропуски отдельных моментов действия, в целом ненарушающие смыслового соответствия рассказа). Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности повествования; единичные ошибки в построение фраз.

Рассказ составлен в  соответствии с вопросным планом задания. Большая часть фрагментов представляет связные высказывания. Отмечаются отдельные морфолого-синтаксические нарушения (ошибки в построение фраз, в употреблении глагольных форм и т .д.)

   III «недостаточный»

( 2 балла)

Используются повторные  наводящие вопросы).Связность значительна  нарушена.Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушена последовательность изложения .Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств

Рассказ составлен с  помощью наводящих вопросов .Резко  нарушена связность повествования. Отмечаются пропуски существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету. Встречаются смысловые ошибки. Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках.

Отсутствуют один или  два фрагмента рассказа. Большая его часть представляет собой простое перечисление предметов и информативность рассказа недостаточна. В большей части фрагментов нарушена связность высказывания. Отмечаются  нарушения структуры фраз и другие аграмматизмы.

IV «низкий»

(1 балл)

Пересказ составлен  по наводящим вопросам. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные  нарушения  связного воспроизведения  текста, единичные смысловые несоответствия.

Рассказ составлен с  припме6нением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку/конкретную деталь. Нарушена связность повествования. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия, отдельные смысловые несоответствия.

В рассказе отражены все  вопросы задания. Отдельные его  фрагменты представляют собой простое перечисление  предметов и действий  ( без детализации);отмечается крайняя бедность содержания; нарушение связности речи; грубые лексико-грамматические недостатки, затрудняющие восприятие рассказа.

Информация о работе Научно – теоретические основы изучения проблемы развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи