Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:13, курсовая работа
Цель данной работы в теоретическом аспекте рассмотреть понятие и роль международного кредита и международные финансово-кредитные организации.
Преимущества экономической
Регулирование международных кредитных отношений в новых условиях хозяйствования проводилось до сих пор без достаточной координации со стороны государственных органов управления, хотя она затрагивала важные государственные интересы, и остается незавершенным решение проблемы установления четкой институциональной структуры управления внешними финансовыми активами.
На сегодняшний день в республике остро стоит проблема обслуживания внешнего долга. Неспособность выполнять внешние кредитные обязательства может вызвать большие неприятности для страны. Внешний долг грозит нам не только потерей экономической безопасности и независимости, но и фактической безопасности и независимости государства. Не говоря уже о том, что долг мешает нам развивать экономику, расширять социальную сферу.
Согласно принятым международным стандартам, критической для государства является ситуация, когда государственный внешний долг превышает 40% валового внутреннего продукта (ВВП).
Прогнозный показатель К1 (отношение к приведенной стоимости обслуживания внешнего долга к среднему значению ВВП за несколько предыдущих лет) на 2009 год составлял 110%, что означает насколько внешний долг больше, чем производит республика в среднем за год. Это на 25% выше предельного значения критерия экономической безопасности, который равняется 85%.
Величина чистого внешнего долга, рассчитанная как разность валового внешнего долга 1861,27 млн. долларов США и произведенных выплат по погашению основных сумм кредитов составляет 1271,6 млн. долларов США. После реструктуризации долгов Турции и России, Кыргызская Республика должен выплатить в текущем году, 58 млн. долларов долга вместо прежних 105 миллионов.
Такая ситуация требует кардинального пересмотра существующих подходов к привлечению новых иностранных займов. Необходимо, чтобы наша экономика заработала, а за счет валютных ресурсов можно будет обслуживать внешний долг.
Проблема государственного долга сегодня - одна из приоритетных государственных проблем. И ее надо не усугублять, а решать.
Возможные варианты подходов в решении этой проблемы:
Первый - расписаться в бессилии, оплачивать долг в срок и в полном объеме, то есть объявить дефолт и искать пути смягчения его последствий.
Второй - политика разделения долгов, переговоры по реструктуризации, требования частичного списания, технических и юридических проволочек.
Если мы все же придерживаемся точки зрения, что долг надо каким-то образом платить, то здесь можно выделить ряд ключевых подходов для принятия решений и их учета в бюджете следующие периоды. В идеале же нужна отдельная экономическая программа по внешнему долгу.
Пожалуй, самым важным моментом является необходимость планомерного снижения "веса" долга. Для этого, во-первых, нужно отказаться от новых внешних государственных заимствований. С учетом долговых последствий иногда целесообразнее, дешевле и проще государству зарабатывать деньги самостоятельно. Отдельные страны демонстрируют пример своего нежелания быть зависимыми от внешних долгов - так, например, Таиланд отказался от предоставляемого МВФ кредита в 3 млрд. долл., Южная Корея досрочно погасила долг в 880 млн. долл.
Существует также иной подход - долг желательно удлинять и удешевлять его обслуживание. Например, путем реструктуризации или путем перекладки в другие бумаги. Почему бы и на кыргызские долги кредиторам не выпустить реструктурированные облигации типа Brady – с надежным международным обеспечением, делающим наше долговое бремя менее удушающим? Но для этого необходимо соблюдать принцип равенства долгов.
Безусловно, сложным представляется вопрос поиска источников погашения долга. Все зависит от доходов бюджета, но есть и нестандартные решения. Например, попробовать перевести долг внутрь. Скажем, выпустить мобилизационный внутренний валютный заем в объемах, требуемых для последовательного покрытия выплат по внешнему долгу. Чтобы его действительно покупали, гарантии по нему должны дать все основные политические силы. Во-вторых, заем должен быть законодательно обеспечен национальным достоянием. А это может быть и земля, и ресурсы. Доход от процентов по займу будет получать население, а не иностранцы.
Отдав долги, затем страна перестает жить под диктовку зарубежья, восстанавливается ее экономическая безопасность. Нет угрозы, что в случае банкротства государства все уйдет на сторону. Но только иностранных консультантов надо держать от этой идеи подальше. Иначе государственный долг мы "приватизируем" так же, как национальную промышленность.
Кому грозят в первую очередь последствия дефолта? Теряют наши же экспортеры и импортеры, причем теряют очень много. Тогда они сами должны быть заинтересованы и лоббировать решения, направленные на снижение остроты проблемы с уплатой долга. В этих целях можно даже временно ввести специальный налог на оплату внешнего долга.
Многие наши эксперты также думают, как вернуть в страну капитал. Есть подходы, когда вводится обязательное декларирование всех капиталов за границей с соответствующей уплатой налогов. После чего незадекларированные капиталы объявляются для мирового сообщества "вне закона" со всеми вытекающими из этого последствиями. Да и в случае суверенного дефолта вывезенным капиталам не позавидуешь. Следует понимать, что нельзя быть богатым в стране-банкроте, поэтому предпринимателям стоит подумать о возврате своих капиталов в экономику страны.
Очевидно одно: возможности погашать долги сразу всем кредиторам одновременно у Кыргызской Республике нет и не будет, если не будут выделяться новые средства.
В мировой практике
известны четыре основных
1. обмен одних долговых обязательств на другие (схема "облигации-облигации") опыт США;
2. обмен долговых обязательств
на акции в рамках
3. досрочный выкуп долговых обязательств с дисконтом (схема "выкуп");
4. списание части долговых обязательств.
В последнее время
аналитиками высказываются
Какой путь избрать? Может быть, все же стоит постараться долги исправно платить, искать способы, как это возможно обеспечить? Резонов тут может быть несколько, и лежат они в различных плоскостях. Довод экономический базируется на том, что не платить невыгодно вдвойне. Не столько из-за того, что могут последовать аресты собственности, уход иностранных инвесторов и компаний из страны, а потому, что возникнут катастрофические последствия изоляции для экспортно-импортных статей бюджетных доходов Кыргызской Республики.
Платить стоит и из моральных соображений. Долг- это не только финансовое, но и этическое понятие. Если же в Кыргызской Республике произойдет дефолт, перестанут не только деньги, но и руку подавать. В-третьих, платить надо и из политических интересов. Долг, безусловно, превратится в политический инструмент влияния на Кыргызскую Республику.
При формировании механизмов регулирования государственного внешнего долга необходимо использовать следующие составляющие:
В этих условиях весьма целесообразна целостная система, межведомственная координация регулирования международных кредитных отношений. В связи с этим целесообразно использование опыта уже упомянутых стран, а также США.
Нормативно правовые акты
Интернет ресурсы
1 Азиатский банк развития в Кыргызской Республике: Обзор кредитного портфеля // Банковский вестник* 1999 г** №9 * С*38*
1 Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник/ Под ред. Красавиной Л.Н. – М.: Финансы и статистика, 2007 с. 102
2 В.К. Ломакин «Мировая экономика: Учебник для вузов».-М.:Финансы, ЮНИТИ, 1998. – 170 с.
3 Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник/ Под ред. Красавиной Л.Н. – М.: Финансы и статистика, 2007 с. 98
4 В.К. Ломакин «Мировая экономика: Учебник для вузов».-М.:Финансы, ЮНИТИ, 1998. – 171 с.
5 Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник/ Под ред. Красавиной Л.Н. – М.: Финансы и статистика, 2004 с. 102
6 Зуев А.Г., Мясникова Л.А. Глобализация: аспекты, о которых мало говорят. // Мировая экономика и международные отношения – 2006 - №8. – с. 58