Мировой кризис задолженности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 09:04, реферат

Краткое описание

Те страны, которые отдают предпочтение текущему потреблению, т. е. потребляют больше, чем производят, вынуждены занимать деньги за границей. И, наоборот, страны, ограничивающие текущее потребление для расширения его в будущем, имеют возможность предоставлять кредиты. В результате создается возможность для развития системы международного заимствования и кредитования, но одновременно формируется внешняя задолженность. Признаком наступления кризиса внешней задолженности обычно служит нарушение графика погашения кредитов, заимствованных страной через государственные каналы.

Файлы: 1 файл

мировая экономика.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

Кризис международной задолженности в 80-е годы XX-столетия и его последствия. Причины возникновения долгового кризиса.

На начало 70-х лет  уже были заложены основы для формирования системы международной задолженности. Отправными ее точками можно считать крах Бреттон-Вудской системы в 1971 г. и первый нефтяной шок в 1973 г. После этих двух событий начался настоящий бум международных займов. Причем большими заемщиками были не только страны, которые развиваются, которые не имеют нефти, для финансирования своих дефицитов, а и страны, которые владеют нефтью, для финансирования программ расширения экономики. Падение процентной ставки, которое состоялось со временем вследствие взрыва спроса на международный кредит, заставило многих стран-кредиторов и стран-заемщиков пересмотреть раньше заключенные кредитные соглашения, которые оказались несостоятельными в результате кардинального изменения объективных внешних условий. На начало 80-х лет много стран из числа тех, что развиваются, ощущали трудности при выполнении своих обязательств. Настоящий долговой кризис взорвался в 1982 г., когда Мексика заявила, что не в возможности больше обслуживать свой внешний долг. Кризис мировой задолженности. Проблема внешнего долга стала главным фактором резкого ухудшения социально-экономической ситуации в странах-неплательщиках, а также в ряде государств, сумевших своевременно выполнять свои долговые обязательства за счет снижения экономического роста, сокращения доходов и других краткосрочных и долгосрочных негативных последствий.

В первые годы долговой кризис носил характер кризиса международного кредита, угрожавшего банкротством странам-должникам, банкам-кредиторам и дестабилизацией странам их базирования и международной кредитно-финансовой системе в целом. В эпицентре кризиса оказались транснациональные банки, преимущественно американские, и крупные латиноамериканские страны-заемщики. Масштабы и концентрация внешнего долга развивающихся стран и платежей по его обслуживанию, огромные суммы выданных банками кредитов, значительно превысившие их собственные капиталы, достигли критического уровня.

Внешние причины долгового кризиса  сформировались в 1973-1980 гг. Это мировые цены и банковские кредиты.70-е годы характеризовались многократным увеличением мировых цен на нефть и другие виды сырья, благоприятным соотношением экспортных и импортных цен для многих развивающихся стран и соответственно увеличением их доходов от экспорта, а также расширением и облегчением кредитования и ростом внешней, особенно банковской задолженности стран - импортеров нефти. Следовательно, появлению кризиса международной задолженности способствовал целый ряд условий, а именно:

1. Широкое кредитование развивающихся  стран частным сектором началось в начале 1970-х годов. Этому способствовала отмена золотодолларового стандарта и фиксированных валютных курсов, снизивших значение валютного регулирования.

2. В середине 1970-х годов произошло образование относительного избытка ссудного капитала в развитых странах в результате спада деловой активности и рециклирования нефтедолларов. Низкие процентные ставки, резкое повышение на международных рынках цен на минеральное сырье вызвало повышенное предложение и спрос на заемные средства особенно со стороны развивающихся стран-нефтеимпортеров.

3. Способность обслуживать долг  зависит от величины долга,  от условий заимствования, характера использования займа, перспектив развития заемополучателя и экономической обстановки. В условиях очередного экономического кризиса, повышения курса доллара, процентов погашение основной части долга, выплата процентных и других платежей оказались непосильными для целого ряда стран.

4. Образование кризиса внешней задолженности сопровождалось бегством капитала за границу.

Особенностью кредитных отношений  является их многоступенчатость в фазах, предшествующих использованию ссудного капитала, который может несколько  раз переходить из рук в руки. Неплатежи в одном звене обычно приводят к разрыву цепи кредитных обязательств и ухудшению ликвидного положения в международном масштабе. Если в конце 1982 г.34 страны имели просроченные платежи по долгам, то в конце 1986 г. их число поднялось до 57, а в начале 1990-х годов в долговом кризисе оказалось 72 государства. На их долю приходилось 60% внешнего долга, но 46% ВВП и 33% экспорта развивающихся стран.

Влияние долгового кризиса 

Долговой кризис оказал отрицательное  влияние на экономическое развитие стран-должников. Бремя долгов затормозило экономический рост, привело к росту процентных ставок и вынуждало государство использовать ссудный капитал для финансирования внешних и внутренних дефицитов. Это обычно сокращало возможности расширения капиталовложений.

Попавшие в долговой кризис страны в целях выравнивания платежного баланса сократили импорт, что в свою очередь вызвало целый ряд взаимосвязанных неблагоприятных последствий. Сокращение ввоза средств производства, сырья и материалов повлекло за собой снижение нормы накопления, а это сдерживало рост производства и экспорта. В итоге из-за снижения темпов роста экономики кризисные страны оказались отброшенными на 10 лет по уровню экономического развития.

После того как некоторые страны-должники приостановили выплаты, а в ряде случаев прекратили кредитование стран-должников. Проявлением этих процессов стал чистый отток финансовых средств из развивающихся стран в ведущие западные страны. Начиная с 1983 по 1990 г. их чистый отток превысил 174 млрд. долл. основным районом, из которого откачивались финансовые средства, была Латинская Америка: чистый отток из этого региона составил почти 324 млрд. долл.

Состояние международных  долгов в конце XX начале XXI века.

1990-е годы характеризовались  новыми ситуациями в динамике  международных долгов: появилась новая группа крупных должников - страны СНГ. В 1999 г. их внешний долг достиг 222,8 млрд. долл. Это создало новое явление в глобальной структуре международного рынка ссудного капитала, определяемое движением ссудного капитала с Запада на Восток. В ряде случаев бремя обслуживания долгов оказалось высоким для этих стран. Некоторые из них не смогли полностью осуществлять выплаты по долгам.

В тяжелом положении оказались  многие беднейшие страны. В этой связи были предприняты новые  меры. В частности, в 1999 г. развитые страны начали снижение долгов беднейших стран, находящихся в тяжелом положении, до уровня, обеспечивающего их устойчивое развитие. Однако общая сумма внешних долгов периферийных стран продолжала увеличиваться: за первую половину текущего десятилетия она выросла с 2,5 до 3,2 трлн. долл. в 2005 г., т.е. в 1,3 раза. Несмотря на рост общей суммы международных долгов, положение многих стран-должников изменилось. Значительный прогресс был достигнут в пересмотре частного долга латиноамериканских стран с наибольшей тяжестью задолженности - Аргентины, Бразилии. Величина обслуживания долга по отношению к экспорту латиноамериканских стран повышалась до 2000 г., достигнув 52% (47,6% в 1982 г). В 2005 г. она уже понизилась до 35,6%, тем не менее, значительно превышая условную норму.

В последние годы изменилась ситуация в отношении внешних  долгов в странах Африки. У стран  этого континента был самый высокий  уровень долга по отношению к ВВП среди всех развивающихся стран (1982 г. - 51%, 2000 г. - 66%). Особые трудности вызывало обслуживание долга. Отношение величины обслуживания долга к экспорту в 1990-е годы колебалось в пределах 18-27%. Страны Тропической Африки имели самую высокую долю долга, принадлежащего официальным институтам. Она превышала 70%, причем больше половины ее приходится на международные институты. Уменьшилось бремя международных долгов в странах СНГ 7-8% экспорта в 2004-2005 гг. Положение с погашением долга для ряда стран улучшилось в связи с резким ростом поступлений от экспорта нефти.

Планы и практика преодоления долгового кризиса

Кризис международной  задолженности заставил мировое  сообщество выработать систему мер  по ее урегулированию. К странам  с низким средним уровнем доходов  на душу населения, к которым в настоящее время относится и Россия, могут быть применены меры кардинального сокращения долга, вплоть до частичного списания.

Макроэкономические показатели России не достигли критического уровня. Списание долга считается оправданным, если из пяти показателей - ВВП на душу населения, отношения внешнего долга к ВВП, внешнего долга к годовому экспорту, погашения и обслуживания долга к годовому экспорту, обслуживания внешнего долга к годовому экспорту - три показателя превышают критический уровень. Показатели России лишь в одном случае (внешний долг к ВВП) превышает критический уровень. Поэтому Россия ведет очень трудные переговоры по облегчению долгового бремени.

1-ый этап управления кризисом (1982 - октябрь 1985 г)

Министерство финансов США пригрозило экономическими санкциями странам, отказавшимся выполнять свои финансовые обязательства. Был опубликован список американских товаров, которые могли стать дефицитными в странах - должниках, если те просрочат платежи. В то же время кредиторы вынуждены были искать компромиссы. С середины 1984 г. начались регулярные переговоры между должниками и кредиторами о рефинансировании долга, изменении его структуры, об отсрочке его выплаты, пересмотре условий амортизационных платежей и по другим вопросам, связанным с задолженностью. Операции западных банков в развивающихся странах сократились, наметился более селективный подход к потенциальным заемщикам, ужесточились условия предоставления средств. Многие крупные государства с высокой внешней задолженностью, в том числе Бразилия и Мексика, встретились с большими трудностями в получении новых частных кредитов на международном рынке.

Переоформление долгов и предоставление новых кредитов были обусловлены - страны-реципиенты должны были принять программы приспособления, которые включали ряд обязательных положений:

1) ограничение совокупного  спроса посредством введения  ограничительной денежной и фискальной политики, основанной на сокращении правительственных расходов, с целью стабилизации инфляции;

2) девальвация национальной валюты для повышения международной конкурентоспособности товаров;

3) проведение рыночных  реформ, в том числе сокращение  субсидий на продовольствие, снижение  торгового протекционизма, осуществление  приватизации государственных промышленных предприятий для получения дохода и повышения их экономической эффективности;

4) отмена потолка процентных  ставок для перераспределения  скудных финансовых средств и  поощрения внутренних сбережений.

На начальном этапе  долгового кризиса должники осуществляли выплаты, ограничивая импорт и наращивая экспорт за счет уменьшения внутреннего потребления и инвестиций.

Основной формой урегулирования внешней задолженности служило  продление сроков, т.е. перенос долга, который оформлялся как новый  среднесрочный кредит без прерывания выплаты процентов и при некотором улучшении других условий выплат. Новые кредиты предоставлялись в ограниченном объеме. Кредиторы не только опасались, но и не могли предоставлять новые кредиты ненадежным должникам, ибо их возможности были ограничены низким уровнем накопленных ими резервов по отношению к объему выданных кредитов.

Первоначальная характеристика кризиса как временного и ликвидного была ошибочной, он оказался более серьезным  и длительным. Кризисные страны испытывали большие трудности. Практически они не получали нового банковского кредитования, им предоставлялись средства для осуществления долговых платежей. Основные усилия кредиторов сводились к бесперебойному получению процентных платежей. Ограничение импорта и снижение спроса в странах-должниках сдерживали экспорт из развитых стран.

2-ой этап: План Бейкера и другие (октябрь 1985-март 1989 г.)

Вторая половина 1980-х  гг., прошла в поиске выхода из долгового  кризиса. В эти годы были разработаны и реализованы официальные планы урегулирования задолженности, опробованы рыночные механизмы снижения долгового бремени, начались экономические преобразования, направленные на создание адаптированной экономики.

 В октябре 1985 г.  министром финансов США Дж. Бейкером  была объявлена трехлетняя "Программа устойчивого роста", получившая название "план Бейкера". В плане признавалась необходимость проведения торговой либерализации, предлагались сокращение государственных расходов, ослабление регулирования импорта капитала, обеспечение экономического роста и увеличение притока финансовых ресурсов в кризисные страны.

Программа предусматривала  предоставление Мексике в 1986-1987 гг. новых займов на сумму 12,5 млрд. долл., из которых 6,5 млрд. долл. должны были выделить официальные кредиторы, а 6,0 млрд. долл. - коммерческие банки. Программа была нацелена на поддержание 3-4% темпов роста мексиканской экономики и привлечение дополнительных займов на общую сумму 500 млн. долл. для стимулирования государственных инвестиций и новых кредитов в случае снижения базовой цены на нефть ниже 9 долл. за 1 барр. В соответствии с договоренностью Мексике была предоставлена 7 - летняя отсрочка на выплату части долга, которая затем погашалась в течение 20 лет.

Кроме плана Бейкера, в 1980-е гг. развитые страны разрабатывали, и осуществляли и другие планы оказания помощи и урегулирования задолженности развивающихся стран. Со второй половины 1980-х гг. начало возрастать официальное финансирование развивающихся стран со стороны Японии. Принимающим странам предоставлялись на двусторонней и многосторонней основе и новые кредиты.

С середины 1980-х гг. получают распространение конверсии долгов, их продажа на вторичном рынке. Под  конверсией понимаются все способы, обеспечивающие замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительными для должника. Возможны конверсия долга в инвестиции, погашение товарными поставками, обратный выкуп долга самим заемщиком на особых условиях, обмен на долговые обязательства третьих стран, взаимозачет и др. Должник ожидает от конверсии притока новых кредитов. Он должен быть убежден в том, что в результате конверсии произойдет немедленное сокращение платежей по обслуживанию долга, увеличится приток иностранных инвестиций, улучшится платежный баланс. В подобных случаях страны-кредиторы обычно предусматривают предоставление новых кредитов, списание части долга.

Информация о работе Мировой кризис задолженности