Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:05, курсовая работа
рассмотрение такого важного явления, как государственное регулирование национальной экономики.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Государственное регулирование экономики 6
1.1. Необходимость государственного вмешательства в экономику 6
1.2. Формы, методы и инструменты государственного регулирования экономики 8
1.3. Границы государственного вмешательства в экономику 14
ГЛАВА 2. Модели государственного регулирования экономики 16
2.1. Неоклассическая модель 16
2.2. Кейнсианская модель 18
ГЛАВА 3. Роль государства в переходной экономике 24
3.1. Основные задачи и направления деятельности государства переходного типа 24
3.2. Особенности государственного регулирования в переходной экономике Республики Беларусь 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ
При отсутствии необходимого и достаточного государственного регулирования в действие неизбежно вступают стихийные регуляторы. Они также «наводят порядок» в экономике, восстанавливают своеобразную равновесность и пропорциональность, но ценой кризисов, глубоких спадов производства и потребления, повальной безработицы, социальных напряжений и взрывов. Там, где не управляет государство, правят мафия, рэкет.
1.2. Формы, методы и инструменты государственного регулирования экономики
Государство, осуществляя регулирование социально-экономических процессов, использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Анализ западных теорий и мирового опыта позволяет говорить как о формировании национальных моделей, так и о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования.
Приоритет государственной власти связан с особым положением и специфическими функциями государства, позволяющими оперативно вмешиваться в ход экономического процесса. Следует иметь ввиду и финансово-экономическую мощь государства. Несмотря на разгосударствление и приватизацию, государство продолжает оставаться собственником подавляющей части средств производства и имущества страны, а это дает ему право вмешиваться в хозяйственные процессы. Оно реально влияет на состояние дел на рынке, формирование спроса и предложения, перераспределение доходов, решает глобальные проблемы развития экономики, обеспечивает социальную защиту населения.
Решение названных обязанностей осуществляется посредством выполнения государством определенных функций: правовой, воспроизводственно-
Правовая функция государства связана с законодательным оформлением статуса субъекта производственных отношений, установлением норм и правил хозяйствования, формированием организационной структуры управления; правовым оформлением отношений собственности и т.д.
Воспроизводственно-
Прогностическая функция определяет приоритетные ориентиры экономического развития. В ходе реализации данной функции государство выполняет координирующую роль.
Регулирующая роль – самая обширная и разносторонняя функция государства. В ходе ее выполнения государство формирует инфраструктуру, поддерживает сбалансированность производства. [29, с. 228–230]
Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия. По форме участия государства в регулировании экономики и методам его влияния на хозяйственную деятельность выделяют административные и экономические методы, а также прямые и косвенные (см. приложение, рис. 1). Но при этом следует отметить, что все они тесно связаны друг с другом, и всегда стоит вопрос поиска оптимального сочетания государственного вмешательства и функционирования естественно сложившегося рыночного механизма. [1, с. 55]
Методы прямого воздействия вынуждают субъектов экономики принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. Прямые методы часто имеют высокую эффективность вследствие оперативного достижения экономического результата. Но у них есть и недостатки – они нарушают естественное развитие рыночных процессов.
Методы косвенного воздействия создают лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты экономических отношений предпочитали варианты, которые соответствуют целям экономической политики. [19, с. 14]
Методы косвенного государственного регулирования экономических процессов опираются в основном на товарно-денежные рычаги и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности.
Административные методы государственного регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и предупреждения. [16, с. 16] Цель принимаемых мер – создание определенных “правил игры” в рыночной экономике. Они, как правило, носят обязательный характер и оформляются в виде законодательных актов, распоряжений, постановлений и т.д. К ним можно отнести распределение централизованных инвестиций или иных контролируемых государством ресурсов, лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование экспорта, импорта и т.д.
С помощью системы административных мер осуществляется государственный контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. Административные методы государственного регулирования эффективны в сфере контроля над монопольными рынками, в области экологии, в разработке национальной системы стандартизации и сертификации, в определении и поддержании необходимых параметров жизни населения. Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабо социально защищенных слоев населения. Однако в критических ситуациях их роль сильно возрастает, например, во время войны, критического положения в экономике.
Таким образом, сфера административных методов регулирования достаточно обширна. Главное требование к административному регулированию заключается в том, чтобы оно не противоречило логике рыночных отношений, было встроено во всю систему этих отношений, использовало рыночные стимулы.
Главная задача при использовании административных рычагов – не выйти за экономически обоснованные границы, не допустить превращение административных методов в администрирование. В противном случае неизбежно превращение рыночной системы в командную, централизованно направляемую систему. [10, с. 15]
Экономические методы регулирования воздействуют на интересы объектов регулирования косвенно: через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную систему. При этом прямое принуждение или поощрение отсутствует. Объект регулирования свободен в выборе вариантов действия, но подчиняется и не противоречит действующему законодательству.
Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля в рамках национального образования через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста. Экономические методы не ограничивают свободу выбора, порой расширяют ее. Появляется дополнительный стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обратить ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения. [1, с. 57]
Высшей формой государственного регулирования являются программирование, прогнозирование и планирование. Их применение связано с усложнением хозяйственных связей и необходимостью применения комплексных методов в достижении кратко-, средне- и долгосрочных целей. Их задача – комплексное использование в глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики.
Жесткое разграничение экономических и административных методов несостоятельно, так как порой и административные и экономические методы несут в себе черты того и другого. [19, с. 15]
Существуют разнообразные формы государственного регулирования экономики:
1. Непосредственное государственное управление рядом отраслей, производственных объектов, имеющих общественную значимость (военные, оборонные, энергетические объекты, заповедники, музеи и т.д.).
2. Налоговое регулирование осуществляется путем установления тех или иных объектов налогообложения и дифференциации налоговых ставок, введения налоговых льгот.
3. Денежно-кредитное регулирование состоит в воздействии государства на денежное обращение и объема денежной массы.
4. Бюджетное регулирование заключается в том, что государственные органы обладают возможностью распределять средства государственного бюджета по различным направлениям их расходования.
5. Ценовое регулирование в условиях рынка заключается в том, что государство может устанавливать предельный уровень цен, запрещая их повышать сверх этого уровня.
6. Государственное регулирование охраны и восстановления окружающей среды предусматривает меры по защите природы в виде штрафов и санкций за загрязнение и осуществление природоохранных мероприятий.
7. Государственное антимонопольное регулирование направлено на ограничение или даже запрет деятельности предприятий-монополистов.
8. Государственное внешнеэкономическое регулирование – это обширный спектр мер и инструментов государственного воздействия на структуру экспорта и импорта, процессы внешней торговли, движение капитала в страну и из страны, валютный обмен. [30, с. 96]
Социальная политика является одним из важнейших направлений государственного регулирования экономики. Она – органическая часть внутренней политики государства, направленная на обеспечение благополучия и всестороннего развития его граждан и общества в целом.
Основными задачами социальной политики являются:
а) повышение благосостояния;
б) улучшение условий труда и жизни людей;
в) осуществление принципа социальной справедливости.
Социальная политика государства реализуется посредством социальной защитой населения, обеспечивающей регулирование рынка доступности образования и медицинского обеспечения граждан страны.
Значимость социальной сферы велика не только благодаря ее огромному влиянию на экономику. Главное ее назначение – полное удовлетворение материальных, культурных и духовных потребностей, формирование всесторонне и гармонично развитых членов общества. Это и есть стратегическая и высшая цель развития любого цивилизованного государства. [16, с. 21] В целом инструментарий государственного регулирования экономики представлен в приложении таб. 2. [2, с. 244]
Таковы формы, методы и инструменты государственного регулирования.
1.3. Границы государственного вмешательства в экономику
Очевидно, что современная рыночная система немыслима без вмешательства государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда рано или поздно встает вопрос о разгосударствлении экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности. Существуют важные ограничения для регулирования. Например, недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм. Это не означает, что государство снимает с себя ответственность за неконтролируемый рост цен и должно отказаться от планирования. Рыночная система не исключает планирования на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства; правда, в последнем случае оно обычно является "мягким", ограниченным по срокам, масштабам и другим параметрам, и выступающим в виде национальных целевых программ.
Государство выполняет свои функции, применяя экономические и административные методы. Они взаимосвязаны и вместе с тем противоположны. Следует отметить, что рынок во многом является самонастраивающейся системой, и поэтому влиять на него следует только косвенными, экономическими методами. Однако в ряде случаев, применение административных методов не только допустимо, но и необходимо. Нельзя уповать только на экономические либо только на административные меры. С одной стороны, элементы администрирования несет в себе любой экономический регулятор. С другой стороны, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении участников экономического процесса. Прибегая к прямому контролю над ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т.д.
Среди методов государственного регулирования не существует совершенно непригодных и абсолютно неэффективных. Нужны все, и вопрос лишь в том, чтобы определить для каждого те ситуации, где его применение наиболее целесообразно. Хозяйственные потери начинаются тогда, когда власти выходят за границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам.
Государство опосредовано или напрямую вмешивается во многие сектора рыночной экономики. Минимально необходимые границы регулирования реального рынка определяются организацией денежного обращения, производством общественных товаров и устранения внешних эффектов. Максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику определяются перераспределением доходов, обеспечением некоторого уровня занятости, противодействием монополизму и инфляции, развитием фундаментальных исследований, проведением региональной политики, реализацией национальных интересов в мировой экономике. Выход государства за отчерченные максимальные границы делает необходимым разгосударствление экономики. Проблема особенно актуальна для стран, переходящих от тотального огосударствления экономики к рынку. Хорошо зарекомендовали себя такие способы разгосударствления, как приватизация собственности, либерализация рынков, оздоровление государственного сектора, создание смешанных предприятий. Схематически система государственного регулирования экономики изображена в приложении (рис.2).
Как видим, рамки допустимого вмешательства государства в рыночную экономику достаточно широки. В этих рамках в каждой стране в ее конкретных условиях должен быть найден наиболее оптимальный синтез государственного регулирования и эффективно работающего рыночного механизма.
Информация о работе Модели государственного регулирования национальной экономики