Другой
недостаток - в Концепции демографического
развития не было учтено то, что как
бы ни росла рождаемость, в ближайшие
15-20 лет она не сможет дать прирост
трудовых ресурсов, призывных и репродуктивных
контингентов. Поэтому в течение 2-3 пятилетий,
во-первых, необходимо в максимальной
степени использовать трудовой потенциал
нового зарубежья, привлекая его в качестве
как потенциальных граждан России, так
и трудовых мигрантов, сглаживающих дефицит
трудовых кадров в отечественной экономике.
Во-вторых, необходимо добиться сокращения
смертности населения, особенно мужчин
трудоспособного возраста, ежегодная
сверхсмертность которых (суммарное превышение
аналогичных показателей у женщин в возрасте
20-59 лет) достигает почти 400 тысяч человек
(по этой причине в течение 2006-2020 гг. потери
трудовых ресурсов могут составить 6 млн.
человек).
Третий
недостаток заключался в декларативном
характере Концепции, исключавшей
какой-либо контроль за её реализацией
вследствие, во-первых, отсутствия тех
пороговых значений демографических параметров,
которые должны быть достигнуты к определенному
сроку, и, во-вторых, потому, что во властных
структурах отсутствовал и до сих пор
отсутствует орган, контролирующий демографическое
развитие страны в направлении поставленной
цели.
Наконец,
четвертый недостаток - Концепции
демографического развития России не
был придан общегосударственный
характер с тем, чтобы политика, проводимая
в иных, а тем более в непосредственно
влияющих на динамику населения сферах,
не противоречила стратегической цели
демографического развития. В частности,
одобренная Правительством в марте
2003 г. Концепция регулирования миграционных
процессов по своей сути противоречит
цели, сформулированной в Концепции
демографического развития, одобренной
тем же Правительством в сентябре
2001 г.
Вектор
демографического развития страны следует
привести в соответствие с новыми
демографическими и геополитическими
реалиями. Причем эта корректировка
должна исходить из того, что расширенное
воспроизводство населения в
современных условиях невозможно по
определению. Маловероятно и простое
воспроизводство, один из вариантов
которого предполагает, что все семьи
должны иметь по 2-3 ребенка, причем примерное
соотношение между ними составляет
80% и 20%. Если такая пропорция невозможна,
то естественная убыль рано или поздно
станет правилом.
Тем
не менее, снижение уровня замещения
поколений родителей поколениями
детей ниже границы простого воспроизводства
еще не означает немедленного наступления
естественной убыли. Благодаря особенностям
возрастной структуры между ними
лаг запаздывания может составлять
десятки лет. В частности, в России
суммарный коэффициент рождаемости
оказался ниже границы простого воспроизводства
населения в 1964-1965 гг., а естественная
убыль наступила в 1992 г., т.е. спустя
три десятилетия. Причем в 1992 г. число
рожденных детей по отношению
к 1964 г. составило 75%, что при сохранении
числа умерших на уровне хотя бы
80-х гг. не привело бы в 90-е гг. к
естественной убыли населения. Она
наступила бы заметно позже.
Стало
быть, современный уровень рождаемости,
да и тот, который может быть достигнут
в течение ближайших 10-15 лет, все
равно останется ниже простого воспроизводства.
Именно поэтому преодолеть депопуляцию
нельзя, поскольку она определяется не
параметрами смертности, а исключительно
уровнем рождаемости: если он ниже величины
простого воспроизводства (примерно 2,15),
то депопуляция неизбежна. И все же естественная
убыль может быть преодолена для ближайших
15-20 лет, для чего должны быть сокращены
масштабы её другого компонента. Если
бы сегодня умирало столько же, сколько
в 70-80 гг. (в 1971-1980 гг.. в среднем за год 1325
тыс. человек и в 1981-1990 гг. . соответственно
1570 тыс.), или же показатели смертности
(соответственно и ожидаемой продолжительности
жизни) были такими, как в развитых европейских
странах, что, кстати, и наблюдалось в 60-е
гг., то уже в 2004 г., когда число родившихся
превысило 1,5 млн. человек, естественная
убыль сменилась бы приростом.
Но
даже при сохранении естественной убыли,
необязательно наступает сокращение
численности населения. Его уменьшения
можно избежать путем формирования
положительного миграционного сальдо.
Вроде бы всем понятно, что для
сохранения стабильной численности
населения нужно, чтобы миграционный
прирост был равен естественной
убыли. Это аксиома. Однако придание
миграционной компоненте на долгие годы
решающего значения в демографической
динамике, причем за счет иммигрантов
иной этнической культуры, нежели российская,
способно привести к возникновению проблем
сохранения государственности в том виде,
как она исторически сложилась. Очевидно,
что масштабы миграции не могут выходить
за рамки, после которых нарушится этнодемографический
баланс.
Естественно,
что стратегия демографического
развития России на предстоящие 20 лет,
в течение которых произойдет
катастрофический обвал числа родившихся,
а также возможное в последующем
радикальное изменение этнической
структуры миграционного прироста и географии
стран выхода мигрантов, должна учитывать
эти реалии. В соответствии с ними стратегической
целью демографического развития РФ на
ближайшие 20 лет остается достижение стабильной
численности населения и создание предпосылок
его роста на основе использования в различных
пропорциях как воспроизводственных,
так и миграционных ресурсов. Такая цель
в различные периоды первой половины XXI
века может быть реализована по-разному
. в зависимости от динамики рождаемости
(влияние волны) и возможностей предпочтительного
использования миграционного потенциала
разных стран. Вначале нужно обеспечить
стабилизацию и даже некоторый рост численности
населения, а затем, в период резкого спада
рождаемости, не допустить её сокращения.
Для
превращения демографической политики
в конструктивный элемент воздействия
на рождаемость, смертность и миграцию,
сформулированную как стратегическую
цель с её тактическими различиями,
необходимо, во-первых, «привязать»
к пятилетним этапам демографического
развития страны, для чего следует
установить соответствующие пороговые
значения. Они могут различаться
в зависимости от того, какую политику
будет проводить государство: вялое,
мало затратное влияние на демографическую
динамику или достаточно затратное,
но сильное и эффективное воздействие
на воспроизводство и миграцию населения.
Во-вторых,
Концепция демографического развития
вместо ведомственного должна получить
общегосударственный статус с тем,
чтобы политика, проводимая в других,
а тем более в непосредственно
влияющих на динамику населения сферах,
не противоречила стратегической цели
демографического развития.
В-третьих,
вслед за повышением статуса уточненного
варианта Концепции демографического
развития России до 2025 г. на федеральном
уровне должны быть приняты адекватные
меры по стимулированию рождаемости
и укреплению института семьи, улучшению
здоровья населения и росту продолжительности
его жизни, привлечению мигрантов
в страну, как на постоянное жительство,
так и для временного покрытия
дефицита в труде.
Демографическая
политика обязана быть эффективной,
а потому она не может быть дешевой.
Её проведение потребует значительных
финансовых ресурсов (жилищные льготы,
единовременные пособия, возмещение женщинам
в связи с рождением ребенка
потерь доходов в течение ряда
месяцев и др.). Эти затраты
возможны только в том случае,
если
будут рождаться дети нужной очередности,
так как кредиты на жилье будут
погашаться лишь после рождения очередного
ребенка. То же относится и к многократно
увеличенным единовременным пособиям.
Затраты на все это будут необходимы, если
будет происходить прирост вторых и третьих
детей. Но если не будет такого прироста,
то не будут нужны и расходы. Затраты также
потребуются на организацию притока в
Россию мигрантов и на их обустройство
в специально предназначенных регионах.
Но если не будет мигрантов, не будет и
расходов. Следовательно, во всех случаях
затраты потребуются только при условии
непременного демографического эффекта.
Таким
образом, Стратегия демографического
развития страны должна быть подкреплена
сильной и эффективной демографической
политикой. Без существенных расходов
на ее реализацию не будут достигнуты
необходимые демографические результаты,
вследствие чего продолжится обезлюживание
территорий, ослабнет национальная безопасность
России, снизятся темпы роста внутреннего
валового продукта (ВВП) и соответственно
сократятся финансовые возможности государства
для формирования доходной части бюджета.
Расчёты показывают: при недоборе ВВП
по причине нехватки рабочей силы в 2010
г. бюджет может потерять 440 млрд. руб.,
в 2020 г. . 1,7 трлн. руб. В среднем в течение
предстоящего десятилетия (2011-2020 гг.) бюджет
ежегодно будет недобирать свыше одного
трлн. руб. (в современных ценах). Теряемый
триллион (2,5% от среднего объема ВВП в
течение десятилетия) или 35 млрд. долл.
- это неизбежные потери, если не будет
предотвращено наступление в стране демографической
катастрофы.
Пороговые
значения демографического
роста в 2006-2025 гг.
Прогноз,
основанный на сохранении современных
уровней рождаемости и смертности,
не говоря уже о прогнозе, продолжающем
негативные тенденции, свидетельствует
о том, что Россию ожидает демографическая
катастрофа. Сохранятся ли нынешние тенденции
рождаемости и смертности или
останутся неизменными (что маловероятно),
так или иначе естественная убыль
будет вести к сокращению численности
населения (см. табл. 1).
В
случае, если будут осуществлены достаточно
затратные меры, направленные на сокращение
смертности, повышение рождаемости, увеличение
миграционных приростов, страна сможет
избежать демографической катастрофы
и сравняться по уровню рождаемости с
такими развитыми европейскими странами,
как Бельгия, Великобритания, Дания, Нидерланды,
Норвегия, Финляндия и Швеция, где суммарный
коэффициент рождаемости в настоящее
время составляет 1,6-1,8.
Повышение
рождаемости и снижение смертности
в результате проведения целенаправленной
демографической политики позволит
уменьшить масштабы сокращения численности
населения к началу 2025 г. на 11-12 млн.
человек или на 8,0% от нынешней численности
населения России. В настоящее
время естественная среднегодовая
убыль составляет примерно 900 тыс. человек
в год. В 2010-2020 гг. она снизится до
400- 410 тыс., а в дальнейшем будет
снова увеличиваться вследствие
неблагоприятных изменений возрастного
состава населения даже при продолжении
положительных сдвигов в рождаемости
и смертности. К 2024 г. естественная убыль
превысит 560 тыс. человек. Очевидно, что
после 2015 г. необходимо будет еще
более усилить демографическую
политику, чтобы компенсировать негативное
влияние изменений возрастной структуры.
С
учетом прогноза демографического развития,
опирающегося на эффективные меры политики
в области рождаемости, продолжительности
жизни и внешней миграции, учеными
определены возможные пороговые
значения показателей по четырем
пятилетним этапам (см. табл.2).
Для
поддержания численности населения
на уровне 143-144 млн. нужно, чтобы в
течение 2006-2025 гг. среднегодовые величины
рождаемости не были ниже 1540 тыс., смертности
не превышали 2030 тыс. и миграционный
прирост составлял 490 тыс. человек (естественная
среднегодовая для 20-летнего периода
убыль). В таком случае миграционный
прирост будет стопроцентно компенсировать
естественную убыль (в эти годы его
величина должна составить 9,8 млн.), а
численность населения сохранится
стабильной, что будет соответствовать
стратегической цели демографического
развития страны, по крайней мере, в
течение ближайшего двадцатилетия.
Это
вполне реально, ибо при продуманной
миграционной политике, соответствующей
национальным интересам России, вся
естественная убыль может быть целиком
компенсирована миграционной компонентой.
Ускорение темпов повышения рождаемости
и снижения смертности, а также
увеличение миграционного прироста
сверх размеров естественной убыли
обеспечат демографический рост.
Возможности
достижения пороговых
демографических
показателей
В
сфере повышения рождаемости. Применительно
к рождаемости нельзя заранее
более или менее точно предсказать
результат, который может быть достигнут
вследствие действий, направленных на
изменение процесса. Невозможно однозначно
рассчитать, на какую именно количественно
выраженную величину произойдет увеличение
числа родившихся или других показателей
рождаемости в случае вложения определенных
средств в реализацию тех или иных мер
по повышению рождаемости. Это связано
с тем, что рождаемость, в конечном счете,
есть результат индивидуального репродуктивного
поведения людей, по-разному оценивающих
степень значимости для них социально-
экономических условий жизни. В то же время
можно примерно оценить возможный эффект
от проведения мер демографической политики,
направленной на повышение рождаемости.
Прежде всего, в виду имеется социально-экономическая
поддержка семей с детьми, стимулирование
рождения двух и трёх детей. Существует
опыт реализации схожих мер в различных
странах и полученные результаты.
В
1981 г. в СССР был введен комплекс
мер помощи семьям, имеющим детей.
Для работающих матерей при наличии
общего трудового стажа не менее
1 года и женщин, обучающихся с
отрывом от производства, был установлен
частично оплачиваемый отпуск по уходу
за ребенком до достижения им возраста
1 года. На большей части территории России
он оплачивался в размере 35 рублей в месяц
(на Дальнем Востоке, в Сибири и на Севере
. 50 рублей), что составляло примерно 20%
от среднемесячной денежной заработной
платы. В дальнейшем отпуск был продлен
до 1,5 лет. Сейчас он оплачивается в размере
500 рублей, что составляет немногим более
6% средней заработной платы. Женщине с
ребенком от года до полутора лет предоставлялся
неоплачиваемый отпуск (в дальнейшем он
был продлен до 3 лет).
Была
введена выплата единовременного
пособия при рождении ребенка: 50
рублей на первого, 100 . на второго и
третьего. Ежемесячное пособие на
ребенка выплачивалось малообеспеченным
семьям с детьми до 8 лет в размере
12 рублей (примерно 6,7% среднемесячной
денежной заработной платы). Ныне пособие
выплачивается на детей в возрасте
до 16 лет (учащимся - до 18 лет), но не превышает
1% (при его сумме в 70 рублей, хотя сейчас
в некоторых регионах оно повышено до
100 рублей) средней заработной платы. Для
сравнения: на пособие в 12 руб. когда-то
можно было купить 4-5 килограммов вареных
колбас, или 25-30 литров молока, или же 50-60
килограммов хлеба, тогда как ныне на 70-100
руб. можно приобрести либо 0,5 килограмма
вареной колбасы, либо 3-4 литра молока,
либо 6-9 булок хлеба.