Модели государственного регулирования национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:05, курсовая работа

Краткое описание

рассмотрение такого важного явления, как государственное регулирование национальной экономики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Государственное регулирование экономики 6
1.1. Необходимость государственного вмешательства в экономику 6
1.2. Формы, методы и инструменты государственного регулирования экономики 8
1.3. Границы государственного вмешательства в экономику 14
ГЛАВА 2. Модели государственного регулирования экономики 16
2.1. Неоклассическая модель 16
2.2. Кейнсианская модель 18
ГЛАВА 3. Роль государства в переходной экономике 24
3.1. Основные задачи и направления деятельности государства переходного типа 24
3.2. Особенности государственного регулирования в переходной экономике Республики Беларусь 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 2 файла

модели госрегулирования нац.эк-ки.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

 

 

3. Роль государства в переходной экономике

3.1. Основные задачи и направления деятельности государства переходного типа

На вопрос об основных направлениях деятельности и характере задач, решаемых государствами в переходный период на современном этапе, ни в юридической, ни в иной научной литературе нет однозначного ответа. Это обусловлено разными подходами к определению места и роли государства в переходный период, а также разными политическими и идеологическими воззрениями.

Переход от административно-командной системы к рыночной экономике не может быть осуществлен в виде единовре­менного акта, а требуется достаточно длительный – переходный – период. [1, с. 42]

Переходный период в развитии любой страны – это особый этап эволюции не только государства и права, но и самого общества, на базе которого они возникают и развиваются, а также экономики, политической и социальной жизни.

Беларусь, Россия и другие постсоциалистические страны в ходе экономических реформ переходят от административно-командной системы к современной рыночной экономике. Вначале преобладала точка зрения (причем и среди отечественных, и среди иностранных экономистов), что этот переход займет годы. Теперь становится ясно, что этот переход растянется на десятилетия. В постсоциалистических странах еще долгое время будет существовать своеобразная, так называемая переходная экономическая система, или экономика переходного периода.

Главная закономерность переходного периода – утрата государством функций единоличного распоряжения ресурсами. Теперь значительная часть имущества переходит в частную собственность, и государство теряет монопольную власть на принятие экономических решений.

Переходный период можно охарактеризовать рядом проблем, не свойственных рынку, решение которых возможно только посредством действенного государственного вмешательства. К данным проблемам относятся:

       формирование самой рыночной инфраструктуры;

       высокий удельный вес государственного сектора экономики;

       разгосударствление и приватизация;

       развитие предпринимательства и конкуренции;

       развитие социальной сферы и системы социальной защиты населения;

       привлечение иностранных инвестиций.

Все перечисленные аргументы объясняют необходимость государственного регулирования экономики в переходный к рынку период.

Перед государством в переходный период наряду с обычными, периодически возникающими в сфере внутренней и внешней политики проблемами стоят также и специфические проблемы. На него возлагаются задачи не только обеспечения динамизма в проведении экономических и социально-политических реформ и поддержания стабильности внутри общества и государства, но и сохранения их полной самостоятельности во всех сферах жизни и обеспечения их внешней независимости.

Роль государства в переходной экономике выше, чем в уже сложившемся рыночном хозяйстве. Это связано с двумя основными причинами. Во-первых, на переходном этапе рынок находится в стадии становления, и его регулирующие возможности недостаточно высоки – и это обусловливает необходимость более интенсивного вмешательства государства в экономические процессы. Во-вторых, переход от планового хозяйства к рыночному не происходит автоматически, стихийно. "Сам по себе, – отмечает С. Меньшиков, – рождается только капитализм "первоначального накопления" из феодализма и мафиозный капитализм – из социализма. Эта закономерность повсеместно доказана на практике даже в сравнительно благополучной Восточной Европе" [Меньшиков С., 23].

Намного сложнее и разнообразнее задачи, решаемые государством в данный период, и его деятельность, осуществляемая на данном этапе. Задачи и содержание государственного регулирования в переходный период определяются сущностью рыночной экономики. Переход к рынку является сложным процессом и характеризуется спадом производства, разрушением многих хозяйственных связей, расстройством денежного обращения и потребительского рынка, ростом цен, инфляцией, стагнацией производства.

Находясь в центре данного процесса и оказывая на него, как правило, огромное влияние, государство в данный период решает две взаимосвязанные между собой и дополняющие друг друга комплексные группы задач. Одна из них связна с реорганизацией самого государственного механизма – изменением его сущности, содержания, форм организации, методов деятельности, структуры. Другая же группа задач касается изменения общества, реформирования экономики, установления новых ориентиров во внутренней и внешней политике, формирования новой официальной идеологии.

Задачами государственного регулирования экономики являются: на начальном этапе переходного периода – осуществление мер по либерализации экономики; на втором этапе – мер по стабилизации экономики и на завершающем этапе – мер по повышению эффективности, поступательному развитию. [16, с. 12]

В прямой зависимости от характера и видов, стоящих в переходный период перед государством задач, находятся и основные направления его деятельности.

Государство призвано регулировать сам процесс перехода, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий его нормального функционирования.

Все функции государства в переходной экономике можно условно разделить на 2 группы. Во-первых, это функции по созданию условий эффективного функционирования рынка. Во-вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов.

К первой группе относятся функции обеспечения правовой базы функционирования рыночного хозяйства, а также функция стимулирования и защиты конкуренции как главной движущей силы в рыночной среде.

Ко второй группе относятся функции перераспределения доходов, корректировки размещения ресурсов, обеспечения макроэкономической стабилизации и стимулирования экономического роста.

На первом этапе перехода к рынку главной обязанностью государства является обычно проведение достаточно жесткой макроэкономической политики, недопущение инфляции в таких размерах, когда она становится разрушительной.

На более поздних этапах переходного периода по мере снижения инфляции, а затем и остановки падения производства все более актуальной становится функция стимулирования экономического роста. К этому моменту у государства появляется возможность увеличить финансирование фундаментальной науки и образования, что способствует ускорению НТП, уменьшает тяжесть налогового бремени, что стимулирует рост деловой активности, более активно использовать налоговую и кредитно-денежную политику как средство стимулирования технического прогресса и роста инвестиций.

Поэтому при определении направлений государственного регулирования, мы должны сегодня отдавать себе отчет в том, что речь идет об экономике, находящейся в затяжном кризисе, во многом носящем неклассический, нетрадиционный характер [12, с. 35–40]

Суть государственного регулирования на современном этапе переходного периода заключается не в полном демонтаже старой системы, а в создании более эффективной системы регулирования экономики с учетом накопленного позитивного опыта. Прежде всего, для создания такой эффективной системы регулирования необходимо проведение ряда мероприятий.

• Оздоровление финансовой системы, переход к индикативным методам, использованию финансовых рычагов.

• Создание условий приспособления и последующего развития для убыточных и низкорентабельных предприятий, ликвидировать которые сразу просто нельзя. Им нужно обеспечить временную поддержку с помощью льгот и дотаций для приспособления к работе в условиях рынка. На следующем этапе – разгосударствление, приватизация собственности на выгодных для государства условиях.

• Осуществление структурной перестройки всего хозяйственного комплекса страны, внедрение новейших достижений техники, новых технологий, развитие ресурсосбережения. Структурная перестройка обычными методами через рассеяние капиталов и создание через них необходимых накоплений – это слишком длительный и тяжелый путь. Эффективное регулирование в сочетании с целенаправленным планированием и программированием, а также стимулирование структурной перестройки прямыми и косвенными методами со стороны государства значительно облегчат и ускорят этот процесс.

• Проведение активной социальной политики, призванной облегчить для населения отрицательные последствия перехода к рынку, обеспечение социальной защиты, осуществление комплекса мер повышения уровня занятости населения.

• Проведение четкой антимонопольной политики, повышение государственного контроля за деятельностью монополий, увеличение доли государства при акционировании собственности крупных монополий.

В современный переходный период, когда стоит задача выхода из кризиса и стабилизации экономики, регулирование должно основываться на принципах использования стоимостных инструментов рынка в качестве нормативов хозяйственной деятельности.

В период перехода к рыночным отношениям целесообразно плановое регулирование рыночных отношений, которое заключается в создании таких экономических условий хозяйствования, которые бы принуждали товаропроизводителя ради общественной хозяйственной выгоды приближать объемы и структуру своего производства к параметрам общегосударственного плана. [16, с. 8–9]

Высшей формой государственного регулирования экономики, особенно переходного типа, является государственное экономическое программирование. От составления чрезвычайных и целевых программ осуществляется переход к государственному среднесрочному общеэкономическому программированию.

Границы экономического программирования также зависят от финансовых возможностей государства обеспечить частному капиталу достаточную прибыль в качестве мотивации для деятельности в соответствии с государственными программами. [27, с. 496–498]

Главная же проблема государственного регулирования переходной экономикой заключается в вопросе, насколько глубоко будет влияние государства на рыночный механизм. В переходный период имеет место своеобразное сочетание экономических законов коммунистических и капиталистических систем. В этом сочетании они частично нейтрализуют друг друга. Переходная система означает постепенное усиление в ней элементов современного рыночного. Данный переход невозможен без жесткого государственного регулирования.

Очевидно, что в условиях переходной экономики усиление государственного вмешательства в экономические процессы допустимо, но в определённых пределах: если оно выйдет за них, то произойдёт смена экономической модели. Именно оттого, что рыночный механизм не способен наиболее полно удовлетворять потребности общества, экономика должна регулироваться государством. [4, с. 21]

3.2. Особенности государственного регулирования в переходной экономике Республики Беларусь

В отличие от большинства республик, выбравших «шоковый» вариант реформы в соответствии с рекомендациями МВФ, Беларусь предпочла эволюционный путь рыночных преобразований. Государство отказалось от масштабной приватизации государственных предприятий, сохранив над ними административный контроль. Незначительно изменились функции банковской системы РБ: как и раньше банк ограничивается функциями казенного фондодержателя и осуществляет возмещение для госбюджета. Наличие небольшого количества рыночных элементов и отсутствие по этой причине в экономике РБ элементов саморегуляции системы имеет своим следствием сохранение широкой сферы административного контроля. В этих условиях проводимая правительством стабилизационная политика не может полагаться на ту реакцию, которая могла бы быть в развитой рыночной системе. [23, с.1]

Формируемая модель белорусской экономики при общих признаках будет существенно отличаться от других со­циально ориентированных моделей, например, шведской, французской. В ней должны отражаться особенности республики, она должна соответствовать современным возможностям народа Беларуси, его истории, культуре и менталитету.

Одна из особенностей белорусской модели – сильная роль государства, т.е. значительно большая, чем в других странах, «глубина его погружения» в протекающие социально-эконо­мические процессы.

Весь период трансформации экономики Беларуси можно разделить на следующие этапы:

1991–1995 гг. – период глубокого затяжного экономического кризиса;

1996–2000 гг. – этап выхода экономики из кризисного состояния и углубления рыночных отношений;

2001–2005 гг. и следующие пятилетия – переход на инновационный путь устойчивого экономического развития. [18, с.452]

Для Беларуси характерно сочетание административных и экономических методов регулирования социально-экономических процессов. В интересах устойчивого человеческого развития в стране не отдано на откуп рынку регулирование всех без исключения социально-экономических сфер, сохраняются характерные для переходных экономик сильные механизмы предыдущей централизованной административной системы государственного управления. [18, с. 30]

В экономике Беларуси роль и место государственного регулирования определяются рядом основных факторов.

Во-первых, переход от административной экономики к рыночной предполагает неизбежное и резкое снижение уровня государственного регулирования. В то же время в Беларуси роль государства в социально-экономических процессах традиционно преувеличена. Налицо наличие устойчиво сильных исторических традиций, поддерживающих склонность к централизованному управлению процессами в стране. На современном этапе это выражается в максимально возможной централизации финансовых ресурсов в бюджетной системе, что объективно ставит промышленников в зависимость от государства как собственника денежного капитала.

Во-вторых, в условиях любого кризиса роль государства как стабилизирующего фактора неизбежно возрастает, а в период реформирования общества именно государство должно выполнять системообразующую функцию, определяя параметры будущей социально-экономической системы, темпы и направление преобразований.

В-третьих, в условиях ломки хозяйственного механизма, сопровождающейся исчезновением старых и формированием новых институтов и/или субъектов рынка, не обладающих достаточной степенью доверия, уровень риска по любой экономической операции превышает допустимый предел, поэтому только непосредственное участие государства во всех сферах экономической жизни может обеспечить хотя бы минимальную стабильность.

Приложение.doc

— 613.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Модели государственного регулирования национальной экономики