Мировой финансовый кризис

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 13:06, доклад

Краткое описание

Мировой финансовый кризис 2008-го года (иногда называют «великая рецессия») — это финансово-экономический кризис, проявившийся в сентябре — октябре 2008 года в форме очень сильного ухудшения основных экономических показателей в большинстве развитых стран, и последовавшая в конце того же года глобальная рецессия.
Предшественником финансового кризиса 2008 года был ипотечный кризис в США, первые признаки которого появились в 2006 году в форме снижения числа продаж домов[1] и в начале 2007 года переросли в кризис высокорисковых ипотечных кредитов (англ. subprime)[2]. Довольно быстро проблемы с кредитованием ощутили и надёжные заёмщики[3]. Летом 2007 года постепе

Файлы: 1 файл

Мировой финансовый кризис 2008.doc

— 50.00 Кб (Скачать)

Мировой финансовый кризис 2008-го года (иногда называют «великая рецессия») — это финансово-экономический  кризис, проявившийся в сентябре —  октябре 2008 года в форме очень  сильного ухудшения основных экономических  показателей в большинстве развитых стран, и последовавшая в конце того же года глобальная рецессия.

Предшественником  финансового кризиса 2008 года был  ипотечный кризис в США, первые признаки которого появились в 2006 году в форме  снижения числа продаж домов[1] и  в начале 2007 года переросли в кризис высокорисковых ипотечных кредитов (англ. subprime)[2]. Довольно быстро проблемы с кредитованием ощутили и надёжные заёмщики[3]. Летом 2007 года постепенно кризис из ипотечного начал трансформироваться в финансовый и затронул не только США[4]. Начались банкротства крупных банков, спасение банков со стороны национальных правительств. Котировки на фондовых рынках резко снизились в течение 2008 года и в начале 2009 года. Для компаний существенно сократились возможности получения капиталов при размещении ценных бумаг. В 2008 году кризис приобрёл мировой характер и постепенно начал проявляться в повсеместном снижении объёмов производства, снижении спроса и цен на сырьё, росте безработицы[5].

Истоки и причины

Возникновение кризиса связывают со следующими факторами:

дисбалансы международной  торговли и движения капиталов.

обесценение доллара  США на протяжении 2002—2008 годов породило уменьшение его использования рядом  стран в качестве резервной валюты, и даже попытки перехода на другие валюты в международных расчетах, что привело к возникновению кризисных явлений в отдельных сферах экономики США, перегреву экономик в других странах и аномальному ценообразованию на товарных рынках.

общей цикличностью экономического развития;перегревом кредитного рынка и явившегося его следствием ипотечного кризиса;

а также:

высокими ценами на сырьевые товары (в том числе, нефть);

перегревом фондового  рынка;

8 сентября 2008 года  Министр финансов США Генри  Полсон сообщил, что он, совместно  с Федеральной резервной системой (ФРС) США и представителями Конгресса, работает над планом, направленным на «разрешение вопросов с системными рисками» на рынках капитала в США и проблемными активами. План предполагает создание государственной корпорации, которая выкупит проблемные активы у банков. Полсон предлагал выделить корпорации $700 млрд. Корпорация будет создана по примеру корпорации Resolution Trust Corporation (RTC), которая использовалась для ликвидации плохих долгов во время кризиса конца 1980-х годов[40].

29 сентября 2008 года  Палата представителей США отвергла план Полсона. План был принят Сенатом 1 октября, а 3 октября 2008 года Конгресс США одобрил план Полсона (Emergency Economic Stabilization Act of 2008[41]), а 5 октября президент США подписал его[42]. Началось формирование корпорации и набор сотрудников. Руководителем Управления финансовой стабильности (Office of Financial Stability) назначен Эд Форст (Ed Forst), бывший топ-менеджер Goldman Sachs Group Inc[43].

13 ноября 2008 года  Полсон предложил отказаться  от выкупа неликвидных ипотечных активов банков, поскольку это является не самым эффективным способом использования выделяемых средств[44].

25 ноября 2008 года  было объявлено о намерении  ФРС влить дополнительные $800 млрд  в банковскую систему США, что,  как заявил Генри Полсон, направлено на стимулирование розничного кредитования потребителей[45]. Объявленная программа, предусматривающая, в частности, выкуп ФРС на $600 млрд кредитов, выданных и гарантированных ипотечными агентствами Fannie Mae, Freddie Mac, Ginnie Mae и федеральными банками жилищного кредита, вызвала недоумение у экспертов в части, касающейся источников средств и последствий такой эмиссии денег, которая может привести к девальвации валюты США[46].

8 октября 2008 года все ведущие центробанки  мира, исключая ЦБ Японии и  России, приняли беспрецедентное решение об одновременном снижении процентных ставок. Ключевая ставка Федеральной резервной системы США (ФРС) была снижена с 2 % до 1,5 %; также на 0,5 процентного пункта были снижены ставки Банка Канады, Банка Англии, Банка Швеции, Национального банка Швейцарии и Европейского центробанка (ЕЦБ)[72]. Такое решение было расценено обозревателями как признание глобального характера кризиса[72], требующего координированных действий ведущих экономик. На следующий день примеру последовали Финансовые регуляторы Южной Кореи, Тайваня и Гонконга, также снизившие основные учётные ставки[73]. 

10 октября, собравшиеся  на совещание в Вашингтоне  министры финансов и главы  центральных банков стран Клуба  семи (представлявший Россию А.  Кудрин был приглашён на рабочий ужин «восьмёрки») утвердили антикризисный план[74], заменивший собой традиционное для подобных встреч итоговое коммюнике, заявив, что они предпримут «неотложные и исключительные действия»[49]. Принятый «семёркой» план из 5 пунктов предусматривал «использовать любые имеющиеся средства, чтобы поддерживать системно важные финансовые институты, не допуская их краха»[75] и иные меры, уже осуществлявшиеся к тому времени правительствами стран-участниц[75]. 

12 октября 2008 года лидеры 15 стран Евросоюза на встрече, прошедшей в Париже, договорились ввести систему государственных гарантий для кредитов, привлекаемых банками, а также обеспечить поддержку финансовым институтам, которые столкнулись с проблемами: гарантии должны предоставляться по межбанковским кредитам на срок до 5 лет; правительства получат право поддерживать банки, покупая их привилегированные акции; системообразующие банки, столкнувшиеся с трудностями, будут рекапитализироваться за счёт бюджетных средств[76]. 

13 октября 2008 года Европейский центробанк (ЕЦБ), Банк Англии и ЦБ Швейцарии пообещали, что по договору о валютном свопе с Федеральной резервной системой (ФРС) США предоставят «долларовое фондирование в размере, необходимом для удовлетворения спроса» в 2008 и 2009 годы[77]. В тот же день британский премьер-министр Гордон Браун призвал к созданию «нового Бреттон-Вудса»[78].

 

Антикризисный саммит. Вашингтон 15 ноября 2008 года 

14 октября 2008 года правительство США объявило  «план спасения», предусматривающий  выделение 250 миллиардов долларов на стабилизацию финансовой системы, часть которых, а именно 125 миллиардов, пойдёт на покупку долей в девяти крупнейших американских банках, в частности: Bank of America Corp, Wells Fargo, Citigroup, JPMorgan Chase & Co, Goldman Sachs, Morgan Stanley и Bank of New York Mellon Corp[79][80]. План предусматривает беспрецедентную в истории США частичную национализацию частных банков[79], что сам Генри Полсон назвал «предосудительным», но необходимым для оживления экономики[81]. 

14 ноября 2008 года лидеры стран Группы двадцати (G20) собрались на антикризисный саммит. По итогам рабочего заседания участники саммита приняли декларацию[82], содержащую, в частности, общие принципы реформирования финансовых рынков, реорганизации международных финансовых институтов, обязательство воздерживаться от применения протекционистских мер в последующие 12 месяцев (пункт 13 Декларации саммита[82]). По мнению газеты «Ведомости» от 17 ноября 2008 года, конкретные меры, содержащиеся в приложении к декларации и направленные на укрепление прозрачности финансовых систем и продуктов и унификацию регулирования в разных странах к 31 марта 2009 года, суть «высокоприоритетные пожелания, не имеющие прямого действия»[83]. 

23 ноября 2008 года  в Лиме завершился саммит лидеров  стран-членов организации Азиатско-Тихоокеанского  экономического сотрудничества, которые  признали, что в ближайшей перспективе  снижение темпов роста мировой  экономики является «неизбежным»[84].

4 декабря 2008 года ЕЦБ и Банк Англии значительно  понизили базовые процентные  ставки: руководство ЕЦБ снизило  ставку до 2,5 % с 3,25 %, хотя ожидалось  сокращение до 2,75 %; Банк Англии  снизил базовую ставку на 1 процентный  пункт — ставка опустилась  до 2 %, самого низкого уровня за всю историю существования Банка Англии с 1694 года[85]. Мера была предпринята перед лицом назревающей угрозы дефляции[86].

2 апреля 2009 г.  состоялся саммит большой двадцатки  в Лондоне, на котором был  принят План действий по выходу из глобального финансового кризиса. В частности, одной из наиболее серьёзных мер стало решение о значительном увеличение ресурсов МВФ — до 750 млрд долларов США, поддержка новых ассигнований СПЗ в размере 250 млрд долларов США.

На борьбу с  мировым финансовым кризисом правительства различных стран обещают выделить $4 трлн. Не исключено, что данная сумма может взлететь до $7.8 трлн

Правительства различных стран обещают миллиардные  суммы на спасение своих банков и  больших компаний от мирового финансового кризиса. Порой создается впечатление, что в ближайшее время сумма всех обещаний превысит цена золота в мире, обещать вместо ничем не обеспеченных бумаг уже будет нечего. Однако, даже оценить общую сумму, которую правительства готовы направить на спасение экономик своих стран, довольно трудно.

Существует 2 цифры  по спасению от финансового кризиса , которые открыто назывались в  наше время. Первая — $2.8 трлн — приблизительный  объем потерь мировой экономики  от кредитного кризиса. Данные  приводятся в последнем отчете Банка Англии. Более того, сумма необходимой помощи может увеличиться до $7.8 трлн. На данном фоне даже план Полсона по выделению $700 млрд для финансовой системы США уже не кажется таким фантастическим. Более того, США рассматривают возможность выделения на борьбу с финансовым кризисом дополнительных $150 млрд.

Отметим, что  еще в середине октября Евросоюз намеревался предоставить своим  членам около 12 млрд Евро финансовой помощи. Впрочем Николя Саркози, президент  Франции, которая председательствует в ЕС, сообщил в минувший вторник, 28 октября, что данных средств, вероятнее всего, не хватит.

"На саммите  ЕС 7 ноября я предложу расширить  объемы фонда, который теперь  может выделить ЕиЯ12 млрд ликвидности  и поддержать ряд государств, до Е1]Я20 млрд с целью усилить наши возможности по преодолению кризиса", — заявил г-н Саркози. Уже 29 октября данная идея была одобрена Европейской комиссией.

Очевидно, что  указанного президентом Франции  объема помощи явно мало, так как, к  примеру, только одна Венгрия просит ненамного меньшую сумму. В частности, Будапешт обратился за помощью к международным организациям и сейчас рассчитывает получить в сумме $25 млрд евро, в том числе $15.7 млрд евро — от МВФ, $8.4 млрд евро — от Евросоюза и в случае, если млрд — от Всемирного банка. Это, между прочим, гораздо больше суммы кредита, который Украина может получить от МВФ, — $16 млрд.

Уже понятно, что  многие страны готовы выделять для  своего спасения намного немаленькие  суммы. В минувший четверг, 30 октября, информационного агентства сообщили о новых планах Германии, откуда, кстати, все еще не поступало сообщений о разорении банков. Правительство данной страны заявило, что готово дополнительно предоставить для помощи своей экономике EUR25 млрд. Данные средства будут направлены немецким производителям автомобилей. Интересно, что в этой сумме учтено уменьшение поступлений в бюджет от уменьшения налогов. Следует отметить, что многие правительства, заявляя о планах предоставления миллиардных сумм помощи экономикам своих стран, лукавят, так как в общую сумму включаются не только реальные средства либо объем предполагаемых поступлений от продажи ценных бумаг, но и те средства, которые бизнес сможет сэкономить от уменьшения налогов.

Вспомним, что  кризис 1998 г. начался именно с азиатских бирж. По этой причине и сейчас внимание многих аналитиков приковано именно к данному региону. В четверг, 30 октября, власти Японии, экономика которой считается второй в мире после экономики США, сделали сенсационное заявление. В финансовую систему будет влито 5 трлн иен (около $51 млрд). "Люди, которые пострадали от кризиса, сейчас почувствуют реальную помощь. Со всей возможной мудростью мы должны перенести данный кризис , подобный которому происходит раз в 100 лет — так прокомментировал решение японского правительства премьер-министр Японии Таро Асо. Более того, власти страны готовы сделать все возможное, чтобы банки смогли дешевле одалживать бабки. "Мы не исключаем того, что Банк Японии может принять решение об удержании % ставки около 0 в течение следующего года", — заявил глава Центробанка Японии Масааки Сиракава на минувшей неделе.

Затем было объявлено, что ряду развивающихся стран, среди  которых и кое-какие азиатские  государства, поможет Федеральная  резервная система США. В частности, ФРС готова предоставить $30 млрд центральным банкам Бразилии, Мексики, Южной Кореи и Сингапура.

Впрочем будут  ли использованы данные деньги по назначению — вопрос. Обычно международные  организации предоставляют деньги не напрямую чиновникам, а только под  конкретные проекты. Так, ЕБРР даже строительство дорог в Украине финансирует по такому принципу: вначале постройте дорогу, а после банк подрядчикам перечислит деньги. Это, по мнению представителей международных организаций, должно уменьшать возможности для коррупционного использования предоставляемых средств. Но теперь многие решения принимаются чрезвычайно проворно и под лозунгом всеобщего спасения от финансового кризиса. Даже в США, которые во всех коррупционных рейтингах традиционно признаются страной с низким уровнем коррупции, уже возникают подозрения насчёт манипуляций с деньгами, которые направлены на оздоровление финансовых учреждений. В американской прессе уже возникли материалы о том, что предоставленные ФРС средства на преодоление проблем в страховой корпорации AIG могли быть использованы не по назначению.

Информация о работе Мировой финансовый кризис