Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 02:48, реферат
Стратегическая цель демографического развития страны.
Пороговые значения демографического роста в 2006-2025 гг.
Возможности достижения пороговых демографических показателей.
Идеология и направления демографической политики.
-
Сохраняется ненормальная, почти
крепостная привязанность
Кроме того, наличие работы, даже нормально по российским меркам оплачиваемой, не дает возможности людям арендовать жилье или делать сбережения с целью его приобретения.
-
Развитие форм временной,
-
Государство резко сократило
свое вмешательство в сферу
регулирования миграции, в том
плане, что больше не
Что заставляет усомниться в снижении миграционной активности населения России?
Прежде всего, то, что в стране сохраняется достаточно сложная система регистрации граждан по месту жительства, на которой основан учет, причем она касается не только иностранцев, но и граждан России. В настоящее время основное внимание властей приковано к проблеме нелегальной иммиграции, высказываются даже дикие предложения введения уголовной (!) ответственности для незаконных мигрантов.
Усложнение процедуры оформления законного пребывания мигрантов в России, хотя и направлено на улучшение их учета, на деле оборачивается увеличением числа незарегистрированных мигрантов, де-факто проживающих в стране длительное время. Как показывают обследования, около половины временных трудовых мигрантов с Украины, работающих в Москве, проживают в городе более 5 лет.
Масштабы нерегистрируемой миграции могут быть достаточно велики. Например, в г. Астане (Казахстан) в июле 2000 года "в целях обеспечения выполнения юридическими и физическими лицами "Правил документирования и регистрации населения Республики Казахстан" была проведена акция "Я - житель столицы". В ходе этой акции было зарегистрировано 153,5 тысяч человек (это почти треть населения города), проживающих в столице с 25 февраля 1999 года по 31 августа 2000 года без регистрации в органах внутренних дел. Это в большинстве своем не были нелегальные иммигранты из других стран, а выходцы из других регионов и городов страны. Конечно, случай с новой столицей Казахстана не типичный, город строится и развивается усиленными темпами, в российской столице такого быть не может. Но этот пример показывает, какой может быть латентная миграция в соотношении с "видимым" потоком, который составлял несколько тысяч в год.
В настоящее время в России на фоне волны борьбы с "незаконной" миграцией и "нелегалами" проблемы внутренней миграции вновь отходят на задний план. А между тем, есть основания утверждать, что в России неизбежен рост миграционной активности населения, и, быть может, он уже идет в латентной форме. Причины тому видятся в следующем:
-
В условиях развала (или, если
угодно - слома) социалистической
системы экономики и
Большие излишки рабочей силы в настоящее время есть в селе. Даже два подряд относительно урожайных года (2001 и 2002) не привели ни к росту доходов занятых в сельском хозяйстве - средняя заработная плата в нем находится ниже уровня прожиточного минимума, ни притоку серьезных инвестиций в отрасль. Миллионы сельских семей занимаются по сути натуральным хозяйством, что не соответствует реалиям нынешнего столетия. Выезд из села сейчас сдерживает только бедность населения и отсутствие хорошо оплачиваемой работы в городах.
Неблагополучно положение во многих малых городах, в т.ч. с моноотраслевой экономикой. Ведущийся под руководством Министерства труда и социального развития мониторинг городов и других населенных пунктов с моноэкономической структурой и высоким уровнем безработицы, в котором принимал участие автор, показывает, что во многих монопрофильных поселениях без больших вложений средств в перепрофилирование производств, развитие малого бизнеса, будет сохраняться слабая конкурентоспособность производств, чрезвычайно низкая (даже по российским меркам) оплата труда, скрытая безработица. Многие малые города и поселки деградируют, но население, в них проживающее, с этим мириться не обязано, и оно находит и будет находить возможности смены приложения труда.
Стратегическая цель демографического развития страны
Вслед за одобрением Правительством в сентябре 2001 г. Концепции демографического развития России в этой области был осуществлен ряд целенаправленных мер: дважды повышалось единовременное пособие в связи с рождением ребенка; утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг.; реализуется Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов»; внесены поправки в законы, регулирующие миграционные процессы; разрабатываются региональные концепции и программы мер по оздоровлению ситуации в области рождаемости, смертности и др.
Однако ощутимых изменений в демографической ситуации за истекшие годы не произошло. Причем не из-за инерционности демографических процессов и действия лага запаздывания между принятием решений и их результатами, а из-за того, что принятые меры, во-первых, в силу незначительности затрат на них оказались недостаточно сильными, способными переломить негативные тенденции в воспроизводстве и миграции населения. И, во-вторых, они по своей сути не были направлены на решение поставленной цели (например, в области рождаемости акцент делался не на стимулирование рождения второго и третьего ребенка, а на осуществление социальной помощи тем, у кого и без этой помощи рождаются первенцы; в области миграции изменение норм получения гражданства исходило не из необходимости привлечения новых граждан в страну, а из того, чтобы ограничить их приток и затруднить получение гражданства. Неэффективными оказались также приказы бывшего Минздрава о регулировании цен на лекарственные средства для льготных категорий граждан и пр.
В результате происшедший в 2000-2004 гг. рост рождаемости был вызван не действием введенных мер, а в основном структурными факторами (пополнение репродуктивного контингента лицами, родившимися в «урожайные» 80-е гг.). По расчетам В.Н. Архангельского, в 2003 г. увеличение общего коэффициента рождаемости в России уже полностью было вызвано сдвигами в половозрастном составе населения [1, с. 16].
Наряду с ростом рождаемости возросла и смертность. В среднем за 4 года нового, XXI века число умерших по сравнению с аналогичным предыдущим периодом увеличились на 220 тыс. и держится на отметке в 2,3 млн. человек. В те же 2001-2004 гг. миграционный прирост сократился в 5 раз в сравнении с 1995-2000 гг. и составил в 2004 г. - 0,03% к численности населения страны, тогда как естественная убыль превысила - 0,55% (почти в 20 раз больше).
Таким
образом, одобренная Правительством Концепция
демографического развития не стала
действенным рычагом
Сохраняющаяся
в ряде властных структур и общественных
институтов недооценка возможных последствий
современных параметров демографического
развития страны объясняется тем, что
они еще не воспринимаются как
катастрофические, поскольку динамика
ухудшения носит пока эволюционный
характер. Однако уже в ближайшее
время произойдет резкое сокращение
численности населения и
В
текущем 2006 г. начнет уменьшаться численность
населения трудоспособного
Чтобы
превратить Стратегию в целенаправленный
и конструктивный механизм выхода России
из демографического кризиса, что в
полной мере соответствует геополитическим
интересам государства, необходимо,
прежде всего, уточнить положения одобренной
Правительством 4 года назад Концепции
демографического развития страны, учитывая
ухудшающуюся ситуацию в области
рождаемости, смертности и миграции
населения, а также перспективы
возможной демографической
В Концепции 2001 г. записано, что «целями демографического развития Российской Федерации являются стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту» [5, с. 250-262]. В первоначальной формулировке, которая была скорректирована правительственными структурами, речь шла о том, что для достижения поставленной цели должны быть мобилизованы как воспроизводственные, так и миграционные ресурсы. Кроме того, из документа было исключено геополитическое обоснование стратегии демографического развития России. И все же в целом поставленная в Концепции цель отвечала и отвечает интересам страны, ибо альтернативой ей может быть только сокращение численности населения. В качестве цели демографического развития (политики) не может выступать улучшение качества населения, поскольку это цель отнюдь не демографической, а социальной политики, хотя очевидно, что лишь одновременное осуществление и той (демографический рост), и другой (улучшение качества) позволит сохранить и преумножить население.
Одним
из недостатков Концепции