Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:05, курсовая работа
рассмотрение такого важного явления, как государственное регулирование национальной экономики.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Государственное регулирование экономики 6
1.1. Необходимость государственного вмешательства в экономику 6
1.2. Формы, методы и инструменты государственного регулирования экономики 8
1.3. Границы государственного вмешательства в экономику 14
ГЛАВА 2. Модели государственного регулирования экономики 16
2.1. Неоклассическая модель 16
2.2. Кейнсианская модель 18
ГЛАВА 3. Роль государства в переходной экономике 24
3.1. Основные задачи и направления деятельности государства переходного типа 24
3.2. Особенности государственного регулирования в переходной экономике Республики Беларусь 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ
В-четвертых, некоторые институты, присущие высокоразвитой рыночной экономике, в условиях перестройки отечественной экономики были созданы волевым решением «сверху» и, соответственно, изначально оказались под контролем государства, поскольку не имели возможности эффективно действовать и развиваться без его поддержки.
В-пятых, неразвитость рыночной инфраструктуры, особенно в части инфраструктурного оснащения рыночных отношений на периферии привела к возникновению дистанции в уровне экономического и социального развития между регионами-«донорами» и остальной частью страны.
Огромную роль в государственном воздействии на социально-экономическое развитие играют законы, позволяющие регламентировать поведение хозяйствующих субъектов.
В настоящее время отсутствует правовая база, обеспечивающая применение средств, инструментов государственного регулирования экономики, создание которой следует рассматривать в качестве приоритетного направления развития законодательства (в широком смысле слова), регулирующего отношения в экономике.
В силу особой зависимости от единого народнохозяйственного комплекса Беларусь оказалась весьма подверженной последствиям перемен у соседей. После того, как Россия, желая поддержать уровень жизни своего населения, начала приближать структуру цен к мировым, Беларусь оказалась в тяжелом положении. Восстановление "старых связей" и структуры товарооборота между Беларусью и Россией по мировым ценам на уровне, скажем, конца 80-х годов привело бы к ежегодной задолженности Беларуси перед Россией примерно в 2,5 млрд. долларов.
Вместо реформирования экономики руководители Беларуси занялись политическими играми в "интеграцию", добиваясь доступа к российскому сырью и энергоносителям по внутрироссийским ценам.
Несмотря на принципиальное изменение условий экономических взаимоотношений (кардинальный пересмотр доставшейся от периода "индустриализации" структуры цен, при которой сырье было практически бесплатным, и отказ от централизованного планирования), белорусские лидеры упорно ищут "вчерашний день", надеясь восстановить былое благополучие республики. Несмотря на многолетние усилия, цель – получение сырья и энергоносителей по внутрироссийским ценам – до сих пор не достигнута. Однако и ее достижение не способно решить проблемы белорусской экономики, главной из которых является ее низкая эффективность. Более дешевые энергоносители – один из главных аргументов в пользу белорусско-российской интеграции – действуют на нашу экономику как новая доза для наркомана. Затраты на производство в Беларуси в 8–10 раз превышают среднеевропейские. [26, с. 30]
Следует отметить, что из всех республик бывшего Советского Союза Беларусь в средней степени продвинулась в направлении рыночных реформ.
Экономики Беларуси, России, Украины, Казахстана (БРУК) являются 4-мя крупнейшими экономиками стран СНГ – и наиболее взаимосвязанными между собой. Существует не так много качественных обзоров со сравнением и анализом экономик. Самая крупная экономика России больше самой малой экономики Беларуси примерно в 20 раз (см. приложение, график 1).
Обзор наиболее общих показателей экономического развития: динамики ВВП, населения и показателей ВВП на душу населения представлен в приложении (графики 2–4). Эти показатели рассматриваются экономистами как самые общие индикаторы благосостояния стран. Рассмотрим их динамику, начиная с 1990 года – периода, когда страны БРУК начинали самостоятельно определять свои экономические политики, и до 2007 года – начала мирового финансового кризиса. Изменения ВВП всех стран БРУК характеризуется экономическим спадом в течение 90-х годов и этапом довольно бурного роста в течение двухтысячных, который позволил компенсировать потери 90-х. Для сравнения на графике также приведены данные Польши и Индии, которые показывают, что динамика ВВП стран четверки уступает другим развивающимся странам. Создается ВВП населением, и поэтому динамика ВВП тесно связана с динамикой численности населения стран. Расстановка стран, исходя из динамики показателя ВВП на душу населения (см. приложение, график 5), повторяет расстановку для ВВП. Изменились лишь абсолютные темпы развития. Сравнивая страны по всем показателям в совокупности (на основе числовых показателей темпов роста ВВП, населения и ВВП на душу населения) составим итоговую таблицу 9 (см. приложение). По итогам таблицы Беларусь расположилась на 2 месте. Беларусь развивалась быстрее других стран по результатам всего периода 1990–2007 гг., уступив лишь Казахстану на короткой дистанции 2000–2007 гг. По уровню производительности населения Беларусь подобралась вплотную к Казахстану. [6]
По итогам 2008 года Республика Беларусь заняла 78-е место из 104 в рейтинге процветающих стран мира, составленном американским независимым консалтинговым агентством Legatum Institute из Арабских Объединенных Эмиратов (Дубаи). [3]
Приведем в приложении сводную таблицу 10 с рейтингами РБ, построенную на основании исследований 2008–2009 гг., которое провели Всемирный Банк и Международная Финансовая Корпорация. [24]
В целом, динамика основных макроэкономических показателей страны за 1995–2009 гг. приведена в приложении (таб. 11). По международному стандарту расчета макроэкономических показателей национальная экономика Беларуси с 1996 года устойчиво демонстрирует ежегодные прирост ВВП на уровне 2–3 %. [22, с. 71]
В Республике Беларусь размер налоговой нагрузки с фондом социальной защиты населения (ФСЗН) последние пять-шесть лет колеблется в пределах 42% (см. приложение, таб. 12). Если сравнить Беларусь со странами с подобным уровнем дохода на душу населения, то уровень налогов в ВВП в ней несколько завышен (см. приложение, диаграмма 1). [25, с. 39] Отраслевая структура ВВП представлена на диаграмме 2 приложения. [20]
Анализ роста ВВП показывает, что на динамику данного показателя наиболее активно влияет потребление домашних хозяйств. По данным Министерства статистики и анализа структура денежных доходов населения представлена на диаграмме 3, а также в основных социально-экономических показателях таблицы 13 отражен уровень жизни населения за 1995–2009 гг. (см. приложение). В пресс-релизе Министерства статистики и анализа сообщается, что в 2009 году располагаемые ресурсы в расчете на домашнее хозяйство по сравнению с 2008 г. увеличились на 14% при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 13%. Данные о распределении домашних хозяйств по уровню среднедушевых располагаемых ресурсов приведены на диаграмме 4, структура малообеспеченных домашних хозяйств в 2009 году представлена на диаграмме 5 (см. приложение). [21]
Поскольку в РБ количество уплачиваемых налогов очень велико, то правительство прилагает усилия по искоренению этого дисбаланса. Худшей позиции (181), чем по налоговому рейтингу не бывает. Поэтому налоги в Беларуси следует снижать. В Республике Беларусь главный упор был сделан на совершенствование административной стороны налоговой системы. Проведена большая работа по упорядочению налоговых расчетов, осуществлен переход на европейскую систему взимания НДС. Произошли позитивные налоговые изменения: значительно сократились налоговые льготы, внебюджетные фонды включены в государственный бюджет, упрощены расчеты по многим видам налогов. Так уже на текущий год в Беларуси запланирована отмена примерно 20 видов налогов. Кроме этого, в республике уже принята «плоская» шкала подоходного налога на уровне 12%, которая введена в действие с 2009 года Целесообразно, чтобы было 5-10 основных налогов, которые и уплачивать проще и тратить время на их подсчет меньше.
Вместе с тем налоговая политика не рассматривается как активный рычаг стимулирования накоплений и инвестиций. Бюджетная политика государства направлена на регулирование совокупного спроса, хотя целью, скорее, должно стать создание условий для инвестирования и долговременного устойчивого экономического роста. Кроме того, налоговые изменения в Беларуси подчинялись задачам государственных расходов. К тому же они были прочно связаны с характером монетарной политики и не имели самостоятельного значения.
Перед Белорусским государством стоит ряд острых проблем средне- и долгосрочного характера по регулированию переходных процессов, по созданию такого вектора экономического развития, который в перспективе позволит перейти от дикого, стихийно сложившегося, нецивилизованного рынка к “социальному рыночному хозяйству”, то есть к высокоэффективной и социально-ориентированной рыночной экономике, успешно функционирующей в развитых странах Запада и Востока. Главная из этих проблем – первоначальное накопление капиталов. Оно привело к глубокой социальной дифференциации населения: появилась прослойка очень богатых людей (“новые русские”, “новые белорусы” или, одним словом, нувориши) и, соответственно, очень бедных. Поэтому процесс первоначального накопления капиталов остро нуждается в государственном регулировании, что позволит придать ему более цивилизованный характер.
В нашей стране опыт последнего десятилетия показал, что почти полный отказ от регулирования государством процесса социально-экономического развития, предоставление стихии рынка неограниченной свободы привели к глубочайшему кризису, и доказал, что нерегулируемый рынок не способен решить проблемы развития экономики и социальной сферы, в том числе создание и поддержание объектов инфраструктуры.
Итак, государственное регулирование переходной экономики должно представлять собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Государственное регулирование экономики осуществляется на основе четко сформулированной государственной экономической политики.
Беларусь, как и ряд других стран СНГ, находится в начале пути реформирования экономических структур. Она не имеет достаточного собственного опыта формирования и использования рыночной системы, поэтому целесообразно изучение и использование практики государственного регулирования развитых стран. Изучение опыта позволит избежать повторения многих ошибок в развитии экономики.
Таким образом, система государственного регулирования экономики хотя и претерпела значительную эволюцию, но во многих существенных звеньях все еще не сформирована. Существующая в настоящее время система государственного регулирования носит переходный и незавершенный характер.
В процессе формирования социально ориентированной модели экономики Республики Беларусь в условиях переходного к ней периода необходимо:
создать условия для ускоренного формирования и развития частного сектора экономики в республике;
при достаточно высоком удельном весе государственного сектора экономики обеспечить его безболезненное функционирование в рыночной среде;
сохранить значительную роль государства и как регулятора построения соответствующей модели экономики, и как субъекта хозяйствования;
сочетать рыночный механизм регулирования с вмешательством государства в социально-экономические процессы;
создать соответствующую методологическую основу регулирования, включая четкую отработку функций государства, подходов, принципов и методов государственного регулирования экономики. [1, c. 42–43]
Национальная экономика Беларуси по-прежнему остается малой открытой экономикой. В условиях сырьевой и энергетической зависимости, а также длинного «транспортного плеча», обслуживающего реализацию отечественной продукции на внешнем рынке, единственно верным решением может явиться лишь обеспечение высокого качества белорусской продукции. Чтобы сохранить конкурентоспособность белорусской продукции, предстоит активизировать внедрение новых технологий, инновационную деятельность и таким способом улучшить свои позиции в системе международного разделения труда. Стремление сохранить свою нишу на внешних рынках должно подкрепляться соответствующими институциональными преобразованиями. [14, с. 560–562]
Главные принципы государственной политики нашей страны определены Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. Сильная, эффективная государственная власть, политическая стабильность в нашей стране – важнейшие условия государственного курса на эволюционное и поступательное развитие национальной экономики, последовательной интеграции в мировую экономику. Планомерность государственного курса находит свое выражение в поэтапном повышении жизненного уровня народа. За годы созидательной практики сложилась белорусская модель социально-экономического развития, которая сочетает преимущества рыночного хозяйства с эффективной социальной защитой. Наша концепция построена на учете исторической преемственности и традиций народа. Белорусская модель основана не на революционной ломке прежних устоев, а на совершенствовании сложившейся экономической базы. Белорусская экономическая модель содержит в себе элементы преемственности в использовании государственных институтов во всех сферах, где они проявили свою эффективность. Последовательный курс государства реформирования экономики не позволил сложиться в Беларуси олигархическим структурам, не привел к массовой безработице и обнищанию людей, к разрыву традиционных экономических связей со странами СНГ. [7]
Информация о работе Модели государственного регулирования национальной экономики