Национальная экономика, ее цели и измерение результатов развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 13:21, курсовая работа

Краткое описание

Национальная экономика является объектом изучения различных

экономических наук. Так, экономические отношения и закономерности развития

в ее отдельных отраслях изучают такие дисциплины, как экономика

промышленности, строительства, сельского хозяйства и др. Экономическая же

теория рассматривает национальную экономику как целостную систему,

раскрывает содержание ее основных понятий, общие закономерности развития.

Основу национальной экономики составляют предприятия, фирмы, организации,

домашние хозяйства, объединенные экономическими взаимоотношениями в единое

целое, выполняющие определенные функции в общественном разделении труда,

производящие товары или услуги.

Оглавление

Введение.

1.Понятие национальной экономики, ее цели.

1.1.Цели национальной экономики

1.2.Занятость населения, как фактор экономики.

1.3Структура национальной экономики, ее виды.

2.Система и виды макроэкономических пропорций.

2.1 Проблемы сбалансированности национальной экономики.

3.Современный подход к проблеме планирования и прогнозирования

национальной экономики.

3.1Прогнозирование экономического развития РБ.

4. Методы регулирования экономики.

5.Понятие национального продукта и система национальных счетов

(СНС).

5.1 Экономические субъекты и операции в СНС.

Структура СНС.

6.ВВП, его формы и методы измерения.

6.1ВНП. Номинальный и реальный ВВП.

Заключение.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по нэ.doc

— 426.50 Кб (Скачать)

действительности  обычно  неустойчивы  и  постоянно  нарушаются.   Например,

экономический  рост  ведет  к   установлению   новых   пропорций   и   новой

сбалансированности.  Поскольку  полного  соответствия  между   отраслями   в

реальной  жизни не бывает, существует постоянная необходимость в  поддержании

сбалансированности  путем корректировки пропорций  между  отдельными  сферами

экономики, а также внутри них. В материальном производстве для этого  нужно,

прежде   всего,   обеспечить   соответствие   между    первым    и    вторым

подразделениями, т.е. между производством средств  производства  и  предметов

потребления. Если такое соответствие будет нарушено, то I  подразделение  не

сможет  обеспечить  средствами  производства   оба   подразделения,   а   II

подразделение — предметами потребления занятых  и дополнительно  привлекаемых

работников  обоих подразделений.

   В национальной экономике РБ  и других стран СНГ  преобладает   производство

средств производства, характеризующееся  высокой  капитало-,  материало-  и

энергоемкостью.  Это  является  основной  причиной  избыточного  спроса  на

инвестиции, сырье и  материалы.  В  результате  производственный  потенциал

государств  СНГ  в  совокупности  превосходит  США,  а  уровень  жизни  —  в

несколько раз ниже. Кроме того, по  сравнению  с  развитыми  странами  наша

национальная  экономика  отличается  малым  удельным  весом  нематериального

производства.

   На сбалансированность национальной  экономики республики влияет  скудность

  топливных природных, ресурсов, сырья для некоторых отраслей промышленности,

  собственной металлургической  базы.  Поэтому  в  республике  ввоз  сырья  и

  комплектующих  преобладает   над  вывозом  продукции,   причем   2/3   ввоза

  составляют каменный уголь, нефть,  черные  металлы,  зерно,  хлебопродукты,

  цемент.  Вывозятся   же   в   основном   сложные   изделия   обрабатывающей

  промышленности и сельскохозяйственные  продукты.

  К  прежним  проблемам   сбалансированности  национальной  экономики  нашей

республики  добавились новые, связанные с  ломкой  сложившихся  пропорций  в

связи со структурным кризисом и  распадом  СССР.  Кроме  того,  переход  от

административно-командной  системы  к  рыночной  в   значительной   степени

обусловил  деформацию   всего   воспроизводственного   цикла,   включающего

производство,   распределение,   обмен,    потребление.    Эти    пропорции

устанавливались внутри единой  страны,  а  сейчас  для  таких  относительно

небольших  республик,  как   Беларусь,   они   превратились   во   внешние,

межгосударственные. Поэтому проблемы сбалансированности решаются  не  самой

республикой, а вне ее, на основе межгосударственных договоров.

   В период перехода к рынку  национальная экономика Беларуси  характеризуется

всеобщей  разбалансированностью. Инфляция, разрушение  хозяйственных  связей

нарушили  товарно-денежную сбалансированность,  баланс  денежных  доходов  и

расходов  населения, торговый баланс с  другими  странами,  прежде  всего  с

Россией  и  т.  п.  Необходима  структурная  перестройка,  проявляющаяся  в

преобразовании  национальной  экономики  в  соответствии  с   потребностями

республики  и запросами мирового  рынка.  Для  Беларуси  в  настоящее  время

характерны   снижение   численности   населения,   его   постарение,   рост

заболеваемости,   инвалидности,   серьезные    проблемы    в    медицинском

обслуживании,  появление  новых  видов  вынужденной  миграции.  Неустойчива

динамика  реформирования  отношений  собственности,  медленно   развивается

предпринимательство,  а  также  реформирование  трудовых  отношений.   Есть

просчеты  в государственном  регулировании  экономики  и  социальной  сферы;

высок уровень инфляции  и  девальвации  белорусского  рубля;  недостаточное

финансирование   образования,   науки,   культуры;   ограничены   средства,

выделяемые на внедрение ресурсосберегающих  и  малоотходных  технологий,  а

также на преодоление  последствий  чернобыльской  катастрофы.  Все  это  не

способствует     устойчивому     человеческому     развитию.      Снижается

продолжительность жизни, около 1/3  населения живет за  чертой  бедности,

около 77% имеют доходы ниже МПБ, почти половина пенсионеров получает пенсии

ниже  прожиточного минимума. Почти  треть  населения  проживает  в  сельской

местности и в малых городских поселениях с числом  жителей  менее 10  тыс.

человек  и   не   имеет   даже   минимума   современного   комфорта   среды

жизнедеятельности. Недостаточна радиационная, экологическая, медицинская  и

социальная  защита   населения,   проживающего   в   зонах   радиоактивного

загрязнения.   Высок   уровень   преступности,   расширилось   влияние   ее

организованных  форм - коррупции, наркобизнеса. 
 
 

3.Современный  подход к проблеме планирования  и прогнозирования

   национальной экономики. 

     На  протяжении  многих  десятилетий   макроэкономическое   планирование

зарубежными    исследователями     противопоставлялось     централизованному

планированию,   а   рынок   —   плану.   Считалось,   что    для    развитых

капиталистических стран, использующих систему  рыночных  отношений,  присуще

макроэкономическое  планирование, а советской экономике  —  централизованное.

При этом особая роль централизованного  планирования  виделась  в  том,  что

посредством составления и реализации текущих  и перспективных планов в  жизнь

воплощались  приоритеты  и  решения  государственных  органов  управления  и

директив  правящих партий. Несмотря на то, что  за  последние  годы  произошли

радикальные изменения в экономике и политике бывших социалистических  стран,

отношение   к   централизованному   планированию   осталось   прежним:   оно

отождествляется   с   командно-административной   системой   хозяйствования.

Переход  к  рыночной  структуре  экономики   ассоциируется  с   обязательным

разрушением  системы   централизованного   планирования.   Это   рекомендуют

странам, переходящим к рыночной  экономике,  и  МВФ,  и  Международный  банк

реконструкции  и  развития.   Причем   эти   рекомендации   превращаются   в

обязательные  условия в случае обращения за кредитами.  Правительства  данных

стран принимают документы и программы реформ, по  которым  координирующим  и

регулирующим

механизмом  экономики должен стать рынок, а  не план.

   Между тем планирование национальной  экономики осуществляется ныне  как  в

развитых, так и в развивающихся странах. Любая  экономическая  деятельность

нуждается  в планировании, т.к. позволяет  четко  координировать  действия,

распределять  ресурсы и добиться желаемых результатов  в  оптимальные  сроки.

Планирование  необходимо для того, чтобы преодолеть дефицит на частном рынке

и гарантировать, что расхождение между частной и общественной выгодой может

быть  компенсировано или сокращено с  помощью государственного регулирования.

  В современной рыночной экономике  нет единой модели планирования,  которая

была  бы  пригодна  для  всех  экономических  систем.   Ключевые   факторы,

определяющие  вид планирования, зависят от  соотношения  государственного  и

частного  влияния  на  общественно-политические  и  социально-экономические

процессы. В современной зарубежной  литературе  выделяются  следующие  типы

макроэкономического планирования: директивное  (административно-командное),

индирективное,  регулятивное, индикативное и стратегическое.

     Директивное  (административно-командное)  планирование,  как  правило,

свойственно социалистической системе.

   Индирективное   планирование   также   базируется   на   ведущем   месте

государственной собственности  на  средства  производства.  Государственное

управление  и  в  данном  случае  реализует  в  планах  свою  стратегию   и

приоритеты, но набор средств реализации  планов  более  широк.  В  качестве

экономических регуляторов здесь используются цены, ставки процента, налоги,

кредиты, валютные курсы и т.д. Хозяйственным  звеньям,  не  справившимся  с

планом,  уже  не  грозит  административное   наказание,   хотя   приходится

отказываться  от   приоритетов   в   формировании   фондов   экономического

Информация о работе Национальная экономика, ее цели и измерение результатов развития