Налоги и системы налогообложения в Беларуси (РБ)

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 22:04, реферат

Краткое описание

Как осуществляется налогообложение предприятий в Беларуси? Какие налоги на бизнес в РБ? Какую систему налогооблажения выбрать, упрощенную или общую? Если кратко, то существует общий порядок исчисления налогов и две упрощенные системы налогообложения (без выделения НДС и с выделением НДС). Доходы физических лиц облагаются по ставкам подоходного налога

Файлы: 1 файл

Налоги_и_системы_налогообложения_в_Беларуси.doc

— 585.50 Кб (Скачать)

Традиционно наиболее стабильной группой  налогов с позиций роли в формировании доходов бюджета являются смешанные  налоги, которые включают ресурсные платежи и отчисления от фонда оплаты труда. В частности, в 2006 году доля данной группы налогов в ВВП составила 2,4% и по сравнению с прошлым годом практически не изменилась.

Что касается текущего финансового  года, то с учетом предусмотренного Законом «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год» снижения совокупной ставки по оборотным налогам на 0,25 процента и ставки по единому налогу от фонда оплаты труда с 5 до 4 процентов можно прогнозировать некоторое сокращение уровня налоговой нагрузки на экономику республики по сравнению с ее величиной за 2005 год (до 28-29% к ВВП).

Все вышеизложенное свидетельствует  о том, что налоговая система  и налоговое законодательство не достигли своего совершенства. На сегодняшний  день актуальность совершенствования налоговой сферы неоспорима. Налоговая нагрузка на экономику остается высокой, в структуре налогов преобладает косвенное налогообложение, эластичность налоговой системы снижается, налоговая система оказывает угнетающее воздействие на реальный сектор экономики.

Тем не менее, наблюдаются и положительные  тенденции. К настоящему времени  в республике создана систематизированная  нормативно-методическая база налогообложения, центральным звеном которой является принятый в 2005 году Налоговый кодекс Республики Беларусь. Несмотря на объемность этой базы, она позволяет плательщику найти ответ практически на любой вопрос, возникающий при исполнении им налоговых обязательств. Также положительным является тот факт, что в 2006 году были снижены ставки отдельных налогов: НДС с 20 до 18 %; сбор на формирование местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов и сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием ремонтом жилищного фонда, уплачиваемые единым платежом с 2,5 до 1.15 %, целевые сборы в местные бюджеты с 5 до 4 % и другие. Хотя в тоже время были повышены ставки сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налог с пользователей автомобильных дорог, уплачиваемые единым платежом с 2 до 3 %, налоги на услуги, уплачиваемые в местные бюджеты с 5 до 10 %.

Заключение

Налоги как один из важнейших  экономических инструментов государственного регулирования экономики могут  быть либо предпосылкой, либо преградой  на пути к благополучию страны. Они не только являются основной формой доходов государства, но и используются государственной властью в качестве одного из важнейших регуляторов в экономике, политике, социальной сфере.

Во все времена налоговые  инструменты активно применялись  для обеспечения эффективного использования природных ресурсов, регулирования экономических и других процессов в жизни общества.

Но каким бы многоликим ни был  налоговый мир на протяжении столетий, суть его, несмотря на многовековую модификацию  видов и форм взимания налогов, сохранилась. И сегодня налоги - это обязательные платежи, уплачиваемые субъектами экономической деятельности и гражданами из своего дохода в бюджет государства для удовлетворения общественных потребностей по ставкам, установленным в законодательном порядке.

В теории налогообложения выделяется, как правило, несколько функций  налогов: распределительная, фискальная, стимулирующая и контрольная.

Общеизвестно, что главной отличительной  особенностью системного налогообложения  развитых стран является его тесная взаимосвязь со структурой экономики, реально складывающимися экономическими пропорциями, а также ориентация на цели экономического развития. Такой подход лежит в основе выработки экономической политики, в том числе и в области налогообложения.

Поэтому при разработке налоговой политики необходимо ясно сознавать ее целевую направленность. Либо мы ставим во главу угла кратковременное увеличение притока денег в казну посредством усиления налогового давления, либо ориентируемся на налогообложение, стимулирующее экономический рост и инвестиции.

Фискальная направленность налогообложения, как показывает опыт развитых государств, сопровождается противоречивыми последствиями. С одной стороны, рост налоговых поступлений в доходах бюджета создает реальные возможности для государственного воздействия на воспроизводственные процессы. Правительство получает денежные средства для ускорения процессов разгосударствления и приватизации, стимулирования роста объемов производства и его реструктурирования и т.д.

С другой стороны, рост налогового бремени  имеет отрицательные последствия, которые проявляются непосредственно, воздействуя на экономические мотивы и стимулы, и опосредованно, изменяя  общие, макроэкономические условия воспроизводства.

Необходимо отметить, что изменение  микро- и макроэкономической ситуации может быть предопределено использованием конкретного вида налогообложения. Так, повышение ставки налога на прибыль  сопровождается снижением: нормы прироста капитала, что может отразиться на размерах капиталовложений, совокупного предложения; налога на потребление - сокращением потребления, включая импортные товары, что отразится на распределении ресурсов; налога на экспорт - уменьшением спроса на внешних рынках и притока иностранной валюты в страну, если эти изменения повлияли на цены экспортной продукции, снижением заинтересованности отечественных предпринимателей в производстве данной продукции, а возможно, и сокращением внутреннего предложения.

Практика также свидетельствует, что попытка правительств за счет высокого налогообложения решить проблему наполнения бюджета даже в условиях развитого рынка приносит успех  в ограниченном промежутке времени. Действительно, вначале рост ставок сопровождается увеличением налоговых поступлений в бюджет (тем более в условиях роста инфляции). Но в дальнейшем большой налоговый пресс обусловливает спад деловой активности, свертывание производства, усиление инфляционных тенденций, снижение совокупного спроса и, как следствие, сокращение налоговых поступлений в бюджет, ухудшение финансового положения страны.

Список использованных источников

1. Абрамчук С. Налогообложение  бюджетных организаций в 2003 году // Главный бухгалтер. Бюджетные  организации. 2003. №2. С42-49.

2. Адаменкова С.И. Налоги и  их применение в финансово-экономических  расчетах: Теория, практика, комментарии.  Мн.: ЕГУ, 2002. 395с.

3. Березин М.Ю. Состав и экономическое  содержание функций налогов // Финансы и кредит. 2003. №19. С.76-86.

4. Василевская Т.И., Стасенко В.А. Налоги Беларуси: Теория, методика и практика. Мн.: Белпринт, 1999. 543с.

5. Грисимова Е. Н. Налогооблажение:  Учебное пособие СПб., 2000.

6. Егоров В.А. Перечень налогов,  сборов и отчислений, уплачиваемых  в бюджет Республики Беларусь  и внебюджетные фонды в 2004 году (по состоянию на 1 января 2004 г.) // Вестник Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь . 2004. №3. С.105-111.

7. Жбанков М.Н. О влиянии налогов  на уровень цен // Экономика.  Финансы. Управление. 2003. №3. С.66-73.

8. Каштанова Е.Г. Налоговая политика и макроэкономическое равновесие в период экономических реформ (на примере Республики Беларусь) : Автореф. Дис. Конд. Экон. Наук Мн. 1996

9. Заяц Н.Е. Налог как экономическая  категория // Финансы, учет, аудит  . - 2004. № 1. С.28-30.

10. Заяц Н.Е. Теория налогов:  Учеб. Мн.: БГЭУ, 2002. 220с.

11. Клементьев М.И. Актуальные  вопросы регулирования налогообложения  в ЕС // Аудитор. 2003. №2. С.57-62.

 

 

Реферат - Перспективы развития налоговой системы в Республике Беларусь (РБ)

Перед Республикой Беларусь стоит задача разработки эффективной налоговой политики и построения налоговой системы, обеспечивающей экономический прогресс. Мировой опыт показывает, что эта задача относится к разряду наиболее сложных, поскольку требует учета и оптимального сочетания двух противоречивых тенденций, поиска путей увеличения поступлений средств в бюджет государства. Основным принципом формирования налоговой системы Республики Беларусь является  принцип равенства и справедливости по отношению к налогоплательщикам. Это декларируется в Законе Республики Беларусь «О налогах и сборах взимаемых в бюджет Республики Беларусь». В целях обеспечения наибольших сборов налогов белорусские законодатели выбрали в качестве главных объектов налогообложения выручку от реализации продукции, работ и услуг, и заработную плату. Общее число налогов и сборов в Беларуси на данный момент более 20. Наиболее значительным является налог на добавленную стоимость, система исчисления и уплаты которого в целом близка к системе, существующей в странах Европейского Союза, а также в Российской Федерации. Однако имеются значительные отличия, например, в части вычета сумм НДС при экспорте товара и в обложении налогом вводимых в действие зданий (сооружений), которые значительно ухудшают условия инвестиционной деятельности. В 2003 году отменен ряд льгот, в частности, для предприятий, торгующих лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, предприятий, в которых работают инвалиды, и т.д. В последнее время наблюдается стремление к увеличению налога на недвижимость и земельного налога. Ставки земельного налога дифференцируются в том числе и от того, строится либо уже построено возводимое на земле здание (сооружение). Следует отметить, что при аренде земельного участка уплачивается арендная плата, которая заменяет земельный налог. Но арендная плата может превышать ставки земельного налога, причем значительно. В 2003 -2004 гг. произошел значительный рост указанных налогов. Следует отметить, что для пополнения местных бюджетов местные органы при выдаче разрешений на строительство практически всегда обуславливают данные разрешения внесением денежных средств на нужды благоустройства соответствующих территорий. Эти суммы не относятся к налогам и размер устанавливает орган, выдающий разрешение на строительство. Заработная плата на предприятиях в Республике Беларусь облагается пятью видами платежей: чрезвычайный чернобыльский налог (4%), отчисления в фонд социальной защиты населения (35%), отчисления в фонд содействия занятости (1%), отчисления во внебюджетный местный фонд содержания детских дошкольных учреждений (в г. Минске – 5 %), подоходный налог с граждан. В общей сложности предприятия включают в себестоимость продукции, работ, услуг на каждые 100 рублей начисленной заработной платы еще 45 рублей налогов и отчислений. Основным правовым актом, который регламентирует деятельность налоговой системы Республики Беларуси является НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, который был принят  Палатой представителей 15 ноября 2002 года.Кодекс устанавливает систему всех налогов, сборов (пошлин), взимаемых в бюджет Республики Беларусь. Декларирует основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин). Объясняет отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов. Устанавливает права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством.В статье 2 Кодекса регламентируются основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, согласно которым каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком. Предусматривается то, что налоги, сборы (пошлины), или иные взносы и платежи не предусмотренные Кодексом либо принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь не уплачиваются.Кодексом не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности. Кодексом допускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с настоящим Кодексом и таможенным законодательством.Налоговое законодательство Республики Беларусь - система принятых на основании и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь нормативных правовых актов, которая включает:•    Налоговый Кодекс и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения;•    Декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения;•    Постановления Правительства Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение настоящего Кодекса, принятых в соответствии с ним законов, регулирующих вопросы налогообложения, и актов Президента Республики Беларусь;•    Нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения и издаваемые в случаях и пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, а также принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь.Положения нормативных правовых актов, принимаемых на основании Кодекса, не могут противоречить его положениям, выходить за пределы содержания этих положений или предоставленных ими соответствующему органу полномочий. Исключением из этого правила являются акты Президента Республики Беларусь, изданные в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. В случае расхождения декрета или указа Президента Республики Беларусь с Налоговым Кодексом или другим законом, регулирующим вопросы налогообложения, верховенство остается за кодексом если полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.Налоговая система Республики Беларусь представляет собой динамически развивающуюся структуру, с сформировавшейся нормативно правовой базой, но наряду с этим существует ряд недостатков.В первую очередь это нескончаемый поток дополнений и изменений в порядке осуществления основных операций. Многочисленные методические указания, письма, разъяснения перегружены ненужными деталями, запутывающими методику, написаны тяжелым для понимания языком, и не всегда вовремя доходят до своего адресата – юридического лица, физические лица как правило вообще не вникают в суть взимаемых с них сборов. Сложность налоговых инструкций и их множество привело к тому, что для правильного начисления платежей требуется высочайшая квалификация, которую имеют лишь некоторые опытные аудиторы. Рядовые бухгалтеры не в состоянии овладеть всем объемом налоговой информации, уследить за ее изменениями и потому допускают ошибки, чреватые немалыми финансовыми потерями для предприятий. Многочисленные изменения правил уплаты, практикующиеся в Республике Беларусь, вызывают негативную реакцию, уменьшают доверие к государству, не способствуют росту инвестиций в национальную экономику.Важной задачей является минимизация бюрократических процессов по взиманию налогов является одним из важнейших критериев в формировании налоговых систем экономически развитых государств. Руководствуясь этим критерием в Республике Беларусь рассматривается пересмотр процедур уплаты налогов и представления налоговой отчетности в соответствии объемам платежей и дифференциации ежемесячных и годовых сроков сдачи налоговых деклараций и перечислений платежей в бюджет. Большое значение в стимулировании предпринимательских инициатив в нужном для национальной экономики направлении имеет правильный выбор инструментов налогового регулирования. Одним из способов государственного воздействия на экономику являются налоговые льготы. В последнее время льготное налогообложение позволило наладить производство на крупнейших предприятиях Республики Беларусь, в агропромышленном комплексе. Именно налоговые льготы позволяют государству направить предпринимательскую активность и динамику инвестиций в нужное для общества русло. Перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь были определены Палатой Представителей Парламента. 4 октября Палата Представителей одобрила в первом чтении изменения и дополнения в законодательстве, регулирующем особенности налогообложения в 2005г. В выступлении перед депутатами, министр финансов Николай Корбут отметил намечаемые изменения в шести законодательных актах, предполагающих как налоговые послабления, так и увеличение отдельных видов налогов.К первой категории изменений относится освобождение физических лиц, ведущих личные подсобные хозяйства, от уплаты НДС по работам и услугам, порядок и перечень которых определяется правительством. Реализация данной нормы, приведет к уменьшению поступлений в бюджет в размере около 100 млн. рублей.Менее значительные потери - 900 млн. рублей - бюджет понесет за счет отмены земельного налога с участков, занятых спортбазами, используемыми для подготовки национальных и сборных команд. Значительная прибавка в доходной части бюджета - 10,5 млрд. рублей - ожидается за счет отмены действия льготной 10-процентной ставки НДС для товаров, производимых с применением новых и высоких технологий.Что касается иностранных инвесторов,  Правительство реализовало план по выравниванию условий работы местных производителей и предприятий с иностранным капиталом. С 1 января 2005г. отменяются налоговые льготы на прибыль для вновь образованных организаций с иностранными инвестициями. Эта норма добавит в следующем году в бюджет 104 млрд. рублей.Для владельцев автомобилей предусматривается повышение ставки отчислений с продажи автомобильного топлива с 20 до 25%. На этом планируется заработать 6,5 млрд. рублей. Кроме того, увеличивается экологический налог на величину сбора за транспортировку по территории РБ нефти и нефтепродуктов.Данные меры четко определили представление о перспективах развития налоговой     налоговая нагрузка с сегодняшних 43% к ВВПüсистемы в Беларуси:  возрастет значительно. Это связано с обязательствами Президента и Правительства о росте материального благосостояния населения. С помощью изменения в налоговом законодательстве пройдет своеобразное    üперераспределение доходов с бизнеса на социальные программы. Согласно Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития, к 2020г., налоговая нагрузка на экономику должна уменьшиться на 7,5-8,5%. Значительные снижения  намечены с 2006г. по 2010г., поскольку на 2011-20гг. намечено снижать уровень налогообложения только     Интеграционные перспективы Беларуси прямо увязываются сüна 2-4%. необходимостью ежегодного снижения республиканского уровня налогообложения с целью его приведения к российским стандартам, где уже сегодня доля налогов в ВВП меньше белорусского уровня на 9%. Такая разница составляет опасность для введения единой с Россией валюты. Литература1.    Закон  «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» // Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., N 4, ст.75; 1993 г., N 3, ст.27; 1994 г., N 3, 2.    НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ принят 19 декабря 2002 г. 3.    Эффект налогового гуманизма / Белорусский Рынок №26, 7 - 14 июля 2003 4.    Жбанов С. Налогов еще хватит / Белорусская газета № 40, 11 декабря 2004

 

 

 

 

Налоги в 2010 году: что нового ждет предприятия и население?

01.01.10  ©комментариев 1

Уже в 2011-2012 годах Беларусь планирует  войти в первую сотню стран с самым простым налоговым законодательством. Пока наша страна в мировом рейтинге по этому направлению в числе последних. Что изменится для предприятий и населения уже в 2010 году?

НДС

Главным налоговым новшеством для  предприятий в 2010 году, без сомнения, станет увеличение ставки НДС с нынешних 18% до 20%.  Вопрос долго дискутировался и, как писал ранее interfax.by, это новшество не вызывало понимания у представителей бизнеса.  Они говорили о том, что такой шаг приведет к вымыванию оборотных средств и росту цен. Государственные эксперты с доводами бизнеса не согласились. «По оценкам экспертов, максимально возможная потребность плательщиков в дополнительных оборотных средствах, которая может возникнуть в первые два месяца 2010 года для приобретения товаров, работ, услуг с более высокой ставкой НДС, потенциально не превысит Br300-350 млрд.», - сообщил на недавней пресс-конференции заместитель министра финансов Владислав Татаринович. Ссылаясь на специальное исследование Минэкономики, он пояснил, что роста цен в связи с увеличением ставки НДС не ожидается. Произойдет это потому, что наряду с повышением ставки НДС будут приняты нормы, снижающие налоговую нагрузку на предприятия.  В частности, в 2010 году будут отменены 4 налоговых платежа. Речь идет о двух оборотных налогах - сборе в республиканский фонд поддержки производителей сельхозпродукции, продовольствия и аграрной науки и местном налоге с продаж товаров розничной торговли, а также о двух налогах, которые, по мнению государственных экспертов, малоэффективны. Это налог на приобретение автотранспортных средств и местный сбор с пользователей за парковку. По информации В.Татариновича, отмена этих платежей снизит налоговую нагрузку на предприятия на 0,45% и позволит плательщикам оставить в своем распоряжении Br780 млрд.

Налоговые новшества 2010 года предусматривают  и другие изменения, которые упрощают налоговое законодательство и, по мнению разработчиков,  будут способствовать экономии средств косвенно. В частности, плательщики с годовым объемом выручки до Br3,8 млрд. в год получат возможность выбирать сроки уплаты НДС - ежеквартально платить этот налог или ежемесячно. Этой нормой, по оценке Минфина, смогут воспользоваться порядка 60% плательщиков. Положительно, по мнению госэкспертов, на объем оборотного капитала повлияет и сокращение с 1 месяца до 5 дней срока возврата НДС.  Кроме того, по словам В.Татариновича, в 2010 году предусматривается упростить порядок проведения налоговых вычетов по НДС. В частности, планируется отменить т.н. книгу покупок, которая в настоящее время является регистром налогового учета. «Чтобы не усложнять в следующем году действия бухгалтерской и налоговой служб предприятия, предусматривается производить вычеты на основании первичных учетных документов», - пояснил замминистра.  

Налог на прибыль

Если верить чиновникам, то в 2010 году сбудется заветная мечта белорусского бизнеса: предприятия получат возможность  включать все свои расходы, необходимые  для осуществления производственной деятельности, в затраты для целей  налогообложения. «В Налоговом кодексе будет предусмотрен только закрытый перечень затрат, которые не связаны с производственной деятельностью плательщика и которые по этой причине не будут учитываться  при налогообложении», - пояснил В.Татаринович. Судя по сказанному заместителем министра, близки к исполнению и другие чаяния бизнеса. По его словам, «с 2010 года предлагается отказаться от нормирования при исчислении и уплате налога на прибыль таких расходов, как расходы на оплату труда, расходы на рекламу, информационно-консультационные и маркетинговые услуги». 

«Кардинальной мерой», по мнению замминистра, является предоставление права всем плательщикам выбрать сроки уплаты налога на прибыль в бюджет - ежемесячно или ежеквартально. «Реализация  права уплачивать налог на прибыль  ежеквартально, по нашим оценкам, в расчете на первый квартал 2010 года оставит дополнительно в распоряжении плательщиков более Br600 млрд.», -  сообщил замминистра финансов.   

Кроме того, в 2010 году с 24% до 12% будет  снижена ставка налога на прибыль, полученную в виде дивидендов, а также от реализации акций в уставном фонде организации.

Изменения в упрощенной системе

С введением в действие с 1 января 2010 года Особенной части Налогового кодекса будет проиндексирована сумма валовой выручки, которая  является критерием для получения возможности применять упрощенную систему налогообложения. Если в настоящее время эта сумма составляет Br3,5 млрд., то в новом году это будет Br3,8 млрд.

Новшества для населения

Работающее население Беларуси, которое в налоговом законодательстве именуется физическими лицами, также ждут изменения в уплате его основного налога - подоходного. В частности, с Br250 тыс. до Br270 тыс. будет увеличен стандартный налоговый вычет. Напомним, что так называется та часть зарплаты, которая налогом не облагается. Кроме того, с Br1,5 млн. до Br1,635 млн. увеличится предельный уровень заработной платы, который позволяет применять такой вычет. В.Татаринович пояснил, что в данном случае речь идет об индексации вышеупомянутых сумм с тем, чтобы они «сохранили свое реальное значение и в 2010 году».

С нового года будет восстановлена  социальная справедливость для граждан, которые не имеют т.н. основного  места работы, под которым подразумевается  то место, где лежит трудовая книжка, а работают по договорам подряда. По действующему законодательству права на стандартный налоговый вычет они не имеют. «Со следующего года получать стандартные налоговые вычеты наши граждане будут как по месту основной работы, так и не по месту основной работы. Если у плательщика несколько мест дополнительной работы, он по своему выбору будет принимать решение, по какому из мест он будет получать стандартный налоговый вычет», - рассказал В.Татаринович.

Информация о работе Налоги и системы налогообложения в Беларуси (РБ)