Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 13:21, курсовая работа
Национальная экономика является объектом изучения различных
экономических наук. Так, экономические отношения и закономерности развития
в ее отдельных отраслях изучают такие дисциплины, как экономика
промышленности, строительства, сельского хозяйства и др. Экономическая же
теория рассматривает национальную экономику как целостную систему,
раскрывает содержание ее основных понятий, общие закономерности развития.
Основу национальной экономики составляют предприятия, фирмы, организации,
домашние хозяйства, объединенные экономическими взаимоотношениями в единое
целое, выполняющие определенные функции в общественном разделении труда,
производящие товары или услуги.
Введение.
1.Понятие национальной экономики, ее цели.
1.1.Цели национальной экономики
1.2.Занятость населения, как фактор экономики.
1.3Структура национальной экономики, ее виды.
2.Система и виды макроэкономических пропорций.
2.1 Проблемы сбалансированности национальной экономики.
3.Современный подход к проблеме планирования и прогнозирования
национальной экономики.
3.1Прогнозирование экономического развития РБ.
4. Методы регулирования экономики.
5.Понятие национального продукта и система национальных счетов
(СНС).
5.1 Экономические субъекты и операции в СНС.
Структура СНС.
6.ВВП, его формы и методы измерения.
6.1ВНП. Номинальный и реальный ВВП.
Заключение.
стимулирования, первоочередности выделения государственных ресурсов и т.д.
Для реализации индирективных планов требуется не только активное содействие
хозяйственным единицам, но и придание соответствующей значимости
экономическим параметрам, которые имитируют конкуренцию и деятельность
рынка. На данный тип планирования тоже распространяются недостатки,
свойственные директивному планированию.
Регулятивное планирование характерно для смешанной экономики. На
хозяйственной арене в данном случае выступают два главных субъекта:
государство и частный сектор экономики. При этом доли государственной и
частной собственности либо одинаковы, либо один из секторов является
преобладающим, но урезан другим сектором. В такой системе взаимодействуют
план и рынок, при этом государственный сектор спланирован централизованно,
а частный — индивидуально. Государственный сектор воздействует на частный и
направляет его развитие посредством налоговой и кредитной систем. Частный
сектор оказывает содействие государственному в выполнении плановых
нормативов. Взаимодействие между государственным и частным секторами может
осуществляться как на основе обязательного соблюдения рычагов
экономического механизма, так и на договорных принципах.
Промежуточную позицию между государственным и частным секторами может
занимать кооперативный сектор. Если он будет спланирован централизованно,
то в случае господства в нем частной собственности планирование может
носить индикативный характер. Однако в случае наличия смешанной экономики
субъект государственного управления выполняет функции главного координатора
национальной экономики. План и рынок выполняют разные функции. Т.е.
участники рынка могут действовать обособленно, государство вынуждено
выносить хозяйственные решения с учетом рыночного механизма не только по
отношению к частному сектору, но и по отношению к своим собственным звеньям
экономики. В результате этого товарное производство из формального
превращается в реальное. При регулятивном планировании между планом и
рынком формируется действительное разделение труда, в рамках которого и
план и рынок способны компенсировать ошибки друг друга.
Индикативное планирование
цели планирования меняются. Плановые нормативы содержат здесь лишь общие
контуры государственного прогноза, но могут включать более четкие ориентиры
в области государственных расходов и капиталовложений, поэтому главной
задачей индикативных планов выступает координация использования
государственных ресурсов без вмешательства в оперативные действия
предпринимателей. Макроэкономические показатели рассчитываются для того,
чтобы они ориентировали частный сектор на достижение возможного объема
производства, установление уровня цен на продукцию, давали возможность
учитывать объем спроса на продукцию. План выполняет здесь весьма скромную
роль по отношению к рынку.
Стратегическое планирование. Оно ориентировано на долгосрочную
перспективу и определяет основные направления социально-экономического
развития страны. При этом правительство выбирает приоритеты развития
национальной экономики, ведущую роль в реализации которых должно играть
государство. При этом целью стратегического планирования можно считать
обеспечение экономического потенциала страны, достаточного для устойчивого
развития национальной экономики. В промышленно развитых странах
стратегическое планирование проявляется в большом внимании к развитию
образования, науки, наукоемких отраслей промышленности.
Формирование смешанной
использования всех возможных типов планирования исходя из их рациональной
целесообразности
по отношению к народному
экономическим структурам. В РБ сочетаются директивное и индикативное
планирование, при этом, в последнее время наблюдается усиление директивного
характера
планирования.
Экономическое
исследований о возможных направлениях будущего развития экономики и ее
отдельных сфер. В макроэкономическом планировании оно играет особую роль,
ибо дает возможность вероятностного видения исследуемого объекта в будущем.
Научное прогнозирование выступает формой научного предвидения. Оно, как
правило, предшествует разработке социально-экономических и научно-
технических программ и планов.
В зависимости от сферы применения прогнозирование бывает социально-
экономическое и научно-техническое. Социалъно-экономическое прогнозирование
дает оценку возможным перспективам и изменениям экономических и социальных
условий жизнедеятельности общества. Научно-техническое прогнозирование
нацелено на разработку научных, технических и технологических средств
реализации перспективных планов социально-экономического развития.
В зависимости от уровня
народнохозяйственное, отраслевое (или региональное) и прогнозирование
развития предприятий. Народнохозяйственное прогнозирование учитывает
возможность оптимальной реализации цели производства, осуществления задач
экономического развития. Отраслевое прогнозирование осуществляется в
зависимости и с учетом роли отраслей, регионов в реализации перспективных
планов макроэкономического планирования. Прогнозирование развития фирм,
корпораций определяется с учетом передовых тенденций в экономическом и
социальном аспектах, на основе новейших достижений техники и технологии
производства.
По степени обоснованности прогнозирование делится на поисковое
(исследовательское) и нормативное. Поисковое прогнозирование состоит в
оценке
перспективных тенденций
связано с определением путей и сроков достижения желаемых состояний
исследуемого объекта на основе сложившихся показателей.
Экономический прогноз должен дать объективное, достоверное
представление о том, что будет при тех или иных условиях. Экономический
прогноз может стать надежной основой для принятия государственных решений
или посылкой для включения прогноза в макроэкономический план, придав тем
самым ему директивный характер. Процесс составления экономического прогноза
должен базироваться на определенных методологических принципах.
К числу методологических принципов прогнозирования следует отнести
прежде всего принцип зтапизации прогнозирования. Его сущность состоит в
поэтапном
решении задач составления
предвидение того, что может произойти. Речь здесь идет о разработке
поискового прогноза, отвечающего на вопрос о том, что может произойти в
экономике, если, например, государственное воздействие на экономические
процессы останется неизменным. Ответ на вопрос покажет, какие сферы
экономики потребуют государственного вмешательства в случае, если прогноз
придется реализовывать. Следующим этапом выступает разработка нормативного,
или целевого, прогноза. Точное планирование требует научных, точно
выверенных, дающих достоверную информацию расчетов. Основой для проведения
такого рода расчетов должен служить разработанный на первом этапе поисковый
прогноз. Очередной этап по составлению прогноза связан с подготовкой для
правительства предложений по набору конкретных мер государственного
регулирования и воздействия на экономику. Государство может прибегнуть к
налогам и налоговым льготам, процентам за кредит, порядку начисления
амортизации и т.д., но оно может ввести и использовать и более действенные
рычаги — бюджетные инвестиции, субсидии, дотации и др. Если возникает
необходимость, могут быть введены определенные государственные ограничения,
касающиеся материально-вещественных или иных потоков, — лицензии, квоты, а
Информация о работе Национальная экономика, ее цели и измерение результатов развития