Налоговая система России. Экономические последствия налоговой нестабильности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 09:35, курсовая работа

Краткое описание

Мировой опыт показывает, что налоговый механизм заключает в себе ог¬ромные возможности воздействия на развитие предпринимательской деятельно¬сти, ди¬на¬мику и структуру общественного производства, его размещение. Нало¬го¬вые сборы и платежи являются основным источником формирования бюд¬жета госу¬дарства, т. к. любому государству для выполнения своих функций не¬обхо¬димы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих фи¬нан¬совых ресурсов могут быть только средства, которые правительство соби¬рает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц. Из этих средств фи¬нанси¬руются государственные и социальные программы, содер¬жаться струк¬туры обеспечивающие существование и функционирование самого государства.

Оглавление

Введение……………………………………..………………………………………3
Глава 1. Теоретическое исследование налогов и налоговой системы………….5
1.1 Развитие экономических взглядов на сущность и природу налогов………………………………………………………………….5
1.2 Принципы, функции, способы взимания налогов….………………..12
1.3 Характеристика налоговой системы России….……………………18
.
Глава 2.Экономические последствия налоговой нестабильности ……………25
2.1 Стабильность и подвижность налогов………………………………25
2.2 Недостатки налоговой системы России. Экономические последствия налоговой нестабильности……………………………………………….26
Глава 3. Пути совершенствования налоговой системы России……………….33
3.1 Налоговые риски в России их характеристики……………………..33
3.2 Понятие, расчет и методы оптимизации налогового бремени………38
3.3Основные направления совершенствования налоговой системы России…………………………………………………………………..….44
Заключение …………………………………………………………………..........50
Литература ……………………………………………………………………..........52

Файлы: 1 файл

Курсовая готовая.doc

— 252.00 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

Кафедра  экономики

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по  дисциплине: Макроэкономика

на тему: Налоговая система России. Экономические  последствия  налоговой  нестабильности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                Выполнил:

                           

                        Научный 

                                                                                               руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

ТЮМЕНЬ  2012


Содержание

Введение……………………………………..………………………………………3

Глава 1. Теоретическое исследование налогов и налоговой системы………….5

1.1    Развитие экономических взглядов на сущность и природу налогов………………………………………………………………….5

1.2    Принципы, функции, способы взимания налогов….………………..12

1.3    Характеристика налоговой системы России….……………………18

.

Глава 2.Экономические последствия  налоговой  нестабильности ……………25

2.1 Стабильность и подвижность налогов………………………………25

2.2 Недостатки налоговой системы России. Экономические последствия налоговой нестабильности……………………………………………….26

 

Глава 3. Пути совершенствования налоговой системы России……………….33

3.1 Налоговые риски в России их характеристики……………………..33

3.2 Понятие, расчет и методы оптимизации налогового бремени………38

  3.3Основные направления совершенствования налоговой системы России…………………………………………………………………..….44  

 

Заключение              …………………………………………………………………..........50

Литература              ……………………………………………………………………..........52

 


Введение

 

       Мировой опыт показывает, что налоговый механизм заключает в себе ог­ромные возможности воздействия на развитие предпринимательской деятельно­сти, ди­на­мику и структуру общественного производства, его размещение. Нало­го­вые сборы и платежи являются основным источником формирования бюд­жета госу­дарства, т. к. любому государству для выполнения своих функций не­обхо­димы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих фи­нан­совых ресурсов могут быть только средства, которые правительство соби­рает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц. Из этих средств фи­нанси­руются государственные и социальные программы, содер­жаться струк­туры обеспечивающие существование и функционирование самого государства.

       Так же, с помощью налогообложения государство может вести экономиче­скую политику: протекционистскую или, наоборот, ограничивающую, по отно­шению к отдельным отраслям и регионам, осуществлять антиинфляционные меры, противодействовать господству на рынке монополистов, изымать в бюд­жет сверхприбыль, образующуюся в результате монопольного роста цен. Нало­говый механизм выполняет также функцию перераспределения доходов граж­дан, социальной защиты низших слоёв общества, выступает регулятором лич­ных доходов населения страны.

В настоящее время, тема оптимизации налоговой нагрузки на налогоплательщика особенно актуальна, так как  играет особую роль в построении и совершенствовании налоговой системы любого государства – как с развитой экономикой, так и находящегося в переходном периоде.

Исходя из актуальности данной проблемы, целью настоящей работы является изучение налоговой системы России, ее основ, находящейся в процессе обновления, изменения. Детализируя её в конкретных задачах с иллюстрацией на конкретных примерах, можно сделать попытку подступить к истине в этом вопросе. Во – первых, необходимо изучить юридическую основу налогообложения в России, то видовое разнообразие, которое установлено им, во – вторых, изучить установленные им полномочия законотворческих органов по установлению новых налогов, изменению существующих либо их отмены, что также важно, с распределением по уровням власти, третье – определение факторов субъективных и объективных в изменении, периодическом налогового законодательства России и экономических последствий возникающей вследствие этого нестабильности. Нормативной базой работы послужили тексты Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года, Налогового Кодекса Российской Федерации, части первой, определившей основы налоговой системы России и последующие, решений правоприменительных органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретическое исследование налогов  и налоговой системы

1.1    Развитие экономических взглядов на сущность и природу налогов

 

Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных  деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает - признак не рабства, а свободы.

Налоги применялись ещё на заре человеческой цивилизации. Их появление было связано с первыми общественными потребностями. Никакое государство не могло, и не может обходиться без налогов со своих граждан. Французский писатель и историк Франсуа – Мари Вольтер однажды сказал: “Уплачивать налог – значит отдавать часть своего имущества, чтобы сохранить остальное”.

В развитии методов взимания налогов можно выделить три основных этапа. На начальном этапе – от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь сумму, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. На втором этапе – XVI – нач. XIX вв. - в ряде стран возникает сеть финансовых учреждений  и государство берёт часть функций на себя. Оно устанавливает квоту обложения,  наблюдает за сбором налогов. На третьем, современном этапе – государство берёт в свои руки все функции установления и взимания налогов, т. к. правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

Итак, налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. Ещё в XIII – XII до н. э. имеется упоминание  о подушном налоге в Вавилоне. Примерно к этому же времени относится первые известия о поголовном налоге в Китае и на территории Персии. Ещё во времена первых династий фараонов взимался земельный налог в Египте.

       В древнегреческих городах – полисах взимались налоги с граждан в размере одной двадцатой части их доходов, а иногда в размере десятины. Это помимо церковной десятины, взимавшейся в форме добровольных жертвоприношений. Были и акцизы в виде сборов у ворот города. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, на возведение укреплений вокруг городов – государств, на строительство храмов, водопроводов, дорог, на устройство праздников, раздачу денег и продуктов беднякам и на другие общественные цели.  В то же время афиняне готовы были вносить добровольные пожертвования, а дань предпочитали получать с побежденных народов или с союзников. Но когда предстояли крупные расходы, то совет или народное собрание города устанавливали процентные отчисления от доходов.

      В древнеримском государстве первоначально в мирное время налогов не было. Расходы по управлению городом были минимальны, поскольку магистры исполняли должности безвозмездно, порой вкладывая свои средства. Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий. Эти расходы покрывала сдача в аренду общественных земель. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком.

      Определение суммы налога проводились каждые пять лет избранными чиновниками – цензорами. Граждане Рима делали цензорам заявление ос воём имущественном состоянии и семейном положении. Таким образом, закладывались основы декларации о доходах. С разрастанием римского государства и завоёвывания им новых территорий, происходили изменения и в налоговой системе. В колониях вводились коммунальные налоги и повинности. Как и в Риме, их величина зависела от размеров состояния граждан.

      Длительное время в римских провинциях не существовало государственных финансовых органов, которые могли бы профессионально установить и взимать налоги. Римская администрация прибегала к помощи откупщиков, деятельность которых не могла контролировать должным образом. Результатом были коррупция, злоупотребление властью, а затем и экономический кризис. Стало очевидно, что появилась необходимость в реорганизации финансовой системы Римского государства.  Во всех провинциях были созданы финансовые учреждения, осуществлявшие контроль за налогообложением. Были в значительной степени уменьшены услуги откупщиков, а там, где они сохранились, за их деятельностью устанавливался строгий государственный контроль. Была заново проведена оценка налогового потенциала провинций с целью более справедливого распределения налогов и увеличения их отдачи.  Для этого были проведены  обмеры каждой городской общины с её земельными угодьями. По каждому городу был составлен кадастр, содержавший данные о землевладельцах. Затем производилась перепись имущественного состояния граждан, которой руководили наместники провинций совместно с прокурорами, возглавлявшими финансовые учреждения провинций. Каждый житель был обязан в определённый день представить властям общины свою декларацию. Все налоговые документы хранились в финансовом органе и служили своеобразной базой для последующих переписей имущественного состояния населения (цензов).

     Владелец земли должен был  сам оценить свои доходы. Чиновник, контролирующий проведения ценза, имел полномочия уменьшить налог в тех случаях, когда в силу причин снижалась продуктивность хозяйства. Так, например, если часть виноградных лоз погибала или засохли маслины, то они на включались в сумму налога. Но если владелец вырубил виноградные лозы или оливковые деревья, то ему приходилось привести уважительные причины, по которым он это сделал. Иначе выкорчеванные растения учитывались в сумме налога.

      Главным источником  доходов в римских провинциях служил поземельный налог. В среднем его ставка составляла одну десятую часть доходов с земельного участка. Облагалась налогом и другая собственность: недвижимость, ценности, живность, рабы. Поскольку налоги взимались деньгами, собственники должны были производить излишки продукции, чтобы продавать их, и иметь живые деньги. Это способствовало расширения торгово-денежных отношений, увеличение процесса разделения труда, урбанизации.

      Многие хозяйственные традиции Древнего Рима перешли к Византии. В ранневизантийскую эпоху до VII в. включительно существовал 21 вид прямых налогов: поземельный налог, подушная подать, налог на содержание армии. Налог на рекрутов (заплатив который можно было освободиться от воинской повинности). Но обилие налогов не привело к финансовому процветанию Византийской империи. Наоборот, из-за чрезмерного налогообложения имело место сокращение налоговой базы, а далее, как следствие, финансовые кризисы, ослаблявшие мощь государства.

     Позже стала складываться налоговая система Руси. Основным источником дохода княжеской казны была дань с подвластных князю племён и народностей. Дань уплачивалась деньгами – чаще всего арабскими монетами или натурой – мехами. Существовало также и косвенное налогообложение, в форме торговых и судебных пошлин. Особенно крупными источника дохода казны являлись торговые сборы, они возросли из-за присоединения к Московскому княжеству новых земель и, прежде всего, крупных торговых центров. 

    После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками - уполномоченными хана, а затем самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой мужской души и со скота. В результате, взимание прямых налогов в казну самого Русского государства было уже невозможным, поэтому главным источником внутренних платежей стали пошлины. Уплата «выхода» была прекращена Иваном III в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси.

Несколько упорядочена финансовая система была в царствование Алексея Михайловича, создавшего в 1655 г. счетный приказ, деятельность которого позволила довольно точно определить государственный бюджет.

  Надо заметить, что некоторый хаос финансовой системы в то время  был характерен и для других стран.

  Политическое объединение русских земель относится к концу XV  ве­ка. Однако  стройной  системы управления государственными финансами не существовало ещё долго.  Большинство  прямых  налогов  собирал Приказ большого прихода. Однако одновременно с ним обложением населения зани­мались и территориальные приказы. В силу этого финансовая система Рос­сии в XV - Х\/II веке была чрезвычайно сложна и запутана.

Информация о работе Налоговая система России. Экономические последствия налоговой нестабильности