Миграция. Демография

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 02:48, реферат

Краткое описание

Стратегическая цель демографического развития страны.
Пороговые значения демографического роста в 2006-2025 гг.
Возможности достижения пороговых демографических показателей.
Идеология и направления демографической политики.

Файлы: 1 файл

Доклад по демографии.docx

— 58.48 Кб (Скачать)

     - Сохраняется ненормальная, почти  крепостная привязанность человека  к жилью, давно изжитая в  развитых странах. Действующая  де-факто система прописки (ныне - регистрации), служит ощутимым препятствием  при приеме на работу лиц, этой регистрации не имеющих, как из числа иностранных граждан, так и россиян. В последнее время вновь на самом высоком уровне идет обсуждение вопроса по ужесточению режима регистрации, например, в Москве.      

     Кроме того, наличие работы, даже нормально  по российским меркам оплачиваемой, не дает возможности людям арендовать жилье или делать сбережения с  целью его приобретения.      

     - Развитие форм временной, коммерческой, "челночной" миграции, которая  позволяет части семей получать  средства к существованию путем  работы на временной основе  в другом городе или регионе.  Это ведет к определенным сложностям  в жизни трудовых мигрантов,  но позволяет им осуществлять  трудовую деятельность, избегая  затрат на переезд всей семьи.  Трудовая миграция, в отличие  от переселения, не предполагает  смены постоянного места жительства, по крайней мере на первоначальном этапе. Пока временные трудовые миграции в определенной степени сдерживают переселения (и работник, и работодатель имеют определенные выгоды от такого положения дел), но в перспективе они могут послужить толчком к переселению на новое место жительства, ближе к работе, уже на постоянной основе. Масштабы временной трудовой миграции, на основании данных выборочных социологических обследований, оцениваются в 4-5 миллионов человек.      

     - Государство резко сократило  свое вмешательство в сферу  регулирования миграции, в том  плане, что больше не выступает  в качестве субъекта экономического  стимулирования перемещения населения  и трудовых ресурсов. Правда, в  последние годы как федеральные,  так и региональные власти  все чаще выдвигают инициативы  по введению ряда административных  ограничений миграции, что также  вряд ли будет способствовать  усилению миграционной активности  граждан (а тем более неграждан), особенно регистрируемой ее части.      

     Что заставляет усомниться в снижении миграционной активности населения России?      

     Прежде  всего, то, что в стране сохраняется  достаточно сложная система регистрации  граждан по месту жительства, на которой основан учет, причем она  касается не только иностранцев, но и  граждан России. В настоящее время  основное внимание властей приковано  к проблеме нелегальной иммиграции, высказываются даже дикие предложения  введения уголовной (!) ответственности  для незаконных мигрантов.      

     Усложнение  процедуры оформления законного  пребывания мигрантов в России, хотя и направлено на улучшение их учета, на деле оборачивается увеличением  числа незарегистрированных мигрантов, де-факто проживающих в стране длительное время. Как показывают обследования, около половины временных трудовых мигрантов с Украины, работающих в Москве, проживают в городе более 5 лет.      

     Масштабы  нерегистрируемой миграции могут быть достаточно велики. Например, в г. Астане (Казахстан) в июле 2000 года "в целях обеспечения выполнения юридическими и физическими лицами "Правил документирования и регистрации населения Республики Казахстан" была проведена акция "Я - житель столицы". В ходе этой акции было зарегистрировано 153,5 тысяч человек (это почти треть населения города), проживающих в столице с 25 февраля 1999 года по 31 августа 2000 года без регистрации в органах внутренних дел. Это в большинстве своем не были нелегальные иммигранты из других стран, а выходцы из других регионов и городов страны. Конечно, случай с новой столицей Казахстана не типичный, город строится и развивается усиленными темпами, в российской столице такого быть не может. Но этот пример показывает, какой может быть латентная миграция в соотношении с "видимым" потоком, который составлял несколько тысяч в год.      

     В настоящее время в России на фоне волны борьбы с "незаконной" миграцией  и "нелегалами" проблемы внутренней миграции вновь отходят на задний план. А между тем, есть основания  утверждать, что в России неизбежен  рост миграционной активности населения, и, быть может, он уже идет в латентной  форме. Причины тому видятся в  следующем:      

     - В условиях развала (или, если  угодно - слома) социалистической  системы экономики и формирования  совершенно новой системы хозяйствования  необходимое межотраслевое и  региональное перераспределение  рабочей силы не завершено,  основные причины этого упомянуты  выше. В результате миграции сократилось  население многих северных регионов, но есть большие сомнения, что  перенаселенность российских "северов"  ликвидирована. Износ производственных  фондов, необходимость в недалеком  будущем платить настоящую цену  за потребляемые энергетические  ресурсы могут с новой остротой  поднять этот вопрос.      

     Большие излишки рабочей силы в настоящее  время есть в селе. Даже два подряд относительно урожайных года (2001 и 2002) не привели ни к росту доходов  занятых в сельском хозяйстве - средняя  заработная плата в нем находится  ниже уровня прожиточного минимума, ни притоку серьезных инвестиций в  отрасль. Миллионы сельских семей занимаются по сути натуральным хозяйством, что не соответствует реалиям нынешнего столетия. Выезд из села сейчас сдерживает только бедность населения и отсутствие хорошо оплачиваемой работы в городах.      

     Неблагополучно  положение во многих малых городах, в т.ч. с моноотраслевой экономикой. Ведущийся под руководством Министерства труда и социального развития мониторинг городов и других населенных пунктов с моноэкономической структурой и высоким уровнем безработицы, в котором принимал участие автор, показывает, что во многих монопрофильных поселениях без больших вложений средств в перепрофилирование производств, развитие малого бизнеса, будет сохраняться слабая конкурентоспособность производств, чрезвычайно низкая (даже по российским меркам) оплата труда, скрытая безработица. Многие малые города и поселки деградируют, но население, в них проживающее, с этим мириться не обязано, и оно находит и будет находить возможности смены приложения труда.

     Стратегическая  цель демографического развития страны

     Вслед за одобрением Правительством в сентябре 2001 г. Концепции демографического развития России в этой области был осуществлен  ряд целенаправленных мер: дважды повышалось единовременное пособие в связи  с рождением ребенка; утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг.; реализуется Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов»; внесены поправки в законы, регулирующие миграционные процессы; разрабатываются региональные концепции и программы мер по оздоровлению ситуации в области рождаемости, смертности и др.

     Однако  ощутимых изменений в демографической  ситуации за истекшие годы не произошло. Причем не из-за инерционности демографических  процессов и действия лага запаздывания между принятием решений и  их результатами, а из-за того, что  принятые меры, во-первых, в силу незначительности затрат на них оказались недостаточно сильными, способными переломить негативные тенденции в воспроизводстве  и миграции населения. И, во-вторых, они по своей сути не были направлены на решение поставленной цели (например, в области рождаемости акцент делался не на стимулирование рождения второго и третьего ребенка, а  на осуществление социальной помощи тем, у кого и без этой помощи рождаются  первенцы; в области миграции изменение  норм получения гражданства исходило не из необходимости привлечения  новых граждан в страну, а из того, чтобы ограничить их приток и  затруднить получение гражданства. Неэффективными оказались также  приказы бывшего Минздрава о  регулировании цен на лекарственные  средства для льготных категорий  граждан и пр.

     В результате происшедший в 2000-2004 гг. рост рождаемости был вызван не действием  введенных мер, а в основном структурными факторами (пополнение репродуктивного  контингента лицами, родившимися  в «урожайные» 80-е гг.). По расчетам В.Н. Архангельского, в 2003 г. увеличение общего коэффициента рождаемости в  России уже полностью было вызвано  сдвигами в половозрастном составе  населения [1, с. 16].

     Наряду  с ростом рождаемости возросла и  смертность. В среднем за 4 года нового, XXI века число умерших по сравнению  с аналогичным предыдущим периодом увеличились на 220 тыс. и держится на отметке в 2,3 млн. человек. В те же 2001-2004 гг. миграционный прирост сократился в 5 раз в сравнении с 1995-2000 гг. и составил в 2004 г. - 0,03% к численности  населения страны, тогда как естественная убыль превысила - 0,55% (почти в 20 раз  больше).

     Таким образом, одобренная Правительством Концепция  демографического развития не стала  действенным рычагом воздействия  на демографические и миграционные процессы. К тому же во властных структурах, не говоря уже о средствах массовой информации, до самого последнего времени  отсутствовало осознание того, что  углубляющийся в России демографический  кризис становится главной опасностью для её настоящего и будущего. Действительно, все последние 10 лет демографическая  проблематика в том или иной мере обсуждалась в различных законодательных  и исполнительных структурах: в начале 1993 г. на этот счет даже было принято  Постановление ВС РСФСР; состоялись десятки парламентских слушаний, в основном направленных на повышение демографической грамотности депутатов; в 2001 г. демографическая ситуация рассматривалась и Правительством РФ, одобрившим Концепцию демографического развития; несколько раз демографические вопросы, как крайне актуальные для страны, звучали в ежегодных посланиях Президента. Тем не менее, лишь в Послании 2005 г. озабоченность демографическим будущим получила конструктивное продолжение. В нем, в частности, говорилось: «Меры по созданию условий, благоприятных для рождения детей, снижения смертности и упорядочению миграции должны реализовываться одновременно. Уверен, что нашему обществу по силам решить эти задачи и постепенно стабилизировать численность российского населения» [2].

     Сохраняющаяся в ряде властных структур и общественных институтов недооценка возможных последствий  современных параметров демографического развития страны объясняется тем, что  они еще не воспринимаются как  катастрофические, поскольку динамика ухудшения носит пока эволюционный характер. Однако уже в ближайшее  время произойдет резкое сокращение численности населения и масштабов  трудового потенциала. Если уровни рождаемости, смертности и миграции останутся неизменными, то, начиная  с 2008 г. население России ежегодно в  среднем будет сокращаться на один миллион человек. Его численность (в целых числах) к 2010 г. составит 139 млн., к 2015 г. . 134 млн., к 2020 г. . 129 млн. и  к началу 2025 г. снизится до 122 млн. человек. Но если в течение ближайших 20 лет  продолжатся нынешние тенденции  рождаемости и смертности (в 2005 г. уже началось снижение первой и рост второй), то численность населения  к началу 2025 г. сократится до 114 млн. человек. И как следствие: бездействующая Россия (в первую очередь со стороны  власти и бизнеса) за 20 лет, даже в  мирное время, может потерять почти 30 млн. человек.

     В текущем 2006 г. начнет уменьшаться численность  населения трудоспособного возраста. К концу года она сократится на 330 тыс. человек, а затем, с 2009 г. вплоть до 2018 г., будет уменьшаться на 1,2-1,4 млн. в год. За ближайшее десятилетие (2006-2015 гг.) численность лиц трудоспособного  возраста сократится на 11 млн. человек (более чем на 12%). Произойдет также  обвал численности населения, из которого формируются репродуктивные, воинские и образовательные контингенты. В частности, численность 18- летних мужчин к началу 2016 г. уменьшится вдвое.

     Чтобы превратить Стратегию в целенаправленный и конструктивный механизм выхода России из демографического кризиса, что в  полной мере соответствует геополитическим  интересам государства, необходимо, прежде всего, уточнить положения одобренной Правительством 4 года назад Концепции  демографического развития страны, учитывая ухудшающуюся ситуацию в области  рождаемости, смертности и миграции населения, а также перспективы  возможной демографической динамики.

     В Концепции 2001 г. записано, что «целями  демографического развития Российской Федерации являются стабилизация численности  населения и формирование предпосылок  к последующему демографическому росту» [5, с. 250-262]. В первоначальной формулировке, которая была скорректирована правительственными структурами, речь шла о том, что для достижения поставленной цели должны быть мобилизованы как воспроизводственные, так и миграционные ресурсы. Кроме того, из документа было исключено геополитическое обоснование стратегии демографического развития России. И все же в целом поставленная в Концепции цель отвечала и отвечает интересам страны, ибо альтернативой ей может быть только сокращение численности населения. В качестве цели демографического развития (политики) не может выступать улучшение качества населения, поскольку это цель отнюдь не демографической, а социальной политики, хотя очевидно, что лишь одновременное осуществление и той (демографический рост), и другой (улучшение качества) позволит сохранить и преумножить население.

     Одним из недостатков Концепции оказалось  то, что не учитывалась специфика  демографического развития России в  первой четверти XXI века (влияние созданной  в 80- 90-е гг. демографической волны). Суть её в том, что на смену повышению рождаемости, связанному с увеличением численности репродуктивных контингентов (они пополняются лицами, рожденными в 80-е гг., число которых за год в среднем составляло 2330 тыс. человек), придут женщины 90-х гг. рождения (1385 тыс.), с чем неминуемо будет связан обвал рождений: в 2010 г. число родившихся может составить 1479 тыс., в 2015 г. . 1287 тыс., в 2020 г. . 1066 тыс. и в 2025 г. . 944 тыс. человек. При меньшем (примерно на 30%) населении страны даже в труднейшие годы войны (1942-1943 гг.) число родившихся не опускались ниже отметки в один миллион человек.

Информация о работе Миграция. Демография