Налоги и системы налогообложения в Беларуси (РБ)

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 22:04, реферат

Краткое описание

Как осуществляется налогообложение предприятий в Беларуси? Какие налоги на бизнес в РБ? Какую систему налогооблажения выбрать, упрощенную или общую? Если кратко, то существует общий порядок исчисления налогов и две упрощенные системы налогообложения (без выделения НДС и с выделением НДС). Доходы физических лиц облагаются по ставкам подоходного налога

Файлы: 1 файл

Налоги_и_системы_налогообложения_в_Беларуси.doc

— 585.50 Кб (Скачать)

Ставка налога составляет 1 процент.

Объект обложения акцизами товаров, в отношении которых установлены  твердые (специфические) ставки акцизов, определяется: по произведенным товарам - как объем произведенных подакцизных товаров в натуральном выражении; по товарам, ввозимым на таможенную территорию Республики Беларусь, - как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении; при реализации ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь без уплаты акцизов подакцизных товаров - как объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении. При исчислении акцизов (кроме акцизов, взимаемых при ввозе подакцизных товаров) в облагаемый оборот включаются фактически отгруженные (переданные, использованные на собственные нужды) в отчетном периоде подакцизные товары .

Ставки установлены Президентом  Республики Беларусь твердые (специфические) ставки акцизов по видам подакцизных  товаров: спирт гидролизный технический; спиртосодержащие растворы; алкогольная продукция; пиво; табачная продукция; автомобильные бензины, дизельное топливо, иное топливо, используемое в качестве автомобильного, масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей; микроавтобусы и автомобили легковые.

3.2 НАЛОГИ (СБОРЫ), ВЗНОСЫ  И ОТЧИСЛЕНИЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ НА  СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ, ТОВАРОВ  (РАБОТ, УСЛУГ)

К налогам (сборам) включаемым в себестоимость  продукции относят:

v Платежи за землю

v Платежи за древесину, отпускаемую на корню

v Налог за пользование природными  ресурсами и загрязнение окружающей  среды в пределах установленных  лимитов (экологический налог)

v Сбор с заготовителей

v Сбор за проезд автотранспортных  средств по автодорогам общего  пользования

v Таможенные пошлины и сборы

v Государственная пошлина

v Местные налоги и сборы

К отчислениям включаемым в себестоимость  продукции относят:

v Отчисления на государственное  страхование в фонд социальной  защиты населения

v На обязательное страхование  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

v В инновационный фонд министерства  архитектуры и строительства  РБ

v В инновационный фонд промышленных  предприятий и др.

Объектом налогообложения сбором с заготовителей является осуществление  промысловой заготовки (закупки) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения, сельскохозяйственной продукции в целях их промышленной переработки или реализации.

Налоговая база - стоимость объема заготовки (закупки) продукции, исчисленная исходя из заготовительных(закупочных) цен

Ставки устанавливаются областными и Минским городским Советами депутатов, Советами депутатов базового территориального уровня в зависимости  от вида заготовленной (закупленной) продукции и не могут превышать 5 процентов налоговой базы.

Объект налогообложения земельным  налогом - земельный участок, который  находится во владении, пользовании  или собственности. Земельным налогом  облагаются земли: сельскохозяйственного  назначения; населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов), садоводческих товариществ и дачного строительства; промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения; лесного фонда; водного фонда.

Ставки земельного налога установлены в зависимости от кадастровой оценки, качества, местоположения земельного участка. В 2009 году ставки земельного налога индексируются на 87 процентов.

Плата за проезд тяжеловесных и крупногабаритных автомобильных транспортных средств  по автомобильным дорогам общего пользования Республики  
Беларусь взимается с владельцев (пользователей) тяжеловесных и крупногабаритных автомобильных транспортных средств при согласовании маршрута движения с целью компенсации ущерба, наносимого автомобильным дорогам.

Ставки платы за проезд тяжеловесных и крупногабаритных автомобильных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь установлены в долларах за один километр проезда в зависимости от величины допустимых весовых и габаритных параметров этих автомобильных транспортных средств.

Объект обложения отчислениями в инновационные фонды является себестоимость продукции, товаров (работ, услуг).

Ставка не более 0,25 процента. В отдельных  отраслях устанавливаются повышенные размеры отчислений.

3.3 НАЛОГИ (СБОРЫ), УПЛАЧИВАЕМЫЕ  ЗА СЧЕТ ПРИБЫЛИ (ДОХОДА), ОСТАЮЩЕЙСЯ  В ИХ РАСПОРЯЖЕНИИ ПОСЛЕ УПЛАТЫ  НАЛОГОВ, СБОРОВ (ПОШЛИН), ДРУГИХ  ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

К налоговым платежам, выплачиваемым  из прибыли (прямым) относятся:

v Налог на недвижимость

v Налог на прибыль

v Налог на доходы

v Налог на приобретение автотранспортных  средств

К сборам и отчислениям, выплачиваемым  из прибыли относятся:

v Оффшорный сбор

v Гербовый сбор

v Транспортный сбор

v Сбор на развитие инфраструктуры  города (района)

v Прочие отчисления в местный бюджет

Годовая ставка налога на недвижимость:

для организаций - 1 процент; для физических лиц, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, а также для гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок, садоводческих товариществ, - 0,1 процента.

Объекты налогообложения: здания и  сооружения, в том числе не завершенные  строительством, являющиеся собственностью или находящиеся во владении, в  хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков- организаций; здания и сооружения, в том числе не завершенные строительством, включая жилые дома, садовые домики, дачи, жилые помещения (квартиры, комнаты), хозяйственные постройки, принадлежащие плательщикам - физическим лицам; здания и сооружения, взятые в аренду (лизинг) индивидуальными предпринимателями, признаваемыми плательщиками налога. Налоговой базой признается стоимость объектов налогообложения.

Основная ставка налога на прибыль 24%. В специальных случаях: 10, 12 процентов.

Объект налогообложения - валовая  прибыль. Налоговой базой налога на прибыль признается денежное выражение  валовой прибыли, определяемой в  соответствии с Законом Республики Беларусь от 22.12.1991 N 1330-XII "О налогах  на доходы и прибыль",подлежащей налогообложению.

Объекты взимания оффшорного сбора: перечисление денежных средств резидентом Республики Беларусь нерезиденту Республики Беларусь, зарегистрированному в оффшорной  зоне, иному лицу по обязательству  перед этим нерезидентом или на счет, открытый в оффшорной зоне; исполнение обязательства в неденежной форме перед нерезидентом Республики Беларусь, зарегистрированным в оффшорной зоне; переход в соответствии с законодательством имущественных прав и (или) обязанностей в связи с переменой лиц в обязательстве, сторонами которого выступают резидент Республики Беларусь и нерезидент Республики Беларусь, зарегистрированный в оффшорной зоне.

Ставка сбора - 15 процентов.

Объектом налогообложения транспортным сбором на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении; сбором на содержание и развитие инфраструктуры города (района) является осуществление предпринимательской деятельности на территории соответствующих административно-территориальных единиц. Налоговая база: для плательщиков-организаций - сумма прибыли, остающаяся в распоряжении организации после налогообложения; для плательщиков - индивидуальных предпринимателей - сумма дохода, остающаяся в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей.

Налоговые ставки устанавливаются  областными и Минским городским  Советами депутатов, Советами депутатов  базового территориального уровня в размере, не превышающем (по совокупности) 3 процентов налоговой базы, в том числе: транспортный сбор на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении, - не менее 2 процентов; сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района) - не более 1 процента.

3.4 НЕОБХОДИМОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  МЕХАНИЗМА ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВ  И СБОРОВ

Упрощение налоговой системы - одна из актуальных государственных задач.

Одним из направлений модернизации налоговой системы на национальном и местном уровне должно быть совершенствование  структуры налогов с ориентацией  на значительное повышение роли прямого  подоходного налогообложения, что  в большей степени соответствует инновационному типу развития экономики, позволяет снизить темпы инфляции, использовать преимущества регулирующей функции налогообложения.

Высокие налоги и большое количество налоговых льгот приводят к снижению стимулов к производству и труду, поэтому необходимо действовать в направлении снижения налоговых ставок при одновременном сокращении перечня предоставляемых плательщикам налоговых льгот. Снижение высоких налогов обеспечит рост сбережений, инвестиций, занятости и как следствие повышение размера совокупного дохода, подлежащего налогообложению. В результате можно ожидать увеличение суммы налоговых поступлений и рост объема государственных доходов.

Считаю целесообразным отказаться от местных целевых сборов (транспортного  сбора на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении и сбора на содержание и развитие инфраструктуры города (района)). В настоящее время из прибыли организаций уплачиваются налог на прибыль и местные сборы. Отмена последних существенно упростит налогообложение прибыли - из прибыли будет уплачиваться только налог на прибыль. Дополнительные средства белорусских предприятий, высвобождаемые в результате отмены целевых сборов, станут, по моему мнению, существенным инвестиционным источником для развития производства.

Помимо этих платежей излишнее налоговое  давление создают и отчисления в  инновационные фонды, сфера использования  которых постоянно расширяется  и ставки колеблются от 3 до 30%, а также многочисленные и высокие налоги на фонд заработной платы (в частности, чрезвычайный налог) и мелкие специальные сборы в отдельных отраслях (например, отчисления в фонд строительной науки). Как правило, в соседних странах таких сборов и отчислений нет. Требует серьезного упорядочения и сокращения и применяемая система регистрационных и лицензионных сборов. И по количеству, и по размерам в других странах эти сборы обычно меньше.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоговая система - один из главных  элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития.

Следует отметить, что в последние  годы и в настоящее время идет работа по упрощению налоговой системы Республики Беларусь. Создана рабочая группа для подготовки предложений об упрощении налоговой системы Республики Беларусь под руководством заместителя премьер - министра Республики Беларусь А.В. Кобякова. С момента начала деятельности рабочей группы обеспечена отмена 18 налоговых платежей, выработаны предложения стратегического и стимулирующего характера по комплексному упрощению налоговой системы и снижению налогового давления на экономику.

В 2009 году в законах Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2009 год» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения» реализованы следующие меры по упрощению налоговой системы и снижению налоговой нагрузки:

· Снижена ставка сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки с 2 до 1 процента от выручки, полученной от реализации продукции, товаров (работ, услуг);

· Исключена из объекта обложения  налогом на недвижимость активная часть основных производственных фондов и налог распространен только на объекты недвижимого имущества;

· Установлены единые ставки местного налога с продаж в розничной торговле и местного налога на услуги в размере  не превышающем 5 процентов налоговой  базы;

· Уменьшена с 5 до 3 ставка налога на приобретение автомобильных транспортных средств;

· Осуществлен переход к применению линейной шкалы подоходного налога с физических лиц в размере 12 процентов;

· Продолжена практика уплаты местных  налогов и сборов ежеквартально;

· Снижена ставка налога при упрощенной системе на 2 процентных пункта (налогооблагаемая база - выручка), на 5 процентных пунктов (налогооблагаемая база - валовый доход);

· Представлена возможность плательщикам подавать налоговые декларации (расчеты) по налогам, сборам (пошлинам) в форме электронного документа.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода экономики к  рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.

Нестабильность налоговой системы  на сегодняшний день-главная проблема реформы налогообложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономической теории

Информация о работе Налоги и системы налогообложения в Беларуси (РБ)