Налоги и системы налогообложения в Беларуси (РБ)

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 22:04, реферат

Краткое описание

Как осуществляется налогообложение предприятий в Беларуси? Какие налоги на бизнес в РБ? Какую систему налогооблажения выбрать, упрощенную или общую? Если кратко, то существует общий порядок исчисления налогов и две упрощенные системы налогообложения (без выделения НДС и с выделением НДС). Доходы физических лиц облагаются по ставкам подоходного налога

Файлы: 1 файл

Налоги_и_системы_налогообложения_в_Беларуси.doc

— 585.50 Кб (Скачать)

Налоги и системы налогообложения  в Беларуси (РБ)

 

Юридические услуги » Системы налогообложения предприятий в Беларуси

Системы налогообложения в Беларуси (РБ)

Как осуществляется налогообложение  предприятий в Беларуси? Какие  налоги на бизнес в РБ? Какую систему  налогооблажения выбрать, упрощенную или общую? Если кратко, то существует общий порядок исчисления налогов и две упрощенные системы налогообложения (без выделения НДС и с выделением НДС). Доходы физических лиц облагаются по ставкам подоходного налога

Общая система налогообложения

При общей системе налогообложения  юридические лица уплачивают следующие  налоги, сборы и иные обязательные платежи 

  • налог на добавленную стоимость - НДС, ставка 20% от оборота по реализации товаров,работ или услуг
  • налог на прибыль, ставка 24% от налогооблагаемой прибыли
  • сбор на развитие территорий, ставка 3% от прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль
  • страховые взносы на обязательное социальное страхование наёмных работников, СОЦСТРАХ, ставка 34% от фонда оплаты труда
  • обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, ставка 0,6% от фонда оплаты труда

кроме того если это требует законодательство РБ

    • налог на недвижимость
    • земельный налог
    • акцизы
    • экологический налог
    • налог за добычу (изъятие) природных ресурсов
    • налог на услуги (местный налог)
    • оффшорный сбор
    • гербовый сбор
    • местный сбор
    • другие налоги

Эти платежи уплачиваются ежемесячно (взносы на "соцстрах" можно уплачиваться ежеквартально). Областные и Минский  городской Советы депутатов, Советы депутатов базового территориального уровня вправе устанавливать местные налоги и сборы.

Упрощенные системы налогообложения

Две упрощенные системы налогообложения  применимы для малого бизнеса. В  таблице приведен пример расчета  налогов при различных системах налогообложения. Пример не учитывает всех тонкостей исчисления налогов в РБ, но дает представление о системах налогообложения в Беларуси. Пример дает возможность оценить системы налогообложения в РБ и показывает принципы исчисления налогов в Беларуси.

Системы налогообложения

Данные  для расчета, например в долларах

Упрощенная  система налогообложения "без  НДС" (8% с выручки)

Упрощенная  система налогообложения "с НДС" (6% с выручки + НДС 20%)

Общая система налогообложения (НДС 20% + налог  на прибыль)

         

1. Выручка от реализации

1 200

1 200

1 200

1 200

2. Затраты Всего (п.п. 2.1-2.5.)

870

870

787 т.к. без НДС к расчету

787 т.к. без НДС к расчету

2.1 Сырье и материалы

400

400

333 т.к. без НДС к расчету

333 т.к. без НДС к расчету

2.2 Аренда и коммунальные

100

100

83 т.к. без НДС к расчету

83 т.к. без НДС к расчету

2.3 Зарплата

200

200

200

200

2.4 Отчисления в ФСЗН и БГС  ( примерно 35% от ЗП)

70

70

70

70

2.5 Прочие затраты

100

100

100

100

3. До налогов (выручка минус  затраты)

 

330

413

413

4. Налоги всего (с учетом платежей в ФОТ)

 

96

177

173

4.1 НДС

   

200

200

4.2 Зачет НДС

   

83

83

4.3 НДС к уплате

   

117

117

4.4 Налоги при "упрощенке"

 

96

60

 

4.5 Налог на прибыль

     

51

4.6 Транспортный налог

     

5

5. Прибыль после налогов

 

234

153

157

6. Удельный вес всех налогов в выручке

 

8%

14,72%

14,39%


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Общая характеристика налоговой  системы Республики Беларусь

1.1 Элементы налоговой системы  Республики Беларусь

1.2 Перспективы перестройки налоговой  системы в ближайшие годы

2 Субъекты и объекты налоговых отношений в Республике Беларусь

2.1 Права субъектов налоговых  отношений

2.2 Обязанности субъектов налоговых  отношений

2.3 Объекты налоговых отношений

3 Виды налогов и сборов (пошлин) действующих на территории Республики  Беларусь

3.1 Налоги (сборы), включаемые в выручку от реализации товаров (работ, услуг)

3.2 Налоги (сборы), взносы и отчисления, относящиеся на себестоимость  продукции, товаров (работ, услуг)

3.3 Налоги (сборы), уплачиваемые за счет  прибыли (дохода), остающейся в  их распоряжении после уплаты налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей

3.4 Необходимость совершенствования  механизма построения налогов  и сборов

Заключение

Список  использованных источников

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

В течение нескольких тысячелетий  истории человечества налогам уделяется пристальное внимание всех слоев населения. Любое изменение в налоговой системе становится объектом политической борьбы, критики в средствах массовой информации. Такое внимание было и остается оправданным, поскольку налоги - это вычеты из доходов налогоплательщиков, основной источник доходов современного государства, эффективный инструмент регулирования рыночной экономики.

Сегодня комплекс вопросов, связанных с состоянием налоговой системы Республики Беларусь, ее возможностями полноценной реализации своих функций приобретает первостепенное значение как для большинства предприятий и граждан налогоплательщиков, так и для самого государства. Необходимость изъятия в пользу государства части полученных с таким большим трудом средств всегда воспринималась очень болезненно, особенно на современном этапе. Налоговая система Республики Беларусь включает в себя достаточно большое число налогов и различных других платежей как на республиканском так и на и местном уровнях.

Применение  налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность налогоплательщиков, включая привлечение иностранных инвестиций путем предоставления налоговых льгот инвесторам.

С 1 января 2004 введен в действие Налоговый  Кодекс Республики Беларусь (Общая  часть). Налоговый кодекс законодательно закрепил правовой базис, на котором  строятся налоговые отношения, а  именно принципы построения и функционирования налоговой системы; состав, права и обязанности плательщиков налогов, сборов(пошлин) и налоговых органов; основания возникновения и порядок исполнения налогового обязательства; механизм осуществления налогового контроля.

Цель данной работы - рассмотреть  налоговую систему Республики Беларусь, перспективы перестройки ее в  ближайшие годы.

Задачи курсовой работы:

Ш рассмотреть налоговую систему  Республики Беларусь;

Ш охарактеризовать основные элементы налоговой системы Республики Беларусь;

Ш рассмотреть перспективы перестройки  ее в ближайшие годы;

Ш охарактеризовать основные виды налогов;

Ш проанализировать роль налоговой  системы в регулировании экономики;

Ш проанализировать налоги, уплачиваемые в Республике Беларусь;

Ш определить основные направления совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь.

Данная курсовая работа состоит  из введения, трех глав, заключения и  списка использованной литературы.

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ

В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов. Налоги - основная форма доходов государства. Налог взимается для покрытия общественно полезных потребностей всего общества, а не конкретного налогоплательщика.

Налоговая система Беларуси формировалась  на классических принципах налогообложения, с учетом разработанных налоговой  практикой других стран принципов  налогообложения. В силу сложных  условий переходного периода  не все они легли в основу нашей  налоговой системы, другие дополнены и уточнены положениями, вытекающими из практической необходимости.

В основу налоговой системы Республики Беларусь положены следующие принципы:

· однократность обложения, то есть один и тот же объект одного вида налогов облагается только один раз за определенный законом период;

· оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов;

· одинаковый подход ко всем хозяйствующим  субъектам обложения;

· установленный порядок введения и отмены органами власти разного  уровня налогов, их ставок, налоговых льгот;

· четкая классификация налогов, взимаемых  на территории страны, в основу которой  положена компетенция соответствующей  власти;

· обоснование и точное распределение  налоговых доходов между бюджетами  разных уровней;

· стабильность ставок налога в течение довольно длительного периода и простота исчисления платежа.

В Республике Беларусь разработан налоговый  кодекс (НК РБ), который является единым систематизированным сводом законов  государства, регулирующим отношения  в области налогообложения, сборов и пошлин, где отражены основные принципы налогообложения Республики Беларусь (приложение А).

1.1 ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

В налоговом законодательстве нашли  отражение полномочия налоговых  органов, их права и обязанности, а также права и обязанности налогоплательщиков и основные виды ответственности за нарушения налогового законодательства.

Основными элементами налоговой системы выступают:

ь плательщики налогов (субъекты налогообложения)

ь объекты налогообложения 

ь налоговая база

ь налоговый период

ь налоговая ставка

ь налоговые льготы

ь порядок исчисления

ь источник уплаты

ь порядок и сроки уплаты

ь санкции.

Субъект налогообложения - это основополагающий элемент, по отношению к которому строится вся налоговая система  в комплексе. Все последующие функциональные элементы налога используются уже в рамках конкретного плательщика. Плательщиками налогов, сборов (пошлин) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины).

Вторым  элементом налогового механизма  является объект налогообложения. Объектами  налогообложения признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщика  Налоговый Кодекс Республики Беларусь, другие законы Республики Беларусь и (или) акты Президента Республики Беларусь либо решения местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов) связывают возникновение налогового обязательства.

Каждый  налог, сбор (пошлина) имеет самостоятельный  объект налогообложения. Один и тот  же объект может облагаться определенным налогом, сбором (пошлиной) у одного плательщика только один раз за соответствующий налоговый период.

Налоговая база представляет собой стоимостную  или физическую характеристику объекта  налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору (пошлине).

Налоговые ставки устанавливаются при планировании и формировании бюджета на предстоящий  год и которые представляют собой  величину налоговых начислений на единицу  измерения налоговой базы.

В механизме построения налоговой  системы Беларуси важное место занимают налоговые льготы, которые используются государством в качестве регулирующей и стимулирующей функции. Их умелое применение способствует росту эффективности  производства, повышению благосостояния населения.

Как правило, по каждому налогу предусматриваются  специальные налоговые льготы, имеющие  строго целенаправленный характер. Все  льготы должны применяться только в  соответствии с действующим законодательством  и, как правило, не должны носить индивидуальный характер. При проведении политики налоговых льгот государство учитывает условия развития экономики, чтобы большое количество налоговых льгот не ограничивало доходы бюджета и одновременно было выгодно налогоплательщику.

При принятии решения по налоговым льготам  учитываются интересы трех субъектов:

Информация о работе Налоги и системы налогообложения в Беларуси (РБ)