Мировой кризис задолженности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 09:04, реферат

Краткое описание

Те страны, которые отдают предпочтение текущему потреблению, т. е. потребляют больше, чем производят, вынуждены занимать деньги за границей. И, наоборот, страны, ограничивающие текущее потребление для расширения его в будущем, имеют возможность предоставлять кредиты. В результате создается возможность для развития системы международного заимствования и кредитования, но одновременно формируется внешняя задолженность. Признаком наступления кризиса внешней задолженности обычно служит нарушение графика погашения кредитов, заимствованных страной через государственные каналы.

Файлы: 1 файл

мировая экономика.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

В тех случаях, когда  погашение долгов в полном объеме маловероятно, конверсия предоставляет  возможность частичной компенсации  и осуществления зарубежных инвестиций при минимальных валютных расходах и нередко на выгодных для инвестора условиях (льготный режим вывоза прибылей, инвестирование в самые прибыльные отрасли хозяйства, доступ на закрытые рынки и др.). Выигрыш кредитора зависит от уровня скидок, финансовых условий инвестирования, типа задолженности, используемого в ходе конверсии валютного курса или существующей разницы между официальным курсом и ставками "черного рынка", характерного для развивающихся стран. Конверсия в инвестиции обычно сопряжена с потерями для банков и с выигрышем для инвесторов и стран должников. Это создает определенные стимулы для роста предпринимательских инвестиций из страны-кредитора за счет долговых обязательств.

С 1980-х гг., формируется  рынок вторичных долговых обязательств развивающихся стран, где банки-кредиторы могут продать долговые обязательства третьей стороне, в основном другим коммерческим банкам, по сниженной цене. Однако объем операций на этом рынке долго оставался незначительным, ибо эти обязательства продаются со значительной скидкой от номинала, и сопряжены с существенными убытками для кредитора.

С помощью вторичного рынка происходит частичное списание долга. Покупатель, приобретая долговые обязательства со скидкой, не рассчитывает на полное погашение задолженности  по номиналу, хотя такие случаи известны. Эффективность конверсии зависит от того, в каком соотношении кредитор и должник делят скидку. При выкупе долговых требований самим должником по курсу вторичного рынка скидка полностью достается должнику. Продажа долгов с большой скидкой от номинала позволяет иностранным и национальным инвесторам приобретать государственные и частные предприятия и банки по сниженным ценам.

Жесткие мероприятия  по сокращению импорта, стимулированию экспорта путем ограничения внутреннего спроса и поднятия цен дали определенные результаты в ряде стран: сократился дефицит торгового баланса, и даже образовалось активное сальдо при общем снижении товарооборота. Однако существенного оживления деловой активности и экономического роста в большинстве стран-должников не произошло, жизненный уровень населения продолжал снижаться.

 Особенности финансового положения России. Задолженность иностранных государств перед Россией

Россия располагает  значительными финансовыми активами, основу которых составляет задолженность иностранных государств по кредитам, полученным от СССР. Россия выступает крупным кредитором по отношению к некоторым развивающимся странам, к бывшим неевропейским партнерам по СЭВ, а также по отношению к другим странам СНГ, накопившим долги России за годы после распада СССР. Став членом Парижского клуба в качестве кредитора в 1997 г., Россия к 2003 г. вошла в первую тройку государств-кредиторов по списанию долгов наименее развитым странам.

В управлении зарубежными  финансовыми активами России можно  выделить два этапа. Первый этап охватывает 1992-1997 гг., т.е. до вступления России в Парижский клуб в качестве кредитора. Россия как правопреемница СССР столкнулась с большими трудностями по возврату иностранных долгов. Проблематичность возврата долгов определяется не только бедностью российских дебиторов, но и тем, что со многими странами долговые соглашения не были в свое время оформлены должным образом. Анголе, например, Советский Союз осуществлял военные поставки по устному распоряжению тогдашних руководителей партии и правительства. И это не единственный случай. Такие и подобные им кредиты необходимо было довести до формы векселя или договора. Долги по межправительственным соглашениям надлежит переоформить в ценные бумаги. И только тогда эти долги можно будет менять, продавать, переуступать, конвертировать в ценные бумаги, инвестиции и т.п. Все это потребует значительных дипломатических усилий, многие из которых могут оказаться тщетными, а также новых кредитных вливаний. Раннее согласованные условия погашения задолженности устанавливались, как правило, в интересах стран-реципиентов встречными товарными поставками по предложенной ими номенклатуре и зачастую по их ценам с пересчетом стоимости по официальному курсу Госбанка СССР на момент заключения соглашения, т.е. по резко завышенным ценам.

В результате цены за импорт товаров в Россию в счет погашения  долгов развивающихся стран резко возросли. Импорт таких товаров в Россию стал невыгодным, т.к. цены на них зачастую оказывались выше мировых на 40-50%. В 1992-1993 гг. рублевый эквивалент завезенных в Россию товаров, поступивших в бюджет, составил 20-30% от контрактной цены. Это означает, что на 1 рубль долга казна получила 20-30 копеек. Более того, эти товары, как правило, были низкого качества и не находили сбыта на насыщенном российском рынке.

Прорабатывалась схема  инвестирования задолженности Танзании в строительство гостиничного комплекса. Советский участник должен был внести свою долю в местной валюте, полученной за счет конверсии части долга  по советским государственным кредитам. Имелись предложения по инвестированию долговых обязательств в чайные и кофейные плантации, продукция которых пошла бы в погашение задолженности. Эти варианты изучались конкретными участниками, прорабатывался механизм урегулирования.

В 1993 г. переговоры с Мадагаскаром по вопросам порядка учета и погашения задолженности были продолжены на уровне заинтересованных ведомств России. Были определены конкретные суммы инвестиций, объемы товарных поставок и размеры покрытия эксплуатационных расходов российских представительств. Многие объединения Министерства внешнеэкономических связей, некоторые банки и акционерные компании проявили готовность использовать зарубежные долги для развития торгово-экономического сотрудничества. Предпринимались также попытки переуступки задолженности по советским коммерческим кредитам западным фирмам.

Для первого этапа  было характерно стремление российского  правительства как можно быстрее избавиться от наиболее ликвидных активов и получить бюджетный эффект. Произошел зачет части российских требований по долговым обязательствам Болгарии, Польши, Румынии, Китая, Турции, Египта и некоторых других стран в размере около 10 млрд. долл. Избавление от долговых требований осуществлялось посредством их продажи с большой скидкой. К реализации сделок привлекался узкий круг банков и сомнительных зарубежных посредников с выплатой им завышенных комиссионных. Использовался и льготный зачет финансовых активов за российские долговые обязательства. Соглашения о реструктуризации задолженности не получили распространения и были единичными.

Начало второго этапа  было положено присоединением России к Парижскому клубу кредиторов в качестве полноправного его участника в сентябре 1997 г. В связи с этим Россия начала осваивать методы урегулирования отношений между кредиторами Парижского клуба и странами-должниками. Но далеко не все российские должники входят в Парижский клуб, Из 57 должников России из дальнего зарубежья соглашения с Парижским клубом к 1997 г. имели лишь 25 государств, на долю которых приходились 52 млрд. долл. долговых активов России.

Задолженность не клубных  стран перед Россией на 1 января 2001 г. составила 64 млрд. долл. В отношениях с некоторыми странами-должниками, не имеющими соглашений с Парижским клубом, Россия не всегда заинтересована в использовании парижских схем урегулирования задолженности. В частности, Россия регулярно получает платежи по обслуживанию долга Индии не по парижским схемам. В других случаях парижские схемы могли бы оказаться более эффективными, но их не желают использовать не клубные страны-должники.

Все российские соглашения предусматривают длительные периоды  реструктуризации задолженности - от 16-34 лет и более. Основная сумма выплат будет осуществляться после 2015 г. На оставшуюся к выплате сумму долга был установлен минимальный процент (1,12-2,13%), и только по дол гам Пакистана как наиболее продвинутой страны процент составил 6,8. В случае задержки платежей проценты на просроченные суммы возрастают до 7-10%. Во всех соглашениях предусматривается погашение оставшейся суммы в долларах, что может означать потери для российского бюджета при снижении курса доллара к другим СКВ. Почти все соглашения обусловлены, т.е. в них указаны условия, при которых будут выполняться договоренности между Россией и страной-должником. Это наличие программы кредитования МВФ и своевременное выполнение обязательств, зафиксированных в многостороннем соглашении с Парижским клубом и с Россией. Реструктуризация долгов способствовала началу поступления платежей, увеличению доли выплат в долларах, открыла возможности для расширения внешнеэкономических связей России со странами-должниками. Расширяется заключение двусторонних соглашений о реструктуризации долгов между странами СHГ, например между Казахстаном и Грузией, Туркменией, Армении, Азербайджаном, Грузией, Узбекистаном, Грузией. Многие страны СНГ имеют большую задолженность перед Россией, особенно за поставки энергоносителей. В 2003 г. доля этих стран в российском экспорте сырой нефти составила 16,6%, нефтепродуктов - 4,4%, природного газа - 25,0%, каменного угля - 15,8%. Урегулирование долговых обязательств осуществляется в различных формах. В 1999-2000 п. был достигнут ряд договоренностей, в частности, было списано 250 млн. долл. долга за газ с Украины в обмен на 8 бомбардировщиков, а часть долга была оформлена в виде облигаций. Договоренность с Молдавией касалась передачи в счет погашения газового долга в российскую собственность магистральных газопроводов, а также предприятий винодельческой и табачной промышленности.

 Параметры  внешнего долга России

Привлечение внешних  ресурсов является нормальной международной  практикой. Внешние финансовые ресурсы  выполняют, как правило, функцию  дополнительного источника развития экономики страны. Внешние заимствования осуществляет и государственный, и частный сектор. Для многих стран внешние займы выступают средством финансирования дефицита бюджета и государственного долга, лидирующее место в мире по уровню финансирования Государственного долга за счет внешних ресурсов занимают США. Многие другие развитые страны также имеют значительный внешний долг, который выражен в форме долговых инструментов казначейства США, купленных нерезидентами, главным образом центральными банками других стран. В настоящее время страны в состав государственного внешнего долга (В России - органов государственного управления и органов денежно-кредитного регулирования) включают:

1) кредиты и займы  государства и его уполномоченных  органов; 

2) рыночные ценные бумаги, выпущенные  государством или его уполномоченными органами на международных рынках капитала;

3) гарантии и иные косвенные  обязательства государства и  его уполномоченных органов, которые предполагают солидарную или субсидиарную ответственность по обязательствам третьих лиц.

Внешние заимствования и внешний  долг оказывают противоречивое воздействие на финансово-экономическое положение стран-заемщиков. С одной стороны, они способствуют мобилизации дополнительных финансовых ресурсов, а с другой - увеличение размеров внешнего заимствования может стать причиной финансового кризиса.

Внешний долг государства существенно  влияет на его международные экономические, в том числе кредитные отношения, а через них - на национальную и мировую экономику. Проблемное состояние внешнего долга, сопряженное с наличием просроченной задолженности, ведет к снижению уровня рейтинга заемщика, что отрицательно сказывается на поведении внешних кредиторов и инвесторов, и ведет к удорожанию привлекаемых извне финансовых ресурсов Странам, имеющим высокий уровень просроченной внешней задолженности, фактически закрыт доступ на международные финансовые рынки. Для них основным источником внешних ресурсов выступают кредиты международных финансовых организаций. Структура платежного баланса России позволяет отнести ее сформировавшимся дебиторам, для которых характерно положительное сальдо торгового баланса, отток из страны прямых иностранных инвестиций и отрицательное сальдо доходов от зарубежных инвестиций. Чтобы определить возможности России по обслуживанию внешнего долга, необходимо сравнить ее параметры с соответствующими показателями других стран.

Общая сумма внешнего долга. Лидером  по объему внешнего долга на протяжении последних десятилетий остаются США. Россия занимает четвертое-пятое место в мире по величине внешней задолженности.

 Урегулирование внешней задолженности России

Положение России по долговому фактору  весьма специфично. С одной стороны, Россия - крупный кредитор по отношению  ко многим развивающимся странам, включая неевропейских бывших партнеров по Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), и странам СНГ. С другой стороны, в 1990-е гг. Россия имела непосильную по отношению к ее валютным экспортным доходам и официальным инвалютным резервам задолженность Западу и бывшим европейским партнерам по СЭВ. Она исправно обслуживала собственные долги, но не в состоянии была выполнять в полной мере обязательства по советским долгам.

Россия является и должником, и кредитором, т.к. ее внешние долговые обязательства и активы не балансируются. Она выступает должником в основном по отношению к развитым странам с твердой валютой и стабильной экономикой, а кредитором - преимущественно по отношению к странам с серьезными экономическими трудностями, с низким экспортным потенциалом, с крупными финансовыми дефицитами, острой нехваткой валютных ресурсов. Проблема погашения внешнего долга возникла в первые дни образования суверенного российского государства. Встал вопрос о погашении советского долга правительствам иностранных государств, большинство из которых являются членами Парижского клуба, и коммерческим банкам, входящим в Лондонский клуб. С самого начала переговоров с кредиторами Россия заняла позицию, предусматривающую безусловную выплату ею всех обязательств, а также достаточность правительственных гарантий при изменении сроков выплаты долгов. Однако в условиях обострившихся валютно-финансовых трудностей Россия была вынуждена неоднократно задерживать выплаты не только основной суммы долга (амортизации), но и процентов. Основным методом урегулирования внешней задолженности России по договоренности с кредиторами в 1990-е гг. были отсрочки платежей и перенос долгов на более отдаленные сроки. В первые годы России предоставлялись трехмесячные отсрочки платежей в обмен на выполнение обязательств по проведению рыночных реформ и достижению определенных показателей по инфляции, бюджетному дефициту и др. Отсрочки дают возможность осуществлять текущие долговые платежи значительно ниже плановых долговых обязательств по графику.

Многие характеристики, относящиеся  к несостоятельным должникам  и кризисным странам развивающегося мира 1980-1990-х гг., имели отношение к России 1990-х гг., которая испытывала серьезные трудности в обслуживании внешнего долга. Фактически Россия находилась в состоянии хронического долгового кризиса по внешним обязательствам с 1991 г.; в течение последующих лет были реструктуризации и просрочки, а фактические платежи России по обслуживанию внешнего долга были значительно ниже расчетных, предусмотренных графиком. Успешное управление долгом зависит не только от регулирования уровня, не погашенного государственного долга и измеряемого традиционным образом бюджетного дефицита или профицита, но и от комплексной стратегии, предусматривающей эффективное управление рисками и обеспечение контроля за непредвиденными обязательствами для создания резерва на случай их появления. Такой более широкий анализ должен дополнить традиционный подход, при котором главное внимание уделяется уровню долга как основному критерию оценки государственной задолженности.

Информация о работе Мировой кризис задолженности