Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:13, курсовая работа
Цель данной работы в теоретическом аспекте рассмотреть понятие и роль международного кредита и международные финансово-кредитные организации.
Недостаточное владение
вопросами макроэкономики служит серьезным
препятствием для переговоров
Отвечая на вопрос, каким же образом гражданское общество должно сотрудничать с Бреттон-Вудскими институтами, постоянный представитель МВФ в КР Майкл Меред отметил: «Вы должны вести диалог не столько с Бреттон-Вудскими институтами, сколько с вашим собственным правительством. Для МВФ стороной переговоров является не гражданское общество, а правительство КР, и только. Принимать во внимание мнения НПО и гражданского общества является задачей вашего правительства. Поскольку Кыргызская Республика - демократическая республика, мы предполагаем, что так оно и есть. Мы же открыты для любых дискуссий, для представлений идей со стороны всех представителей гражданского общества».
Уже в начале 80-х гг.
стало ясно, что дальнейшее развитие
долгового кризиса могло
В последнее время отношения между нашей республикой и международными финансовыми институтами вызывает немало споров. Сложившиеся формы сотрудничества создали прочное мнение о недостаточной продуманности заключения кредитных программ, соглашений и меморандумов. И даже к подозрениям в кулуарности обсуждения и принятия этих важных для всей республики документов. Не раз и бизнес-сообществу, и парламенту приходилось слышать в оправдание непопулярных и порой неожиданных мер правительства слова о том, что все уже давно предопределено в соглашениях с МВФ либо ВБ. В этой связи сложилось в некотором смысле противостояние между гражданским обществом, с одной стороны, и правительством, НБКР и международными финансовыми институтами - с другой. В данное время проводятся мероприятия для анализа причин такого положения дел
Прошедшее мероприятие
явилось очередной попыткой разобраться
в причинах такого положения дел,
в обоснованности укоренившихся
подозрений и обсудить возможные
формы плодотворного
Инициатива
по списанию многостороннего долга
(MDRI - Multilateral Debt Relief
По расчетам Министерства экономики и финансов в случае реализации программы ХИПИК и инициативы по списанию многостороннего долга уже в 2009 году обслуживание внешнего долга сократится на 27 млн. долларов, а в 2010 на 51 млн. долларов, что соответственно составляет около 30 и 60 процентов от общей планируемой величины обслуживания текущего долга в указанные года. В последующие периоды обслуживание внешнего долга сократится приблизительно на 40%. Эти же расчеты показывают, что Кыргызская Республика значительно превышает пороговый показатель чистой приведенной стоимости к бюджетным доходам, который на конец 2006 года составил 345 %.
Несмотря на очевидные, как представляется, выгоды от реализации программы ХИПИК и инициативы по списанию многостороннего долга эта идея получила как поддержку со стороны экспертов и политиков, так и резкое ее неприятие. В нижеприведенном анализе сделана попытка оценить аргументы за и против, оценить перспективы дальнейшего развития ситуации по данному вопросу.
Что говорить, Шекспир умел ставить вопросы. Его гамлетовский «to be or not to be?» пережил века. А у нас в наше время этот вопросик, хоть и претерпел некоторые изменения, но сути своей не изменил. HIPC или не HIPC? - вот в чем вопрос. Только не надо возбуждаться. И вообще не надо думать, что жизнь полна простых и однозначных решений. Их нет. И справедливость требует отметить, что экс-президент был прав, когда, выступая 30 декабря в парламенте, сказал, что вопрос о вступлении или не вступлении в ХИПИК излишне политизирован.
Правда, он не объяснил, почему политизирован? Действительно, выйди на улицу, крикни «ХИПИК!» - и уже митинг. Слово стало ругательным. И ужасно возбудительным. Все кричат, не слыша друг друга, а главное, все не знают, о чем кричат. Вот она, причина: неизвестное всегда порождает тревогу и страх, а обществу вовремя и доступно не объяснили, что это за программа, откуда она взялась и что несет всем нам, гражданам Кыргызстана. Только в конце прошлого года (когда страсти по ХИПИК достигли апогея) в СМИ был распространен документ, в котором правительство выносило на обсуждение общественности свое видение инициативы облегчения бремени внешней задолженности страны.
Впрочем, лучше поздно, чем никогда. Документ был краток и расписан по конкретным позициям. Правительство подчеркивало, что многие программы совместно с международными финансовыми институтами последовательно выполняются. ХИПИК одна из возможностей, кроме программы сокращения бедности и устойчивого экономического роста, кроме инициативы облегчения долгового бремени на многосторонней основе, - одна из дополнительных возможностей за полтора-два года сократить наши внешние долги более чем на 700 миллионов долларов (как известно, общий долг республики фактически равен сегодня 2 миллиардам долларов).
Это позволило бы облегчить колоссальную нагрузку на бюджет (финансирование социальных программ за последний год возросло более чем вдвое), поскольку ежегодно на обслуживание внешнего долга требуется в среднем около 30 миллионов долларов. При этом надо постоянно повышать зарплаты учителям, врачам, бюджетникам, ведь их уровень жизни унизительно плачевен, и ситуацию надо каким-то образом переломить. То есть изначально мотив использования ХИПИК для сокращения долга был абсолютно экономическим.
Сегодня как МВФ, так и Правительство и Национальный банк Кыргызской Республики отличают информационная закрытость, нежелание сотрудничать с гражданским обществом и стремление к уклонению от комментариев. Необходимо также отметить сложившуюся нездоровую практику, когда на вопросы представителей гражданского общества по поводу непопулярных мер, закрепленных в Меморандуме, правительство и Национальный Банк отвечают, что это было предложение МВФ, а МВФ в свою очередь ссылается на правительство и НБКР. Сегодня Кыргызская Республика вряд ли сможет вести полноценные переговоры с МВФ и ВБ. Для адекватного оппонирования международным финансовым институтам кыргызской стороне необходимо иметь четко определенные национальные интересы, а у нее сегодня нет даже какого-то отдаленного представления о них. Поэтому имеющиеся попытки отношений больше напоминают некое строительство на песке. Проблема еще и в том, что нет достаточного понимания того, в чем суть функций МВФ, что от него можно требовать, а что – нельзя. Кроме того, необходимо изучение и сравнение опыта работы МВФ в других странах5.
Гражданское общество, охватывая все население, все же состоит из отдельных групп. Понятно, что такой международный институт, как МВФ, не может вести диалог с гражданским обществом в целом. Очевидно, что рано или поздно встанет вопрос о принципе отбора этих групп. И здесь вопрос заключается в том, как должно осуществляться сотрудничество международных институтов и правительства, чтобы принимаемые решения были прозрачными, чтобы у общества была возможность принять участие в обсуждении этих решений - иными словами, должна существовать обратная связь между правительством и гражданским обществом.
Необходимо реальное сотрудничество гражданского общества с международными институтами через посредничество парламента. Все соглашения, программы, меморандумы и др. документы, заключаемые нашим правительством с международными организациями, по его мнению, должны проходить процедуру ратификации в Жогорку Кенеше. Только в таком случае можно избежать противоречий между принятыми соглашениями и законодательными актами КР, как это иногда случается. Процедуры в работы международных финансовых организаций в нашей республике не должны нарушать нашего национального законодательства.
Как правило, гражданскому
обществу легче вести переговоры
с парламентом, для которого характерно
множество позиций по тем или
иным вопросам. Правительство же, в
силу своей монолитности, является более недоступным для общества. Таким
образом, вовлечение парламента в обсуждение
вопросов сотрудничества с Бреттон-Вудскими
институтами приведет к тому, что и гражданское
общество косвенно будет с ними сотрудничать.
Когда республика после развала Советского
Союза лишилась привычных денежных вливаний,
наше правительство само обратилось к
МВФ за помощью. Следует учесть, что идти
в народ и обсуждать параметры помощи
республике не является задачей международных
финансовых институтов. Поэтому, в первую
очередь правительство должно обсуждать
с гражданским обществом то, как ему себя
вести в сотрудничестве с МВФ и ВБ.
Недостаточное владение вопросами макроэкономики
служит серьезным препятствием для переговоров
неправительственных организаций с международными
финансовыми организациями, и в связи
с этим она призвала бизнес-сообщество
объединить усилия.
Отвечая на вопрос, каким же образом гражданское
общество должно сотрудничать с Бреттон-Вудскими
институтами, постоянный представитель
МВФ в КР Майкл Меред отметил: «Вы должны
вести диалог не столько с Бреттон-Вудскими
институтами, сколько с вашим собственным
правительством. Для МВФ стороной переговоров
является не гражданское общество, а правительство
КР, и только. Принимать во внимание мнения
НПО и гражданского общества является
задачей вашего правительства. Поскольку
Кыргызская Республика - демократическая
республика, мы предполагаем, что так оно
и есть. Мы же открыты для любых дискуссий,
для представлений идей со стороны всех
представителей гражданского общества».
Высказывания участников конференции по ходу обсуждения проблем наводили на мысль о том, что нашему правительству не хватает напористости при обсуждении вопросов сотрудничества страны с Бреттон-Вудскими институтами. А последним в свою очередь - дифференциации предлагаемых мер по отношению к той или иной стране. Кыргызские экономисты считают, что МВФ использует ограниченный набор экономических мер для разных стран, ссылаясь на то, что экономика везде подчиняется одним и тем же законам. И хотя люди также везде одинаково устроены, все же как болезни, так и способы лечения у них могут быть разными…».
В целом же позиция многих присутствовавших сводилась к следующему: никто не против сотрудничества КР с Бреттон-Вудскими институтами; однако решения, принимаемые правительством и этими организациями, должны исключать кулуарность и носить прозрачный характер, учитывать мнение гражданского общества и не являться неожиданностью для страны. «Мы не хотим сюрпризов, - отметил Марат Тазабеков, член Бишкекского делового клуба. Мы хотим знать о будущих изменениях и не хотим заниматься их обсуждением постфактум».
В итоге необходимо отметить
как положительные стороны
Уже в начале 80-х гг.
стало ясно, что дальнейшее развитие
долгового кризиса могло
Уменьшение долга, снижение
процентных ставок стало частью международной
стратегии в отношении