Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 13:21, курсовая работа
Национальная экономика является объектом изучения различных
экономических наук. Так, экономические отношения и закономерности развития
в ее отдельных отраслях изучают такие дисциплины, как экономика
промышленности, строительства, сельского хозяйства и др. Экономическая же
теория рассматривает национальную экономику как целостную систему,
раскрывает содержание ее основных понятий, общие закономерности развития.
Основу национальной экономики составляют предприятия, фирмы, организации,
домашние хозяйства, объединенные экономическими взаимоотношениями в единое
целое, выполняющие определенные функции в общественном разделении труда,
производящие товары или услуги.
Введение.
1.Понятие национальной экономики, ее цели.
1.1.Цели национальной экономики
1.2.Занятость населения, как фактор экономики.
1.3Структура национальной экономики, ее виды.
2.Система и виды макроэкономических пропорций.
2.1 Проблемы сбалансированности национальной экономики.
3.Современный подход к проблеме планирования и прогнозирования
национальной экономики.
3.1Прогнозирование экономического развития РБ.
4. Методы регулирования экономики.
5.Понятие национального продукта и система национальных счетов
(СНС).
5.1 Экономические субъекты и операции в СНС.
Структура СНС.
6.ВВП, его формы и методы измерения.
6.1ВНП. Номинальный и реальный ВВП.
Заключение.
действительности обычно неустойчивы и постоянно нарушаются. Например,
экономический рост ведет к установлению новых пропорций и новой
сбалансированности. Поскольку полного соответствия между отраслями в
реальной жизни не бывает, существует постоянная необходимость в поддержании
сбалансированности путем корректировки пропорций между отдельными сферами
экономики, а также внутри них. В материальном производстве для этого нужно,
прежде всего, обеспечить соответствие между первым и вторым
подразделениями, т.е. между производством средств производства и предметов
потребления. Если такое соответствие будет нарушено, то I подразделение не
сможет обеспечить средствами производства оба подразделения, а II
подразделение — предметами потребления занятых и дополнительно привлекаемых
работников обоих подразделений.
В национальной экономике РБ
и других стран СНГ
средств производства, характеризующееся высокой капитало-, материало- и
энергоемкостью. Это является основной причиной избыточного спроса на
инвестиции, сырье и материалы. В результате производственный потенциал
государств СНГ в совокупности превосходит США, а уровень жизни — в
несколько раз ниже. Кроме того, по сравнению с развитыми странами наша
национальная экономика отличается малым удельным весом нематериального
производства.
На сбалансированность
топливных природных, ресурсов, сырья для некоторых отраслей промышленности,
собственной металлургической базы. Поэтому в республике ввоз сырья и
комплектующих преобладает над вывозом продукции, причем 2/3 ввоза
составляют каменный уголь,
цемент. Вывозятся же в основном сложные изделия обрабатывающей
промышленности и
К прежним проблемам сбалансированности национальной экономики нашей
республики добавились новые, связанные с ломкой сложившихся пропорций в
связи со структурным кризисом и распадом СССР. Кроме того, переход от
административно-командной системы к рыночной в значительной степени
обусловил деформацию всего воспроизводственного цикла, включающего
производство, распределение, обмен, потребление. Эти пропорции
устанавливались внутри единой страны, а сейчас для таких относительно
небольших республик, как Беларусь, они превратились во внешние,
межгосударственные. Поэтому проблемы сбалансированности решаются не самой
республикой, а вне ее, на основе межгосударственных договоров.
В период перехода к рынку
национальная экономика
всеобщей разбалансированностью. Инфляция, разрушение хозяйственных связей
нарушили товарно-денежную сбалансированность, баланс денежных доходов и
расходов населения, торговый баланс с другими странами, прежде всего с
Россией и т. п. Необходима структурная перестройка, проявляющаяся в
преобразовании национальной экономики в соответствии с потребностями
республики и запросами мирового рынка. Для Беларуси в настоящее время
характерны снижение численности населения, его постарение, рост
заболеваемости, инвалидности, серьезные проблемы в медицинском
обслуживании, появление новых видов вынужденной миграции. Неустойчива
динамика реформирования отношений собственности, медленно развивается
предпринимательство, а также реформирование трудовых отношений. Есть
просчеты в государственном регулировании экономики и социальной сферы;
высок уровень инфляции и девальвации белорусского рубля; недостаточное
финансирование образования, науки, культуры; ограничены средства,
выделяемые на внедрение ресурсосберегающих и малоотходных технологий, а
также на преодоление последствий чернобыльской катастрофы. Все это не
способствует устойчивому человеческому развитию. Снижается
продолжительность жизни, около 1/3 населения живет за чертой бедности,
около 77% имеют доходы ниже МПБ, почти половина пенсионеров получает пенсии
ниже прожиточного минимума. Почти треть населения проживает в сельской
местности и в малых городских поселениях с числом жителей менее 10 тыс.
человек и не имеет даже минимума современного комфорта среды
жизнедеятельности. Недостаточна радиационная, экологическая, медицинская и
социальная защита населения, проживающего в зонах радиоактивного
загрязнения. Высок уровень преступности, расширилось влияние ее
организованных
форм - коррупции, наркобизнеса.
3.Современный
подход к проблеме
национальной экономики.
На протяжении многих десятилетий макроэкономическое планирование
зарубежными исследователями противопоставлялось централизованному
планированию, а рынок — плану. Считалось, что для развитых
капиталистических стран, использующих систему рыночных отношений, присуще
макроэкономическое планирование, а советской экономике — централизованное.
При этом особая роль централизованного планирования виделась в том, что
посредством составления и реализации текущих и перспективных планов в жизнь
воплощались приоритеты и решения государственных органов управления и
директив правящих партий. Несмотря на то, что за последние годы произошли
радикальные
изменения в экономике и
отношение к централизованному планированию осталось прежним: оно
отождествляется с командно-административной системой хозяйствования.
Переход к рыночной структуре экономики ассоциируется с обязательным
разрушением системы централизованного планирования. Это рекомендуют
странам, переходящим к рыночной экономике, и МВФ, и Международный банк
реконструкции и развития. Причем эти рекомендации превращаются в
обязательные условия в случае обращения за кредитами. Правительства данных
стран принимают документы и программы реформ, по которым координирующим и
регулирующим
механизмом экономики должен стать рынок, а не план.
Между тем планирование
развитых, так и в развивающихся странах. Любая экономическая деятельность
нуждается в планировании, т.к. позволяет четко координировать действия,
распределять ресурсы и добиться желаемых результатов в оптимальные сроки.
Планирование необходимо для того, чтобы преодолеть дефицит на частном рынке
и гарантировать, что расхождение между частной и общественной выгодой может
быть компенсировано или сокращено с помощью государственного регулирования.
В современной рыночной
была бы пригодна для всех экономических систем. Ключевые факторы,
определяющие вид планирования, зависят от соотношения государственного и
частного влияния на общественно-политические и социально-экономические
процессы. В современной зарубежной литературе выделяются следующие типы
макроэкономического планирования: директивное (административно-командное),
индирективное, регулятивное, индикативное и стратегическое.
Директивное (административно-командное) планирование, как правило,
свойственно социалистической системе.
Индирективное планирование также базируется на ведущем месте
государственной собственности на средства производства. Государственное
управление и в данном случае реализует в планах свою стратегию и
приоритеты, но набор средств реализации планов более широк. В качестве
экономических регуляторов здесь используются цены, ставки процента, налоги,
кредиты, валютные курсы и т.д. Хозяйственным звеньям, не справившимся с
планом, уже не грозит административное наказание, хотя приходится
отказываться от приоритетов в формировании фондов экономического
Информация о работе Национальная экономика, ее цели и измерение результатов развития