Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 09:35, курсовая работа
Мировой опыт показывает, что налоговый механизм заключает в себе ог¬ромные возможности воздействия на развитие предпринимательской деятельно¬сти, ди¬на¬мику и структуру общественного производства, его размещение. Нало¬го¬вые сборы и платежи являются основным источником формирования бюд¬жета госу¬дарства, т. к. любому государству для выполнения своих функций не¬обхо¬димы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих фи¬нан¬совых ресурсов могут быть только средства, которые правительство соби¬рает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц. Из этих средств фи¬нанси¬руются государственные и социальные программы, содер¬жаться струк¬туры обеспечивающие существование и функционирование самого государства.
Введение……………………………………..………………………………………3
Глава 1. Теоретическое исследование налогов и налоговой системы………….5
1.1 Развитие экономических взглядов на сущность и природу налогов………………………………………………………………….5
1.2 Принципы, функции, способы взимания налогов….………………..12
1.3 Характеристика налоговой системы России….……………………18
.
Глава 2.Экономические последствия налоговой нестабильности ……………25
2.1 Стабильность и подвижность налогов………………………………25
2.2 Недостатки налоговой системы России. Экономические последствия налоговой нестабильности……………………………………………….26
Глава 3. Пути совершенствования налоговой системы России……………….33
3.1 Налоговые риски в России их характеристики……………………..33
3.2 Понятие, расчет и методы оптимизации налогового бремени………38
3.3Основные направления совершенствования налоговой системы России…………………………………………………………………..….44
Заключение …………………………………………………………………..........50
Литература ……………………………………………………………………..........52
2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
5. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
На основе принципов построения налоговой системы к настоящему времени сложились основные концепции налогообложения.
Первая - физические и юридические лица должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Например, те, кто пользуются хорошими дорогами, должны оплачивать затраты на поддержание и ремонт этих дорог.
Вторая - концепция предполагает зависимость налога от размера полученного дохода, то есть физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают большие налоги и наоборот.
Современные налоговые системы используют оба подхода в зависимости от социально-экономической базы государства, потребности правительства в доходах, взглядов политических правящих партий.
Принципы налогового законодательства России, закрепленные в ст.3 НК РФ, являются ориентиром в первую очередь для государства и законодателя, которые формируют национальный режим налогообложения и налоговую политику.
При подготовке и принятии Федеральных законов и иных нормативных актов о налогах и сборах учет данных принципов обязателен. Нормативные акты любого уровня, в том числе и местные законы, принятые в противоречии с принципами, изложенными в ст. 3 НК, являются изначально незаконными.
1.3 Характеристика налоговой системы России
Налоговая система – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке. В Российской Федерации налоговая система устанавливается специфическим законодательством о налогах и сборах, которое охватывает следующие нормативно-правовые акты: Налоговый кодекс РФ, федеральные, региональные законы и иные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных налогах и сборах. Частично (вопрос налоговых доходов федерального бюджета) регулируются также Бюджетным кодексом РФ.
Основная функция законодательства о налогах и сборах – регулирование властных отношений по установлению, введению и взиманию налогов, сборов в РФ, а также отношений, возникающих в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
1) Федеральные налоги и сборы (обязательны к уплате на всей территории РФ) - платежи, являющиеся обязательными к уплате на всей территории РФ. Устанавливаются высшим органом законодательной власти федеративного государства. Круг плательщиков, объекты налогообложения, ставки налога, порядок зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд определяются Налоговым кодексом РФ. Поступления от федеральных налогов зачисляются в федеральный бюджет либо распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации (распределение установлено Бюджетным кодексом РФ в гл. 7). Большинство федеральных налогов являются регулирующими.
Ст.13 НК РФ к этой группе налогов относит:
- налог на добавленную стоимость,
- акцизы,
- налог на доходы физических лиц,
- единый социальный налог,
- налог на прибыль организаций,
- налог на добычу полезных ископаемых,
- водный налог,
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов,
- государственная пошлина.
2) Региональные налоги и сборы - платежи, являющиеся обязательными к уплате на территориях субъектов, устанавливаются законами субъектов РФ. При установлении этих налогов законодательными органами государственной власти субъектов РФ определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, остальные моменты определяются Налоговым кодексом РФ. Поступления от региональных налогов зачисляются в бюджет субъекта, либо распределяются между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами.
Ст.14 НК РФ к этой группе налогов относит:
- налог на имущество организаций,
- налог на игорный бизнес,
- транспортный налог.
Налог на игорный бизнес, как и федеральные налоги, устанавливается Налоговым кодексом РФ и взимается на всей ее территории. Налог на имущество организаций и транспортный налог вводятся в действие представительными органами государственной власти субъектов РФ.
3) Местные налоги и сборы (устанавливаются актами представительных органов местного самоуправления) - это обязательные платежи физических и юридических лиц, поступающие в местные бюджеты. Представительными органами муниципальных образований определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, остальные моменты определяются Налоговым кодексом РФ. Характерными чертами местных налогов являются их регрессивность и множественность. Ст.15 НК РФ к этой группе налогов относит:
- земельный налог,
- налог на имущество физических лиц.
Важным моментом является то, что все виды налогов, сборов и других платежей, отнесенных к налоговой системе, установлены в соответствующем законодательстве РФ. Органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать/ превышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.
Установление налогов означает принятие компетентным органом власти решения о порядке введения данного платежа в пределах определенной территории в качестве источника доходов государственной или муниципальной казны с указанием круга плательщиков, объектов налогообложения, размеров и сроков уплаты.
Таким образом, из приведенного определения следует, что налоговая система приводится в действие участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, которые обладают определенными правами и обязанностями. В соответствие со ст.9 НК РФ ими признаются:
1. Налогоплательщики или плательщики сборов. В качестве налогоплательщика могут выступать организации, физические лица, а также т.н. взаимозависимые лица, отношения между которыми могут оказывать непосредственное влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. Основной обязанностью налогоплательщика является уплата установленных законом налогов, также существуют и иные обязанности, которые устанавливаются ст. 23 НК РФ. Права налогоплательщиков устанавливаются ст. 21 НК РФ и могут быть условно разделены на: права, обеспечивающие правильное, надлежащее исполнение обязанности по уплате налогов; права, обеспечивающие учет экономических интересов налогоплательщика при уплате налогов; процессуальные права налогоплательщиков при осуществлении налогового контроля.
2. Налоговые агенты. Организации и физические лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
3. Налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы). Налоговыми органами в РФ являются Федеральная налоговая служба (ФНС) РФ и ее территориальные подразделения. В определенных случаях полномочия налоговых органов выполняют таможенные органы. Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов. Их права и обязанности приведены в ст.31 и 32 НК РФ соответственно.
4. Таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы РФ). В соответствие со ст.34 НК РФ таможенные органы РФ пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ в соответствии с таможенным законодательством РФ, НК РФ, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.
Ст. 38 гл.7 НК РФ дает еще одно важное для процесса установления налогов понятие - объект налогообложения. Это реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.
Стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения является налоговой базой, непосредственно к ней и применяется ставка налога, по которой исчисляется его сумма.
Налоговая ставка - это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Ставки федеральных налогов могут устанавливаться Правительством РФ, ставки по региональным и местным налогам - законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления соответственно.
Период, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы и окончательно определяется размер налогового обязательства, определяется как налоговый период. В зависимости от налога налоговый период может составлять календарный год, квартал или месяц. По окончании налогового периода определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Организации-налогоплательщики самостоятельно исчисляют сумму налога, подлежащую уплате. Обязанность по исчислению суммы налога, в некоторых предусмотренных законодательством случаях, может быть возложена на налоговый орган или налогового агента, часто такая практика распространяется на работу с физическими лицами – налогоплательщиками.
Порядок и сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Сроки совершения действий участниками налоговых правоотношений устанавливаются НК РФ применительно к каждому такому действию. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме, также возможна уплата налога по декларации, у источника дохода или кадастровым способом.
В некоторых случаях в процессе налогообложения используются льготы по налогам и сборам – это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (необлагаемый минимум объекта, освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков или объектов налогообложения, понижение налоговых ставок, рассрочка или отсрочка уплаты налогов, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит, специальные налоговые режимы).
Налоговая система, как уже отмечалось, является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает основным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Информация о работе Налоговая система России. Экономические последствия налоговой нестабильности